Исследовательская работа "Нужно ли проветривать классную комнату?"
опыты и эксперименты (здоровый образ жизни, 3 класс) по теме

Исследовательская работа ученицы 3 класса на тему "Нужно ли проветривать классную комнату?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhno_li_provetrivat_klassnuyu_komnatu.docx230.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32»

Научно-исследовательская работа

«Нужно ли проветривать классную комнату?»

                                                           Автор:   Рогова Виолетта Юрьевна,

 10 лет, 3 «В» класс

Руководитель: Сухарева А. А.,

учитель начальных классов

Череповец, 2013-2014 уч.г.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...1-2

Глава 1. Анализ литературы по изучаемой теме

  1. Как изменяется  воздух в помещении при дыхании …………………….3
  2.  Влияние компонентов воздуха на человека …………………………….4
  3. Как происходит циркуляция воздуха в помещении …………………….5

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование состояния воздуха в классной комнате

2.1.  Опрос учащихся начальной школы ……………………………………….6

2.2. Наблюдения за самочувствием учащихся в проветриваемом и  непроветриваемом помещении ………………………………………………….7

2.3. Наблюдения за изменением температуры и влажности  воздуха в классе

в разных условиях ………………………………………………………………..7

Выводы и  рекомендации ………………………………………………………..9

Список литературы ……………………………………………………………..10

Приложения ……………………………………………………………………..11

Введение

          Воздух окружает нас со всех сторон. Он очень легок и невидим. Воздух – это жизненно важный компонент окружающей среды. Человек дышит воздухом. Воздух – это смесь разных газов. Для дыхания всему живому нужен кислород, а выдыхают живые организмы углекислый газ. Состав воздуха в атмосфере всегда  примерно одинаков. Но, замечено, что в одних помещениях дышится легко и самочувствие хорошее, а в других – нет. Почему так происходит? Мы живем в такой местности, где климат умеренно теплый и умеренно влажный.  Но, тем не менее, люди часто болеют простудными заболеваниями. Как создать благоприятный микроклимат в помещениях классных комнат в течение всего учебного дня, особенно осенью и зимой? В поисках ответа на эти вопросы возникла гипотеза исследования: предположим, что от проветривания воздуха в классе зависит самочувствие учеников.

Объект исследования – воздух в классной комнате в течение учебного дня.

Предмет исследования – влияние проветривания  классной комнаты на самочувствие учеников.

Цель исследования: Выяснить, как проветривание воздуха в классной комнате влияет на самочувствие учеников.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу о процессе дыхания человека;
  1. Объяснить, как осуществляется циркуляция воздуха при открывании форточки в классе;
  2. Провести опрос среди учащихся класса о необходимости проветривания классной комнаты;  
  3. Понаблюдать за самочувствием учащихся при работе в проветриваемом и непроветриваемом помещении;
  4. Установить, как изменяется воздух в классе при проветривании и без него;
  5. Сформулировать предложения о способах создания благоприятного климата в классе.

Методы исследования:

  1. Теоретические (изучение литературы, изучение проблемы, опрос учащихся по поставленной проблеме);
  2. Опытно-эксперементальные (проведение опыта, наблюдение);
  3. Заключительно-обобщающие (обобщение результатов, выводы и рекомендации по применению полученных знаний на практике).

Характеристика работы: Полученные данные можно будет применять на уроках окружающего мира, во внеклассной работе по формированию сознательного отношения учеников к своему здоровью и в просветительской деятельности среди детей и их родителей.

Глава 1. Анализ литературы по изучаемой теме.

1.1. Как изменяется  воздух в помещении при дыхании.

          Для успешной учёбы и сохранения здоровья детям  нужны свежий воздух, оптимальная температура и влажность.

          Если не проветривать помещение, то количество кислорода в воздухе уменьшается. Чем активнее человек, тем больше кислорода ему нужно. Это связано с тем, что при работе мышц количество необходимого кислорода возрастает почти в два раза! Поэтому увеличивается  и количество углекислого газа и паров воды, потому что при выдохе выделяются именно эти вещества. Человек вдыхает в сутки 1,4м3 кислорода и выдыхает в окружающую среду около 400 веществ, в том числе токсичных для него самого [2].

          Воздушно-тепловые условия оказывают существенное влияние на центральную нервную систему. Повышение температуры влечет за собой быстрое утомление организма во время работы, что выражается в снижении внимания, замедлении скорости реакций, нарушении точности и координации движений. Ухудшается самочувствие детей – появляются головная боль, ощущение разбитости, вялости. Повышение температуры в сочетании с высокой влажностью и малыми скоростями  движения воздуха ухудшает отдачу тепла организмом. У детей учащается пульс, дыхание, то есть организм прилагает усилия не на полезную работу (усвоение учебного материала), а на борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды [8].

          В Детской энциклопедии обнаружились такие  факты: в классе, если помещение не проветривать, углекислого газа к 11 часам утра становится почти в 3 раза больше, чем перед началом занятий. Температура в классе только за один урок  за счёт выделения тепла учениками повышается на 3 – 4 градуса. Количество ошибок к концу занятий в жарком помещении увеличивается в 2 – 2,5 раза!   

               В то же время ослабление работоспособности, быстрое утомление, возрастание речевых и орфографических ошибок возникают, если в комнате или классе холодно [3].

          Какой же должна быть зона теплового комфорта? Оказалось, что она колеблется от 160 до 260 в зависимости от климатического района и времени года. По гигиеническим требованиям к условиям обучения школьников в нашей местности температура воздуха в классных помещениях и учебных кабинетах должна составлять 18 – 240, относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60% [4].

1.2. Влияние компонентов воздуха на человека.

           Очень важно дышать свежим  и чистым воздухом. Когда он чистый, то все дыхательные пути широко раскрыты и воздух обильно поступает в легкие. В организм поступает достаточное количество кислорода, повышается обмен веществ, у человека появляется бодрость и хорошее самочувствие.

           Совсем другое влияние оказывает избыток углекислого газа. Углекислый газ – это отходы жизнедеятельности. Он должен удаляться, что и происходит при выдохе. Углекислый газ оказывает угнетающее действие на человека. Когда его много поступает при вдохе, то человек быстро утомляется, начинает зевать, становится рассеянным. Наступает кислородная недостаточность.

            Но во время дыхания происходит не только обмен кислорода и углекислого газов. При выдохе выделяется и лишняя вода. За сутки ребенок выдыхает около двух стаканов воды, а взрослый – целых четыре![1]. То есть, если в классе находятся 25 ученика и 1 учитель (как в нашем классе), то все вместе мы выдохнем за 4 часа около 2 л воды! Влажность воздуха в классе должна значительно повыситься.

          Из всего можно сделать вывод, что циркуляция воздуха в помещении просто необходима. При дыхании состав воздуха изменяется не в лучшую для человека сторону: уменьшается количество кислорода, увеличивается концентрация углекислого газа, а вместе с ним растет количество вредных для здоровья отходов дыхания, увеличивается температура, повышается влажность воздуха, в легкие может попадать большое количество пыли, а вместе с ней болезнетворные микробы.

1.3.  Как происходит циркуляция воздуха в помещении.

          Ученые-гигиенисты советуют делать сквозное проветривание путем открывания форточек или фрамуг и дверей в перерывах между уроками, до начала занятий и после них, т.к. существующей в школе вентиляции недостаточно.        

          Самое быстрое улучшение качества воздуха достигается при сквозном проветривании. Если проветривать помещение в течение часа только через форточку, количество углекислого газа в воздухе снижается на 7%, при проветривании через открытую дверь – на 20%, а при сквозном проветривании содержание углекислого газа снижается почти на 76% (такое проветривание эффективнее обычного в 5 – 10 раз!) [8].

           Проветривая помещение, необходимо придерживаться следующих требований [4].

Наружная температура, 0С

Длительность проветривания помещений до уроков, мин

Длительность проветривания помещений во время уроков, мин

От + 10 до + 5

От + 5 до 0

От 0 до – 5

От -5 до – 10

Ниже – 10

25 – 35

20 – 30

15 – 25

10 – 15

5 – 10

4 – 10

3 – 7

2 – 5

1 – 3

1 – 1,5

           Для того, чтобы убедиться в выводах, полученных на основании изучения литературы, были проведены практические исследования.

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование состояния воздуха в классной комнате.

            Был составлен план практической части исследования:

  1. Опросить учащихся класса  о том, считают ли они необходимым регулярно и в любое время года проветривать помещения;
  2. Провести наблюдения за самочувствием учащихся 3 «В» класса в проветриваемом и непроветриваемом помещении;
  3. Провести наблюдения за изменением температуры воздуха в классе в разных условиях;
  4. Провести наблюдения за изменением влажности воздуха в классной комнате в разных условиях;
  5. Построить диаграмму, таблицы и график по полученным результатам исследования;
  6. Сделать выводы по результатам эксперимента и сформулировать практические рекомендации.

2.1. Опрос учащихся начальной школы.

           В опросе приняли участие учащиеся 3 «В»  класса МБОУ «СОШ № 32»   в количестве 25 человек.

Вопрос: Как часто необходимо проветривать помещения?

а) Регулярно, в любое время года;

б)  Только, если на улице  и в помещении не холодно;

в) Как можно реже, чтобы не заболеть.

Результаты опроса приведены в Диаграмме 1 (Приложение 1).

           Вывод: Результаты опроса показали, что большинство опрошенных учащихся (60 %) считают необходимым регулярно и в любое время года проветривать помещение; 30 % учащихся считают, что проветривать помещение класса необходимо только если на улице и в помещении не холодно; 10 % опрошенных считают, что проветривать нужно как можно реже, чтобы не заболеть.

2.2. Наблюдения за самочувствием учащихся в проветриваемом и

непроветриваемом помещении.

         В ходе эксперимента нами велись наблюдения за поведением и самочувствием учеников в проветриваемом и непроветриваемом помещении в разные дни в течение 4 часов. Результаты наблюдений занесены в Таблицу1 (Приложение 2).

          Вывод: Действительно, в классе с достаточной циркуляцией воздуха самочувствие учеников было хорошее, работоспособность высокая, учащиеся активно отвечали на вопросы. Напротив, в непроветриваемом классе самочувствие учеников ухудшалось, становилось душно, работоспособность уменьшалась, ребята часто отвлекались, делали больше ошибок в устных ответах, чаще отвечали невпопад, участились случаи зевания, появились жалобы на головную боль.

2.3. Наблюдения за изменением температуры и влажности  воздуха в классе

в разных условиях.

           В течение трех дней исследования фиксировались показания датчика температуры и датчика измерения относительной влажности воздуха в помещении.  Показания снимались перед началом занятий, в середине учебного дня и в конце занятий. Результаты наблюдений отображены в Таблице 2 (Приложение 3).

           Вывод:  В непроветриваемом помещении в течение первого дня эксперимента температура воздуха в классе в начале рабочего дня была в пределах нормы, но к концу занятий (через 4 часа) показания превысили норму. Влажность воздуха в классе без проветривания также повышалась и к концу дня превысила норму на 2 %. В классе становилось душно и самочувствие учеников ухудшалось.

Во время второго дня эксперимента при проветривании класса не по нормативам относительная влажность воздуха оставалась в пределах нормы, но температурный режим увеличивался и превысил норму.  

         На третий день был соблюден режим проветривания классных помещений в результате чего, температура и относительная влажность воздуха в классе не превышала нормы.

 

Выводы и  рекомендации.

  1. Проведенные исследования показали, что достаточно большое количество опрошенных учащихся  не считают необходимым регулярно и в любое время года проветривать помещения, что является, скорее всего, результатом недостаточной информированности о пользе регулярного проветривания. После проведения просветительских мероприятий количество учащихся, понимающих важность регулярного проветривания, значительно возросло.
  2. По результатам наблюдений за самочувствием учеников установлено, что действительно при плохой циркуляции воздуха в классной комнате во время занятий микроклимат ухудшается (повышается температура воздуха и его влажность, становится душно), падает активность и внимание учеников. Учащиеся чувствуют себя гораздо лучше в классе с хорошей циркуляцией воздуха. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
  3. Для того чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно в классе во время занятий и на переменах, необходимо создавать условия для хорошей циркуляции воздуха: проветривать помещение перед началом занятий, во время них или на переменах.
  4. Полученные знания можно использовать для просвещения учащихся начальной и средней школы и их родителей (на классных часах, тематических занятиях, лекториях, родительских собраниях).

           

                           

Список литературы

  1. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, 1975.
  2. Большая книга экспериментов: ЭКМО, 2010г.
  3. Детская энциклопедия  ОЛМА, 2009г.
  4. Интернет 2.5.6. Сан ПиН 2.4.2. 2821-10
  5. Популярная медицинская энциклопедия, ДЭМ. Лукьянов, 1993г.
  6. Роджерс К.,  Хендерсон К.  Детская энциклопедия, 2002г.
  7. Энциклопедия для детей, М.Росмэн, 2008г.
  8. http://nsportal.ru/ap/ap/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo

Приложение 1

Приложение 2

Таблица 1

Самочувствие учеников в проветриваемом и непроветриваемом классном помещении

Условия проветривания

Самочувствие учеников

Первый день – без проветривания классной комнаты

Самочувствие учеников ухудшалось, в классе становилось душно, работоспособность снижалась, участились случаи зевания, чувствовалась усталость.

Второй день – проветривание не по нормативам (перед началом занятий – 10 минут и после второго урока – 10 минут)

После проветривания класса перед началом занятий ученики чувствовали себя хорошо, но к середине дня утомление росло, работоспособность снижалась. После второго урока (в середине дня) ученики взбодрились, то усталость и утомление быстро вернулись. К концу дня работоспособность на низком уровне.

Третий день – проветривание класса по нормативам

Самочувствие хорошее, работоспособность высокая, ученики активны в течение всего дня.

        

Приложение 3

 Таблица 2

Результаты измерения датчиков температуры и относительной влажности воздуха классной комнаты в разных условиях

Дата

Время

Относительная влажность воздуха (%)

Температура воздуха

25 февраля

08.00

10.00

12.30

43,7

53,7

62

23,7

24

25

26 февраля

08.00

10.00

12.30

38,6

52,2

46,6

23,5

23

25

27 февраля

08.00

10.00

12.30

30

43

44,5

21

22,6

22.8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

Исследовательская работа "Классная школьная форма"

В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебных заведениях школьной формы.Проблема единой школьной формы рано или поздно возникает в каждой школе.Цель проекта-привлечь внима...

Презентация к исследовательской работе "Классная школьная форма"

В данной  презентации представлена не только история возникновения школьной формы, требования к ней и её преимущества перед другой одеждой, но и 2 вида школьной формы образовательного учреждения,...

Классный музей семейных реликвий «Огоньки человеческой памяти» - результат (продукт) исследовательского проекта «История страны и родного края в семейных реликвиях»

На занятии учащиеся работают с семейными реликвиями, которые положены в основу классного музея семейных реликвий "Огоньки человеческой памяти"...