Рабочая программа по Байкаловедению .2 класс
рабочая программа (2 класс)

Балаганская Светлана Ивановна

Рабочая программа по внеурочной деятельности  для 2 класса на 2023-2024 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2_klass_po_baykalovedeniyu.docx330.07 КБ

Предварительный просмотр:

D:\СИ\Рисунок (78).jpg

                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. В последнее время прослеживается тенденция к возрождению народных экологических традиций. Люди начинают понимать и серьезно опасаться, что чрезмерная эксплуатация природы человеком грозит сегодня губительными для человечества ответными реакциями природы или, иначе говоря, экологическим кризисом.

Мы жители Бурятии  являемся хозяевами уникального во всем мире озера Байкал. Однако такое понимание не характерно для маленьких детей, сколько бы раз мы не повторяли слово уникальность. Только системно-деятельностный подход в экологическом воспитании детей  в  условиях внедрения нового ФГОСа может принести  желаемый результат по формированию экологической компетенции  младших школьников.      

  Программа дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия озера Байкал и Байкальского региона, к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Программа курса «Байкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний и возрастных особенностей младших школьников.  Значительное место в курсе  отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей  живой природы

Программа предназначена  для учащимся 2 класса МБОУ«Старо-Онохойская ООШ»

Тематическое планирование рассчитано на 34 часа (34 недели), из расчета 1 час в  неделю

Цель курса -  это система знаний о природных особенностях Байкала и Байкальского региона,  но и, в большей мере, воспитание бережного, экологосообразного поведения по отношению к природе.

Задачи курса:

- сформировать  представление об уникальной природной жемчужине России и всей планеты – озере Байкала, о растительном и  животном  мире Байкала;

-    рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения;

 -  формирование основ понимания единства и взаимосвязей человека с окружающим миром

   - осознание необходимого непрерывного образования и самообразования

 -  воспитание основных принципов культурного взаимодействия с окружающим миром

 -  овладеть практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой.

                                            Планируемые результаты

Предметные овладение  начальными  представлениями о географическом положения озера Байкал, острова (перечислять, кратко характеризовать);

водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды (характеризовать на уровне общих представлений);

история открытия озера Байкал, современные исследователи и защитники Байкала ( приводить примеры, кратко характеризовать);

современные методы изучения озера Байкал (перечислять, кратко характеризовать).

разнообразие растительного и животного  мира  в Байкале и на его побережье

основные жизненные функции важнейших групп растений и животных  озера Байкал (питание,  развитие, размножение); особенности пищевых отношений;

как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений);

изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений);

виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать);

законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника  на  уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Байкаловедение», к  школе;

-интерес к предметно-исследовательской деятельности;

-ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

-понимание причин успеха;

-оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

-этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

-представление о своей этнической принадлежности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; принимать роль в учебном сотрудничестве;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Познавательные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

-строить сообщения в устной форме;

-осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы.

-высказываться в устной и письменной  форме,                                                                                          

-ориентироваться на разные способы решения задач,

-владеть основами смыслового чтения текста,

-анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из                                                                                              частей),проводить сравнение, сериализацию, классификацию  по разным критериям,

-строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку)

-подводить под понятие, устанавливать аналогии.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

-допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации,

-формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы по существу,

-контролировать действия партнера,

-использовать речь для регуляции своего действия,

-владеть монологической

Содержание программы

Раздел 1   «История Байкала" -  7  часов.

Тема1-    «Озеро Байкал. Легенды и сказания о Байкале.

Тема 2«Географическое положение озера Байкал». История открытия озера Байкал

Тема 3   «Возникновение и формирование Байкала».

Тема 4   «Климатические условия на Байкале». Легенды и сказки о ветрах

Тема 5   «Воды Байкала»

Тема 6   Экология. «Сбережём  воду Байкала»

Тема 7   Экологическая викторина «История Байкала»

Представление  о положении озера Байкал на  глобусе и географической карте. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов родного края. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Действия во время землетрясения Явления природы. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Сравнение воды Байкала с водами других источников. .

Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

Источники информации об озере Байкал: наблюдение,  книги, интернет. Исследовательская работа.

Практическая работа: №1 Работа с географической картой и глобусом. №2  «Сбережём  воду Байкала»  № 3  Экологическая викторина «История Байкала»

Лабораторная работа: №1 Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Сравнение воды Байкала с водами других источников. .

Раздел 2. « Растительный мир озера Байкал  и его берегов» - 6 часов

Тема 1   «Разнообразие  растений   озера Байкал  и его побережья»

Тема 2    «Лекарственные растения»

Тема 3    «Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники.»

Тема 4    «Хвойные и цветковые растения».

Тема 5    «Редкие и исчезающие виды растений»

Тема 6   « Значение растений на Земле. Знакомство с Красной книгойБурятии»

Многообразие растений  и их роль в жизни человека. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Особенности их внешнего строения и распространения. Растения, нуждающиеся в защите. Лекарственные растения и их охрана

Практическая работа: №4« Значение растений на Земле. Знакомство с Красной книгой Бурятии» (сообщения)

Раздел 3  «Животный мир озера Байкал и его берегов» - 12 часов

Тема 1 «Животный мир озера Байкал и его берегов»

 Разнообразие животного мира, условия обитания.    Особенности их внешнего вида, распространения, поведения

Тема2 «Нерпа».

Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях.

Тема 3 «Редкие и исчезающие виды животных»

 Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны.

Тема 4  «Красная книга Бурятии»

Тема 5  «Птицы озера Байкал и его побережья»

Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала

Тема 6 «Исчезающие виды птиц» .Красная книга Бурятии.

Тема 7«Насекомые   озера Байкал»

Особенности строения, среды обитания. Роль в экосистеме Байкала

Тема 8 «Исчезающие виды насекомых»

Тема 9 «Рыбы  озера Байкал»

Общая характеристика обитающих в Байкале рыб

Тема10 «Редкие и исчезающие виды рыб»

Тема 11 «Исчезающие виды  рыб» .Красная книга Бурятии.

Тема 12КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов»

Тема 13  Экскурсия  в музей Бурятии.

Практическая работа: №5КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов», №6Экскурсия  в музей Бурятии.

Раздел 4. «Человек на Байкале» - 9 часов.

Тема 1. «Экологические проблемы озера Байкала».

Тема 2 -3 Виртуальные путешествия по национальным паркам, заповедникам, заказникам озера Байкал

Тема 4-5. «Влияние человека на озеро Байкал».

Тема 6 - 7Экологическая акция "Спасем озеро Байкал!»

Тема 8«Мама, папа, я- экологическая семья» (конкурсная программа для детей и их родителей)

Тема 9  Экскурсия  в Этнографический музей

Национальные парки, заповедники, заказники, Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений, Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.

Роль человека в сохранении озера Байкал, загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.

Виртуальные путешествия:№7-8 Виртуальные путешествия по национальным паркам, заповедникам, заказникамозера Байкал.

Практическая работа: № 9 Экологическая акция "Спасем озеро Байкал!», № 10 «Мама, папа, я- экологическая семья» (конкурсная программа для детей и их родителей)

№ 11 Экскурсия  в Этнографический музей

                                              Тематическое планирование

Наименования

разделов и тем.

Кол-во часов

Планируемые образовательные результаты

1

«История Байкала"

7

Обучающийся научится:

– использовать знания об особенностях географического положения озера Байкал;

– знать  строение котловины озера Байкал (кратко характеризовать);

-изучить историю открытия озера Байкал, современные исследователи и защитники Байкала ( приводить примеры, кратко характеризовать);

- использовать современные методы изучения озера Байкал (перечислять, кратко характеризовать).

Обучающийся получит возможность научиться:

выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

-рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;

-составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы,  материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно.

-показывать на карте место расположения озера Байкал;

-работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам .

2

Растительный мир озера Байкал  и его берегов.

6

Обучающийся научится:

-использовать знания о разнообразие растительного в Байкале и на его побережье

основные жизненные функции важнейших групп растений озера Байкал (питание,  развитие, размножение);

Обучающийся получит возможность научиться:

-выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

-рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;

2

Животный мир озера Байкал и его берегов.

12

Обучающийся научится:

-использовать знания о разнообразие животного  мира  в Байкале и на его побережье

основные жизненные функции важнейших групп животных  озера Байкал (питание,  развитие, размножение);

-наблюдать за особенностями пищевых отношений;

Обучающийся получит возможность научиться:

-выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

-рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;

-составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;

4

Человек на Байкале

Обучающийся научится:

-знать как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений);

-анализировать изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений);

-определять виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать);

законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений

Обучающийся получит возможность:

-оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье;

-составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы,  материалов учебника и дополнительной литературы.

-работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты

всего

34

Календарно-тематический план

Количество часов по программе:  34ч. всего     (1ч. в неделю)

Раздел учебной программы /

Тема  урока (темы контрольных, практических, лабораторных работ)

Кол-во часов

Дата проведения

пла

ниру

емая

фактичес

кая

История Байкала

7

1\1

«Озеро Байкал. Легенды и сказания о Байкале.

1

05.09.

2\2

«Географическое положение озера Байкал». История открытия озера Байкал

1

12.09

3\3

«Возникновение и формирование Байкала».

1

19.09

4\4

«Климатические условия на Байкале». Легенды и сказки о ветрах

1

26.09

5\5

«Воды Байкала»

1

03.10

6\6

Экология. «Сбережём  воду Байкала»

1

10.10

7\7

Экологическая викторина «История Байкала»

1

17.10

Растительный мир озера Байкал  и его берегов

6

8\1

«Разнообразие  растений   озера Байкал  и его побережья»

1

24.10

9\2

«Лекарственные растения»

1

07.11

10\3

«Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники.»

1

14.11

11\4

«Хвойные и цветковые растения».

1

21.11

12\5

«Редкие и исчезающие виды растений»

1

28.11

13\6

« Значение растений на Земле. Знакомство с Красной книгойБурятии»

1

05.12

Животный мир озера Байкал и его берегов

12

14\1

«Животный мир озера Байкал и его берегов»

1

12.12

15\2

«Нерпа».

1

19.12

16\3

«Редкие и исчезающие виды животных»

1

26.12

17\4

"Красная книга Бурятии ".

1

16.01

18\5

«Птицы озера Байкал и его побережья»

1

23.01

19\6

«Исчезающие виды птиц» .Красная книга Бурятии

1

30.01

20\7

«Насекомые   озера Байкал»

1

06.02

21\8

«Исчезающие виды насекомых»

1

13.02

22\9

«Рыбы  озера Байкал»

1

20.02

23\10

«Редкие и исчезающие виды рыб» Красная книга Бурятии

1

27.02

24\11

КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов».

1

05.03

25\12

Экскурсия  в музей Бурятии

1

12.03

Человек на Байкале»

9

26\1

«Экологические проблемы озера Байкала».

1

19.03

27-\2

28-\3

29\4

Виртуальные  путешествия по национальным паркам, заповедникам, заказникам озера Байкал

1

1

1

02.04

09.04

16.04

30-\5

31\6

«Влияние человека на озеро Байкал».

1

1

23.04

30.04

32\7

Экологическая акция "Спасем озеро Байкал!»

1

07.05

33\8

«Мама, папа, я- экологическая семья» (конкурсная программа для детей и их родителей)

1

14.05

34\9

Экскурсия  в Этнографический музей

1

21.05

Материально-техническое обеспечение

Компьютер

Проектор

Список  используемой литературы

«Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета.

Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире

«Экологическое воспитание в школе»

Н.В. Лободина «Экологическое воспитание в начальной школе»

М.Д. Маханева «Экологическое развитие детей»

«Я познаю Байкал».

 «Сто вопросов и ответов о Байкале».

«Байкальские заказники». ГалшиевЭ-Х.

“Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур.книжное изд-во, 2006

Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990

“Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006

Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005

Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна”

Интернет источники:

www.ru/baikal

 СД  «Lake_BAIKAL


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....