Психологическое здоровье учащихся, его роль и значение в учебном воспитательном процессе школы
методическая разработка по зож по теме

Федина Екатерина Владимировна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskoe_zdorove_uchashchikhsya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье  учащихся, его роль и значение в учебном  воспитательном процессе школы

Психологическое здоровье – адекватное отражение, восприятие окружающего мира, людей и уровня сформированности познавательных психических процессов (внимание, память, мышление, ощущения, восприятие, воображение, воля.) От состояния психологического здоровья зависит успешность в учебной деятельности, благополучие ребёнка в детском коллективе, отношения со взрослыми, в первую очередь с педагогами. Уровень психологического здоровья оказывает влияние на  состояние и благополучие физического, физиологического и соматического здоровья ребёнка.  Первыми признаками психологического нездоровья  учащегося можно считать нарушения  в поведенческих реакциях, невнимательность, несформированность произвольных психических процессов. Слабая память, воля, скорость протекания мыслительных операций снижается, повышенная тревожность, низкая самооценка или нереально завышенная, у некоторых детей повышенная агрессивность, гиперактивность или заторможенность. Повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, низкая работоспособность и, как следствие, невысокая мотивация в учебной деятельности. Содержание понятия «психологическое здоровье не исчерпывается медицинскими и психологическими признаками и критериями. В нём всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.

К основным критериям  психологического здоровья следует отнести: соответствие объективных образов отражаемым объектам действительности, характера реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий, адекватных возрасту. Уровень  зрелости, эмоционально-волевой и познавательной сфер личности ребёнка. Его способность к самоорганизации, самоуправлению и самоконтролю поведения. Определение критериев психологического здоровья относится к числу сложных комплексных проблем философии, социологии, возрастной психологии и медицины. Для того, чтобы заниматься профилактикой и психогигиеной необходимо знать причины возникновения психологического нездоровья учащихся в условиях современной школы. Для этого социально-психологическая служба школы осуществляет диагностику, начиная с первого класса, определяя уровень всех выше перечисленных параметров: произвольных психических процессов, социальный статус, школьную «зрелость», психические состояния (тревожность, агрессивность, утомляемость, эмоциональную устойчивость и т.д.)

Особое внимание уделяется учащимся с дивиантным поведением и ученикам, т.н. кризисных параллелей (1,4,5, 9,11-х классов)

Результаты диагностики доводятся до сведения классных руководителей, а те в случае необходимости выходят с полученной информацией и рекомендациями на учителей предметников. Статистический материал и рекомендации даются родителям на родительских собраниях и по необходимости в индивидуальных консультациях с психологом и социальным педагогом. Коррекционная работа и просвещение осуществляется совместно с педагогами и классными руководителями по согласованным планом, как воспитательной работы, так и учебной. Хочется отметить, что за прошедшие два года моей работы наиболее активно, согласовано, сотрудничают с психологической службой учителя начальной школы. Это и понятно и закономерно.  В результате такой системы работы по профилактике, сохранению психологического здоровья младших школьников мы предотвращаем  возникновение школьных неврозов. В профилактической работе  необходимо учитывать стили преподавания и неформального общения учителей с учащимися.  Наиболее деструктивным является авторитарный стиль, как учителей, так и родителей по отношению к детям. Он порождает  повышенную тревожность, агрессивность и снижение учебной мотивации учащихся. В этом направлении считаю, работа почти не ведётся. Необходимо в перспективе проводить тренинги и семинары с педагогическим коллективом.. Результаты  диагностики в текущем учебном году по параллелям первых, пятых классов подтверждают все вышеперечисленные причины и факторы

возникновения повышенной тревожности, неадекватной самооценки, уровня притязаний и  снижения учебной мотивации уже в пятых классах, что  противоречит возрастным особенностям

учащихся.

Психогигиена и психопрофилактика – области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчение острых психотравматических реакций.  Методы психогигиены и психопрофилактика включают психокоррекционную работу в рамках консультативной помощи в центрах, кабинетах, телефонов доверия и других организациях, ориентированных на психологическую помощь населению.

Просветительская работа с родителями, учащимися и педагогами осуществляется  на родительских собраниях, классных часах, практических семинарах, на которых отрабатываются навыки саморегуляции, способы релаксации в форме игр, с применением психогимнастики и т.д.      

Методы психодиагностических исследований применяются в соответствии с возрастными особенностями по параметрам, которые в дальнейшем позволяют делать заключения о состоянии психологического здоровья детей разных возрастных групп в форме различных тестов, анкет и опросников. Результаты тестирования коррелирует и подтверждают наблюдения, как учителей, так и психолога и позволяют выявить причины возникновения учебных проблем и снижения учебной мотивации учащихся.

Результаты комплексной психодиагностики, приведённые в таблицах и диаграммах на параллели пятых классов в сравнении с показателями прошлого года оказались ниже, чем те же  у пятиклассников прошлого года, т.е. нынешних шестиклассников. А именно, более низкие показатели уровня учебной мотивации, более высокий уровень тревожности, нереально завышенный уровень притязаний на успешность, неадекватная самооценки  и снижен уровень сформированности ОУУН. А в целом результаты по всем остальным параметрам соответствуют ожидаемым. Одна из причин такого положения, на мой взгляд – это несогласованность и отсутствие преемственности педагогов в начальной школе и педагогов средней школы.  Не все учителя  пятых и первых классов  используют в работе с пятиклассниками и первоклассниками результаты и рекомендации комплексной психодиагностики учащихся. Не во всех классах  имеются индивидуальные  психологические характеристики на каждого учащегося.

Не согласовываются планы воспитательной работы  с учащимися с планами работы психологической службы.

В связи с этим считаю необходимым  организовать по параллелям согласовательные площадки по разработке единой программы по охране психологического здоровья учащихся с целью оптимизации учебно-воспитательной работы.  А также использовать результаты  психодиагностики для корректировки дальнейшей работы в текущем учебном году, определить и согласовать план мероприятий по коррекции и профилактике психологического здоровья учащихся.

Анализ результатов опроса учащихся  по анкете

«Твоё отношение к учебным предметам»

Опрошено  60 учащихся пятых классов, 17- учащихся 6-3 класса, 22 – учащихся 7 – 1 класса, 18 – учащихся 8-3 класса.

 Во всех классах у учащихся преобладает ситуативный интерес к учебным предметам.

Более высокие показатели у учащихся 7-1 класса по осознанному и повышенному интересу к учебной деятельности.

 По предметным предпочтениям в пятых классах следующие показатели:

высокий рейтинг в 5-1 классе – литература, английский язык, математика, история, природоведение

в5-2 классе  - русский язык, природоведение, литература, история, физкультура, информатика

в 5-3 классе – физкультура, информатика, изо, история, литература

в 6-4          -       математика, литература, история, изо, русский язык

в7 -1

в 8-3  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕДИА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения....

Доклад "Роль родителей как субъекта в процессе воспитания в начальной школе"

Традиционно главным в воспитании детей является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и...

Психологические особенности учащихся и их значение в организации учебного процесса.

Небольшое сообщение по методической теме. немногго увлекаюсь английским языком, поэтому решила выложить, вдруг кому пригодиться....

Роль домашних заданий в учебном процессе начальной школы

Эта  тема являлась ведущей над одном  из наших методических объединений.Обсуждались основные   требования к организации домашней работы. Главным из них мы выделили тесную связь классной...

Роль родителей как субъектов образовательного процесса в начальной школе

В Настоящем материале подчёркивается необходимость сотрудничества семьи школы, участия родителей в образовательном процессе как субъектов, что является залогом успешной воспитательной деятельности с у...

Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Обобщение опыта работы по сохранению и приумножению здоровья младшего школьника на примере отдельно взятого учебного учреждения...

РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема здравоохранения, в целом, и обеспечение здорового образа жизни учащихся начальной школы, в частности, занимает особое место среди задач системы образования на современном этапе[1]. Крепкое зд...