Профилактика эмоционального выгорания учителя в школе
методическая разработка по логопедии

Новикова Татьяна Александровна

Представлен теоретический материал и практические премы работы по профилактике эмоционального выгорания учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика эмоционального выгорания учителя в школе

Новикова Т.А., зам. директора по УВР МБОУ Опалиховская СОШ, учитель-логопед

Синдром эмоционального выгорания – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте.

Уже ни для кого не секрет, что развитие страны и общества зависит от того, какое образование, включающее и воспитание, и развитие, получит каждый конкретный, маленький и большой, его гражданин.

Сегодня в образование готовы вкладывать силы, средства, инновационные находки. Разработаны новейшие методические рекомендации, внедряются всевозможные технические средства обучения, интернет и телекоммуникации. Однако, главным звеном на пути передачи знания от предыдущих поколений к последующим остается человек – учитель.

Умение декодировать информацию, сделать ее интересной, доступной, понятной, умение актуализировать ранее накопленный опыт, превратить знание в систему, а главное заинтересовать, оценить, оказывается требует специальной подготовки и, самое главное, больших моральных и эмоциональных затрат. Что и обнажило перед обществом вынужденное дистанционное обучение последних недель уходящего учебного года.

Современный педагог испытывает колоссальные эмоциональные нагрузки, практически каждый может найти у себя симптомы профессионального выгорания. Почему же так важно, как чувствует себя педагог? Потому, что сегодня мы говорим о модели личности современного выпускника, о необходимости развития его эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости, умении коммуницировать, о развитии, так называемых softskills, гибких навыков, которые являются на сегодняшний день ведущими в успешности человека. А главный механизм в развитии ученика – авторитет личности самого учителя. Что может дать эмоционально истощенный учитель?

Педагог-психолог, находящийся ближе всех, видящий процесс изнутри и знающий направления работы в конкретном образовательном учреждении, может помочь педагогу справиться с симптомами профессионального выгорания. Именно поэтому одной из ключевых задач в работе педагога-психолога является профилактика эмоционального выгорания учителя.

Чтобы определить направления работы, необходимо разобраться в основных причинах профессионального выгорания учителей.

Традиционно выделим 2 основные:

1. Внешние

А) организация режима работы, большой объем работы с документацией.

Б)  внешние, зависящие от сферы профессиональной деятельности: работа с людьми. Ежесекундное нахождение среди людей, что требует постоянного напряжения, отслеживания своих действий и слов. Неслучайно исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».

2. Внутренние

А) особо быстро «выгорают» сотрудники, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт.

Б)  особенности мировоззрения, ценностей, установок.

Можем ли мы изменить внешние причины? Можем. Но тогда это уже не профессия «учитель». А если мы остаемся работать учителем в школе, тогда основная задача – работать с внутренними причинами. Можем ли мы изменить свои индивидуальные психологические, темпераментные особенности? Вряд ли. Остается работать с такими внутренними причинами, как особенности мировоззрения, ценностно-смысловой сферы и установок учителя.

Такой подход требует решения трех задач:

1. Изменение отношения учителя к себе, его мировоззрения, отношения к своему жизненному опыту, осознания собственных чувств, переживаний, эмоций.

2. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности и возможности для планирования и осуществления адекватной педагогической помощи.

3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса, расстановка приоритетов, целей деятельности.

При отборе содержания работы, адекватного поставленным задачам, акцент должен быть сделан на развитие психологической компетентности педагогов, а именно таких её компонентов как:

1. Ценностно-смысловой компонент. Это компонент, связанный с ценностными ориентирами педагога, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данный компонент обеспечивает механизм самоопределения педагога в жизни и профессиональной деятельности. От него зависит индивидуальная профессиональная траектория учителя и программа его жизнедеятельности в целом, формирование активной жизненной позиции, развитие толерантного, ценностного отношения к каждому человеку.

2. Коммуникативный компонент. Включает владение способами взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Выработка стратегии и позиции в общении, в том числе и в педагогическом общении.

3. Компонент, включающий компетенции личностного самосовершенствования. Это освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения, мотивации к самопознанию, самосовершенствованию и саморазвитию педагогов. Сохранение психологического (психического) здоровья педагогов.

Работа в данном направлении позволит предупредить профессиональное выгорание педагогов, а значит позволить педагогу успешно выполнить задачи, поставленные перед ним его профессией.

Из опыта работы педагога-психолога в нашей образовательной организации можно выделить некоторые аспекты профилактических мероприятий, которые показали свою эффективность,  связанных с предупреждением развития синдрома эмоционального выгорания учителя, а именно:  повышение «психологической грамотности» каждого учителя, освоение доступных приемов психологической самопомощи,  владение главными принципами управления временем («тайм-менеджмент»).

Педагог-психолог образовательной организации составляет план и программу работы по профилактике эмоционального выгорания педагогического состава. Данный план включает, как просветительские мероприятия, так и практические занятия. На занятия приглашаются все желающие учителя, выбирается удобное время и комфортное помещение.

Например, доказали свою эффективность занятия по данному направлению, которые были приуроченные к знаменательным датам: «День учителя», «День ученического самоуправления» и т.п. В такие дни учителя уже психологически готовы к приятным сюрпризам и новым впечатлениям.

Теоретическая часть занятия включает диагностика актуального психологического статуса участников занятий и информирование их о характерных симптомах, которые можно наблюдать при эмоциональном выгорании.

Симптомы, составляющие синдром эмоционального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам эмоционального выгорания можно отнести такие, как: чувство постоянной, непрекращающейся усталости, даже после сна: симптом хронической усталости; ощущение эмоционального, а также физического истощения; снижение восприимчивости и ответной реакции на изменения внешней среды: отсутствие любопытства на фактор новизны или страха перед опасной ситуацией; повышенная утомляемость: слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей; частые беспричинные боли в голове или расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или увеличение веса; частичная, либо полная бессонница, отсутствие сна ранним утром или быстрое засыпание, начиная с 4 часов утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу; периодическое заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической, либо эмоциональной нагрузке; явное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния, осязания, потеря внутренних или телесных ощущений.

К социально-психологическим симптомам эмоционального выгорания можно отнести такие ощущения и реакции, как: безразличие, апатия, пассивность, депрессия, пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности; повышенная раздражительность на незначительные события; частые нервные «срывы», вспышки немотивированного гнева или отказы от общения; постоянное переживание негативных эмоций, для которых причин нет, чувство вины, обиды, подозрительности, стыда; чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности, ощущение, что «что-то не так, как надо»; чувство гиперответственности и страха, человек боится «не справится»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

К поведенческим симптомам эмоционального выгорания можно отнести следующие формы поведения работника: ощущение, что работа становится тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит или, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); вне зависимости от необходимости работник часто берет работу домой, но при этом не выполняет ее; руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений окружающим; чувство бесполезности, снижение энтузиазма в работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и заострение внимания на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; отдаление от сотрудников, повышение неадекватной критичности.

Теоретический блок переходит к практическому формированию навыков психологической самопомощи. Одним из эффективных методов организации подобных мероприятий – это тренинг. Для более эффективного психологического воздействия рекомендуется проводить комплекс тренинговых занятий, каждое из которых имеет свою тематику и способствует разрешению конкретных задач.

Комплекс состоит из практических упражнений, направленных на:

1. Сплочение коллектива;

2. Развитие навыков эффективной коммуникации;

3. Техники снижения эмоционального напряжения, приемы релаксации;

4. Основные принципы тайм-менеджмента;

Основные задачи программы эмоционального выгорания:

- Снижение психоэмоционального напряжения, уменьшение количества негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.

- Повышения психологической грамотности учителя;

-Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности;

-Ознакомление с современными техниками управления временем.

Для примера можно привести  несколько упражнений:

1. Упражнение «Разгладим море». Представьте себе какую-то конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях появляется дискомфорт (давление, сжатие, жжение, пульсация). Закройте глаза. Посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Что вы теперь чувствуете? Попробуйте еще раз.

2. Горячий воздушный шар. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1. Постепенно полностью расслабьтесь. Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картину как можно подробнее. Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается, и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.

3. Упражнение «Преодоление». Жизнь - это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолеть. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности. Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время. После этого найдите то общее, что помогло вам преодолеть эти трудности. Особое внимание уделите способам преодоления препятствий. Составьте общий перечень таких способов, а далее нужно поместить список на видном месте.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья педагогов - это объект особого внимания психологической службы и одно из направлений ее работы в обеспечении сопровождения образовательного процесса. Пример тренинга.(Приложение 1)

Тренинговая работа позволяет оказать профессиональную помощь в преодолении проблемы эмоционального выгорания, поиска скрытых ресурсов педагога, улучшении эмоционального самочувствия и создание комфортных условий для развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – С.99-105.

2. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2.

3. Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л.М. Митина. – М: Издательский центр «Академия», 2005. 106

4. Янковская, Н. Эмоциональное выгорание учителя / Н. Янковский // Народное образование. – 2009. – № 2. – С.127-137.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика эмоционального выгорания сельского учителя

«Эмоциональное выгорание» свидетельствует об эмоциональной перегруженности учителей, что сопровождается высоким риском заболеваний, кроме того, выгорание сказывается на эффективности профессиона...

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС

Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....

Профилактика эмоционального выгорания учителей.

Работа  по профилактике профессионального «выгорания» учителя строится по следующим направлениям:Психологическое просвещение - формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, жела...

Профилактика эмоционального выгорания учителей.

По степени напряженностинагрузка учителя больше, чем у банкиров, генеральных директоров и президентовассоциаций....