Эффективные практики родительского просвещения
консультация
Эффективные практики родительского просвещения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_praktiki_roditelskogo_prosveshcheniya.docx | 62.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные практики родительского
просвещения
Подготовила
учитель начальных классов
Бузина Ольга Руслановна
Усмань, 2024
Эффективные практики родительского просвещения
В настоящее время необходимость оказания родителям содержательной квалифицированной помощи просветительского характера становится все актуальнее.
Предоставление родителям возможности получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей – одно из направлений Основ государственной культурной политики1.
Содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи – одна из задач государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года2.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года3 предусмотрено создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого- педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Модуль «Работа с родителями» включен в примерную программу воспитания4.
Работа педагогического коллектива по внедрению модели родительского просвещения является важным направлением взаимодействия общеобразовательной организации и родителей.
Цель родительского просвещения: обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Просвещение как механизм формирования родительской компетенции представляет собой:
- систему, открывающую родителям ориентационное поле, в кото- ром они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
- особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
- процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Родительское просвещение помогает решать следующие задачи:
- укрепление сотрудничества семьи и образовательной организации в воспитании детей;
- формирование ответственного отношения родителей (законных представителей) к воспитанию детей;
- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
- осуществление просветительской и профилактической деятельности с родителями (законными представителями), направленной на профилактику психолого-педагогических, правовых и социальных проблем;
- решение вопросов гармонизации детско-родительских отношений.
Функции родительского просвещения:
- Просветительская функция – создание информационных возможностей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, эффективно воздействовать на ситуацию.
- Консультативная функция – психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им личностных, общественных и учебных навыков.
- Коммуникативная функция – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей, укрепление детско-родительских отношений.
- Развивающая функция – формирование у родителей потребности самообразования, повышения уровня родительских компетенций.
- Организационно-управленческая функция – продвижение лучших практик участия родителей в государственно-общественном управлении образованием, повышение эффективности данных процессов, консолидация детей и взрослых вокруг школы.
Просветительская работа с родителями создается с учетом особенностей родительского сообщества конкретной общеобразовательной организации, с учетом целевых групп внутри него.
Просвещение может охватывать три уровня проблем, с которыми могут сталкиваться участники образовательных отношений:
- индивидуальные проблемы ребенка и семьи;
- проблемы конкретного класса;
- проблемы, характерные для определенного возрастного периода.
Дифференцировать родительское просвещение можно, ориентируясь на различные аудитории:
- универсальное просвещение рассчитано на широкий и неопределенный круг родителей, направлено на общие проблемы, специфичные для возрастного периода обучающихся в классе или группе классов;
- специализированное просвещение рассчитано на определенную категорию или целевые группы родителей, направлено на конкретные проблемы, актуальные в конкретной группе на данный момент (для родителей, имеющих; детей с ОВЗ, эмоциональными проблемами и трудностями в обучении просвещение по вопросам профилактики девиантного поведения детей; для отцов; для родителей, чьи дети, состоят на учете в КДН и для асоциальных родителей; для родительского актива (родительских советов, родительских комитетов, управляющих советов);
- индивидуальное просвещение родителя ориентировано на определенные проблемы, затрагивающие конкретно его ребенка (подобный вид просвещения может быть организован как по запросу родителя, так и по инициативе школьного психолога или педагога).
Просвещение чаще всего включается в комплексные программы, которые содержат в себе не только передачу информации родителям (например, на родительских собраниях или специально организованных лекциях для родителей), но и сочетают развивающие, информационные, просветительские и иные компоненты, направленные на обучение родителей навыкам эффективной коммуникации и управления поведением ребенка или подростка, стратегиям преодоления трудностей, мотивирование в получении более специализированной помощи и т.д.
Организационными формами просветительской работы могут стать: академия родительского образования, родительский университет, родительский всеобуч, родительский лекторий, родительская гостиная, семейный всеобуч, школа семейного уклада, школа родительского мастерства, школа любящих родителей, школа родительского актива, родительский клуб и т.п. Данные объединения родителей могут иметь свои традиции, ритуалы, систему поощрения, знаки отличия и т.д.
При проектировании просветительской деятельности необходимо учитывать наиболее острые дефициты родительских компетенций. Актуальность тематики с точки зрения существующих проблем определяется, с одной стороны, объективными требованиями к тому, в чем современный родитель должен быть компетентен, с другой, реальным родительским запросом. Действенную по- мощь в этом может оказать опрос родителей и мониторинг ситуации.
Спектр тем, актуальных для родителей, широк. Родители могут получать как конкретные знания в наиболее востребованных областях (здоровье, взаимоотношения, практики воспитания, взаимодействие с системой образования), так и навыки самостоятельного нахождения необходимой информации, личностные компетенции, способствующие принятию ответственной, активной пози- ции в решении возникающих проблем.
Просветительская работа состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:
1 этап. Установочный (ориентировочный) и диагностический этап.
Цель: снятие тревожности, повышение уверенности каждого участника, формирование желания сотрудничать со специалистами и что-либо узнать, а в некоторых случаях изменить выявление ключевых потребностей в специализированных познаниях.
- этап. Просветительский и развивающий этап с элементами обучения и последующей отработкой полученных знаний и навыков.
Цель: прояснение и уточнение запросов, ожиданий, совместный анализ трудностей и проблем, обучение эффективным стратегиям и методам коммуникации, саморегуляции и т.д., то есть овладение знаниями, умениями и навыками в соответствии с теми или иными запросами.
- этап. Этап оценки эффективности.
Цель: оценка полученных результатов, обсуждение рекомендаций.
Взаимодействие с родителями необходимо выстраивать так, чтобы это не воспринималось ими как навязывание идей педагога относительно того, что делать, как обращаться с ребенком. Нужно избегать дидактичности и назидательности. Педагог предлагает родителю получить специализированные знания, которые могут помочь ему при взаимодействии с ребенком, однако, использовать ли эти знания – решать самому родителю. Желательно, чтобы родитель сам приходил к определенным выводам, которые педагог хочет донести до него.
Подача информации должна быть доступной и тактичной. Важно учитывать индивидуальные особенности родителя или группы, с которой идет просветительская работа. Если педагог в просветительских целях приводит примеры для понимания, они не должны быть привязаны к конкретному ребенку, если пример взят из личной практики, обязательно должны быть сохранены анонимность и конфиденциальность ребенка и родителей, к которым эта ситуация относится.
Формы просвещения родителей варьируются от лекций, родительских собраний, тематических консультаций, круглых столов до тренингов, практикумов, тематических конференций, вечеров вопросов и ответов, диспутов и дискуссий (Приложение ).
Среди форм работы можно выделить стендовую информацию, которая дает возможность родителям ориентироваться в новинках популярной психолого-педагогической литературы, изданной в помощь тем, кто занимается воспитанием, обучением и развитием детей. Наиболее доступными в просветительской работе для восприятия родителями являются различные наглядные мате- риалы – памятки, инфографика и т.д. Может быть организована подготовка, издание и распространение различных буклетов, памяток для родителей и другого вида малотиражных и необъемных публикаций.
Просветительская деятельность может осуществляться как в очном, так и в дистанционном режиме. Дистанционными способами просвещения могут выступать публикации и рассылки просветительских материалов в социальных сетях, мессенджерах, тестовые и видеоблоги, форумы и дискуссии в сообществах социальных сетей.
Рекомендуется создание специального раздела на сайте образовательной организации, где бы размещалась информация, помогающая родителям открывать для себя и учитывать в общении с ребенком те аспекты его развития, которые влияют на становление его личности.
Непосредственными результатами реализации просветительских про- грамм могут выступать:
- получение информации, усвоение знаний, необходимых для успешного выполнения родительских функций;
- изменение субъективного отношения к ситуациям, событиям, проявлениям на основе определенных ценностей;
- приобретение и отработка, закрепление практических навыков и умений.
Формы работы с родителями
Приложение
Дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение постав- ленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута – ведение спора. Многое определяет поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родите- лей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнению любого участника.
Лекция – форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ воспитательных явлений, конкретных педагогических ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать при- чины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Одно из необходимых условий лекций – опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции – непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Мастер-класс – активная форма обучения родителей, при которой приобретаются или совершенствуются знания через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника.
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.
Педагогический совет с участием родителей, целью которого является привлечение родителей к активному осмыслению проблем школы. В ходе пед- совета предполагается: теоретическая часть, которую готовят педагоги в соот- ветствии с темой педсовета; подведение итогов анкетирования, которое прово- дится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях роди- телей по обсуждаемой проблеме; интервью с родителями, помогающее педаго- гам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, нала- дить обратную связь в сфере влияния общеобразовательной организации на ре- бенка и семью; педагогические ситуации, которые активизируют родителей и делают общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон; деловая игра «телефон доверия», в ходе которой родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде.
Практикум – форма выработки у родителей психолого-педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических проблем, тренировка педагогического мышления родителей.
Работа с ситуациями – технология самокорректировки родительской позиции, способ формирования общественного мнения – что такое «хо- рошо» и что такое «плохо» в жизни человека, семьи, общества, возмож- ность найти выход из конкретной конфликтной ситуации и решение се- мейной проблемы.
Родительская конференция – форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний по определенной теме. Родительские общешкольные, классные конференции имеют огромное значение в системе работы школы. Родительские конференции должны обсуждать конкретные и насущные проблемы, основные вопросы школьной повестки дня, актуальные тренды образовательной и социальной политики. Конференции могут быть научно-практическими, теоретически- ми, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ обучающихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Родительские гостиные – форма психолого-педагогического просвещения родителей, где обсуждаются вопросы возрастных особенностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов.
Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать проблематику и литературу различной тематики и участвовать в ее обсуждении. На первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы, которые наиболее важны, а учитель собирает информацию, анализирует ее, подбирает книги, в которых можно получить ответ на поставленные вопросы. К следующему собранию родители читают рекомендованные книги, знакомятся с информацией в сети Интернет, готовят выступления, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после про- чтения книги.
Родительский клуб – форма работы с родителями, которая проводится в форме систематических встреч. Цель клуба – заинтересовать родителей в об- суждении вопросов воспитания детей. Главное условие успеха таких встреч – добровольность и взаимная заинтересованность.
Родительский ринг – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители.
Родительский форум – форма психолого-педагогического просвещения родителей при школьном интернет-сайте, где обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников.
Родительский тренинг – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
Родительское собрание – форма повышения педагогической культуры родителей, проходящая в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся. Важно организовывать и проводить тематические родительские собрания, использовать их как форму анализа, осмысления новой информации о школе и актуальных задачах её развития, прежде всего в части содержания работы. Собрание должно учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями. Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов собрания с родителя- ми, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития школы.
Ролевые игры – форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности умений участников по определенной тематике. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Семейный всеобуч – форма психолого-педагогического просвещения, где родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся.
Университет педагогических знаний помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей.
Школа для родителей – форма психолого-педагогического просвещения родителей, которая вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи с учебным заведением, а также взаимодействию родителей и педагогов в воспитательной деятельности.
Список рекомендуемых методических материалов по организации родительского просвещения
- Из опыта работы победителей III Всероссийского конкурса центров и про- грамм родительского просвещения. Сборник. – М.: ООО «Национальная родительская ассоциация», 2019. – 372 с. http://deti-nn.ru/wp- content/uploads/Sbornik_Iz_opyta_raboty_pobediteley_III_Vserossiyskogo_konk ursa_Tsentrov_i_programm_roditelskogo_prosveschenia.pdf
- Итоговый сборник методических и информационных материалов, разрабо- танных в рамках проекта «Методическое обеспечение взаимодействия об- щеобразовательных организаций и родительской общественности в рамках урочной и внеурочной деятельности по вопросам формирования и популя- ризации семейных ценностей». – М.: ООО «Национальная родительская ас- социация», 2018. – 741 с.
https://nra-russia.ru/pic/news/2018/05/28/01/metodichki-abcdefg.pdf
- Калинина Н.В., Игумнов С.А., Ефимова О.И., Коренский Н.В. Работа с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической деятельности с несовершеннолетними, клонными к суицидальному поведению. Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организа- ций. – М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. – 38 с. http://ppms.edu-
penza.ru/documents/1%20Профилактика%20суицидов%20в%20работе%20с% 20родителями%20(мет%20рек).pdf
- Каталог лучших практик родительского просвещения, представленных по- бедителями II Всероссийского конкурса центров и программ родительского просвещения. – М.: ООО «Национальная родительская ассоциация», 2018. – 79 с. https://nra-russia.ru/pic/projects/2018/10/20/01/sbornik-cprp.pdf
- Комплект методических рекомендаций, памяток, наглядных информацион- ных материалов по вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми. – М.: ООО «Национальная родительская ассоциация», 2018. https://nra-russia.ru/glavnaya/meropriyatiya/komplekt-materialov-po-voprosam- povyisheniya-urovnya-finansovoj-gramotnosti-semej-s-detmi.html
- Комплект методических рекомендаций, памяток, наглядных информацион- ных материалов по участию родительской общественности в общественно- государственном управлении образованием, независимой оценке качества образования. – М.: ООО «Национальная родительская ассоциация», 2017. https://nra-russia.ru/news/2017/oktyabr/naglyadnyie-informaczionnyie- materialyi-po-uchastiyu-roditelskoj-obshhestvennosti-v-obshhestvenno- gosudarstvennom-upravlenii-obrazovaniem-nezavisimoj-oczenke-kachestva- obrazovaniya.html
- Методическое обеспечение взаимодействия общеобразовательных органи- заций и родительской общественности в рамках урочной и внеурочной дея- тельности по вопросам формирования и популяризации семейных ценно- стей. – М.: ООО «Национальная родительская ассоциация», 2018. https://nra- russia.ru/news/2018/maj/metodicheskie-rekomendaczii-po-populyarizaczii-i- formirovaniyu-semejnyix-czennostej.html
- Методические рекомендации для классных руководителей, социальных пе- дагогов, вожатых и других педагогических работников, занимающихся вос- питательной работой, по организации и проведению мероприятий для детей и их родителей по популяризации и формированию семейных ценностей в среде обучающихся образовательных организаций. – М.: ООО «Нацио- нальная родительская ассоциация», 2018. – 32 с. https://nra- russia.ru/pic/news/2018/05/28/01/5-chast-g.pdf
- Методические рекомендации для классных руководителей, социальных пе- дагогов, вожатых и других педагогических работников, занимающихся вос- питательной работой, по организации и проведению мероприятий для обу-
чающихся и их родителей по тематике информационной культуры, здорово- го и безопасного образа жизни семей. – М.: ООО «Национальная родитель- ская ассоциация», 2018. – 28 с. https://nra-russia.ru/pic/news/2018/05/28/01/1- chast-a.pdf
- Методические рекомендации для классных руководителей и иных педаго- гических работников по проблемным вопросам мотивации родителей к уча- стию в управлении образованием и независимой оценке качества образова- ния. СЕМЬЯ И ШКОЛА: формы, нормативы, лучшие практики. – М.: ООО
«Национальная родительская ассоциация», 2017. – 28 с. https://nra- russia.ru/pic/projects/2017/10/08/02/metodichka-2.pdf
- Организация просветительской работы с родителями по вопросам профи- лактики девиантного поведения. Методические рекомендации для руково- дителей образовательных организаций. / Дворянчиков Н.В., Делибалт В.В., Казина А.О., Лаврешкин Н.В., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Власова Н.В., Богданович Н.В., Чернушевич В.А., Чиркина Р.В., Банников Г.С. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – 112 с.
https://psyjournals.ru/files/98653/devbehprevention2018.pdf
- Сборник об опыте работы с родителями, лучших Центрах и программах родительского просвещения (по итогам проведения в 2020 году IV Всерос- сийского конкурса центров и программ родительского просвещения). – М.: ООО «Национальная родительская ассоциация», 2020. https://nra- russia.ru/glavnaya/meropriyatiya/sbornik-ob-opyite-rabotyi-s-roditelyami- luchshix-czentrax-i-programmax-roditelskogo-prosveshheniya.html
Список рекомендуемой литературы
Приложение 3
- Бабунова Е.С. Психология семьи и семейного воспитания: учебно- методическое пособие. – 2-е издание, стереотипное. – М.: Издательство
«ФЛИНТА», 2015. – 60 с.
- Багирова А.П. Родительский труд: условия реализации, мотивы и результа- ты: монография / А.П. Багирова и [др.] ; под общ. ред. проф. А.П. Багиро- вой; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. – Ека- теринбург: Издательство Уральского университета, 2015. – 171 с.
- Грицай Л.А. История родительского воспитания в отечественной право- славной традиции: учебное пособие/ Грицай Л.А. – Саратов: Ай Пи Эр Ме- диа, 2019. – 145 c.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1–11 классах. – М.: Вербум-М, 2001. – 80 с.
- Зверева О.Л. Актуальные проблемы семейного воспитания: учебно- методическое пособие/ Зверева О.Л. – М.: Московский педагогический гос- ударственный университет, 2015. – 40 c.
- Нарыкова Г.В. «Родительский университет» как форма родительского про- свещения и образования // Научно-практический электронный журнал «Ал- лея Науки». – № 4(20). – 2018. – https://alley-science.ru/
- Некрасова З.В. Перестаньте детей воспитывать помогите им расти / Заряна и Нина Некрасовы. – М.: София, 2010. – 414 с.
- Некрасова З.В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом де- лать: пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. – Изд. 2-е, доп. – М.: Академический проект, 2017. – 254 с.
- Мальханова И.А. Школа для трудных родителей. – М.: Проспект, 2015. – 177 с.
- Метлякова Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспи- тания в учреждениях образования: учебно-методическое пособие/ Метляко- ва Л.А. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. – 331 c.
- Психологическое консультирование в образовательном процессе: учебное пособие / Составители О.С. Карымова, Е.В. Логутова; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2019. – 141 с.
- Ремизов В.Б. Уроки Толстого и школа культуры. Книга для родителей и учителя: монография/Ремизов В.Б. – М.: Проспект, 2019. – 360 с.
- Родители и дети: психология взаимоотношений / Е.А. Савина [и др.]. – М.: Когито-Центр, 2019. – 230 c.
- Родители - путеводители: как проложить маршрут счастливого детства / Ким Джон Пейн; [пер. с англ. И.В. Антипкиной]. – Москва: Эксмо, 2019. – 312 с.
- Савинков С.Н. Семейное воспитание и развитие личности ребенка: книга для родителей и педагогов: 10 правил от семейного психолога, которые должен знать каждый / Станислав Савинков. – СПб: Весь, 2020.
- Сазонтова Л. Жизнь без школы: как организовать семейное обучение для вашего ребенка / Сазонтова Л. – Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 138 c.
- Семеновских Т.В. Психолого-педагогическая работа учителя с родителями: учебное пособие / Т.В. Семеновских; [рец.: Г.В. Кухтерина, Н.А. Голиков; отв. ред. вып. А.В. Трофимова]; М-во образования и науки РФ, Тюм. гос. ун-т, Ин-т дистанц. образования, Ин-т психологии и педагогики. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2015. – 268 с.
- Современные технологии родительского образования: учебно- методическое пособие / [Коробкова В.В., Метлякова Л.А., Якина Ю.И. [и др.]; редакционная коллегия: Коробкова В.В. (науч. ред.), Якина Ю.И. (отв. за выпуск)]; Министерство образования и науки Российской Федера- ции, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Пермский государственный гуманитарно- педагогический университет», Министерство социального развития Перм- ского края, АНО «Институт поддержки семейного воспитания». Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. – 310 с.
- Фархшатова И.А. Классный руководитель в современной начальной школе: теория и практика деятельности / учебное пособие по направлению подго- товки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготов- ки), профили Дошкольное образование и Начальное образование / И.А. Фархшатова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2020. – 125 с.
- Харламова Т.М. Родители и дети: психология и взаимоотношения: моно- графия / Т.М. Харламова, Л.Л. Баландина, Д.С. Корниенко; М-во образова- ния и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образова- тельное учреждение высш. проф. образования «Пермский гос. пед. ун-т», Каф. психологии, Ин-т психологии. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – 131 с.
- Эйестад Гюру. Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей / Эйестад Гюру. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 295 c.
- Якина Ю.И. Социально-педагогическая работа с семьей. Модуль «Подго- товка родителей младших школьников к взаимодействию с одаренным ре- бенком»: учебно-методическое пособие/ Якина Ю.И. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. – 250 c.
Приложение 4
Рекомендуемые интернет-ресурсы
- Национальная родительская ассоциация: https://www.nra-russia.ru
- Он-лайн центр информационной поддержки родителей: https://ruroditel.ru/
- Библиотека-энциклопедия российского родителя: https://biblio-nra- russia.info
- Стандарт доказательности практик в сфере детства: http://www.ozenka.info/about/dokazatelniy_podhod/standart_dokazatelnosti_p raktik/
- Родительский университет Просвещения «Родителями не рождаются»: https://parents.university/
- Журнал «Школа современных родителей»: https://ruroditel.ru/magazine/
- «Семья и школа»: журнал для родителей и педагогов: http://mag7a.narod.ru
- YouTube канал для родителей «Семейный траблшутинг»: https://www.youtube.com/channel/UC6jVg97MMUHdPK1ui3R2kiA
- Сайт Всероссийского конкурса центров и программ родительского про- свещения: http://centerpros.ru/index.ph
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа родительского просвещения о целях и задачах введения ФГОС НОО
В своей работе по просвещению родителей о целях и задачах введения ФГОС НОО я использую материалы Управления образования администрации Богородского муниципального района. Данный материал разделе...
Программа родительского просвещения
Программа родительского просвещения...
эффективные практики обучения детей с ОВЗ
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Описание эффективной практики «Формирование смыслового чтения средствами ИКТ»
В современной школе учебно-познавательный процесс должен строиться на основе деятельностного подхода. Поэтому задача современного учителя – создать те условия, которые будут побуждать у обучающихся уч...
Эффективные практики патриотического воспитания
Опыт работы учителей начальной школы...
Доклад «Эффективные практики детско-взрослого партнерства в школе».
Создание единой образовательной системы в оказании качественной психологической помощи участникам образовательного процесса является важным направлением в системе медико-социально и психолого-педагоги...
Школа как центр родительского просвещения
Проблема взаимодействия образовательной организации с семьей всегда остается актуальной. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в...