Внеурочная деятельность "Спеши делать добро" 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Внеурочная деятельность "Спеши делать добро" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей ________________________ ________________________ от «____» _______2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________________________ Бугаева О. А. | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ «СОШ № 44» _____________________ Д.Ц. Шалданова Приказ № ____ от «____»_______ 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
“Спеши делать добро”
3 КЛАСС
Составитель программы:
Пчёлина Наталья Анатольевна
Улан-Удэ, 2023
Рабочая программа по внеурочной деятельности
ПЧЁЛИНОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ
Наименование: кружок «Спеши делать добро».
2 и 3 класс (двухгодичная программа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, сборника примерных программ внеурочной деятельности .Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения. Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что оставляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Актуальность данной программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролирует его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Специфика занятий курса заключается в том, что обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника. Темы занятий в “Тематическом планировании” могут быть проведены в другой последовательности или варьироваться (могут видоизменяться, разнообразиться).
Цель: социализация личности младшего школьника через выполнение общественно - полезной деятельности и участие в коллективных творческих делах; приобретение школьниками нового ценностно-окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
Задачи:
- способствовать формированию навыков поведения в обществе;
- способствовать воспитанию чувств коллективизма;
- способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
- способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни,
обучать умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества средствами ИКТ;
- формировать умения ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;
- формировать умения планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- формировать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в коллективных творческих делах;
- развивать доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 2 года, занятия проводятся 1 раз в неделю, 68 часов. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-3 классов. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Педагогические технологии, используемые учителем для достижения требуемых результатов освоения курса
Личностно-ориентированные технологии - у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.
Технология исследовательского обучения - даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Метод проектов - работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Технология исследовательского обучения - даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Информационно –коммуникационные технологии - изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет.
Технологии развития критического мышления - умение размышлять над тем, как получить знания (вызов); развивать аналитическое мышление и творческое мышление (осмысление); определять своё личное отношение к информации (рефлексия); умение ставить и решать проблемы. Основа для размышления младших школьников об обучении и знании.
Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении.
Технология проблемного обучения - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Технологии организации группового взаимодействия - сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Технология «Портфолио» - формирование персонифицированного учёта достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Технология уровневой дифференциации - обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результатами освоения курса « Спеши делать добро» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
- формирование у детей мотивацию к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии;
- получение знаний о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника;
- осознание базовых гуманистических ценностей, характера отношений между людьми, необходимости бережного отношения к людям и предметам их труда;
- освоение первоначальных этических представлений о добре и зле, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Познавательные
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Регулятивные
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Коммуникативные
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты:
- иметь первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- владеть нравственно-этическими правилами взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- проявлять сочувствие к людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- иметь первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- проявлять уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знать традиций своей семьи;
- иметь мотивацию к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы:
Текущая аттестация | Промежуточная и итоговая аттестация | Внеурочная деятельность | Урочная деятельность |
-игровой практикум; -практические работы; -диагностика нравственной воспитанности. | - участие в благотворительных акциях; -подготовка и участие в социальных проектах. | - участие в выставках, конкурсах; - активность в проектах и программах внеурочной деятельности; - творческий отчёт. | - анализ динамики текущей успеваемости. |
- портфолио |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Что такое доброта. | 6ч | 2ч | 4ч |
2. | Школьный и внешкольный этикет. | 12ч | 4ч | 8ч |
3. | Правила общения. Культура внешнего вида. | 18ч | 6ч | 12ч |
4. | О трудолюбии. | 10ч | 4ч | 6ч |
5. | Счастье семьи. | 10ч | 4ч | 6ч |
6. | Как прекрасен этот мир. | 6ч | 2ч | 4ч |
7. | Твоя речь: слово лечит, слово ранит. | 6ч | 2ч | 4ч |
Всего: | 68 ч | 24 ч | 44 ч |
Что такое доброта. (6ч)
Вводное занятие. Доброта вокруг нас. Азбука добрых дел. Добро и зло в сказках и в жизни.
Школьный и внешкольный этикет. (12ч)
Правила поведения в школе. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения на улице .Правила поведения в транспорте. Правила поведения дома. Правила поведения в гостях.
Правила общения. Культура внешнего вида. (18ч)
Правила общения. Правила хорошего тона. Поступки твои и других. Ты и твои друзья. Правила дружбы. Правила уважительного отношения к старшим. Этикет и культура внешнего вида. Правила опрятности и аккуратности. Каждой вещи-своё место. Цени своё и чужое время.
О трудолюбии. (10ч)
О труде и трудолюбии. Учебный труд. Как стать прилежным и старательным. Трудовые обязанности в классе. Трудовые обязанности дома.
Счастье семьи. (10ч)
Семейные традиции и праздники. Наша дружная семья. Моя мама- лучшая самая! Внимание и забота о бабушках и дедушках. Заповеди семейного счастья.
Как прекрасен этот мир. (6ч)
Прекрасный мир вокруг меня. Яркие краски детства. Копилка добрых дел.
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. (6ч)
Волшебные слова. Искусство спора. В мире мудрых мыслей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |||||
План | Факт | ||||||||
Что такое доброта. (3ч) | |||||||||
Вводное занятие. Доброта вокруг нас. | 1 | ||||||||
Оглянись внимательно вокруг. Азбука добрых дел. | 1 | ||||||||
Добро и зло в сказках и в жизни. | 1 | ||||||||
Школьный и внешкольный этикет.(6ч) | |||||||||
Этикет в твоей жизни. | 1 | ||||||||
Правила поведения в школе. | 1 | ||||||||
Правила поведения в общественных местах. | 1 | ||||||||
Этикет в театре и на выставке. | 1 | ||||||||
Правила поведения на улице. | 1 | ||||||||
Правила поведения в транспорте. | 1 | ||||||||
Правила общения. Культура внешнего вида.(9ч) | |||||||||
Этика и эстетика. | 1 | ||||||||
Секреты и правила общения. | 1 | ||||||||
Когда какое слово молвить? | 1 | ||||||||
Поступки твои и других. | 1 | ||||||||
Учитесь дружить. | 1 | ||||||||
Вместе весело шагать. | 1 | ||||||||
Правила вежливого человека. | 1 | ||||||||
Правила уважительного отношения к старшим. | 1 | ||||||||
Цени своё и чужое время. | 1 | ||||||||
О трудолюбии.(5ч) | |||||||||
О труде и трудолюбии. | 1 | ||||||||
Учебный труд. | 1 | ||||||||
Трудовые обязанности в классе. | 1 | ||||||||
Труд красит человека. | 1 | ||||||||
Я умею, я могу, я хочу. | 1 | ||||||||
Счастье семьи.(4ч) | |||||||||
Родительский дом. | 1 | ||||||||
Проект «Как поздравить наших мам». | 1 | ||||||||
О тех, кто сердце отдаёт другим людям. | 1 | ||||||||
Внимание и забота о старшем поколении семьи. | 1 | ||||||||
Как прекрасен этот мир.(5ч) | |||||||||
Прекрасный мир вокруг меня. | 1 | ||||||||
Проект «Зелёный друг». | 1 | ||||||||
Ваше здоровье в ваших руках. | 1 | ||||||||
Проект «Животные в моём доме». | 1 | ||||||||
Копилка добрых дел. | 1 | ||||||||
Твоя речь: слово лечит, слово ранит.(2ч) | |||||||||
Волшебные слова. | 1 | ||||||||
Слово лечит, слово ранит. | 1 | ||||||||
Итого: 34ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |||||
План | Факт | ||||||||
Что такое доброта. (3ч) | |||||||||
Добру откроется сердце. | 1 | ||||||||
Доброта и доброжелательность. | 1 | ||||||||
Добро и зло в сказках и в жизни. | 1 | ||||||||
Школьный и внешкольный этикет.(6ч) | |||||||||
Правила поведения дома. | 1 | ||||||||
Правила поведения в гостях. | 1 | ||||||||
Твой стиль поведения. | 1 | ||||||||
Человек и обстоятельства. | 1 | ||||||||
Путешествие в царство Этикета. | 1 | ||||||||
Проект «Этикет в твоей и моей жизни». | 1 | ||||||||
Правила общения. Культура внешнего вида.(9ч) | |||||||||
Правила хорошего тона. | 1 | ||||||||
Ты и твои друзья. Правила дружбы. | 1 | ||||||||
Что мы знаем о гостеприимстве? | 1 | ||||||||
Этикет и культура внешнего вида. | 1 | ||||||||
Правила опрятности и аккуратности. | 1 | ||||||||
Каждой вещи - своё место. | 1 | ||||||||
Сам себе воспитатель. | 1 | ||||||||
Смотримся в зеркало. | 1 | ||||||||
Умение быть самим собой. | 1 | ||||||||
О трудолюбии.(5ч) | |||||||||
Трудовые обязанности дома. | 1 | ||||||||
Как стать прилежным и старательным. | 1 | ||||||||
Терпенье и труд всё перетрут. | 1 | ||||||||
Проект «Профессии моих родителей». | 1 | ||||||||
Даже будни труд может сделать праздничными днями. | 1 | ||||||||
Счастье семьи.(6ч) | |||||||||
Наша дружная семья. Семейные традиции и праздники. | 1 | ||||||||
Моя мама лучшая самая! | 1 | ||||||||
Заповеди семейного счастья. | 1 | ||||||||
Счастье – быть вместе. | 1 | ||||||||
Проект «Моя родословная». | 1 | ||||||||
Семья – волшебный символ жизни. | 1 | ||||||||
Как прекрасен этот мир.(1ч) | |||||||||
Яркие краски детства. | 1 | ||||||||
Твоя речь: слово лечит, слово ранит.(4ч) | |||||||||
Проект «Мой прадед – герой войны». | 1 | ||||||||
Искусство спора. | 1 | ||||||||
Мы строим будущее. | 1 | ||||||||
В мире мудрых мыслей. | 1 | ||||||||
Итого: 68ч |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебные и методические пособия
- Добро творящий творит Жизнь. Сборник уроков Доброты. – М.: Амрита: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», 2012.
- Лопатина А., Скребцова М. НАЧАЛА МУДРОСТИ.50 уроков о добрых качествах. Серия «Образование и творчество», - М.: Амрита – Русь, 2007.
- Русские пословицы и поговорки. Составитель Е.Ю. Нещименко. – М.: Рипол – классик, 2002.
- Притчи. Под редакцией Якушева А.В., М.: Медиа – Полис, 2011.
- Золотая книга лучших сказок мира. Галина Шалаева. М.: Терра. 1993.
- Л. Н. Толстой. Рассказы о детях. М.: Детская литература. 1990.
- А. С. Демышева « Как слово наше отзовется». Журнал «Начальная школа», №1, 2014.
Цифровые образовательные ресурсы
- Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
- Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/
- Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
- Сеть творческих учителей http://it-n.ru/
- Сайт для учителя http://www.uroki.net/
- Сайт учителей начальной школы http://www.nachalka.com/
- Сеть творческих учителей http://it-n.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/
Печатные пособия
- Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе.
Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц (магниты). Персональный компьютер с принтером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-907730-1490130102.jpg)
Внеурочное мероприятие "Коллективное творческое дело" 2 класс
Конспект внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, классных руководителей, воспитателей ГПД, студентов педуниверситета....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Каждый день - доброе дело". 4 класс.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Каждый день-доброе дело» для обучающихся 4 класса общеобразовательной организа...
Занятие внеурочной деятельности "Делайте добро"
Технологическая карта урока...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/22/picture-449518-1569103291.jpg)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Добрый дела моего класса" 1 класс
КТП...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/27/picture-1391863-1706351693.jpg)
Конспект внеурочного занятия «Энергия. Какой она бывает и что делает?» - 3 класс (курс «ПроЭнергию»)
Цель: формирование у обучающихся знаний о значении энергии и разнообразии источников получения энергии.Планируемые результаты:Личностные: сформировать представление об источниках энергии, осознанное о...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/20/picture-318015-1721501399.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дело мастера боится"
Рабочая программа и тематическое планирование....