Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни"
материал по зож (2 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение
к образовательной программе
начального общего образования
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Школа здорового образа жизни»
по направлению «Спортивно - оздоровительное»
Класс: 2 «а»
Составитель: М.Н.Пикова,
высшая квалификационная категория
МБОУ «СШ№10»
2017-2018 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Цель программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.
Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.
Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
- умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
- проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
- честен, самокритичен (нравственное здоровье);
- коммуникабелен (социальное здоровье);
- уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
- осуществление точечного профилактического массажа.
Основные задачи программы:
Обучающие:
- обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
- расширить представление учащихся о дорожной среде;
- систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
- научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.
Развивающие:
- развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
- развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
- развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).
Воспитательные:
- способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
- усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
- воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
- установление положительной психологической атмосферы в классе.
Возраст детей-участников программы - учащиеся начальной школы.
Основная форма работы – групповая.
Формы занятий: лекции, беседы, дискуссии, практические занятия, тренинги, семинары, анкетирование и тестирование, индивидуальные и групповые консультации, игровое моделирование, видеоуроки и домашние задания. Предполагается широкое использование технических средств (компьютеры, магнитофоны, видеотехника и др.), наглядных пособий (таблицы, схемы, фотографии, видео и звукозаписи и пр).
Учебная нагрузка - 1час в неделю: в 1 классе -– 33 часа в год, во 2-4 классах-34 часа.
Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.
Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
- понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:
- понимание значения изучения курса «Основы здорового образа жизни»;
- понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
- понимание своей сопричастности к жизни страны;
- понимание красоты окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
- различать полезные и вредные привычки;
- ухаживать за больным человеком;
- выполнять правила поведения в общественных местах, правила здорового образа жизни;
- различать и называть основные части тела человека;
- называть органы чувств и рассказывать об их значении;
- приводить примеры здоровой пищи;
- рассказывать о значимости и осмысленности человеческой жизни;
- приводить примеры взаимосвязи жизни природы и человека.
- выражать приветствие, благодарность, просьбу;
- выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
- рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
- проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
- выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
- приводить примеры видов труда людей;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать и приводить примеры эмоций человека;
- называть основные возрастные периоды жизни человека;
- рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
- рассказывать о пользе витаминов;
- рассказывать о необходимости занятия спортом ;
- различать вредные и полезные привычки;
- различать виды эмоционального состояния человека;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
- понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить.
- Учащиеся могут научиться:
- осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий рабочей тетради;
- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- называть и различать эмоции, правила этикета, правила здорового образа жизни;
- устанавливать тесную взаимосвязь правильного поведения и здоровья.
Обучающиеся могут научиться:
- осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
- сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
- группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- участвовать в диалоге при выполнении заданий;
- оценивать действия одноклассников.
Обучающиеся могут научиться:
- осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
- сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.
К концу 2 класса обучающиеся должны знать/уметь:
- вопросы отношения к окружающему миру;
- правила личной гигиены;
- формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое);
- права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе;
- статьи из Декларации прав ребенка, Конвенции о правах человека;
- что такое забота;
- что такое ответственность;
- что такое этикет;
- что такое семейные обязанности;
- что такое вредные привычки;
- о соблюдении режима дня;
- о профилактике нарушения зрения;
- правила закаливания.
К концу 2 класса обучающиеся могут уметь:
- характеризовать взаимосвязь элементов живой природы;
- характеризовать правила поведения в обществе;
- характеризовать способы противостояния принуждению;
- слушать собеседника;
- овладевать вербальными и невербальными формами поведения;
- выявлять зависимость уверенности и неуверенности от других людей;
- отстаивать свои права;
- различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав;
- уверенно вести себя в определенных ситуациях;
- пользоваться средствами личной гигиены;
- вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.;
- характеризовать состояние окружающей среды обитания;
- проводить закаливание организма.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (видеотехники), наглядных пособий ( схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Программа состоит из пяти блоков:
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни:учебное пособие для 1-4 классов.М.:ООО «Русское слово-учебник», 2017г.
- Безруких М.М.Формула правильного питания:Блокнот для школьников. М:ОЛМА Медиа групп, 2013 г.
- Маркин Н.И. Безопасностьна дорогах: Учебник-тетрадь для 2 кл.нач.шк.М,: ЭНАС-КЛАСС, 2013 г
- Муркова М.В. Основы безопасности жизнедеятельности:учебное пособие для 2 класса. М.:ООО «Русское слово-учебник», 2017г
- Региональная программа «Основы здорового образа жизни (ОЗОЖ)» / Павлова М.А. 2011 г.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Школа здорового образа жизни»
во 2 «а» классе
Раздел программы, кол-во часов | Дата проведения | Форма деятельности учащихся | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных, активных, практических занятий | ||
По плану | По факту | Тема | ||||
Я и окружающий мир (9ч.) | 6.09 | 6.09 | Что значит здоровый образ жизни? Если хочешь быть здоров. | Знакомство с предметом, дать понятие «здоровый образ жизни» | 1 | |
13.09 | 13.09 | Зачем я на этой земле. | Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о значимости и осмысленности человеческой жизни | 1 | ||
20.09 | 20.09 | Я часть природы | Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о взаимосвязи жизни и природы и человека, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира | 1 | ||
27.09 | 27.09 | Красота окружающего мира. | Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о взаимосвязи жизни и природы и человека, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира. | 1 | ||
4.10 | 4.10 | Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту. | Актуализация знаний детей по данной теме, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира. | 1 | ||
11.10 | 11.10 | Развитие познавательной сферы. | Развитие произвольного и непроизвольного внимания, развитие памяти, мыслительной деятельности младших школьников, развитие процессов воображения. | 1 | ||
18.10 | 18.10 | Развитие эмоциональной сферы. | Развитие выразительной палитры, эмоциональных реакций, формирование способности младших школьников к осознанию эмоций. | 1 | ||
25.10 | 25.10 | Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции. | Развитие выразительной палитры, эмоциональных реакций, формирование способности младших школьников к осознанию эмоций. | 1 | ||
1.11 | 1.11 | Развитие навыков общения. | Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения, их реализация в практических ситуациях. | 1 | ||
Правила этикета (11ч.) | 15.11 II четверть. | 15.11 II четверть. | Знакомство с письменным общением. | Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения, их реализация в практических ситуациях. | 1 | |
22.11 | 22.11 | Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов. | Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения, их реализация в практических ситуациях. | 1 | ||
29.11 | 29.11 | Культура поведения. Этика. Этикет. | Навыки правильного поведения дома и в общественных местах. | 1 | ||
6.12 | 6.12 | Культура поведения. Этика. Этикет. | Навыки правильного поведения дома и в общественных местах; формирование внутренней культуры ученика младшего школьного возраста. | 1 | ||
13.12 | 13.12 | Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье. | Формирование у младших школьников системы основных человеческих ценностей, развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к красоте. | 1 | ||
20.12 | 20.12 | Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. | Показать тесную взаимосвязь правильного поведения и здоровья, закрепление и систематизация знаний, создание установки на здоровый образ жизни. | 1 | ||
27.12 | 27.12 | Аккуратность и опрятность. | Воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах; формирование внутренней культуры ученика младшего школьного возраста. | 1 | ||
17.01 III четверть. | 17.01 | Чистота в доме и в школе. | Понимание значение чистоты для здоровья человека, научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного. | 1 | ||
24.01 | 24.01 | Чистота в доме и в школе | Научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного. | 1 | ||
31.01 | 31.01 | Как делают уборку дома и в школе. | Показать школьникам значение чистоты для здоровья человека, научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного. | 1 | ||
7.02 | 7.02 | «Мужские» и «женские» обязанности. | Познакомить учащихся с понятиями обязанности в семье, дать представление о распределении обязанностей между членами семьи. | 1 | ||
Я и мое здоровье (14ч.) | 14.02 | 14.02 | Мой организм - целая планета. Путешествие по этой планете. Знакомство с её жителями, устройством и функционированием. | Знакомить учащихся со строением организма человека, дать представление о функциях каждого органа, формировать навыки здорового образа жизни. | 1 | |
21.02 | 21.02 | Я хозяин своего здоровья. | Формировать навыки здорового образа жизни. | 1 | ||
7.03 | 7.03 | Дыхание, осанка и движение - суть жизни | Дать представление о правильном дыхании, правильной осанке, гармоничном движении, объяснить зависимость здоровья о того, как они дышат, двигаются, сидят за партой. | 1 | ||
14.03 | 14.03 | Советы наоборот: «Что нужно сделать для того, чтобы заболеть?» Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | Профилактика детского травматизма и простуды, дать представление о факторах угрожающих здоровью детей. | 1 | Интегрирован с рус.яз. за 8.03 ТЕМА: Проверочная работа по теме: «Гласные и согласные в корне слова» | |
21.03 4.04 | 21.03 4.04 | «Как легче болеть и быстро выздоравливать? | Представление о том, что такое болезнь, о причинах возникновения болезни. | 1 | ||
11.04 18.04 | 11.04 18.04 | «Как легче болеть и быстро выздоравливать? | Воспитывать ответственность за состояние своего организма | 1 | 1 | |
25.04 .05 | 25.04 2.05 | Профилактика детского травматизма. Профилактика детского травматизма. | Профилактика детского травматизма. | 1 | 1 | |
14.05 | 9.05 | Творчество и здоровье. | Осознание ответственности за состояние своего организма | 1 | 1 | |
21.05 | 16.05 | Нехотяй (не хочу, не могу, не буду) | Представление о взаимосвязи и взаимозависимости воображения, сообразительности и находчивости со здоровьем человека. | 1 | ||
28.05 | 23.05 | Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и смею). На вкус и цвет товарищей нет. | Формирование здорового образа жизни | 1 | ||
30.05 | 30.05 | Питание и здоровье. | Представление о здоровой пище, о правилах ее приема, рассказать о зависимости здоровья человека от правильного питания. Правила гигиены полости рта, зубов рассказ о продуктах, содержащих витамины. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию здорового образа жизни
Рабочая программа содержит:Пояснительную записку, цель и задачи программы,формирование УУД, календарно-тематическое планирование....
Программа по формированию здорового образа жизни "Здоровье"
Проблемы сохранения здоровья детей становится особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. В программе по формированию здорового обр...
«Твое здоровье» (программа по формированию здорового образа жизни).
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школыНаправление: спортивно-оздоровительное...
Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"
Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...
Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
рабочая программа по основам здорового образа жизни 3 класс
1.Пояснительная записка.2.Тематическое планирование.3.Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательной деятельности.4.Приложения...