Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
опыты и эксперименты (3, 4 класс) на тему
В статье рассмотрено понятие «патриотическое воспитание» личности. Описаны цели, задачи и формы работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Приведён ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач. Раскрыты возможности использования военно-мемориальных комплексов Белгородчины для создания условий, обеспечивающих патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Сегодня перед обществом поставлены первоочередные задачи – формирование у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Патриотическое воспитание выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования как приоритетное направление духовно-нравственного развития и личности в организации внеучебной деятельности младших школьников. По мнению В.И. Максаковой, «об успехах в процессе патриотического воспитания младших школьников можно говорить только при том педагогическом условии, когда у детей выработаны ценностные нравственные установки, собственный опыт патриотических чувств» [1].
Младший школьный возраст – это важный период в формировании нравственных качеств, в целом личности ребенка, в овладении нормами поведения. Младший школьник приобретает опыт жизни в коллективе, что имеет большое значение для его дальнейшего нравственного и социально-коммуникативного развития. Попадая в школьный коллектив сразу после поступления в школу, подлинные коллективные отношения ребенка формируются не сразу, а постепенно. Вначале у ребенка есть только потребность в общении со сверстниками, без ощущения себя членом коллектива. Однако в 3-м и 4-м классах для детей становится очень важным их место в нем, они стремятся пользоваться уважением и доверием товарищей, поэтому выполнение требований коллектива становится обычно для ребенка не только необходимостью, но и потребностью [3].
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.
Основной формой патриотического воспитания средствами военно-мемориальных комплексов, на наш взгляд, являются экскурсии, которые стимулируют развитие активности учащихся в процессе наблюдения, мыслительной, практической и исследовательской деятельности. Эффективность экскурсии усиливается, если они проводятся по определенной системе.
Патриотическое воспитание средствами военно-мемориальных комплексов не ограничивается экскурсиями к ним. Кроме этого можно использовать следующие формы работы:
- Уроки мужества. Вопрос о форме, месте, времени и количестве уроков может быть предметом серьезной дискуссии, так как здесь нет определенных канонов и каждая школа имеет свои традиции, которые сложились под влиянием различных факторов и условий. Урок мужества нельзя превращать в нечто вроде факультативного занятия, он должен помочь учащимся на живых примерах понять связь прошлого с настоящим. Это воспитание у учеников чувства ответственности за судьбу своей Родины. Уроки мужества можно проводить в любое время, привлекая ветеранов войны. Местом проведения может быть военно-мемориальный комплекс.
- Оформление стендов, посвященные символам Российского государства и Белгородской области, выдающимся людям страны (например, стенд «Символы России»).
- Организация шефской помощи ветеранам Великой отечественной войны.
- Викторины, конкурсы, акции и др.
В работе по патриотическому воспитанию младших школьников большое значение отводится взаимодействию классного руководителя с семьей. Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Основными формами работы с родителями в рамках военно-мемориальных комплексов являются: привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников; проведение совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии, спектакли, именины детей, родителей) и др.
На основе проделанного теоретического и эмпирического анализа мы разработали программу по патриотическому воспитанию младших школьников на материале изучения военно-мемориальных комплексов Белгородчины, целью которой является воспитание патриотизма у младших школьников.
Программа разработана на 6 месяцев с октября по март и проходила апробацию в 4Б и 4Г классах МБОУ «СОШ № 36 г. Белгорода».
Работа по данной программе проводилась во внеурочное время, так как внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
Одним из средств патриотического воспитания младших школьников, на наш взгляд, являются военно-мемориальные комплексы.
Основными военно-мемориальными комплексами Белгородчины являются Военно-исторический комплекс «Прохоровское поле», в состав которого вошли памятник Победы - Звонница, православный храм святых апостолов Петра и Павла, Дом-притча с гостиницей, воскресной школой и духовной библиотекой; Историко-художественного музея-диорамы «Курская битва (Белгородское направление)»; мемориальный комплекс «Вечный огонь»; монумент погибшим войнам на хуторе Красная Левада; «Памятник женщинам в тылу» (получивший народное название «Вера. Надежда. Любовь.»); «Памятник вдове и матери солдата» в селе Бобровы Дворы и др.
Реализация программы была начата с Урока мужества на тему «Герои нашего города». В процессе проведения урока учащиеся познакомились с героями Великой Отечественной войны – Белгородцами. После проведенного Урока мужества прошла экскурсия к памятнику Герою Советского Союза генералу армии Николаю Федоровичу Ватутину. Учащиеся познакомились с биографией великого полководца, возложили цветы к памятнику.
В ноябре была проведена игра-путешествие «История моего города – история моей страны». В интересной, увлекательной форме учащиеся познакомились с историей города и его ролью в истории всей страны. Учащимися был оформлен стенд «Символы России», на котором были представлены герб, флаг России, а также символы Белгородской области и города Белгорода.
Также в ноябре учащиеся посетили мемориальный комплекс «Вечный огонь». Учителем была проведена с младшими школьниками беседа «Вечный огонь. Вечная память героям».
В декабре учащиеся оформляли Книгу памяти «Герои живут среди нас». Все учащиеся с удовольствием включились в это мероприятие и каждый (совместно с родителями) добавил по страничке в эту книгу. Кроме этого в декабре была проведена экскурсия в историко-художественный музей-диораму «Курская битва. Белгородское направление». Представленная экспозиция очень понравилась учащимся, и они выразили желание еще раз посетить музей.
В январе учащиеся были заняты оформлением Альбома «Мы помним героев войны». Для альбома младшие школьники совместно с родителями и педагогом подбирали фотографии участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, используя как фото родных и знакомых, так и вырезки из газет и журналов. К каждому фото подбирались стихи и оформлялись в альбоме. Также в январе была проведена виртуальная экскурсия «Красная Левада». Младшие школьники с интересом прослушали историю появления данного мемориала.
В феврале было проведено внеклассное мероприятие «Во славу Отечества», а также акция «Подарок Ветерану», посвященная 23 февраля.
В марте было проведено внеклассное мероприятие «Кто такой настоящий гражданин? С чего начинается Родина…». Цели и задачи, которые решались в ходе проведения данного мероприятия были следующие: формировать начальные представления о поведении гражданина в обществе; формирование гражданских свойств личности; воспитание нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества.
Кроме того учащиеся подготовили Альманах «Дедушкин альбом» Цели и задачи данного мероприятия: познакомить с подвигом участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г., с героическими судьбами близких родственников; - повысить интерес к истории семьи города страны, - приобщать детей и родителей к поисковой деятельности, к выполнению творческих заданий на историческую тему; - формировать патриотические качества личности: долга, чести, мужества.
Предварительно учащиеся совместно с родителями готовили страницы альбома: портрет родного человека, описание его военного прошлого, сканируются фотографии военных лет, ксерокопии писем, награды; записывали музыкальное сопровождение альманаха, подбирали стихотворения о войне; выполняли творческие задания: сочинения о войне, рисунки, стихотворения детей, поздравительные открытки.
В конце марта учащиеся совместно с учителями посетили Военно-исторический комплекс «Прохоровское поле».
Проведенная нами работа имела положительные результаты. Младшие школьники овладели знаниями о патриотизме и требованиях к гражданину, личной значимости гражданских прав и обязанностей; у них адекватная самооценка и они видят пути самосовершенствования своих патриотических качеств. Они мотивированы на участие в общественно полезной деятельности, ценностные ориентации соответствуют требованиям, у них проявляются мотивы патриотического самовыражения. Они применяют знания о патриотизме на практике, проявляют ответственное отношение к выполнению общественно-полезной деятельности, настойчивы в достижении цели, готовы проявлять инициативу в реализации себя как патриота.
Список литературы
- Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005. – 254с.
- http://www.proza.ru/2009/07/29/789
- http://www.scienceforum.ru/2013/279/6485
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме то...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Выступление на педсовете по теме "Патриотическое воспитание младших школьников на внеурочном занятии " Я - гражданин России"...
гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной краеведческой деятельности
Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, ...
Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности и на уроках.
В статье рассматривается проблема воспитания чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и на уроках. Автор раскрывает эффективные формы работы, в процессе котор...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. В России патриотизм приобретает свои особенности. Это, прежде всего, гуманизм, дружба различных наций и наро...