Доклад "Роль родителей как субъекта в процессе воспитания в начальной школе"
материал по теме

Андреева Ирина Анатольевна

Традиционно главным в воспитании детей является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль родителей как субъекта в процессе воспитания в начальной школе.

                                        Воспитание – великое дело: им решается судьба    человека…

                                                                                                                             В. Белинский

        Традиционно главным в воспитании детей является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания». Перед современной школой поставлены требования о повышении качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного преподавания каждого предмета. Качество обучения в значительной степени зависит от методической системы обучения, от умения учителя использовать её таким образом, чтобы она способствовала активизации мыслительной деятельности учащихся, развивала творческий потенциал.

   Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, оставлять ребенка наедине с самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов.

 Задачи, стоящие перед школой,  сложны и многообразны. Я хочу выделить те, которые, на мой взгляд, являются наиболее важными:

      - Создание условий для успешного взаимодействия учителя и семьи как целенаправленного процесса, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка;

      - Совершенствование образовательного процесса путём его оптимизации;

      - Стимулирование познавательной деятельности за счёт использования разнообразных методов и форм организации обучения;

     - Формирование системы социально-ценностных отношений младшего школьника посредством включения его родителей в активную деятельность;

     -Помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка;

     - Направить совместные усилия на всестороннее воспитание и развитие ребёнка

 К сожалению, в современном мире, когда родители «слишком заняты», дети,  попав в ножницы между школой и семьёй,  вынуждены приспосабливаться. Поэтому большое значение в становлении личности имеет стиль семейного воспитания и принятые в семье ценности.

 Существует 3 стиля семейного воспитания:

- демократический

- авторитарный

- попустический

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

 При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Цель моей работы – в процессе совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся активизировать их познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, тем самым, повышая качество знаний учащихся.

В процессе взаимодействия семьи и школы происходит формирование всех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.

В планировании воспитательной работы, я стараюсь уделять больше внимания участию самих родителей класса во всех мероприятиях. Моя задача – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания , создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребёнок только начинает обучение.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т.д. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро мирятся с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать:1- тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Третий вариант – “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Таким образом, классному руководителю, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

о Принимать активное участие в жизни семьи;

о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

о Уважать право ребенка на собственное мнение;

о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

С этих позиций и определяются основные задачи работы классного руководителя с родителями младших школьников:

- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

- Формирование у родителей потребности в самообразовании.

- Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их.

- Работа с детьми девиантного поведения.

- Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.

Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.

Работая над созданием программы, направленной на решение концепции воспитательной деятельности, я наметила три основные воспитательные задачи:

-гармонизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для всестороннего развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;

-поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива и украшающих его жизнь;

-совершенствование своего методического мастерства как классного руководителя, способного компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников.

Воспитательную работу в классе я планирую по следующим направлениям:

1. Непосредственное воздействие на обучающихся: изучение индивидуальных способностей, его развития, окружения, интересов; программирование воспитательных воздействий; реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы.

2. Программирование воспитательных воздействий: разработка и реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы; сплочение коллектива; формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; включение подростков в разнообразные виды деятельности; развитие самоуправления класса.

3. Профилактика влияния различных субъектов социальных отношений обучающихся: социальная помощь семье; взаимодействие с педагогами; нейтрализация негативных воздействий социума.

В моей практике сложились наиболее рациональные формы воспитательной работы:

  1.  классные собрания родителей;

Провожу в учебный год 4 собраний обязательно и при необходимости дополнительно 1-2 собрания. Все собрания можно разделить на группы: -организационные; -тематические; -текущие; -итоговые.

      2- коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции.

      3- посещение семей учащихся.

      4- оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов.

      5- фотомонтажи.

      6- выставки работ учащихся.

Оправдавшей себя формой работы с родителями, стало оформление стендов, уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь  по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической культуры. Благодаря созданию в классе родительского объединения  и спонсорской помощи родителей наличие в классах ярких, современных стендов стали неотъемлемой частью образовательного процесса.

Повышение роли семьи в социализации личности в моём классе проходит по следующим направлениям:

1. Социальное направление - начиналось с того, что я решила повысить эффективность воспитательной работы. Организуемая работа с семьями и детьми позволила школе стать открытой, системной, а широта и разнообразие социальных связей в школе повысил социальную подготовленность личности.

2. Организация культурного досуга - основное назначение этого направления задействовать как детей, так и взрослых в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности. Хорошей традицией стало совместное проведение с родителями праздников: «Фестиваль цветов», «День языков народов Казахстана», «Праздник мам», «Наурыз», «День Защитника Отечества», «День единства народов Казахстана», «День открытых дверей», «Мама, папа, я- спортивная семья», «Старты надежд», конкурсы рисунков, плакатов, читательские конференции.

3. Организация физического здоровья семьи и личности - основная задача этого направления пропаганда здорового образа жизни; выявление причин психического и физического нездоровья детей; организация взаимосвязи между личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика вредных привычек.

4. Организация развития и поддержки детского творчества. Школа полностью обеспечивает условиями наших учащихся в реализации творческих, научных проектов. Нам есть чем гордиться! Благодаря тесному сотрудничеству учителя, учащихся и родителей наши дети участвуют в различных интеллектуальных конкурсах, научных конференциях, представляют свои презентации, фоторепортажи, научные статьи и занимают призовые места не только в городе,  и в области, но и на международных олимпиадах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЛИМПИАД НАШЕГО КЛАССА

1 – II Всероссийский блиц турнир по математике:   1место – 1

                                                                                      2место – 4

                                                                                      3место -1

2 – IV Всероссийский дистанционный конкурс «Открытка для мамы»:        

                                                                                      1место -3

3 – II Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению:

                                                                                      2место – 2

                                                                                      3место - 2

4 – IV Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку:

                                                                                      3место – 6

5 – IV Всероссийская дистанционная олимпиада по ознакомлению с окружающим миром:

                                                                                       1место – 1

                                                                                       2место – 3

                                                                                       3место – 1

6 – Международный дистанционный конкурс «Эму – Специалист» по литературе:

                                                                                       1место – 1

7 – Международный дистанционный конкурс «Мульт эрудит»:

                                                                                       3место – 1

8 – Всероссийский конкурс сочинений «Я – житель планеты Земля»:

                                                                                       3место -1

        А также рисунки 7-ых учащихся моего класса на тему «Мой любимый мультяшный герой» были опубликованы в газете «SEVEN Деловой Талдыкорган».

Опубликованы стихи в газетах «Огни Алатау», «SEVEN-Деловой Талдыкорган», «Саркан».

 Включены рисунки в каталог «Қазақстан -  туған жерім».

           

Таким образом три субъекта образовательного процесса - педагог, дети, родители объединены между собой связями различной направленности:

-информационная, проявляющаяся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми;

-организационно-деятельностная, коммуникативная;

-управления и самоуправления в воспитательном процессе.

Родители в этом процессе:

-координируют свою воспитательную тактику с классным руководителем, ориентируют личное общение с детьми на культурные ценности;

-прививают ребенку гигиенические навыки, правила этикета;

-организовывают выполнение ребенком домашнего задания, домашнюю подготовку к контрольным работам.

   Родители в моих классах всегда принимают активное участие в жизни классного коллектива. Часто, они сами являются инициаторами того или иного мероприятия. В любом родительском коллективе есть «костяк», те на кого можно положиться, именно они должны привлечь всех остальных родителей. Родители несут ответственность и заботятся не только о своём ребёнке, но и обо всех остальных.

     Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

Наша начальная школа-гимназия №1- школа радости, школа счастливого детства. Имея в арсенале профессиональный педагогический коллектив, инициативных, добросовестных родителей, мы создаем счастливое детство нашим детям.

          Любили тебя без особых причин

        За то, что ты – внук,

        За то, что ты – сын,

        За то, что – малыш,

        За то, что растёшь,

      За то, что на маму и папу похож

      И эта любовь до конца твоих дней

      Останется тайной опорой твоей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Государственная программа развития образования Республики Казахстан                           на 2010-2020год.

Байдельдинова Г.К. Семья и школа формирует человека. – Алма-Ата: «Мектеп», 1984

Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. «Паритеты, приоритеты в теории и практике образования», – М.: «Педагогика», 2002 г, №2

Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». – М.: «Просвещение», 1991 г

Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий», – М., 2003 г.

Кукушкин В.С. «Современные педагогические технологии в начальной школе», – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.

Подласый И.П. «Педагогика», – М.: «Высшее образование», 2006 г.

Щуркова Е.Н. «Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии», – М.: «Новая школа», 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.

Доклад«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. ВоротнееСергиевского района Самарской обл...

Сопровождение процессов социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию (программа «Зеленая планета»)

Одной из задач  деятельности современного учителя является необходимость социализировать детей к жизни и культуре нашего общества. В этом педагогу  помогает работа по различным направлениям ...

Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию (программа «Зеленая планета»)

Цель деятельности это не только экологическое воспитание, но и воспитание умения общаться с разными возрастными категориями учащихся, распространять свой опыт по экологической культуре, развивать личн...

Роль родителей как субъектов образовательного процесса в начальной школе

В Настоящем материале подчёркивается необходимость сотрудничества семьи школы, участия родителей в образовательном процессе как субъектов, что является залогом успешной воспитательной деятельности с у...