Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Гармония"
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа по математике 4 класс по УМК "Гармония" с УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по математике УМК "Гармония" 4 класс | 32.63 КБ |
Программа по ИЗО 4 класс | 86.28 КБ |
Программа Разговор о правильном питании.4класс | 14.06 КБ |
okruzhayushchiy_mir_4_klass_rabochaya_programma.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Баляга
муниципального района «Петровск-Забайкальский район»
Забайкальского края
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Заседание МО учителей заседание МС Директор МОУ СОШ
От « »___________2012г. от « »_____________2012г. п.Баляга от « »_____2012г.
Руководитель МО___________ Председатель МС____________ ________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«МАТЕМАТИКА 4 КЛАСС»
УМК «ГАРМОНИЯ»
Программа составлена
учителем начальных классов (13 разряд)
Долженковой Т.И.
п.. Баляга, 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа к курсу «Математика» 1-4 классы Истомина Н.Б. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2006
Программно - методические материалы.
- Математика. Истомина Н.Б. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2007
- Учебник: Истомина Н.Б. Математика 4 класс Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007
- Истомина Н.Б. Рабочая тетрадь 4 класс 1 и 2 часть Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008
- Истомина Н.Б. Контрольные работы 4 класс Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009
- Н.Б. Истомина, О.П. Горина Тестовые задания по математике для 4 класса. Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2009 г.
В основе построения данного курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Основная цель курса – формировать приемы умственной деятельности, учитывая жизненный опыт ребенка;
Главные задачи курса: формирование навыков табличного умножения и деления, которые совершенствуются в процессе овладения приемом устных вычислений, а также овладения приемами внетабличных случаев умножения и деления, основанных на таблице умножения.
Практическая реализация данной концепции находит выражение:
- В логике построения содержания курса. Курс построен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение системы понятий и общих способов действия. Каждая следующая тема органически связана с предыдущими, что позволяет повторять ранее изученные вопросы на более высоком уровне.
- В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствий между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями. Данный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка.
- В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование у них умения контролировать и оценивать свои действия.
- В методике обучения решению текстовых задач, которая сориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать арифметические действия, отвечая на вопрос задачи.
- В методике формирования представлений о геометрических фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приемов умственной деятельности: установления соответствия между предметной и геометрической моделью и ее изображением, что способствует развитию пространственного воображения ребенка. При выполнении геометрических заданий формируются навыки работы с линейкой, циркулем, угольником.
- В методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения младших школьников математике, обладающие определенными методическими возможностями.
Планируемые результаты обучения:
Базовый уровень
знать | уметь |
таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка); таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка); свойства арифметических действий: а) сложения (переместительное и сочетательное); б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное); в) деления суммы на число; г) деления числа на произведение; разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц); алгоритм письменного сложения и вычитания; алгоритм письменного умножения; алгоритм письменного деления; названия компонентов и результатов действий; правила нахождения слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя; единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения; способы вычисления площади и периметра прямоугольника; правила порядка выполнения действий в выражениях; названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг; структуру задачи: условие, вопрос | устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100 или легко сводимые к действиям в пределах 100, используя знания свойств арифметических действий, разрядного состава двузначных чисел, смысла сложения, вычитания, умножения и деления и различных вычислительных приемов читать, записывать, сравнивать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычисления; складывать и вычитать многозначные числа в «столбик»; умножать в «столбик» многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное; делить многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное «уголком» (в том числе и производить деление с остатком); решать простые и усложненные уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента. Решать задачи способом составления таких уравнений; сравнивать, складывать и вычитать величины, умножать и делить величину на число. Выражать данные величины в различных единицах; использовать эти знания для решения задач; использовать эти знания для вычисления значений различных числовых выражений. Находить числовые значения простейших буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв; узнавать и изображать эти фигуры, выделять их существенные признаки. Строить фигуру, симметричную данной относительно оси симметрии; читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, переводить понятия «увеличить (уменьшить) на ...», «увеличить (уменьшить) в ...», разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий. Решать составные задачи на пропорциональную зависимость величин |
Виды учебной работы | Всего часов | По учебным четвертям | |||
I | II | III | IV | ||
Контрольная работа | 11 | 2 | 3 | 4 | 2 |
Самостоятельная работа | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Математический диктант | 11 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Тест | 10 | 2 | 2 | 3 | 3 |
№№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Планируемая деятельность | Вид контроля | Дата проведения |
1 четверть (36 часов) | ||||||
1. | Повторение изученного в 1 – 3 классах. Нумерация многозначных чисел | 1 | Определение нового разряда и класса. | Упражнения в названии и определении пяти- и шестизначных чисел. | Фронтальный | 3.09. |
2. | Повторение. Сравнение многозначных чисел | 1 | Чтение и запись, сравнение пяти- и шестизначные числа | Запись их в виде суммы разрядных слагаемых. | Фронтальный | 4.09. |
3. | Повторение. Решение текстовых задач | 1 | Анализ и установление связи между данными и искомым, выбирать действия, сравнение, противопоставление сходные задачи. | Решение задач. | Фронтальный | 5.09. |
4-5. | Повторение. Взаимосвязь компонентов и результатов действий | 2 | Применение правила связи между компонентами и результатами действий умножения и деления. | Работа в ТПО. | Фронтальный | 6.09. |
6. | Повторение. Решение текстовых задач Математический диктант | 1 | Анализ и установление связи между данными и искомым. | Выбор действия, сравнение, противопоставление сходные задачи. | Самопроверка | 10.09. |
7. | Повторение. Площадь и периметр прямоугольника | 1 | Знать формулу нахождения периметра. | Выполнение заданий по нахождению периметра любой фигуры. | Фронтальный | 11.09. |
8. | Повторение. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Деление двузначного числа на двузначное | 1 | Выполнение устных несложных действий умножения и деления чисел на 100, 1000. | Работа в ТПО. | Фронтальный | 12.09. |
9. | Повторение. Деление числа на произведение Самостоятельная работа. | 1 | Выполнение различных способов деления на число суммы, каждое слагаемое которой делится на это число. | Проверка ЗУН. | Самопроверка | 13.09. |
10. | Входная контрольная работа по тексту администрации | 1 | Воспроизведение знаний по изученным темам, уметь применять их на практике. | Контрольная работа. | Самопроверка | 17.09. |
11. | Работа над ошибками. Решение задач | 1 | Воспроизведение знаний по изученным темам, уметь применять их на практике. | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Фронтальный | 18.09. |
12. | Подготовительная работа к знакомству с алгоритмом. | 1 | Знать алгоритм письменного умножения. | Упражнение в записи чисел в десятичной системе счисления и в виде суммы разрядных слагаемых для умножения способом прикидки | Фронтальный | 19.09. |
13- 15. | Алгоритм письменного умножения на однозначное число | 3 | Составление и решение примеров в столбик по алгоритму и схеме примера. Знакомство со способами прикидки. | Самостоятельное решение примеров в столбик. Применение знания алгоритма умножения для решения примеров с пропущенными разрядами. | Фронтальный | 20.09.- 25.09. |
16- 18. | Умножение многозначного числа способом прикидки. Входной тест | 3 | Самостоятельное решение выражений в столбик. Применение знания алгоритма умножения для решения выражений с пропущенными разрядами. | Решение выражений в столбик по готовому алгоритму. Применение знакомого алгоритма для умножения чисел, оканчивающихся нулями. | Самопроверка | 26.09.-2.10. |
19- 21. | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Математический диктант | 3 | Решение проблемных заданий на умножение чисел, оканчивающихся нулями. | Практические действия по ознакомлению с умножением чисел, оканчивающихся нулями. | Самопроверка | 3.10.- 8.10. |
22. | Контрольная работа по теме «Умножение многозначных чисел на однозначное» | 1 | Воспроизведение знаний по изученным темам, уметь применять их на практике. | Контрольная работа. | Самопроверка | 9.10. |
23. | Работа над ошибками. Решение задач | 1 | Знать алгоритм письменного умножения. | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Фронтальный | 10.10. |
24. | Предметный смысл деления с остатком. Форма записи. | 1 | Уметь выполнять способы деления с остатком. | Решение проблемных заданий для выяснения конкретного смысла деления с остатком. | Фронтальный | 11.10. |
25-27. | Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. | 3 | Выяснение практическим способом основного правила деления с остатком: остаток всегда меньше делителя. | Заучивание и применение на практике основного правила деления с остатком: остаток всегда меньше делителя. | Фронтальный | 15.10.- 17.10. |
28- 30. | Случай деления с остатком, когда делимое меньше делителя. Самостоятельная работа | 3 | Выяснение практическим способом основного правила деления с остатком: остаток всегда меньше делителя. | Заучивание и применение на практике основного правила деления с остатком: остаток всегда меньше делителя. | Самопроверка | 18.10.- 23.10. |
31- 33. | Деление на 10, 100, 1000... Решение задач. | 3 | Выяснение возможности применения алгоритма деления с остатком для случаев деления чисел на 10, 100, 1000… | Применение алгоритма деления с остатком при делении чисел на 10, 100, 1000… | Фронтальный | 24.10.-29.10. |
34. | Контрольная работа по теме «Деление с остатком» | 1 | Воспроизведение знаний по изученным темам, уметь применять их на практике. | Контрольная работа. | Самопроверка | 30.10. |
35. | Работа над ошибками. Решение задач Входной тест | 1 | Знать алгоритм деления с остатком. | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Фронтальный | 31.10. |
36. | Подготовка к знакомству с алгоритмом умножения на двузначное число. | 1 | Знать разрядный состав многозначных чисел. | Упражнение в записи чисел в десятичной системе счисления и в виде суммы разрядных слагаемых для умножения способом прикидки. | Фронтальный | 1.11. |
37-39. | 2четверть(28 часов) Алгоритм умножения на двузначное число. Математический диктант | 3 | Составление и решение примеров в столбик по алгоритму и схеме примера. Знакомство со способами прикидки. | Подготовка к знакомству с алгоритмом умножения. | Фронтальный | 12.11. |
40-42. | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Самостоятельная работа | 3 | Решение примеров в столбик по готовому алгоритму. | Самостоятельное решение примеров в столбик. Применение знания алгоритма умножения для решения примеров с пропущенными разрядами. | Самопроверка | 13.11.- 15.11. |
43- 45. | Умножение на трехзначное число. Решение задач. Входной тест | 3 | Знакомство с готовым алгоритмом умножения в столбик и его применение для решения примеров. | Решение примеров в столбик по готовому алгоритму. Применение знакомого алгоритма для умножения чисел, оканчивающихся нулями. | Фронтальный | 19.11.- 21.11. |
46. | Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное число» | 1 | Воспроизведение знаний по изученным темам, уметь применять их на практике. | Контрольная работа. | Самопроверка | 22.11. |
47. | Работа над ошибками. Решение задач | 1 | Знать алгоритм письменного умножения. | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Фронтальный | 26.11. |
48. | Взаимосвязь умножения и деления. | 1 | Использование правила связи между компонентами и результатами действий умножения и деления. | Подготовка к знакомству с алгоритмом деления. | Фронтальный | 27.11. |
49. | Деление суммы на число | 1 | Использование правила связи между компонентами и результатами действий умножения и деления. | Подготовка к знакомству с алгоритмом деления. | Фронтальный | 28.11. |
50- 51. | Деление с остатком | 2 | Выяснение практическим способом распространения основного правила деления с остатком на многозначные числа. | Составление и решение выражений в столбик по алгоритму и схеме примера. Знакомство со способами прикидки. | Фронтальный | 29.11.- 3.12. |
52- 55. | Алгоритм письменного деления Математический диктант | 4 | Применение готового алгоритма деления в столбик для решения примеров и задач. | Составление и решение выражений в столбик по алгоритму и схеме примера. Знакомство со способами прикидки. | Фронтальный | 4.12.- 10.12. |
56- 58. | Прикидка результата при делении Самостоятельная работа | 3 | Выделение неполного делимого для подсчета количества цифр частного. | Решение заготовок примеров на деление. Самостоятельная работа в делении многозначных чисел «уголком». | Самопроверка | 11.12.- 13.12. |
59. | Контрольная работа по теме «Деление многозначных чисел» | 1 | Воспроизведение знаний по изученным темам, уметь применять их на практике. | Контрольная работа. | Самопроверка | 17.12. |
60- 62. | Деление на однозначное число. Математический диктант | 3 | Выявление «ловушек» в примерах на деление многозначных чисел. | Самостоятельная работа в делении многозначных чисел «уголком». | Фронтальный | 18.12.- 20.12. |
63. | Работа над ошибками. Решение задач | 1 | Знать алгоритм письменного деления. | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Фронтальный | 24.12. |
64. | Деление на однозначное число | 1 | Уметь применять вычислительные навыки при выполнении практических заданий. | Обсуждение способа действия при нахождении неизвестных компонентов деления многозначных чисел. | Фронтальный | 25.12. |
3 четверть ( 40 часов). | ||||||
65. | Деление на однозначное число | 1 | Обсуждение способа действия при нахождении неизвестных компонентов деления многозначных чисел. | Воспроизведение алгоритма деления «уголком». Нахождение ловушек. | Фронтальный | 10.01. |
66-67. | Взаимосвязь компонентов и результатов действий | 2 | Нахождение неизвестных компонентов деления с многозначными числами. | Отработка навыка письменного деления. | Фронтальный | 11.01.- 12.10. |
68- 71. | Прикидка результата деления на двузначное и трехзначное число | 4 | Выделение неполного делимого для подсчета количества цифр частного. | Решение заготовок выражений на деление. | Фронтальный | 13.01.- 18.01. |
72. | Проверочная работа по теме «Деление в столбик» | 1 | Воспроизведение знаний по изученным темам, уметь применять их на практике. | Контрольная работа. | Фронтальный | 19.01. |
73. | Работа над ошибками. Решение задач. | 1 | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Фронтальный | 23.01. |
74. | Единицы длины и площади. | 1 | Восстановление алгоритма по переводу единиц измерения. | Работа в ТПО. | Фронтальный | 24.01. |
75-76. | Миллиметр. | 2 | Определение единиц длины с опорой на алгоритм. Перевод меньших единиц в большие и наоборот. | Решение задач с единицами длины, с переводом одних единиц в другие. | Фронтальный | 25.01.- 26.01. |
77. | Соотношение единиц площади. | 1 | Определение единиц длины с опорой на алгоритм. Перевод меньших единиц в большие и наоборот. | Решение задач с единицами площади. | Фронтальный | 30.01. |
78. | Единицы массы. | 1 | Определение единиц массы с опорой на алгоритм. Перевод меньших единиц в большие и наоборот. | Решение задач с единицами массы. | Фронтальный | 31.01. |
79. | Единицы времени. | 1 | Определение единиц массы с опорой на алгоритм. Перевод меньших единиц в большие и наоборот. | Решение задач с единицами времен. | Фронтальный | 1.02. |
80- 82. | Решение задач с различными величинами. | 3 | Решение задач с единицами величин, с переводом одних единиц в другие. | Работа в ТПО. | Фронтальный | 2.02.- 7.02. |
83- 87. | Единицы объема: кубический сантиметр, дециметр, литр. | 5 | Определение единиц объема с опорой на алгоритм. Перевод меньших единиц в большие и наоборот. Решение задач с единицами объема. | Иллюстрирование задач с величинами при помощи моделей или таблиц. | Фронтальный | 8.02.- 15.02. |
88. | Контрольная работа по теме «Действия с величинами». | 1 | Воспроизведение знаний по изученным темам, уметь применять их на практике. | Контрольная работа. | Самопроверка | 16.02. |
89. | Работа над ошибками. Решение задач. | 1 | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Фронтальный | 20.02. |
90. | Единицы скорости. | 1 | Выявление пропорционального соотношения этих понятий на примере соотношения: Ц – К – Ст. | Работа в ТПО. | Фронтальный | 21.02. |
91- 93. | Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. | 3 | Применение терминов «скорость», «время», «расстояние». | Задания на нахождение величин «скорость», «время», «расстояние». | Фронтальный | 22.02.-28.02. |
94- 97. | Соотношение единиц скорости. | 4 | Иллюстрирование задач на движение при помощи схем-чертежей, таблиц. | Решение задач на приведение к единице пропорционального. | Фронтальный | 5.03.- 12.03. |
98- 104. | Решение задач. | 6 | Применение приёмов решения задач на приведение к единице пропорционального. | Практическая работа по выполнения макета или модели к задачам на движение разных направлений. | Фронтальный | 13.03.- 22.03. |
105- 107. | 4 четверть (28 часов) Решение задач. Алгоритм письменного деления. | 4 | Применение приёмов решения задач на приведение к единице пропорционального. Знакомство с разными видами направлений движения. | Практическая работа по выполнения макета или модели к задачам на движение разных направлений. | Фронтальный Фронтальный | 3.04.- 6.04. |
108. | Контрольная работа по теме «Скорость движения». | 1 | Воспроизведение знаний по изученным темам, уметь применять их на практике. | Контрольная работа. | Самопроверка | 10.04. |
109. | Работа над ошибками. Решение задач. | 1 | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Фронтальный | 11.04. |
110. | Знакомство с уравнением. Корень уравнения. | 1 | Установление взаимосвязи компонентов разных действий, как один из способов решения уравнения. | Решение уравнений. | Фронтальный | 12.04. |
111. | Способы решения уравнений. | 1 | Использование опорных схем. | Решение уравнения с использованием опорных схем. | Фронтальный | 13.04. |
112. | Составление уравнений по данному условию, по схеме. | 1 | Составление уравнения по данному условию или схеме. | Решение уравнений. | Фронтальный | 17.04. |
113- 114. | Решение задач способом составлений уравнений. | 2 | Составление уравнения по данному условию или схеме. | Решение задач. | Фронтальный | 18.04.- 19.04. |
115. | Проверочная работа по теме «Уравнения». | 1 | Воспроизведение знаний по изученным темам, уметь применять их на практике. | Контрольная работа. | Самопроверка | 20.04. |
116. | Работа над ошибками. Решение задач. | 1 | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Фронтальный | 24.04. |
117- 120. | Числовые и буквенные выражения. | 4 | Нахождение числовых значений простейших буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв. | Решение буквенных выражений. | Фронтальный | 25.04.- 2.05. |
121- 124. | Решение «усложненных уравнений». | 4 | Составление усложненного уравнения из нескольких простых. | Решение усложненных уравнений с приведением их к виду простого уравнения. | Фронтальный | 3.05.- 8.05. |
125- 128. | Решение задач способом составления уравнений. | 4 | Иллюстрирование задач при помощи схем-чертежей, таблиц и решение их уравнением. | Составление усложненного уравнения для решения задачи по готовой схеме или таблице. | Фронтальный | 10.05.- 15.05. |
129. | Итоговая контрольная работа. | 1 | Воспроизведение знаний по изученным темам, уметь применять их на практике. | Контрольная работа. | Самопроверка | 16.05. |
130- 133. | Работа над ошибками. Решение задач. | 4 | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | Фронтальный | 17.05.- 22.05. |
134- 136. | Повторение изученного в 4 классе. | 3 | Воспроизведение знаний по изученным темам, уметь применять их на практике. | Работа в ТПО. | Фронтальный | 23.05.- 28.05. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Баляга
муниципального района «Петровск-Забайкальский район»
Забайкальского края
Рассмотрено Утверждаю:
Заседание МО учителей Директор МОУ СОШ
От « »___________2012г. от « »_____________2012г. п.Баляга »_____2012г.
Руководитель МО___________ ___________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
4 КЛАСС»
Программа составлена
учителем начальных классов Долженковой Т.И.
п. Баляга 2012 год
Пояснительная записка
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так- же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников, воспитывать в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобрази- тельного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и имен- но на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.
Поэтому авторы руководствуются принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
В учебниках реализуется деятельностнопрактический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебника помещены основные понятия, которые были изучены в предыдущих классах.
В каждом учебнике даётся блок (информация и практическая работа), связанный с историей искусства от древнейших времён к современности (4-й кл.).
Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов.
Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.
Методическое обеспечение
К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками
«Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под аналогичным названием для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика).
4-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная
перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:
• рисовать цветными карандашами с переходами цвета и пере- дачей формы предметов;
• рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
• работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобрази- тельного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
4-й класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Планируемая деятельность Планируемые результаты |
1–2 | М о ну м е нт а л ьн о - декоративное ис- кусство. Рождение мону- ментальной живо- писи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. | 2 | 5.09. 12.09 | Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства. Рассказывать о происхождении монументальной живописи Знать особенности фресковой живописи. Изучить фрески Джотто. Рассказать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублев. Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж. |
3 | Русская икона. З в е н и г о р о д с к а я находка. | 1 | 19.09 | Рассказывать об истории иконы на Руси. Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым. |
4 | М о н у м е н т а л ь н а я скульптура. | 1 | 26.09 | Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры. Изучить памятники героям Великой Отечественной войны. Прослушать песню «Вставай, страна огромная»и эмоционально связать памятники с музыкой. |
5 | Новые виды ис- кусств: дизайн и фотография. | 1 | 3.10. | Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров. Иметь представление о различных видах фотографии . Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства. |
6 | На пути к мастер- ству. Родная природа. Поэт пейзажа. | 1 | 10.10. | Иметь представление и рассказы-вать о творчестве И. Левитана. Проанализировать его картины. |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты Планируемая деятельность |
Изучаем работу мастера (И. Леви- тан «Печальная, но дивная пора»). | Написать осенний пейзаж по воображению или с натуры. | |||
7 | Изучаем работу мастера (Д. Мит- рохин «Яблоки»). Твоя мастерская: и с п о л ь з о в а н и е разных видов штриховки. | 1 | 17.10. | Изучить на примере рисункаД.Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей Уметь использовать различные виды штриховки для более выразительнойпередачи объёма. |
8–9 | Градации светоте- ни. Рефлекс. Пада- ющая тень. Твоя мастерская: конструкция пред- мета. | 2 | 24.10. 31.10. | Уметь определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предмета распределяется светотень. |
10–11 | Композиция на заданную тему. Оформление твор- ческих работ. | 2 | 14.11. 21.11. | Уметь составлять и использовать для создания композиции опорную схему. Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы. |
12–13 | Зарисовки живот- ных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. | 2 | 28.11. 5.12. | Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ.
|
14 | Для любознатель- ных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль. | 1 | 12.12. | Самостоятельно изучить материалы и выполнить творческие задания . |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Планируемая деятельность Планируемые результаты |
15–16 | Композиция и её основные законы. | 2 | 19.12 26.12 | Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции и уметь их определять в натюрмортах других авторов Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт. законакомпози- ции (стр. 14–17 рабочей тетради) (П). |
17 | Родная история и искусство. Народные про- мыслы: нижего- родская резьба по дереву. | 1 | 12.01 | Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву. |
18–19 | Линейная пер- спектива. | 2 | 19.01 | Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на постро- ение перспективы положение линии горизонта . Знать, что такое точка схода. Уметь делать простые построения перспективы. |
20–21 | Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дей- неко «Оборона Се- вастополя», П. Ос- совский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). | 2 | 26.01. 02.02. | Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе. |
22–25 | Фигура человека. Пропорции. | 4 | 09.02. 16.02. 24.02. 01.03. | Изучить пропорции человеческой фигуры. Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников). Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев. Коллективная работа «Сказочный мир». |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Планируемая деятельность Планируемые результаты |
26 | Для любознатель- ных: китайский рисунок кистью. | 1 | 15.03. | Самостоятельно изучить тему. |
27–30 | Для любознатель- ных: родная исто- рия и искусство – русский народный театр. | 4 | 22.03. 04.04. 11.04. 18.04. | Самостоятельно изучить тему. Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок» .(стр. 18–23 рабочей тетради). |
31–32 | Учимся видеть: Эрмитаж. | 2 | 25.04. 02.05. | Знать историю основания Эрмитажа. |
факультативные занятия | Проекты. | 2 | 16.05. 23.05. | На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить а) открытки или панно к праздникам б)дизайнерские проекты: – настенный календарь – декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Баляга
муниципального района «Петровск-Забайкальский район»
Забайкальского края
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Заседание МО учителей заседание МС Директор МОУ СОШ
От « »___________2012г. от « »_____________2012г. п.Баляга от « »_____2012г.
Руководитель МО___________ Председатель МС____________ ________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Разговор о правильном питании.
Две недели в лагере здоровья
2 часть 4 класс»
Программа составлена
учителем начальных классов (13 разряд)
Долженковой Т.И.
п. Баляга 2012год
Цель программы: формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья.
Задачи:
- Развитие представлений о правильном питании;
- Формирование полезных навыков и привычек;
- Формирование ответственного отношения к своему здоровью;
- Формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием;
- Просвещение родителей в вопросах рационального питания для детей.
УМК «программы «Разговор о правильном питании» включает :
- Рабочие тетради для учащихся:
- «Разговор о правильном питании» (1-2класс)
- «Две недели в лагере здоровья» (3-4 класс)
- «Формула правильного питания» (5-6 класс)
- Методические пособия для педагогов.
Вторая часть программы «Две недели в лагере здоровья» рассчитана на 15 часов ( 0,5 часов в неделю).
Тематика часов:
1.Давайте познакомимся.
2.Из чего состоит наша пища.
3.Что нужно есть в разное время года.
4.Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
5.Где и как готовят пищу.
6. Как правильно накрыть на стол.
7.Молоко и молочные продукты.
8.Блюда из зерна.
9. Какую пищу можно найти в лесу.
10. Что и как можно приготовить из рыбы.
11. Дары моря.
12.»Кулинарное путешествие» по России.
13. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
14. Как правильно вести себя за столом.
15.Повторение.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Баляга
муниципального района «Петровск-Забайкальский район»
Забайкальского края
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Заседание МО учителей заседание МС Директор МОУ СОШ
От « »___________2012г. от « »_____________2012г. п.Баляга от « »_____2012г.
Руководитель МО___________ Председатель МС____________ ________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС»
УМК «ГАРМОНИЯ»
Программа составлена
учителем начальных классов (13 разряд)
Долженковой Т.И.
п. Баляга 2012год
- Пояснительная записка
Программа к курсу «Окружающий мир» Поглазова О.Т. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2006
- Программно - методические материалы к интегрированному курсу Окружающий мир. Поглазова О.Т., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2006
- Учебник:Поглазова О.Т. «Окружающий мир» Учебник 4 класс 1, 2 часть. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008
- Поглазова О.Т. «Окружающий мир» Рабочая тетрадь 4 класс 1, 2 часть. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009
- Поглазова О.Т. «Окружающий мир» Тестовые задания 4 класс. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009
- Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009
Основная цель курса – развитие и воспитание учащихся в процессе освоения ими начальных интегративных естественнонаучных знаний о природе, человеке и обществе;
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы, обеспечивающим обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».
Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.
Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:
- продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание) развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;
- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизненности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов биологии, физики, химии астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле; осознанное отношение к своему здоровью, любви к природе; формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:
- «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познай его, интересуйся тем, каким он был»;
- «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;
- «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».
Виды учебной работы | Всего часов | По учебным четвертям | ||||
I | II | III | IV | |||
Практические работы | 5 | 2 | 1 | - | 2 | |
Тесты | 7 | 2 | - | 3 | 2 | |
Проверочные работы | 6 | - | 2 | 2 | 2 | |
№№ | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | Планируемая деятельность | Вид контроля | Дата проведения |
Ориентирование в пространстве и во времени (7 часов) | ||||||
1. | Как человек познает окружающий мир. Для чего люди путешествуют. Что изучает наука археология. | 1 | Знать исторические понятия. | Систематизация знаний, полученных в 1-3 классах. | фронтальный | 4.09. |
2. | Природные явления и счет времени. Что такое сутки. | 1 | Знать о старинных способах счета времени. | Определение начала сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам. | фронтальный | 7.09. |
3. | Устройства для счета времени. Какие часы изобрел человек. | 1 | Знать о периодически повторяющихся изменениях в природе. | Уметь пользоваться разными видами часов. | фронтальный | 11.09. |
4. | Как считают время в истории. | 1 | Знать единицы времени. | Знакомство с солнечным и лунным календарем. | фронтальный | 14.09. |
5. | Как ориентироваться на местности. | 1 | Знать понятие об ориентировании. | Проверка усвоения знаний по теме «Ориентирование на местности» | самоконтроль | 18.09. |
6. | Что такое горизонт. Как определяют стороны горизонта. Путешествие с компасом. | 1 | Знать о горизонте, сторонах горизонта. | Ознакомление с устройством компаса и механизмом его действия. Определение сторон горизонта с помощью компаса. | фронтальный | 21.09. |
7. | Как пользоваться компасом. | 1 | Уметь определять стороны горизонта с помощью компаса. | Практическая работа. | самоконтроль | 25.09. |
Способы изображения предметов и местности (6 часов). | ||||||
8. | Как изображают предметы и местность. | 1 | Уметь отличать рисунок от плана. | Работа с рисунком и планом предмета. | Фронтальный, графический диктант | 28.09. |
9. | Что такое масштаб. Масштаб и его использование. | 1 | Знать понятие «масштаб» и его виды | Практическая работа: составление плана классной комнаты. | фронтальный | 2.10. |
10. | План местности. | 1 | Уметь читать план местности. | Формировать знания о способах изображения местности. | фронтальный | 5.10. |
11. | Что изображают на картах. Географические и исторические карты. Условные знаки карт. | 1 | Знать отличие карты от плана. | Упражнения в чтении карты. | фронтальный | 9.10. |
12. | Как изображают Землю. Модель Земли. | 1 | Знать форму Земли. | Формировать знания о глобусе как модели Земли. | фронтальный | 12.10. |
13. | Как устроен глобус. | 1 | Уметь работать со схемами. | Знакомство с условными точками и линиями на глобусе. | фронтальный | 16.10. |
Как изображают Землю ( 6часов) | ||||||
14. | Что можно увидеть на глобусе и карте полушарий. Карта полушарий. Материки и океаны Земли на карте и глобусе. | 1 | Знать материки, острова и океаны, понятие «карта полушарий». | Работа со схемами и глобусом. | фронтальный | 19.10. |
15. | Ориентирование в пространстве и во времени. Обобщающий урок. | 1 | Обобщение полученных знаний | Проверочная работа | самоконтроль | 23.10. |
16. | Земля- планета Солнечной системы. Что изучает наука астрономия. | 1 | Знать о Солнечной системе. | Ознакомление с учениями древних астрономов. | тест по теме | 26.10. |
17. | Когда впервые увидели Землю из космоса. | 1 | Знать о роли космонавтов в развитии науки космонавтики. | Знакомство с профессией космонавта. | фронтальный | 30.10. |
18. | Солнце и звезды. Влияние Солнца на Землю. | 1 | Знать значение Солнца для всего живого на Земле. | Объединять объекты в группы. | фронтальный | 2.11. |
19. | Россия на географической карте. | 1 | Знать историю карты России. | Работа с контурной картой. | фронтальный | 13.11. |
Путешествие по поверхности и недрам России. (7 часов) | ||||||
20. | Россия на географической карте. | 1 | Знать особенности карты России. | Чтение карты России. | фронтальный | 16.11. |
21. | Чем богаты недра России. Какими бывают горные породы. | 1 | Знать об условиях образования вулканических и осадочных горных пород. | Знать терминологию | фронтальный | 20.11. |
22. | Чем различаются минералы. Минералы и их свойства. | 1 | Знать об основных свойствах минералов. | Ознакомление с основными свойствами минералов. | фронтальный | 23.11. |
23. | Кладовые Земли. Полезные ископаемые. | 1 | Знать понятие «полезные ископаемые». | Формирование понятия «полезные ископаемые». | фронтальный | 27.11. |
24. | Что научились люди делать из горных пород. Из чего и как делают полезные ископаемые. | 1 | Уметь читать карту. | Формировать представление о том, какие полезные ископаемые используют в строительстве, а их каких делают металлы. | фронтальный | 30.11. |
25. | Как и где используют горючие ископаемые. | 1 | Знать свойства горючих ископаемых. | Упражнение в чтении карты. | коллективная работа | 4.12. |
26. | Безграничны ли запасы полезных ископаемых. Обобщающий урок. | 1 | Проверка и закрепление знаний по теме. | контрольная работа | 7.12. | |
Природные зоны и природные сообщества. Путешествие по природным зонам России. (13 часов). | ||||||
27. | Природная зона. Суровая Арктика. | 1 | Знать о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике. | Формирование знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике. | фронтальный | 11.12. |
28. | Ранимая тундра. | 1 | Знать о климатических условиях тундры. | Работа по выявлению связей в природе. | фронтальный | 14.12. |
29. | Россия- страна лесов. | 1 | Знать о клим. условиях, животных и растениях леса. | Введение понятия «ярусы леса». | фронтальный | 18.12. |
30. | Россия-страна лесов. Что дает лес человеку. | 1 | Знать о значении леса в природе и в жизни человека. | Обсуждение значения леса в природе и в жизни человека. | фронтальный | 21.12. |
31. | Степные просторы. | 1 | Знать географическое положение зоны степей. | Работа с картой, гербарием, дополнительной литературой. | фронтальный | 25.12. |
32. | Жаркие пустыни. | 1 | Знать географическое положение зоны пустынь, её особенностях. | Обсудить экологические проблемы. | фронтальный | 27.12. |
33. | Путешествие в горы. | 1 | Знать об особенностях природы гор. | Иметь представление об изменении температуры воздуха от подножия гор к вершине. | фронтальный | 10.01. |
34. | Путешествие по природным зонам. Обобщающий урок. | 1 | Проверка знаний учащихся. | контрольная работа | 13.01. | |
35. | Природное сообщество. Жизнь в море. Океаны Земли. | 1 | Знать растения и животных морей. | Ознакомление с растениями и животными моря. | фронтальный | 17.01. |
36. | Жизнь озера. Пруд. | 1 | Знать о возможном негативном влиянии человека на водоемы. | Ознакомление с разнообразием растений и животных озера и пруда. | фронтальный | 20.01. |
37. | Богатства болот. Важное значение болот для рек. | 1 | Уметь выявлять причинно-следственные связи и зависимости. | Составление пищевых цепей. | фронтальный | 24.01. |
38. | Как живет луг. Значение лугов для человека. | 1 | Знать о значении лугов для человека. | Ознакомление с разнообразием растений и животных луга. | 27.01. | |
39. | Обобщение по теме «Путешествие по природным сообществам». | 1 | самостоятельная работа | 31.01. | ||
Важнейшие события в истории Отечества. Путешествие в прошлое России. (19 часов) | ||||||
40. | Откуда пошла Русь. | 1 | Знать понятия: «род, старейшина, племя, вождь» | Ознакомление с племенами, образовавшими Древнюю Русь. | фронтальный | 03.02. |
41. | Древняя Русь. Когда и как возникла Киевская Русь. | 1 | Знать об истории возникновения Древнерусского государства. | Ознакомление с городами-крепостями Древней Руси | фронтальный | 07.02. |
42. | Как росла и как распалась Киевская Русь. Как и для чего крестили Русь. | 1 | Уметь определять период развития России по иллюстрациям. | Ознакомление с историческими фактами, как на смену языческой вере пришло христианство. | фронтальный | 10.02. |
43. | Как была покорена Русь. Монголо-татарское иго. | 1 | Знать причины распада Киевской Руси. | Выявить причины распада Киевской Руси. | фронтальный | 14.02. |
44. | Кто пытался захватить Русь с Запада. Борьба со шведскими и немецкими захватчиками. | 1 | Иметь представление об освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига. | Работа со схемой и исторической картой. | фронтальный | 17.02. |
45. | Россия во времена Московского государства. Иван Грозный. | 1 | Иметь представление о времени царствования Ивана Грозного. | Работа с научным текстом и схемами. | фронтальный | 21.02. |
46. | Смутное время. Борьба за независимость России. | 1 | Знать причины ослабления Московского государства. | Знакомство с началом правления династии Романовых. | фронтальный | 24.02. |
47. | Как Московская Русь стала Российской империей. Петр Великий. | 1 | Иметь представления о Петре Первом. | Работа с текстом. | фронтальный | 28.02. |
48. | Как росла и развивалась Российская империя. Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства. | 1 | Знать портреты, архитектурные памятники, выдающихся личностей эпохи. | Формирование представления о правлении Екатерины Второй. | фронтальный | 02.03. |
49. | Российская империя в 19 веке. Нашествие Наполеона. | 1 | Знать об истории Бородинского сражения. | Работа с текстом. | фронтальный | 06.03. |
50. | Что изменилось в России к концу 19 века. | 1 | Знать об изменениях в России после победы над Наполеоном. | Работа с текстом. | фронтальный | 09.03. |
51. | Обобщающий урок. | 1 | Обобщение основных исторических событий в России с 862 года по 1862 года. | фронтальный | 13.03. | |
52. | Как на месте Российской империи образовался Советский Союз. Октябрьская революция. Конец Российской империи. | 1 | Знать причины революции и Гражданской войны. | Уметь работать с политической картой. | фронтальный | 16.03. |
53. | Образование СССР. | 1 | Иметь представление об этапах развития государства после Гражданской войны. | Работа с учебником, политической картой. | фронтальный | 20.03. |
54-55. | Годы священной войны. Великая Отечественная война. была освобождена наша Родина. | 2 | Иметь представление о Великой Отечественной войне. | Уметь добывать информацию, пользуясь картой. | фронтальный | 23.03. |
56. | Трудные послевоенные годы в Советском Союзе. | 1 | Знать причины отставания уровня жизни народов СССР от других развитых стран мира. | Выявить причины отставания уровня жизни народов СССР от других развитых стран мира. | фронтальный | 02.04. |
57. | Как образовалась Россия, в которой мы живем. Начало перестройки. | 1 | Знать причины начала перестройки в стране. | Творческая поисковая работа в группах. | фронтальный | 06.04. |
58. | Кем и чем гордится Россия. Обобщающий урок. | 1 | Иметь целостное представление о трудовом и славном пути нашей Родины. | Обобщение и систематизация изученного материала. | фронтальный | 09.04. |
Путешествие по материкам и океанам Земли (10 часов). | ||||||
59. | Как люди открывали Землю. Россия на карте мира. | 1 | Знать о российских путешественниках и их вкладе в открытие новых земель. | Уметь читать карту. | фронтальный | 13.04. |
60. | Материк Евразия. Какие народы населяют Евразию. | 1 | Знать географическое положение, растительный и животный мир материка, историю его открытия. | Работа с картой полушарий и глобусом. | фронтальный | 16.04. |
61. | Как открывали Африку. | 1 | Знать о материке Африка, растительном и животном мире Африки, истории ее открытия. | Ознакомление с растительным и животным миром Африки, истории ее открытия. | фронтальный | 20.04. |
62. | Кто открывал Америку. | 1 | Знать географическое положение Америки, ее природу. | Работа с текстом и картой. | фронтальный | 23.04. |
63. | Кто исследовал Австралию. | 1 | Знать географическое положение Австралии, ее природу. | Работа с текстом и картой. | фронтальный | 27.04. |
64. | Как был открыт шестой материк Земли. Антарктида. | 1 | Знать географическое положение Антарктиды, ее природу. | Работа с текстом и картой. | фронтальный | 30.04. |
65. | Кто и как совершил первые кругосветные путешествия вокруг Земли. Материки Земли. | 1 | Знать об особенностях Мирового океана. | Работа с картой. | фронтальный | 08.05. |
66. | Путешествия по материкам и океанам. Обобщение по теме. | 1 | Уметь выступать с сообщениями. | Повторение пройденного материала. | фронтальный | 11.05. |
67. | Контрольная работа по курсу «Окружающий мир». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | самоконтроль | 13.05. | |
68. | Краеведческая экскурсия «Что дает наш край стране?» | 1 | Знать об использовании природных богатств родного края, об охране природы родного края. | Охрана природы родного края. | фронтальный | 18.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Презентация к уроку окружающий мир 2 класс УМКГармония "Моя Родина - г. Н. Новгород"
Немного истории, яркия картинки, достопримечательности...