Внеурочная деятельность "Спеши делать добро" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Пчёлина Наталья Анатольевна

Внеурочная деятельность "Спеши делать добро" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл speshi_delat_dobro.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

________________________

________________________

от «____» _______2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

__________________________

Бугаева О. А.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МАОУ «СОШ № 44»

_____________________

Д.Ц. Шалданова

Приказ № ____ от «____»_______ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

“Спеши делать добро”

3 КЛАСС

Составитель программы:

Пчёлина Наталья Анатольевна

Улан-Удэ, 2023

Рабочая программа по внеурочной деятельности

ПЧЁЛИНОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ

 Наименование: кружок «Спеши делать добро».

 2 и 3 класс (двухгодичная программа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, сборника примерных программ внеурочной деятельности .Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.    

       Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения. Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что оставляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

          Актуальность данной программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролирует  его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений  и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

          Специфика занятий курса заключается в том, что обеспечивает реализацию одного из направлений  духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника. Темы занятий в “Тематическом планировании” могут быть проведены в другой последовательности или варьироваться (могут видоизменяться, разнообразиться).

          Цель: социализация личности младшего школьника через  выполнение   общественно - полезной деятельности и  участие в коллективных творческих делах; приобретение школьниками нового ценностно-окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.

         Задачи:

  • способствовать формированию навыков поведения в обществе;
  • способствовать воспитанию чувств коллективизма;                                                          
  • способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;                          
  • способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни,

обучать  умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  • развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества средствами ИКТ;
  • формировать умения ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;
  • формировать умения  планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
  • формировать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в коллективных творческих делах;
  • развивать доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане

Программа рассчитана на 2 года, занятия проводятся  1 раз в неделю, 68 часов. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-3 классов. Продолжительность одного занятия 40 минут.

 Педагогические технологии, используемые учителем для достижения требуемых результатов освоения курса

           Личностно-ориентированные технологии - у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже  продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

         Технология исследовательского обучения - даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

         Метод проектов - работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

         Технология исследовательского обучения - даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.  

         Информационно –коммуникационные технологии -   изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет.

         Технологии развития критического мышления - умение размышлять над тем, как получить знания (вызов); развивать аналитическое мышление и творческое мышление (осмысление); определять своё личное отношение к информации (рефлексия); умение ставить и решать проблемы. Основа для размышления младших школьников об обучении и знании.

         Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность  с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении.

     Технология проблемного обучения - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. 

     Технологии организации группового взаимодействия - сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

     Технология «Портфолио» - формирование персонифицированного учёта достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

     Технология уровневой дифференциации - обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

   

 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результатами  освоения курса « Спеши  делать добро» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

  • формирование у детей мотивацию к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии;
  • получение знаний о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника;
  • осознание базовых гуманистических ценностей, характера отношений между людьми, необходимости бережного отношения к людям и предметам их труда;
  • освоение первоначальных этических представлений о добре и зле, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Познавательные

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Регулятивные

  •  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • умение координировать свои усилия с усилиями других;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на  позицию партнера в общении и взаимодействии;

   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты:

  • иметь первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • владеть нравственно-этическими правилами   взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • проявлять сочувствие к людям, находящимся в трудной  жизненной ситуации;
  • иметь первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • проявлять уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знать традиций своей семьи;
  • иметь мотивацию к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Формы  текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы:

Текущая аттестация

Промежуточная и итоговая аттестация

Внеурочная деятельность

Урочная деятельность

-игровой практикум;

-практические работы;

-диагностика нравственной

воспитанности.

- участие в благотворительных акциях;

-подготовка и участие в социальных проектах.

- участие в выставках, конкурсах;

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности;

- творческий отчёт.

- анализ динамики текущей успеваемости.

- портфолио

                      СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2 класс

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Что такое доброта.

2.

Школьный  и внешкольный этикет.

12ч

3.

Правила общения. Культура внешнего вида.

18ч

12ч

4.

О трудолюбии.

10ч

5.

Счастье семьи.

10ч

6.

Как прекрасен этот мир.

7.

Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

                                                 Всего:

68 ч

24 ч

44 ч

Что такое доброта. (6ч)

Вводное занятие. Доброта вокруг нас. Азбука добрых дел. Добро и зло в сказках и в жизни.

Школьный  и внешкольный этикет. (12ч)

Правила поведения  в школе. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения на улице .Правила поведения в транспорте. Правила поведения дома. Правила поведения  в гостях.        

Правила общения. Культура внешнего вида. (18ч)

Правила общения. Правила хорошего тона. Поступки твои и других. Ты и твои друзья. Правила дружбы. Правила уважительного отношения к старшим. Этикет и культура внешнего вида. Правила опрятности и аккуратности. Каждой вещи-своё место. Цени своё и чужое время.

О трудолюбии. (10ч)

О труде и трудолюбии. Учебный труд. Как стать прилежным и старательным. Трудовые обязанности  в классе. Трудовые обязанности дома.

Счастье семьи. (10ч)

Семейные традиции  и праздники. Наша дружная семья. Моя мама- лучшая самая! Внимание и забота о бабушках и дедушках. Заповеди семейного счастья.

Как прекрасен этот мир. (6ч)

Прекрасный мир вокруг меня. Яркие краски детства. Копилка добрых дел.

Твоя речь: слово лечит, слово ранит. (6ч)

Волшебные слова. Искусство спора. В мире мудрых мыслей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС.

п/п

Тема занятия

Кол-во  часов

     Дата   проведения

Примечание

     План

 Факт

Что такое доброта. (3ч)

Вводное занятие. Доброта вокруг нас.

1

Оглянись внимательно вокруг. Азбука добрых дел.

1

Добро и зло в сказках и в жизни.

1

Школьный  и внешкольный этикет.(6ч)

Этикет в твоей жизни.

1

Правила поведения  в школе.

1

Правила поведения в общественных местах.

1

Этикет в театре и на выставке.

1

Правила поведения на улице.

1

Правила поведения в транспорте.

1

Правила общения. Культура внешнего вида.(9ч)

Этика и эстетика.

1

Секреты и правила общения.

1

Когда какое слово молвить?

1

Поступки твои и других.

1

Учитесь дружить.

1

Вместе весело шагать.

1

Правила вежливого человека.

1

Правила уважительного отношения к старшим.

1

Цени своё и чужое время.

1

О трудолюбии.(5ч)

О труде и трудолюбии.

1

Учебный труд.

1

Трудовые обязанности  в классе.

1

Труд красит человека.

1

Я умею, я могу, я хочу.

1

Счастье семьи.(4ч)

Родительский дом.

1

Проект «Как поздравить наших мам».

1

О тех, кто сердце отдаёт другим людям.

1

Внимание и забота о старшем поколении семьи.

1

Как прекрасен этот мир.(5ч)

Прекрасный мир вокруг меня.

1

Проект «Зелёный друг».

1

Ваше здоровье в ваших руках.

1

Проект «Животные в моём доме».

1

Копилка добрых дел.

1

                                                                           Твоя речь: слово лечит, слово ранит.(2ч)

Волшебные слова.

1

Слово лечит, слово ранит.

1

         Итого:                      34ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС

п/п

Тема занятия

Кол-во  часов

     Дата   проведения

Примечание

     План

 Факт

Что такое доброта. (3ч)

Добру откроется сердце.

1

Доброта и доброжелательность.

1

Добро и зло в сказках и в жизни.

1

Школьный  и внешкольный этикет.(6ч)

Правила поведения дома.

1

Правила поведения  в гостях.

1

Твой стиль поведения.

1

Человек и обстоятельства.

1

Путешествие в царство Этикета.

1

Проект «Этикет в твоей и моей жизни».

1

Правила общения. Культура внешнего вида.(9ч)

Правила хорошего тона.

1

Ты и твои друзья. Правила дружбы.

1

Что мы знаем о гостеприимстве?

1

Этикет и культура внешнего вида.

1

Правила опрятности и аккуратности.

1

Каждой вещи - своё место.

1

Сам себе воспитатель.

1

Смотримся в зеркало.

1

Умение быть самим собой.

1

О трудолюбии.(5ч)

Трудовые обязанности дома.

1

Как стать прилежным и старательным.

1

Терпенье и труд всё перетрут.

1

Проект «Профессии моих родителей».

1

Даже будни труд  может сделать праздничными днями.

1

Счастье семьи.(6ч)

Наша дружная семья. Семейные традиции  и праздники.

1

Моя мама лучшая самая!

1

Заповеди семейного счастья.

1

Счастье – быть вместе.

1

Проект «Моя родословная».

1

Семья – волшебный символ жизни.

1

Как прекрасен этот мир.(1ч)

Яркие краски детства.

1

                                                                           Твоя речь: слово лечит, слово ранит.(4ч)

Проект «Мой прадед – герой войны».

1

Искусство спора.

1

Мы строим будущее.

1

В мире мудрых мыслей.

1

         Итого:                      68ч

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебные и методические пособия

  • Добро творящий творит Жизнь. Сборник уроков Доброты. – М.: Амрита: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», 2012.
  • Лопатина А., Скребцова М. НАЧАЛА МУДРОСТИ.50 уроков о добрых качествах. Серия «Образование и творчество», - М.: Амрита – Русь, 2007.
  • Русские пословицы и поговорки. Составитель Е.Ю. Нещименко. – М.: Рипол – классик, 2002.
  • Притчи. Под редакцией Якушева А.В., М.: Медиа – Полис, 2011.
  • Золотая книга лучших сказок мира. Галина Шалаева. М.: Терра. 1993.
  • Л. Н. Толстой. Рассказы о детях. М.: Детская литература. 1990.
  • А. С. Демышева « Как слово наше отзовется». Журнал «Начальная школа», №1, 2014.

Цифровые образовательные ресурсы 

Печатные пособия

  • Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе.

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц (магниты). Персональный компьютер с принтером.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное мероприятие "Коллективное творческое дело" 2 класс

Конспект внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, классных руководителей, воспитателей ГПД, студентов педуниверситета....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Каждый день - доброе дело". 4 класс.

            Рабочая программа  курса внеурочной деятельности  «Каждый день-доброе дело» для обучающихся 4 класса общеобразовательной организа...

Конспект внеурочного занятия «Энергия. Какой она бывает и что делает?» - 3 класс (курс «ПроЭнергию»)

Цель: формирование у обучающихся знаний о значении энергии и разнообразии источников получения энергии.Планируемые результаты:Личностные: сформировать представление об источниках энергии, осознанное о...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дело мастера боится"

Рабочая программа и тематическое планирование....