Урок по окружающему миру на тему : Полезные привычки "Путешествие по городу Здоровейску"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тихомирова Марина Александровна

Данный материал можно использовать на уроке по окружающему миру или при проведении внеклассного мероприятия по полезным привычкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок здоровья «Путешествие по городу Здоровейску».  

Цель: формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.

Оборудование: карта-схема путешествия, раздаточный печатный материал, видеозапись, напитки.

Ход урока.

  1. Человек и его здоровье.

Наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы делая любую работу, вы забыли о головной боли, насморке, усталости. Почему некоторые взрослые люди в выходные дни идут в поход, катаются на лыжах, а другие только жалуются на своё здоровье, то там болит, то здесь. Как сохранить своё здоровье на многие годы?

Об этом надо думать с детства. Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда таким и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни. Ведь не случайно, когда мы поздравляем друг друга, мы в первую очередь желаем друг другу здоровья. Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему организму. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости. Плохого настроения. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого, но больного короля.

Как вы думаете, прав ли древний философ? Почему?

  1. Путешествие по городу Здоровейску.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по городу Здоровейску. Как вы думаете, почему он так называется? Мы познакомимся с его жителями, и они нас научат секретам здоровья. Посмотрите на карту нашего путешествия: на ней много остановок и на каждой нам предстоит узнать много интересного и ответить на многочисленные вопросы. Итак, в путь!

Остановка «Секреты успеваек»

В этом городе живут «успевайки». А вот и они

- Здравствуйте. Ребята, а почему вас так называют «успевайки»?

- Да потому, что мы всё успеваем: и уроки приготовить, и в спортивной секции позаниматься, и с друзьями поиграть.

- Да ещё книгу почитать и по дому помочь.

- А в чём же ваш секрет?

- Секрет первый: взялся за дело – не отвлекайся. Учишь уроки – в телефон и телевизор не смотри, музыку не слушай. Кончил дело – гуляй смело.

- Секрет второй: делай всё быстро и хорошо.

- И третий секрет. У нас есть верный помощник – режим дня. Режим дня помогает хорошо учиться и укреплять здоровье. У каждого ученика должен быть составлен вместе с родителями личный режим дня: ведь одному приходится заниматься в спортивной секции, другому ходить в музыкальную школу; один учится в 1 классе, а другой – в 4.

- Да, режим дня – это хорошо. Ребята, а у кого из вас есть свой режим дня, поднимите руки.

- Очень жаль, что мало рук. Успевайки, подскажите, а как должен строиться режим дня?

- Режим дня должен чередовать учёбу с отдыхом, тихие игры с подвижными, прогулки с просмотром телепередач.

- Перед вами примерный режим дня младшего школьника.

Встань в 7 утра. Убери постель. Сделай зарядку. Умойся и оботрись или прими душ. Почисти зубы. Надень форму. Не спеша позавтракай, вымой за собой тарелку и чашку.

Дорога в школу- своеобразная прогулка.

Далее – часы, которые ты проведёшь в школе.

Вернувшись из школы, сними и аккуратно повесь одежду, в которой занимаешься в школе. Надень домашнюю одежду.

Вымой руки и пообедай.

Отдохни.

Начинай готовить уроки. Когда половина уроков будет готова, устрой маленький отдых.

Потом погуляй.

Поужинай. Помоги по хозяйству. Почитай. Поиграй в тихие игры, посмотри телевизор – выбери весёлую и добрую передачу, а не боевик или фильм ужасов, иначе ты будешь плохо спать.

Проверь портфель – всё ли собрано в школу, приготовлена ли одежда.

Умойся. Постели постель. Пожелай родным «спокойной ночи» и ложись спать

- Ребята, а попробуйте составить режим дня каждый для себя и дома его повесите.

Остановка «В гостях у доктора Чистюлькина».

В городе Здоровейске все знают дом доктора Чистюлькина. Он всегда придёт на помощь и даст нужный совет. Давайте и мы познакомимся с ним.

- Здравствуйте, ребята. А как вы думаете, почему меня так зовут?

- Правильно. Я слежу за чистотой. Летом малыши любят в песок играть, ребята постарше мамам помогают грядку прополоть на даче. От всякой работы руки становятся грязными. И ничего страшного – даже хорошо, что руки от работы пачкаются. Но соблюдайте простое правило: после любой работы руки нужно вымыть. Если мы не будем соблюдать чистоту нашего тела, то с нами могут случиться разные неприятности.

1/ Если случайно потёр глаза грязными руками, можешь занести туда инфекцию. И глаза воспалятся.

2/ На грязной коже находится множество микробов, которые так и норовят заползти в какую-нибудь маленькую царапинку на коже. В таком случае возникает воспаление. ВИДЕОМАТЕРИАЛ о микробах.

3/ За едой вы можете облизать грязные пальцы , а от этого легко заболеть.

- Ребята, а как вы моете руки?

Оказывается, многие ребята не умеют мыть руки. Придут с улицы – к крану, пустят воду, ладошка о ладошку чуть-чуть потрут без мыла и к полотенцу потянутся, грязь на нём и остаётся.

ВИДЕОМАТЕРИАЛ.

Хотя вы у нас большие, но мы ещё раз наглядно покажем, как правильно мыть руки:

- вначале надо закатать рукава;

- потом намочить руки;

- взять мыло и намылить руки до появления пены;

- потереть не только ладони, но и тыльную сторону;

- смыть пену;

- проверить, хорошо ли вымыл руки;

- отжать руки, чтобы вода не капала с них;

- вытереть сухо руки.

        А теперь давайте все вместе повторим, как правильно  мыть руки (один показывает, а другие вместе повторяют)

- А когда мы должны мыть руки?

- Молодцы, ребята. Теперь, я думаю, вы будете следить за чистотой своего тела.

Но в чистоте нуждается и твой дом. Давайте подумаем. Что вы можете для этого сделать? (Придя с улицы, сменить обувь и верхнюю одежду; надо проводить влажную уборку: протирать пыль с поверхностей, подметать или пылесосить ковры, мыть полы, вытирать пыль с листьев комнатных растений).

- Правильно. Чисто там, где нет пыли и мы должны с нею бороться.

- Извините, ребята. Меня ждут в другом месте.

- До свидания.

- А мы продолжаем наше путешествие.

Остановка «Движение – жизнь».

Выбегают 3 ученика в спортивной одежде.

- О, дорогие туристы, приглашаем в наш город. Девиз наших жителей: «Если хочешь быть сильным – бегай. Если хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – тоже бегай!» известна и другая пословица: «Кто много ходит, тот долго живёт».

- С каждым годом двигательная активность человека уменьшается. А мышечный голод, это значит мало движений, он для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода и витаминов.

- В школьном возрасте ребёнок должен не менее 1,5 ч в день заниматься активными физическими упражнениями.

- Хорошо, когда человек с детства дружит с физкультурой. Это оградит его в будущем от болезней и преждевременной старости.

- А по каким правилам живут в городе Здоровейске?

1/ Обязательна утренняя зарядка. Её проводят 10-12 минут. И она должна быть энергичной, чтобы  дать заряд энергии на весь день.

2/ Дорога в школу – прогулка пешком, даже если это несколько остановок на транспорте.

3/ На уроках физкультуры  надо быть активными.

4/ Физкультминутка на уроке поможет отдохнуть голове, пальцам, спине. Это всего лишь несколько упражнений и занимает она 2-3 минуты.

Давайте сейчас и проведём физкультминутку.

5/ И в заключении хотим сказать, участвуйте в разных спортивных соревнованиях, занимайтесь в секциях, катайтесь на коньках и лыжах, ходите в походы.

- Мы продолжаем наше путешествие.

Остановка «Дом моделей».

- Здравствуйте, здравствуйте. Мы рады приветствовать вас в нашем Доме моделей. Наши модельеры познакомят вас с основными правилами выбора одежды, некоторые из них вы уже знаете из своего личного опыта. Давайте вспомним, как изменяется выбор одежды людей в зависимости от времени года. Ведь о правильно выбранной одежды зависит наше здоровье.

- Ребята, а как вы это понимаете? (ПОКАЗ одежды)

1М. (Модель)Поздней весной и в летнее время следует одевать светлую одежду из льняных или хлопчатобумажных тканей, так как она отражает жаркие солнечные лучи и пропускает воздух. При необходимости носить солнцезащитные очки.

2М. В осеннее и зимнее время одежду выбирают более тёплую  из шерстяных тканей. Нужно обязательно следить за чистотой одежды и обуви.

3М. Для лыжных походов и катания на коньках лучше надевать вязаные изделия и куртки.

4М. Следует правильно выбирать одежду: в школу – изделия из прочной ткани, не слишком ярких тонов, не мнущуюся, свободную для движений.

5М. Для утренников, вечеров в школе – более нарядную, яркую, из лёгких шёлковых тканей.

- Не следует носить одну и туже одежду и обувь и в школу, и дома, и гулять в ней на улице.

- Кроме того, нужно носить только свою одежду и обувь, пользоваться только своей шапкой,  своим носовым платком, полотенцем и другими вещами во избежание заражения различными болезнями  от других людей.

- Показ закончен. До свидания.

Остановка «Весёлые поварята».

- Чтобы продолжить наше путешествие,  необходимо подкрепиться. У жителей города Здоровейска  есть правила рационального питания, то есть правильного и здорового питания. Сейчас весёлые поварята расскажут об этих правилах.

- Здравствуйте, ребята. Мы и есть весёлые поварята.

1П. Некоторые ребята постоянно жуют, жуют и не знают меры. И становятся слишком упитанными. А другие  наоборот – заиграются и про еду забудут, а потом сядут за стол и так много сразу съедят, что животы начинают болеть и в сон клонит. Учёные установили, что если каждый день есть в определённые часы, то именно к этому времени появляется аппетит, начинает выделяться желудочный сок, пища переваривается быстрее и лучше. Польза от этого всему организму.

- А сколько раз в день нужно есть?

- Лучше всего есть в течение дня 4-5 раз. Промежутки между приёмами пищи должны быть 4-5 часов.

- Перед уходом в школу нужно обязательно позавтракать. В обед  съедать гораздо больше, чем в завтрак и ужин.

- А кто скажет, во сколько мы должны ужинать ? (Не позднее, чем за полтора часа до сна).

- А вот у нас есть ещё одна проблема, товарищ поварёнок. Что вы скажете о жвачках. Некоторые ребята их постоянно жуют.

- Жвачки вызывают постоянное выделение желудочного сока, что может привести к различным заболеваниям желудка.

2П. Для любого человека важно соблюдать правила поведения за столом.

Сейчас мы вам покажем ученика, который кушал в столовой. Вы внимательно смотрите и скажите, что он делал неправильно. ВИДЕОСЮЖЕТ.

- А сейчас я вам напомню правила поведения за столом.

- Сиди за столом прямо, не облокачивайся на него.

- Ешь с закрытым ртом, не чавкай.

- Когда ешь только вилкой, держи её в правой руке, если пользуешься вилкой и ножом, держи вилку в левой руке, а нож в правой.

- Мясные и рыбные кости, косточки от фруктов клади на отдельную тарелку или на край своей тарелки.

- Следите, чтобы остатки еды. Крошки хлеба не падал на стол, на пол.

- Не читай во время еды и не смотри телевизор. Это отвлекает внимание, пища хуже пережёвывается и плохо усваивается организмом.

- Перед едой вымой руки, после еды прополощи рот.

- Ну что же, вроде вы нам вроде всё рассказали.

3П. Подождите, вы про меня забыли. А я вам расскажу что-то очень важное. Для нормального обмена веществ требуется определённое количество воды.

- Сколько нужно выпить воды за сутки?

- В прохладный день, если не занят физической работой, примерно 1,5-2 литра воды. Это не считая и суп, и компот и всякую другую жидкую пищу.

- А что лучше всего утоляет жажду?

- Хорошо утоляет жажду вода. А вот пепси, фанта отрицательно действуют на наш желудок и пить из нежелательно. Особенно полезны фруктовые и овощные соки, содержащие много витаминов.

- Спасибо поварята.

Остановка «Станем неболейками».

- Наше путешествие подходит к концу. Это последняя станция. Мы сегодня много узнали о секретах здоровья и сами сможем стать жителями этого прекрасного города, стать «неболейками» и «успевайками». Жители города Здоровейска хотят рассказать нам ещё об одной составной части здоровья – закаливании.

Крепыш.

Говорил я им зимой: закалялись бы со мной.

Утром – бег и душ бодрящий.

Как для взрослых, настоящий!

На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать!

Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный

Вас во век не одолеет. Не послушались – болеют!

Куталки.

Поздно поняли мы, братцы, как полезно закаляться!

Кончим кашлять и чихать – станем душ мы принимать

Из водицы ледяной!

Крепыш.

Погодите. Ой-ой-ой!

Крепким стать нельзя мгновенно,

Закаляйтесь постепенно.

- Вот и закончилось наше путешествие.

- давайте подведём итоги.

- Что нам надо делать, чтобы сохранить здоровье на многие года?

Итог.

Здоровье человека – жизненно важная ценность . Оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов, которые мы должны соблюдать.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Полезные ископаемые. Их добыча.

Данная презентация относится к уроку по окружающему миру....

Презентация к уроку по окружающему миру на тему: "Полезные ископаемые"

Данная презентация составлена к одноименному уроку по УМК "Школа России" в 3 классе...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые"

Конспект предметного урока по УМК "Школа России" в 3 классе. Данный конспект связан с презентацией http://nsportal.ru/node/2248586...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые" для 3 класса

Данный материал включает в себя описание урока по ФГОС.На уроке преобладает групповая работа, учащиеся знакомятся с группами полезных ископаемых и их представителями, со свойствами полезных ископаемых...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые", 3 класс, УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые", презентация к уроку....

Открытый урок по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые и их значение в жизни человека" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс.

Вам представлена  разработка открытого урока по предмету окружающий  мир, для третьего класса ,  УМК "Перспективная начальная школа". В данную разработку входят: конспект урок...