Профилактика эмоционального выгорания учителей.
рабочая программа по зож на тему

Романова Елизавета Борисовна

Работа  по профилактике профессионального «выгорания» учителя строится по следующим направлениям:

Психологическое просвещение - формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития.

Формы и методы работы:  лекции, беседы, педсоветы.

Психологическая диагностика -  психологическое  изучение  особенностей учителя на протяжении всего периода работы, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей.  

      Формы и методы работы: мониторинг личностной сферы, мониторинг эмоционального комфорта учителей. Диагностика  профессионального «выгорания». Самодиагностика.

Формы и методы работы:  релаксационные занятия, обучающие занятия по снятию напряжения, активации и энергизации, тренинги, индивидуальные занятия

Консультативная деятельность - оказание помощи педагогам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

         Формы и методы работы: индивидуальные консультации, групповые консультации 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №41

 

 Педагог-психолог Романова Е.Б.

Картинка 9 из 200

Москва 2014 г.

Содержание

                                                         

  1. Цели и задачи программы;

  1. Актуальность темы;

  1. Формы и методы работы;

  1. Понятие «эмоционального сгорания»;

  1. Факторы, провоцирующие «выгорание»;

  1. Приложение

7.1 Статья. Вадим Родионов.  «Учительский стресс»;

7.2  Цикл тренинговых занятий по профилактике профессионального выгорания педагогов. Сценарные планы занятий. (В.А. Родионов «Прививка от стресса»)

   7.3 Статья. Ольга Хухлаева.   Давайте учиться не «гореть»

7.4 Освоение позитивной педагогики. Сценарий тренингового занятия. (О. Хухлаева)

Картинка 70 из 981

7.5 Тест «Состояние вашей нервной системы»

7.6 Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом»
(по А.И. Тащевой)

7.7 Тест оценки морально-психологического климата в педколлективе (по Советовой  Е В.)

7.8 Психологические игры для учителей

7.9 Материалы для релаксации

8. Список литературы

Картинка 20 из 70227

Цель разработки: Совершенствование образовательного пространства путем сохранения  психологического здоровья  учителя, профилактики его эмоционального «выгорания», способствующего формированию личности учителя и ребенка  с личной и социальной значимостью, необходимым комплексом знаний, умений и навыков в различных сферах, способной к саморазвитию и обладающего гуманистической культурой, способной успешно адаптироваться в социуме.

Основные задачи: 

1.Способствовать созданию благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития участников образовательного пространства.

2. Оказывать содействие педагогическому коллективу школы в повышении профессиональной компетенции, в гармонизации социально- психологического климата. Содействовать формированию нового педагогического мышления и индивидуального стиля учителя через организацию тренингов.

3. Повышать психологическую компетентность учителя по профилактике эмоционального «выгорания».

4.Организовать мониторинг психологического здоровья учителя.

5. Оборудовать сенсорную комнату, как один из способов профилактика профессионального выгорания учителя и  сохранения психологического здоровья учителя и ученика.

   Ожидаемый результат: 

  1. Систематизация работы по профилактике эмоционального «выгорания»
    учителя.
  2. Сохранение психологического здоровья учителя.
  3. Сохранение контингента учителей.
  4. Формирование корпоративной этики учителя, способствующей сохранению психологического здоровья.

     Актуальность 

      1. Внимание государства к личности учителя (ПНП «Образование»).

2.  Уменьшения негативных социальных воздействий.

4. Повышение стрессоустойчивости учителя в период модернизации образования и введения ЕГЭ.

5. Мониторинг индивидуального развития личности учителя. Создание условий для профилактики эмоционального «выгорания» учителя  в условиях школы.

 3. Создание ситуации комфорта для учителя с целью   и эффективности образовательной среды.

  1. Развитие индивидуальности и психологической неповторимости каждого участника образовательного процесса.

Содержание работы:  Работа  по профилактике профессионального «выгорания» учителя строится по следующим направлениям:

Психологическое просвещение - формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития.

Формы и методы работы:  лекции, беседы, педсоветы.

Психологическая диагностика -  психологическое  изучение  особенностей учителя на протяжении всего периода работы, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей.  

      Формы и методы работы: мониторинг личностной сферы, мониторинг эмоционального комфорта учителей. Диагностика  профессионального «выгорания». Самодиагностика.

Формы и методы работы:  релаксационные занятия, обучающие занятия по снятию напряжения, активации и энергизации, тренинги, индивидуальные занятия

Консультативная деятельность - оказание помощи педагогам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

         Формы и методы работы: индивидуальные консультации, групповые консультации

Алгоритм работы по профилактике профессионального выгорания учителей

  • 1.Информация о программе профилактики выгорания, возможности помощи.
  • 2. Оценка эмоционально-психологического климата  в коллективе (тест).
  • 3. Выяснение, какие факторы вызывают выгорание (опросник).
  • 4. Выявление степени выгорания (анкета).
  • 5. Выяснение профессиональной позиции.
  • 6. Групповые и индивидуальные тренинги по преодолению выгорания.
  • 7. Использование психотехник общения.
  • 8. Овладение стратегией самопомощи. Игры-релаксации

      Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974-м для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Основным фактором, способствующим подобному сгоранию, считается интернальность, то есть готовность человека брать на себя всю ответственность за все происходящее. В отличие от экстернальности – умения перекладывать ее на внешние обстоятельства.

Психологи утверждают, что эмоциональному сгоранию способствуют следующие личностные установки:

  • мне нельзя ошибиться;
  • я должен быть сдержанным;
  • я не имею права быть предвзятым;
  • я обязан во всем быть примером для подражания.

   Обобщение данных, а также результатов исследования деятельности педагогов позволило выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания:

1 стадия:
Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.

2 стадия:
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.

3 стадия:
Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.

Существуют внешние и внутренние факторы провоцирующие «выгорание». 

К внешним факторам, провоцирующим выгорание можно отнести:

  • хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность учителя;
  • дестабилизирующая организация деятельности;
  • повышенная ответственность за исполняемые функции;
  • неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности;
  • психологически трудный контингент, с которым имеет дело учитель в сфере общения.

К внутренним факторам, провоцирующим выгорание можно отнести:

  • склонность к эмоциональной ригидности;
  • интенсивная интериоризация ( восприятие и переживание);
  • слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;
  • нравственные дефекты и дезориентация личности.

     Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

Сохранение и укрепление психологического здоровья учителя, профилактика его эмоционального выгорания   в образовательном пространстве  напрямую связанно с сохранением и укреплением психологического здоровья ребенка

Вадим РОДИОНОВ,
доктор
педагогических наук
Мария СТУПНИЦКАЯ,
Ксения СТУПНИЦКАЯ,
АНО «Школа «Премьер»,
МГППУ

УЧИТЕЛЬСКИЙ СТРЕСС

Все слышали о людях,
у которых от беспокойств начинает болеть голова,
отсюда распространенные выражения типа
«Эта работа – сплошная головная боль!»

Э. Берн

         Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.

Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс...

Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога.

Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата.

Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека. В этой ситуации наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределенности и беспомощности, так характерные для современных учителей. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления в адрес учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Равнодушие учителя, так же как и его агрессивные реакции, становится одной из причин школьного стресса детей.

Учителя, оказавшись втянутыми в водоворот реформы образования, постоянно сталкиваются с различными, не всегда продуманными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками. Эти нарушающие привычный, размеренный ход школьной жизни события создают дополнительное напряжение.

Предлагаемый цикл тренинговых занятий направлен на развитие эмоциональной устойчивости педагогов. Он состоит из четырех полуторачасовых (90 минут) занятий. Оптимальным временем проведения этого цикла являются осенние или весенние каникулы. В эти периоды педагоги особенно остро ощущают физическую усталость и эмоциональную напряженность.

В основе цикла занятий лежат материалы, опубликованные в книгах В.А.Родионова и М.А.Ступницкой «Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе» (2001), И.И.Рыдановой «Педагогические конфликты: пути преодоления: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов» (1998), Е.М.Семеновой «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов» (2002), а также методические рекомендации М.И.Берковской [1; 3; 4; 5].

Цикл тренинговых занятий

Занятие 1. Вводное.
Моя жизненная позиция

Цель. Знакомство участников группы с предстоящей работой, актуализация опыта участия в психологических тренингах (или знакомство с особенностями участия в тренинговой группе), обсуждение тематики курса и ее значимости для участников, выявление ожидания участников от предстоящей работы.

Оборудование. Визитки, фломастеры, листы бумаги, стулья, магнитофон, мягкий мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Приветствие и самопрезентация ведущих, которые рассказывают о своем профессиональном опыте и социальном заказе, который они выполняют (просьба руководства и пр.).

Упражнение «Имя-качество»

Участники сидят в кругу (желательно, чтобы и все последующие тренинги проводились в кругу) и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или отчестве. Можно выполнять это упражнение в технике «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него, и прибавляет свое имя и качество. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то что все они очень разные, им предстоит совместная работа.

Заполнение визиток

Каждый участник получает визитную карточку, на которой пишет свое имя (имя-отчество, уменьшительное имя, детской прозвище – любой вариант обращения к себе, которым его будут называть во время тренинга). Далее визитки прикалывают к одежде так, чтобы их было легко прочитать.

Упражнение «Приветствие в зеркале»

Участники по кругу приветствуют группу словами и жестами. Все остальные представляют себя зеркалами, которые отражают увиденное.

Деловая информация

Ведущие знакомят участников с примерной тематикой предстоящих занятий, напоминают, чем тренинговые занятия отличаются от семинаров и лекций, сообщают о правилах участия в тренингах:

— конфиденциальность – все, что происходит на тренинге, не выносится за его пределы;

— Я-высказывание – говорим только о собственных чувствах;

— отсутствие оценочных суждений – не даем оценку личности других участников;

— право на ошибку – на тренинге нет «правильного» и «неправильного»;

— один говорит, другие молчат – не перебиваем друг друга;

— добровольность – можно не участвовать в отдельных упражнениях;

— ответственность — нельзя пропускать занятия.

Далее ведущий отвечает на вопросы участников по тематике программы и правилам работы в тренинге.

Основная часть

Упражнение «Дерево»

Цель: осознание своей жизненной позиции.

Участники в быстром темпе (возможный вариант: разделившись на группы, в режиме «аукциона») называют известные им породы деревьев. Обсуждается, что общего есть у всех деревьев при всем их многообразии (корень, ствол, крона). Каждый участник продолжает фразу: «Если бы я был деревом, я бы хотел быть... (корнем, стволом, кроной)». Далее участники разбиваются на три группы в соответствии со сделанным выбором, изображают на листе бумаги дерево и обосновывают свой выбор (можно дать общий ответ от всей группы, но если есть частные мнения, можно озвучить и их). Рисунки помещаются в центр круга. Участникам предлагается найти метафорический смысл этого упражнения, в случае затруднения ведущий помогает участникам: «дерево» можно рассматривать как жизненную позицию человека: кто я в этой жизни (от корня питается все дерево, ствол держит на себе всю тяжесть, крона дает возможность дереву дышать и т.п.).

Упражнение «Автобус» 

Цель: осознание способов достижения жизненных целей.

При помощи стульев, расставленных вдоль стены, отгораживается небольшое пространство, имитирующее салон автобуса. Участники изображают пассажиров автобуса в час пик. Ведущий, обращаясь к участнику, находящемуся в середине «салона», сообщает, что автобус подъехал к остановке, и предлагает срочно выйти из автобуса. По мере того как участники один за другим покидают салон, стулья сдвигаются, создавая тесноту. Когда в автобусе останется 3–4 «пассажира», он снова заполняется участниками.

Второй этап упражнения: для усиления интриги остановкам даются привлекательные названия. Их надо обсудить с участниками в форме блиц-опроса: чего бы вам хотелось добиться в жизни? Можно предложить выбрать из готового списка: любовь, богатство, карьера, здоровье, красота, успех, мудрость и т.п., отмечая галочкой наиболее популярные выборы. Ответы обобщаются и записываются с добавлением эпитетов на листе бумаги большими буквами. Например: «Верная Любовь», «Несметное Богатство», «Блестящая Карьера», «Богатырское Здоровье», «Несравненная Красота», «Головокружительный Успех», «Житейская Мудрость». Участники предупреждаются, что на каждой остановке может выйти только один пассажир, причем заранее неизвестно, какая именно будет открыта дверь – передняя или задняя, время выхода ограничено. Движение автобуса сопровождается музыкой, ведущий изображает водителя, предлагая пассажирам не толпиться у дверей, пройти в середину салона, не забывать оплачивать проезд, уступать места пассажирам с детьми, тем самым создавая участникам помехи.

Рефлексия. каково выбираться из переполненного автобуса? приходилось ли вам оказываться в таких ситуациях. как вы обычно поступаете, оказавшись в подобной ситуации? как чаще всего ведут себя окружающие?

Далее участникам предлагается самостоятельно найти метафорический смысл данного упражнения: «Автобус – это наша повседневная жизнь. То, как человек пробирается к выходу, показывает, как он обычно добивается намеченной цели».

Заключительная часть

Упражнение «Продолжи фразу»

Цель: развитие групповой сплоченности.

Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «Я, как и все мы...»

Рефлексия упражнения. Что нас всех объединяет?

Упражнение «Комплименты»

Цель: позитивная обратная связь.

Ведущий напоминает, как приятно бывает получать комплименты, называет имя любого участника, который должен сказать какой-либо комплимент ведущему. Далее этот участник выбирает другого участника, и тот также говорит комплимент выбравшему его участнику. Желательно, чтобы каждый услышал что-то приятное о себе.

Упражнение «Цвет моего настроения»

Цель: осмысление своего эмоционального состояния.

Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их теперешнее настроение. Обобщая высказывания, ведущий сообщает, что преобладание светлых и ярких тонов указывает на позитивное эмоциональное состояние участников.

Рефлексия занятия

Как прошло занятие, что было самым трудным (неприятным), что больше всего понравилось (запомнилось)? Ваши пожелания участникам группы, себе самому, ведущим.

Занятие 2. Педагогическое самосознание

Цель. Знакомство участников с проблемой профессиональной Я-концепции, развитие позитивной Я-концепции.

Оборудование. Листы бумаги, ручки, список из восьми формулировок (см. текст занятия).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Приветствие и разогрев.

Упражнение «Цвет моего настроения».

Игра «Ассоциации»

Цель: получение обратной связи от группы.

Инструкция: водящий выходит, участники называют растения (варианты: сладости, предметы мебели, животных, жанры литературных или других произведений искусства, цвета, части одежды и т.п.), с которыми у них ассоциируется водящий; все высказывания и их авторы фиксируются на бумаге. По возвращении водящего его знакомят с возникшими ассоциациями и предлагают угадать, у кого из членов группы возникла определенная ассоциация (лучше выбрать наиболее положительную ассоциацию). Повторить несколько раз, меняя водящего и того, кто будет вести игру.

По ходу игры можно предложить водящему самому выбрать одну из предложенных ассоциаций и угадать ее автора или, перед тем как выйти, самому предложить остальным участникам вариант ассоциаций для себя. По окончании обсудить, хорошо ли мы знаем друг друга, насколько наши собственные представления о себе совпадают с представлениями о нас других людей, хорошо ли мы знаем себя.

Основная часть

Обсуждение понятия «самосознание»

Участникам предлагается обсудить фразу: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро – каждый из двоих, каким он видит себя; каждый из двоих, каким его видит другой; каждый из двоих, каким он является на самом деле» (У. Джеймс).

Вопросы для обсуждения

– Как вы понимаете эту фразу?

– Как наше самосознание связано с нашими отношениями с другими людьми?

– Что такое самосознание?

Далее ведущий сообщает, что одним из важнейших условий успешной педагогической деятельности является благоприятное эмоциональное состояние, и предлагает обсудить следующие вопросы:

– какие профессии не требуют этого условия (профессии, не связанные с общением и творчеством)?

– в чем заключается значимость и исключительность профессии учителя?

Подводя итоги обсуждения, ведущий говорит о том, что в основе благоприятного эмоционального состояния человека лежит система его представлений о себе самом, и в том числе о своем профессиональном «Я», иными словами — профессиональная Я-концепция. Позитивная профессиональная Я-концепция обеспечивает успешность педагогической деятельности. Педагог, обладающий такой концепцией, имеет реалистичное представлением о себе, хорошо знает свои сильные и слабые стороны, стремится максимально использовать свои достоинства и преодолевать недостатки. Но главное — он уважает себя, уверен в себе.

Люди с позитивной Я-концепцией умеют получать удовольствие от жизни в любых ее проявлениях; они оптимистичны, способны, не теряя надежды, искать выход из самой трудной ситуации; активны и инициативны. Это, как правило, люди творческие, заметные в любом деле. Они способны вызывать любовь окружающих, симпатию даже у незнакомых людей.

Ведущий предлагает участникам продолжить описание человека с позитивной Я-концепцией, вспомнить, доводилось ли им встречать таких людей.

Самостоятельная работа1

Ведущий сообщает, что среди части педагогов есть такие, кто для характеристики своего стиля работы выбрал следующие формулировки:

а) отрицательно реагировать на детей, которые к тебе плохо относятся;

б) дети не должны расслабляться, поэтому следует их закалять, создавая им трудности;

в) стимулировать детей к выполнению своих обязанностей, создавая у них чувство вины за свои промахи;

г) по возможности строить взаимоотношения между детьми на основе конкуренции;

д) исходить из того, что дети склонны злоупотреблять моим доверием;

е) сталкивать детей с суровой реальностью взрослой жизни;

ж) во что бы то ни стало стремиться к установлению жесткой дисциплины;

з) увеличивать степень наказания ребенка пропорционально его вине.

Участникам предлагается:

– вспомнить, доводилось ли им встречать подобных людей;

– описать такого педагога;

– обсудить, какова Я-концепция такого профессионала (положительная или отрицательная);

– переделать данные формулировки, чтобы в них прозвучала позитивная профессиональная педагогическая Я-концепция.

Желающие читают вслух то, что получилось, группа обсуждает, общий вариант записывается, при желании дополняется и помещается на середину стола.

Ведущий предлагает участниками подумать, насколько им свойственны способы поведения педагога с позитивной Я-концепцией.

Заключительная часть

Упражнение «Продолжи фразу»

Цель: осознание личностного и профессионального ресурса. каждый из участников продолжает фразы: «Я горжусь своей работой, когда я...» и «Не хочу хвастаться, но в своей работе...».

Упражнение «Вверх по радуге»

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.

Рефлексия занятия и прощание.

Занятие 3. Эмоциональная культура педагога2 

Цель. Знакомство участников с содержанием понятий «эмоциональная гибкость», «эмпатия», «экспрессия»; объяснение профилактического потенциала эмпатии и экспрессии, помощь в осознании собственного эмпатийно-экспрессивного арсенала, формирование мотива к развитию эмоциональной гибкости как важной составляющей успешной педагогической деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Приветствие и разогрев: упражнения «Нос-пол-потолок», «Те, кто», «Коллективный счет».

Упражнение «Отражение чувств»

Ведущий произносит любую фразу, содержание которой резко контрастирует с эмоциональной окраской (интонацией, мимикой, жестами, позой). Участники должны передать истинное содержание фразы, определив ее подтекст; опираясь на паралингвистические (экспрессивные) признаки, описать ситуацию, в которой может быть произнесена такая фраза, а также чувства того, кто произносит эту фразу.

Примеры фраз:

«Ах, вас только здесь не хватало!», «Ну ты и красавица сегодня!», «Ой-ой, как страшно, испугал!».

Далее участники сами приводят примеры подобных фраз. Обсудить, как поняли бы смысл этих фраз иностранцы или маленькие дети (реагировали бы на форму, а не на содержание), почему экспрессивная составляющая важнее формального семантического значения (настоящее содержание передает именно экспрессия).

Группа обсуждает, по каким признакам удалось найти истинный смысл произносимого. Что чувствует собеседник, когда к нему обращаются подобным образом. В каких случаях люди прибегают к такому способу общения. Что, кроме слов, может передавать информацию.

Обобщая высказывания, ведущий показывает, как важно для педагога владеть различными элементами эмоциональной культуры.

Основная часть

Информация

Успешная профессиональная деятельность педагога напрямую связана с эмоциональной устойчивостью. Повышению эмоциональной устойчивости способствует высокий уровень эмоциональной культуры, включающий прежде всего эмоциональную гибкость (способность понимать чувства и эмоции другого и способность адекватно выражать собственные чувства и эмоции). Таким образом, речь идет об эмпатии и экспрессивности. Эмоционально пассивный (выгоревший) педагог характеризуется отсутствием яркой эмоциональности, выраженной в речи, мимике, пантомимике, часто невольно провоцирует детей на конфликты. обсудить, почему (дети не понимают его истинных чувств и своим плохим поведением пытаются вызвать понятные им эмоции, путь даже отрицательные).

Часто взрослые считают, что строгое выражение лица способствует хорошему поведению детей (предложить изобразить строгое лицо). Вскоре эта маска прирастает к лицу и уже сама определяет настроение и поведение педагога (описать, как себя чувствует человек с таким выражением лица). Это состояние настороженности, агрессивности, подавленности передается детям, и они начинают «соответствовать» этому состоянию взрослого.

Экспрессивность – способность «оживлять» подлинные эмоции. Она способствует проявлению нестандартности, творчества, инициативности, способности легко устанавливать эмоциональный контакт, улавливать изменения в ситуации и, соответственно, менять стратегию своего педагогического воздействия. Другая составляющая эмоциональной гибкости – эмпатия. Она включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, активное, помогающее поведение. Педагог, обладающий эмпатией, никогда не допустит педагогическую бестактность.

Позитивное, эмпатийное отношение педагога к ребенку и экспрессивное проявление этого отношения приводит к повышению самооценки ребенка, снижает конфликтность в поведении детей, уменьшает количество стрессовых состояний в процессе педагогического взаимодействия.

Упражнение «Любящий взгляд»

Цель: осознание своего невербального эмпатийно-экспрессивного арсенала.

Водящий выходит за дверь. Среди участников выбирается тот, кто будет смотреть на водящего любящим (варианты: равнодушным, заинтересованным, обиженным, ироничным, угрожающим и т.п.) взглядом. Водящий должен по мимике и позе участников догадаться, кто смотрит на него любящим или каким-либо другим взглядом. (Обсудить, что помогло догадаться; как удалось изобразить взгляд.)

Упражнение «Зеркало молчащее и говорящее»

Цель: развитие навыков вербальной и невербальной эмпатии и экспрессии, обратная связь

Один из участников (водящий) садится на стул – это основной игрок, он будет «смотреть в зеркала» и определять, кто стоит за его спиной. Второй игрок располагается за спиной первого. Два участника, изображающие зеркала, становятся напротив основного игрока. Одно зеркало молчащее: оно будет «отражать» того, кто стоит за спиной основного игрока, только при помощи мимики и жестов. Второе зеркало – говорящее: оно будет «отражать» только при помощи слов, не называя имен, не упоминая узнаваемых деталей одежды и внешности. Начинает молчащее зеркало. Если основной игрок не может сразу угадать, кто стоит за его спиной, присоединяется говорящее зеркало и произносит лишь одну фразу или слово, наиболее характерное для того, кто стоит за спиной водящего. Если и теперь основной игрок не угадывает, опять присоединяется молчащее зеркало и т.д. Задача основного игрока – угадать как можно скорее. После успешного угадывания игроки меняются местами.

По окончании провести рефлексию упражнения.

Упражнение «Неожиданный гость»

Цель: развитие экспрессии.

Инструкция: группа образует два концентрических круга лицом друг к другу. Внутренний круг – хозяева, внешний – неожиданные гости. Внешний круг по мере выполнения упражнения передвигается. Когда образуются пары, ведущий сообщает, кто именно пришел. Участники должны изобразить встречу гостя и хозяина. Варианты: пришел участковый милиционер, приехала дальняя родственница из провинции, заглянула соседка, зашла подруга, пришел человек, который ошибся адресом. Обсудить, с помощью каких средств экспрессии удалось передать свое состояние, какие эмоции были труднее для воспроизведения.

Заключительная часть

Круг продолжает фразы: «Неожиданным для меня сегодня было....», «Я и раньше знала, то, что сегодня услышала о...».

Упражнение «Вверх по радуге».

Рефлексия занятия, прощание.

Занятие 4. Саморегуляция эмоционального состояния

Цель. Знакомство участников с различными способами регуляции своего эмоционального состояния, в том числе в напряженных ситуациях; освоение приемов восстановления эмоционального равновесия и профилактики негативных последствий профессионального выгорания.

Оборудование. Писчая бумага, ручки по числу участников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Приветствие и разогрев.

Упражнения «Коллективный счет» и «Цвет моего настроения».

Ведущий предлагает участникам вспомнить наиболее яркие примеры ситуаций, связанных с эмоциональным напряжением. Это могут быть примеры из кино и литературы, из житейского или профессионального опыта, а также вымышленные ситуации. Желающие приводят свои примеры. После каждого примера необходимо обсудить, какие негативные эмоции возникли в данных ситуациях, почему.

После того как все желающие выскажутся, участники обсуждают, как им удается восстанавливать свои силы после напряженных ситуаций. Обратить внимание на высказывания относительно отдыха, смены обстановки, физических упражнений.

Подводя итог, ведущий отмечает, что любой человек, в течение жизни неоднократно сталкиваясь с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, «авторские» приемы восстановления. Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации. Это аутотренинговые формулы, или формулы самовнушения, с помощью которых можно быстро восстанавливать свои силы.

Основная часть

Ведущий предлагает участникам ознакомиться с различными техниками аутотренинга, которые приведены ниже. Эта часть занятия может быть построена как практикум. В этом случае упражнение выполняется участниками, затем обсуждается и записывается.

Основная рекомендация к способу регуляции в своем обобщенном выражении очень проста: «Расслабьте мышцы лица при первых признаках психического напряжения». Это может относиться к мышцам лба, глаз, щек и пр., наконец, шеи и затылка. Полное расслабление этих мышц служит переходом к следующему этапу – расслаблению скелетной мускулатуры. Этот способ достаточно эффективен, надежен и прост как при тренировке расслабления, так и в условиях чрезмерного напряжения, стресса. Для лучшего расслабления можно рекомендовать кратковременное предварительное напряжение соответствующих мышечных групп.

Тренировка расслабления осуществляется на основе словесных самовнушений, способствующих направленности сознания на определенные мышечные группы: «Мое внимание останавливается на моем лице. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслаблены. Губы и зубы разжаты. Мое лицо как маска».

Рекомендуются следующие словесные самоприказы, которые от сеанса к сеансу сокращаются до минимума: «Внимание на руки! Мои пальцы расслаблены. Мои пальцы и кисти расслаблены. Мои предплечья и плечи расслаблены. Мои руки полностью расслаблены. Мое лицо спокойно и неподвижно. Внимание на мои ноги! Мои пальцы расслаблены. Мои стопы и голени расслаблены. Мои бедра расслаблены. Мои ноги полностью расслаблены. Все мое тело спокойно и неподвижно. Мышцы шеи и затылка расслаблены. Моя спина расслаблена. Грудь и живот расслаблены. Все мое тело спокойно и неподвижно. Мое лицо и все мое тело полностью расслаблены» [1].

Нет необходимости демонстрировать большое количество методов релаксации, так как большой объем трудно усвоить. Однако желающим можно предложить в индивидуальном режиме продолжить знакомство с искусством релаксации.

Ведущий обращает внимание участников на то, что невозможно сразу оценить эффективность аутотренинговых техник, что их освоение потребует времени, но тот, кто сможет проявить упорство, получит в свои руки отличные приемы восстановления душевного равновесия. Необходимо подчеркнуть, что учитель, как никакой другой профессионал, нуждается в способности сохранять эмоциональную устойчивость.

Заключительная часть

Выполняются все упражнения, которые участники выучили в ходе тренинговых занятий, причем ведут их сами участники: «Нос-пол-потолок», «Те, кто», «Коллективный счет». Желающие могут предложить свои упражнения.

Упражнение «Подарок»

Участники по кругу, поворачиваясь к своему соседу справа, изображают при помощи мимики и жестов какой-либо подарок. «адресат» должен догадаться, что ему хотят подарить.

Завершая цикл занятий, ведущий желает всем успехов, проводит рефлексию и прощается с участниками.

1 За основу части взята выдержка из кн.: Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления: Учеб. пособие для студ. пед. спец-тей вузов. — Минск, 1998.

 2 В занятии использованы материалы из кн.: Семенова Е. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. – М., 2002.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ

Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор педагогических наук

Давайте учиться не «гореть»

Психологическая поддержка педагогов

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Мы наблюдали ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.

Мы полагаем, что психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе школьного психолога с учителями. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым потом могут вырастать другие компоненты работы, к примеру помощь в организации личностно-ориентированного обучения, психологическое просвещение и др. Без такого фундамента все остальные воздействия психологов, на наш взгляд, окажутся практически бесполезными, а в некоторых ситуациях могут вызвать агрессию со стороны учителей.

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ

По определению Н.Е. Водопьяновой, это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия.

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Понятно, что определенные личностные характеристики можно назвать факторами риска в плане появления эмоционального выгорания.

Важнейшим фактором можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Поэтому для таких людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения. Внешне это проявляется как неудовлетворенность своим статусом, плохо скрываемое раздражение (вплоть до зависти) в адрес людей, более социально успешных. Их достижения трактуются как случайные, равно как и собственная невозможность сравниться с ними.

Во многом из сниженного самоуважения вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, стремления все и всегда сделать очень хорошо, желательно лучше всех. Любое снижение результатов труда даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя и свои депрессивные переживания до поиска виноватого и направления в его адрес резких агрессивных вспышек.

Следующая особенность – это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из роли, например поучаствовать в спортивном празднике или приоткрыться — принять участие в тренинге, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии.

Как правило, эти люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания. И последующим этапом его развития может стать появление тех или иных психосоматических заболеваний.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ И ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ

Однако одних внутренних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. К этому должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социально-культурными условиями общества.

В организации можно выделить три момента. Один из них – это неэффективный стиль руководства: либо излишне жесткий «мужской», либо излишне мягкий «женский», нередко нечеткий и неуправляемо эмоциональный. «Мужской» стиль руководства не обеспечивает людям необходимой эмоциональной поддержки, усиливает чувство незащищенности. А «женский» поднимает уровень тревоги до непереносимого, поскольку неопределенные требования ставят под угрозу реализацию перфекционизма, а значит — целостность собственной личности.

Также угрозой перфекционизму является работа в условиях временного дефицита. Поскольку такие люди будут стараться все делать хорошо, недостаток времени приведет их не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и опять-таки появлению психосоматики.

Третий момент – это отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку, способствовать усилению «Я» человека за счет присоединения к сильному «МЫ» и таким образом снизить риск эмоционального выгорания. В качестве иллюстрации этого положения можно привести пример Водопьяновой, которая отмечает, что уровень выгорания у израильских менеджеров ниже, чем у американских. При этом считается, что уровень жизни в Америке существенно выше. Данное явление объясняется тем, что израильтяне получают поддержку от ощущения чувства социальной сплоченности.

Но нельзя не учитывать и влияние социально-культурных факторов. Как говорят различные исследования, уровень эмоционального выгорания у людей, работающих в коммуникативных профессиях, всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабильности. Действительно, современные условия выступают как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного программирования. Особенно часто встречается негативное программирование в рекламных акциях. В частности, в рекламе лекарств.

Итак, мы описали факторы риска возникновения проблемы эмоционального выгорания. Однако, как нам представляется, для организации психологической поддержки необходимо сформулировать более глубокие внутренние причины, являющиеся источником, «ключом» проблемы. По нашему мнению, это деформация в раннем детстве личностной структуры, которую удобно описать в терминах Э. Берна и его последователей.

Согласно их позиции в личности можно выделить три состояния: Ребенок, Взрослый, Родитель, каждое из которых имеет свой функционал. В частности, в Ребенке выделяют естественного и приспособившегося. Качества первого – спонтанность, нежность, импульсивность, чувственность, открытость творчеству, жизнерадостность, шаловливость, бесконтрольность. Качества второго – послушность, вежливость, адаптированность. с таким ребенком окружающим общаться удобно. И если естественный ребенок делает то, что ему хочется делать, и чувствует себя при этом хорошо, то приспособившийся делает все, чтобы получить одобрение взрослых, то есть чтобы было хорошо окружающим. Более того, некоторые перестают видеть разницу между своими желаниями и требованиями окружения, перестают «хотеть». А с этим теряют жизнерадостность и оптимизм.

СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ

Итак, мы обсудили причины, которые лежат в основе эмоционального выгорания. Перейдем к рассмотрению стратегий помощи, сразу оговорив, что считаем успех в данном вопросе трудным, а в некоторых случаях – маловероятным.

Первым этапом, на наш взгляд, должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана она объективными причинами – работой в сфере человек–человек. Понятно, что при сообщении педагогам списка симптомов необходимо исключить всякие упоминания о возможных проявлениях агрессивности и ограничиться упоминанием только того, что не будет выглядеть угрожающим для перфекциониста. Тогда педагоги воспримут это сообщение с радостью, вызванной тем, что их поняли. Кроме того, это несколько снизит их озабоченность собственным состоянием, потому что оно станет более понятным, определенным, а значит — подконтрольным.

Второй этап стоит посвятить осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, то есть страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха. Однако этому должна предшествовать подготовка, мотивирующая их к этому. В качестве подготовки стоит провести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики. В частности, можно сообщить такие данные врачей. Подсчитано, что 22 процента людей, посещающих врача, приходят с жалобами психосоматического характера, при этом они занимают до 50 процентов рабочего времени врача. Также подсчитано, что 150 психосоматических больных до начала психологического лечения перенесли 496 курсов консервативной терапии и 244 бесполезные операции. Можно также рассказать о взаимосвязи психологического здоровья и успешной жизни в старости.

И только после такой «артподготовки» рассказать о частотности такого явления, как страх ошибки, страх собственного несовершенства, который может принимать разные формы. Это может быть острое реагирование на претензии родителей, даже при понимании того, что ты действовал абсолютно правильно. Это может быть глубокое переживание ситуации, когда учащиеся класса плохо справились с контрольной работой, хотя ты на самом деле понимаешь причину этого: накануне их возили в театр и они просто устали. Люди такого плана сверхстарательны и являются находкой для руководства школы, но им самим приходится постоянно быть в ситуации крайнего напряжения, потому что их девиз: «Я должен всегда работать хорошо, чтобы все были мною довольны».

В заключение стоит призвать педагогов принять свой страх и закончить цитатой из сочинения Н. Рериха: «...Мы изгоним всякий страх, мы пустим по ветру все разноцветные перья страха. Синие перья застывшего ужаса, зеленые перья изменчивой дрожи, желтые перья тайного уползания, красные перья исступленного стука, белые перья умолчания, черные перья падения в бездну. Нужно твердить о разнообразии страха, иначе останется где-то серенькое перышко угодливого лепетания или же пушинка торопливой суеты, а за ними все тот же идол страха. Каждое крыло страха несет вниз». Давайте учиться мужеству.

Третий этап необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения. Он должен быть долговременным и возможен только в том случае, если администрация школы осознает его необходимость, предоставит для него условия и сама будет в этом участвовать. В противном случае сотрудникам психологической службы следует признать свое «невсемогущество», поработать со своим собственным перфекционизмом и заняться другими делами.

И это именно так, поскольку основными здесь должны стать административные воздействия, и прежде всего организация системы публичного поощрения педагогов. Можно ввести для этого специальный стенд, к примеру с названием «Вам говорим «спасибо».

Далее. Здесь должна проводиться большая работа по сплочению коллектива, причем желательно, чтобы это позволяло учителям выйти из привычной роли: например, участие в спортивном празднике, совместная поездка в дом отдыха, в театр.

Очень сплачивает совместное пение. Нужно придумать форму празднования дней рождения. Хорошо, если в школе удастся организовать место для отдыха, где педагоги могут за чаем и принесенными из дома булочками расслабиться и снять эмоциональное напряжение.

И только когда в коллективе установится атмосфера безопасности, психологам можно опять включаться и предлагать педагогам участие в тренингах, основное содержание которых должны составлять упражнения на «поглаживание» и актуализацию естественного внутреннего ребенка. Понятно, что такая работа должна проводиться очень осторожно, поскольку предстоит встретиться с сопротивлением некоторых участников. Но нужно дать им право на это сопротивление, уделить еще большее внимание и показать принятие, тогда уже можно ожидать хороших результатов.

ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ С ПЕДАГОГАМИ

В качестве примерного варианта такого тренинга приведем сценарий занятий с педагогами, посвященный освоению ими позитивной педагогики.

Разминка

«Какое качество важнее». Педагогам последовательно предъявляются листы с написанными на них тремя позитивными качествами. Им предлагается подумать и решить, какое качество, по их мнению, является самым важным. Затем сказать, у кого из участников присутствуют все три указанных качества. Качества могут быть такими:

– мудрость, надежность, настойчивость;

– активность, бескорыстие, вежливость;

– сила воли, скромность, смелость;

– самозабвенность, тактичность, терпеливость;

– гордость, гибкость, доброжелательность;

– невозмутимость, обаяние, общительность.

«Я люблю». Педагоги по кругу передают друг другу мягкую игрушку и заканчивают предложение «Я люблю...».

«Что общего». Выбирается один из участников в качестве водящего. Педагоги говорят вслух, что у них есть общего (в деталях одежды, в прическе, в характере) с данным человеком.

Основная часть

«Одна фраза». Предлагается в одном предложении сформулировать исходную позицию, аксиому позитивной педагогики. После обсуждения ведущий подводит участников к мысли, что основная идея содержится в следующем высказывании: «В каждом человеке содержатся потенциальные возможности к росту и развитию, поэтому необходимо содействовать их пробуждению».

«Сказки». Для детей в качестве одного из методов позитивной педагогики используются сказки. В этом упражнении педагогам читаются сказки. Им нужно определить, какие воспитательные идеи в них содержатся. Затем подумать, встретились ли в сказках персонажи, напоминающие учеников их класса.

В качестве примера можно привести сказку про телефончик.

Учился в одной школе сотовый телефончик. Вернее, конечно, не телефончик, а его хозяин. Но это не столь важно. Потому что телефончик каждый день ходил в школу в кармане своего хозяина и оттуда слушал все уроки. Больше всего он любил историю. А меньше всего, как ни странно, перемены, потому что в это время все ребята дружно доставали свои телефоны. И те, промолчавшие весь урок, начинали громко хвастаться друг перед другом: «Посмотрите, какой я крутой, сколько функций я имею!» «А я круче, посмотрите, какой у меня корпус». «А я...» А наш телефончик во время этих разговоров только грустил, потому что корпус у него был самый обычный, голос тоже. Правда, он умел хорошо делать свое дело – громко звонил. Но это никого не интересовало. Все только смеялись над ним, дразнили и предлагали не позорить их и отойти в сторону.

Погрустил наш телефончик и решил потеряться. Тихо выпал он из кармана хозяина, когда тот проходил по школьному двору, и спрятался в кустах. Там уже лежала чья-то пластмассовая кукла с закрывающимися глазами.

То ли спал он, то ли дремал, когда услышал голос своего хозяина: «Телефон, где мой телефон? Я потерял его». Наверное, хозяин был с другом, потому что послышался другой голос: «Не грусти, может быть, тебе купят новый, с разными наворотами». Но хозяин не согласился с ним: «Но я хочу найти свой. Посмотри, как легко потерять то, что имеешь. И как трудно найти».

Телефончик задумался: «Правда, как легко потерять то, к чему привык и на что обычно не обращаешь внимания. Я привык к тому, что меня любят и обо мне заботятся. Перестал радоваться теплоте знакомых рук. Видел только короткие перемены, наполненные насмешками. И эти небольшие отрезки времени стали для меня всем».

А в это время солнце осветило кусты и сам телефон. Мальчик радостно вскрикнул: «Ты здесь!» «Я здесь, – ответил телефон. – Я теперь рядом с тобой. И я буду помнить, что мир прекрасен и разнообразен. И пусть он иногда будет колючим и острым, но это дает возможность по-новому увидеть его яркость. Потерпи, – шепнул он кукле уходя. – Придет время, и кто-нибудь обязательно найдет тебя!»

«Фундамент позитивной педагогики». Ведущий говорит о том, что фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, то есть первым шагом – умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.

Педагогам предлагается выбрать и назвать одного из учеников своего класса, которого они считают трудным. Затем быстро найти и назвать пять его хороших качеств.

«Плата за помощь». Ведущий рассказывает педагогам о Г.И. Гурджиеве. В его общине был старик, с которым никто не мог ужиться. Он был шумным, несносным возмутителем спокойствия. После нескольких месяцев препирательств с другими членами общины тот уехал в Париж. Гурджиев поехал за ним, уговорил вернуться обратно, пообещав стипендию, в то время как остальные сами платили за свое обучение. Когда ученики увидели это, удивились и огорчились, Гурджиев объяснил: «Этот человек – как дрожжи для хлеба. Если бы его здесь не было, вы бы не смогли действительно понять, что такое... любящая доброта или сострадание. Вы бы не научились справляться со своим гневом и раздражением. Поэтому я привез его сюда, и вы платите мне, чтобы я вас учил, а я плачу ему за помощь».

Педагогам предлагается подумать и рассказать, чему они учатся, работая с данным учеником, что добавляет в их профессиональный багаж взаимодействие с ним.

Заключение

«Добрые слова каждому». Ведущий предлагает участникам сказать друг другу добрые слова, поделиться мнением о тренинге.

Литература

1. Берковская М.И., Комаров К.Э., Родионов А.В., Сухоруков Н.В. Методические рекомендации по применению средств психологической реабилитации участников локальных военных конфликтов // Социально-психологическая адаптация участников боевых действий. Методические рекомендации по организации работы. — М., 2002.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2000.

3. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие педагога и психолога в учебном процессе. — Ярославль, 2001.

4. Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления: учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов. — Минск, 1998.

5. Семенова Е. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. — М., 2002.

6.Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом / Под ред. С. и К. Гроф. – М., 2000.

7.Психология здоровья. – СПб., 2000.

8.Рерих Н. Община // Трезвость и культура, 1989, № 9.

9.Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М., 1986.

Тест «Состояние вашей нервной системы»

Выберите одну из четырех цифр  в графах справа напротив описания каждого симптома в зависимости от того, как часто вы обнаруживаете этот симптом у себя.

Симптомы

Нет

Редко

Да

Очень часто

1

Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство?

0

3

5

10

2

Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение?

0

2

3

6

3

Часто ли вы быстро устаете?

0

2

4

8

4

Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету?

0

2

4

8

5

Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности?

0

2

3

6

6

Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей?

0

2

4

8

7

Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением?

0

2

3

6

8

Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах?

0

2

4

8

9

Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание?

0

2

4

8

10

Страдаете ли вы от зуда?

0

2

3

6

11

Необходимо ли вам в вашей работе быть всегда «на высоте»?

0

2

4

8

12

Часто ли вы бываете в плохом настроении? Быстро ли вы теряете самообладание?

0

2

4

8

13

Копите ли вы неприятности в себе?

0

2

4

8

14

Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром?

0

2

4

8

15

Курите ли вы?

0

2

5

10

16

Мучают ли вас страхи?

0

2

4

8

17

Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе?

0

2

4

8

18

Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие

0

2

4

8

Сложите свои цифры.

0-25 баллов: эта сумма может вас не беспокоить. Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.

26-45 баллов: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете для себя сделать.

46-60 баллов: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.

Более 60 баллов: ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.

 

Тест оценки морально-психологического климата в педагогогическом коллективе

Инструкция

Оцените, пожалуйста, какие из ниже перечисленных свойств психологического климата проявляются в Вашем коллектива. Оценка выражается в цифрах:

3 — свойства проявляются в коллективе всегда;

2 — свойства проявляются в коллективе в большинстве случаев;

1 — свойства проявляются в коллективе редко.

В случае, когда Вы оцениваете положительные качества Вы ставите цифру в колонку Ns 1.

Если Вы оцениваете отрицательное качество, то ставите цифру в колонку № 2.

№1        №2

1.

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон и настроение

1.

Преобладает подавленное настроение

2.

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

2.

Конфликтность в отношениях, антипатия

3.

Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

3.

Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

4.

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива

4.

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

5.

С уважением относятся к мнению друг Друга

5.

Каждый считает свое мнение главным. нетерпим к мнению товарищей

6.

Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные

6.

Достижения и неудачи коллектива отклика у членов коллектива не находят

7.

В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного»

7.

В трудные минуты для коллектива «раскисает» возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения

8.

Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители

8.

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

9.

Коллектив активен, полон энергии

9.

Коллектив инертен и пассивен

10.

Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоится в коллективе

10.

Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

11.

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

11.

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

12.

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых: выступают в защиту

12.

Коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым

ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»
(по А.И. Тащевой, 2000)

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.

1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

Психологические игры для учителей

Игры-релаксации

За 3- 5 мин., потраченных на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе.

  1. «Внутренний луч»

Упражнение выполняется индивидуально, помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

Для выполнения упражнения надо принять удобную позу, сидя или стоя.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно и постепенно освещает лицо, шею, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются глаза», ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками. Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз.

    Выполняя упражнение, Вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами :«Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

  1. «Пресс»

Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в «трудном» классе, разговором с «трудным» учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности  в себе. Упражнение лучше выполнять сразу же после того, как вы почувствовали психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная «стихия» может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя.

  Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которая она с собой несет.

3. Релаксационный тренинг

Цель: Релаксация (расслабление) – это, наверное, один из наиболее часто используемых технических приемов. Релаксационный тренинг может быть частью программы тренинга уверенности в себе и применяться для снижения торможения и борьбы со специфическими страхами и тревогой.

Необходимое время: Полчаса или больше.

Материалы: Специальные магнитофонные записи.

Подготовка: Если магнитофонные записи не используют, опытом проведения релаксационного тренинга должен обладать руководитель группы.

Процедура: Магнитофонные записи для релаксационного тренинга можно найти в продаже. Если их нет, руководитель в своей работе может пользоваться приведенными ниже инструкциям, которые надо произносить спокойным тоном, постоянно и настоятельно напоминая участникам о том, что напряжение их покидает.

Сядьте в удобное кресло. Руки свободно опущены. Кисти рук положены на бедра. Стопы стоят на полу. (Или можно лечь на спину на пол.) Закройте глаза. Сделайте два-три глубоких вздоха, обращая внимание на то, как воздух наполняет легкие до самой диафрагмы. Вытяните правую руку и сожмите кисть в кулак. Прочувствуйте напряжение в кулаке. Через 5-10 секунд концентрации на этом напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и прочувствуйте, как напряжение проходит, уступая место чувству расслабленности и комфорта. Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Через 15-20 секунд снова сожмите правую руку в кулак, испытывайте чувство напряжения в руке в течение 5-10 секунд и опять разожмите кулак. Прочувствуйте тепло и расслабленность в руке. Через 15-20 секунд повторите всю процедуру левой рукой. Старайтесь сосредоточиться только на тех группах мышц, которые вы напрягаете и расслабляете, и не напрягайте при этом остальные мышцы.

Используйте имеющееся у вас время на выполнение таких же циклов напряжения/расслабления со следующими группами мышц (указаны действия, необходимые для напряжения мышц):

  1. руки – сгибайте их, чтобы напрягать бицепсы;
  2. руки – разгибайте их, чтобы напрягать трицепсы;
  3. плечи – поочередно горбите и распрямляйте их;
  4. шея – наклоняйте голову вперед, пока подбородок не упрется в грудь;
  5. рот – открывайте его как можно шире;
  6. язык – надавливайте им на нёбо;
  7. глаза – крепко их зажмуривайте;
  8. лоб – поднимайте брови как можно выше;
  9. спина – прогибайте ее, выпячивая грудь (будьте осторожны, если спина у вас не в порядке!);
  10. ягодицы – сокращайте ягодичные мышцы;
  11. живот – втягивайте его к позвоночнику;
  12. икры – прижимайте пальцы ног к верху обуви.

Добиваясь расслабления определенной группы мышц, каждый раз убеждайтесь в том, что оно полное. Заканчивая упражнение, сделайте два-три глубоких вздоха и прочувствуйте, как расслабленность расходится по всему телу – от рук до плеч и далее – к груди, туловищу, ногам. Когда будете готовы открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1, на каждом счете чувствуя себя все более бодрым и свежим.

В циклах напряжения/расслабления можно упражняться дома. Освоив эти навыки, вы научитесь быстро расслаблять любые отдельные группы мышц без их предварительного напряжения.

4. «Райский сад»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения и достижение чувственного удовольствия.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура: «Представьте себе, что мы сейчас находимся в райском саду, где каждому дозволено заниматься своим любимым делом. Никто никого и ни в чем не ограничивает. Единственная цель здесь – наслаждаться, не мешая наслаждаться другим небожителям». Пауза 10-15 минут. «Поговорите друг с другом. Узнайте, кто здесь живет и чем занимается. Если занятия покажутся вам забавными или приятными, можете присоединиться к ним на некоторое время. Постарайтесь узнать как можно больше людей и попробовать как можно больше удовольствий».

5. «Дыхание во время стресса»

Цель: для успокоения, расслабления.

В ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох. Чтобы успокоиться:

  • глубоко выдохните;
  • задержите дыхание так долго, как сможете;
  • сделайте несколько глубоких вдохов;
  • снова задержите дыхание.

6. «Внутренний ритм»

Цель: формирование открытости по отношению к собеседнику.

Условия проведения: Выполнять его необходимо в паре с другим человеком.

Два человека встают друг против друга и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает производить хаотичные движения руками, а «зеркало» пытается отразить их в том же ритме. Те, кто выполняет упражнение, несколько раз меняются ролями.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний ритм другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно подумать о том, что каждый человек – индивидуальность, обладающая уникальным психологическим ритмом, и чтобы правильно понять человека, необходимо прежде всего почувствовать его внутренний ритм (энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию).

  1. «Мария Ивановна»

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации.

   Выполняется индивидуально, в течение 10-15 мин. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается. Попробуйте пойти от противного. Вместо того, чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуйте облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много того позитивного, что раньше в ней не замечали. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

Музыка для релаксации

Композиция

Исполнитель

    Song For Guy

Elton John 

    Evening Falls...

Enya 

    Beatiful

Late Night Alumni 

    Moments In Love (из сериала Моя Вторая Мама)

Art of Noise 

    Ask The Mountains (из рекламы 'Ariston')

Vangelis 

    Somebody Already Broke My Heart

Sade 

    Sometimes

B-Tribe 

    Offshore (Original Version)

Chicane 

    B.rain

Smolik 

    La Petite Fille De La Mer (из фильма 'Доживём до понедельника')

Vangelis 

    Celos

Gotan Project 

    Memory (Cats)

Andre Rieu 

    A thousand years

Sting 

    The Other World

Jakatta 

    Twin Peaks Theme

Angelo Badalamenti 

    Kiss From A Rose

Seal 

    Pavane

Paul Schwartz 

    Sway

Mooi 

    China Roses

Enya 

    A Thousand Beautiful Things

Annie Lennox 

    Sign Your Name

Terence Trent D'Arby 

    Excellounge Bar

Gare Du Nord 

    Magic

Delerium 

    Teardrop

Massive Attack 

    No Jive

De-Phazz 

    One More Chance

Madonna 

    Angelique

Mike Oldfield 

    Man In The Rain

Mike Oldfield 

    Sail Away

David Gray 

    Talking One Language (Anniversary Mix)

Cafe Del Mar 

    River Of Tears

Eric Clapton 

    Do You Really Want To Hurt Me

Thomas Anders 

    Канцона

Francesco da Milano 

    So Beautiful

Simply Red 

    Vuelvo Al Sur (Koop Remix)

Astor Piazzolla 

    Golden Slumbers

The Beatles 

    ce martin-la

Air 

    Blessed

Elton John 

    Sweet The Sting

Tori Amos 

    And I Love Her (Mi Gran Amor Le Di)

Josa El Canario Alberto 

    King of Sorrow

Sade 

    Hymnody

Amethystium 

    One & One (Radio Edit)

Robert Miles 

    Rudiger

Mark Knopfler 

    The Great London Traffic Warden Massacre (Instrumental)

Morcheeba 

    Regrets

Mylene Farmer 

    Love Secret

Makis Ablianitis 

    Heartbeats

Jose Gonzalez 

    Blood Of Eden

Peter Gabriel 

    Anchorless

De-Phazz 

    Sunset

Mike Oldfield 

    Jakatta - American Dream

HeadlinersSister Bliss Di 

    Celia Inside

The Cardigans 

    Queen of Rain

Roxette 

    Sacrifice

Elton John 

    Lovin' You

Minnie Riperton 

    Lady (Acoustic Version)

Modjo 

    Children

Robert Miles 

    Emmanuelle

Natasja VermeerLaurent Dury 

    August Day Song

Bebel Gilberto 

    China

Tori Amos 

    Talulah

Jamiroquai

    It's In The Rain

Enya 

    Dreaming Wide Awake

Lizz Wright 

    Have You Ever Really Loved a Woman

Bryan Adams 

    Beautiful

Sarah Brightman 

    Lettre A P

Paris Combo 

    Twisted Cupid

Slow Train Soul 

    In A Manner Of Speaking

Martin L. Gore 

    Bang Bang (My Baby Shot Me Down)

Nancy Sinatra 

    Tears From The Moon

Conjure One Sinead O'Connor 

    Grand Central

Edward Shearmur 

    Slide

Luke 

    Calling My Mermaid

Mystic Diversions 

    Teardrop Batterfiy

Praful 

    Derniers Baisers

Laurent Voulzy 

    Like A Star

Corinne Bailey Rae 

    Wicked Game (Instrumental)

Chris Isaak 

    Kiss of Life

Sade 

    Breathe

Telepopmusik 

    One more Night

Phil Collins 

    Fragile

Cassandra Wilson 

    Tighinn air a'mhuir am fear a phosas mi

Capercaillie 

    Moon River

Henry Mancini 

    Winds Melody

Kirpi 

    Angel

Sarah McLachlan 

    Fly Me to the Moon

Jazzamor 

    Miracle

Afterlife 

    La Mer

Lemongrass 

    Life Is Wonderful

Jason Mraz 

    Corcovado

Everything But the Girl 

    Out Of Reach [Acoustic]

Gabrielle 

    El Farol

Carlos Santana 

    Somebody Already Broke My Heart

Sade 

    Magic

Delerium 

    Golden Slumbers

The Beatles 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика эмоционального выгорания сельского учителя

«Эмоциональное выгорание» свидетельствует об эмоциональной перегруженности учителей, что сопровождается высоким риском заболеваний, кроме того, выгорание сказывается на эффективности профессиона...

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС

Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....

Профилактика эмоционального выгорания учителей.

По степени напряженностинагрузка учителя больше, чем у банкиров, генеральных директоров и президентовассоциаций....

Профилактика эмоционального выгорания учителя в школе

Представлен теоретический материал и практические премы работы по профилактике эмоционального выгорания учителей....