Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социальной направленности «ЮИД»
рабочая программа (4 класс)

Брайденбихер Наталья Владимировна

Программа социально-гуманитарной направленности "Юный инспектор движения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Притобольная средняя общеобразовательная школа»
Притобольного района Курганской области

Принята  на заседании

педагогического совета

от «_27_» августа  2021 г.

протокол № 1

                                                                      Утверждаю:

Директор МКОУ «Притобольная СОШ»

Александров А.А.

приказ от «28»  августа_ 2018 г. № 94_

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
 программа социальной  направленности

«ЮИД»

Возраст обучающихся: 10-11лет

Срок реализации: 1 год

 

Автор-составитель: Брайденбихер Наталья Владимировна,
учитель начальных классов

с. Боровлянка, 2021 г.

1.Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Направленность программы - социально-гуманитарная (Приказ Минпросвещения РФ от 9.11.2018 года № 196).

Актуальность программы. Безопасность дорожного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Как научить ребенка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей. Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста. Необходимость создания условий для непрерывного
обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения. Все учащиеся являются участниками дорожного движения и поэтому в нашей школе актуальным вопросом является формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного
движения. Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат - сокращение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Считаем, что система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей на улицах складывается из следующих компонентов: проведение различных видов внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях по проблематике безопасности дорожного движения и по изучению правил дорожного движения; кружковая работа.

Отличительные особенности программы. Создания условий по организации непрерывного процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования детей, с учетом возрастных особенностей и психологической теории ведущей деятельности детей рекомендуется начинать обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах с раннего школьного возраста. Участие учащихся в муниципальном конкурсе «Безопасное колесо».

Адресат программы учащихся: 10-11лет. Срок реализации: 1 год.

Объём программы -34 часа.

         Формы обучения: фронтальные, коллективные, групповые, малой группой, парные, индивидуальные.

Особенности организации образовательного процесса – очная: тестирование учащихся, блиц – опрос,  выпуск стенгазеты ,

участие в районном конкурсе “Безопасное колесо”, составление презентации, тестирование учащихся, блиц – опрос.

        Нет образовательного запроса на возможность реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

        Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  отсутствуют.

        Одаренные и  талантливые дети в объединении  не имеются.

        Уровни сложности содержания программы - стартовый (ознакомительный).

1.2.Цели и задачи программы. Планируемые результаты

        Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного
           поведения на улицах и дорогах.

          Задачи:

  • Формировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил
    дорожного движения.
  • Прививать культуру безопасного поведения на дорогах.
  • Обучить школьников правилам дорожного движения.
  • Обеспечение гармоничного эстетического и физического воспитания. Развитие творческих
    способностей школьников.
  • Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации.
  • Привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП.

Планируемые результаты освоения курса. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка

Воспитательные результаты работы по данной программе можно оценивать по двум уровням. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о безопасности дорожного движения, об основах оказания первой медицинской помощи, о правилах дорожного движения.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты

Учащиеся научатся: прислушиваться к мнению одноклассников; доброжелательному отношению к сверстникам.

Учащиеся получат возможность научиться: здоровому образу жизни; потребности сотрудничества со сверстниками, бесконфликтному поведению.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Учащиеся научаться: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. Учащиеся получат возможность научиться: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения
и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научаться: работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению; осуществлять взаимный контроль; учащиеся получат возможность научиться: ставить вопросы.

Предметные результаты

  • формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения.
  • овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.

1.3.Рабочая программа

Учебный план

п/п

Название раздела программы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

всего

теория

практика

1.

ПДД

 27

15 

 12

 

2.

Медицинская помощь

 2

 

3.

Обязанности пассажира

 2

 1

 

6.

Промежуточная аттестация

Тестирование учащихся

Итого

 34

19 

15

 

Содержание программы

Тема 1. Изучение правил дорожного движения.

Теория. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. ПДД для пешеходов - правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки. ПДД для пассажиров - виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.

Дорожные знаки. Знаки приоритета.

Дорожные знаки. Предписывающие знаки.

Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование.
Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 часа).

Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы.
Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки.
Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств.
Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.

Движение через железнодорожные пути.

Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

ПДД для велосипедистов - дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные ловушки.

Причины ДТП.

Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.

Практика. Решение задач, карточек по ПДД.

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Разработка викторины по ПДД в уголок.

Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».

Участие в конкурсах по правилам ДД.

Тема 2. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП.
Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи.

Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела программы

Дата проведения

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма

занятия

Форма

текущего контроля / промежуточной аттестации

 1

Вводное занятие

 

 1

Знакомство с членами кружка, распределение
обязанностей. Доведение плана работы кружка.
 

Беседа 

 

2

Безопасные маршруты
“Дом - Школа -Дом”

1

Ознакомить учащихся с маршрутом безопасности
“Дом- школа- дом”. Сформировать и развивать у
учащихся целостное восприятие окружающей
дорожной среды. Учить выбирать наиболее
безопасный путь в школу и домой.

Урок-практикум

3

Дорога, ее элементы и
правила поведения на ней

1

Сформировать у учащихся представление о знании,
представление о значении терминов “тротуар”,

пешеходная дорожка”, “обочина”, “проезжая часть”.

Научить правилам дисциплинированного поведения,
умению предвидеть опасность, воспитывать
наблюдательность, осторожность

Игра-диспут

4

Законы улиц и дорог

1

Воспитывать дисциплинированность и ответственное
отношение к соблюдению изложенных в ПДД
обязанностей пешеходов, провести анализ типичных
ошибок в поведении детей во дворе, на улицах и
дорогах

Беседа

5

Знакомство с
дорожными знаками,
светофором

1

Познакомить учащихся со значением дорожных

знаков для пешехода, научить понимать их
схематическое изображение, для правильной

ориентации на улицах и дорогах. Объяснить для чего
служит светофор, его виды.

Решение
заданий по билетам

6

Обязанности

пассажиров

1

Воспитывать культуру поведения учащихся в

общественном транспорте, научить посадке и высадке

из транспорта и безопасному поведению на
остановках.

Игра “Что

можно, а что
нельзя

7

Правила безопасности
при переходе
железнодорожных
переездов

1

Сформировать у учащихся представление об
опасности на железной дороге, дать понять об
оборудовании железнодорожных переездов, правила
перехода железнодорожных переездов.

Круглый стол

8

Причины дорожно -
транспортных
происшествий

1

Сформировать у учащихся осознанные представления
о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из - за типичных ошибок.

Беседа

Блиц – опрос

9

Номерные

опознавательные знаки
и надписи на
транспортных средствах

1

Ознакомить учащихся со значением номерных
опознавательных знаков и надписей на транспортных
средствах

Беседа

10

Дорожная разметка

1

Познакомить детей с назначением дорожной разметки

Беседа

11

Тормозной путь
транспортных средств

1

Сформировать представление учащихся об опасности
перехода проезжей части перед близко идущими

транспортными средствами, объяснить учащимся, что
такое тормозной путь автомобиля

Диспут

12

Скрытые опасности на

дороге. “Дорожные

_ ?? ловушки

1

Сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части ситуациям

Ролевая игра по ситуациям

13

Велосипед и дорожное
движение

1

Научить предвидеть опасность при езде на
велосипеде, обучить правилам обращения с ним

Урок-

практикум

14

Общие требования к
водителям велосипедов

1

Формировать знания и представления о безопасном
движении велосипедистов на дорогах

Обзорный урок

Тестирование учащихся

15

Изучение положения о
конкурсе «Безопасное
колесо»

1

Знакомство с программой, обсуждение конкурсов.
Распределение участников по конкурсам.

Конференция

16

Письмо родителям

1

Обратится к взрослым, чтобы они были
внимательными на дороге.

Конкурс

17

Выпуск Брошюр “ Будь
внимателен на дрогах”

1

Систематизация знаний, и распространение среди
взрослых и детей

Конкурс

Составление презентации

18

Мы пассажиры

1

Познакомить учащихся с правилами пользования
общественным транспортом

Игра “Мы
пассажиры”

Тестирование учащихся,

Составление презентации

19-20

Агитбригада

2

Выступление перед учащимися школы и детским
садом

Творческое
выступление

21

Дорога в разное время
года

1

Изучить изменение дороги по сезонам, какие
опасности нас ждут в разное время года

Просмотр

презентации.

Видеофильм.

22-24

Первая помощь

3

Дать знания и навыки первой медицинской помощи

Урок -
практикум

Тестирование учащихся

Блиц - опрос

25-26

Участие в конкурсе
“Безопасное колесо»

2

Проверка знаний учащихся

Просмотр

презентации.

Видеофильм.

Участие в районном конкурсе “Безопасное колесо”

27

ГИБДД

1

Разъяснить значимость работы инспектора ГИБДД в обеспечении порядка и безопасности на проезжей
части дороги, сохранении жизни и здоровья
водителей, пешеходов и пассажиров

Беседа

28

 Организация встреч с
инспектором ГИБДД

1

Пропаганда ПДД

Конференция

29-30

Выпуск стенгазеты

2

Разъяснительная работа среди учащихся школы

Конкурс

31

Фигурное вождение

1

Обучение фигурному катанию на велосипеде

Урок -
практикум

32-33

Мы на улице

2

Практические занятия на улице, проверка
теоретических знаний на практике

Экскурсия

34

Итоговое занятие

1

Подведение итогов за год

Тестирование

Тестирование

2 Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Количество учебных недель

34 недели

Первое полугодие

с 01.09.2021 г. по 30.12.2021 г., 16 учебных недель

Каникулы

с 01.01.2022 г. по 09.01.2022 г.

Второе полугодие

с 10.01.2022 по 27.05.2022 г., 18 учебных недель

Промежуточная аттестация

24.05.2022 г.

Формы текущего контроля / промежуточной аттестации/

№ п/п

Раздел

Перечень  форм текущего контроля

1

ПДД

Тестирование учащихся

Блиц – опрос

Участие в районном конкурсе “Безопасное колесо”

Составление презентации

2

Медицинская помощь

Тестирование учащихся

Блиц - опрос

3

Обязанности пассажиров

Тестирование учащихся,

Составление презентации

Материально-техническое обеспечение

Занятия  проходят в кабинетах  №3 и №6 . Оборудование: доска, компьютер, экран,  проектор, плакаты.

Информационное обеспечение

Интернет ресурсы:

http://cartechnic.ru/pdd - сайт ПДД и тесты онлайн

http://ped-kopilka.ru/vneklasnaj a-rabota/pravila-bezopasnogo-povedenij a-na-doroge/istorij a-poj avlenij a- pravil-dorozhnogo-dvizheniia-istoriia-svetofora.html - история появления правил дорожного движения. История светофора.

http://ped-kopilka.ru/vneklasnaia-rabota/pravila-bezopasnogo-povedeniia-na-doroge/uchastniki-dorozhnogo-dvizheniia-zachem-nuzhny-pravila-dorozhnogo-dvizheniia.html - участники дорожного движения. Зачем нужны правила дорожного движения?.

 http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnava-shkola/testvi-po-pdd-dlva-shkolnikov-s-otvetami.html - тесты и викторины по пдд для школьников онлайн.

http://pdd-test-online.ru/pdd-online/wdiuki.html - тесты по ПДД для школьников. Правила дорожного движения для школьников.

http://maminsite.ru/forum/viewtopic.php?p=62647 - правила дорожного движения для школьников.

https://www.voutube.com/watch?v=Dpd igcirhE - видео-уроки пот БДД для школьников.

http://ppt4web.ru/okruzhaiushhiii-mir/pravila-dorozhnogo-dvizheniia-dlia-shkolnikov.html - презентации по ПДД для школьников.

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniva-1179058.html - конспекты уроков по ПДД.

http://www.videouroki-onlain.com/2013/10/blog-post 5634.html - полный курс ПДД (видео-уроки).
http://festival. 1september.ru/ - сайт для учителей.
http://nsportal.ru/ - сайт для учителей.

https://infourok.ru/ - сайт для учителей.

 

Кадровое обеспечение. Преподаватель 4 класса.

Методические материалы:

- билеты по ПДД,  медицине.

- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.

- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений

 - программа по изучению правил дорожного движения в школе 4 кл.

. - методические рекомендации по организации профилактики детского дорожнотранспортного травматизма.

- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в классах

Оценочные материалы  

Опросник

Вариант 2

ФИО воспитанника ________________________________

По предмету «Правила дорожного движения», включает 3 вопроса по пройденным темам.

Темы: Введение. Содержание предмета. Общие положения. Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров. Обязанности водителей.

1. Напишите основные нарушения водителями транспортных средств, своих обязанностей ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Напишите основные нарушения правил дорожного движения, совершаемых пешеходами______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Напишите, как нельзя поступать пешеходам на дороге _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечания_______________________________________________________



Тест "Проверь себя" (для детей -10-11 лет).

Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения.

Задача ребенка найти лишнее слово.

1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).

3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя (автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

9. Дорожные знаки делятся на (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

Опрос "Как избежать опасности на улицах"

1. Вопрос: Почему надо переходить улицу только на перекрёстке и на пешеходном переходе? Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю.

2. Вопрос: Почему нельзя переходить улицу на красный или жёлтый свет? Когда для пешеходов включён «красный» свет, для водителей горит «зелёный». Видя зелёный, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включён всего полминутки. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать «зелёного» света.

3. Вопрос: Почему опасно переходить улицу бегом? Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. Всё прыгает, и сил уходит много. И при переходе главное – внимательно наблюдать и влево и вправо, потому, что часто улица обманчива: кажется безопасно и, вдруг, выезжает машина из переулка, или из-за другой машины. Ещё труднее заметить мотоцикл.

4. Вопрос: Почему опасно переходить улицу наискосок? Когда идёшь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее.

5. Вопрос: Что означает надпись "Опасность на повороте" на задней части автобуса?

6. Вопрос: Когда аварий автомобилей больше: в начале гололёда или на второй день? Почему? В первый день, потому что водители привыкли ездить по сухой дороге и опаздывают перестроиться.

Список литературы

1.Н.Ф. Виноградова Н.Ф., - Издательский центр: «Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с.

2.Ковалько В.И. Игровой модуль курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1- 4 классы. - М.: ВАКО, 2006.- 192 с.- (Мастерская учителя)

3.Фролов М.П, Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: Учебное пособие для 5- 6 классов. -М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-80 с.- (Безопасность на улицах и дорогах)

4.Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. -М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.-(Безопасность на улицах и дорогах).

5.Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах 2 класс: Иллюстрированный материал кметодическому пособию для учителя. -М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.-(Безопасность на улицах и дорогах).

6.Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах 3 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. -М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.- (Безопасность на улицах и дорогах).

7.Пособие для родителей, воспитателей, учителей Правила Дорожного Движения. - С-Петербург “ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК”,2007.-30 с. (ПДД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный

      Рабочая программа  кружка  «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....