Разработка мероприятия по здоровьесбережению
методическая разработка (здоровый образ жизни) по теме
Разработка мероприятия по здоровьесбережению береги глаз как алмаз
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_meropriyatiya_po_zdorovesberegayushchey_tekhnologii.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мероприятия по разделу воспитательной работы
«В здоровом теле - здоровый дух»
подготовлена учителем
начальных классов
Цырегмаевой Б.О.
для учащихся 3-го класса.
Данное занятие способствует достижению целей воспитательной работы: сохранение здоровья учащихся и развитие общих учебных умений.
Способы получения информации: выполнение практической работы, работа в группах, буклеты с памятками.
Классный час «Береги глаз как алмаз»
(или «Как сохранить хорошее зрение»).
Задачи: привитие навыков здорового образа жизни;
знакомство с основными правилами ухода за глазами в целях
сохранения хорошего зрения;
формирование потребности в личной гигиене, правильного и
регулярного ухода за своей внешностью и здоровьем.
Оборудование: настольная лампа с длинным шнуром;
памятки «Береги глаза», «Правила просмотра телепередач»;
плакат с упражнениями зрительной гимнастики;
офтальмотренажёр;
книги, подставки для книг;
линейки, метр.
- Целеполагание.
- Прочитай название темы.
- О чём сегодня пойдёт разговор?
- Что вы уже знаете по этой теме?
- О чём хотели бы узнать?
- Планирование.
- Давайте наши вопросы расположим по порядку.
- Какую роль играет зрение в жизни человека?
- Как изменяется зрение в течение лет обучения в школе?
- Отчего зрение ухудшается?
- Что помогает сохранить хорошее зрение?
- Какие выводы я сделал для себя?
- Реализация плана.
- – Первый вопрос обсудите в группах (2 минуты).
- По данным некоторых учёных 70% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения, другие полагают, что цифра должна быть увеличена до 90%. Недаром А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время болезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своём состоянии так: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение, - это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».
2) – Данные специальных медицинских обследований и повседневные наблюдения показывают, что близорукость среди школьников всё ещё имеет значительное распространение, что процент близоруких учащихся увеличивается по мере их перехода из класса в класс. Так, по данным обследования значительного числа школьников, процент близоруких детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет) составляет 12,7 %; среди учащихся среднего школьного возраста (12 – 14 лет) – 21,7 %; среди учащихся 15 – 18 лет – 27,9 % (Е. М. Белостоцкая).
3) – Подумайте и обсудите в группах, отчего зрение ухудшается?
- Факторы, способствующие близорукости:
а) чрезмерное приближение глаз к рассматриваемому предмету: при неправильной посадке, чтении лёжа, чтении в транспорте;
б) значительное напряжение при недостаточном и неправильном освещении рабочего места в школе и дома: малая контрастность между написанным на доске и самой доской, чтение старых книг с мелким текстом, уже пожелтевшими страницами, письмо карандашом. Большого зрительного напряжения требует просмотр телевизионных передач, работа на компьютере, особенно без соблюдения гигиенических правил;
в) ослабление организма в результате перенесения заболеваний: инфекционной желтухи, малярии, кори, скарлатины, ангины, туберкулёза, эндокринных расстройств – малокровие и др. Эти заболевания неблагоприятно сказываются как на всём организме, так и на глазном яблоке, вызывая нарушение питания тканей глаза;
г) в происхождении близорукости прослеживается и влияние неблагоприятной наследственности. Но, если ребёнок с неблагоприятной наследственностью физически здоров, рационально питается, находится в благоприятных гигиенических условиях, то близорукость может и не возникнуть;
д) некоторые учёные связывают возникновение близорукости с нерациональным питанием, недостаточным потреблением витаминов, минеральных солей, белков.
4) – Что же помогает сохранить хорошее зрение?
а) Устройство рабочего места, освещение, питание, регулирование просмотра телевизионных передач, «общения» с компьютером – факторы, смягчение и устранение которых зависит от родителей.
б) Гигиена зрения в условиях школы. Основную воспитательную роль играет учитель.
в) Сам учащийся уже в начальной школе должен овладеть рядом важных навыков. Из них самый трудный для усвоения: соблюдение необходимого расстояния от глаз до рабочей поверхности (тетради, книги). Овладение правилами самоконтроля и применение их. Кроме того, надо выработать навыки: заниматься при достаточном и правильном освещении; соблюдать ритм зрительной работы, гигиену просмотра телепередач; выполнять гимнастику для глаз и уметь давать глазам отдых.
- Давайте проведём наблюдение.
(Ученик садится за стол так, чтобы свет из окна падал слева или спереди. Затем резко перемещается, и свет падает сзади. Легко убедиться, что во втором случае книга освещается хуже, чем в первом.
Лампа с длинным шнуром помещается поочерёдно то сзади ученика, сидящего за столом, то справа, то на столе слева. Ученик отмечает, что в первом случае книга и тетрадь покрываются тенью от головы, во втором случае при письме на тетрадь падает тень от правой руки, в третьем случае тетрадь освещена ровно.)
- Какой вывод можете сделать? (Необходимо правильно располагать источник света.)
- Как во всех классах школы расположены парты? (Так, чтобы свет падал слева.)
- Для сохранения хорошего зрения важно сидеть правильно, не наклоняясь низко над книгой или тетрадью. Если книга и тетрадь находятся на очень близком расстоянии от глаз, это вредно для зрения. Надо сидеть прямо, лишь слегка наклонив голову вперёд. Тетрадь и книга должны находиться на расстоянии 30 – 35 см от глаз, не ближе. Это расстояние, как вы уже знаете, примерно равно длине руки от локтя до кончика пальцев. Давайте это проверим.
- Врачи установили, что на таком расстоянии детям удобнее всего читать и писать, что при этом глаза меньше всего устают, зрение не портится.
Читать удобнее, когда книга имеет небольшой наклон в сторону читающего. Для этого надо класть книгу на специальную подставку с наклоном или подкладывать под верхний край читаемой книги две-три другие книжки (показываю, как это делается).
Нельзя читать лёжа. Когда читают лёжа, трудно держать книгу в удобном для глаз положении и на нужном расстоянии. Кроме того, в таком положении книга обычно плохо освещается. Из-за этого глаза больше утомляются, зрение всё больше и больше портится. Вредно также читать очень долго без перерыва. При чтении надо делать перерывы (примерно после каждых 30 минут), чтобы дать отдых глазам.
Памятка «Берегите глаза»:
- Не трите глаза руками, носовым платком.
- Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.
- Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами.
- Не играйте в опасные для глаз игры.
- Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или медицинской сестре.
- Занимайтесь при хорошем освещении.
- Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз, не подносите их близко к глазам.
- Не читайте лёжа.
- При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.
- А теперь разучим комплекс упражнений зрительной гимнастики.
Комплекс упражнений зрительной гимнастики.
- Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд (считать медленно до 5 – 7). Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6 – 8 раз. (Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы самого глаза.)
- Быстро моргать в течение 1 – 2 минут. (Улучшает кровообращение.)
- Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 секунды; потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руки. Повторить 10 – 12 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)
- Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)
- Выполняется стоя. 1) Поместить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз. 2) Смотреть двумя глазами на конец пальца 3 – 5 секунд. 3) Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3 – 5 секунд. 4) Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3 – 5 секунд. 5) Поместить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз. 6) Смотреть двумя глазами на конец пальца 3 – 5 секунд. 7) Прикрыть правой ладонью правый глаз на 3 – 5 секунд. 4) Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3 – 5 секунд. Повторить 5 – 6 раз. (Укрепляет мышцы глаз.)
- Выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10 – 12 раз. (Укрепляет мышцы глаз.)
- Во время просмотра телепередач необходимо соблюдать гигиенические правила. Какие из них вы знаете?
Гигиенические правила просмотра телепередач:
- Смотреть не больше 2 – 3 передач в неделю продолжительностью не более 1 – 1,5 ч каждая.
- Располагаться от экрана не ближе, чем на 2 – 3 метра и не далее 6 – 8 метров.
- В комнате должно быть боковое освещение, лучше всего торшер или бра.
- Место для сидения удобное, но смотреть передачу лёжа не разрешается.
- Изображение на экране должно быть чётким, отрегулирована громкость.
- Рефлексия.
- Какие выводы я сделал для себя?
- Чему я сегодня научился?
- Что я сегодня понял?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по здоровьесбережению "Секреты здоровья"
Внеклассное мероприятиеТема: «Секреты здоровья»Цель: Формирование привычки здорового образа жизни.Задачи:Познакомить обучающихся с основами правильного питания; с продуктами, полезными для...
Разработка урока по здоровьесбережению
Разработка урока для учащихся 2 класса по здоровьесбережению. На этом уроке дети знакомятся с правилами укрепления здоровья....
Методическая разработка по проблеме здоровьесбережения в образовательном процессе.
Основные элементы здорового образа жизни –режим дня, правильное питание , двигательная активность ,отказ от вредных привычек ,закаливание.И всё это надо развивать с детства. Физическое состояние детей...
Разработка внеклассного мероприятия по здоровьесбережению "Поезд здоровья"
Материал к внеклассному мероприятию....
Разработка внеклассного мероприятие по здоровьесбережению для 2 класса
Разработка внеклассного мероприятие по здоровьесбережению для 2 классаТема: Мы строим дом здоровья Цель: · Формировать представление о здоровье, ка...
Разработка внеклассного мероприятия по здоровьесбережению "В стране здоровья", 2 класс
Внеклассное мероприятие по здоровьесбережению для 2 класса...