Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов
статья (1 класс) на тему
Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по формированию здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов
Ерохина Е.В.
учитель нач.классов
МОУ «Шелаевская СОШ»
Выступление на педагогическом совете
31.10.2011
В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.
Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. Уровень заболеваемости детей и подростков уже на протяжении ряда лет остается на высоком уровне.
За последний год заметно активизировалась работа, как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровьесберегающей среды и соответствующих педагогических технологий, по формированию здорового образа жизни. Сегодня, очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся, должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
В системе здоровьесберегающего направления в ОУ обязательными компонентами являются:
– рациональная организация учебного процесса;
– оптимальная организация физкультурно-оздоровительной работы;
– организация качественного питания;
- организация качественного медицинского сопровождения.
Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете.
Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.
Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста. Планируя свою работу каждый учитель должен особое внимание уделять следующему:
Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Это опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы.
Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех видов за урок.
Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут.
Использование методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности.
К таким методам относятся:
– методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.);
– активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.);
– методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. На этом фоне 8–10-минутные работы с интерактивной доской, которая стала неотъемлемой частью урока, также отрицательно влияют на здоровье детей.
Учитель должен уметь использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, то есть для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы формируют осанку. Нарушение осанки начинается у детей с ДОУ и в школе. Так например дети пришедшие в этом году в школу из 13, посещавших ДОУ, 9 с нарушением осанки и плоскостопием.
Важно создать психофизический комфорт учеников, т.к. психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.
Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обращать внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Положительную роль играют , применяемые в начальной школе включения в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т. д.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке играет немаловажную роль в развитии интереса к занятиям, стремлении больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей.
Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, отрицательные эмоции и т. п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.
Я считаю , что урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т. п.
Мы стараемся создавать в начальной школе богатую и разнообразную предметную, информационную и инструментальную среду, которая располагает учащихся к познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией. Предлагаем перечень мероприятий направленных на формирование здоровьесберегающей и развивающей среды младших школьников:
Мероприятия по профилактике заболеваний
и сохранению здоровья
I. У ч е т с о с т о я н и я з д о р о в ь я д е т е й:
1. Анализ медицинских карт учащихся.
2. Определение групп здоровья.
3. Учет посещаемости занятий.
II. Ф и з и ч е с к а я и п с и х о л о г и ч е с к а я разгрузка учащихся:
1. Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
2. Проведение дополнительных уроков физической культуры.
3. Введение в учебную программу уроков ритмики.
4. Динамические паузы.
5. Индивидуальные занятия.
6. Общая утренняя зарядка.
7. Организация спортивных перемен.
8. Дни здоровья.
9. Физкультминутки для учащихся .
10. Организация летних и осенних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
Примерная тематика классных часов и бесед по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового
образа жизни
1–4 классы
Ц и к л б е с е д по теме «Гигиена школьника»:
1) «Чтобы зубы не болели».
2) «Беречь глаз как алмаз».
3) «Да здравствует мыло душистое».
4) «О хороших привычках».
5) «Умеем отдыхать».
6) «Ты и телевизор».
7) «Твой режим дня».
8) «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение».
Ц и к л к л а с с н ы х ч а с о в:
– «Как уберечь себя от беды»;
– «Наше здоровье в наших руках».
И н с т р у к т а ж и по предупреждению травматизма: правила дорожного движения, правила поведения на уроках физкультуры, правила техники безопасности при работе с с/х инвентарем и др.).
З а н я т и я по профилактике вредных привычек.
Обучение в начальной школе проходит в одном помещении. Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т.к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя.
Образовательная среда начальной школы — это:
современная удобная мебель,
магнитные плакаты,
раздаточные дидактические материалы,
игровые пособия,
программные продукты,
конструкторы и многое другое.
Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Так, в предметно-пространственную среду каждого класса включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные - зеленые уголки, где дети наблюдают и ухаживают за растениями. Но к большому сожалению наши кабинеты не имеют специально организованной игровой зоны! В игровой комнате каждый ребенок мог бы найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Хотелось бы иметь необходимый минимум для полноценного развития
- универсальная детская мебель
-яркие дидактические игрушки
-надувные мячи.
-батут
- горка и т.д
Над этой проблемой нам стоит поработать вместе, привлечь родителей , общественность, администрации школы оказать посильную помощь в решении этого вопроса, т.к. важным направлением модернизации российского образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Здоровье – важнейшее условие успешной реализации личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Здоровьесберегающий компонент развивающей среды в начальной школе
Статья для учителей...
Доклад на районном МО начальных классов на тему: «Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов»
Хочется кричать на всю страну: "Дорогие коллеги, бросьте принцип "Усади!", а пользуйтесь заповедью М.Ф.Базарного "Не усади!" Мой опыт работы по этой методике 3 года, но результат ОТЛИЧНЫЙ....
ПК.4.2. Предметно- развивающая среда кабинета начальных классов
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....
ПК 4.2 Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов
Предметно-развивающая среда...
ПК4.2 Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....
ПК 4.2 предметно-развивающая среда кабинета начальных классов
Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов...
Коррекционно – развивающая работа по формированию лексической основы речевой деятельности учащихся начальных классов.
Нарушение в раннем детстве органов чувств, интеллектуальной или эмоциональной деятельности так или иначе сказывается на общем развитии речи ребенка, и в частности — на владении словом в качестве основ...