Программа факультатива "Основы здорового образа жизни"
рабочая программа по зож (3 класс) на тему
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
факультатив "Основы здорового образа жизни" | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия г. Советский
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
3 «Б» класса
Составила: Секисова Н.Г.
2014-2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.
Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Дополнительная образовательная программа «Основы здорового образа жизни» имеет спортивно-оздоровительную направленность:
- она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания;
Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %. С нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %. Нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.
Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
- умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
- проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
- честен, самокритичен (нравственное здоровье);
- коммуникабелен (социальное здоровье);
- уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Цель программы:
cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи программы:
Обучающие:
- обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
- расширить представление учащихся о дорожной среде;
- систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
- научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.
Развивающие:
- развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
- развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
- развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).
Воспитательные:
- способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
- усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
- воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
- установление положительной психологической атмосферы в классе.
Возраст детей-участников программы - учащиеся третьего класса.
Срок реализации программы - программа краткосрочная, рассчитана на 1 год.
Основная форма работы – групповая.
Формы занятий: лекции, беседы, дискуссии, практические занятия, тренинги, семинары, анкетирование и тестирование, индивидуальные и групповые консультации, игровое моделирование.
Учебная нагрузка - 1час в неделю – 34 часа в год
Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.
Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.
Программа содержит блоки: мировоззренческий, психологический, социальный, правовой, семьеведческий, медицинский.
- Валеолого – этический блок: включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной, Космоса. Дает понятия основным философским категориям: забота, ответственность, бережность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
- Валеолого – психологический блок: дает понятия о строении и проявлениях психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Включает формирование и развитие умений приводить в гармонию и единство различные стороны своей души, самоценности своей личности.
- Валеолого – правовой блок: обеспечивает необходимое знание и понимание своих прав и обязанностей в обществе и семье; формирует навыки правового поведения, что обеспечивает безопасность и сохранение здоровья, правильное понимание свободы и необходимости.
- Валеолого – семьеведческий блок: дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье, развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье. Способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
- Валеолого – медицинский блок: дает основные знания об анатомии и физиологии организма, гигиене и профилактики болезней. Раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела. Формирует отношение к своему телу как ценности. Развивает навыки ухода за своим телом, правильного питания, режима труда и отдыха и т.д. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью: строение мужской и женской половой системы, гигиена, профилактика венерических заболеваний, контрацепция, вред ранних половых связей и аборта. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
Содержание программы
Что нужно делать, чтобы быть здоровым (12 ч.)
Первоначальное понятие "что такое здоровье". Анализ самоощущений больного и здорового человека. Возможности деятельности больного и здорового. Режим дня и здоровье, его составляющие. Назначение каждой части режима дня. Сходство и различия режима дня в 1 и 2 классах. Режим дня в рабочие и выходные дни, в каникулярное время. Режим дня и самочувствие. Правила личной гигиены, их содержание, значение для охраны здоровья. Правила ухода за зубами: правила чистки зубов, массаж десен, недопустимость механических повреждений зубов. Закаливание организма как средство укрепления здоровья. Некоторые правила закаливания.
Здоровье - это красота (5 ч.)
Поддержание порядка и чистоты одежды, обуви, книг и др.Особенности одежды в зависимости от погоды и характера занятий. Уход за телом. Позанимался -отдохни. Спорт для здоровья. Виды отдыха. Сон как важнейший вид отдыха. Гигиена сна.
Здоровью надо помогать. (8 ч.)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Здоровье и транспорт. Меры безопасности в домашних условиях (будь осторожен с огнем, электричеством, бытовыми приборами, острыми предметами.) Правила безопасного поведения на воде. Травмы, виды травм ( ушибы, ожоги, ранения и т.п.) Причины травм. Травмы и самоощущения.
Здоровье - это счастье (5 ч.)
Глаза, их значение в познании окружающего мира. Чтобы глаза не уставали. Уши, их значение в познании окружающего мира. Необходимость сохранения слуха. Осанка, и ее значение. Сохранение и укрепление осанки. Нервная система и органы чувств. Гигиена нервной системы и органов чувств.
Спеши делать добро (3 ч.)
Спешить - не спешить? Драться - не драться? Доброму все друзья. Я выбираю добро.
Итоговое занятие (1 ч)
Учебно-тематический план
№ п/п | тема | Всего часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Что нужно делать, чтобы быть здоровым | 12 | 10 | 2 |
2 | Здоровье - это красота | 5 | 3 | 2 |
3 | Здоровью надо помогать | 8 | 5 | 3 |
4 | Здоровье - это счастье | 5 | 3 | 2 |
5 | Спеши делать добро | 3 | 1 | 2 |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
ИТОГО: | 34 ч | 10 | 24 |
Тематическое планирование
№ п/п | тема | Всего часов | Из них | дата | Дата по факту | ||
теория | практика | ||||||
Что нужно делать, чтобы быть здоровым | 12 | 10 | 2 | ||||
1 | Первоначальное понятие "что такое здоровье". | 1 | 1 | - | |||
2 | Анализ самоощущений больного и здорового человека. | 1 | 1 | - | |||
3 | Возможности деятельности больного и здорового. | 1 | - | 1 | |||
4 | Режим дня и здоровье, его составляющие. | 1 | 1 | - | |||
5 | Назначение каждой части режима дня. | 1 | 1 | - | |||
6 | Сходство и различия режима дня в 2 и 3 классах. | 1 | 1 | - | |||
7 | Режим дня в рабочие и выходные дни, в каникулярное время. | 1 | 1 | - | |||
8 | Режим дня и самочувствие. | 1 | 1 | - | |||
9 | Правила личной гигиены, их содержание, значение для охраны здоровья. | 1 | 1 | - | |||
10 | Правила ухода за зубами: правила чистки зубов, массаж десен, недопустимость механических повреждений зубов. | 1 | - | 1 | |||
11 | Закаливание организма как средство укрепления здоровья. | 1 | 1 | - | |||
12 | Некоторые правила закаливания. | 1 | 1 | - | |||
Здоровье - это красота | 5 | 3 | 2 | ||||
13 | Поддержание порядка и чистоты одежды, обуви, книг и др. | 1 | - | 1 | |||
14 | Особенности одежды в зависимости от погоды и характера занятий. | 1 | 1 | - | |||
15 | Уход за телом. | 1 | 1 | - | |||
16 | Позанимался -отдохни. Спорт для здоровья. | 1 | - | 1 | |||
17 | Сон как важнейший вид отдыха. Гигиена сна. | 1 | 1 | - | |||
Здоровью надо помогать | 8 | 5 | 3 | ||||
18 | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1 | - | 1 | |||
19 | Здоровье и транспорт. | 1 | 1 | - | |||
20 | Меры безопасности в домашних условиях (будь осторожен с огнем, электричеством, бытовыми приборами, острыми предметами.) | 1 | - | 1 | |||
21 | Меры безопасности в домашних условиях (будь осторожен с огнем, электричеством, бытовыми приборами, острыми предметами.) | 1 | - | 1 | |||
22 | Правила безопасного поведения на воде. | 1 | 1 | - | |||
23 | Травмы, виды травм ( ушибы, ожоги, ранения и т.п.) | 1 | 1 | - | |||
24 | Причины травм. | 1 | 1 | - | |||
25 | Травмы и самоощущения. | 1 | 1 | - | |||
Здоровье - это счастье | 5 | 3 | 2 | ||||
26 | Глаза, их значение в познании окружающего мира. Чтобы глаза не уставали. | 1 | 1 | - | |||
27 | Уши, их значение в познании окружающего мира. Необходимость сохранения слуха. | 1 | - | 1 | |||
28 | Осанка, и ее значение. Сохранение и укрепление осанки. | 1 | - | 1 | |||
29 | Нервная система и органы чувств. | 1 | 1 | - | |||
30 | Гигиена нервной системы и органов чувств. | 1 | 1 | - | |||
Спеши делать добро | 3 | 1 | 2 | ||||
31 | Спешить - не спешить? | 1 | 1 | - | |||
32 | Драться - не драться? | 1 | - | 1 | |||
33 | Доброму все друзья. Я выбираю добро. | 1 | - | 1 | |||
34 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Предполагаемые результаты
Знать:
- Что такое режим дня.
- Назначение каждой части режима дня.
- Режим дня в рабочее и каникулярное время.
- Правила личной гигиены.
- Закаливание как средство укрепления здоровья.
- Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
- Меры безопасности в домашних условиях.
- Правила поведения на воде.
- Причины травм.
- Как сохранить зрение, слух, нервную систему.
Уметь:
- Составлять личный режим дня.
- Выполнять правила личной гигиены, закаливания.
- Различать виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города.
- Выполнять правила безопасного поведения на улицах и быту.
- Уметь следить за осанкой.
Владеть:
- Основными правилами сохранения здоровья
- Навыками коммуникации
- Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье
Литература
Для учителя:
1. Анасталова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 1-2 классов/ Л.П.Анасталова, П.В.ижевский, Н.В.Иванова. - 2-е изд.-М.: Посвящение, 2005
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 80 с.
3. Безруких М.И., Сонькин В.Д., Фарбер Д.О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.
4. Гречаная Т.Б., Л. Иванова, Л.С. Колесова учебное пособие для начальной школы "Полезные привычки"
5. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
6. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков-М., Медицина, 1980,
7. Долецкий С.Я. Берегите детей (О предупреждении детского травматизма). М., Медицина, 1978
8. Корстелев Н.Б. "Воспитание здорового школьника" М. 1986 г
9. Хейфец М.А. "Валеология"
10. Чепурных Е.Е. "Обучение жизненоважным навыкам" С.-Петербург 2002 г.
Для обучающихся:
- Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.
- Большая детская энциклопедия. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002
- Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992
- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000.
- Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.
- Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»
В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...
План воспитательной работы по целевой тематической программе: "За здоровый образ жизни", 4 класс
План воспитательной работы...
Внеурочная деятельность Программа профилактики здорового образа жизни "Уроки здоровья
Программа профилактики здорового образа жизни, включает в себя внеурочную деятельность, расчитааную на 3 года. Для учащихся 2-4 классов. И приложение, к котором представлены разоаботки некоторых занят...
Программа по здоровому образу жизни " Вместе мы сила"
Как провести неделю по здоровому образу жизни...
Программа по здоровому образу жизни "Планета Здоровья", 2-4 классы.
Программа "Планета Здоровья",разработана для учащихся 2-4 классов ....
«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» (Программа по здоровому образу жизни для учащихся начальной школы)
Цель и задачи программыЦель: способствовать освоению детьми основных социальных норм, необходимых им для существования в современном обществе, - в первую очередь это нормы ведения здорового образа жиз...