Игра как способ социально – педагогической реабилитации ребёнка»
методическая разработка
Содержание:
- Значение игры в практике воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья их схематическое деление на группы.
- Познавательная игра и её роль в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Подвижные игры и их значение для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Творческие игры и их роль в коррекции и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Игры — забавы и роль в деле раскрепощения личности.
- Самостоятельные игры — проявление свободной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sposob_sotsialno_-_pedagogicheskoy_reabilitatsii_rebyonka.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4»
«Игра как способ социально – педагогической реабилитации ребёнка»
Выполнил: воспитатель ГПД Максимова Н.В.
Тула, 2021 г.
Содержание:
Введение.
- Значение игры в практике воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья их схематическое деление на группы.
- Познавательная игра и её роль в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Подвижные игры и их значение для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Творческие игры и их роль в коррекции и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Игры — забавы и роль в деле раскрепощения личности.
- Самостоятельные игры — проявление свободной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение.
Использованная литература.
Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который
призваны изменить.
А.М.Горький
Игра — дело серьёзное, как парадоксально это не звучит. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились творческим отношениям.
Благодаря игре дети усваивают определённые стандарты, роли и нормы поведения в обществе, развиваются в личностном и межличностном планах. В игровой деятельности возможно формирование симпатий и антипатий, эталонов поведения и основных ценностных приоритетов
Игра — вечный спутник детства. Досадно, что она порой становится редкой гостьей в домах, является падчерицей в школе, - на уроках, в группах продлённого дня, даже на переменах. Она почти не имеет прописки во внешкольных учреждениях. А в летних лагерях её активно вытесняют дискотеки. И что особенно странно — во дворах и на улицах мы встречаем игру всё реже и реже. Многие игры детей уже смело можно записывать в «Красную книгу». Они ушли безвозвратно вместе с поколением старших людей.
От усваиваемого опыта в игровой деятельности зависит и обучение в школе в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что у первоклассников на момент начала обучения в школе ещё не завершено формирование позиции «Я - школьник, Я - ученик», оказывающей позитивное воздействие на все сильные и слабые стороны развития психики младшего школьника. Игра помогает младшим школьникам более успешно адаптироваться в новой жизненной ситуации, сформировать образ себя как школьника.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Психологические особенности детей с ОВЗ.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Игровая деятельность в школьной ситуации важна как для нормально развивающихся детей, не имеющих различных отклонений в психофизическом и личностном развитии, так и для детей с ОВЗ. Особо остро проблема формирования игровых действий и операций встаёт перед детьми с ОВЗ, испытывающих значительные трудности не только в адаптации к школьной ситуации, но и в реабилитации в целом.
Данная проблема осложняется тем, что любой физический дефект негативно влияет на психическое развитие обучающихся с ОВЗ. Сама социальная ситуация развития детей с ОВЗ характеризуется значительным сужением мира, окружающего ребёнка. В ряде случаев мы имеем дело с личностью, которая адекватно воспринимает себя, несмотря на имеющиеся особенности психофизического развития. Но иногда проблема врастания в школьную ситуацию осложняется тем, что у ребёнка недостаточно развит опыт ролевого и социального взаимодействия, что значительно затрудняет процессы адаптации, реабилитации в социуме.
Детство многое теряет, если из него уходит «вечный двигатель» творчества, активной деятельности, самопознания и самовыражения — Игра.
Игра — самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Поистине — поле чудес. Игра — это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей, отдаться мечте и радостям физического или интеллектуального напряжения.
Игра — явление сложное, многогранное. Игра — оружие обоюдоострое. Не надо каких-то особенных данных, чтобы играть с ребятами. Надо просто жить с детьми в том мире, который им интересен. Дети любят играть во взрослых, а взрослые должны быть рядом с детьми, уметь с ними играть, если хотят стать их друзьями.
Игра — сфера сотрудничества, содружества детей и взрослых дома и в школе.
Игра — неповторимый и суверенный мир Детства, живущий по своим вечным законам, хранящий бесценные реликвии прошлого. Игру можно смело отнести к величайшему изобретению человечества за те богатейшие потенциалы, что в ней заложены исторически. Заложены мудростью народной, её непреходящими ценностями.
Самое важное занятие ребёнка — игра. В играх происходит развитие всех высших психических функций. В играх закладывается и формируется личность ребёнка, развиваются черты характера: настойчивость, честность, смелость, целеустремлённость, выдержка. В играх ребёнок развивается физически: становится ловким, сильным, совершенствуется координация движений, быстрота реакции. В играх дети обучаются жить в обществе, приобретают умение общаться с другими людьми. В играх ребёнок знакомится с миром людей и миром вещей, узнаёт назначение вещей, способы их применения, овладевает навыками отношений между людьми, знакомится с профессиями.
Н.К.Крупская писала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развивается физическая сила ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организаторские навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее. Игры для школьников — способ познания окружающего».
- В практике воспитания детей с ОВЗ наибольшее значение приобрели игры с готовыми правилами:
- познавательные, интеллектуальные;
-спортивные и подвижные;
-строительные, конструкторские, трудовые;
-игры- шутки, игры — забавы;
-сюжетно — ролевые или самостоятельные.
Дети с ОВЗ характеризуются прежде всего отсутствием устойчивого познавательного интереса и, кроме того, они редко сами проявляют активность в познании каких-либо явлений окружающей действительности. Игра помогает таким детям коррегировать их психическое развитие, эмоционально — волевую сферу, а также активизирует познавательную деятельность, формирует навыки и умения учебной деятельности.
- Познавательные игры играют решающую и направляющую роль в формированиии коррекции личности детей с ОВЗ. Они знакомят детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни.
Познавательная игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка с ОВЗ.
Правомерно ли учение без увлечения? Нет, ибо тогда оно перестаёт быть познанием. Познавать что-либо страшно интересно — открываешь новое, неизведанное, любопытное, становишься богаче. Другое дело, что познание есть труд души и ума, иногда очень нелёгкий, требующий напряжения, терпения, воли, настойчивости. Но это напряжение — процесс увлекательный, это ведь игра ума. А гимнастика ума для нормального человека — наслаждение. Для ребёнка с ОВЗ это иногда становится невыносимой мукой. Поэтому для создания устойчивого познавательного интереса и активизации познавательной деятельности я использую игры — тестирования, которые помогают детям узнать себя, раскрепоститься, нацелиться на лучшее. («Расскажи мне обо мне», «Кто я? Какой я?», «Какой у вас характер?», «Умеете ли вы слушать собеседника?»).
Познавательные игры — одно из действенных средств воспитания ума. Они способствуют развитию у детей с ОВЗ зрительных, слуховых, осязательных и др. ощущений, уточняют знания детей с ОВЗ о предметах и явлениях окружающей жизни, развивают сообразительность, смелость, речь.
- Подвижные игры — это игры, основанные на различных движениях для развития координации и точности у детей с ОВЗ. В подвижных играх совершенствуются движения детей, развиваются наблюдательность, внимание, воля и выдержка, ловкость и находчивость, глазомер, меткость и т. д. Основное содержание подвижных игр — ходьба, бег, прыжки, бросание. Таким образом, каждая игра имеет тренировку отдельных видов движений, определённых групп мышц.
Дети с ОВЗ отличаются от сверстников моторной неловкостью, недостаточным развитием координационных механизмов рече- двигательного анализатора.
Подвижные игры способствуют не только правильному физическому развитию детей, но и оказывают положительное влияние на их психическую деятельность.
Перед каждой подвижной игрой провожу обучающие беседы с целью расширения представлений детей об окружающем мире.
Игра — есть движение. А движение, как известно, форма жизни. Человек, не одарённый художественным чутьём, в движении видит простое силовое действие, а не энергию, превратившуюся в физическую силу. Он замечает только результат, но ему непонятны мотивы и связанные с ними душевные состояния ребёнка. А ведь каждое движение в игре служит выражением внутреннего чувства, как бы завершением определённого настроя играющего. В подвижных играх у ребят движения естественны, раскованны. Я считаю, что наше тело со всеми его сложными органами дано для выражения таящихся в нас сил — значит для движения.
Движения порождают в нас одновременно физические и моральные ощущения, ощущения присуще нашему телу жизненной силы и сознание того, что эта сила подчинена нашей воле. Уже поэтому подвижные игры важный источник развития.
Подвижная игра снимает усталость. Дети с ОВЗ устают на уроках и самоподготовках физически, им нужна разрядка.
Подвижные игры многоплановы. Они дают высокую нагрузку ногам (игра «Классики», игры со скакалками), упражняют и развивают мышцы рук («Русские единоборства», «Штандр» и др.), включают в работу весь организм ребёнка («Проверка», «Пожар», «Поймай за хвост дракона» и др.).
Вовлекая детей в подвижные игры, развивая у них интерес к игре, они развились физически, укрепили свою волю, стали более дружными.
- Творческие игры (строительные, трудовые, конструкторские).
В каждом ребёнке живёт созидатель и разрушитель. Уже с двух лет дети пытаются что-то строить. В таких играх всегда есть конечны результат. Они знакомят ребят с различными материалами, инструментами, орудиями труда, простейшими трудовыми операциями.
Эти игры способствуют развитию конструкторского мышления у детей, доставляют им чисто эмоциональное наслаждение при решении творческих задач. Такие игры коррегируют в них устойчивость внимания, умения быстро и без лишних затрат сил сосредоточиться на любом объекте.
- Игры — шутки, игры — минутки, игры — забавы.
Вообще-то все игры для детей-развлечение, но есть такие оригинальные игры, которые кроме как разрядку, весёлой минуты юмора и смеха ничего другого не вызовут. Эти игры положительно влияют на эмоции детей.
Проводя игру-забаву, передавая детям свои интересы, вкусы, привычки, я не только получаю возможность воспитывать ребят без нравоучений, но и подмечать много интересного в их поведении, темпераменте, характере.
Подвижной игры ребёнок с ОВЗ может бояться, в познавательную не включиться, а мимо игры-забавы вряд ли пройдёт.
Ребёнок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия работают синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память. Честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность — словом всё то, что составляет богатство человеческой личности.
- Самостоятельные игры.
Обычно цель, содержание и правила самостоятельных игр определяются самими детьми. Характерной особенностью игр является отражение бытовых и общественных явлений окружающей действительности, деятельности человека и отношений между людьми.
Но не следует думать, что ребята в этих играх копируют окружающую жизнь. Самостоятельные игры являются проявлением свободной деятельности детей с ЗПР, в которых, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, своё понимание нашей действительности, свои интересы и чувства. В процессе игр происходит формирование черт личности, активное отношение к окружающей действительности.
В творческой игре дети с ОВЗ проявляют свои возможности, свои моральные пределы. Игру-жизнь, игровую деятельность этого плана можно рассматривать как известный образ, модель их поведения.
Заключение.
Игра — мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Благодаря играм, дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.
Дети с ОВЗ приобретают жизненный опыт в своей деятельности, в своих играх. И, становясь взрослыми, унося с собой в жизнь замечательные свойства своих игр — доброту и смелость, бескорыстие и товарищество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь.
И всем этим правит её Величество — Игра.
Использованная литература:
- Азаров Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
- Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика, 1971.
- Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967.
- Каникулы: игра, воспитание/ Под ред. Газмана О.С. – М.: Просвещение, 1988.
- Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985.
- Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
- Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, 1966.
- Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Индивидуальная коррекционная программа социально- педагогической реабилитации подростка к обучению в школе "Подросток"
Разработка данной программы продиктована возникшей проблемной ситуацией в школе, связанной с правонарушениями подростка, отбывавшего наказание в ЦВИЦикл коррекционных занятий, направлен на реабилитаци...
Игра как способ развития социальной компетентности учащихся
Статья по теме "Игра как способ развития социальной компетентности учащихся"....
Педагогическая поддержка социально и педагогически запущенного ребёнка младшего школьного возраста в условиях ФГОС
В последнее время по поведению молодого поколения, а так же по уровню воспитанности судят об уровне цивилизации нашего общества в целом. Ежедневно средства массовой информации сообщают нам о пре...
"Любовь к родине начинается с семьи: Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в современном образовательном учреждении"
АННОТАЦИЯБудущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Одной из важнейших задач сов...
"Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию детей и подростков"
Будущее России,её конкурентноспособность на мировом рынке,инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех,кто сегодня сидит за школьной партой.Одной из важнейших задач современной шко...
«Игра как способ социально – педагогической реабилитации ребёнка»
Значение игры в практике воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья их схематическое деление на группы.Познавательная игра и её роль в развитии личности детей с ограниченными возмож...