Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности и на уроках.
статья (2 класс)

Рой Ирина Сергеевна

В статье рассматривается проблема воспитания чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и на уроках. Автор раскрывает эффективные формы работы, в процессе которых формируются знания и умения педагогов в области воспитания чувства патриотизма младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине» -
/
В.А.Сухомлинский/

   

О важности гражданского воспитания говорили ещё великие педагоги и классики нашей страны, такие как Толстой, Ушинский, Белинский.

В настоящее время согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Начального Общего Образования второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Патриотизм, как базовая национальная ценность, раскрывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Задачи патриотического воспитания мы в основном решаем во внеурочной деятельности, в беседах с родителями, даём рекомендации, как прививать детям любовь к природе, к семье, к Родине. И очень малую часть говорим о патриотизме в учебной деятельности. Поэтому, изучив методическую литературу и Интернет-ресурсы, начала включать в уроки задания, основанные на местном материале. Для формирования навыков патриотического воспитания широко использую возможности учебных предметов. При обучении математике использую с этой целью решение задач, содержащих исторические сведения, задач на военную тематику, задач с использованием краеведческого материала, которые не только расширяют кругозор, но и воспитывают личностные качества гражданина – бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину. Знакомлю обучающихся с биографиями учёных - математиков, прославивших Родину своими открытиями, достижениями.

 На уроках русского языка и литературного чтения применяю следующие виды работы:

- создание летописи событий и известных имён;

- исследование пословиц и поговорок на определённую тематику;

-на произведениях фольклора и классиков русской литературы учу детей любить и охранять родную природу, гордиться своей Родиной, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Особое место патриотическому воспитанию отводится на уроках окружающего мира. В своей практике я использую: написание исследовательских и информационных проектов; заочные путешествия по любимым уголкам родного края.  Проекты дети готовят совместно с родителями и на итоговом мероприятии защищают их.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию находит своё продолжение и во внеурочной деятельности. Мною разработана программа развития классного коллектива «Патриот», которая включает такие  разделы:

1. Современная Россия. Например, привожу одно занятие: «Символы нашей Родины». Занятие проводится в форме интеллектуально-познавательной игры.  Предлагается вопрос для обсуждения: что такое символ? Символ – это отличительный знак. Символом может стать любой предмет. Поэтому все символы распределили на несколько групп. Всемирные, которые понятны людям любой национальности.

Национальные символы представляют одну страну. А ещё бывают семейные символы.

Игра «Угадай символ». Я показываю предмет, дети говорят, какой это символ: всемирный, национальный, семейный. (Всемирные символы:  белый голубь с оливковой ветвью – символ мира,  красный крест – символ медицинской помощи. Национальные символы:  символ Испании – чёрный бык, Испания – родина боя быков – корриды, символ Голландии – ветряные мельницы, символ России – русская берёза).  С помощью игры ввожу детей в историческое прошлое нашей Родины, знакомлю с историей создания символики нашего государства,  с символикой своего города. Дома детям предлагается создать герб своей семьи.

 2. Страницы Великой Победы. Например, одна из тем: «Города-герои»

Занятие проводится в форме беседы. Вопросы для обсуждения:

Что же такое война? (Вооруженная битва между народами)

Почему война называлась Отечественная? (Всё Отечество встало на защиту Родины)

Почему Великая? (Долгих 4 года, была жестокой, страшной)

С кем воевали русские люди? (С фашистской Германией)

Почему фашистская? (Потому что у власти был Гитлер, который возглавлял фашистское движение)

Что оно представляло собой, что такое фашизм? (Люди, которые ценили только свою нацию)

Как называлась наша страна в то время? (СССР)

Просмотр и обсуждение видеофильма «Города-герои»:

  • Брест – 22 июня 1941 года стояли насмерть.
  • Москва – сентябрь 1941 года враг рвётся к столице.
  • Тула – октябрь 1941 года. 45 дней героической обороны.
  • Ленинград – июль 1941 года. 900 дней блокады.
  • Киев – июнь 1941 года. 71 героический день.
  • Минск – июнь 1941 года. 1100 дней борьбы.
  • Одесса – август 1941 года. 73 героических дня.
  • Севастополь – октябрь 1941 года. 250 дней в огне.
  • Керчь – ноябрь 1941 года. «Огненная Земля».
  • Новороссийск – август 1942 года. 360 дней непрерывных боёв.
  • Волгоград – июль 1942 года (Сталинград). 200 дней и ночей Сталинграда.

Учащимся предлагаются фотографии с памятными местами и символами городов-героев. Необходимо определить названия городов-героев. Сделать плакат «Города-герои».

Дома детям предлагается найти материал о героях Сталинградской битвы.

3. Город, в котором мы живём. Заочное путешествие «Улицы моего города»

Экскурсия проводится в классной комнате.

Беседа.  На какой улице ты живёшь? Какие ещё улицы города вам известны? Почему они имеют такие названия?

Рассказ-беседа об историческом происхождении названий улиц города с использованием презентации.

Используется карта города с указанием основных улиц города.

Игра. По описанию и иллюстрациям определить, к какой улице может иметь отношение данный исторический момент.

Детям на дом предлагается задание провести исследовательскую работу и найти материал, объясняющий название улицы, на которой живёшь.

           4. Наша армия родная. «Наши папы – защитники Родины»

Проводится опрос семей с целью выявления мужчин, которые несли службу в рядах вооруженных сил России или являются действующими военнослужащими; приглашаем их на внеклассное занятие; собираем фотоматериалы для создания презентации; разучиваем стихотворения к занятию.

   5. О тех, кто прославил Россию. Юные герои Великой Отечественной войны

Организуем выставку книг, посвященную пионерам-героям, разучиваем стихи о юных героях.

Учитель рассказывает о Великой Отечественной войне, Советской Армии, тружениках тыла, партизанских отрядах, детях, которые помогали нашим солдатам, входили в ряды партизанских отрядов. Чтение и обсуждение отрывка-сказки А. Гайдара «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово». Дома пишут эссе про подвиги тружеников тыла.

Огромную роль в гражданско-патриотическом воспитании принимают родители. Наибольший интерес вызывают такие формы работы, как

  • Круглые столы
  • Конференции для мам, пап
  • Совместные праздники, экскурсии, походы.

Результатом этой работы стало повышение уровня воспитанности, которая включает в себя оценку таких качеств личности: любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе.

Также повысилась активность участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, социально-значимых проектах. Более активными стали не только дети, но и я. Ведь успешным ребёнок будет только тогда, когда буду успешной я. Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учеников. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, будут жить и работать на благо и во имя Родины.

Учитель начальных классов: Рой Ирина Сергеевна,

МБОУ «СОШ №16» г.Новочебоксарск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме то...

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Выступление на педсовете по теме "Патриотическое воспитание младших школьников на внеурочном занятии " Я - гражданин России"...

гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной краеведческой деятельности

                               Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, ...

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассмотрено понятие «патриотическое воспитание» личности. Описаны цели, задачи и формы работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Приведён ряд мероприятий, способств...

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. В России патриотизм приобретает свои особенности. Это, прежде всего, гуманизм, дружба различных наций и наро...