Доклад "Роль родителей как субъекта в процессе воспитания в начальной школе"
материал по теме
Традиционно главным в воспитании детей является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley_kak_subekta_v_processe_vospitaniya_v_nachalnoy_shkole._.docx | 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль родителей как субъекта в процессе воспитания в начальной школе.
Воспитание – великое дело: им решается судьба человека…
В. Белинский
Традиционно главным в воспитании детей является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания». Перед современной школой поставлены требования о повышении качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного преподавания каждого предмета. Качество обучения в значительной степени зависит от методической системы обучения, от умения учителя использовать её таким образом, чтобы она способствовала активизации мыслительной деятельности учащихся, развивала творческий потенциал.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, оставлять ребенка наедине с самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов.
Задачи, стоящие перед школой, сложны и многообразны. Я хочу выделить те, которые, на мой взгляд, являются наиболее важными:
- Создание условий для успешного взаимодействия учителя и семьи как целенаправленного процесса, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка;
- Совершенствование образовательного процесса путём его оптимизации;
- Стимулирование познавательной деятельности за счёт использования разнообразных методов и форм организации обучения;
- Формирование системы социально-ценностных отношений младшего школьника посредством включения его родителей в активную деятельность;
-Помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка;
- Направить совместные усилия на всестороннее воспитание и развитие ребёнка
К сожалению, в современном мире, когда родители «слишком заняты», дети, попав в ножницы между школой и семьёй, вынуждены приспосабливаться. Поэтому большое значение в становлении личности имеет стиль семейного воспитания и принятые в семье ценности.
Существует 3 стиля семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустический
При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.
При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.
Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
Цель моей работы – в процессе совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся активизировать их познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, тем самым, повышая качество знаний учащихся.
В процессе взаимодействия семьи и школы происходит формирование всех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
В планировании воспитательной работы, я стараюсь уделять больше внимания участию самих родителей класса во всех мероприятиях. Моя задача – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания , создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребёнок только начинает обучение.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т.д. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”.
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро мирятся с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
Личностной особенностью в этом возрасте может стать:1- тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.
Третий вариант – “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
Таким образом, классному руководителю, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
о Принимать активное участие в жизни семьи;
о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
о Уважать право ребенка на собственное мнение;
о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
С этих позиций и определяются основные задачи работы классного руководителя с родителями младших школьников:
- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.
- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
- Формирование у родителей потребности в самообразовании.
- Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их.
- Работа с детьми девиантного поведения.
- Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.
Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.
Работая над созданием программы, направленной на решение концепции воспитательной деятельности, я наметила три основные воспитательные задачи:
-гармонизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для всестороннего развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
-поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива и украшающих его жизнь;
-совершенствование своего методического мастерства как классного руководителя, способного компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников.
Воспитательную работу в классе я планирую по следующим направлениям:
1. Непосредственное воздействие на обучающихся: изучение индивидуальных способностей, его развития, окружения, интересов; программирование воспитательных воздействий; реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы.
2. Программирование воспитательных воздействий: разработка и реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы; сплочение коллектива; формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; включение подростков в разнообразные виды деятельности; развитие самоуправления класса.
3. Профилактика влияния различных субъектов социальных отношений обучающихся: социальная помощь семье; взаимодействие с педагогами; нейтрализация негативных воздействий социума.
В моей практике сложились наиболее рациональные формы воспитательной работы:
- классные собрания родителей;
Провожу в учебный год 4 собраний обязательно и при необходимости дополнительно 1-2 собрания. Все собрания можно разделить на группы: -организационные; -тематические; -текущие; -итоговые.
2- коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции.
3- посещение семей учащихся.
4- оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов.
5- фотомонтажи.
6- выставки работ учащихся.
Оправдавшей себя формой работы с родителями, стало оформление стендов, уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической культуры. Благодаря созданию в классе родительского объединения и спонсорской помощи родителей наличие в классах ярких, современных стендов стали неотъемлемой частью образовательного процесса.
Повышение роли семьи в социализации личности в моём классе проходит по следующим направлениям:
1. Социальное направление - начиналось с того, что я решила повысить эффективность воспитательной работы. Организуемая работа с семьями и детьми позволила школе стать открытой, системной, а широта и разнообразие социальных связей в школе повысил социальную подготовленность личности.
2. Организация культурного досуга - основное назначение этого направления задействовать как детей, так и взрослых в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности. Хорошей традицией стало совместное проведение с родителями праздников: «Фестиваль цветов», «День языков народов Казахстана», «Праздник мам», «Наурыз», «День Защитника Отечества», «День единства народов Казахстана», «День открытых дверей», «Мама, папа, я- спортивная семья», «Старты надежд», конкурсы рисунков, плакатов, читательские конференции.
3. Организация физического здоровья семьи и личности - основная задача этого направления пропаганда здорового образа жизни; выявление причин психического и физического нездоровья детей; организация взаимосвязи между личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика вредных привычек.
4. Организация развития и поддержки детского творчества. Школа полностью обеспечивает условиями наших учащихся в реализации творческих, научных проектов. Нам есть чем гордиться! Благодаря тесному сотрудничеству учителя, учащихся и родителей наши дети участвуют в различных интеллектуальных конкурсах, научных конференциях, представляют свои презентации, фоторепортажи, научные статьи и занимают призовые места не только в городе, и в области, но и на международных олимпиадах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЛИМПИАД НАШЕГО КЛАССА
1 – II Всероссийский блиц турнир по математике: 1место – 1
2место – 4
3место -1
2 – IV Всероссийский дистанционный конкурс «Открытка для мамы»:
1место -3
3 – II Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению:
2место – 2
3место - 2
4 – IV Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку:
3место – 6
5 – IV Всероссийская дистанционная олимпиада по ознакомлению с окружающим миром:
1место – 1
2место – 3
3место – 1
6 – Международный дистанционный конкурс «Эму – Специалист» по литературе:
1место – 1
7 – Международный дистанционный конкурс «Мульт эрудит»:
3место – 1
8 – Всероссийский конкурс сочинений «Я – житель планеты Земля»:
3место -1
А также рисунки 7-ых учащихся моего класса на тему «Мой любимый мультяшный герой» были опубликованы в газете «SEVEN Деловой Талдыкорган».
Опубликованы стихи в газетах «Огни Алатау», «SEVEN-Деловой Талдыкорган», «Саркан».
Включены рисунки в каталог «Қазақстан - туған жерім».
Таким образом три субъекта образовательного процесса - педагог, дети, родители объединены между собой связями различной направленности:
-информационная, проявляющаяся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми;
-организационно-деятельностная, коммуникативная;
-управления и самоуправления в воспитательном процессе.
Родители в этом процессе:
-координируют свою воспитательную тактику с классным руководителем, ориентируют личное общение с детьми на культурные ценности;
-прививают ребенку гигиенические навыки, правила этикета;
-организовывают выполнение ребенком домашнего задания, домашнюю подготовку к контрольным работам.
Родители в моих классах всегда принимают активное участие в жизни классного коллектива. Часто, они сами являются инициаторами того или иного мероприятия. В любом родительском коллективе есть «костяк», те на кого можно положиться, именно они должны привлечь всех остальных родителей. Родители несут ответственность и заботятся не только о своём ребёнке, но и обо всех остальных.
Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
Наша начальная школа-гимназия №1- школа радости, школа счастливого детства. Имея в арсенале профессиональный педагогический коллектив, инициативных, добросовестных родителей, мы создаем счастливое детство нашим детям.
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что – малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2010-2020год.
Байдельдинова Г.К. Семья и школа формирует человека. – Алма-Ата: «Мектеп», 1984
Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. «Паритеты, приоритеты в теории и практике образования», – М.: «Педагогика», 2002 г, №2
Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». – М.: «Просвещение», 1991 г
Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий», – М., 2003 г.
Кукушкин В.С. «Современные педагогические технологии в начальной школе», – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.
Подласый И.П. «Педагогика», – М.: «Высшее образование», 2006 г.
Щуркова Е.Н. «Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии», – М.: «Новая школа», 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.
Доклад«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. ВоротнееСергиевского района Самарской обл...
Презентация проекта «Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе»
В презентации показана актуальность, цель и задачи, новизна, результаты проекта...
Приоритетные направления процесса воспитания учащихся начальной школы в условиях ФГОС
Направления внеурочной деятельности в школе....
Сопровождение процессов социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию (программа «Зеленая планета»)
Одной из задач деятельности современного учителя является необходимость социализировать детей к жизни и культуре нашего общества. В этом педагогу помогает работа по различным направлениям ...
Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию (программа «Зеленая планета»)
Цель деятельности это не только экологическое воспитание, но и воспитание умения общаться с разными возрастными категориями учащихся, распространять свой опыт по экологической культуре, развивать личн...
Повышение эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе с помощью здоровьесберегающих технологий
Презентацию "Процесса обучения и воспитания учеников с помощью здоровьесберегающих технологий" я продемонстрировала+ на районном методическом объединении, используя свой педагогический опыт....
Роль родителей как субъектов образовательного процесса в начальной школе
В Настоящем материале подчёркивается необходимость сотрудничества семьи школы, участия родителей в образовательном процессе как субъектов, что является залогом успешной воспитательной деятельности с у...