Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Гармония"
рабочая программа (4 класс) по теме

Долженкова Татьяна Ивановна

Рабочая программа по математике 4 класс по УМК "Гармония" с УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  п. Баляга

муниципального района «Петровск-Забайкальский район»

Забайкальского края

   Рассмотрено:        Согласовано:        Утверждаю:

Заседание МО учителей        заседание МС        Директор МОУ СОШ

От «    »___________2012г.        от «     »_____________2012г.        п.Баляга от «    »_____2012г.

Руководитель МО___________        Председатель МС____________        ________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«МАТЕМАТИКА  4 КЛАСС»

УМК «ГАРМОНИЯ»

                                            Программа составлена

                                        учителем начальных классов (13 разряд)

        Долженковой Т.И.

                                                       п.. Баляга, 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа к курсу «Математика» 1-4 классы Истомина Н.Б. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2006        

Программно - методические  материалы.

  • Математика. Истомина Н.Б. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2007
  • Учебник:  Истомина Н.Б. Математика 4 класс  Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007
  • Истомина Н.Б. Рабочая тетрадь 4 класс 1 и 2 часть Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008
  • Истомина Н.Б. Контрольные работы 4 класс Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009
  • Н.Б. Истомина, О.П. Горина Тестовые задания по математике для 4 класса. Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2009 г.

В основе построения данного курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического  содержания.

Основная цель курса – формировать приемы умственной деятельности, учитывая жизненный опыт ребенка;

Главные задачи курса:  формирование навыков табличного умножения и деления, которые совершенствуются в процессе овладения приемом устных вычислений, а также овладения приемами внетабличных случаев умножения и деления, основанных на таблице умножения.

Практическая реализация данной концепции находит выражение:

  1. В логике построения содержания курса. Курс построен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение системы понятий и общих способов действия. Каждая следующая тема органически связана с предыдущими, что позволяет повторять ранее изученные вопросы на более высоком уровне.
  2. В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствий  между предметными, вербальными, схематическими и символическими  моделями. Данный  подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  3. В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание  школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование у них умения  контролировать и оценивать свои действия.
  4.  В методике обучения решению текстовых задач, которая сориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать арифметические действия, отвечая  на вопрос задачи.
  5. В методике формирования представлений о геометрических фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приемов умственной деятельности: установления соответствия между предметной и геометрической моделью и ее изображением, что способствует  развитию пространственного воображения ребенка. При выполнении геометрических заданий формируются навыки работы с линейкой, циркулем, угольником.
  6. В методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения младших школьников  математике, обладающие определенными методическими возможностями.

Планируемые результаты обучения:

Базовый  уровень

знать

уметь

таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие   случаи   вычитания   (на уровне  автоматизированного  навыка);

таблицу  умножения   однозначных   чисел   и   соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);

свойства  арифметических  действий:

а)  сложения (переместительное и сочетательное);

б)  умножения (переместительное, сочетательное,  распределительное);

в) деления суммы на число;

г) деления числа на произведение;

разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц);

алгоритм   письменного   сложения и вычитания;

алгоритм письменного умножения;

алгоритм письменного деления;

названия компонентов и результатов действий; правила нахождения   слагаемого,   уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя;

единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения;

способы вычисления площади и периметра прямоугольника;

правила    порядка    выполнения действий в выражениях;

названия геометрических фигур: точка,   прямая,   кривая,   отрезок, ломаная,   угол   (прямой,   тупой, острый),   многоугольник,   прямоугольник,   квадрат,   треугольник, окружность, круг;

структуру задачи: условие, вопрос

устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100 или легко сводимые к действиям в пределах 100, используя знания свойств арифметических действий, разрядного состава двузначных чисел, смысла сложения, вычитания, умножения и деления и различных вычислительных приемов

читать, записывать, сравнивать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать  знание   разрядного состава многозначных чисел для вычисления;

складывать и вычитать многозначные числа в «столбик»;

умножать в «столбик» многозначное  число   на   однозначное, двузначное, трехзначное;

делить многозначное число на однозначное,   двузначное,   трехзначное «уголком» (в том числе и производить деление с остатком);

решать  простые   и  усложненные уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента.   Решать  задачи  способом составления таких уравнений;

сравнивать, складывать и вычитать величины, умножать и делить величину на число.  Выражать данные величины в различных единицах;

использовать  эти  знания   для решения задач;

использовать  эти  знания   для вычисления значений различных числовых  выражений.   Находить числовые   значения   простейших буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв;

узнавать и изображать эти фигуры, выделять их существенные признаки. Строить фигуру, симметричную данной относительно оси симметрии;

читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, переводить понятия «увеличить (уменьшить) на ...», «увеличить (уменьшить) в ...», разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий. Решать составные задачи на пропорциональную зависимость величин

Виды учебной работы

Всего часов

По учебным четвертям

I

II

III

IV

Контрольная работа

11

2

3

4

2

Самостоятельная работа

8

2

2

2

2

Математический диктант

11

2

3

3

3

Тест

10

2

2

3

3

№№

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые

результаты

Планируемая

деятельность

Вид

контроля

Дата

проведения

                                                         1 четверть (36 часов)

1.

Повторение изученного в 1 – 3 классах. Нумерация многозначных чисел

1

Определение нового разряда и класса.

Упражнения в названии и определении пяти- и шестизначных чисел.

Фронтальный

3.09.

2.

Повторение. Сравнение многозначных чисел

1

Чтение и запись, сравнение пяти- и шестизначные числа

Запись их в виде суммы разрядных слагаемых.

Фронтальный

4.09.

3.

Повторение. Решение текстовых задач

1

Анализ и установление связи между данными и искомым, выбирать действия, сравнение, противопоставление сходные задачи.

Решение задач.

Фронтальный

5.09.

4-5.

Повторение. Взаимосвязь компонентов и результатов действий

2

Применение правила связи между компонентами и результатами действий умножения и деления.

Работа в ТПО.

Фронтальный

6.09.

6.

Повторение. Решение текстовых задач

Математический диктант

1

Анализ и установление связи между данными и искомым.

Выбор действия, сравнение, противопоставление сходные задачи.

Самопроверка

10.09.

7.

Повторение. Площадь и периметр прямоугольника

1

Знать формулу нахождения периметра.

Выполнение заданий по нахождению периметра любой фигуры.

Фронтальный

11.09.

8.

Повторение. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Деление двузначного числа на двузначное

1

Выполнение устных несложных действий умножения и деления чисел на 100, 1000.

Работа в ТПО.

Фронтальный

12.09.

9.

Повторение.  Деление числа на произведение

Самостоятельная работа.

1

Выполнение различных способов деления на число суммы, каждое слагаемое которой делится на это число.

Проверка ЗУН.

Самопроверка

13.09.

10.

Входная контрольная работа по тексту администрации

1

Воспроизведение знаний  по изученным темам, уметь применять их на практике. 

Контрольная работа.

Самопроверка

17.09.

11.

Работа над ошибками. Решение задач

1

Воспроизведение знаний  по изученным темам, уметь применять их на практике.

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Фронтальный

18.09.

12.

Подготовительная работа к знакомству с алгоритмом.

1

Знать алгоритм письменного умножения.

Упражнение в записи чисел в десятичной системе счисления и в виде суммы разрядных слагаемых для умножения способом прикидки

Фронтальный

19.09.

13-

15.

Алгоритм письменного умножения на однозначное число

3

Составление и решение примеров в столбик по алгоритму и схеме примера. Знакомство со способами прикидки.

Самостоятельное решение примеров в столбик. Применение знания алгоритма умножения для решения примеров с пропущенными разрядами.

Фронтальный

20.09.-

25.09.

16-

18.

Умножение многозначного числа способом прикидки.

Входной тест

3

Самостоятельное решение выражений в столбик. Применение знания алгоритма умножения для решения выражений с пропущенными разрядами.

Решение выражений в столбик по готовому алгоритму. Применение знакомого алгоритма для умножения чисел, оканчивающихся нулями.

Самопроверка

26.09.-2.10.

19-

21.

Умножение чисел, оканчивающихся нулями.

Математический диктант

3

Решение проблемных заданий на умножение чисел, оканчивающихся нулями.

Практические действия по ознакомлению с умножением чисел, оканчивающихся нулями.

Самопроверка

3.10.-

8.10.

22.

Контрольная работа по теме «Умножение многозначных чисел на однозначное»

1

Воспроизведение знаний  по изученным темам, уметь применять их на практике.

Контрольная работа.

Самопроверка

9.10.

23.

Работа над ошибками. Решение задач

1

Знать алгоритм письменного умножения.

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Фронтальный

10.10.

24.

Предметный смысл деления с остатком. Форма записи.

1

Уметь выполнять способы деления с остатком.

Решение проблемных заданий для выяснения конкретного смысла деления с остатком.

Фронтальный

11.10.

25-27.

Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком.

3

Выяснение практическим способом основного правила деления с остатком: остаток всегда меньше делителя.

Заучивание и применение на практике основного правила деления с остатком: остаток всегда меньше делителя.

Фронтальный

15.10.-

17.10.

28-

30.

Случай деления с остатком, когда делимое меньше делителя.

Самостоятельная работа

3

Выяснение практическим способом основного правила деления с остатком: остаток всегда меньше делителя.

Заучивание и применение на практике основного правила деления с остатком: остаток всегда меньше делителя.

Самопроверка

18.10.-

23.10.

31-

33.

Деление на 10, 100, 1000... Решение задач.

3

Выяснение возможности применения алгоритма деления с остатком для случаев деления чисел на 10, 100, 1000…

Применение алгоритма деления с остатком при делении чисел на 10, 100, 1000…

Фронтальный

24.10.-29.10.

34.

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

1

Воспроизведение знаний  по изученным темам, уметь применять их на практике. 

Контрольная работа.

Самопроверка

30.10.

35.

Работа над ошибками. Решение задач

Входной тест

1

Знать алгоритм деления с остатком.

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Фронтальный

31.10.

36.

Подготовка к знакомству с алгоритмом умножения на двузначное число.

1

Знать разрядный состав многозначных чисел.

Упражнение в записи чисел в десятичной системе счисления и в виде суммы разрядных слагаемых для умножения способом прикидки.

Фронтальный

1.11.

37-39.

2четверть(28 часов)

Алгоритм умножения на двузначное число.

Математический диктант

3

Составление и решение примеров в столбик по алгоритму и схеме примера. Знакомство со способами прикидки.

Подготовка к знакомству с алгоритмом умножения.

Фронтальный

12.11.

40-42.

Умножение чисел, оканчивающихся нулями.

Самостоятельная работа

3

Решение примеров в столбик по готовому алгоритму.

Самостоятельное решение примеров в столбик. Применение знания алгоритма умножения для решения примеров с пропущенными разрядами.

Самопроверка

13.11.-

15.11.

43-

45.

Умножение на трехзначное число. Решение задач.

Входной тест

3

Знакомство с готовым алгоритмом умножения в столбик и его применение для решения примеров.

Решение примеров в столбик по готовому алгоритму. Применение знакомого алгоритма для умножения чисел, оканчивающихся нулями.

Фронтальный

19.11.-

21.11.

46.

Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное число»

1

Воспроизведение знаний  по изученным темам, уметь применять их на практике.

Контрольная работа.

Самопроверка

22.11.

47.

Работа над ошибками. Решение задач

1

Знать алгоритм письменного умножения.

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Фронтальный

26.11.

48.

Взаимосвязь умножения и деления.

1

Использование правила связи между компонентами и результатами действий умножения и деления.

Подготовка к знакомству с алгоритмом деления.

Фронтальный

27.11.

49.

Деление суммы на число

1

Использование правила связи между компонентами и результатами действий умножения и деления.

Подготовка к знакомству с алгоритмом деления.

Фронтальный

28.11.

50-

51.

Деление с остатком

2

Выяснение практическим способом распространения основного правила деления с остатком на многозначные числа.

Составление и решение  выражений в столбик по алгоритму и схеме примера. Знакомство со способами прикидки.

Фронтальный

29.11.-

3.12.

52-

55.

Алгоритм письменного деления

Математический диктант

4

Применение готового алгоритма деления в столбик для решения примеров и задач.

Составление и решение выражений в столбик по алгоритму и схеме примера. Знакомство со способами прикидки.

Фронтальный

4.12.-

10.12.

56-

58.

Прикидка результата при делении

Самостоятельная работа

3

Выделение неполного делимого для подсчета количества цифр частного.

Решение заготовок примеров на деление.

Самостоятельная работа в делении многозначных чисел «уголком».

Самопроверка

11.12.-

13.12.

59.

Контрольная работа по теме «Деление многозначных чисел»

1

Воспроизведение знаний  по изученным темам, уметь применять их на практике.

Контрольная работа.

Самопроверка

17.12.

60-

62.

Деление на однозначное число.

Математический диктант

3

Выявление «ловушек» в примерах на деление многозначных чисел.

Самостоятельная работа в делении многозначных чисел «уголком».

Фронтальный

18.12.-

20.12.

63.

Работа над ошибками. Решение задач

1

Знать алгоритм письменного деления.

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Фронтальный

24.12.

64.

Деление на однозначное число

1

Уметь применять вычислительные навыки при выполнении практических заданий.

Обсуждение способа действия при нахождении неизвестных компонентов деления многозначных чисел.

Фронтальный

25.12.

                                       3 четверть ( 40 часов).

65.

Деление на однозначное число

1

Обсуждение способа действия при нахождении неизвестных компонентов деления многозначных чисел.

Воспроизведение алгоритма деления «уголком». Нахождение ловушек.

Фронтальный

10.01.

66-67.

Взаимосвязь компонентов и результатов  действий

2

Нахождение неизвестных компонентов деления с многозначными числами.

Отработка навыка письменного деления.

Фронтальный

11.01.-

12.10.

68-

71.

Прикидка результата деления на двузначное и трехзначное число

4

Выделение неполного делимого для подсчета количества цифр частного.

Решение заготовок выражений  на деление.

Фронтальный

13.01.-

18.01.

72.

Проверочная работа по теме «Деление в столбик»

1

Воспроизведение знаний  по изученным темам, уметь применять их на практике.

Контрольная работа.

Фронтальный

19.01.

73.

Работа над ошибками. Решение задач.

1

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Фронтальный

23.01.

74.

Единицы длины и площади.

1

Восстановление алгоритма по переводу единиц измерения.

Работа в ТПО.

Фронтальный

24.01.

75-76.

Миллиметр.

2

Определение единиц длины с опорой на алгоритм. Перевод  меньших единиц в большие и наоборот.

Решение задач с единицами длины, с переводом одних единиц в другие.

Фронтальный

25.01.-

26.01.

77.

Соотношение единиц площади.

1

Определение единиц длины с опорой на алгоритм. Перевод  меньших единиц в большие и наоборот.

Решение задач с единицами площади.

Фронтальный

30.01.

78.

Единицы массы.

1

Определение единиц массы с опорой на алгоритм. Перевод  меньших единиц в большие и наоборот.

Решение задач с единицами массы.

Фронтальный

31.01.

79.

Единицы времени.

1

Определение единиц массы с опорой на алгоритм. Перевод  меньших единиц в большие и наоборот.

Решение задач с единицами времен.

Фронтальный

1.02.

80-

82.

Решение задач с различными величинами.

3

Решение задач с единицами величин, с переводом одних единиц в другие.

Работа в ТПО.

Фронтальный

2.02.-

7.02.

83-

87.

Единицы объема: кубический сантиметр, дециметр, литр.

5

Определение единиц объема с опорой на алгоритм. Перевод  меньших единиц в большие и наоборот. Решение задач с единицами объема.

Иллюстрирование задач с величинами при помощи моделей или таблиц.

Фронтальный

8.02.-

15.02.

88.

Контрольная работа по теме «Действия с величинами».

1

Воспроизведение знаний  по изученным темам, уметь применять их на практике.

Контрольная работа.

Самопроверка

16.02.

89.

Работа над ошибками. Решение задач.

1

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Фронтальный

20.02.

90.

Единицы скорости.

1

Выявление пропорционального соотношения этих понятий на примере соотношения: Ц – К – Ст.

Работа в ТПО.

Фронтальный

21.02.

91-

93.

Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние.

3

Применение  терминов  «скорость», «время», «расстояние».

Задания на  нахождение величин  «скорость», «время», «расстояние».

Фронтальный

22.02.-28.02.

94-

97.

Соотношение единиц скорости.

4

Иллюстрирование задач на движение при помощи схем-чертежей, таблиц.

Решение задач на приведение к единице пропорционального.

Фронтальный

5.03.-

12.03.

98-

104.

Решение задач.

6

Применение приёмов решения задач на приведение к единице пропорционального.

Практическая работа по выполнения макета или модели к задачам на движение разных направлений.

Фронтальный

13.03.-

22.03.

105-

107.

4 четверть (28 часов)

Решение задач. Алгоритм письменного деления.

4

Применение приёмов решения задач на приведение к единице пропорционального.

Знакомство с разными видами направлений движения.

Практическая работа по выполнения макета или модели к задачам на движение разных направлений.

Фронтальный

Фронтальный

3.04.-

6.04.

108.

Контрольная работа по теме «Скорость движения».

1

Воспроизведение знаний  по изученным темам, уметь применять их на практике.

Контрольная работа.

Самопроверка

10.04.

109.

Работа над ошибками. Решение задач.

1

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Фронтальный

11.04.

110.

Знакомство с уравнением. Корень уравнения.

1

Установление взаимосвязи компонентов разных действий, как один из способов решения уравнения.

Решение уравнений.

Фронтальный

12.04.

111.

Способы решения уравнений.

1

Использование опорных схем.

Решение уравнения с использованием опорных схем.

Фронтальный

13.04.

112.

Составление уравнений по данному условию, по схеме.

1

Составление уравнения по данному условию или схеме.

Решение уравнений.

Фронтальный

17.04.

113-

114.

Решение задач способом составлений уравнений.

2

Составление уравнения по данному условию или схеме.

Решение задач.

Фронтальный

18.04.-

19.04.

115.

Проверочная работа по теме «Уравнения».

1

Воспроизведение знаний  по изученным темам, уметь применять их на практике.

Контрольная работа.

Самопроверка

20.04.

116.

Работа над ошибками. Решение задач.

1

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Фронтальный

24.04.

117-

120.

Числовые и буквенные выражения.

4

Нахождение числовых значений простейших буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв.

Решение буквенных выражений.

Фронтальный

25.04.-

2.05.

121-

124.

Решение «усложненных уравнений».

4

Составление усложненного уравнения из нескольких простых.

Решение усложненных уравнений с приведением их к виду простого уравнения.

Фронтальный

3.05.-

8.05.

125-

128.

Решение задач способом составления уравнений.

4

Иллюстрирование задач при помощи схем-чертежей, таблиц и решение их уравнением.

Составление усложненного уравнения для решения задачи по готовой схеме или таблице.

Фронтальный

10.05.-

15.05.

129.

Итоговая контрольная работа.

1

Воспроизведение знаний  по изученным темам, уметь применять их на практике.

Контрольная работа.

Самопроверка

16.05.

130-

133.

Работа над ошибками. Решение задач.

4

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Коррекция знаний и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе.

Фронтальный

17.05.-

22.05.

134-

136.

Повторение изученного в 4 классе.

3

Воспроизведение знаний  по изученным темам, уметь применять их на практике.

Работа в ТПО.

Фронтальный

23.05.-

28.05.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  п. Баляга

муниципального района «Петровск-Забайкальский район»

Забайкальского края

 Рассмотрено        Утверждаю:

Заседание МО учителей        Директор МОУ СОШ

От «    »___________2012г.        от «     »_____________2012г.  п.Баляга    »_____2012г.

Руководитель МО___________        ___________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

4 КЛАСС»

                                            Программа составлена

                                        учителем начальных классов        Долженковой Т.И.

                                            п. Баляга 2012 год

                                                 

Пояснительная записка

В процессе обучения детей   в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных  и  универсальных способов  действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс  в основных сферах личностного   развития  –  эмоциональной, познавательной,  саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет  свою специфику. Очень важную роль  в процессе развития и воспитания личности играет предмет  «Изобразительное искусство»,  так   как он  нацелен  на формирование  образного мышления  и  творческого  потенциала детей, на развитие у них  эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является  формирование  функционально  грамотной   личности, обладающей  не  только предметными, но  и  универсальными знаниями и умениями. Основы  функциональной грамотности закладываются  в начальных классах, в том  числе и через  приобщение детей  к художественной  культуре,  обучение их   умению видеть  прекрасное  в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и  грамотно формулировать  своё  мнение о  них, а  так- же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и  коллективной). Эти  навыки и  умения, безусловно, обогащают внутренний мир  учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают  им  возможность более  осознанно и цельно постигать  окружающий мир.

Учебники  «Изобразительное искусство» («Разноцветный  мир») для  1-го,  2-го,  3-го  и 4-го  классов представляют собой  единый курс для  обучения и эстетического развития младших школьников, воспитывать в них  интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые  навыки и обеспечивают понимание основных законов изобрази- тельного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.

Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть   выполнены различными  материалами,  на   разных  уровнях сложности,  в  группах  или   индивидуально.  Все  четыре  учебника курса обеспечены рабочими тетрадями,  в  которых даётся подробный  анализ всех  творческих проектов, причём задания даны в избытке, что  позволяет учителю выбирать задания,  соответствующие  уровню класса.

 Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря  развитию современных информационных технологий современные школьники  по  сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней  давности гораздо больше информированы,  рациональнее и логичнее мыслят, но в то же  время у многих из них  существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием  красоты мира.

Перед  педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом,  чтобы, с одной  стороны, научить детей  эмоционально воспринимать  произведения искусства, уметь  выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Особенности  курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения  первичными навыками художественной и  изобразительной деятельности.

Авторы исходят  из  того,   что  объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у  современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для  облегчения  восприятия необходимой для  освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей  жизненный опыт  и имен- но на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного  искусства,  постепенно вводить  по  ходу   изучения  материала искусствоведческие термины и  понятия, закрепляя  теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных  в рабочих тетрадях. При  этом  необходимо учить детей  не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй  произведений и  осмысленно излагать  и  защищать свою точку зрения.

2)  Последовательность, единство и  взаимосвязь теоретических  и практических заданий.

Основной способ получения знаний  – деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы  ребёнок понимал значение технологии выполнения  творческих работ, мог  в  дальнейшем  самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению  навыка  осмысления  и  закрепления   своего опыта.  Таким  образом школьник  может  научиться  делать  любое новое дело,  самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается  представление о структуре изобразительного искусства и   его месте   в  жизни  современного человека,  одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус  и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

Традиционно в  основе   обучения лежит  усвоение знаний.  Если исходить  из   такой  цели  образования,  предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.

Поэтому  авторы  руководствуются принципом минимакса. Согласно этому   принципу учебники содержат избыточные знания,  которые учащиеся  могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут  выполнить по  собственному желанию.  В  то  же  время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4)  Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего  опыта. Это достигается тем,  что  учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и  в  то  же  время  творческих  заданий.  Это могут   быть   поздравительные открытки,  календари,  театральные спектакли, плакаты и панно для  оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач  – главный  способ  осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Многие   итоговые творческие  задания  могут   быть   выполнены только при  условии разумно организованной  работы группы учащихся, а  возможно, и  всего  класса. В процессе выполнения  этих работ  каждый  ребёнок учится осознавать важность своей  роли   в выполнении общего  задания, уважать своих  товарищей и продуктивно работать в группе.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4.  Развитие умения воспринимать и  анализировать   содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6.  Освоение элементарной художественной грамотности и основных  приёмов изобразительной деятельности.

7.  Воспитание в  учащихся умения согласованно и  продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1.  Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные  темы  каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2.  Воспитание зрительской  культуры,  умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно   рассказать  об  этом   на   языке  изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу  мастера»);

3.  Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4.  Освоение изобразительных  приёмов с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5.  Создание простейших  художественных  образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6.  Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из  рубрики «Наши проекты»);

7.  Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши  проекты»,  подготовка театральных постановок).

В  учебниках реализуется  деятельностнопрактический  подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так  и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

Для  облегчения восприятия материала во всех  учебниках курса используется единая система условных обозначений и  текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для  обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки,  находящиеся в конце каждого учебника. Для того  чтобы  сформировать у  учащихся  умение видеть и  понимать суть  работы художника,  в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм  анализа художественного произведения, который расширяется  по мере усвоения нового  материала. В начале каждого учебника  помещены основные понятия,  которые были  изучены в предыдущих классах.

В  каждом  учебнике даётся  блок   (информация  и  практическая работа),  связанный  с  историей  искусства  от  древнейших  времён  к современности (4-й кл.).

Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего  курса и может быть алгоритмом для  знакомства с культурой других регионов.

Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей  на основе школьной программы соответствующего класса. При  создании кукольных спектаклей используются все  полученные детьми знания  и  умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом  возрасте  навыки работы в команде.

Методическое обеспечение

К         учебно-методическому        комплекту         наряду         с         учебниками

«Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под  аналогичным названием для  1–4  классов (авт. О.А.  Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.

Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го  по 4-й  класс по одному часу  в неделю. Общий  объём  учебного времени составляет 128 часов.

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При  изучении каждой темы, при  анализе произведений искусства   необходимо постоянно  делать  акцент  на   гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и  человеческой жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной  школе

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так  и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли  изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных  видов  изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)  ознакомление учащихся с  терминологией и  классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации  и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях         курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения  курса «Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

•  Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполните- ля, критика).

4-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

• понимать и уметь  объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер,  фотография, градации  светотени,  рефлекс,  падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная

перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива,  пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;

• рассказывать о  живописных произведениях с  использованием уже   изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

• чувствовать и уметь  описать, в чём  состоит образный характер

различных произведений;

• уметь   рассказывать  о  том,   какие  изобразительные средства используются в различных картинах и как они  влияют на  настроение,  переданное в картине.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:

рисовать цветными карандашами  с переходами цвета и пере- дачей  формы предметов;

рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

работать в смешанной технике (совмещение различных  приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

4. Углублять  и расширять  понятие  о некоторых  видах  изобрази- тельного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

графика (иллюстрация);

народные промыслы (филимоновские и  дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5.  Изучать  произведения признанных мастеров  изобразительного   искусства    и   уметь   рассказывать  об   их         особенностях (Эрмитаж).

6. Иметь понятие  об изобразительных средствах живописи и графики:

композиция, рисунок, цвет для  живописи;

•  композиция, рисунок, линия,  пятно,  точка,  штрих  для графики.

Тематическое планирование и основные  виды деятельности учащихся

4-й класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

              Планируемая деятельность

               Планируемые результаты

1–2

М о ну м е нт а л ьн о - декоративное ис- кусство.

Рождение         мону- ментальной живо- писи.

Что такое фреска. Что  такое мозаика и витраж.

2

5.09.

12.09

Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства.

Рассказывать о        происхождении монументальной                живописи

Знать особенности фресковой живописи.  Изучить  фрески  Джотто. Рассказать о таких мастерах фрески,  работавших в  Средние века на Руси,  как  Феофан Грек  и   Андрей Рублев.

Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж.

3

Русская икона. З в е н и г о р о д с к а я находка.

1

19.09

Рассказывать об  истории иконы на Руси.

Иметь представление о звенигородских иконах,  написанных Андреем Рублёвым.

4

М о н у м е н т а л ь н а я скульптура.

1

26.09

Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры.

Изучить памятники героям Великой Отечественной войны.

Прослушать песню  «Вставай, страна огромная»и эмоционально связать памятники с музыкой.

5

Новые виды  ис- кусств: дизайн и фотография.

1

3.10.

Понимать задачи дизайна и  уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров.

Иметь представление о  различных видах фотографии . Отличать художественные фотографии от других видов  этого искусства.

6

На  пути  к мастер- ству.

Родная природа. Поэт пейзажа.

1

10.10.

Иметь представление и рассказы-вать о  творчестве И.  Левитана. Проанализировать  его   картины.


п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Планируемые результаты

Планируемая деятельность

Изучаем         работу мастера (И.  Леви- тан  «Печальная, но дивная пора»).

Написать  осенний пейзаж по  воображению или  с натуры.

7

Изучаем         работу мастера  (Д.  Мит- рохин «Яблоки»). Твоя  мастерская: и с п о л ь з о в а н и е разных                 видов штриховки.

1

17.10.

Изучить         на         примере рисункаД.Митрохина «Яблоки», как можно передать объём  предмета с помощью цветных карандашей

Уметь использовать различные виды штриховки для  более  выразительнойпередачи объёма.    

8–9

Градации светоте- ни.

Рефлекс.         Пада- ющая тень.

Твоя мастерская: конструкция пред- мета.

2

24.10.

31.10.

Уметь определить, откуда на  постановку падает свет и как в зависимости  от этого на предмета распределяется светотень.

10–11

Композиция         на заданную тему. Оформление  твор- ческих работ.

2

14.11.

21.11.

Уметь составлять  и  использовать для  создания композиции опорную схему. Иметь  представление  о  значении рамки   для   цельности  восприятия любой  творческой работы.

12–13

Зарисовки живот- ных.

Твоя мастерская: от         зарисовок         к иллюстрации.

2

28.11.

5.12.

Иметь  представление  о   значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ.

 

14

Для   любознатель- ных: отмывка. Твоя  мастерская: гризайль.

1

12.12.

Самостоятельно изучить  материалы и выполнить творческие задания .


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Планируемая деятельность

Планируемые результаты

15–16

Композиция  и   её основные законы.

2

19.12

26.12

Изучить на  примере  «Натюрморта  с тыквой» А. Куприна основные законы композиции и уметь их определять в натюрмортах других авторов  Нарисовать с натуры в любом  материале  простой  натюрморт.  законакомпози- ции (стр. 14–17 рабочей тетради) (П).

17

Родная история и искусство. Народные         про- мыслы:         нижего- родская резьба по дереву.

1

12.01

Изучить  особенности нижегородской резьбы по  дереву.

18–19

Линейная         пер- спектива.

2

19.01

Получить понятие о  линейной перспективе: знать, как влияет на постро- ение перспективы  положение линии горизонта . Знать, что такое точка схода.  Уметь делать простые построения перспективы.

20–21

Родная история и искусство. Изучаем          работы мастеров  (А.  Дей- неко  «Оборона  Се- вастополя», П.  Ос- совский         «Салют Победы», М. Кугач

«Дед и внук»).

2

26.01.

02.02.

Изучить  работы советских художников, посвящённые Великой Победе.

22–25

Фигура человека. Пропорции.

4

09.02.

16.02.

24.02.

01.03.

Изучить  пропорции человеческой фигуры.

Сделать несколько набросков с натуры  (одноклассников или  родственников).

Иметь представление о необходимости соблюдения  определённых пропорций  при создании образов сказочных героев. Коллективная   работа «Сказочный мир».


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Планируемая деятельность

Планируемые результаты

26

Для любознатель- ных:         китайский рисунок кистью.

1

15.03.

Самостоятельно изучить тему.

27–30

Для любознатель- ных: родная исто- рия  и  искусство – русский народный театр.

4

22.03.

04.04.

11.04.

18.04.

Самостоятельно изучить тему. Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля  по сказке С. Козлова «Снежный цветок» .(стр.  18–23 рабочей тетради).

31–32

Учимся         видеть: Эрмитаж.

2

25.04.

02.05.

Знать  историю основания  Эрмитажа.

факультативные занятия

Проекты.

2

16.05.

23.05.

На оставшихся уроках или  факультативно  можно выполнить

а) открытки или  панно к праздникам

б)дизайнерские    проекты:

–    настенный   календарь  

–  декоративный  фонарь с  мотивами русского плетёного орнамента.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  п. Баляга

муниципального района «Петровск-Забайкальский район»

Забайкальского края

   Рассмотрено:        Согласовано:        Утверждаю:

Заседание МО учителей        заседание МС        Директор МОУ СОШ

От «    »___________2012г.        от «     »_____________2012г.        п.Баляга от «    »_____2012г.

Руководитель МО___________        Председатель МС____________        ________________________

                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Разговор о правильном питании.

Две недели в лагере здоровья  

2 часть 4 класс»

                                            Программа составлена

                                        учителем начальных классов (13 разряд)

        Долженковой Т.И.

п. Баляга 2012год

Цель программы: формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья.

Задачи:

  • Развитие представлений о правильном питании;
  • Формирование полезных навыков и привычек;
  • Формирование ответственного отношения к своему здоровью;
  • Формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием;
  • Просвещение родителей в вопросах рационального питания для детей.

УМК «программы «Разговор о правильном питании» включает :

  • Рабочие тетради для учащихся:
  • «Разговор о правильном питании» (1-2класс)
  • «Две недели в лагере здоровья» (3-4 класс)
  • «Формула правильного питания» (5-6 класс)
  • Методические пособия для педагогов.

Вторая часть программы «Две недели в лагере здоровья» рассчитана на 15 часов ( 0,5 часов в неделю).

Тематика часов:

1.Давайте познакомимся.

2.Из чего состоит наша пища.

3.Что нужно есть в разное время года.

4.Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

5.Где и как готовят пищу.

6. Как правильно накрыть на стол.

7.Молоко и молочные продукты.

8.Блюда из зерна.

9. Какую пищу можно найти в лесу.

10. Что и как можно приготовить из рыбы.

11. Дары моря.

12.»Кулинарное путешествие» по России.

13. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

14. Как правильно вести себя за столом.

15.Повторение.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  п. Баляга

муниципального района «Петровск-Забайкальский район»

Забайкальского края

   Рассмотрено:        Согласовано:        Утверждаю:

Заседание МО учителей        заседание МС        Директор МОУ СОШ

От «    »___________2012г.        от «     »_____________2012г.        п.Баляга от «    »_____2012г.

Руководитель МО___________        Председатель МС____________        ________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР 4 КЛАСС»

УМК «ГАРМОНИЯ»

                                            Программа составлена

                                        учителем начальных классов (13 разряд)

        Долженковой Т.И.

п. Баляга 2012год

  1. Пояснительная записка

Программа к курсу «Окружающий мир» Поглазова О.Т. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2006        

  • Программно - методические  материалы к интегрированному курсу  Окружающий мир. Поглазова О.Т., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2006
  • Учебник:Поглазова О.Т. «Окружающий мир» Учебник 4 класс 1, 2 часть. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008
  • Поглазова О.Т. «Окружающий мир» Рабочая тетрадь 4 класс 1, 2 часть. Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2009
  • Поглазова О.Т. «Окружающий мир» Тестовые задания 4 класс. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009
  • Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009        

Основная цель курса – развитие и воспитание учащихся в процессе освоения ими начальных интегративных естественнонаучных знаний о природе, человеке и обществе;

        Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы, обеспечивающим  обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».

       Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации  знаний, воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

       Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:

  • продолжение разностороннего развития  личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание)  развитие интегративного,  экологического,   вариативного мышления;
  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизненности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов биологии, физики, химии астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;
  • воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле; осознанное отношение к своему здоровью, любви к природе; формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

  В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:

  1. «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познай его, интересуйся тем, каким он был»;
  2. «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;
  3. «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги  ее красоту и гармонию».

Виды учебной работы

Всего часов

По учебным четвертям

I

II

III

IV

Практические работы

5

2

1

-

2

Тесты

7

2

-

3

2

Проверочные работы

6

-

2

2

2

№№

     Тема урока

Количество

 часов

Планируемые результаты

Планируемая деятельность

Вид контроля

Дата

проведения

        Ориентирование в пространстве и во времени (7 часов)

1.

Как человек познает окружающий мир. Для чего люди путешествуют. Что изучает наука археология.

1

Знать исторические понятия.

Систематизация знаний, полученных в 1-3 классах.

фронтальный

4.09.

2.

Природные явления и счет времени. Что такое сутки.

1

Знать о старинных способах счета времени.

Определение начала сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам.

фронтальный

7.09.

3.

Устройства для счета времени. Какие часы изобрел человек.

1

Знать о периодически повторяющихся изменениях в природе.

Уметь пользоваться разными видами часов.

фронтальный

11.09.

4.

Как считают время в истории.

1

Знать единицы времени.

Знакомство с солнечным и лунным календарем.

фронтальный

14.09.

5.

Как ориентироваться на местности.

1

Знать понятие об ориентировании.

Проверка усвоения знаний по теме «Ориентирование на местности»

самоконтроль

18.09.

6.

Что такое горизонт. Как определяют стороны горизонта. Путешествие с компасом.

1

Знать о горизонте, сторонах горизонта.

Ознакомление с устройством компаса и механизмом его действия. Определение сторон горизонта с помощью компаса.

фронтальный

21.09.

7.

Как пользоваться компасом.

1

Уметь определять стороны горизонта с помощью компаса.

Практическая работа.

самоконтроль

25.09.

        Способы изображения  предметов и местности (6 часов).

8.

Как изображают предметы  и местность.

1

Уметь отличать рисунок от плана.

Работа  с рисунком и планом предмета.

Фронтальный, графический диктант

28.09.

9.

Что такое масштаб. Масштаб и его использование.

1

Знать понятие «масштаб» и его виды

Практическая работа: составление плана классной комнаты.

фронтальный

2.10.

10.

План местности.

1

Уметь читать план местности.

Формировать знания о способах изображения местности.

фронтальный

5.10.

11.

Что изображают на картах. Географические и исторические карты. Условные знаки карт.

1

Знать отличие карты от плана.

Упражнения в чтении карты.

фронтальный

9.10.

12.

Как изображают Землю. Модель Земли.

1

Знать форму Земли.

Формировать знания  о глобусе как модели Земли.

фронтальный

12.10.

13.

Как устроен глобус.

1

Уметь работать со схемами.

Знакомство с условными точками и линиями на глобусе.

фронтальный

16.10.

                   Как изображают Землю ( 6часов)

14.

Что можно увидеть на  глобусе и карте полушарий. Карта полушарий. Материки и океаны Земли на карте и глобусе.

1

Знать материки, острова и океаны, понятие «карта полушарий».

Работа со схемами и глобусом.

фронтальный

19.10.

15.

Ориентирование в пространстве и во времени. Обобщающий урок.

1

Обобщение полученных знаний

Проверочная работа

самоконтроль

23.10.

16.

Земля- планета Солнечной системы. Что изучает наука астрономия.

1

Знать о Солнечной системе.

Ознакомление  с учениями древних астрономов.

тест по теме

26.10.

17.

Когда впервые увидели Землю из космоса.

1

Знать о роли космонавтов в развитии науки космонавтики.

Знакомство с профессией космонавта.

фронтальный

30.10.

18.

Солнце и звезды. Влияние Солнца на Землю.

1

Знать значение Солнца для всего живого на Земле.

Объединять объекты в группы.

фронтальный

2.11.

19.

Россия на географической карте.

1

Знать историю карты России.

Работа с контурной картой.

фронтальный

13.11.

        Путешествие по поверхности и недрам России. (7 часов)

20.

Россия на географической карте.

1

Знать особенности карты России.

Чтение карты России.

фронтальный

16.11.

21.

Чем богаты недра России. Какими бывают горные породы.

1

Знать об условиях образования вулканических и осадочных горных пород.

Знать терминологию

фронтальный

20.11.

22.

Чем различаются минералы. Минералы и их свойства.

1

Знать об основных свойствах минералов.

Ознакомление с основными свойствами минералов.

фронтальный

23.11.

23.

Кладовые Земли. Полезные ископаемые.

1

Знать понятие «полезные ископаемые».

Формирование понятия «полезные ископаемые».

фронтальный

27.11.

24.

Что научились люди делать из горных пород. Из чего и как делают полезные ископаемые.

1

Уметь читать карту.

Формировать представление о том, какие полезные ископаемые используют в строительстве, а их каких делают металлы.

фронтальный

30.11.

25.

Как и где используют горючие ископаемые.

1

Знать свойства горючих ископаемых.

Упражнение в чтении карты.

коллективная работа

4.12.

26.

Безграничны ли запасы полезных ископаемых. Обобщающий урок.

1

Проверка и закрепление знаний по теме.

контрольная работа

7.12.

Природные зоны и природные сообщества. Путешествие по природным   зонам России. (13 часов).

27.

Природная  зона.

Суровая Арктика.

1

Знать о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике.

Формирование знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике.

фронтальный

11.12.

28.

Ранимая тундра.

1

Знать о климатических условиях тундры.

Работа по выявлению связей в природе.

фронтальный

14.12.

29.

Россия- страна лесов.

1

Знать о клим. условиях, животных и растениях леса.

Введение понятия «ярусы леса».

фронтальный

18.12.

30.

Россия-страна лесов. Что дает лес человеку.

1

Знать о значении леса в природе и в жизни человека.

Обсуждение значения леса в природе и в жизни человека.

фронтальный

21.12.

31.

Степные просторы.

1

Знать географическое положение зоны степей.

Работа с картой, гербарием, дополнительной литературой.

фронтальный

25.12.

32.

Жаркие пустыни.

1

Знать географическое положение зоны пустынь, её особенностях.

Обсудить экологические проблемы.

фронтальный

27.12.

33.

Путешествие в горы.

1

Знать об особенностях природы гор.

Иметь представление об изменении температуры воздуха от подножия гор к вершине.

фронтальный

10.01.

34.

Путешествие по природным зонам. Обобщающий урок.

1

Проверка знаний учащихся.

контрольная работа

13.01.

35.

Природное сообщество. Жизнь в море. Океаны Земли.

1

Знать растения и животных морей.

Ознакомление с растениями и животными моря.

фронтальный

17.01.

36.

Жизнь озера. Пруд.

1

Знать о возможном негативном влиянии человека на водоемы.

Ознакомление с разнообразием растений и животных озера и пруда.

фронтальный

20.01.

37.

Богатства болот. Важное значение болот для рек.

1

Уметь выявлять причинно-следственные связи и зависимости.

Составление пищевых цепей.

фронтальный

24.01.

38.

Как живет луг. Значение лугов для человека.

1

Знать о значении лугов для человека.

Ознакомление с разнообразием растений и животных луга.

27.01.

39.

Обобщение по теме «Путешествие по природным сообществам».

1

самостоятельная работа

31.01.

         Важнейшие события в истории Отечества. Путешествие в прошлое России. (19 часов)

40.

Откуда пошла Русь.

1

Знать понятия: «род, старейшина, племя, вождь»

Ознакомление с племенами, образовавшими Древнюю Русь.

фронтальный

03.02.

41.

Древняя Русь. Когда и как возникла Киевская Русь.

1

Знать об истории возникновения Древнерусского государства.

Ознакомление с городами-крепостями Древней Руси

фронтальный

07.02.

42.

Как росла и как распалась Киевская Русь. Как и для чего крестили Русь.

1

Уметь определять период развития России по иллюстрациям.

Ознакомление с историческими фактами, как на смену языческой вере пришло христианство.

фронтальный

10.02.

43.

Как была покорена Русь. Монголо-татарское иго.

1

Знать причины распада Киевской Руси.

Выявить причины распада Киевской Руси.

фронтальный

14.02.

44.

Кто пытался захватить Русь с Запада.  Борьба со шведскими и немецкими захватчиками.

1

Иметь представление об освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига.

Работа со схемой и исторической картой.

фронтальный

17.02.

45.

Россия во времена Московского государства. Иван Грозный.

1

Иметь представление о времени царствования Ивана Грозного.

Работа с научным текстом и схемами.

фронтальный

21.02.

46.

Смутное время. Борьба за независимость России.

1

Знать причины ослабления Московского государства.

Знакомство с началом правления династии Романовых.

фронтальный

24.02.

47.

Как Московская Русь стала Российской империей. Петр Великий.

1

Иметь представления о Петре Первом.

Работа с текстом.

фронтальный

28.02.

48.

Как росла и развивалась Российская империя. Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства.

1

Знать портреты, архитектурные памятники, выдающихся личностей эпохи.

Формирование представления о правлении Екатерины Второй.

фронтальный

02.03.

49.

Российская империя в 19 веке. Нашествие Наполеона.

1

Знать об истории Бородинского сражения.

Работа с текстом.

фронтальный

06.03.

50.

Что изменилось в России к  концу 19 века.

1

Знать об изменениях в России после победы над Наполеоном.

Работа с текстом.

фронтальный

09.03.

51.

Обобщающий урок.

1

Обобщение основных исторических событий в России с 862 года по 1862 года.

фронтальный

13.03.

52.

Как на месте Российской империи образовался Советский Союз. Октябрьская революция. Конец Российской империи.

1

Знать причины революции и Гражданской войны.

Уметь работать с политической картой.

фронтальный

16.03.

53.

Образование СССР.

1

Иметь представление об этапах развития государства после Гражданской войны.

Работа с учебником, политической картой.

фронтальный

20.03.

54-55.

Годы священной войны. Великая Отечественная война.  была освобождена наша Родина.

2

Иметь представление о Великой Отечественной войне.

Уметь добывать информацию, пользуясь картой.

фронтальный

23.03.

56.

Трудные послевоенные годы в Советском Союзе.

1

Знать причины отставания уровня жизни народов СССР от других развитых стран мира.

Выявить причины отставания уровня жизни народов СССР от других развитых стран мира.

фронтальный

02.04.

57.

Как образовалась Россия, в которой мы живем. Начало перестройки.

1

Знать причины начала перестройки в стране.

Творческая поисковая работа в группах.

фронтальный

06.04.

58.

Кем и чем гордится Россия. Обобщающий урок.

1

Иметь целостное представление о трудовом и славном пути нашей Родины.

Обобщение и систематизация изученного материала.

фронтальный

09.04.

                         Путешествие по материкам и океанам Земли (10 часов).

59.

Как люди открывали Землю. Россия на карте мира.

1

Знать о российских путешественниках и их вкладе в открытие новых земель.

Уметь читать карту.

фронтальный

13.04.

60.

Материк Евразия. Какие народы населяют Евразию.

1

Знать географическое положение, растительный и животный мир материка, историю его открытия.

Работа с картой  полушарий и глобусом.

фронтальный

16.04.

61.

Как открывали Африку.

1

Знать о материке Африка, растительном и животном мире Африки, истории ее открытия.

Ознакомление с растительным и животным миром  Африки, истории ее открытия.

фронтальный

20.04.

62.

Кто открывал Америку.

1

Знать географическое положение Америки, ее природу.

Работа  с текстом  и картой.

фронтальный

23.04.

63.

Кто исследовал Австралию.

1

Знать географическое положение Австралии, ее природу.

Работа  с текстом  и картой.

фронтальный

27.04.

64.

Как был открыт шестой материк Земли. Антарктида.

1

Знать географическое положение Антарктиды, ее природу.

Работа  с текстом  и картой.

фронтальный

30.04.

65.

Кто и как совершил первые кругосветные путешествия вокруг Земли. Материки Земли.

1

Знать об особенностях Мирового океана.

Работа с картой.

фронтальный

08.05.

66.

Путешествия по материкам  и океанам. Обобщение по теме.

1

Уметь выступать с сообщениями.

Повторение пройденного материала.

фронтальный

11.05.

67.

Контрольная работа по курсу «Окружающий мир».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

самоконтроль

13.05.

68.

Краеведческая экскурсия «Что дает наш край стране?»

1

Знать об использовании природных богатств родного края, об охране природы родного края.

Охрана природы родного края.

фронтальный

18.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Презентация к уроку окружающий мир 2 класс УМКГармония "Моя Родина - г. Н. Новгород"

Немного истории, яркия картинки, достопримечательности...