РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Орлята России»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО _______/ Е.Б. Гуськова / ______/М.Р. Дедова/ Протокол № 1 от «29» августа 2024г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель руководителя МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина» ________/Т.А. Салтыкова/ от «30» августа 2024 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина» _________/ Э.В. Игошин/ Приказ №862 от «30» августа 2024г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Орлята России»
УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(1 — 4 КЛАССЫ)
НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЕ ГОДА
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _1__
от «30» августа 2024г.
Составитель рабочей программы: Гуськова Е.В.
Методическое объединение учителей начальных классов
МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина»
Нижневартовск 2024
Аннотация к рабочей программе
курса «Орлята России»,
Рабочая программа является приложением к основной образовательной программе
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Орлята России»
разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки
РФ от 7 декабря 2022 г. № 569 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и
дополнениями),
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России», включает
следующие разделы:
планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;
содержание курса внеурочной деятельности;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
На изучение курса внеурочной деятельности отведено:
в 1-4 классах – по 1 ч. в неделю в каждом классе; 34 ч. в год;
всего за период обучения – 34 ч
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» разработана в соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
- Программы развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся начальных классов общеобразовательных школ /под редакцией А. В. Джеуса; автор- составитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2023г.
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, таки в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Орлята России», представленные по годам обучения. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения.
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2 – 4 класс – 34 учебных недели в год).
Основные направления воспитательной деятельности
Направления воспитания | Целевые ориентиры |
Гражданское Патриотическое | Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам. Сознающий свою принадлежность к общности граждан России; Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства. Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. |
Духовно-нравственное | Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям. Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей. Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности). Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе. |
Эстетическое | Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. |
Физическое | Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и спортом. Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. |
Трудовое | Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений. Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Проявляющий интерес к разным профессиям. |
Экологическое | Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы. Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды. Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами. |
Познавательное | Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира. Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребенком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орленок России». Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
1класс
Название трека | Содержание учебного курса | Формы организации занятий | Виды деятельности |
Трек «Орлёнок – Эрудит». | Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка. Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. | Дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги, игровая программа | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. |
Трек «Орлёнок – Доброволец» | Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра. | Создание «Классного круга добра» Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду». Динамические паузы. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. |
Трек «Орлёнок – Мастер» | Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр. | идея «одной большой командой делаем общее дело». изготовление оригами, реализация идей по украшению класса/классной ёлки | Познавательная, игровая, досугово- развлекательная, художественное творчество, проблемно- ценностное общение. |
Трек «Орлёнок – Спортсмен» | Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. | танцевальная зарядка; введение образа ЗОЖика, участие в весёлых стартах, проба спортивных ролей детьми, прослушивание рассказа спортсмена школы, интервью, беседа со спортсменами | Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, физкультурно-спортивная |
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников. | Игра – путешествие, работа в парах по изучению данных в детской энциклопедии, просмотр познавательного видеоролика об историческом и культурном богатстве своего региона/своей страны, просмотр фотографий о прошлом, старине.. | Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение |
Трек «Орлёнок – Эколог» | Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр. | сбор рюкзачка эколога, экскурсия | Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение |
2 класс
Название трека | Содержание учебного курса | Формы организации занятий | Виды деятельности | ||
Трек «Орлёнок – Лидер» | Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»),«молекула», «имя хором» и др. | Игра-испытание. Динамические паузы. Практикум «Пробую себя в роли лидера». Работа по ЧТП Веревочный курс «Лидер» | Познавательная, игровая, досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение | ||
Трек «Орлёнок – Эрудит» | Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе. | Командные и интеллектуальные игры, «Кейс интеллектуальных, игра «Всезнайки» Создание «конверта-копилки «Эрудит», игра «Хочу всё знать» | Познавательная, игровая | ||
Трек «Орлёнок – Мастер» | Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). | Создание идеи своего дела. Тренинг «Мы мастера». Экскурсия/ мастер-класс Мини-спектакль | Познавательная, игровая, досугово- развлекательная, художественное творчество, проблемно- ценностное общение. | ||
Трек «Орлёнок – Доброволец» | Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. | Беседа. Динамические паузы | Познавательная, проблемно ценностное общение | ||
Трек «Орлёнок – Спортсмен» | Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. | Беседа. Игра «Победа над Великим Нехочухой». Динамические паузы. Работа с чек-листом, Игра с элементами ТРИЗ, мини-соревнования. КТД «Плакат болельщика». Игра- обсуждение «Копилка болельщика». | Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение. | ||
Трек «Орлёнок – Эколог» | Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника | Сбор рюкзака эколога, игровые упражнения, игра «Экологическая ромашка», Дидактическая игра «Орлёнок»: что в мусорном ведре? Экскурсия/интеллектуальная игра. | Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение | ||
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны | Экскурсия, беседа, исследование исторических альбомов | Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение. |
3-4 классы
Название трека | Содержание учебного курса | Формы организации занятий | Виды деятельности | ||
Трек «Орлёнок – Лидер» | Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений | Игра на командообразование Беседа. Тренинг на выявления лидера в команде. | Познавательная, игровая, досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение | ||
Трек «Орлёнок – Эрудит» | Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе. | Игра «Лото». Интеллектуальная игра «Вопрос от эрудита». Игра «Интеллектуальный кроссворд» Игра «Эврика». | Познавательная, игровая | ||
Трек «Орлёнок – Мастер» | Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). | Мастер классы. КТД «Россия мастеровая». Игра по станциям «Город мастеров». Тренинг «Мы мастера» | Познавательная, игровая, досугово- развлекательная, художественное творчество, проблемно- ценностное общение. | ||
Трек «Орлёнок – Доброволец» | Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. | Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду». КТД «Создай людям хорошее настроение». Мини-тренинг. | Познавательная, проблемно ценностное общение | ||
Трек «Орлёнок – Спортсмен» | Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. | КТД «Зарядка». КТД «Плакат болельщика». Игра- обсуждение «Копилка болельщика». | Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение. | ||
Трек «Орлёнок – Эколог» | Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. | КТД «Экологическая тропа». КТД «Знаю, умею, действую». | Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение | ||
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». | КТД «Альбом памяти». Поделка «Традиции России». Кодекс «Орленка-хранителя». | Познавательная, игровая, художественное творчество, проблемно ценностное общение. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
- понимание связи человека с окружающим миром;
- бережное отношение к среде обитания;
- проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
- выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
- проявление желания обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
- способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
- способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
- умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
- умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога);
- умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
- умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
- понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
- умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
- умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя;
- умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;
- участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа;
- умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе;
- умение высказывать и отстаивать свое мнение;
- умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом;
- корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
- умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы;
- умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим;
- умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
- умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
- умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
- умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
- формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
- класс
умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные
знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
- класс
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.
3-4 классы
понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтѐр», «добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые волонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Старт программы | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/H Qghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2-INR7A https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw | |
Орлёнок – Лидер | 4 ч | https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g | |
Орлёнок – Эрудит | 4 ч | https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdbog https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ | |
Орлёнок – Мастер | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 | |
Орлёнок – Доброволец | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/h-IMgWFpajWOzg https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8CrQ | |
Орлёнок – Спортсмен | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 | |
Орлёнок – Эколог | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw | |
Орлёнок – Хранитель исторической памяти | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 | |
Подведение итогов | 2 ч | ||
Итого: | 34ч |
2 класс
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | Электронные(цифровые) образовательные ресурсы |
Старт программы | 1 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg | |
Орлёнок – Лидер | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 | |
Орлёнок – Эрудит | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/extracurricular-activities | |
Орлёнок – Мастер | 6 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/682575/? ysclid=llokep8qay493518882 | |
Орлёнок – Доброволец | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch-po- drugomu/korobka-hrabrosti | |
Орлёнок – Спортсмен | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 | |
Орлёнок – Эколог | 5 ч | ||
Орлёнок – Хранитель исторической памяти | 4 ч | ||
Подведение итогов | 2 ч | ||
Итого: | 34ч |
3 класс
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | Электронные(цифровые) образовательные ресурсы |
Старт программы | 1 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg | |
Орлёнок – Лидер | 4 ч | ||
Орлёнок – Эрудит | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 | |
Орлёнок – Мастер | 6 ч | ||
Орлёнок – Доброволец | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 | |
Орлёнок – Спортсмен | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 | |
Орлёнок – Эколог | 5 ч | ||
Орлёнок – Хранитель исторической памяти | 4 ч | ||
Подведение итогов | 2 ч | ||
Итого: | 34ч |
4 класс
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | Электронные(цифровые) образовательные ресурсы | |
Старт программы | 1 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg | ||
Орлёнок – Лидер | 4 ч | |||
Орлёнок – Эрудит | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 | ||
Орлёнок – Мастер | 6 ч | |||
Орлёнок – Доброволец | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 | ||
Орлёнок – Спортсмен | 4 ч | https://orlyatarussia.ru/library/29 | ||
Орлёнок – Эколог | 5 ч | |||
Орлёнок – Хранитель исторической памяти | 4 ч | |||
Подведение итогов | 2 ч | |||
Итого: | 34 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | ||
Подготовительный этап к участию в Программе- 4 ч | |||||
1. | Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в классе» | 1 | 1 неделя | ||
2. | «Мы будем друзьями в классе» | 1 | 2 неделя | ||
3. | «Правила настоящих друзей» | 1 | 3 неделя | ||
4. | Вводный Орлятский урок | 1 | 4 неделя | ||
«Орлёнок – Эрудит» 4 ч. | |||||
5. | «Кто такой эрудит?» | 1 | 5 неделя | ||
6. | «Всезнайка» | 1 | 6 неделя | ||
7. | «Встреча с интересным эрудитом – книгой» | 1 | 7 неделя | ||
8. | «Подведём итоги» | 1 | 8 неделя | ||
«Орлёнок – Доброволец» 4 ч. | |||||
9. | «От слова к делу» | 1 | 9 неделя | ||
10. | «Спешить на помощь безвозмездно» | 1 | 10 неделя | ||
11. | «Доброволец – это доброе сердце» | 1 | 11 неделя | ||
12. | «Подведём итоги» | 1 | 12 неделя | ||
«Орлёнок – Мастер» 4 ч. | |||||
13. | «Мастер – это…» | 1 | 13 неделя | ||
14. | «Мастерская Деда Мороза …» | 1 | 14 неделя | ||
15. | «Класс мастеров» | 1 | 15 неделя | ||
16. | «Классная ёлка» | 1 | 16 неделя | ||
«Орлёнок – Спортсмен» 4 ч. | |||||
17. | «Утро мы начнём с зарядки» | 1 | 17 неделя | ||
18. | «Сто затей для всех друзей | 1 | 18 неделя | ||
19. | «Весёлые старты» | 1 | 19 неделя | ||
20. | «Азбука здоровья» | 1 | 20 неделя | ||
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 8 ч. | |||||
21. | «Орлёнок – хранитель исторической памяти» | 1 | 21 неделя | ||
22. | «История школы – моя история» | 1 | 22 неделя | ||
23. | «Поход в музей» | 1 | 23 неделя | ||
24. | «Историческое чаепитие» | 1 | 24 неделя | ||
25. | «ЭКОЛОГиЯ» | 1 | 25 неделя | ||
26. | «В гости к природе» | 1 | 26 неделя | ||
27. | «Мы друзья природе» | 1 | 27 неделя | ||
28. | «Орлята – экологи» | 1 | 28 неделя | ||
«Орлёнок – Лидер» 4 ч. | |||||
29. | «Лидер – это…» | 1 | 29 неделя | ||
30. | «Я хочу быть лидером!» | 1 | 30 неделя | ||
31. | «С командой действую!» | 1 | 31 неделя | ||
32. | «Мы дружный класс» | 1 | 32 неделя | ||
Подведение итогов 2 ч. | |||||
33. | Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году | 1 | 33 неделя | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 |
2 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Старт программы – 1 ч | |||
1. | Вводный «Орлятский урок» | 1 | 1 неделя |
Орлёнок – Лидер –4 ч | |||
2. | Лидер – это… | 1 | 2 неделя |
3. | С командой действовать готов. Верёвочный курс | 1 | 3 неделя |
4. | Встреча с тем, кто умеет вести за собой | 1 | 4 неделя |
5. | «Мы дружный класс!» | 1 | 5 неделя |
Орлёнок – Эрудит – 4 ч | |||
6. | Кто такой эрудит? | 1 | 6 неделя |
7. | Развиваемся, играя! | 1 | 7 неделя |
8. | Могу быть изобретателем | 1 | 8 неделя |
9. | Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На старте новых открытий» | 1 | 9 неделя |
Орлёнок – Мастер -6 ч | |||
10. | Мастер – это… | 1 | 10 неделя |
11. | От идеи – к делу! | 1 | 11 неделя |
12. | КТД «Классный театр | 1 | 12 неделя |
13. | Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» – подводим итоги | 1 | 13 неделя |
Из них на Подведение промежуточных итогов -2 ч. | |||
14. | Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» | 1 | 14 неделя |
15. | Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» | 1 | 15 неделя |
Орлёнок – Доброволец – 4 ч | |||
16. | От слова к делу. | 1 | 16 неделя |
17. | КТД «Создай хорошее настроение» | 1 | 17 неделя |
18. | КТД «Братья наши меньшие» | 1 | 18 неделя |
19. | Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца» | 1 | 19 неделя |
Орлёнок – Спортсмен – 4 ч | |||
20. | Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке! | 1 | 20 неделя |
21. | О спорт, ты – мир! | 1 | 21 неделя |
22. | Спортивная игра «У рекордов наши имена» | 1 | 22 неделя |
23. | Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья» | 1 | 23 неделя |
Орлёнок – Эколог – 4 ч | |||
24. | ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог? | 1 | 24 неделя |
25. | «Мой след на планете» | 1 | 25 неделя |
26. | Восхищаемся красивым миром | 1 | 26 неделя |
27. | «Шагая в будущее – помни о планете» | 1 | 27 неделя |
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч | |||
28. | Орлёнок – Хранитель исторической памяти. | 1 | 28 неделя |
29. | Хранитель семейных традиций | 1 | 29 неделя |
30. | Кодекс «Орлёнка – Хранителя» | 1 | 30 неделя |
31. | Историческое чаепитие | 1 | 31 неделя |
32. | Расскажи мне о России | 1 | 32 неделя |
Подведение итогов –2 ч | |||
33. | Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году | 1 | 33 неделя |
34. | Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году | 1 | 34 неделя |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
3 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
Старт программы – 1 ч | ||||
1. | Вводный «Орлятский урок» | 1 | 1 неделя | |
Орлёнок – Лидер – 4 ч | ||||
2. | Лидер – это… Я могу быть лидером | 1 | 2 неделя | |
3. | «В команде рождается лидер» | 1 | 3 неделя | |
4. | КТД «Вместе мы сможем всё» | 1 | 4 неделя | |
5. | «Мы дружный класс! | 1 | 5 неделя | |
Орлёнок – Эрудит – 4 ч | ||||
6. | Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит… | 1 | 6 неделя | |
7. | «Игра – это полезно и интересно» | 1 | 7 неделя | |
8. | «Твори! Выдумывай! Пробуй!» | 1 | 8 неделя | |
9. | Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!» | 1 | 9 неделя | |
Орлёнок – Мастер 6 ч | ||||
10. | Мастер – это…«Россия мастеровая» | 1 | 10 неделя | |
11. | «В гости к мастерам» | 1 | 11 неделя | |
12. | «Мастер – это звучит гордо!» | 1 | 12 неделя | |
13. | «Путь в мастерство» – подводим итоги | 1 | 13 неделя | |
Из них на Подведение промежуточных итогов 2 ч. | ||||
14. | Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» | 1 | 14 неделя | |
15. | Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» | 1 | 15 неделя | |
Орлёнок – Доброволец – 4 ч | ||||
16. | От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!» | 1 | 16 неделя | |
17. | КТД «Подари улыбку миру!» | 1 | 17неделя | |
18. | «Доброволец – это доброе сердце» | 1 | 18 неделя | |
19. | «Портрет добровольца» | 1 | 19 неделя | |
Орлёнок – Спортсмен – 4 ч | ||||
20. | «Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ» | 1 | 20 неделя | |
21. | «Сто затей для всех друзей» | 1 | 21 неделя | |
22. | Спортивная игра «Книга рекордов» | 1 | 22 неделя | |
23. | «Встреча-подарок» | 1 | 23 неделя | |
Орлёнок – Эколог – 4 ч | ||||
24. | ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии» | 1 | 24 неделя | |
25. | КТД «Знаю, умею, действую» | 1 | 25 неделя | |
26. | Игра по станциям «Путешествие в природу» | 1 | 26 неделя | |
27. | «Шагая в будущее – помни о планете» | 1 | 27 неделя | |
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч | ||||
28. | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | 1 | 28 неделя | |
29. | «Традиции моей страны» | 1 | 29 неделя | |
30. | «Знать, чтобы хранить» | 1 | 30 неделя | |
31. | КТД «История становится ближе» | 1 | 31 неделя | |
32. | «Я – хранитель, мы – хранители» | 1 | 32 неделя | |
Подведение итогов – 2 ч | ||||
33. | Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году | 1 | 33 неделя | |
34. | Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году | 34 неделя | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
4 класс
№ | Тема | Кол-во Часов | Дата | |
Старт программы – 1 ч | ||||
1. | Вводный «Орлятский урок». | 1 | 1 неделя | |
Орлёнок – Лидер – 4 ч | ||||
2. | Лидер – это… Я могу быть лидером. | 1 | 2 неделя | |
3. | «В команде рождается лидер». | 1 | 3 неделя | |
4. | КТД «Вместе мы сможем всё». | 1 | 4 неделя | |
5. | «Мы дружный класс! | 1 | 5 неделя | |
Орлёнок – Эрудит – 4 ч | ||||
6. | Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит… | 1 | 6 неделя | |
7. | «Игра – это полезно и интересно» | 1 | 7 неделя | |
8. | «Твори! Выдумывай! Пробуй!» | 1 | 8 неделя | |
9. | Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!» | 1 | 9 неделя | |
Орлёнок – Мастер 6 ч | ||||
10. | Мастер – это…«Россия мастеровая» | 1 | 10 неделя | |
11. | «В гости к мастерам» | 1 | 11 неделя | |
12. | «Мастер – это звучит гордо!» | 1 | 12 неделя | |
13. | «Путь в мастерство» – подводим итоги | 1 | 13 неделя | |
Из них на Подведение промежуточных итогов 2ч. | ||||
14. | Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» | 1 | 14 неделя | |
15. | Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» | 1 | 15 неделя | |
Орлёнок – Доброволец – 4 ч | ||||
16. | От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!» | 1 | 16 неделя | |
17. | КТД «Подари улыбку миру!» | 1 | 17 неделя | |
18. | «Доброволец – это доброе сердце» | 1 | 18 неделя | |
19. | «Портрет добровольца» | 1 | 19 неделя | |
Орлёнок – Спортсмен – 4 ч | ||||
20. | «Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ» | 1 | 20 неделя | |
21. | «Сто затей для всех друзей» | 1 | 21 неделя | |
22. | Спортивная игра «Книга рекордов» | 1 | 22 неделя | |
23. | «Встреча-подарок» | 1 | 23 неделя | |
Орлёнок – Эколог – 4 ч | ||||
24. | ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии» | 1 | 24 неделя | |
25. | КТД «Знаю, умею, действую» | 1 | 25 неделя | |
26. | Игра по станциям «Путешествие в природу» | 1 | 26 неделя | |
27. | «Шагая в будущее – помни о планете» | 1 | 27 неделя | |
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч | ||||
28. | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | 1 | 28 неделя | |
29. | «Традиции моей страны» | 1 | 29 неделя | |
30. | «Знать, чтобы хранить» | 1 | 30 неделя | |
31. | КТД «История становится ближе» | 1 | 31 неделя | |
32. | «Я – хранитель, мы – хранители» | 1 | 32 неделя | |
Подведение итогов – 2 ч | ||||
33. | Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году | 1 | 33 неделя | |
34. | Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году | 1 | 34 неделя | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Материалы для педагога
1. Методические рекомендации по проведению официальной церемонии посвящения в Орлята России https://orlyatarussia.ru/library/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-ofitsialnoy-tseremonii-posvyashcheniya-v-orlyata-rossii/
2. Подготовительный этап к участию в программе.1 класс (технологические карты игровых занятий) https://orlyatarussia.ru/library/podgotovitelnyy-etap-k-uchastiyu-v-programme-1-klass-tekhnologicheskie-karty-igrovykh-zanyatiy/
3. Учебно-методический комплект для 1 класса https://orlyatarussia.ru/library/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1-klassa/
4. Учебно-методический комплект для 2 класса https://orlyatarussia.ru/library/test/
5. Учебно-методический комплект для 3 класса https://orlyatarussia.ru/library/test2/
6. Построение курса внеурочной деятельности 4 класса https://orlyatarussia.ru/library/postroenie-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-4-klassa-/
7. Промежуточная игра «Код дружбы» для 2, 3, 4 классов
https://orlyatarussia.ru/library/promezhutochnaya-igra-kod-druzhby-dlya-2-3-4-klassov/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Орлята России»
Электронная библиотека сайта «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/library/?libraryRole=Учитель
Формы учета рабочей программы воспитания в рабочей программе по внеурочной деятельности «Орлята России»
Рабочая программа воспитания МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина» реализуется через использование воспитательного потенциала на внеурочной деятельности. Эта работа осуществляется в следующих формах:
- Дискуссия позволяет школьнику выработать собственные отношения к миру и с миром, к себе и с собой, формирует его мировоззрение. Проблемный характер обсуждения, столкновение нескольких взглядов и подходов стимулирует школьника к самостоятельному решению мировоззренческих и нравственных проблем, к определению своих жизненных ценностей, к выработке субъектной позиции.
- Групповая дискуссия позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать ее, отделяя значимое от второстепенного, выявить имеющиеся в группе позиции, преодолеть групповые конфликты и непонимание, создать в группе доброжелательную атмосферу взаимного принятия, помочь проявить себя каждому школьнику, стимулировать творческую активность.
- Групповая проблемная работа. Используя эту форму, педагог может выяснить мнение школьников по различным вопросам, обсуждаемым на занятии. Позиция или мнение каждого ребенка при этом будут учтены.
- Моя позиция. Во время проведения таких разговоров с детьми чрезвычайно важна доверительная и доброжелательная атмосфера, уверенность детей в том, что они могут высказать без опасения свое личное мнение, и в том, что их услышат.
- Викторина. Эта форма работы заслуженно считается уникальным средством интеллектуального развития ребенка. Нестандартное мышление, логика, внимание к деталям, умение выделять главное, слуховое восприятие смысла текста, эрудиция, находчивость и чувство юмора – все это неотъемлемые спутники данной игры.
- Ролевой диалог. Ролевой диалог обладает огромным личностно развивающим, воспитывающим потенциалом. Ведь здесь педагог может моделировать различные социальные ситуации, задавать произвольные параметры игрового пространства: сюжет, действующие лица, характер их взаимоотношений, контекст игрового действия, время, место и другие условия, – насыщая тем самым это пространство смыслами, имеющими воспитательную ценность.
- Вопросы для друга. Использование этой формы работы поможет школьникам проявить свои способности к анализу, соотнесению, сомнению во время обсуждения вопросов, связанных с той или иной темой Разговоров о важном.
Реализация воспитательного потенциала учебного курса «Орлята России» через внеурочную систему обучения и воспитания.
№ п/п | Наименование раздела | Воспитательный потенциала урока |
1 | 1 -4 класс | Гражданское воспитание: • уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотическое воспитание: • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственное воспитание:
Эстетическое воспитание:
Физическое воспитание:
Экологическое воспитание: • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
|
2. Инструментарий для оценивания метапредметных результатов на внеурочной деятельности
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и ее роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: умение сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
4.Оценка функциональной грамотности
Сформированность функциональной грамотности обучающихся оценивается посредством решения заданий, выходящих за пределы учебных ситуаций. Решение этих задач требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий.
Функциональная грамотность по видам умений
Вид функциональной грамотности | Умения/компетенции |
Читательская грамотность | Находить и извлекать информацию из сплошного и не сплошного текста |
Интегрировать и интерпретировать информацию сплошного и не сплошного текста | |
Осмыслять и оценивать содержание и форму текста | |
Использовать информацию из текста | |
Естественно- научная грамотность | Научное объяснение явлений |
Применение естественно-научных методов исследования | |
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | |
Применение математических понятий, фактов, процедур | |
Математическая грамотность | Формулирование ситуации математически |
Рассуждать на математические темы | |
Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты | |
Глобальные компетенции | Анализировать и выявлять различные мнения, подходы, перспективы (тематика, глобальные проблемы, межкультурное взаимодействие) |
Объяснять сложные ситуации (тематика, глобальные проблемы, межкультурное взаимодействие) | |
Формулировать аргументы (тематика, глобальные проблемы, межкультурное взаимодействие) | |
Оценивать информацию (тематика, глобальные проблемы, межкультурное взаимодействие) | |
Оценивать действия и их последствия (тематика, глобальные проблемы, межкультурное взаимодействие) | |
Креативное мышление | Способность вырабатывать (выдвигать) идеи |
Способность совершенствовать идеи | |
Способность оценивать идеи на инновационность, на эффективность решений и отбирать идеи | |
Финансовая грамотность | Выявление финансовой информации |
Анализ информации в финансовом контексте | |
Оценка финансовых проблем | |
Понимание и применение финансовых знаний |
Для оценки уровня функциональной грамотности обучающимся предлагается комплексная работа, содержащая задания, относящиеся к разным типам функциональной грамотности. Проверка выполнения заданий осуществляется на основе критериев, разработанных для каждой задачи, входящей в задание, по оценке конкретного типа функциональной грамотности. После выполнения работы результаты анализируются по каждому типу функциональной грамотности и по работе в целом. Для оценивания результатов выполнения работы используется общий балл. Каждый тип функциональной грамотности включает шесть уровней. Кратко опишем их, выделив ключевые особенности для математической, читательской и естественно-научной грамотности.
6 уровень
Обучающиеся, достигшие 6 уровня, способны осмыслить, обобщить и использовать информацию, полученную на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций в нетипичных контекстах, гибко связывать различные источники информации и представления.
Они могут опираться на целый ряд взаимосвязанных естественно-научных идей, использовать знание содержания, процедур и методов познания для формулирования гипотез относительно новых научных явлений, событий и процессов или для формулирования прогнозов.
При работе с текстом способны детально и точно интерпретировать текст в целом, демонстрировать полное и подробное понимание нескольких текстов и связей между ними, давать критическую оценку сложному тексту на незнакомую тему.
5 уровень
Обучающиеся, демонстрирующие 5 уровень, способны создавать и работать с моделями сложных проблемных ситуаций, выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения комплексных проблем, размышлять и рассуждать, связывать между собой формы представления информации.
Могут использовать абстрактные естественно-научные идеи или понятия, чтобы объяснить незнакомые и более сложные, комплексные явления, события и процессы, включающие в себя несколько причинно-следственных связей. Готовы применять более сложные знания, связанные с научным познанием, для того чтобы дать оценку различным способам проведения экспериментов и обосновать свой выбор.
При работе с тестами способны понимать длинные тексты, находить и связывать единицы информации, содержащейся в самых глубинных слоях, одновременно работать с несколькими достаточно длинными текстами, прокручивая их и переключая внимание с одного на другой для сопоставления информации.
4 уровень
Овладение обучающимися 4 уровнем предполагает способность работать с четко определёнными, детальными моделями сложных конкретных ситуаций, выбирать и интегрировать информацию, представленную в различной форме, излагать свои объяснения и аргументы, опираясь на свою интерпретацию, доводы и действия.
Могут использовать знания, полученные в процессе обучения, для объяснения достаточно сложных или не совсем знакомых ситуаций и процессов. Могут проводить эксперименты, включающие две или более независимых переменных, для ограниченного круга задач.
При работе с текстами способны находить и связывать единицы информации, не сообщенной в явном виде, решать задачи, которые требуют запоминания содержания предыдущей задачи.
3 уровень
На 3 уровне обучающиеся демонстрируют выполнение четко описанных процедур, выбор и применение простых методов решения, способность справляться с процентами, обыкновенными и десятичными дробями, работать с пропорциональными зависимостями. Могут выполнять четко описанные процедуры, в том числе те, которые требуют последовательных решений. Они могут построить простую модель и на ее основе выбрать и применить простые стратегии решения проблем.
Обучающиеся, достигшие 3 уровня, могут опираться на не очень сложные знания для распознавания или построения объяснений знакомых явлений. В менее знакомых или более сложных ситуациях они могут строить объяснения, используя подсказки. Используя элементы содержательных или процедурных знаний, они готовы выполнить простой эксперимент для ограниченного круга задач.
При работе с текстами способны выявлять буквальный смысл одного или нескольких текстов при отсутствии явной информации или формальных подсказок, устанавливать такие связи между единицами текстовой информации, которые удовлетворяют нескольким критериям.
2 уровень
Предполагает способность интерпретировать и распознавать в контекстах ситуации, где требуется применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры, соглашения или правила для решения проблем, способны грамотно интерпретировать полученные результаты.
Обучающиеся, достигшие 2 уровня, могут опираться на знания повседневного содержания и базовые процедурные знания для распознавания научного объяснения, интерпретации данных, а также распознать задачу, решаемую в простом экспериментальном исследовании. Они могут использовать базовые или повседневные естественно-научные знания, чтобы распознать адекватный вывод из простого набора данных.
При работе с текстами способны верно выбрать интернет-источник с необходимой информацией из перечня, опираясь на явные, иногда сложные подсказки найти в тексте одну или несколько единиц информации, требующей дополнительного, но несложного осмысления, распознать главную мысль текста, понять связи отдельных частей текста, интерпретировать отдельные части текста, сравнивая или противопоставляя отдельные сообщения текста и оценивая аргументы, которыми они подкреплены.
2 уровень – пороговый, при достижении которого обучающиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших неучебных ситуациях.
1 уровень
1 уровень свидетельствует о недостаточном овладении обучающимися знаниями и умениями для выполнения заданий по функциональной грамотности.
Диагностика функциональной грамотности связана с выявлением уровня сформированности способности мобилизовать знания и умения для выработки стратегии поведения в различных жизненных ситуациях. Для формирования и оценки каждого типа функциональной грамотности используются специальные задания, особенностью которых выступают многофакторность и комплексный характер.
Формирование компетенций функциональной грамотности требует иных подходов к оценке учебных достижений и определения системы критериев уровня мыслительной деятельности при решении заданий от знания к пониманию, применению, систематизации и обобщению полученной информации, которые реализуются в системе комплексных надпредметных заданий. Включая элементы комплексного задания в содержание урока, учитель организует не только диагностику, в ходе которой выявляет учебные затруднения обучающихся, но и тренинг соответствующих компетенций на учебном материале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/11/picture-1448750-1673447372.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Орлята России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Орлята России»(направление социальное) для 4 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» 2023-2024 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обуч...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/28/picture-1486970-1695931955.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» 2 класс
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) ...
![](/sites/default/files/pictures/2025/02/01/picture-609665-1738357956.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России » для 1 класса начального общего образования на 2023/2024 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/07/picture-948144-1701953069.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России» для обучающихся 1-4 классов
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в соответствии с Примерной рабочей программой учебного курса «Орлята России» / авторы-составители Волкова Н.А., Кит...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-153877-1354112938.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России»
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного разв...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/18/picture-1506698-1705573169.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орлята России"
Программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, федеральной программой воспитания. Программа внеурочной деятельности связана с Рабочей программой воспитания МАОУ Омутинской ...