«Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в сотрудничестве с родителями»
статья
Поиски эффективных путей коррекции речевых нарушений подводят нас к необходимости создания системы работы, которая включает в себя ряд важнейших направлений:
1. Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс.
2. Ознакомление родителей с содержанием коррекционно–логопедической работы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Дискуссионная площадка д/с 14 «СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПОМОЩИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ, В ТОМ ЧЕСЛЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА «УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА» И ДОРОЖНОЙ КАРТЫ «ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ ДЕТЕЙ»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: «Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в сотрудничестве с родителями»
Я работаю на должности учителя-логопеда всего 1 год, но за этот год сделано очень много. Тема моего выступления выбрана мною не случайно. Количество детей с особенностями в развитии, нуждающихся в помощи специалистов коррекционного профиля, постоянно увеличивается. Вопрос взаимодействия педагогов с родителями детей, имеющих речевые и интеллектуальные нарушения, всегда был в центре внимания дефектологов, психологов, логопедов. Рассмотрим, чем обусловлена необходимость взаимосвязи родителей и логопеда.
Семья, где растёт ребенок с ОВЗ, требует особого внимания и защиты. Я строю своё общение с родителями, по принципу «Будем работать все вместе». К детям с ОВЗ нужен специальный подход, усиленное внимание. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы.
Слайд Целью моей работы является использование различных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и семьи, как способа повышения качества коррекционно-образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
- помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребенка,
- вооружить их определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения,
- наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Слайд Учителю-логопеду необходимо так строить свое общение с родителями, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво:
- убеждать их в необходимости коррекционной работы,
- проговаривать перспективы и прогноз развития речи ребенка,
- указывать на взаимосвязь речи с мыслительными процессами,
- подчёркивать необходимость специальной работы над письменной речью.
- Устанавливать партнёрские отношения с семьёй.
Поиски эффективных путей коррекции речевых нарушений подводят нас к необходимости создания системы работы, которая включает в себя ряд важнейших направлений: Слайд
1. Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс.
2. Ознакомление родителей с содержанием коррекционно–логопедической работы в школе.
Все эти направления могут быть реализованы через такие формы как:
· Анкетирование. Слайд При помощи анкетирования собирается вся необходимая информация о составе семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки, собираются анамнестические данные.
· Выступления учителя-логопеда на общешкольных и классных родительских собраниях; Слайд (Собрания помогают нацелить родителей на помощь ребёнку; на них подводятся итоги проделанной работы, освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений)
Оформление индивидуальных тетрадей для выполнения домашних заданий; Слайд Для привлечения родителей к закреплению полученных на занятиях знаний у детей, по изученным звукам и буквам, по развитию фонематического восприятия, по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, по развитию связной речи, по развитию дыхания, моторики я использую индивидуальные тетради. Задания в них должны быть. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста и логопедическое заключение каждого ребёнка. Задания должны быть предельно чёткими и содержать только необходимый родителям конкретный материал. Кроме того, я подбираю обучающие программы, игры, которые позволят ребёнку с ОВЗ в домашних условиях закреплять полученные знания
· Проведение индивидуальных логопедических консультаций;
· Проведение открытых занятий, общешкольных мероприятий и логопедических праздников.
При проведении психолого-логопедической недели были успешно задействанны родители. Родители вместе с детьми участвовали в конкурсе «Как я занимался с логопедом» (1-2 классы)
2). «Эмблема школьного логопункта и кабинета психолога» (3-4 классы). Были определены победители. Также родители присутствовали на занятиях, открытых логопедических консультаций для родителей.
Эта форма работы помогает более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы.
· Проведение семинаров практикумов, мастер-классов и тренингов, направленных на обучение родителей приемам коррекции речи детей; На них взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
· Информационные стенды (Как показывает опыт работы, данная форма работы имеет ряд положительных сторон.
1.Родители могут получить интересующую их информация в удобное для себя время (например, утром или, наоборот, в вечернее время, когда забирают ребенка домой).
2. Весь материал, который необходимо сообщить родителям, преподносится в доступной форме;
· выпуск памяток и методичек для родителей по развитию и коррекции речи детей;
В этом году я планирую организовать одну из эффективных форм взаимодействия с семьей- клуб для родителей. Это объединение создаётся для родителей, нуждающихся в квалифицированной логопедической помощи. Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей. Встречи с родителями на заседаниях клуба должны отличаться практической направленностью. Здесь участниками диалога становятся сами родители. Они спорят, советуются, ведут активный поиск выхода из сложившейся ситуации совместными усилиями. Данная работа интересна тем, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса и может проходить в форме мастер-класса с просмотром фрагментов занятий.
Организация клубных встреч очень трудоемкий процесс и требует немалых физических и творческих сил, как на этапе подготовки, так и в проведении такого рода занятий.
Конечно же мы ищем новые формы работы с родителями, но и не оставляем прежние, проверенные опытом.
При реализации данных направлений в работе специалиста становятся возможными следующие результаты. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности. Всегда приятно, когда удаётся вывести отношения с семьями на новый уровень, где большинство родителей начинают считать себя полноправными участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество образовательного учреждения и семьи по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей.
Семья- ячейка школьного коллектива....

методическое сопровождение пособия Спектра, адаптированного для коррекционных логопедических занятий
материал полезен для учащихся 2-5 классов, как помощь в развитии внимания, памяти, орфографии, обогащении словарного запаса....
Домашние задания для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (в помощь родителям и воспитателям) Программа коррекционной логопедической работы
Настоящее пособие предназначено родителям старших дошкольников с нарушениями речи, воспитателям ДОУ, начинающим учителям - логопедам. Оно поможет спланировать и организовать коррекционно-логопедическу...

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения учащихся с ТНР (основное общее образование)
Рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме: Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме "Зимний пейзаж". Звук [И].
Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме:Развитие речи и речемыслитель...