Формирование коммуникативных УУД у детей с ОВЗ
статья (2, 3, 4 класс)
Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
Для ребенка лучшим другом стал компьютер, а любимое занятие- компьютерные игры.
Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими людьми. Особенно эта проблема актуальна для детей с ОВЗ.
В статье даны приемы формирования коммуникативных УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах через игру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах через игру
Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
Для ребенка лучшим другом стал компьютер, а любимое занятие- компьютерные игры.
Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими людьми. Особенно эта проблема актуальна для детей с ОВЗ.
В настоящее время происходит распространение процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в школьные образовательные учреждения, что представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.
Наблюдения за повседневной деятельностью детей с ОВЗ, за их общением, показывают, что:
-ребята не имеют навыков конструктивного общения с ровесниками и часто становятся причиной ссор и конфликтов в детском коллективе;
-они не могут поддерживать и развивать установившиеся контакты, адекватно выражать свои мысли, поэтому часто конфликтуют;
- дети в основном малоразговорчивы с учителем и со сверстниками;
-невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание;
-участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь.
В коммуникативной деятельности школьников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении.
Группа школьников с ОВЗ в моих классах чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития
-слуха
-зрения
-опорно-двигательного аппарата
-задержкой психического развития.
Я считаю, что использование игровых технологий наиболее успешно способствует формированию коммуникативных УУД у детей с ОВЗ.
Игровые технологии успешно помогают достичь поставленных в образовательных стандартах целей обучения. Разнообразие форм и методов игрового обучения даёт возможность эффективного применения игры на уроках в любом классе и практически на любом материале. Игра может стать эффективным средством формирования универсальных учебных действий лишь при условии её систематического применении в процессе обучения.
Игры и развивающие упражнения можно использовать как на уроке, так и вовнеурочное время (коррекционно-развивающие занятия, классные часы, внеклассные мероприятия, развлечения).
Для развития коммуникативных УУД, можно рекомендовать следующие игры:
- Игра «Пресс-конференция»
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например, «Твой выходной день», «Экскурсия в зоопарк», «День рождения друга» и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.
- Игра «Горячий стул»
В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает на нем место. Когда кто-то сидит на стуле, остальные члены группы, подходя к нему сзади, обращаются со следующими словами: «Больше всего мне в тебе нравится, что ты...» или «Ты лучше всех, потому что...» и т.д.
- Игра «Разговор через стекло»
Цель: развивать мимику и жесты.
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло». Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить…»), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
- Игра «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Таким образом можно сделать вывод: -во время игровой деятельности дети развиваются и учатся взаимодействовать с окружающим миром;
-увеличивается объем словарного запаса, развивается грамматический строй речи;
-развивается эмоционально-волевая сфера;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
- стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности. а также умению договариваться;
-дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу;
-у детей развивается уверенность в своих силах.
Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-226266-1364216582.png)
Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения
За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Многие специалисты считают, что, возможности успешной со...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564416-1421240359.jpg)
формирование коммуникативной компетентности у детей с речевыми нарушениями
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/14/picture-343116-1431600231.jpg)
«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»
Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/26/picture-105732-1506413115.jpg)
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного и младшешкольного возраста
Упражнения по развитию коммуникации...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-548579-1418270506.jpg)
Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому
В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/19/picture-757984-1624066532.jpg)
Формирование коммуникативной компетенции у детей с нарушениями аутистического спектра
За последние годы возросло количество детей с нарушениями аутистического спектра (аутизмом). Педагоги образовательных учреждений в замешательстве, ведь эти д...
Использование игровых упражнений и сенсорных стимулов при формировании коммуникативных навыков у детей с ТМНР
Сообщение заслушено на методическом объединении воспитателей, учителей- дефектологов Специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного...