ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Театральный калейдоскоп»
методическая разработка (4 класс)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Театральный калейдоскоп»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 501.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Театральный калейдоскоп»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель: Мурзакова Е.Б.
Нефтеюганск, 2024
Пояснительная записка.
Программа ««Театральный калейдоскоп» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования второго поколения.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от ) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»;
- Статьей 12 Федерального Закона от #1075;. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от г. № 678-р;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;
- Приказом Минпросвещения России от #1075;. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);
- Письмом Минобрнауки РФ от #1075;. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от №28 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от № 468-п;
- Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от № 10-П-1692, №10-П-1765).
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
Уровень программы
Стартовый уровень предполагает первоначальное знакомство с предметом «Театр», сценическое искусство, формирует интерес к данным видам деятельности, приобретение первоначального опыта деятельности по предмету.
Направленность программы художественно-эстетическая.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Программа рассчитана на детей и подростков от 7 до 12 лет.
Срок реализации программы – 9 месяцев
Количество учащихся в группе – 10 человек:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, 36 часов в год.
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
- театральные игры,
- конкурсы,
- викторины,
- беседы,
- экскурсии в театр и музеи,
- спектакли
- праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Планируемые результаты.
Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства. Используются методы анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных.
Форма подведения итогов: собеседование, педагогическое наблюдение, практическая работа, репетиция. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных показателей в соответствии с заданной тематикой.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий –промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Ожидаемые результаты:
К концу года обучения, обучающиеся:
Будут знать:
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских авторов.
Будут уметь:
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Учебный план
п\п | Содержание программы | Всего часов |
1. | Вводные занятия | 1 |
2. | Театральная игра | 6 |
3. | Культура и техника речи | 6 |
4. | Ритмопластика | 3 |
5. | Основы театральной культуры | 3 |
6. | Работа над спектаклем, показ спектакля | 16 |
7. | Заключительное занятие | 1 |
Итого: | 36 |
Календарный учебный график
№ урока | Тема | Основное содержание занятия | Количест-во часов | Формы и методы работы | Вид деятельности | Виды контроля |
1 | Вводное занятие. | Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». | 1 | беседа | Решение организационных вопросов. | |
2 | Здравствуй, театр! | Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами Москвы, Владимира (презентация) | 1 | Фронтальная работа | Просмотр презентаций | текущий |
3 | Театральная игра | Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. | 1 | Знакомство с правилами поведения на сцене | предварительный | |
4-5 | Репетиция постановки | Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка». | 2 | Индивидуальная работа | Распределение ролей | Показ сказки |
6 | В мире пословиц. | Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» | 1 | Индивидуальная работа | Показ презентации «Пословицы в картинках» | |
7 | Виды театрального искусства | Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов. | 1 | Словесные формы работы | Презентация «Виды театрального искусства» | соревнование |
8 | Правила поведения в театре | Познакомить детей с правилами поведения в театре Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему | 1 | игра | Электронная презентация «Правила поведения в театре» | Ролевая игра: «Мы в театре» |
9-11 | Кукольный театр. | Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. | 3 | Отработка дикции | Показ сказки | |
12 | Театральная азбука. | Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание | 1 | Индивидуальная работа | соревнование | тематический |
13 | Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». | Викторина по сказкам | 1 | Фронтальная работа | Отгадывание заданий викторины | |
14-16 | Инсценирование мультсказок По книге «Лучшие мультики малышам» | Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. | 3 | Фронтальная работа | Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью | Показ сказки гостям |
17 | Театральная игра | Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. | 1 | Групповая работа, словесные методы | Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах | итоговый |
18 | Основы театральной культуры | Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий Музыкальные пластические игры и упражнения | 1 | Групповая работа, поисковые методы | Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам | |
19-21 | Инсценирование народных сказок о животных. | Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | 3 | Фронтальная работа, словесные методы | Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами | |
22 | Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского | Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | 1 | Индивидуальная работа | Конкурс на лучшего чтеца | Текущий |
23 | Театральная игра | Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. | 1 | Групповая работа. Методы поисковые, наглядные | Разучиваем игры-пантомимы | |
24-27 | Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко | Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | 4 | Словесные и наглядные методы | Репетиции, подбор костюмов, реквизита | Итоговый – выступление перед гостями |
28-29 | Культура и техника речи Инсценирование постановки | Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. #1059;пражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». #1059;пражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | 2 | Словесные и наглядные методы. Групповая работа | Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки | |
30 | Ритмопластика | Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. | 1 | Наглядные методы | Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики | текущий |
31-34 | Инсценирование постановки | Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ | 5 | Словесные и наглядные методы | Репетиции, подбор костюмов, реквизита | Итоговый – выступление перед гостями |
35-36 | Заключительное занятие. | Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. | 1 | Фронтальная работа. Словесные методы | «Капустник» - показ любимых инсценировок | Заключительный |
Итого: | 36 |
Содержание программы
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами (презентация)
2 раздел. (6 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. (3 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. (6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. (3 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. (16 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. (1 часа) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
#1052;атериально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Музыкальный центр;
- музыкальная фонотека;
- СД– диски;
- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- элементы костюмов для создания образов;
- сценический грим;
- видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
- Электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
- Сценарии сказок, пьес, детские книги.
Список используемой литературы.
1. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В.Петрусинского. М., 1998
2. Свияш А., Свияш Ю. Улыбнитесь, пока не поздно! Позитивная психология для повседневной жизни. М., 2003.
3. Минскин Е.М., Тихомирова В.Ю., Кузнецова Е.В. и др. Театрально- концертное объединение: современные подходы к работе педагога- организатора // Дополнительное образование, 2002, № 5.;
4. Карелова И.М. Игра - особый инструмент / Сфера досуга - сфера социализации, с. 65
5. Карпова Н.С. «Полеты» подростков - это нормально / Сфера досуга - сфера социализации, с. 37-38.
6. Кисина Т.С. Длительная сюжетно-ролевая игра как программа деятельности детского коллектива // Внешкольник, 1997, № 1(4).
7. Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ / Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 276
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп"
Программа по внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп" разработана для учащихся 1-4 классов.Состоит из четырёх частей: 1 год - театр на фланелеграфе, 2 год - театр на картоне,3 год - театр игр...

Программа внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп"
Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся начальной школы. В ней содержится тематическое планирование занятий, список литературы для учащихся, формы и методы работы. Дана темати...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Театральный калейдоскоп»
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобъединения дополнительного образования«Театральный калейдоскоп» 2 класс...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей социально - педагогической направленности «Театральный калейдоскоп»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный калейдоскоп» МБУДО «Дом детского творчества ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Калейдоскоп творчества»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Калейдоскоп творчества»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Калейдоскоп"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Калейдоскоп"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральная школа"
Программа оздоровительной смены "Театральная школа" предусматривает отдых, оздоровление детей, мотивирует на развитие интереса детей к театральному творчеству....