Тема: «Здоровьеформирующая деятельность в образовательном пространстве инновационной школы»
На протяжении уже четырех лет, с 2008 года в нашей школе реализуется программа «Здоровьеформирующая деятельность в образовательном пространстве инновационной школы» Основная цель программы – создание творческой среды, направленной на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни. Достижение поставленной цели и решение задач в формировании культуры здоровья всех субъектов образования, возможно через реализацию разработанных в школе проектов. На данный момент мы работаем над 2-мя проектами. № | Направления работы | Проекты | 1 | Оптимизация эффективности работы по физическому воспитанию и привитию культуры здоровья для всех участников образовательного процесса. | «Мастерская здоровья» | 2 | Разработка системы использования здоровьеформирующих технологий в области эмоционального здоровья учащихся | «Школа без обид» |
Проект «Мастерская здоровья» решает такие задачи, как - Воспитание у всех субъектов образования отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к одной из ценностей жизни;
- Формирование деятельностного подхода и компетентностного подхода к своему здоровью;
- Использование здорофьеформирующей деятельности школы как способа мотивации для формирования здорофьеформирующей среды семьи.
Для реализации этих задач, приоритетны следующие направления и формы работы. Компетентностный подход в формировании культуры здоровья Направления деятельности | Формы работы | Формирование общей культуры здоровья | Через игру, акции, школьную спартакиаду, спортивное дополнительное образование | Санитарно-гигиеническое просвещение: | Проектная работа «Здоровые рецепты», «Алфавит здоровья», «Пирамида здоровья» | Деятельностный подход в формировании компетенций в области ЗОЖ | Через проектную деятельность, флешмобы, акции и творчество |
Мы постоянно ведем просветительскую работу среди учащихся и их родителей. Например, в проекте «Рецепт здорового выходного», целью которого является – создание условий для формирования культуры здоровья младших школьников и их родителей в организации выходного дня, 1 этап – так и называется «Просвещение родителей и учащихся» На классном часе с детьми классный руководитель проводит беседу «Триада здоровья», знакомит с пирамидой питания. На родительском собрании проводится анкетирование родителей по вопросам ЗОЖ, а затем классный руководитель знакомит родителей с проектом «Твой план роста», в который входят следующие важные пункты: Здоровое питание, движение, хорошее настроение. Классный руководитель беседует с родителями о здоровых привычках питания школьника, рассказывает о необходимости вести ЗОЖ . И, наконец, знакомит их с новой формой деятельности – проведением полезного выходного, как одной из форм воспитания и образования учащихся. Для формирования культуры здоровья, мы постоянно ищем и находим новые технологии. И реализуем это через деятельностный подход, т.е. мы не просто говорим, рассказываем, ведем просветительские беседы, а формируем культуру здоровья через деятельность, игру. И это непросто разовые акции, которые провели и забыли. Мы работаем в системе, это – для нас норма. Я хочу поделиться опытом проведения некоторых акций в моем классе. Например, Для укрепления физического, нравственного и духовного здоровья мы проводим акцию «Здоровые выходные», задача, которой: - .Повышать мотивацию семьи в формировании ЗОЖ;
- Формировать навыки проведения «здорового и полезного выходного;
- Развивать позитивное отношение учащихся и их семей к общению друг с другом;
Акция заключается в следующем, все члены семьи, проживающие вместе, принимают участие в специально организованном выходном дне. (это должен быть специально продуманный выходной, а не просто банальная поездка на дачу или в зоопарк) Члены семьи могут заниматься самой разнообразной деятельностью, которая укрепляет физическое, нравственное или духовное здоровье. «Азбука здоровья» Идея этой акции заключается в пропаганде ЗОЖ через рисунок, т.е. на каждую букву алфавита нарисовать полезный для здоровья продукт. «Здоровое меню». Совместная работа родителей и детей. Вместе составляют правильное меню на всю неделю. Итогом работы является меню в виде книжки, брошюры ит.д. Знакомясь с опытом проведения акции в нашей стране и за рубежом, нас невероятно заинтересовала возможность проведения флешмобов, как новой формой работы с детьми. Флешмобы в начальной школе мы проводим 2 раза в четверть. Надо понимать цель: это не только эмоциональная включенность в проблему ЗОЖ, но и создание благоприятного психологического климата. Задачи: Развивающие: - помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми;
- приобщить к здоровому образу жизни;
Воспитывающие: - воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
- воспитывать культуру общения и поведения;
Перед проведением я сначала провожу беседу о пользе фрукта, как он влияет на здоровье ребенка, каким и витаминами он богат, для чего надо употреблять той или иной фрукт. Можно много говорить об этой акции, я предлагаю Вам побыть непосредственно участниками проведения флешмоба с виноградом. (……._) Проведя несколько таких акций, я поняла, что чего-то не хватает. Вроде бы и полезные фрукты, и провожу беседу о пользе этого фрукта, и всплеск эмоций у детей. Я задумалась и через некоторое время, мне пришла в голову замечательная идея. Проводить каждый флешмоб под своим девизом или, как сейчас модно говорит слогоном. Например, флешмоб с яблоками и грушами прошел в сентябре под девизом «Яблоко и груша – витамины надо кушать» А если еще все вместе этот девиз проговорить перед началом акции, то это вызовет у детей такой огромный всплеск эмоций! А теперь я предлагаю сделать то же самое, но под девизом, который мы все вместе проговорим. Девиз: «Винограду каждый рад, ведь полезен виноград» Я думаю, что ощущение поменялось. Формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приведут к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность.
|