Разработка мероприятия по здоровьесбережению
методическая разработка (здоровый образ жизни) по теме

Цырегмаева Балма Очировна

Разработка мероприятия по здоровьесбережению береги глаз как алмаз

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия по разделу воспитательной работы

«В здоровом теле  - здоровый дух»

подготовлена учителем

начальных классов

Цырегмаевой Б.О.

для учащихся 3-го класса.

Данное занятие способствует достижению целей воспитательной работы: сохранение здоровья учащихся и развитие общих учебных умений.

           Способы получения информации: выполнение практической работы, работа в группах, буклеты с памятками.

         

                Классный час «Береги глаз как алмаз»

                (или «Как сохранить хорошее зрение»).

Задачи: привитие навыков здорового образа жизни;

             знакомство с основными правилами ухода за глазами в целях

             сохранения хорошего зрения;

        формирование потребности в личной гигиене, правильного и

             регулярного ухода за своей внешностью и здоровьем.

Оборудование: настольная лампа с длинным шнуром;

                          памятки «Береги глаза», «Правила просмотра телепередач»;

                          плакат с упражнениями зрительной гимнастики;

                          офтальмотренажёр;

                          книги, подставки для книг;

                          линейки, метр.

  1. Целеполагание.

  • Прочитай название темы.
  • О чём сегодня пойдёт разговор?
  • Что вы уже знаете по этой теме?
  • О чём хотели бы узнать?

  1. Планирование.

  • Давайте наши вопросы расположим по порядку.
  1. Какую роль играет зрение в жизни человека?
  2. Как изменяется зрение в течение лет обучения в школе?
  3. Отчего зрение ухудшается?
  4. Что помогает сохранить хорошее зрение?
  5. Какие выводы я сделал для себя?

  1. Реализация плана.

  1. – Первый вопрос обсудите в группах (2 минуты).

  • По данным некоторых учёных 70% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения, другие полагают, что цифра должна быть увеличена до 90%. Недаром А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время болезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своём состоянии так: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение, - это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».

             2) – Данные специальных медицинских обследований и повседневные наблюдения показывают, что близорукость среди школьников всё ещё имеет значительное распространение, что процент близоруких учащихся увеличивается по мере их перехода из класса в класс. Так, по данным обследования значительного числа школьников, процент близоруких детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет) составляет 12,7 %; среди учащихся среднего школьного возраста (12 – 14 лет) – 21,7 %; среди учащихся 15 – 18 лет – 27,9 % (Е. М. Белостоцкая).

            3) – Подумайте и обсудите в группах, отчего зрение ухудшается?

  • Факторы, способствующие близорукости:

а) чрезмерное приближение глаз к рассматриваемому предмету: при неправильной посадке, чтении лёжа, чтении в транспорте;

б) значительное напряжение при недостаточном и неправильном освещении рабочего места в школе и дома: малая контрастность между написанным на доске и самой доской, чтение старых книг с мелким текстом, уже пожелтевшими страницами, письмо карандашом. Большого зрительного напряжения требует просмотр телевизионных передач, работа на компьютере, особенно без соблюдения гигиенических правил;

в) ослабление организма в результате перенесения заболеваний: инфекционной желтухи, малярии, кори, скарлатины, ангины, туберкулёза, эндокринных расстройств – малокровие и др. Эти заболевания неблагоприятно сказываются как на всём организме, так и на глазном яблоке, вызывая нарушение питания тканей глаза;

г) в происхождении близорукости прослеживается и влияние неблагоприятной наследственности. Но, если ребёнок с неблагоприятной наследственностью физически здоров, рационально питается, находится в благоприятных гигиенических условиях, то близорукость может и не возникнуть;

д) некоторые учёные связывают возникновение близорукости с нерациональным питанием, недостаточным потреблением витаминов, минеральных солей, белков.

         4) – Что же помогает сохранить хорошее зрение?

а) Устройство рабочего места, освещение, питание, регулирование просмотра телевизионных передач, «общения» с компьютером – факторы, смягчение и устранение которых зависит от родителей.

б) Гигиена зрения в условиях школы. Основную воспитательную роль играет учитель.

в) Сам учащийся уже в начальной школе должен овладеть рядом важных навыков. Из них самый трудный для усвоения: соблюдение необходимого расстояния от глаз до рабочей поверхности (тетради, книги). Овладение правилами самоконтроля и применение их. Кроме того, надо выработать навыки: заниматься при достаточном и правильном освещении; соблюдать ритм зрительной работы, гигиену просмотра телепередач; выполнять гимнастику для глаз и уметь давать глазам отдых.

  • Давайте проведём наблюдение.

(Ученик садится за стол так, чтобы свет из окна падал слева или спереди. Затем резко перемещается, и свет падает сзади. Легко убедиться, что во втором случае книга освещается хуже, чем в первом.

   Лампа с длинным шнуром помещается поочерёдно то сзади ученика, сидящего за столом, то справа, то на столе слева. Ученик отмечает, что в первом случае книга и тетрадь покрываются тенью от головы, во втором случае при письме на тетрадь падает тень от правой руки, в третьем случае тетрадь освещена ровно.)

  • Какой вывод можете сделать? (Необходимо правильно располагать источник света.)
  • Как во всех классах школы расположены парты? (Так, чтобы свет падал слева.)

  • Для сохранения хорошего зрения важно сидеть правильно, не наклоняясь низко над книгой или тетрадью. Если книга и тетрадь находятся на очень близком расстоянии от глаз, это вредно для зрения. Надо сидеть прямо, лишь слегка наклонив голову вперёд. Тетрадь и книга должны находиться на расстоянии 30 – 35 см от глаз, не ближе. Это расстояние, как вы уже знаете, примерно равно длине руки от локтя до кончика пальцев. Давайте это проверим.

  • Врачи установили, что на таком расстоянии детям удобнее всего читать и писать, что при этом глаза меньше всего устают, зрение не портится.

Читать удобнее, когда книга имеет небольшой наклон в сторону читающего. Для этого надо класть книгу на специальную подставку с наклоном или подкладывать под верхний край читаемой книги две-три другие книжки (показываю, как это делается).

Нельзя читать лёжа. Когда читают лёжа, трудно держать книгу в удобном для глаз положении и на нужном расстоянии. Кроме того, в таком положении книга обычно плохо освещается. Из-за этого глаза больше утомляются, зрение всё больше и больше портится. Вредно также читать очень долго без перерыва. При чтении надо делать перерывы (примерно после каждых 30 минут), чтобы дать отдых глазам.

     Памятка «Берегите глаза»:

  1. Не трите глаза руками, носовым платком.
  2. Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.
  3. Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами.
  4. Не играйте в опасные для глаз игры.
  5. Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или медицинской сестре.
  6. Занимайтесь при хорошем освещении.
  7. Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз, не подносите их близко к глазам.
  8. Не читайте лёжа.
  9. При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.

  • А теперь разучим комплекс упражнений зрительной гимнастики.

       

       Комплекс упражнений зрительной гимнастики.

  1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд (считать медленно до 5 – 7). Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6 – 8 раз. (Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы самого глаза.)

  1. Быстро моргать в течение 1 – 2 минут. (Улучшает кровообращение.)

  1. Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 секунды; потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руки. Повторить 10 – 12 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

  1. Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

  1. Выполняется стоя. 1) Поместить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз. 2) Смотреть двумя глазами на конец пальца 3 – 5 секунд. 3) Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3 – 5 секунд. 4) Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3 – 5 секунд. 5) Поместить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз. 6) Смотреть двумя глазами на конец пальца 3 – 5 секунд. 7) Прикрыть правой ладонью правый глаз на 3 – 5 секунд. 4) Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3 – 5 секунд. Повторить 5 – 6 раз. (Укрепляет мышцы глаз.)

  1. Выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10 – 12 раз. (Укрепляет мышцы глаз.)

  • Во время просмотра телепередач необходимо соблюдать гигиенические правила. Какие из них вы знаете?

       Гигиенические правила просмотра телепередач:

  1. Смотреть не больше 2 – 3 передач в неделю продолжительностью не более 1 – 1,5 ч каждая.
  2. Располагаться от экрана не ближе, чем на 2 – 3 метра и не далее 6 – 8 метров.
  3. В комнате должно быть боковое освещение, лучше всего торшер или бра.
  4. Место для сидения удобное, но смотреть передачу лёжа не разрешается.
  5. Изображение на экране должно быть чётким, отрегулирована громкость.

  1. Рефлексия.

  • Какие выводы я сделал для себя?
  • Чему я сегодня научился?
  • Что я сегодня понял?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по здоровьесбережению "Секреты здоровья"

Внеклассное мероприятиеТема: «Секреты здоровья»Цель: Формирование привычки  здорового образа жизни.Задачи:Познакомить обучающихся с основами правильного питания; с продуктами, полезными для...

Разработка урока по здоровьесбережению

Разработка урока для учащихся 2 класса по здоровьесбережению. На этом уроке дети знакомятся с правилами укрепления здоровья....

Методическая разработка по проблеме здоровьесбережения в образовательном процессе.

Основные элементы здорового образа жизни –режим дня, правильное питание , двигательная активность ,отказ от вредных привычек ,закаливание.И всё это надо развивать с детства. Физическое состояние детей...

Разработка внеклассного мероприятие по здоровьесбережению для 2 класса

Разработка внеклассного мероприятие по здоровьесбережению для 2 классаТема: Мы строим дом здоровья Цель: ·        Формировать  представление о здоровье, ка...

Разработка внеклассного мероприятия по здоровьесбережению "В стране здоровья", 2 класс

Внеклассное мероприятие по здоровьесбережению для 2 класса...