Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
статья по зож
Обобщение опыта работы по сохранению и приумножению здоровья младшего школьника на примере отдельно взятого учебного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.docx | 94.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
« Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Придя впервые в школу, ребенок еще не понимает, что учиться ему придется целых одиннадцать лет, что школа вскоре станет вторым домом, не только в переносном, но и в прямом смысле. Ведь современный ученик проводит больше времени в школе, чем в кругу семьи.
Будущие первоклассники из рассказов родителей черпают свое представление о будущих уроках и учителях. Они знают, что в школе учат писать и считать, читать и рассказывать, в школе всегда весело и интересно. Но наступает первое сентября и ребенок впервые попадает на урок, где с удивлением замечает, что таких, как он, первоклассников, у учителя много, а впереди у него: ежедневные ранние подъемы, долгие уроки, короткие перемены. Все это становится серьезным стрессом для неокрепшего детского организма. А ведь сохранение и укрепление здоровья у подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества, его будущее – один из главных приоритетов современной государственной социальной политики в России.
Например, в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» говорится о распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школы здоровья" на все образовательные учреждения.
В ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 года в статье 52 , пунктах 1.4 и 1.3 определяется гуманистический характер образования, направленного на приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, а также бережного отношения к природе.
В статье 44, все того же ФЗ «Об образовании» в пункте, озвучивающем права и обязанности родителей (законных представителей несовершеннолетних) есть следующее: «…Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», а «…Образовательные учреждения оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья…»
Законом также определены обязанности образовательных организаций по охране здоровья обучающихся: пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни (статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»).
16 января 2020 года, в нашем городе была утверждена Концепция воспитания школьников «Петербургские перспективы» на 2020-2025 годы. В ней три направления запланированной работы:
1. Духовно нравственное развитие юных петербуржцев.
2. Социально-культурная практика в пространстве Санкт-Петербурга
3. Поддержка индивидуальности юного петербуржца и создание условий для самоопределения.
В первом направлении разработана подпрограмма: «Цени жизнь – будь здоров!» В ней, через просветительскую работу, исследовательскую деятельность и организованную рефлексию учащиеся смогут приобрести здоровое отношение к жизни, к окружающей их среде, а также к самому себе – как к личности.
Что же такое технологии, сберегающие детское здоровье в школьном микроклимате?
Зачем они нам в классно-урочной системе?
Кто-то может сказать, мол, столько лет учили ребят, учили, и вот теперь необходимо устраивать танцы с бубнами, выстраивать урок, используя «сомнительные» технологии.
Допустим, что говорящий, думающий так, в чем-то прав. С одной стороны, мы имеем значительное ухудшение состояния здоровья приходящих в школу первоклассников. Виной этому разные факторы, от неврологического статуса, до проблем с дикцией и неумения контролировать себя. С другой стороны, современному ученику начальной школы сложно удерживать внимание на чем-то одном дольше 5-10 минут. Вспомните, как старательно они держат спину, складываю руки перед собой по команде, но стоит учителю затянуть на минуту объяснение, ребята не в состоянии усидеть.
Конечно, в первом классе нужны физические минутки, их должно быть минимум две на 35 минутный урок. Достаточно ли этого? Вполне. Но все, что говорит о здоровье, не может быть лишним.
Например, проверяя, как ученики выучили таблицу сложения, таблицу умножения, и тому подобное, можно вести опрос – игру с мячом. Или, чередовать учебные виды деятельности каждые 10 минут урока.
Говоря о здоровьесберегающих технологиях урока, мы говорим о субъективном содержании образования. А в нем и учитель и ученик – одинаково вовлечены в процесс обучения. Хотите понять, что чувствует ученик на уроке, состоящем из одного, в лучшем случае – двух видов учебной деятельности? Поставьте себя на его место. Попробуйте весь урок просидеть за своим столом, говорить в одном и том-же тоне, повторять одни и те же установки. Что произойдет? Правильно, наш организм устанет, даст команду срочно что-то поменять.
Учителю проще, он может диктовать текст, прогуливаясь между рядами, может записывать тему на доске и одновременно что-то объяснять, все время находясь в движении.
Что если и ребятам давать такую возможность?
Например, в нашей школе уже стало хорошей традицией вводить в процесс обучения периоды разных форм. Так, например, второклассники учатся весь год группами по 4-6 человек. При организации и проведении уроков в таком режиме частая смена учебной деятельности на уроке – неотъемлемый компонент. Ученики меньше смотрят на доску, больше работают в тетрадях, проверяют не только себя, но и своих товарищей. На уроках литературы и окружающего мира им позволено спорить, обсуждать. Да, учитель строго регламентирует урочное время, отведенное на ту или иную форму работы. Да, на контрольных приходится разрабатывать не два, а четыре, шесть вариантов заданий. Но здоровье детского коллектива – незаменимая часть этого процесса.
Конечно, первоклассников в такие группы посадить можно лишь ненадолго, и не в самом начале года. В нашей школе рассадка первоклассников обычно представляет из себя целостное «я-место». Каждый ученик сидит за отдельной партой, таким образом, мы бережем личностные границы ребят, оберегаем их от дополнительного стресса.
У вчерашнего детсадовца игра – основной вид деятельности. Здесь на помощь учителю приходят яркие наглядные пособия, персонажи любимых сказок и мультфильмов детей, артистизм и готовность самому стать немного ребенком. Каждая физкультминутка в первом классе ритмична, построена по модели, знакомой ребятам еще в детском саду и предполагает собой полную смену деятельности. Очень часто, во второй, третьей четверти учитель выбирает себе помощника, который вместе с учителем проводит такие игровые моменты на уроке.
В первом классе – индивидуальный подход, во втором – групповая работа, а в третьем что? Третьеклассники учатся работать в парах. Дети на уроках сидят по двое, и раз в четверть меняются местами. Так они учатся работать в парах, дружить и помогать друг другу. А еще, практикуя пересадку коллектива раз в четверть, мы стимулируем работу мозга, ведь каждые три месяца ребенок садится за новую парту, на другой ряд, что заставляет мозг принимать новые условия восприятия информации с доски, слушать и слышать, как учителя, так и своих одноклассников, учиться ориентироваться в пространстве своего класса.
К четвертому классу учащиеся начальной школы умеют работать как в парах, так индивидуально и в группах. Они научились общаться, договариваться, отстаивать свою точку зрения, а учебная программа четвертого класса предполагает поисковую проектную деятельность, умение грамотно излагать свои мысли, ярко и грамотно презентует результаты своей деятельности.
Давайте рассмотрим некоторые примеры технологий, используемых на уроках с целью сохранения и созидания здоровья учащихся начальной школы:
Технология частой смены видов деятельности предполагает четко регламентированное отведение времени на письменные и устные виды работы. Во время устных опросов происходит диалоговое общение, или так называемый «Мозговой штурм», где перед учащимися ставится вопрос, на который им нужно найти ответ самостоятельно. Ребята высказывают свои предположения, а учитель направляет их к верному ответу небольшими дополняющими репликами. Письменные задания требуют проговаривания, обсуждения, поиск верных ответов. Составление алгоритмов, правил, проговаривание записи. И т.д. (динамика такого урока не дает его участникам времени для утомления, частые виды деятельности стимулируют различные области нервной системы, повышают работоспособность учеников). Именно в ходе такого урока физкультминутки могут быть вписаны в основную канву, продолжать заданную тему, а не отвлекать от нее, тренировать полученные знания, а не переключать внимание на что-то иное. И физическая минутка превращается из набора физкультурной разминки, например, в исследование текстуры тактильно, в подсчете глухих и звонких звуков в словах, в проговаривании, пропевании нужных орфограмм и т.п.
Технология концентрации внимания на нужном материале
Наглядность, наличие опорных схем, возможности на уроке выстроить вместе с учащимися правильный алгоритм запоминания, рифмованные правила, примеры, ответы. Или, наоборот, поиск нужного настроения, использование мелодии для переключения активной мыслительной деятельности в воображаемую плоскость. Минуты релаксации, расслабления, обращение к внутреннему «Я». Данная технология может использоваться перед изучением новой темы, на уроках, где ученикам предстоит пересказывать текст устно или письменно, или на уроках, где ребятам предлагается написать сочинение.
Технология «Сохраняя, приумножь»
Эта технология используется нами практически на каждом уроке. Мы – взрослые, учителя, мы всегда замечаем уровень усталости детей. Невозможно удержать внимание ребенка все 40 минут урока, но вполне можно помочь ему избавиться от механической усталости. Например, на уроки, где приходится много писать, мы берем с собой подушечки, начиненные разной крупой, горохом или пенопластовыми шариками. Эти подушечки мы сшили с детьми во втором классе на уроках технологии, и теперь активно их используем. Написали словарный диктант, упражнение, предложения, или иное задание учителя. Отложили ручку, взяли в руки подушечку и перебираем в ней крупинки, даем кистям расслабиться, и пальцам отдохнуть. Другая полезная для здоровья, техника – это техника «Зрительной гимнастики». У каждого ученика есть своя схема, по которой проводится эта гимнастика, мы с родителями распечатали и заламировали эти схемы еще в первом классе. Они всегда в школьных принадлежностях моих учеников. Зрительная гимнастика – обязательна для каждого. Многие, выучив ее алгоритм, используют наши схемы и во внеурочное время. Это разнообразные дыхательные гимнастики. Причем, в нашей школе, это вокализмы, методика использования которых есть на нашем сайте.
Еще раз напомню, что школьная жизнь ребенка – это не только, и даже не сколько основные уроки, но и то время, что он проводит в школе вообще. Как часто мы можем видеть, что на переменах существует запрет на двигательную активность, и как часто дети наши привыкают коротать перемены, уткнувшись носами в сотовые телефоны.
В нашей школе мы активно боремся с таким явлением. Например, старшие ученики школы устраивают для младших активные переменки, на которых находится место всем и каждому, и после которых так интересно заниматься и познавать. Или в каждом классе создана уникальная среда для отдыха. Где-то это возможность полулежа на диване почитать интересную книгу, где-то это игра с учителем в теннис, бадминтон. Есть уголки релаксации, где под журчание аквариума и звуки мелодии, можно удобно полежать на спортивном коврике и подушках. Есть даже лего-мастерские, в которых ребята не просто собирают по схемам, но придумывают новые сооружения, строят целые города, заселяют их жителями.
Говоря о здоровьесберегающих технологиях образовательного процесса, нельзя умолчать о питании школьников. Ученики начальной школы получают трехразовое питание.
Говоря о здоровье детей в начальной школе, я не могу промолчать о возможностях просветительской деятельности среди учащихся, которые нам дает форма внеурочной деятельности. Так, в нашей школе разработана и второй год успешно применяется рабочая программа «Азбука здоровья», в основу которой легла авторская программа Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко "135 уроков здоровья или Школа докторов природы".
В первом классе ребята знакомятся с основными вопросами сбережения здоровья, они учатся отличать полезное от вредного, в игровой форме осваивают правила и привыкают к здоровому образу жизни.
Во втором классе особое внимание уделяется роли человека в природе. Ребята знакомятся с основами экологии, проводят свои небольшие исследования в рамках заданных тем. А также участвуют в просветительской деятельности района и активно помогают очищать природу от загрязнения. Мы собирали батарейки, пластиковые крышки, разрабатывали сценарий на тему «Зачем очищать лес» и выступали на городской экологической конференции. Один из учеников 2 «А» класса принял участи во всероссийской научно-исследовательской конференции «Первые шаги в науку» с исследовательской работой на тему «Что будет, если исчезнут пчелы?».
В третьем классе количество часов в рамках этой программы снова растет. Теперь у ребят целых три часа, чтобы не просто изучать вопросы здоровья и сохранения жизни себе и окружающей среды, но и вести дневники здоровья, проводить занятия в младших классах, организовывать проекты и исследования.
В четвертом классе эта программа завершается серией занятий, на которых подводится итог всего внеурочного курса. Ребята с помощью проектной деятельности отвечают на поставленные вопросы. Например, «Что такое здоровье?», или «Почему ты скажешь вредной привычке «Нет»?». Окончание курса – большой праздник, КВН, в котором принимают участия команды всех четвертых классов.
Другой вариант использования здоровьесберегающих технологий в пространстве внеурочной деятельности – это работа кружка «Театр». Кружок ребята посещают с первого класса. Здесь, в дружественной атмосфере, первоклассники учатся говорить, с правильно поставленными интонациями, ударениями. Разучивают скороговорки, чтобы таким образом развивать дикцию. Осваивают принципы раскрепощённой на сцене. Во втором классе – первые театральные постановки, которые так нравятся родителям, и которые учат ребят не бояться публичности и самопрезентации. В третьем-четвертом классе основная работа руководителя кружка направлена на развитие в детях артистизма.
Каждое занятие строится на активной деятельности. Каждый комплекс упражнений направлен на укрепление самооценки, на формирование нужных реакций, на созидание здорового, оптимистичного взгляда на жизнь. Результатом занятий в театральном кружке можно считать спектакли, участив в конкурсах, умение четко и грамотно излагать свои мысли, умение креативно мыслить и глубоко чувствовать. Это мощнейший инструмент духовного, нравственного здоровья учащихся.
И последнее, о чем я хотела бы вам сегодня рассказать, но не последнее в том, что мы делаем для сохранности и приумножения здоровья наших детей – это продленка. У многих на это слово негативная реакция. Обычно школьная продленка вызывает ассоциацию переполненного класса, в котором собраны все ученики начальной школы. Они чем-то заняты своим, может быть выполняют домашние задания. Но в классе очень шумно и услышать, что им говорит воспитатель иногда сложно.
Это страшное «животное» рисует воображение многих. У нас продленка совсем иначе выглядит. Я уже говорила о том, что основные уроки, занятия в кружках и внеурочной деятельности заканчиваются к четырем часам. А в пять часов вечера начинает работу «Веселая продленка», в которой каждый новый день организуются разнообразные активности.
Даже, в условиях пандемии, при соблюдении всех необходимых правил безопасности, (команды по пять человек, расстояние между участниками не менее 1,5 метров и т.д. и т.п.), в продленке проводятся интеллектуальные, спортивные игры, квесты, конкурсы и многое-многое другое.
В завершении хочется напомнить одну простую истину: все в этой жизни проходит, и только здоровье, если оно есть, остается с нами. Так давайте же беречь и приумножать его с самого детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Доклад по теме самообразования "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"....
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы
Одним из приоритетных направлений современной школы является сохранение и укрепление здоровья школьников.Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, его полноценного разви...
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
Цель работы – внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс начальной школы с целью улучшения состояния здоровья детей....
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
Состояние здоровья подрастающего поколения - главное направление работы школы....
Реферат «Возможности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы»
Краткое описание документа:Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна. За последние ...
Условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
Исследовательская работа, посвященная изучению педагогический условий реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....
РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема здравоохранения, в целом, и обеспечение здорового образа жизни учащихся начальной школы, в частности, занимает особое место среди задач системы образования на современном этапе[1]. Крепкое зд...