Анализ работы по формированию здоровьесберегающей среды во 2 в классе.
материал по зож (2 класс) на тему
Анализ работы по формированию здоровьесберегающей среды во 2 в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_po_zozh.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
Анализ работы
по формированию
здоровьесберегающей среды
во 2 в классе.
за 2012-2013 учебный год.
Классный руководитель: Муртазина З.Д.
«Учитель многое может, и, если все,
что он может сделать для укрепления
здоровья школьников, он осуществляет,
дети вырастут такими,
какими мы все хотим их видеть
– хорошими, умными и здоровыми».
(С. М. Громбах )
Здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье младшего школьника сегодня – значит обеспечить здоровье всего общества завтра. Здоровье, здоровый образ жизни и безопасность детей – одно из направлений моей воспитательной работы в классе. Я считаю, что необходимо еще в начальном звене научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье, как величайшую ценность, дарованную нам. Поэтому с первого дня поступления ребенка в школу начинаю работу по формированию здорового образа жизни. Эта задача включает в себя формирование у ребенка основ физиологической, физической, психической и интеллектуальной культуры. Работа строится по следующим направлениям:
- диагностика, коррекция и развитие учащихся;
- формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей;
- соблюдение санитарных норм и правил;
- выполнение мероприятий по укреплению и сохранению здоровья у учащихся;
Работа по формированию здорового образа жизни начинается с анкетирования обучающихся, которое помогает быстро выявить отношение детей к своему здоровью.
По результатам анкетирования только 34% учеников начинали свой день с зарядки. Жаловались на здоровье 70% учащихся. На вопрос «Кто болеет чаще?» 43% учеников не смогли ответить. Примерно 65% детей привыкли питаться «всухомятку». Мыли руки перед едой 70% учащихся. Вообще не чистили зубы 4% учащихся. Только 32% учащихся не посещали школу во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли. Остальные дети вовсе не обращали внимание на это и тем самым ухудшали состояние своего здоровья.
Таким образом, были выявлены проблемы, требующие особого внимания:
- Здоровье и здоровый образ жизни
- Режим дня
- Основы рационального питания
- Личная гигиена
- Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья
В связи с этим был составлен тематический план проведения классных часов, внеклассных мероприятий, бесед, игр, введены часы «Уроки здоровья», ежедневно проводилась общеукрепляющая зарядка.
Мною были проведены плановые тематические классные часы:
- Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться.
- Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься.
- Каждый знает, что режим в жизни всем необходим.
- Знай правила движения, как таблицу умножения!
- Шалости и травмы
- Чем можно отравиться
- Гигиена и здоровье
- Питание и здоровье
Кроме того, регулярно проводились беседы и практические занятия с учащимися по разделам:
Личная гигиена
- Чтобы зубы не болели (беседа - практикум)
- Беречь глаз, как алмаз (беседа, практическое занятие на офтальмотренажере)
- Да здравствует мыло душистое! (беседа – практикум)
- Слово о носовом платке (беседа)
- Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! (игры на свежем воздухе).
Профилактика вредных привычек:
- О хороших привычках (деловая игра), совместно с родителями.
- Умей отдыхать (беседа)
- Растите стройными! (беседа – практикум)
- Курение – вредно для здоровья.
- Наркотики-зло.
конкурс «Здоровая семья»
Участие в научно-практической конференции « Компьютер-это вред или источник информации», заняли 1 место.
Здоровый образ жизни:
- Ты и компьютер (беседа)
- Телевидение и здоровье (беседа, просмотр фильма)
Участие в мероприятии « В гостях у Мойдодыра».
Здоровый образ жизни:
- Ты и компьютер (беседа)
- Телевидение и здоровье (беседа, просмотр фильма)
- Всей семьей на природу! (поход)
Мероприятие « Веселые старты совместно с родителями»
Беседе отводится важная роль. Дети участвуют в беседе в форме диалога, выступают с заранее приготовленным по теме сообщением или делятся опытом из собственной жизни. Необходимым звеном в организации воспитания здорового образа жизни являются коллективные творческие дела, например, «Путешествие по станциям Здоровья» или занятие на тему «Вежливое слово должен знать каждый», где рассматриваются аспекты нравственного здоровья учащихся. В период учебы в начальной школе у детей формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. На уроках я использую различные комплексы упражнений, направленные на профилактику и коррекцию нарушений осанки, укрепление глазной мышцы и общее оздоровление организма. Также использую массаж пальцев рук. Большое внимание уделяю проведению оздоровительных физкультминуток – это обязательный компонент школьного урока.
Зрительно-координаторные тренажеры.
Время урока после физкультминутки используется более эффективно. Ребята становятся активнее, усиливается их внимание, интерес к уроку. Регулярное проведение на уроках физкультминуток способствует улучшению психоэмоционального состояния учащихся. Оздоровительные минутки провожу сама или наиболее подготовленные учащиеся, в традиционной форме или с использованием офтальмотренажеров, часто провожу физкультминутки под музыку.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций. В игре возможно воспитание детей. Поэтому во время динамической паузы я использовала подвижные игры.Необходимым условием формирования здорового образа жизни у ребенка является активное участие в этой работе родителей. Родители учащихся – помощники учителя в работе по формированию навыков здорового образа жизни у школьников. Родители принимают активное участие в выпуске тематических классных газет о здоровом образе жизни, рациональном и правильном питании, помогают оформлять «уголки здоровья», приходят на классные часы и проводят беседы с учащимися о сохранении здоровья, посещают спортивные соревнования в школе, участвуют в озеленении классной комнаты.Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции, беседы на классных родительских собраниях, а также привлечение к активному отдыху вместе с детьми. Мною проведены родительские собрания в рамках программы «Здоровье» по темам:
- Режим дня младшего школьника
- Полноценное питание ребёнка школьного возраста
- Организация летнего отдыха детей
- Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
Школа проводит Недели здоровья, в которых всегда принимают участие мои воспитанники.
Результаты.
Проследить динамику отношения детей к своему здоровью помогают данные опроса. Анкетирование проводилось в 2011– 2012 и 2012-2013 учебных годах среди учащихся 1 – 2 классов. Результаты опроса приведены в таблице.
Вопрос | Число учащихся, ответивших «да» | Число учащихся, ответивших «нет» | ||
2011-2012 | 2012-2013 | 2011-2012 | 2012-2013 | |
1. Изменилось ли твое отношение к своему здоровью? | - | 19 | - | 8 |
2. Пропускал ли ты за последний месяц школу по болезни? | 10 | 6 | 20 | 21 |
3. Принимал ли ты участие в выпуске школьных газет и конкурсах рисунков, посвященных тематике здоровья? | 6 | 19 | 24 | 8 |
4. Принимал ли ты участие в подготовке «урока здоровья»? | 6 | 12 | 24 | 15 |
5. Ты занимаешься спортом? | 12 | 17 | 18 | 10 |
6. Твои родители занимаются спортом? | 8 | 10 | 22 | 17 |
7. Участвуешь ли ты в спортивных конкурсах и соревнованиях? | 12 | 17 | 18 | 10 |
8. Знаешь ли ты, как оказать помощь при простуде, кровотечении из носа, ожогах, ушибах, порезах? | 13 | 27 | 17 | - |
9. Пользуешься ли ты медицинскими услугами в школе? | 2 | 6 | 28 | 21 |
10. Смотришь ли ты по телевизору передачи, в которых рассказывается о здоровье? | 8 | 16 | 22 | 11 |
Внеурочная деятельность.
С этим направлением деятельности в нашем классе проблем нет – у нас создана активная развивающая среда в первой половине дня за счет внеурочной деятельности , которое включает в себя несколько направлений:
- Спортивные танцы
- Домисолька
- Азбука природы.
И здесь роль классного руководителя заключается в том, чтобы направить каждого ребенка по тому направлению, которое ему интересно, а в случае потери интереса организовать работу по повышению мотивации, отслеживать, чтобы дети не бросали занятия, вести работу совместно с родителями. Для этого проводится анкетирование детей и родителей, каким видом деятельности хотел бы заниматься ребенок, чем реально могут помочь родители школе и детям в занятиях по этим направлениям.
В моем классе во внеурочной деятельности занимается 100% учащихся. Из 28 человек:
Танцами занимаются 9 человек;
Домисолька – 9 человека;
Волшебные пальчики – 28 человек
Азбука природы -15 чел
Все дети посещают центр здоровья. Помимо дополнительного образования многие дети посещают занятия вне школы. Это плавание (6 человек), танцы (4 человека), музыкальная школа (1 человек), карате (2 человека).
Табл
ица «Оценка своего здоровья учениками 2 в класса»
Показатели | 2011-2012 | 2012- 2013 |
1. Пропускаешь ли ты занятия по болезни?
| 6 14 8 | - 20 8 |
2. Делаешь ли ты утром зарядку?
| 10 12 6 | 21 4 3 |
3. Регулярно ли ты посещаешь уроки физкультуры?
| 20 7 1 | 26 2 - |
4. Занимаешься на уроках физкультуры
| 24 2 2 | 28 - - |
5. Занимаешься ли ты спортом?
| 17 11 - | 22 0 6 |
6. Проводятся ли на уроках физические паузы?
| 28 - - | 28 - - |
Одним из ведущих видов деятельности классного руководителя является планирование своей работы, без которого мы не видим будущего учащихся. Формирование здорового образа жизни включается в планирование работы классного руководителя и всей школы, многие мероприятия становятся традиционными. Это спортивный конкурс “Мама, папа, я – спортивная семья”, игры по станциям, проведение спектаклей, Дни здоровья, “Веселые старты” и другие.
Таким образом, что должен уметь классный руководитель, чтобы осуществлять деятельность по формированию ЗОЖ?
- Планировать работу по здоровьесбережению.
- Анализировать данные мониторинга здоровья учащихся.
- Организовывать совместную деятельность “ученик – учитель – родитель”.
- Сотрудничать со специалистами школы.
- Отслеживать результативность деятельности
Результатом грамотного подхода классного руководителя в вопросах здоровьесбережения является:
- Возрастание мотивационных установок учащихся.
- Снижение количества пропусков учащихся по болезни.
- Возрастание качества знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов
Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по формированию здоровьесберегающей среды в начальной школе....
Анализ урока с позиции здоровьесберегающей технологии
Бланк экспертной оценки здоровьесберегающей компетентности педагога...
Выступление на муниципальной августовской конференции "Формирование здоровьесберегающей среды и организация профилактической работы в МОУ Урлукская СОШ"
Забота о здоровье школьников – это контроль над нормами и требованиями школьной гигиены, профилактика заболеваний, выявление скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении. Физку...
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
Нетрадиционные методы логопедической работы по формированию языкового анализа и синтеза с элементами дыхательных упражнений для обучающихся с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитанияСамым главным приор...
Коррекционная работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза в период обучения грамоте на уроках литературного чтения с применением ИКТ
материал для учителей начальных классов...
Анализ работы по формированию базовых учебных действий обучающихся 1 класса на конец I полугодия 2019-2020 учебного года.
В статье дается анализ сформированности базовых учебных действий у обучающихся 1 дополнительного класса....