Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральная школа"
рабочая программа
Программа оздоровительной смены "Театральная школа" предусматривает отдых, оздоровление детей, мотивирует на развитие интереса детей к театральному творчеству.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное областное оздоровительное бюджетное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Зеленоборская санаторная школа-интернат»
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 1 от | УТВЕРЖДАЮ Директор ГОБООУ ЗСШИ _____________Е.Ю.Брайцева Приказ № 271 от |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«Театральная школа»
Возраст обучающихся: 07-15 лет
Срок реализации: 21 день
Уровень программы: стартовый
Разработчик программы:
воспитатель
Лидия Ивановна Тарасова
г.п. Зеленоборский, 2023 г.
Содержание
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ……3
Пояснительная записка……………………………………………..3
Цель и задачи программы…………………………………………..5
Планируемые результаты освоения программы………………….5
Учебно-тематический план………………………………………...6
Содержание учебно-тематического плана………………………...6
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ7
Календарно-учебный график………………………………………7
Игровая модель смены……………………………………………...7
Ход реализации программы……………………………………… .8
План мероприятий по теме смены…………………………………9
Оценочные материалы…………………………………………….11
Методическое сопровождение программы………………………12
3. Список используемой литературы и других ресурсов………….13
Приложения……………………………………………………………….14
#1050;ОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
«Весь мир – театр, а люди в нем актеры»
Вильям Шекспир
В основу программы «Театральная школа «легли идеи популяризации театрального искусства, а также культурного, творческого, интеллектуального развития личности.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральная школа" разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от года;
СП Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Локальные акты образовательной организации:
Устав образовательной организации ГОБООУ ЗСШИ;
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в ГОБООУ ЗСШИ;
Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в ГОБООУ ЗСШИ;
Направленность (профиль): художественная
Актуальность программы:
Программа отвечает условиям государственного задания Министерства образования и науки Мурманской области. Актуальность данной Программы заключается в том, что познавательный и воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, способствуют формированию нравственных качеств ребенка. Театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых он даже не подозревает.
Практическая значимость программы:
Практическая значимость программы состоит в том, что все полученные знания, умения и навыки в процессе театрализованной игры жизненно необходимы ребёнку, как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое, найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Отличительные особенности программы:
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Данная программа делает особый акцент на развитие фантазии и воображения детей, умения проявить свои задатки и приспособить их к творческим заданиям, которые не предполагают однозначного шаблонного решения, а рассчитана на инициативу и творчество самих детей, их импровизацию - но в рамках заданных условий и предлагаемых сценических обстоятельств.
Новизна программы:
Новизна образовательной программы состоит в том, что запланированные мероприятия осуществляются на базе школьной театральной студии «Театр миниатюр».
Адресат программы:
Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 08-15 лет.
Уровень освоения программы: стартовый
Наполняемость группы: 15 человек
Объем программы: 42 часа
Срок освоения программы: 21 день
Режим занятий: 7 раз в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом. Продолжительность одного академического часа – 45 минут.
Формы работы:
- конкурс;
- викторина;
- квест;
- экскурсии;
- посещение музея;
- просмотр фильма, спектакля;
- соревнование;
- эстафеты;
- театральные игры.
Форма(ы) обучения: очная
Условия реализации программы:
Воспитанники делятся на 4 группы по 15 человек. Каждую группу сопровождают воспитатели. По группам ребята распределяются с учетом возраста. Состав группы является постоянным.
Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий, интересных, разнообразных по форме и содержанию для обеспечения полноценного отдыха, оздоровления детей и творческого развития.
Задачи программы:
Формировать:
- интерес к театрально-игровой деятельности;
- эстетический вкус детей;
- элементарную сценическую, исполнительскую культуру детей;
Обучать:
- приемам выразительности исполнительских умений (через перевоплощение в образ героя с помощью мимики, жестов, интонации и т.д.);
- осознанному выбору определенных компетенций основ актерского мастерства: сценического движения, речи, работы над образом;
- взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.
- творчески относиться к любой работе.
Воспитывать:
- гармонически развитую и творчески активную личность ребёнка, ценящего в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты соотнесены с задачами программы и делятся на: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
Предметные результаты:
к концу освоения программы дети овладевают знаниями:
- знание основ театрального и актерского искусства;
- применение навыков работы на сцене.
Метапредметные результаты:
- умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов.
Личностные результаты:
- формирование эстетических потребностей и чувств, художественно - творческого мышления, наблюдательности, фантазии;
- осознание значимости занятий театром для личного развития.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | История театра | 1 |
3 | Основы театральной культуры | 1 |
4 | Мастерство актера | 4 |
5 | Сценическая речь | 4 |
6 | Ритмопластика | 4 |
7 | Театральная игра | 6 |
8 | Постановочная работа | 6 |
9 | Работа над одноактным спектаклем | 15 |
10 | Показ спектакля | 1 |
| ИТОГО: | 42 |
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Вводное занятие (1 час). Игры на знакомство(0,5 часа).
Практика. Диагностика обучающихся. (0,5 часа).
Тема 2. История театра (1 час). Театр как род искусства. Истоки театра. (0,5 часа).
Практика. Просмотр электронной презентации «Да здравствует, Его Величество Театр!». 0,5 часа).
Тема #1054;сновы театральной культуры (1 час). Знакомство с видами театра, с культурой поведения в театре, театральными профессиями. (0,5 часа).
Практика. Просмотр электронной презентации. (0,5 часа).
Тема 4. Мастерство актера (4 часа). Знакомство с законами построения этюда (2 часа).
Практика. Разбор этюдов. Объяснение упражнений психофизического тренинга Комплекс упражнений психофизического тренинга. (2 часа).
Тема 5. Сценическая речь(4 часа). Введение в предмет сценическая речь.
Знакомство с составляющими речевого аппарата с использованием иллюстраций. (2 часа).
Практика. Разминка. Гигиенический массаж. Упражнения по методике Стрельниковой.(2 часа)
Тема 6. Ритмопластика (4 часа). Введение в предмет ритмопластика. (1
час).
Практика. Разогревающие упражнения на разные группы мышц. (3 часа).
Тема 7. Театральная игра. (6 часов). Игры на развитие памяти. Игры на развитие произвольного внимания. (6 часов).
Тема 8. Постановочная работа (6 часов). Разбор драматургического материала: положительные и отрицательные герои. композиция (экспозиция, завязка, кульминация, развязка) (2 часа).
Практика. Читка выбранного материала по ролям. Разводка по мизансценам. (4 часа).
Тема 9. Работа над спектаклем (12 часов). Знакомство со сценой и правилами поведения на ней (2 часа).
Практика. Работа над ролью. Репетиции на сцене (13 часов).
Тема 10. Итоговые занятия (1 час). Театральное представление одноактного спектакля (1час)
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Место проведения: ГОБООУ ЗСШИ
Время проведения занятий:
Количество учебных недель: 3 недели
Количество учебных дней: 21
Сроки учебных периодов#1075;.
Игровая модель смены
Сюжет смены заключается в организации и проведении Фестиваля «На бис!». ЗСШИ превращается в театр молодого актера, и все дети становятся артистами этого театра. Каждая группа – отдельный состав актеров (труппа). В течении всей смены каждый состав готовит свой спектакль, который представит публике на заключительном этапе смены.
Под руководством художественных руководителей–воспитателей–дети актёры выбирают название и девиз своей труппы.
Работа и жизнь театра протекает под руководством Министра Культуры – директора, Заместителя Министра Культуры – завуча и режиссера – педагога организатора. За здоровьем актеров следит врач театра. За физическую форму актеров и их спортивный досуг отвечает спортивный директор.
Каждый день артистов в театре это - сцена, название которой ознаменовано основным событием дня.
В течение всей жизни театра, актеры зарабатывают театральную валюту – «МАСКУ».
Система стимулирования успешности и личностного роста.
Маски имеют различные цвета:
«Золотая маска» – 1 место
«Серебряная» – 2 место;
«Красная маска» – 3 место.
В конце смены будут подведены итоги, какой состав станет наиболее популярным по количеству заработанных масок, которые ребята будут получать за активность в мероприятиях, за активность в спорте, за творчество. Номинации будут у всех театров, но гран-при получит один.
Итогом смены станет фестиваль «На бис!», в котором примут участие все участники игры.
ИГРОВАЯ ИЕРАРХИЯ участников Программы:
Директор – Министр Культуры
Завуч – Заместитель Министра Культуры
Педагог организатор – режиссёр
Воспитатели – художественные руководители театров
Актив детей – главные актёры
Дети – актёры.
Законы и правила сцены:
Закон очень важный. Театр – это большая семья, это – команда. Мы стараемся поддержать друг друга в трудную минуту, бережно относимся к чувствам других, стараемся вести себя тактично, помогаем младшим, уважаем старших. Относимся к другим так, как хотим, чтоб относились к вам.
Закон доброго отношения. В нашем театре запрещены обзывания, рукоприкладство, хамский тон и грубость по отношению друг к другу.
Закон поведения на сцене. Во время репетиции и спектакля за кулисами стоит полная тишина. Мы уважаем тех, кто находится на сцене. Во время репетиции отвлекающие разговоры на сцене запрещены.
Закон о сквернословии. В театре недопустимо употребление нецензурных выражений.
Закон реквизита. Трогать чужой реквизит без разрешения строго запрещено; каждый собственноручно убирает тот реквизит, с которым играет, или тот, за который отвечает.
Ход реализации программы:
Программа тематической смены «Театральная школа» рассчитана на 21 день и реализуется поэтапно.
I этап – организационный:
Цель: создание условий для адаптации и вхождения в программу смены:
- игры на знакомство,
- выбор актива труппы,
- запуск игрового сюжета смены,
- открытие смены.
II этап – основной:
Цель: создание условий для реализации сюжета смены и организации жизнедеятельности детей:
- воплощение сюжета смены,
- вовлечение детей в различные виды КТД,
- прохождение образовательного компонента «Театральная школа».
III этап – заключительный:
Цель: создание условий для логического завершения смены:
- закрытие смены;
-«Прощальная свечка».
Одним из ключевых мероприятий по завершению смены и окончания сюжетно-ролевой игры станет фестиваль «На бис!».
План мероприятий по теме смены:
Общешкольный конкурс рисунков «Театральная афиша»
Общешкольный конкурс «Театральная FotoZone»
дни | мероприятия | ||
#1075;. Вторник сцена первая «Огонёк Знакомства» | - «Набираем труппу» (встреча и размещение детей) - погружение в игровой сюжет, выбор актива, название труппы, девиз, оформление афиши (эмблемы). - вечерняя рефлексия. | ||
#1075;. | - Беседа – презентация «Да здравствует, Его Величество Театр!»; - подготовка к торжественному открытию смены; - конкурс актерского мастерства. | ||
07. #1075;. четверг сцена третья «Открытие театра» | - «Весь мир - театр, а люди в нем – актеры!» (Открытие смены - представление отрядов); - вечерняя рефлексия. | ||
08. #1075;. пятница сцена четвертая «Сказочная» | - Разговоры «На севере жить»: - «Закулисная жизнь» (подготовка к мероприятиям); - вечерняя рефлексия. | ||
09. #1075;. суббота сцена пятая «Драматическая» | День героев Отечества России - проект «Мы – потомки Героев!» (письмо участнику СВО); - марш-бросок «Один за всех и все за одного"; - дискотека. «Академия танцпола»; - вечерняя рефлексия. | ||
10. #1075;. сцена шестая «Эмоциональная» | - Воскресный кинозал просмотр фильма «Волшебники»; - комический футбол (сказочные герои); -час дворовых игр; - квест – игра «Тайны старого театра»; - дискотека (конкурс лучшего танца на балу); - «Закулисная жизнь» (подготовка к мероприятиям); - вечерняя рефлексия. | ||
11. #1075;. понедельник сцена седьмая «Патриотическая» | - Разговоры о важном «Герои нашего времени»; - Спортивная игра «Бродячие актеры»; - «Закулисная жизнь» (подготовка к мероприятиям); - вечерняя рефлексия. | ||
12. #1075;. вторник сцена восьмая «Театральная FotoZone» | День Конституции РФ | ||
13. #1075;. среда сцена девятая «Волшебная» | - Игровая программа «Гримёрка раскрывает свои секреты»; - «Закулисная жизнь» (подготовка к мероприятиям); | ||
14. #1075;. с четверг сцена десятая «Музейная» | - Мастерская Деда Мороза (мастер- класс «Новогодние шары»); - игровая программа «Театральный реквизит»; - «Закулисная жизнь» (подготовка к мероприятиям); | ||
15. #1075;. пятница сцена одиннадцатая «Краеведческая» | - Разговоры «На севере жить»: - театральные игры; | ||
16. #1075;. суббота сцена двенадцатая «Оздоровительная» | - Конкурс чтецов «Зимние фантазии»; - экскурсия в лес «Там, на неведомых дорожках»; - "Гастроли" – сказочные эстафеты; - дискотека «Праздничный маскарад»; | ||
17. #1075; воскресенье сцена тринадцатая «Талантливая» | - Воскресный кинозал просмотр фильма «Интервью с неудачником»; - дискотека; | ||
18. #1075;. понедельник сцена четырнадцатая «Творческая» | - Разговоры о важном «Новогодние семейные традиции разных народов России»; - КТД «Вместе встретим Новый Год»- (оформление игровой); - «Закулисная жизнь» (подготовка к мероприятиям); - вечерняя рефлексия. | ||
19. #1075;. вторник сцена пятнадцатая «Русские традиции» | - конкурс «Актёрского мастерства»; | ||
20. #1075;. среда сцена шестнадцатая «туристическая» | - Виртуальная экскурсия в театр оперы и балета; - «Закулисная жизнь» (подготовка к мероприятиям); - вечерняя рефлексия. | ||
21. #1075;. четверг сцена семнадцатая | - конкурс «Инсценированная песня»; - «Закулисная жизнь» (подготовка к мероприятиям); - вечерняя рефлексия. | ||
22. #1075;. пятница | - Разговоры «На севере жить»; - вечерняя рефлексия. | ||
23. #1075;. сцена девятнадцатая «Танцевальная» | - викторина «Мы любим театр»; -общешкольное мероприятие «Новогоднее ассорти»; - вечерняя рефлексия. | ||
24. #1075;. воскресенье сцена двадцатая «Заключительная» | - Воскресный кинозал просмотр фильма «С Новым годом, Раиса Родионовна!»; | ||
25. #1075;. понедельник сцена |
|
#1054;ценочные материалы
Способы проверки уровня знаний, умений, навыков и формы подведения итогов:
- наблюдение за учащимися на занятиях;
- текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
- индивидуальная и групповая беседа с детьми;
- опрос;
- тестирование;
- викторина;
- демонстрация знаний и умений на занятиях.
Уровень достижений детей оценивается по результатам участия в конкурсах, играх и других мероприятиях, наградные материалы указываются в портфолио.
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Система контроля включает в себя:
Вводная диагностика | Первичное выяснение психологического климата в детском коллективе: - анкетирование; - беседы. |
Промежуточная диагностика | - методики: «Я выбираю», «Волшебное озеро», «Мишень настроения», «Чудо-дерево», «Фантастический выбор», «Градусник». |
Итоговая диагностика | - анкетирование; - отзывы детей. |
Методическое сопровождение программы:
Основными методами организации деятельности являются:
- метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
- методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Материально-технические условия предусматривают:
- спортивный зал;
- библиотека;
- игровая площадка;
- ТСО,
- художественные средства, игры настольные и др.;
- канцелярские принадлежности;
- компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор
3. Список используемой литературы и других ресурсов:
- Год театра#1088;ф
- http:// школаискусств#1077;катеринбург. рф/ sobytiya / novosti /979/
Программа вариативна и позволяет на усмотрение педагога вносить коррективы по количеству часов, запланированных на изучение той или иной
темы.
Приложение №1.
Игровая модель смены
Сюжет смены заключается в организации и проведении Фестиваля «На бис!». ЗСШИ превращается в театр молодого актера и все дети становятся артистами этого театра. Каждая группа–отдельный состав актеров (труппа). В течении всей смены каждый состав готовит свой спектакль, который представит публике на заключительном этапе смены.
Под руководством художественных руководителей – воспитателей–дети выбирают название и девиз своей труппы.
Работа и жизнь театра протекает под руководством Министра Культуры – директора, Заместителя Министра Культуры – завуча и главного режиссера – педагога организатора. За здоровьем актеров следит врач театра. За физическую форму актеров и их спортивный досуг отвечает спортивный директор.
Каждый день артистов в театре это - сцена, название которой ознаменовано основным событием дня.
В течении всей жизни театра, актеры зарабатывают театральную валюту – «МАСКУ».
Система стимулирования успешности и личностного роста.
Маски имеют различные цвета:
«Золотая маска» – 1 место
«Зеленая маска» – 2 место;
«Красная маска» – 3 место.
В конце смены будут подведены итоги, какой состав станет наиболее популярным по количеству заработанных масок, которые ребята будут получать за активность в мероприятиях, за активность в спорте, за творчество. Номинации будут у всех театров, но гран-при получит один.
ИГРОВАЯ ИЕРАРХИЯ участников Программы:
Директор – Министр Культуры
Завуч – Заместитель Министра Культуры
Педагог организатор – режиссёр
Воспитатели – художественные руководители театров
Актив детей – главные актёры
Дети – актёры.
Законы и правила сцены.
Закон очень важный. Театр – это большая семья, это – команда. Мы стараемся поддержать друг друга в трудную минуту, бережно относимся к чувствам других, стараемся вести себя тактично, помогаем младшим, уважаем старших. Относимся к другим так, как хотим, чтоб относились к вам.
Закон доброго отношения. В нашем театре запрещены обзывания, рукоприкладство, хамский тон и грубость по отношению друг к другу.
Закон поведения на сцене. Во время репетиции и спектакля за кулисами стоит полная тишина. Мы уважаем тех, кто находится на сцене. Во время репетиции отвлекающие разговоры на сцене запрещены.
Закон о сквернословии. В театре недопустимо употребление нецензурных выражений.
Закон реквизита. Трогать чужой реквизит без разрешения строго запрещено; каждый собственноручно убирает тот реквизит, с которым играет, или тот, за который отвечает.
Рефлексия
Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Принципиальное значение имеет проведение рефлексии по итогам дня. Самоанализ своей деятельности воспитывает у детей чувство ответственности за выполненную работу и в случае успеха или неудачи они приобретают навык искать причины в самом себе. Подводя итог своей работы, ребята высказываются – что понравилось, что нового узнал, чему научился, что не получилось, над, чем нужно еще поработать, что чувствовал во время игры или тренинга, сравнивая свои ожидания до мероприятия и реальность, как изменились ощущения и т.п. Обязательно надо выслушать каждого ребёнка! Уважительно относиться к мнению и чувствам выступающего. Нельзя перебивать и критиковать выступающего во время сообщения. В конце обсуждения можно попросить участников назвать те эмоции и ощущения, которые были неприятны, пусть они «выбросят» их в центр круга, где горит воображаемый костёр. Эмоции не осуждаются! Попросите детей оценить свою искренность, открытость или вовлеченность, показав на пальцах оценку от 1 до 10. В заключении беседы педагог на позитивной ноте подводит итог .
Приложение № 2 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
«С чего начинается театр?»: данное занятие предполагает знакомство участников Программы с тематическими особенностями смены.
«Театр. Фест»: игровая программа на знакомство участников друг с другом. «Случайная группа»: задания, которые выполняют ребята, очень простые, например, делимся на группы по дате рождения, цвету глаз, любимым сладостям и т.п. Далее – игра «Броуновское движение»: участники двигаются хаотично по игровой, по команде «Стоп!» собираются в группы. Ведущий задает каждой группе вопрос, на который нужно, посовещавшись, быстро ответить, например, «Ваше любимое место в городе?». Следующая общая игра «Поменяйтесь местами те, кто…»: все участники Программы встают в большой круг, ведущий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто хоть раз бывал в театре!», ребята меняются местами и т.д. Тот, кто не может найти себе место, оказывается в роли ведущего. Далее – «Атомы-молекулы»: каждый участник – это атом, несколько – молекула. Ведущий называет количество атомов в молекуле, и атомам нужно срочно сцепиться с кем-либо. Сцепились – назвали друг другу имена. Также играем в традиционную игру «Ручеек».
«Гримёрка раскрывает свои секреты»: игровая программа в актовом зале предполагает знакомство с профессиями гримера и костюмера. Состоит из нескольких частей, на сцену приглашаются желающие.
«Бродячие актеры»: игровая программа предполагает развитие коллективных отношений, работает на сплочение отряда – театра.
«Экспромт»: игровая программа в актовом зале предполагает инсценировки без подготовки. Участвуют все желающие.
«Театральный реквизит»: игровая программа предполагает коллективный поиск различных предметов, которые будут помечены надписью «Реквизит». Это первый этап игры. На втором этапе все собираются в актовом зале, чтобы все найденные предметы – реквизит «сдать на склад», при этом надо объяснить, кому этот реквизит может принадлежать. Побеждает тот, кто собрал и объяснил больше всего таких находок.
Квест – игра «Тайны – старого театра»: путешествие командное, соревновательное, творческой направленности цель которого собрать ключевую фразу о театре.
Приложение №3 СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНЫХ СОБЫТИЙ
Конкурс афиш к спектаклю: конкурсная программа предполагает создание отрядами афиш к спектаклю, который будет поставлен по «истории», выбранной в начале смены. К этому времени будет известно название спектакля.
Конкурс чтецов «Зимние фантазии»: лучшее прочтение стихотворений о зиме.
Конкурс «Театральная FotoZone»: предполагает коллективное выполнение творческих заданий: в основе заданий – сделать фото. Первый этап – повторить данные фото (в основном, это будут театральные фотографии), второй этап – сфотографироваться всем отрядом в заданных условиях (например, так, чтобы видны были только глаза), третий – ассоциативные фото (например, сфотографировать немую сцену). Победителей может несколько: стоит определить их на каждом этапе.
Конкурс инсценированной песни: предполагает инсценировку песни, соответствующую новогодней тематике.
Конкурс актёрского мастерства: игровая программа, в конкурсах которой ребята демонстрируют свои актерские способности. Конкурсы оцениваются жюри.
Приложение № 4 «Театрализованные игры»
Занятие «Театр одного актера»
-Здравствуйте!
Поднимаемся все, приветствуя друг друга! Я говорю вам «здравствуйте», в ответ хочу услышать не «зрасьте» или «зрась», а ваше «здравствуйте» с протяжным ударным «а». Давайте поздороваемся еще раз.
-Вы сегодня пришли на занятие кружка «Театрализованные игры в школе», и занятие наше называется «Театр одного актера», но не потому что актер будет в единственном числе. Актеров у нас будет много, но сегодня здесь нет костюмов, нет декораций, зато есть актеры..
А кто же такой актер?
Попробуем ответить на вопрос, используя метод незаконченного предложения.
Актер – это человек, умеющий….
Актер – это человек, владеющий…
Встаньте те, кто владеет в совершенстве своим голосовым аппаратом.
Встаньте те, у кого выработано правильное речевое дыхание.
Встаньте те, кто умеет снимать мышечные зажимы.
Встаньте те, кто владеют выразительностью мимики и жестов.
Встаньте те, кто владеет искусством перевоплощения
Встаньте те, кто легко входит в любой образ.
Вы хотите всему этому научиться?
Ну, что ж, попробуем.
Сядьте поудобнее на своих стульях. Чтобы снять мышечные зажимы, надо обострить это состояние тела. Обхватите себя крепко за плечи, постаравшись соединить руки на спине. Сожмите себя в объятьях. Замрите на 30 секунд. Теперь медленно, медленно начинайте отпускать себя из объятий. Руки легко скользят по плечам, медленно возвращаются на колени.
Легко и непринужденно положите правую ногу на левую и ступней правой ноги нарисуйте в воздухе буквы: о, д, а, м.
Поменяйте ногу, снова рисуем о, а , д, ф.
Сядьте удобно, посмотрите на всех. Человек так устроен, когда на него смотрит множество глаз, его страх идет в мускулы, и он впадает в зажим или развязность. Не позволяйте себе испугаться и снова впасть в мышечный зажим. Еще Корнелий Тацит заметил: во всех сражениях глаза побеждают первыми». Скажите себе: это не на вас смотрят, а вы смотрите на людей и видите их, как на большом экране. Это упражнение «Экран».
Дыхательная гимнастика
Все вы знаете, как важно актеру обладать правильным дыханием.
Упражнение «Насос»: встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса. Разгибаясь, вдыхайте, нагибаясь, выдыхайте со звуком «ффффу». Наклоны 5-6 раз.
Упражнение «Егорки». Важно: плечи остаются на своем месте, левую ладонь кладем на грудь, правую – на живот. Левая ладонь должна быть неподвижна, правая фиксирует вдох и выдох.
Как на горке, на пригорке(вдох) стоят 33 Егорки(выдох), 1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка(вдох), 4 Егорка, 5 Егорка, 6 Егорка(выдох).
Артикуляционная гимнастика
Актер обязан владеть своим речевым аппаратом. Упражнение для губ и языка.
- Трубочка – улыбочка, 3-4 раза.
- Языком дотронуться до зубов, до альвеол, до гортани, 1,2, 3. Упражнение повторить 3-4 раза.
- Языком коснуться внутренней стороны щеки правой, левой. Счет 1,2. Упражнение повторить 3-4 раза.
- Губу нижнюю почесать верхней челюстью, верхнюю губу почесать нижней челюстью. Счет 1, 2.
Упражнение повторить 3-4 раза.
Голосовая гимнастика
Упражнения для голоса неразрывно связаны с дыханием. Поэтому снова положите одну ладонь на живот. Нужно вывести звук в артикуляционный аппарат, вперед.
- Прикройте рот, чтобы произнести звук «м». Губы сжимать не надо, они расслаблены. Вдохнуть, потом промычать этот звук до выдоха, стараясь вывести его вперед, чтобы было щекотно губам.. Кому становится щекотно , тот делает правильно.
- Теперь нужно произнести слоги. Ми, мэ, ма, мо, му, мы. Каждый слог на один вдох, губам снова должно быть щекотно. Теперь все слоги на один вдох. Для наглядности можно использовать вторую ладонь и при голосовом ударе ударять ею воздух. При этом можно поиграть с силой произносимого звука: от шепота до очень громких звуков.
- Дома можете просто с сомкнутыми губами мычать любую мелодию, при этом помня: губам должно быть щекотно.
Упражнение «Вкусно»
Произнесение слова с опорой на гласные звуки, наполняя удовольствием, оживляя в сознании называемый предмет:
Перемена, море, звонок, урок, двойка, контрольная, эзкзамен, дневник.
Игры на внимание
«Ходьба с изменениями»
Встали в круг, в колонну, на определенное число выполняем конкретное движение:
1-идем прямо,
2 – поменяли направление,
3 – повернулись на 360 градусов,
4 – прыгаем на 1 ноге.
«Деревянные куклы»
1-голова,
2 –руки в локте,
3- руки повисли,
4-согнули корпус,
5- присели.
Правда – неправда.
Часто на сцене у актеров возникают неожиданные ситуации. Например, актер, с которым вы работаете в паре, забыл текст и выдал реплику из другого спектакля. Актер обязан
быстро найти выход. Выйти на уровень импровизации.
Сейчас я буду задавать вам неожиданные вопросы, ваша задача: без раздумывания дать на них ответы или как-то отреагировать.
-Как здоровье дяди Вани?
-Почему на моих занятиях ты всегда смеешься?
-Когда вы вернете мне книгу?
-Как вам сегодняшняя погода?
-Куда вы дели ваш новый портфель?
-Что случилось с вашей собакой?
-Где ваша замечательная улыбка?
«Отрицательные герои»
В театре каждый актер мечтает получить хорошую роль, роль какого- то героя, но роли не всегда бывают положительными.
Так же как и тексты. Часто текст бывает сложно произнести, так как речь героя зачастую отличается от вашей собственной.
Сядьте по 5 человек. Прочитайте текст, решите в группах у кого эта роль получится, приготовьтесь, на подготовку как в горящем спектакле одна минута.
Абстрагируясь от содержания, прочитайте текст как:
-сообщение государственного телевидения о важнейшем международном событии;
-вечерняя сказка мамы своему ребенку;
-письмо, которое человек читает полушепотом.
А теперь подумайте, какому герою могут принадлежать эти слова. Конечно, подростку. А теперь вспомним богатый, великий русский язык и от лица народной сказительницы вернем сказке ее былую красоту слова. Жили ….
Герои в спектакле встречаются разные. Главная задача актера? Помнить основную мысль, которую надо донести до зрителя. Количество сказанных слов не ограничено. Говори, что хочешь, но не утеряй сути. Сейчас мы войдем в образ Остапа Бендера.
Представьте, что вы только что поступивший в торговую компанию Остап Бендер, но вы уже успели продать ситичко Эллочке Щукиной, почувствовав, что слово может многое.
Попытайтесь вызвать острое желание Эллочки приобрести пособие по высшей математике у .
Попытайтесь вызвать острое желание у заядлого двоечника приобрести энциклопедию без иллюстраций.
Попытайтесь вызвать острое желание у молодой, романтически настроенной девушки приобрести ковер с изображением картины «Иван Грозный и его сын Иван».
Попытайтесь вызвать острое желание у преподавательницы высшей математики высшей математики приобрести губную помаду бирюзового оттенка.
Молодцы. Вы справились. А теперь фраза по кругу «Сегодня мы были на занятии» с тем чувством, которое по воле судьбы выпало вам из данной таблицы.
Удивление | Безразличие |
Грусть | Радость |
Сожаление | Вопросительная интонация |
Восклицательная интонация | Сказать по секрету |
Печаль | Выразить презрение к происходящему |
Восторг | Скука |
Жестко | По-деловому |
Вечный оптимист | Гневно |
У вас здорово получилось. А сейчас фразу «Сегодня мы побывали на занятии «Театр одного актера» произнесем аплодисментами». Сила аплодисментов – это показатель эффективности занятия. Итак, аплодисменты. Спасибо.
Приложение № 5 Анкеты на выявление интересов ребят
Дорогой друг!
Мы, организаторы этой смены, хотим сделать ее интересной и полезной для тебя. Твоя помощь – в ответах на вопросы этой анкеты. Не надо долго обдумывать каждый свой ответ. Очень важны твои мысли именно в момент заполнения этой анкеты: что ты считаешь важным для себя сейчас, то и интересует нас больше всего. Заранее благодарим тебя за ответы!
1. Фамилия, имя
______________________________________________________________
2. Сколько тебе лет?
_____________________________________________________________
3. Твое хобби?
__________________________________________________________________
4. Что ты умеешь хорошо делать: рисовать, петь, придумывать стихи, создавать
газеты. Свой вариант.
________________________________________________________________
5. В таких отрядных делах ты предпочел бы активно участвовать
_______________________________________________________________
6. Чего ты ждешь от смены?
______________________________________________________
7. Тебя что-то беспокоит?
____________________________________________
Итоговая анкета
1. Что ты ожидал (а) от смены? __________________________________________________
2. Что тебе особенно понравилось в ЗСШИ? ________________________________________
3. Самое важное событие в ЗСШИ? _______________________________________________
4. Что тебе не понравилось? _____________________________________________________
5. В чем смена не оправдала твоих ожиданий? ______________________________________
6. Было ли скучно? _____________________________________________________
7. Появились ли у тебя друзья среди ребят, среди взрослых? __________________________
8. Чему ты научился? ____________________________________________________
9. Что нового узнал? ___________________________________________________________
Приложение №5 Диагностический комплекс
Промежуточная диагностика (методики Т.П. Гавриловой, Т.Я. Шиховой)
Методика «Я ВЫБИРАЮ»
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – «совершенно согласен» 3 – «согласен» 2 – «трудно сказать» 1 – «не согласен» 0 – «совершенно не согласен».
Я жду наступления нового дня в ЗСШИ с радостью.
В ЗСШИ у меня обычно хорошее настроение.
Ко всем взрослым можно обратиться за советом и помощью в любое время.
В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
Здесь у меня есть любимые занятия.
Когда смена закончится, я буду скучать.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.
У = общая сумма баллов / общее количество ответов.
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
Методика «Волшебное озеро»
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и совершить небольшое путешествие.
Представьте себя на полянке в лесу. Вокруг качают ветвями вековые дубы и шумят стройные сосны. Под ногами ярко-зеленая трава. В кронах деревьев раздается птичий гомон. По небу плывут легкие облака.
По тропинке подходим к озеру. Это необычное озеро. Оно – волшебное. На его поверхности отражается не внешность человека, а то, какой он есть – со своими качествами, чертами характера. В этом озере отражаются поступки человека, которые показывают, какой он человек.
Посмотрите в озеро. Что отражается на его поверхности? А теперь по той же тропинке, не спеша, вернемся к полянке, откуда началось наше путешествие. Постоим несколько секунд, прощаясь с лесом. Откроем глаза.
Кто хочет рассказать о своем отражении в волшебном озере?
Обсудим наши впечатления.
Обработка полученных данных. Качественный анализ «отраженных в озере» поступков воспитанников позволяет выявить их личностную направленность.
Методика «Мишень настроения»
Устанавливаются две мишени; между группами и членами групп организуется коллективное и личное первенство. Попадание в цель приносит одно очко: в личный счет – мишень слева, в счет группы – мишень справа. Каждый член группы бросает мяч 10 раз в ту мишень, которую выбирает сам. Если мяч не попал в мишень, то игрок должен указать жюри, с чьего счета снять очко: с его личного счета или со счета группы (решение сообщается так, чтобы группа не знала о нем).
Обработка данных. Подсчитывается число очков, набранных подростком в личный счет и в счет группы. По этим данным педагог может судить о коллективистической или индивидуалистической направленности личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эколого-биологической направленности «Основы Школы здоровья»
Можно использовать для проведения классных часов или внеклассных занятий....
"Школа юного кукловода"-сборник практических материалов к учебным занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Куклы вокруг нас"
Сборник практических материалов содержит секреты управления театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения, технику управлени...
Программа дополнительного общеобразовательного общеразвивающего направления в начальной школе "Успех каждого ребенка"
Программа имеет общекультурное направление и создана на основе авторской программы "Празднично-событийного цикла жизни школы" УМК "Планета знаний" Э.С.Аскопова и Е.Ю.Иванова....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Школа практических навыков" КОНКУРС "Педагог года"- 2021
Приобщение детей к занятиям краеведением и туризмом способствует целостному представлению об окружающем мире, развитию интеллектуальной деятельности, воспитанию у них любви ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Школа грамотеев"
Цель данного курса расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания в области грамматики по данному курсу, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоми...