Экологический праздник и презентация к празднику "Все мы на планете солнышкины дети"
учебно-методический материал по зож (2 класс) на тему

Делова Ирина Анатольевна

Данный праздник предполагает участие детей 1-4 классов начальной школы и является внеурочным занятием, разработанным на основе программы внеурочной деятельности "Юный эколог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ekologicheskiy_prazdnik.zip1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Экологический праздник: «Все мы на планете солнышкины дети».  Приурочен ко Дню Земли – 22 апреля.

Автор: Делова Ирина Анатольевна учитель начальных классов

Большеохочевского филиала МКОУ «Охочевская СОШ» Щигровского района

Курской области.

Данный сценарий предназначен для учителей начальной школы, воспитателей группы продлённого дня, классных руководителей  и учеников 1- 4 классов. Праздник можно провести как внеурочное занятие или внеклассное мероприятие в рамках экологического воспитания.

Цель мероприятия: выявить значимость природы в жизни каждого человека, сформулировать правила поведения человека в природе.

Оборудование: изображения животных, лекарственных растений,  карточки с буквами, карточки с заданиями.

Действующие лица:

Ведущий (учитель);

Лесник Василий;

Ромашка;

Травяная ведьма;

Природа.

                         Ход мероприятия.

1ученик: Утром солнышко встаёт,

                  Всех на улицу зовёт

        Выхожу из дома я,-

        Здравствуй, улица моя!

2ученик: Я пою и в вышине

        Подпевают птицы мне

        Травы шепчут мне в пути:

        Ты скорей, дружок, расти.

3 ученик: Отвечаю травам я,

        Отвечаю ветру я,

        Отвечаю солнцу я:

        Здравствуй, Родина моя!

Учитель: Сегодняшний праздник мы посвящаем природе. Прочтите эпиграф:

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недруга. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству» (Л.М. Леонов)

- Как вы понимаете эти слова?

Одним из главных богатств природы являются леса, которые иногда называют «лёгкими планеты». Почему?

Леса – это ещё и дом для зверей и птиц, не будет  леса -  погибнут и они! Каждый час на планете уничтожают 24  квадратных  километра леса, что приводит к необратимым изменениям климата планеты Земля.

Кто лучше знает лес, чем лесник дядя Вася; предлагаю отправиться к нему в гости.

Сценка.

1ученик: Лапы елей прикрыли избушку,

        Где живёт дядя Вася – лесник.

2ученик: Приходите к нему на опушку -

        Всех приветливо встретит старик.

3ученик: Дядя Вася про птиц нам расскажет,

        Вспомнит, как подстерёг он лису.

4ученик: Самый лучший малинник покажет

        И грибные местечки в лесу.

(выходит лесник и садится на пенёк)

Лесник:  Лес не только для нашей забавы,

        Он богатство нашей страны.

                 Все деревья в нём, ягоды, травы

        Нам на пользу, друзья, взращены.

        Каждый куст берегите, ребята!

        Где росток ты увидишь простой

        Может вырасти дуб в три обхвата,

        Березняк иль малинник густой.

        А уж сколько орехов и ягод!

        Так, пожалуй, считать не сочтёшь!

        Сердцу любо! Но помни, ты в лесу

        Не балуй, молодёжь!

Учитель: Дед Василий, а кто в лесу главный хозяин, его первый друг и помощник?

Лесник: Ну, дак птицы конечно! Как лес не может жить без птиц, так и многие пернатые не могут жить без него.

Учитель: А вот мы сейчас проверим, знают ли ребята птиц наших лесов?

                                                        Викторина.

  1. Какие  птицы прилетают к нам с юга первыми? ( Грачи.   Картинка   или слайд   мультимедийной презентации).
  2. Какие  птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
  3. Какие  птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева)
  4. Чем  воронье  гнездо отличается от  сорочьего ?  (Воронье – круглое с крышей, а сорочье – плоское)
  5. Где  гнездятся скворцы? ( В скворечниках, дуплах)
  6. Кто у птиц поёт чаще:  самец или самка? ( Самец)
  7. У  какой птицы поют и самцы и самки? (Снегири).
  8. Какая птица гнезда не вьёт , детей не растит? ( Кукушка)
  9. Вьют  ли перелётные птицы гнёзда на юге?  (Нет)
  10. Какую  птицу называют лесным доктором? (Дятла)
  11.  Какая  птица помогает дубу путешествовать? (Сойка)
  12.  У неё глаза большие, хищный клюв всегда крючком. По ночам она летает,  ну а спит, конечно,  днём! (Сова, филин)

Лесник: Ребята, давайте на минутку представим, что может случиться если исчезнут все птицы?

Дети:

  1. Тогда бы мёртвым стало небо.

И тишина в пустых лугах,

И вот уже колосья хлеба не колосятся на полях!

А там чернеют не грачи, а стаи злобной саранчи!

Учитель: Чтобы не случилось беды, надо знать и выполнять правила поведения в природе.

Игра « Правила «Да» - «Нет» 2 команды.

(выбирают правила, соответствующие заданию)

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, ещё вырастут!
  3. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается и не раскроет ни одной своей тайны.
  4. Наконец –то можно пошуметь, покричать, поаукать, тут некому мешать; а то дома не ори, в школе не шуми!
  5. Пучеглазую лягушку, мерзкого ужа, неповоротливую жабу, противную гусеницу можно прогнать, а то лучше бы её совсем не было!
  6. Всякие звери важны – всякие звери нужны! Каждый из них делает в природе своё важное дело!
  7. Пей берёзовый сок, в нём витамины. Будешь здоровый, ловкий, а у берёзы его много!

Учитель: А вы, ребята, знаете ещё правила поведения в лесе, на лугу, у реки, которые не вредят, а берегут природу?

(Появляется девочка «Ромашка», в руках изображения лекарственных трав.)

Ромашка:

- Много трав растёт полезных

На земле страны родной

      Могут справиться с болезнью

      Мята, пижма, зверобой!(картинки)

Травяная ведьма:

Я хочу тебе,  дружок, дать в букет ещё цветок( дурман).

Ромашка: Разгадала твой обман!

        Посмотрите! Вот дурман! Ядовитая трава,

        Разболится голова от подарка твоего,

        Забирай назад его!

Ох уж эта Травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость: то корешок ядовитый подсунет, то  травку несъедобную!

Травяная ведьма:

Я одумалась, ребята!

Лучше вместе в лес пойдём!

Соберём шалфей и мяту

Нежных ландышей нарвём!

Ромашка:

Поняла я , братцы, сразу

Хитрый замысел её

Мы растенья эти знаем,

Бережём и охраняем.

В книгу Красную они

Уж давно занесены!

Мы их рвём не на потеху,

Отнесём мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства!

Учитель:

Ромашка говорит о Красной книге, а что вы о ней знаете, ребята?

Ромашка:

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если все – и я, и ты, если мы сорвём цветы…

Опустеют все поляны, и не будет красоты!

Учитель:

По вине людей уже исчезли или находятся на грани уничтожения многие виды растений и животных, насекомых и птиц. В последние годы на Земле ежедневно исчезают до 10 видов животных и растений. В 1948 году была составлена первая Красная  книга. У неё обложка красная, а страницы разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов животных и растений.

(Продемонстрировать примеры Красной книги)

                                   Ромашка проводит викторину «Зелёные лекари»

  1. Ты натёр ногу в пути или порезал палец.  Какое растение поможет тебе?  ( Подорожник.  Картинка. )
  2. Какое  растение можно использовать вместо йода и ваты?  ( Мох, он хорошо впитывает кровь и дезинфицирует)
  3. Плоды какого кустарника богаты витамином С.? (Шиповник)
  4. Каким лечебным свойством обладает мать – и – мачеха? (Отвар от кашля)

(Слайды с изображением лекарственных растений)

            Игра «Собери словечко».

Учитель:

Белочка на полянке растеряла орешки. Собери из них слово и объясни его значение: «Экология».  ( Наука, которая изучает состояние природы и решает экологические проблемы)

Учитель:

Экологических проблем на нашей планете накопилось очень много. Одна из них проблема бытовых отходов. Вдумайтесь в эти слова – т.е. мусор, который человек  ежедневно выбрасывает  куда – попало. Приведите свои примеры.

Подсчитано, что за год на каждого человека приходится 250-300 кг. Твёрдых отходов.  Давайте посчитаем сколько мусора придётся на наш класс?  ( около 2700 кг – целый грузовик, только от нашего класса!)

А теперь представьте, сколько жителей на нашей планете;  и все они засоряют всё вокруг пластиком, бутылками, бумагой, банками и т.д.!!!

И растут мусорные свалки , которые уродуют природу, загрязняют воду, воздух, отравляют все вокруг. Как человечество может решить эту проблему?

                             Игра « Уборка мусора»

( Карточки, на которых написаны слова, что собрать, а что оставить в лесу).

Опавшие листья, прошлогодний снег, пластиковые бутылки, пакеты, сухие ветки, ежей, консервные банки, домик лесника, коростель, мухоморы, красивые фантики, опустевшие гнёзда.

Ученик1: Забывчивый охотник на привале

        Не разобрал, не погасил костра.

        Ушёл себе, а ветки догорали,

        И нехотя чадили до утра.

          Ученик2: А утром ветер разогнал туманы,

        И ожил потухающий костёр.

        И бросил искры посреди поляны,

        Багровые лохмотья распростёр!

         Ученик3:  Он всю траву с цветами вместе выжег,

        Кусты спалил, в зелёный лес пошёл

        Как вспуганная стая белок рыжих,

        Он заметался со ствола на ствол.

Ученик4: И лес гудел от огненной метели,

        С морозным треском падали стволы,

        И как снежинки искры с них летели

        Над серыми сугробами золы!

(Дети – деревья передают друг другу огонь)

Учитель: Страшный враг леса – огонь. Каждый год пожары  уничтожают огромные  территории леса  и человек является главным виновником лесных пожаров. Как это может произойти?

                                               Игра « Потуши пожар»

(Две команды по очереди за определённое время переносят ложкой воду из миски в стакан.)

Учитель: Ребята, в конце нашего экологического праздника предлагаю вернуться к эпиграфу: « Охраняйте природу!...»

Всегда помните об этом! К нам в гости пришла Природа, она хотела обратиться к вам с просьбой.

( Девочка – старшеклассница в костюме Природы)

Опомнись, вздрогни, человек!

Не долгий на Земле твой век!

Но что после себя оставишь?

И чем себя в веках прославишь?

Убитой птицей на заре?

Лесами чёрными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мёртвою водой?

Полями с выжженной травой?

Люди – исполины! Люди – великаны!

Есть у вас винтовки, сети и капканы!

Есть  у вас бесстрашье, силы есть навечно,

И  должно быть сердце, сердце человечье!

Люди – человеки, страны и народы.

Вы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

                                                     Литература.

  1. Стихи Першина Юрия Петровича, Курского поэта и прозаика.
  2. Интернет ресурсы (картинки с изображением птиц и растений для презентации)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический праздник "Наш дом - планета Земля" 4 класс

Инсценирование сказки, интеллектуальный конкурс "Эрудит", игры "Аукцион", "Сосчитай-ка", "Хорошо или плохо", стихи, плакат с фигурками животных и птиц, цветов и деревьев, которые дети украшают по ходу...

Наш дом - планета Земля (Экологический праздник).

посвященный Международному дню Земли - 22 апреля....

Экологический праздник "Наш дом-планета Земля"

Земля наш общий дом, и её нужно охранять....

Экологический праздник «Наш дом-планета Земля»

Открытое  экологическое мероприятие для начальных классов "Наш дом-планета Земля"...

Экологический праздник "Мы в ответе за планету"

Экологический праздник «Мы в ответе за планету!»Участники: ученики 3 класса   Описание праздника 1. Человек осваивает природуНа сцену (к классной доске) выходят три ученика и на фо...

"Все на белом свете солнышкины дети"

Цель: знакомить с основами нравственного воспитания.Задачи:•   актуализация нравственных чувств младших школьников (помогать друг другу, быть не жадным, соблюдать чистоту).•   ...