Анализ урока с позиции здоровьесберегающей технологии
план-конспект по теме
Бланк экспертной оценки здоровьесберегающей компетентности педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ урока с позиции здоровьесберегающей технологии | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Варгашинская мердняя общеобразовательная школа №1»
Анализ урока с позиции здоровьесберегающей технологии
Автор: Речкалова Марина Геннадьевна,
учитель начальных классов
р.п. Варгаши
2010 г.
Анализ урока с позиции здоровьесберегающей технологии
1. Бланк экспертной оценки здоровьесберегающей компетентности педагога (в системе взаимодействия «Педагог – учащийся»)
Фамилия, имя, отчество педагога __________________________________________________
Должность оцениваемого педагога ________________________________________________
Фамилия, имя, отчество эксперта __________________________________________________
Должность эксперта _____________________________________________________________
Дата: ________________. Частота проявления умения: 3 – очень часто; 2 – довольно часто; 1 – редко; 0 – практически никогда.
Здоровьесберегающие действия педагога | Частота | |||
3 | 2 | 1 | 0 | |
Действия по поддержанию физического здоровья учащихся | ||||
1. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья | ||||
2. Организует учебно-предметную среду, соответствующую нормам сохранения здоровья | ||||
3. Способствует формированию здорового образа жизни учащихся | ||||
4. Организует целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности учащихся | ||||
5. Организует своевременное проветривание помещения | ||||
6. Организует правильное дыхание учащихся в ходе учебной работы | ||||
7. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания здоровья пищеварительной системы, способствует развитию таких факторов здоровья, как уход за полостью рта, нормальный режим питания | ||||
8. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о гигиене выделительной системы | ||||
9. Обеспечивает возможность своевременного посещения детьми туалета | ||||
10. Организует учебно-предметную среду, позволяющую поддерживать нормальную самооценку деятельности | ||||
11. Организует поддержание нормальной осанки | ||||
12. Организует подвижные паузы в ходе аудиторных занятий | ||||
13. Контролирует режим освещенности в учебном помещении | ||||
14. Организует зрительное восприятие с требованиями гигиены зрения, обучает рациональной технике зрительного восприятия | ||||
15. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания здоровья органов слуха | ||||
16. Контролирует акустический режим совместных занятий учащихся | ||||
17. Указывает учащимся на положительные и отрицательные примеры личной гигиены в их социальном окружении. Контролирует гигиену покровных тканей (высказывает соответствующие требования и оценки) | ||||
18. Способствует созданию нормального температурного режима, закаливания, минимизации патогенной микрофлоры, безопасность предметно-пространственной среды | ||||
19. Формирует практические умения сохранения здоровья в различных экстремальных ситуациях (переохлаждение, перегрев, инфекционная опасность и т.д.) | ||||
Суммы частотных баллов | ||||
Итого (от 0 до 60 – сумма баллов за поддержание физического здоровья учащихся) |
Действия по поддержанию психофизического, психического и нравственного здоровья учащихся | |||||||
1. Обеспечивает возможность полисенсорного восприятия объектов познания различными органами чувств | |||||||
2. Организует условия концентрирования и децентрации внимания | |||||||
3. Организует необходимые условия для запоминания и припоминания учебного материала | |||||||
4. Обеспечивает умеренность психофизических нагрузок, предупреждает действия в ситуациях эмоционального пресыщения и истощения | |||||||
5. Организует ситуацию психологической безопасности всех учащихся | |||||||
6. Демонстрирует уверенность в способностях всех учеников | |||||||
7. Реализует алгоритм становления произвольности поведения: «выполнение требований других – предъявление требований к другим – предъявление требований к себе – самоконтроль» | |||||||
8. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способности самоорганизации | |||||||
9. Способствует рациональной организации рабочего места учащегося | |||||||
10. Способствует формированию в группе учащихся предпочтение черт личностной зрелости (предусмотрительности, самодисциплины и др.) | |||||||
11. Организационно поддерживает развитие самостоятельной деятельности учащихся | |||||||
12. организует поэтапное формирование умственных действий | |||||||
13. Включает в содержание обучения и воспитания сведения образцов коммуникативного поведения (общения) | |||||||
14. Способствует развитию позитивных ожиданий учащихся | |||||||
15. Способствует развитию мыслительных процедур планирования и прогнозирования | |||||||
16. Способствует развитию позитивного отношения окружающих к личности ученика. организует условия формирование приемлемого статуса в классе каждого ученика | |||||||
17. Организует успех в учебной деятельности | |||||||
18. Включает в содержание обучения и воспитания нравственно-эстетические нормы | |||||||
19. Обеспечивает формирование атмосферы взаимного уважения в классе | |||||||
20. Организует рефлексию, осознание учащимися своей нравственно-мировоззренческой позиции, прогноз реализации ее негативных вариантов | |||||||
Суммы частотных баллов | |||||||
Итого (от 0 до 60 – сумма баллов за поддержание душевного здоровья учащихся) | |||||||
Общая сумма баллов за поддержание душевного и физического здоровья учащихся (0 – 120) |
2. Бланк экспертной оценки здоровье сберегающих условий на уроке
Фамилия, имя, отчество педагога __________________________________________________
Фамилия, имя, отчество эксперта __________________________________________________
Должность эксперта _____________________________________________________________
Класс: __________. Предмет _______________________________. Дата _________________.
Какой урок сегодня по счету у класса __________________.
Шкала оценки соответствия действий здоровьесберегающим нормам: 3 – безусловно да; 2 – скорее да; 1 – скорее нет; 0 – безусловно нет.
Действия педагога и учащихся | 3 | 2 | 1 | 0 | |||||||
1. Судя по состоянию помещения, учитель проконтролировал его готовность к началу урока: оно достаточно освещено, проветрено, не запылено | |||||||||||
2. Учитель организовал включение учебников в учебную деятельность с учетом последствий предыдущих занятий (возбуждение, утомленность и т.д.) | |||||||||||
3. Большинство учащихся быстро включаются в учебную деятельность | |||||||||||
4. Учитель при необходимости корректирует осанку ученика | |||||||||||
5. Организуются релаксационные паузы | |||||||||||
6. Организуются физические упражнения, физкультминутки | |||||||||||
7. Используются приемы снятия эмоционального напряжения учащихся | |||||||||||
8. Действия учащихся свидетельствуют об их интересе к организованным учителем занятиям | |||||||||||
9. Педагог целесообразно чередует учебную нагрузку, наблюдается смена видов деятельности | |||||||||||
10. На уроке создана уважительная, доброжелательная атмосфера | |||||||||||
11. У учащихся отсутствуют внешние признаки страха, стресса | |||||||||||
12. Не соблюдается признаков значительной утомленности учащихся | |||||||||||
Итого | |||||||||||
Сумма баллов | |||||||||||
Рефлексия урока | |||||||||||
№ | Вопросы к учащимся | Число уч. | % | ||||||||
1 | А. Пожалуйста, поднимите руки те, кому из вас показалось, что урок длился дольше, чем обычно? Б. А кто почувствовал, что урок прошел быстрее, чем обычно? | А | Б | А | Б | ||||||
2 | А. У кого за время урока снизилось настроение? Б. А у кого повысилось? | ||||||||||
3 | А. Кто из вас очень устал на этом уроке? Б. А кто чувствует, что у него прибавилось сил? | ||||||||||
Среднее | |||||||||||
Коэффициент психофизиологического воздействия урока, равный разности среднего значения % Б и % А |
Литература и Интернет-ресурсы
http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html
http://trudovik45.ucoz.ru/publ/1-1-0-2
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 - 28
- Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы//I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов М., 1998. С. 289-298
- Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов М., 1998. С. 201-208
- Выготский Л.С. Психология изучение о локализации психических функций. Собр. соч.: В 6 томах. Т.1. М.: Педагогика, 1982
- Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии, 1992. №5-6. С.3-14
- Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н.Н.Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2001. – №3. – С.3–6.
- Матияш О.И. Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике //Сов. педагогика. 1989. 5. С. 128.
- Программа лагеря «Спасибо, нет!»: Метод. Пособие. – Казань, 2005.
- Разумов А.Н., Пономаренко В.А. Здоровье здорового – М.: Медицина, 1996. – 416 с.
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 - 34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ урока с позиции здоровьесбережения.
Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока......
Диагностическая карта анализа урока с позиции формирования универсальных учебных действий
Диагностическая карта анализа урока с позиции формирования универсальных учебных действий...
Схема анализа урока с позиции здоровьесбережения
Схема анализа урока с позиции здоровьесбережения...
Мастер-класс «Современный урок с позиции здоровьесберегающих технологий в рамках ФГОС»
В работе обобщен и представлен опыт по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках....
Презентация к мастер-классу «Современный урок с позиции здоровьесберегающих технологий в рамках ФГОС»
Презентация содержит материал, раскрывающий понятие "Здоровьесберегающие технологии". Представлена характеристика здоровьесберегающего урока, особенности и основные принципы здоровьесберегаю...
Выступление на педсовете Мастер- класс по теме: «Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий»
Цель: Обмен опытом по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках.Задачи:· раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;·...