ЗДОРОВЬЕБЕРЕГАЮЩАЯ СИСТЕМА В ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ
статья по зож (3 класс) по теме

Кварчия Тамара Николаевна

Организация режима дня, сбалансированное питание, необходимое  количество физической нагрузки, позволяют улучшить ростовые показатели, показатели деятельности  сердечно – сосудистой системы, центральной нервной системы и других компонентов физической составляющей здоровья уже спустя 3-4 недели. Это может служить наглядным  доказательством того, что работа школ полного дня по укреплению здоровья организована правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdoroveberegayushchaya_sistema_v_shkole_polnogo_dnya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕБЕРЕГАЮЩАЯ СИСТЕМА

          В ШКОЛЕ ПОЛНОГО   ДНЯ

   Здоровьесберегающая система школ полного дня исходит из того, что образовательный, развивающий процесс и процесс здоровьесбережения  рассчитывается исходя из того, что все учащиеся находятся  в школе с 8-00 до 18-00,а всё остальное время проживают в интернате, где продолжается и образование и воспитание. Дети во всех  временных интервалах  находятся под постоянным наблюдением, контролем взрослых. В такой организации занятости учащихся есть большое количество положительных моментов: постоянный контроль со стороны педагогов, соблюдение определённого режима дня с чётким распорядком питания и чередования умственных и физических нагрузок, непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и т. д. Основное внимание в здоровьесберегающей работе таких образовательных учреждений  должно быть направленно на формирование физической составляющей здоровья и  творческого потенциала ребёнка. Такой подход в работе понятен, именно при воздействии на физическую составляющую, можно добиться  максимально быстрых результатов, в повышении показателей здоровья.

Организация режима дня, сбалансированное питание, необходимое  количество физической нагрузки, позволяют улучшить ростовые показатели, показатели деятельности  сердечно – сосудистой системы, центральной нервной системы и других компонентов физической составляющей здоровья уже спустя 3-4 недели. Это может служить наглядным  доказательством того, что работа школ полного дня по укреплению здоровья организована правильно.

       Но не стоит забывать, что здоровье это комплексный показатель: « Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия , а не только отсутствие болезни », это определение даёт всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), и из него становится понятно, что деятельность школ полного дня направлена на формирование одного компонента здоровья – его физической направляющей. Стоит отметить, что этот компонент здоровья нестабильный и за время летних каникул и отрыва от школьной среды ребёнок может значительно  ухудшить показатели своего физического здоровья. Это может быть результатом его недоедания, недосыпания, гипотонии в результате продолжительной работы за компьютером, приобретения вредных привычек и так далее.

       Что в таком случае делать школе? Ведь основная задача школьной здоровьесберегающей системы, - не поддерживать здоровье школьника только на то время его обучения в школе. Основной задачей данной системы  является формирование  потребности у каждого ребёнка в укреплении и контроле над состоянием собственного здоровья. Только в том случае если у человека сформировалась такая потребность можно надеяться, что его хорошее физическое состояние будет поддерживаться не одно десятилетие.

       Но сформированность физической  составляющей это только треть работы по укреплению здоровья школьников. В таких компонентах, как психический и социальный и проявляются  недостатки школ полного дня. При длительном пребывании в одном и том же месте, на протяжении долгого времени у человека развивается психоэмоциональное утомление. Вследствии чего могут появляться депрессивные состояния, которые, в свою очередь, негативно воздействуют на физическую составляющую здоровья. Таким образом, продолжительное пребывание в одном месте, а в нашем примере – это круглосуточное пребывание на территории школы в течении  десяти месяцев, может негативно сказаться на состоянии здоровья.

Таким образом, проявляется основной недостаток школ полного дня, переутомлением ребёнка вследствии продолжительного пребывания в оной и той же среде. В результате у учащихся может сформироваться подавленное настроение, постоянная усталость, бессонница, потеря аппетита и т. д. Но это не единственный фактор, который может отрицательно воздействовать на состояние здоровья ребёнка. Остаётся еще один компонент, не рассмотренный нами, но относящейся к здоровью, - это социальное благополучие.

       В нашем примере социальное благополучие будет проявляться  в умении и способности учащихся адаптироваться к условиям окружающей среды.

       Школа для детей не должна быть единственным местом общения со сверстниками, полноценное развитие ребёнок может получить,  только если будет иметь опыт общения со сверстниками вне школы. Неоценимость опыта такого общения заключается в формировании умения у ребёнка адаптироваться в различных коллективах, вне зависимости от их интересов, от умения определить своё место в каждом из них, создать свой личный статус, а также от умения правильно вести себя со сверстниками. Только после развития таких способностей у ребёнка можно будет утверждать, что он при попадании в незнакомую среду в дальнейшей  жизни не замкнётся, будет избегать конфликтных  ситуаций, сможет отстоять свою точку зрения в споре и,  как  следствие, снизится вероятность его замкнутости, неуверенности, социальной неполноценности и так далее. Что в свою очередь может привести  к психологическим расстройствам и как продолжение ухудшение состояния здоровья и обострения хронических заболеваний.

       Такие рассуждения могут показаться странными и не совсем верными, но каждый может вспомнить как он после длительных переживаний, полученных в результате общения, замечал ухудшение  своего физического состояния, а иногда результатом таких  психологических расстройств было простудное заболевание, как показатель снижения иммунных реакций организма. Что можно порекомендовать образовательным  учреждениям полного дня по модернизации системы здоровьесбережения в школе?

       Одним из вариантов является предоставление детям выбора организации по дополнительному образованию и развитию, направлять группы учеников в дома творчества, в различные секции.

       Такой метод работы даст возможность ученикам эмоционально отдохнуть от школьной обстановки, полноценно переключится на творческий лад, приобрести новые знакомства и интересы за пределами школы. Примерно 2- х, 3- х часовые покидания школы, для детей будут возможностью отвлечься  от  жизни, эмоционально разрядиться, попробовать себя в различных областях творчества, развивать свои коммуникативные качества и так далее.

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ.

       В современном социуме высшим приоритетом следует считать развитие духовно – нравственного здоровья. Основанием такого вывода послужили исследования свойств информационной среды, в результате которых было доказано, что его агрессивность имеет устойчивую тенденцию к росту. Предположим, что в процессе получения образования молодой человек развил свои физические способности до совершенства, став мастером спорта и добившись больших результатов в увеличении резервов физического здоровья. Однако под воздействием агрессивной информационной среды, в том числе скрытой рекламы, позволили спровоцировать себя на опыт употребления наркотических веществ и попал в наркотическую зависимость. Можно ли в этом случае считать, что образовательное учреждение справилось с задачей здорового развития личности? Конечно, нет. Напротив, если задача формирования духовно – нравственного здоровья решена качественно, то морально – волевые свойства позволят человеку успешно управлять физическим аспектом здоровья даже в неблагоприятных условиях.

       Установлены причинно – следственные связи между возрастанием агрессивности информационной среды, изменением социально – экономических и правовых условий и падением уровня духовно – нравственного здоровья личности и общества.

       Переход к построению рыночной экономики послужил одним из стимулов развития индустрии позиционирования ложных ценностей, которая была сверхприбыльным бизнесом ещё до нашей эры. Классический вывод о том, что нет такого преступления, на которое бы не пошёл бы капитал ради сверхприбыли, получил наглядное подтверждение в условиях переходного периода. Кроме того, законодательно ликвидированы традиционные механизмы  защиты государства от навязывания фальшивых ценностей. Впервые в истории России действующая Конституция запрещает государственную идеологию и цензуру. Быстро меняющаяся в перечисленных аспектах застала систему образования врасплох. Ни концепции, ни методов, ни технологий духовно – нравственного воспитания, отвечающих новым социально – экономическим и правовым обстоятельствам, не было разработано, что и привело к углублению кризиса духовности, отразившегося на всех аспектах жизнедеятельности и проявившегося в устойчивой депопуляции самого богатого по обилию природных ресурсов государства.

       Результаты проблемно – аналитического исследования позволили разработать философию развития духовно – нравственного здоровья в социуме нынешнего дня, В числе основных положений можно выделить следующее:

  1. Третье тысячелетие начинается под знаком стремительного роста технических возможностей при одновременном падении духовности и нравственности.
  2. Формирование мировоззрения человека и общества в основном осуществляется за счёт усвоения ценностей, позиционируемых информационной средой.
  3. Информационная среда становится всё более агрессивной.
  4. При повышении агрессивности информационной среды необходимым условием обеспечения духовно – нравственного здоровья являются осознание необходимости и формирование потребности и способности к целенаправленноми, систематическому, планомерному творческому созиданию собственной системы ценностей.

         

 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДУХОВНО                           – НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ      

       Рост агрессивности информационной среды в части, непосредственно относящейся к формированию мировоззрения школьников, приводит к тому, что нередко воспитанники на вопрос « Кто кажется тебе положительным героем сказки « Красная Шапочка?» отвечают: « Волк», - а в рисунках на свободную тему в качестве своих любимых героев изображают Тома и Джерри, дубасящих друг друга предметами домашнего обихода.

       Нейтрализация вредных коммуникативных влияний агрессивной информационной среды требует особого подхода.

       Первый этап воспитательной деятельности – диагностика духовно – нравственного развития детей в семье. Одновременно осуществляется диагностика личных ценностей педагогов. По результатам диагностики осуществляется планирование работы с детьми с учётом запросов родителей, возможностей педагогов и возрастных особенностей детей.

       Плановая деятельность предполагает организованные формы работы – занятия и деятельность, связанные с духовно – нравственным воспитанием в повседневной жизни.

       План мероприятий в обязательном порядке включает деятельность по согласованию программ, позволяющих в системе закреплять знания о выборе совершаемого действия в определённой ситуации с позиции  нравственности. Выбранное нравственное качество формируется в процессе реализации системы знаний по направлениям: ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, аппликация, театральная деятельность (в системе дополнительного образования).

       Работу в повседневной жизни рекомендуется организовывать по циклам (социальное развитие, познавательное развитие, эстетическое развитие, физическое развитие), ежемесячно.

       Тематическое планирование и формы проведения выбираются с учётом какого – либо качества нравственного порядка. Результатом реализации плана является формирования модели поведения детей в повседневном общении со сверстниками и взрослыми.

       Поскольку система взаимодействия участников образовательного процесса построена в соответствии с канонами творческой педагогики, обязательным условием работы является совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов.

Список используемой литературы:

Курпатов А.В. Воспитание духовно – нравственного здоровья, М. 2008 г.

Безруких М.М., Макеева А.Г. Организация педагогической профилатики наркотизма среди школьников., М. 2007 г.

Журнал «Классный руководитель» № 6, 2005 г.

Журнал «Воспитание школьников» № 4, 2004 г., № 7, 2003 г.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2100 года.

Аспекты модернизации Российской школы, - М., 2001 г.

Федеральная Целевая Программа «Дети России» на 2007 – 2100 г

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. – М., 2003.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004.

Моторина Л. Организация здоровьесберегающей деятельности. Ж. «Воспитание школьников», № 10, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы школы полного дня (ФГОС)

Презентация представляет собой режим работы образовательного учреждения, обеспечащего полноценное полнодневное пребывание ребёнка в школе, включающего в себя интеграцию основного и дополнительного ...

Образовательная рограмма "Школа полного дня"

Цель программы - формирование образовательного пространства школы и комфортных условий для решения задач социализации, образования, воспитания, разностороннего личностного развития, самоопределения об...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

Художественно-эстетической воспитание учащихся средствами танца в школе полного дня.

В своей статье я описываю, как в нашей начальной школе полного дня ведется внеурочная работа, которая тесно связана с дополнительным образованием. Занятия хореографией в школе помогают разностороннему...

Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников

Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать ...

Использование игровых оздоровительных технологий в режиме работы Школы полного дня.

Игра должна стать одним из основных средств воспитания и развития учащихся в режиме полного дня. Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно,...