Исследовательский проект «Хочу все знать!» на тему «Каша — матушка наша»
классный час (1 класс)
Цели: 1) дать учащимся представление о завтраке как обязательном
компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака;
2) рассказать детям о каше как традиционном блюде русской
кухни, его пользе для здоровья;
3) воспитывать культуру поведения за столом во время еды
Ход занятия.
1. Актуализация знаний.
- Вспомните, какие полезные продукты вы съели за неделю.
- А как правильно надо питаться, чтобы вырасти здоровым и сильным? Сколько раз в день должен питаться человек?
- Перечислите приёмы пищи.
(завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин)
- Вспомните и назовите основные правила гигиены питания,которые вы узнали на прошлых занятиях и уже знаем:
* Мою руки перед едой с мылом,
* Мою фрукты и овощи перед едой кипячёной водой,
* Ем небольшими кусочками, не тороплюсь,
* Не разговариваю во время еды,
* Ем в меру,
* Не питаюсь всухомятку,
* Ем в одно и то же время.
- Всё это записано на плакате (учитель открывает плакат с правилами).
2. Постановка цели занятия.
- Какой приём пищи, по – вашему мнению, является обязательным?
- Завтрак – это обязательный приём пищи для каждого человека. Установлено, что регулярный приём пищи по утрам снижает риск возникновения желудочно – кишечных заболеваний. Завтракающий человек больше устойчив к стрессам, умственным и психическим нагрузкам.
- А что вы, обычно, едите на завтрак?
(учитель выслушивает ответы детей)
- А кто догадался о цели нашего занятия?
- Сегодня мы узнаем о пользе пищи, которую надо обязательно есть утром.
3. Игра «Составь меню на завтрак». Сообщение темы занятия.
- Сейчас вам предстоит составить один из вариантов завтрака.
(на партах заготовлены названия блюд, дети выбирают и наклеивают их на альбомный лист).
- Посмотрим, что вы нам предлагаете на завтрак.
(каждая группа выходит к доске и озвучивает своё меню).
- Молодцы!
- Что, по вашему мнению, служит лучшим блюдом на завтрак?
(ответы детей)
- Тема нашего занятия так и звучит «Каша-матушка наша».
4. Работа по теме занятия. «Приглашение в гости к Сороке-Белобоке».
- Ребята, вспомните, кто из известных героев стихотворения варил замечательную кашу?
(Сорока-Белобока)
Сорока-Белобока: - Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу, как я живу.
(дети рассаживаются за стол)
- Мы в гостях у Сороки-Белобоки. Вспомним, как надо вести себя за столом, в гостях.
(дети вспоминают правила этикета за столом)
Сорока-Белобока:- Вот печка: здесь я пироги пеку, блины. Вот мой чугунок, в котором я кашу варю.
- Сорока-Белобока! Где ты была?
Сорока-Белобока: - Далёко! По полям летала, зёрна собирала, печку топила, кашу варила, детишек созывала, кашкой угощала …
- А какой кашкой?
Сорока-Белобока: - Гречневой!
- Гречневой? Как здорово! Наши дети очень любят кушать гречневую кашу и даже стихотворение про неё выучили.Вот послушай Сорока-Белобока:
Каша из гречки –
Вкусней её нет.
Варим в печке –
Вот и готов обед.
Как вкусна
И как ароматна,
Очень полезна
И очень приятна.
- Сорока-Белобока, кого кашей угощала?
Сорока-Белобока: - Этим дала в чашечке, этим дала в плошечке, этим в поварёшечке. Этим на ложечке. А этому – весь масленичек!
- Дети, вкусная ли каша?
- Хороша ты, кашка, да мала ты, чашка!
- Нам понравилась твоя каша, Сорока-Белобока. Она очень полезная. Кто её будет кушать, тот будет здоровым, крепким, сильным.
- Дети, скажите Сороке-Белобоке спасибо и попрощайтесь с ней.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА.
5. Рассказ учителя о каше.
- Ребята, знаете ли вы, что каша – исконно русское блюдо? Специальная каша варилась в честь любого знаменательного события.
Так, жених и невеста должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств. При рождении ребёнка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, её должен съесть молодой отец.
Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось чуть – чуть гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как же накормить солдат, Суворов отдал приказ варить всё в общем котле, добавив масла и лука. Оказалась каша очень вкусной и полезной. А такую кашу до сих пор называют суворовской.
У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным.С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ними каши не сваришь».
- Как вы думаете,почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?
- Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом.
- Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.
- Ребята, а вы знаете, из чего готовят кашу?
(из крупы)
6. Игра «Узнай кашу».
- А сможете ли вы по крупе узнать кашу?
(каждая группа получает крупу: рис, геркулес, гречка, перловка, пшено)
7. Сценка из сказки «Каша из топора».
Ведущая (учитель)
По дороге шел солдат,
Шел давно и был он рад:
Долг исполнив боевой,
Возвращался он домой.
Притомившийся в пути,
Он решил в село зайти.
На краю села — избушка,
В ней жила одна старушка.
Постучал солдат в окошко
И спросил, пождав немножко.
Солдат.
Есть ли в доме кто живой.
Не возьмет ли на постой?
Ведущая.
Дверь старушка отворила
И служивого впустила.
Старуха.
Заходи в избу, солдатик,
Приготовлю я полати.
Чай, в дороге приустал?
Солдат.
Я б ушицы похлебал
Али каши —все одно:
В животе урчит давно.
Старуха.
В доме крошки ты не сыщешь,
А в амбаре — только мыши.
Дом мой беден, оттого
Нет покушать ничего.
Ведущая.
Почесал солдат макушку
И опять спросил старушку.
Солдат.
Есть в твоей избе топор?
Будет ужин сытен, скор.
Хоть устал я, так и быть,
Стану кашу я варить.
Старуха.
Из чего?
Солдат.
Из топора.
Старуха.
Хоть и стала я стара,
Такой каши не едала.
Солдат.
Наедимся до отвала!
Разведу огонь в печи,
Ты ж котел, топор тащи.
Старуха приносит котелок и топор. Солдат разводит в печи огонь, наливает в котелок воды, кладет туда топор.
Солдат.
Ох и славный будет ужин,
Только соль добавить нужно.
Нет ли где щепотки соли?
Старуха (подает солонку).
Посоли, служивый, вволю.
Солдат солит, помешивает ложкой, пробует, кряхтит от удовольствия.
Старуха.
Вкуснотища?
Солдат.
Вкуснотища!
Лучшей каши и не сыщешь!
Чуть язык не проглотил!
Старуха.
Хорошо ли посолил?
Солдат.
У солдата глаз — алмаз,
Посолил я в самый раз.
Надо бы крупы чуток.
Старуха.
Принесу сейчас, сынок.
Выходит и возвращается с мешочком крупы.
Старуха.
На, добавь в котел пшена.
Солдат кладет в котелок крупу, помешивает, пробует.
Солдат.
Вот так каша! Как вкусна!
И во рту, как сахар, тает,
Только масла не хватает.
Старуха достает с полки горшочек с маслом.
Старуха.
Вот ведь масло, сдобри кашку,
Я ж пока достану чашки.
Солдат добавляет масло. Берет у старухи чашки и накладывает в них кашу, подает старухе.
Солдат.
Вот и наша
Пшенная каша!
Садятся за стол, начинают есть.
Старуха.
Ах да каша! Нету слаще!
И за уши не оттащишь!
Крупянистая!
Маслянистая!
Ах, солдатик, удружил,
Кашу славную сварил!
Солдат.
Топора не пожалела —
Видишь, вкусно как поела.
Старуха.
Ай да каша! Просто мед!
Слушай, а когда дойдет
Очередь до топора?
Сейчас съедим или с утра?
Солдат.
Ужин добрый получился,
А топор вот не сварился.
Отосплюся, а к утру
С новой кашей доварю.
Солдат встает из-за стола, уходит. Старуха собирает со стола посуду.
8. Игра «Свари кашу».
- Ребята,а как вы понимаете пословицу: «Кашу маслом не испортишь»?
(ответы детей)
- Масло делает вкус каши более мягким и нежным.
- Попробуйте отгадать загадки и узнаете, что ещё делает кашу вкусной.
«Меня одну не едят
И без меня не едят.
На воду упала и сразу пропала».
(Соль)
«Я бел как снег,
В чести у всех.
И нравлюсь вам
Во вред зубам»
(Сахар)
«Бело, а не вода,
Сладкое, а не мёд.
От Бурёнки берут,
Деточкам дают».
(Молоко)
- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкусной и полезной?
(ответы детей)
- Сейчас вы украсите свою кашу разными добавками.
(дети берут трафареты и делают их в цвете, украшают «блюда с кашей»)
9. Рефлексия. Итог.
Каша – традиционное блюдо многих кухонь мира занимает особое место в детском питании. Пользу каш для детей трудно переоценить, ведь они содержат комплекс питательных веществ, необходимых для полноценного физического развития организма. Молочная каша неизменно входит в число первых продуктов, которые вводятся в рацион малышей, что вполне обоснованно. Крупяные блюда являются источником множества полезных составляющих, в том числе минеральных веществ, белка, витаминов, клетчатки и, конечно, углеводов. Причем в кашах содержатся преимущественно медленные углеводы, которые расходуются постепенно, обеспечивая растущий организм энергией на значительное время. Однако, каши разнятся между собой по содержанию нужных для детского организма компонентов. Если выстроить рейтинг каш по полезности,то результат будет таков: первые места занимают овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная и пшенная каша.
- Ребята, на какую тему мы с вами вели беседу?
- Что интересного вы узнали на занятии?
- Для чего мы едим каши?
- Узнайте у родителей рецепт самой вкусной каши в вашей семье. Об этом мы поговорим на следующем занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект «Хочу все знать!» на тему «Каша — матушка наша»
Цели: 1) дать учащимся представление о завтраке как обязательном
компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака;
2) рассказать детям о каше как традиционном блюде русской
кухни, его пользе для здоровья;
3) воспитывать культуру поведения за столом во время еды
Ход занятия.
1. Актуализация знаний.
- Вспомните, какие полезные продукты вы съели за неделю.
- А как правильно надо питаться, чтобы вырасти здоровым и сильным? Сколько раз в день должен питаться человек?
- Перечислите приёмы пищи.
(завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин)
- Вспомните и назовите основные правила гигиены питания,которые вы узнали на прошлых занятиях и уже знаем:
* Мою руки перед едой с мылом,
* Мою фрукты и овощи перед едой кипячёной водой,
* Ем небольшими кусочками, не тороплюсь,
* Не разговариваю во время еды,
* Ем в меру,
* Не питаюсь всухомятку,
* Ем в одно и то же время.
- Всё это записано на плакате (учитель открывает плакат с правилами).
2. Постановка цели занятия.
- Какой приём пищи, по – вашему мнению, является обязательным?
- Завтрак – это обязательный приём пищи для каждого человека. Установлено, что регулярный приём пищи по утрам снижает риск возникновения желудочно – кишечных заболеваний. Завтракающий человек больше устойчив к стрессам, умственным и психическим нагрузкам.
- А что вы, обычно, едите на завтрак?
(учитель выслушивает ответы детей)
- А кто догадался о цели нашего занятия?
- Сегодня мы узнаем о пользе пищи, которую надо обязательно есть утром.
3. Игра «Составь меню на завтрак». Сообщение темы занятия.
- Сейчас вам предстоит составить один из вариантов завтрака.
(на партах заготовлены названия блюд, дети выбирают и наклеивают их на альбомный лист).
- Посмотрим, что вы нам предлагаете на завтрак.
(каждая группа выходит к доске и озвучивает своё меню).
- Молодцы!
- Что, по вашему мнению, служит лучшим блюдом на завтрак?
(ответы детей)
- Тема нашего занятия так и звучит «Каша-матушка наша».
4. Работа по теме занятия. «Приглашение в гости к Сороке-Белобоке».
- Ребята, вспомните, кто из известных героев стихотворения варил замечательную кашу?
(Сорока-Белобока)
Сорока-Белобока: - Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу, как я живу.
(дети рассаживаются за стол)
- Мы в гостях у Сороки-Белобоки. Вспомним, как надо вести себя за столом, в гостях.
(дети вспоминают правила этикета за столом)
Сорока-Белобока:- Вот печка: здесь я пироги пеку, блины. Вот мой чугунок, в котором я кашу варю.
- Сорока-Белобока! Где ты была?
Сорока-Белобока: - Далёко! По полям летала, зёрна собирала, печку топила, кашу варила, детишек созывала, кашкой угощала …
- А какой кашкой?
Сорока-Белобока: - Гречневой!
- Гречневой? Как здорово! Наши дети очень любят кушать гречневую кашу и даже стихотворение про неё выучили.Вот послушай Сорока-Белобока:
Каша из гречки –
Вкусней её нет.
Варим в печке –
Вот и готов обед.
Как вкусна
И как ароматна,
Очень полезна
И очень приятна.
- Сорока-Белобока, кого кашей угощала?
Сорока-Белобока: - Этим дала в чашечке, этим дала в плошечке, этим в поварёшечке. Этим на ложечке. А этому – весь масленичек!
- Дети, вкусная ли каша?
- Хороша ты, кашка, да мала ты, чашка!
- Нам понравилась твоя каша, Сорока-Белобока. Она очень полезная. Кто её будет кушать, тот будет здоровым, крепким, сильным.
- Дети, скажите Сороке-Белобоке спасибо и попрощайтесь с ней.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА.
5. Рассказ учителя о каше.
- Ребята, знаете ли вы, что каша – исконно русское блюдо? Специальная каша варилась в честь любого знаменательного события.
Так, жених и невеста должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств. При рождении ребёнка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, её должен съесть молодой отец.
Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось чуть – чуть гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как же накормить солдат, Суворов отдал приказ варить всё в общем котле, добавив масла и лука. Оказалась каша очень вкусной и полезной. А такую кашу до сих пор называют суворовской.
У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным.С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ними каши не сваришь».
- Как вы думаете,почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?
- Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом.
- Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.
- Ребята, а вы знаете, из чего готовят кашу?
(из крупы)
6. Игра «Узнай кашу».
- А сможете ли вы по крупе узнать кашу?
(каждая группа получает крупу: рис, геркулес, гречка, перловка, пшено)
7. Сценка из сказки «Каша из топора».
Ведущая (учитель)
По дороге шел солдат,
Шел давно и был он рад:
Долг исполнив боевой,
Возвращался он домой.
Притомившийся в пути,
Он решил в село зайти.
На краю села — избушка,
В ней жила одна старушка.
Постучал солдат в окошко
И спросил, пождав немножко.
Солдат.
Есть ли в доме кто живой.
Не возьмет ли на постой?
Ведущая.
Дверь старушка отворила
И служивого впустила.
Старуха.
Заходи в избу, солдатик,
Приготовлю я полати.
Чай, в дороге приустал?
Солдат.
Я б ушицы похлебал
Али каши —все одно:
В животе урчит давно.
Старуха.
В доме крошки ты не сыщешь,
А в амбаре — только мыши.
Дом мой беден, оттого
Нет покушать ничего.
Ведущая.
Почесал солдат макушку
И опять спросил старушку.
Солдат.
Есть в твоей избе топор?
Будет ужин сытен, скор.
Хоть устал я, так и быть,
Стану кашу я варить.
Старуха.
Из чего?
Солдат.
Из топора.
Старуха.
Хоть и стала я стара,
Такой каши не едала.
Солдат.
Наедимся до отвала!
Разведу огонь в печи,
Ты ж котел, топор тащи.
Старуха приносит котелок и топор. Солдат разводит в печи огонь, наливает в котелок воды, кладет туда топор.
Солдат.
Ох и славный будет ужин,
Только соль добавить нужно.
Нет ли где щепотки соли?
Старуха (подает солонку).
Посоли, служивый, вволю.
Солдат солит, помешивает ложкой, пробует, кряхтит от удовольствия.
Старуха.
Вкуснотища?
Солдат.
Вкуснотища!
Лучшей каши и не сыщешь!
Чуть язык не проглотил!
Старуха.
Хорошо ли посолил?
Солдат.
У солдата глаз — алмаз,
Посолил я в самый раз.
Надо бы крупы чуток.
Старуха.
Принесу сейчас, сынок.
Выходит и возвращается с мешочком крупы.
Старуха.
На, добавь в котел пшена.
Солдат кладет в котелок крупу, помешивает, пробует.
Солдат.
Вот так каша! Как вкусна!
И во рту, как сахар, тает,
Только масла не хватает.
Старуха достает с полки горшочек с маслом.
Старуха.
Вот ведь масло, сдобри кашку,
Я ж пока достану чашки.
Солдат добавляет масло. Берет у старухи чашки и накладывает в них кашу, подает старухе.
Солдат.
Вот и наша
Пшенная каша!
Садятся за стол, начинают есть.
Старуха.
Ах да каша! Нету слаще!
И за уши не оттащишь!
Крупянистая!
Маслянистая!
Ах, солдатик, удружил,
Кашу славную сварил!
Солдат.
Топора не пожалела —
Видишь, вкусно как поела.
Старуха.
Ай да каша! Просто мед!
Слушай, а когда дойдет
Очередь до топора?
Сейчас съедим или с утра?
Солдат.
Ужин добрый получился,
А топор вот не сварился.
Отосплюся, а к утру
С новой кашей доварю.
Солдат встает из-за стола, уходит. Старуха собирает со стола посуду.
8. Игра «Свари кашу».
- Ребята,а как вы понимаете пословицу: «Кашу маслом не испортишь»?
(ответы детей)
- Масло делает вкус каши более мягким и нежным.
- Попробуйте отгадать загадки и узнаете, что ещё делает кашу вкусной.
«Меня одну не едят
И без меня не едят.
На воду упала и сразу пропала».
(Соль)
«Я бел как снег,
В чести у всех.
И нравлюсь вам
Во вред зубам»
(Сахар)
«Бело, а не вода,
Сладкое, а не мёд.
От Бурёнки берут,
Деточкам дают».
(Молоко)
- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкусной и полезной?
(ответы детей)
- Сейчас вы украсите свою кашу разными добавками.
(дети берут трафареты и делают их в цвете, украшают «блюда с кашей»)
9. Рефлексия. Итог.
Каша – традиционное блюдо многих кухонь мира занимает особое место в детском питании. Пользу каш для детей трудно переоценить, ведь они содержат комплекс питательных веществ, необходимых для полноценного физического развития организма. Молочная каша неизменно входит в число первых продуктов, которые вводятся в рацион малышей, что вполне обоснованно. Крупяные блюда являются источником множества полезных составляющих, в том числе минеральных веществ, белка, витаминов, клетчатки и, конечно, углеводов. Причем в кашах содержатся преимущественно медленные углеводы, которые расходуются постепенно, обеспечивая растущий организм энергией на значительное время. Однако, каши разнятся между собой по содержанию нужных для детского организма компонентов. Если выстроить рейтинг каш по полезности,то результат будет таков: первые места занимают овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная и пшенная каша.
- Ребята, на какую тему мы с вами вели беседу?
- Что интересного вы узнали на занятии?
- Для чего мы едим каши?
- Узнайте у родителей рецепт самой вкусной каши в вашей семье. Об этом мы поговорим на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о научно-исследовательском проекте"Хочу все знать"
Статья в школьной газете посвящена работе научного общества "Созвездие" учащихся 3 класса МБОУ "Сош №8" города Астрахани, в рамках работы по проекту "Хо...
Презентация "Каша-матушка наша"
Презентация помогает в проведении внеклассного занятия....
Внеклассное мероприятие по теме «Каша – матушка наша»
Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак....
Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!"
Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!" Интересный рассказ о традиционном руссом блюде - каше. Использованы веселые стишки, загадки, скороговорки,старинные приметы и обряды, а так-же рецепты...
Исследовательская деятельность учащихся в рамках проекта "Хочу все знать"
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность определяется стандартом, как главн...
Каша-матушка наша!
О пользе каши!...