Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности и на уроках.
статья (2 класс)
В статье рассматривается проблема воспитания чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и на уроках. Автор раскрывает эффективные формы работы, в процессе которых формируются знания и умения педагогов в области воспитания чувства патриотизма младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине» -
/В.А.Сухомлинский/
О важности гражданского воспитания говорили ещё великие педагоги и классики нашей страны, такие как Толстой, Ушинский, Белинский.
В настоящее время согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Начального Общего Образования второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Патриотизм, как базовая национальная ценность, раскрывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Задачи патриотического воспитания мы в основном решаем во внеурочной деятельности, в беседах с родителями, даём рекомендации, как прививать детям любовь к природе, к семье, к Родине. И очень малую часть говорим о патриотизме в учебной деятельности. Поэтому, изучив методическую литературу и Интернет-ресурсы, начала включать в уроки задания, основанные на местном материале. Для формирования навыков патриотического воспитания широко использую возможности учебных предметов. При обучении математике использую с этой целью решение задач, содержащих исторические сведения, задач на военную тематику, задач с использованием краеведческого материала, которые не только расширяют кругозор, но и воспитывают личностные качества гражданина – бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину. Знакомлю обучающихся с биографиями учёных - математиков, прославивших Родину своими открытиями, достижениями.
На уроках русского языка и литературного чтения применяю следующие виды работы:
- создание летописи событий и известных имён;
- исследование пословиц и поговорок на определённую тематику;
-на произведениях фольклора и классиков русской литературы учу детей любить и охранять родную природу, гордиться своей Родиной, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.
Особое место патриотическому воспитанию отводится на уроках окружающего мира. В своей практике я использую: написание исследовательских и информационных проектов; заочные путешествия по любимым уголкам родного края. Проекты дети готовят совместно с родителями и на итоговом мероприятии защищают их.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию находит своё продолжение и во внеурочной деятельности. Мною разработана программа развития классного коллектива «Патриот», которая включает такие разделы:
1. Современная Россия. Например, привожу одно занятие: «Символы нашей Родины». Занятие проводится в форме интеллектуально-познавательной игры. Предлагается вопрос для обсуждения: что такое символ? Символ – это отличительный знак. Символом может стать любой предмет. Поэтому все символы распределили на несколько групп. Всемирные, которые понятны людям любой национальности.
Национальные символы представляют одну страну. А ещё бывают семейные символы.
Игра «Угадай символ». Я показываю предмет, дети говорят, какой это символ: всемирный, национальный, семейный. (Всемирные символы: белый голубь с оливковой ветвью – символ мира, красный крест – символ медицинской помощи. Национальные символы: символ Испании – чёрный бык, Испания – родина боя быков – корриды, символ Голландии – ветряные мельницы, символ России – русская берёза). С помощью игры ввожу детей в историческое прошлое нашей Родины, знакомлю с историей создания символики нашего государства, с символикой своего города. Дома детям предлагается создать герб своей семьи.
2. Страницы Великой Победы. Например, одна из тем: «Города-герои»
Занятие проводится в форме беседы. Вопросы для обсуждения:
Что же такое война? (Вооруженная битва между народами)
Почему война называлась Отечественная? (Всё Отечество встало на защиту Родины)
Почему Великая? (Долгих 4 года, была жестокой, страшной)
С кем воевали русские люди? (С фашистской Германией)
Почему фашистская? (Потому что у власти был Гитлер, который возглавлял фашистское движение)
Что оно представляло собой, что такое фашизм? (Люди, которые ценили только свою нацию)
Как называлась наша страна в то время? (СССР)
Просмотр и обсуждение видеофильма «Города-герои»:
- Брест – 22 июня 1941 года стояли насмерть.
- Москва – сентябрь 1941 года враг рвётся к столице.
- Тула – октябрь 1941 года. 45 дней героической обороны.
- Ленинград – июль 1941 года. 900 дней блокады.
- Киев – июнь 1941 года. 71 героический день.
- Минск – июнь 1941 года. 1100 дней борьбы.
- Одесса – август 1941 года. 73 героических дня.
- Севастополь – октябрь 1941 года. 250 дней в огне.
- Керчь – ноябрь 1941 года. «Огненная Земля».
- Новороссийск – август 1942 года. 360 дней непрерывных боёв.
- Волгоград – июль 1942 года (Сталинград). 200 дней и ночей Сталинграда.
Учащимся предлагаются фотографии с памятными местами и символами городов-героев. Необходимо определить названия городов-героев. Сделать плакат «Города-герои».
Дома детям предлагается найти материал о героях Сталинградской битвы.
3. Город, в котором мы живём. Заочное путешествие «Улицы моего города»
Экскурсия проводится в классной комнате.
Беседа. На какой улице ты живёшь? Какие ещё улицы города вам известны? Почему они имеют такие названия?
Рассказ-беседа об историческом происхождении названий улиц города с использованием презентации.
Используется карта города с указанием основных улиц города.
Игра. По описанию и иллюстрациям определить, к какой улице может иметь отношение данный исторический момент.
Детям на дом предлагается задание провести исследовательскую работу и найти материал, объясняющий название улицы, на которой живёшь.
4. Наша армия родная. «Наши папы – защитники Родины»
Проводится опрос семей с целью выявления мужчин, которые несли службу в рядах вооруженных сил России или являются действующими военнослужащими; приглашаем их на внеклассное занятие; собираем фотоматериалы для создания презентации; разучиваем стихотворения к занятию.
5. О тех, кто прославил Россию. Юные герои Великой Отечественной войны
Организуем выставку книг, посвященную пионерам-героям, разучиваем стихи о юных героях.
Учитель рассказывает о Великой Отечественной войне, Советской Армии, тружениках тыла, партизанских отрядах, детях, которые помогали нашим солдатам, входили в ряды партизанских отрядов. Чтение и обсуждение отрывка-сказки А. Гайдара «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово». Дома пишут эссе про подвиги тружеников тыла.
Огромную роль в гражданско-патриотическом воспитании принимают родители. Наибольший интерес вызывают такие формы работы, как
- Круглые столы
- Конференции для мам, пап
- Совместные праздники, экскурсии, походы.
Результатом этой работы стало повышение уровня воспитанности, которая включает в себя оценку таких качеств личности: любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе.
Также повысилась активность участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, социально-значимых проектах. Более активными стали не только дети, но и я. Ведь успешным ребёнок будет только тогда, когда буду успешной я. Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учеников. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, будут жить и работать на благо и во имя Родины.
Учитель начальных классов: Рой Ирина Сергеевна,
МБОУ «СОШ №16» г.Новочебоксарск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме то...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Выступление на педсовете по теме "Патриотическое воспитание младших школьников на внеурочном занятии " Я - гражданин России"...
гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной краеведческой деятельности
Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, ...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
В статье рассмотрено понятие «патриотическое воспитание» личности. Описаны цели, задачи и формы работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Приведён ряд мероприятий, способств...
Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. В России патриотизм приобретает свои особенности. Это, прежде всего, гуманизм, дружба различных наций и наро...