Воспитательная работа в кадетской школе
рабочая программа

Воспитательная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_galitskaya_v.v.docx737.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МБОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ Ф. Ф. УШАКОВА

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: «ПУТЬ В КАДЕТСТВО»

начальная ступень

среднего общеобразовательного учреждения

Учитель начальных классов:

 Галицкая Виктория Валерьевна

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

                                                 Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

                                             но прежде всего и больше всего - люди.

                                                            Из них на первом месте - педагоги и родители.

 А.Макаренко

Пояснительная записка

В

оспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

В настоящее время школы работают, опираясь на Федеральные государственные стандарты образования и воспитания учащихся. Общество требует обучения детей пониманию необходимости своего труда, а педагогика – гармоничного развития личности ребёнка.

Задача ФГОС – ориентация системы образования и воспитания на новые результаты, связанные с развитием личности ребёнка. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей». Это успешнее получается, когда в воспитании принимают участие школа, семья, социальная среда, окружение и все факторы, с которыми соприкасается личность растущего человека.

При создании данной воспитательной системы я отталкивалась от цели воспитательной системы школы-создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовностью к его защите. Актуальными вопросами стали:

- духовно-нравственное развитие;

- ежедневное повышение уровня культуры;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- здоровьесбережение школьника;

- трудовое, экологическое и интеллектуальное направления.

Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Младший школьный возраст является важнейшим периодом в развитии личности ребёнка и формировании его эмоционального опыта, который напрямую зависит от организации учебно-воспитательной работы.

Целеполагание

Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, общество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), формируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации- личностное развитие школьников.

  Цель программы: развитие духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи, школы и других социумов.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1)        способствовать формированию гармонично-развитой, духовно-нравственной, творческой личности с активной гражданской позицией;

2)        воспитание ребёнка как члена семьи, школьного коллектива, общества, формирование умения общаться с различными категориями граждан;

3)        воспитание патриотизма;

4)        приобщать к здоровому образу жизни;

5)        создать в классе благоприятную эмоционально-психологическую среду для успешного развития участников образовательного процесса, нацеливать их на самореализацию в обществе;

6)        способствовать осуществлению воспитательного процесса учащихся в единстве семьи и школы (семья → ученик → школа → семья).

Главный приоритет данной программы является - создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний- основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста – самоутвердиться в своем новом социальном статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. К наиболее важным из них относятся следующие:

 – быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим;

– быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; – знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

– беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и по возможности о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

– проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

– стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

 – быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

 – соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

 – уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;

-  стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;

- уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;

- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, людям с ограниченными возможностями здоровья;

 – быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Концептуальные основы системы

В.А. Сухомлинский утверждал, что «хороший учитель – это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком».

Действительно, каждый ребёнок должен чувствовать, что он незаменим, любим, что его принимают таким, какой он есть, с ним хотят общаться, дружить, с ним интересно. Первыми людьми, дающими ребёнку любовь и заботу, должны быть родители. В них он видит защитников, советчиков, друзей. И вот ребёнок переступает порог школы, надеясь, что рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, научить, помогут стать умнее, смелее, добрее. Учителю важно не разочаровать ребёнка, а, наоборот, превратить его школьные часы, дни, годы в счастливые мгновения, чтобы детям запомнилось не серое существование, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечения, поисков и находок жизнь.

Грузинский педагог Ш.А. Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах».

Учения и мысли этих известных педагогов помогли мне утвердиться в выборе гуманистического принципа при разработке воспитательной системы. В своей работе я опиралась на «педагогику сотрудничества» Ш.А. Амонашвили, на концепцию, ориентированную на коллективное воспитание В.А. Караковского, на личностный подход С.Л. Соловейчика.

В основе воспитательной системы «Путь к кадетству» лежит гуманистический принцип. Суть этого принципа в том, чтобы «расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его добровольным помощником в своём же воспитании» (Ш.А. Амоношвили). Основными положениями воспитательной системы стали:

- поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Принимать человека надо таким, какой он есть.

- нужно учить детей радоваться успеху другого человека, огорчаться его неудачам, поддерживать в трудную минуту;

- «Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен постоянно общаться со своими учениками, не проходить мимо ребёнка, который хочет быть услышанным, замеченным;

- сотрудничество взрослых и детей. Взрослые помогают развитию ребёнка, а взамен получают положительные эмоции и снятия уровня беспокойства за детей. В совместной деятельности родителей, детей, учителя каждый вносит что-то своё и учиться чему-то у других.

- браться за любое дело с увлечением, развивать творческий потенциал детей, формировать активную жизненную позицию. В этом помогает проектно-ориентированный подход.

Таким образом, были определены основные направления воспитательной системы класса. Они перекликаются с социальными ролями, при выполнении которых человек приобретает качества, помогающие ему стать гармоничной личностью. В тесном сотрудничестве родителей и учителя легче передавать социальные, нравственные, культурные ценности учащимся. В мире добра надежнее оставить след в душах и сердцах воспитанников.

В воспитательной системе класса выделены следующие направления: 

Духовно-нравственное (Работа по формированию духовно-нравственных качеств личности. Приобщение к общечеловеческим культурным ценностям).

  • Нравственное воспитание. Общение. Досуг. Милосердие.
  • Гражданско-патриотическое воспитание.

Общеинтеллектуальное (Работа по созданию условий для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии).

  • Воспитание культуры обучения. Предметные олимпиады, конкурсы

Общекультурное (Работа по формированию дружного, сплоченного классного коллектива. Формирование навыков общения, культуры поведения).

  • Воспитание семейной культуры.
  • Трудовое воспитание и профориентационная работа. Экологическое воспитание.
  • Этическое и эстетическое воспитание

Спортивно-оздоровительное (Работа по приобщению к здоровому образу жизни и правильному отношению к окружающей среде).

  • Физическое и валеологическое воспитание. Оздоровительные мероприятия.

Социальное.

  • Профилактическое:

- Социальная защита детей и правовое воспитание. Группа риска.  

- Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма

Принципы построения программы:

-принцип полноты - программа включает в себя существенные элементы функционирования военно-патриотической работы в целом в школе;

-принцип целевого единства - все ведущие компоненты направлены на достижение цели и задач программы;

-принцип духовно-нравственного развития;

-принцип дифференцированного подхода, который позволяет выстраивать взаимоотношения с участниками программы с учетом специфики направления деятельности программы и национальной принадлежности отдельных семей (возраст детей, изучение социального паспорта класса, учет родителей как участников боевых действий, национальные реликвии в семье и т.д.);

-принцип гуманизации -образовательного пространства через установление педагогического взаимодействия между педагогом, учащимися и членами их семей как важнейшее условие полноценного развития личности ребенка в плане патриотического воспитания гражданина нашей родины;

-принцип культуросообразности- изучение семейного архива и составление генеалогического древа, реализация которых осуществляется с учетом особенностей национальной культуры, связи истории семьи с историей родного края, отечества в целом.

-открытость для творческого использования всеми исполнителями программы.

Аналитическая часть

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА

В классе 26 человек: 9 девочек,  17 мальчиков. К учебным занятиям ребята относятся ответственно и являются довольно работоспособными.

Начиная с первого класса, среди учащихся выделились две микрогруппы.

Первая группа – дети ходили в один детский сад. Они до сих пор тесно общаются между собой, дружат, гуляют вместе.

Оценивая 1, 2, начало 3 года обучения могу сказать, что отношения между детьми  доброжелательные, иногдп вспыхивают конфликты, ссоры, редко - драки.  В настоящее время в результате совместной работы учащихся, классного руководителя, педагогов, родителей видна динамика развития классного коллектива. В классе сложились доверительные отношения, открытой агрессии в поведении отдельных учащихся не наблюдается. Общение большинства ребят строится на принципе сотрудничества и взаимной поддержки. В классе есть работоспособный актив, лидеры.

  Учащиеся ответственно относятся к роли дежурного, добросовестно выполняют поручения: моют доску, наводят порядок на рабочих местах и игровом уголке, готовят рабочее место к уроку и т. п.

 Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.

Учащиеся всегда информированы о том, что происходит в школе. Класс проявляет большой интерес к внеурочной деятельности: с помощью педагогов готовят песни, заучивают стихотворения для мероприятий; совместно с родителями готовят поделки и открытки для конкурсов. Дети так же посещают различные кружки с учётом своих интересов.

       У всех ребят условия воспитания в семье отвечают социальным требованиям. Отношение родителей к своим детям ответственное и доброжелательное. Все родители посещают родительские собрания, прислушиваются к рекомендациям специалистов в школе.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Высокий уровень учебной мотивации имеют 15 учеников, они осознают важность и необходимость учения, охотно ходят в школу, стремятся учиться лучше, с интересом относятся ко всем предметам. Эти ребята быстро включаются в учебную деятельность, работают на протяжении всего урока, имеют достаточно устойчивые знания и способности к анализу, установлению закономерностей. Внимание произвольное, может работать с материалом недостаточно интересным, но важным на данном этапе урока. Темп деятельности познавательной активности выше среднего показателя класса. Новый материал запоминают быстро и прочно, умеют сравнивать, классифицировать, находить существенные признаки. Учебную задачу принимают и удерживают в полном объеме на протяжении всего урока. Работу доводят до конца. Развит самоконтроль.

Средний уровень учебной мотивации имеют 10 человек. Это учащиеся, которые осознают важность и необходимость учения, но с интересом относятся лишь к отдельным предметам. Внимание произвольное, но с нарушением распределения. К середине урока появляется утомление. Эмоционально-волевая сфера является недостаточно зрелой. Дети понимают и сохраняют учебную задачу, но во время работы отвлекаются. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему показателю класса. Самоконтроль развит средне. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему показателю класса. Самоконтроль развит недостаточно хорошо.

Низкий уровень учебной мотивации у одного ученика. Внимание непроизвольное. Познавательно - ориентировочный рефлекс снижен. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Работа по образцу. Необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Данный ученик быстро утомляется, чаще других отвлекается. Ему необходима смена видов деятельности, минутки релаксации, физ. паузы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- учащимся класса необходимо продолжать развивать навыки самостоятельности;

- учиться разрешать конфликты не с позиции силы, а с позиции ума;

- учиться договариваться, учиться слушать и слышать своих товарищей и учителей, принимать мнение других;

- продолжать формировать умение работать в группах и парах, совместно выполнять проектную деятельность, развивать коммуникативные навыки;

- необходимо у мальчиков развивать мужские качества поведения;

- продолжать формировать навыки трудового воспитания, ответственного отношения к дежурству по классу и т.д.

Все эти проблемы необходимо выполнять совместно учителю, ученикам и родителям, внедрять педагогику сотрудничества.

Модель ученика – выпускника начальной школы

(в соответствии с ФГОС)

Портрет ученика начальной школы складывается из следующих личностных характеристик:

  • ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • ученик, уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • ученик любознательный, активно заинтересованно познающий мир;
  • ученик, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • ученик готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • ученик доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • ученик, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
  • ученик социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями;
  • ученик, выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Внешние и внутренние связи

и отношения воспитательной системы класса

При разработке воспитательной системы учитывались различные факторы влияния на объект воспитания (ученика). Необходимо привести в соответствие эти взаимодействия.

Схема. Внешние и внутренние связи и отношения, входящие в воспитательную систему «Путь к кадетству»

  • Важную роль в воспитании играет привлечение семьи. Только в сотрудничестве с родителями можно достичь высоких результатов в воспитании.
  • Общение со сверстниками в классной среде и с учащимся других классов.
  • Общение с учащимися старшего возраста. На классную группу положительное влияние оказывают кадеты - старшеклассники, помощники воспитателей в летнем школьном лагере.
  • Классный руководитель, учителя школы, завучи, директор, логопед, психолог тоже входят в область взаимодействия ученика и являются главными наставниками.
  • Библиотеки, музеи, выставки, театры и кинотеатры оказывают огромную помощь в воспитании. Дети там получают новые знания и учатся трудиться и культурно себя вести.
  • Друзья из ближайшего окружения, руководители кружков, секций, театральной студии и др. обогащают жизнь учащихся.

Социальное сотрудничество оказывает огромную помощь в работе классного руководителя.

Социальный партнёр

Формы совместной деятельности

1) Школьная библиотека,

детская  районная библиотека

Классные часы, интеллектуальные игры, беседы о сохранности книг и пользе чтения и т.д.

2) Спортивные учреждения

Соревнования, акции, пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ), встречи.

3) Театры, кинотеатры, выставки, музеи

Акции, праздники, классные часы

4) Общественные организации

Акции, выставки, слёты, олимпиады

Этапы функционирования воспитательной системы класса

Условно можно выделить четыре этапа функционирования воспитательной системы класса:

  1. проектирование (или прогнозирование);
  2. становление;
  3. успешное функционирование;
  4. совершенствование. 

Программа рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Однако продолжительность каждого этапа зависит от особенностей класса, возможностей и способностей детей и может совпадать или не совпадать с продолжительность учебного года.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Этап 1 «Знакомство с кадетством»

(2022-2023 год)

- знакомство с учениками класса, изучение личностных особенностей, обучающихся и их родителей;

- создать условия для адаптации учащихся в новом коллективе;

- знакомство с традициями и символикой кадетской школы;

- определить общие цели, перспективы деятельности;

- сформировать деловые отношения в общей деятельности.

Этап 2 «Растим патриотов»

(2023-2024 год)

- сплочение детского коллектива, укрепление межличностных отношений;

- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;

- принятие норм и правил кадетской школы;

- организация работы актива класса;

- формирование традиций класса.

На этом этапе формируется чувство «локтя», призыв «сделай сам – помоги другому» становится основным девизом жизнедеятельности коллектива.

Этап 3 «Кадетское братство»

(2024-2025 год)

- обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;

 - активно развиваются самоуправленческие начала;

 - актуальны лозунги: «делай как лучшие из нас!», «Твори добро!», «Каждый день делай хоть какое-либо маленькое доброе дело»;

Данный этап предполагает стабильность и определённую целостность, благоприятную атмосферу в жизни классного коллектива.

Этап 4 «Готов быть настоящим кадетом»

(2025-2026 год)

 - находить различные способы совершенствования коллектива, пробовать новые идеи, формы;

 - обобщать лучший опыт жизнедеятельности класса и делиться им с другими классами.

Годовой цикл мероприятий

Этап 1. «Знакомство с кадетством ».

(2022-2023 год)

Направле-

ние

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Дата

 Общеинтеллектуальное

- раскрытие творческого потенциала каждого учащегося;

- формировать любознательность, интерес к знаниям.

Проект: «Расскажи нам о себе», составление калейдоскопа увлечений учащихся класса.

"Мы уже писать умеем" - поздравительная открытка

"Кто лучше считает?" - математический ринг

"Клуб Почемучек" - поисковая деятельность

сентябрь

декабрь

ноябрь

октябрь

 Общекультурное

- изучить правила поведения, обязанности и права школьника

- показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;

 - способствовать эстетическому самообразованию и самовоспитанию

- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

День Знаний «Здравствуй школа»

«Правила поведения в школе»

"Содержи в порядке книжки и тетрадки" - беседа

Конкурс рисунков на асфальте.

Экскурсия в природу «По тропинке осени»

"Помоги братьям меньшим" - акция " Помощь зоосаду"

"Птицам нужна помощь" - изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"

"Картинная галерея" - путешествие в мир творчества

"Алло, мы ищем - таланты!" - час творчества

сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

март

январь

 Духовно-нравственное

- формировать нравственную культуру семьи;

- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

Конкурс рисунков «Мир глазами детей»

"Ветеран живёт рядом" - изготовление поздравительной открытки

Конкурс «Новогодняя открытка»  

"Достопримечательности нашего города" – фотовыставка

Проект «История семьи в истории страны»

Городской конкурс «Зимняя сказка»

"Символика родного края" – беседа

Классный час «Будущий кадет, какой он?»

апрель

февраль

декабрь

май

январь

май

октябрь

Спортивно-оздорови-

тельное

- воспитание у учащихся мотивации здорового образа жизни;

- воспитание бережного отношения к окружающей среде;

- формирование личной ответственности за состоянием здоровья;

- мотивировать на посещение спортивных кружков и секций.

Спортивный праздник.

Тематические классные часы: «Твой режим дня», «Твой безопасный маршрут в школу», «Подружись с зубной щёткой» и др

"Любимая школа - чистая школа" – экскурсия

«Здоровье - это жизнь!» - конкурс рисунков

"Панорама развивающих курсов"-знакомство со спортивными секциями и кружками в школе

"Зимние забавы" - спортивный праздник на природе

Строевой смотр с песней

февраль

октябрь-январь

сентябрь

ноябрь

сентябрь

январь

в конце каждой четверти

Социальное

- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.

- воспитывать   чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.

Викторины, конкурсы: «Учимся играть вместе»

"День рожденья только раз в году!" - праздник

"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны" - концерт для мам и бабушек

Акция «День пожилых людей»

сентябрь, декабрь, апрель

март

май

Ожидаемые результаты.

Реализация программы предполагает, что к концу 1 класса мы можем получить следующие результаты:

  1. социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
  2. приобщение к здоровому образу жизни;
  3. раскрытие творческого потенциала каждого учащегося;
  4. укрепление гражданской позиции;
  5. стремление к самореализации.

Этап 2. «Растим патриотов»

 (2023-2024 год)

Направле-

ние

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Дата

 Общеинтеллектуальное

- раскрытие творческого потенциала каждого учащегося;

-формирование чувства «мы».

Проект: «Сочиняем сказки о дружбе».

Праздник первой отметки - утренник

Экскурсия в шоколадную галерею.

Творческая экскурсия «Дорога от дома до школы»

сентябрь

январь

ноябрь

октябрь

 Общекультурное

- приобщать учащихся к сокровищам общечеловеческой  культуры

 Участие в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира».

Конкурс рисунков «Мир глазами детей», «Животные лесов России», Новогодний серпантин и др.

Фольклорные праздники: «Масленица» и др

Конкурс декоративно-прикладного творчества  «Свет Рождественской звезды»,

сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

март

январь

 Духовно-нравственное

- воспитывать гордость за свою страну, знать её историю

Проект: «И помнит мир спасенный» (продолжение сбора материала о родственниках - участниках ВОВ).

Проект «Сыны Отечества»  

Классные часы «Выдающиеся женщины России»,

«День Конституции РФ»,

«О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др.

Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков.

апрель

декабрь

февраль

декабрь

январь

декабрь

февраль

май

Спортивно-оздорови-

тельное

- формировать понимание значимости здоровья в жизни;

Каждый ученик знакомит класс со своей зарядкой «Моя зарядка», «Умная перемена».

«Твой безопасный маршрут в школу»- маршрутный

Смотр строя с песней

октябрь-

январь

в конце каждой четверти

Социальное

- учиться правильно оценивать себя и быть объективным в оценивании других

Проект: «Живём по правилам дружбы»

Тематические классные часы «Умеешь ли ты дружить», «Ты и твои обязанности», «Поведение в общественных местах», «Правила поведения в школе» (выпуск газет, открыток, комиксов). Участие в выставке технического творчества.

сентябрь, декабрь, апрель

март

май

Ожидаемые результаты

Реализация программы предполагает, что к концу 2 класса мы должны получить следующие результаты:

  1. дальнейшее укрепление гражданской позиции каждого ученика;
  2. стремление к самореализации, к самостоятельности;
  3.  приобщение к ЗОЖ;
  4. раскрытие творческого потенциала в индивидуальной и коллективной работе;
  5. дальнейшая социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
  6. дальнейшее вовлечение родителей в воспитательную работу класса.

Этап 3. «Кадетское братство» 

(2024-2025 год)

Направле-

ние

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

 Общеинтеллектуальное

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Экскурсии в школьную библиотеку и детскую районную библиотеку.

Игра-путешествие «Космические загадки»

сентябрь

декабрь

 Общекультурное

- формирование навыков общения, культуры поведения

Экскурсии в музеи. Фольклорные праздники

два раза в четверть

 Духовно-нравственное

- формировать гражданско-патриотические качества личности, нравственных представлений о себе в обществе.

- учить любить и беречь природу

Участие в конкурсе «Сын. Отец. Отечество».

Конкурс пословиц о Родине «Родина — мать, умей за нее постоять».

Экскурсия в природу «Весна идет, весне дорогу!»

"Птицам нужна помощь" - изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку”

Классные часы, посвящённые героям войны, детям – участникам войны.   «Выдающиеся женщины России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др.

Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков.

февраль

октябрь

апрель

декабрь-март

май

декабрь

февраль-март

май

Спортивно-оздорови-

тельное

- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

«Воскресный день здоровья» (прогулка в парке всей семьёй).

Классные часы «Опасности тонкого льда», «Твоё любимое животное», «Твоя безопасность в школе и дома», «Как оказать первую медицинскую помощь» и др.

"Полезные привычки" – викторина.

"Весёлые старты" - спортивный праздник

Смотр строя с песней

по выбору родителей

ноябрь

декабрь

январь

февраль

апрель

один раз в четверть

в конце каждой четверти

Социальное

- воспитывать умение делать свой правильный жизненный выбор, нести за него ответственность

"Имею право. Мои права" – игра

"Жизнь дана на добрые дела" - круглый стол в кругу друзей

Операция "Новый год" - изготовление игрушек на городские ёлки

ноябрь

сентябрь

декабрь

Ожидаемые результаты:

  1. развитие творческого потенциала учащихся и их родителей;
  2. совершенствование самоуправления в классе;
  3. привитие ЗОЖ;
  4. воспитание патриотизма, укрепление гражданской позиции;
  5. дальнейшее развитие самостоятельности и самообслуживания;
  6. раскрытие нравственного потенциала учеников и их родителей.

Этап 4. «Готов быть настоящим кадетом»

 (2025-2026 год)

Направле-

ние

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Дата

 Общеинтеллектуальное

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Литературная викторина

Предметные олимпиады

Цикл бесед «Жизнь замечательных людей»

«Книжкины именины» -«Международный день детской книги»

ноябрь

март

один раз в четверть

октябрь

октябрь

 Общекультурное

Привитие любви и интереса к общечеловеческим ценностям, учить видеть прекрасное вокруг себя.

"Правила хорошего тона" - учебная игра

Проводы зимы - праздник "Масленица"

"Школьный двор - лучший двор" - трудовая акция

Цикл бесед «Государственная символики России»

сентябрь

февраль

май

декабрь

 Духовно-нравственное

- обучать пониманию смысла человеческого существования

- воспитывать любовь к своей семье, родным и близким, к малой родине.

"Сделай мир добрее" -  акция

Конкурс фотографий «Зову тебя Россией, единственной зову»

Помоги пернатым друзьям – акция.

Проект: «Прекрасен мир в глазах ребёнка» (выставка фотографий и рисунков, газет).

Классные часы «Выдающиеся женщины России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков.

январь

апрель

апрель

май

декабрь

февраль-март

май

Спортивно-оздорови-

тельное

- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.

"Береги здоровье смолоду" - конкурс семейных плакатов.

"Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам" – театрализация

Смотр строя с песней

октябрь

май

в конце каждой четверти

Социальное

Формирование у детей нравственной гражданской позиции, которую они могут отстоять.

"Сотвори солнце в себе" - акция добра

Цикл бесед «Они отстояли победу»

Операция "Новый год" - изготовление игрушек на городские ёлки

сентябрь

май

декабрь

Ожидаемые результаты:

  1. коллектив класса стремится к поиску новых перспектив на основе традиций, сохраняемых и передаваемых учащимися;
  2. коллектив родителей также сформирован и готов поддерживать учеников в среднем звене;
  3. создания образа будущего кадета-патриота своей страны на основе нравственных правил, осознающего свою социальную роль в классе, семье, обществе.

На всех этапах применяются следующие способы реализации воспитательной системы:

  • конкурсы,
  • проекты,
  • КТД,
  • встречи,
  • игры,
  • концерты,
  • экскурсии,
  • творческие мастерские,
  • психологические тренинги .

Управление жизнедеятельностью классного коллектива

Детское самоуправление.

Начиная с первого класса, я воспитываю в детях навыки самоуправления: распределяю поручения, выбираю ответственных за какое-либо дело, осуществляю контроль и приучаю к самоконтролю и т.д. Это очень важно для воспитательного процесса, т.к. дети учатся взаимодействовать друг с другом, решая какие-либо задачи, учатся самостоятельности, ответственности за порученное дело.

Организация классного самоуправления

Воспитательная система называется «Путь к кадетству».  С первого класса мы осваиваем навыки самоуправления: распределяем поручения по желанию. Дети делятся на микрогруппы по интересам (участники микрогрупп в течении года меняются): «Друзья природы», «Друзья Айболита», «Друзья карандаша», «Друзья спорта», «Заместители командира по отделениям». У каждой микрогруппы важные обязанности, за которыми следит ответственный ученик (лидер группы). Работая в этих группах, дети получают различные знания, умения и навыки, которые используют в жизни. На стенде «Классная жизнь» ученики пишут заметки о проделанной работе, делая акцент на положительных моментах.

По итогам года самые активные ученики награждаются отличительными знаками: «Лучший друг природы», «Лучший помощник Айболита» и т.д.

Во втором классе структура самоуправления меняется: класс был разделён на 2 отделения, в каждом отделении был избран свой командир. Теперь в каждом отделении выбираются ответственные за то или иное дело, сами дети вместе с лидером оценивают выполнение поручений, назначают дежурных, помогать могут все члены отделения, если кто-то не справляется. Члены отделения могут организовывать и проводить для ребят класса конкурсы, викторины и другие мероприятия. В конце каждой недели командиры отделений докладывают классному руководителю о работе своих отделений, за успехи самые активные учащиеся получают баллы в рейтинг учащихся класса. В конце года те учащиеся, которые набрали большее количество баллов, получают грамоты, призы. По такому же принципу строится работа в 3 и 4 классах. Командир класса и командиры отделений составляют актив класса. Они могут переизбираться по различным причинам.

Классный руководитель совместно с активом класса корректируют систему управленческих начал, проводят усложнение индивидуальной и коллективной деятельности младших школьников, вносят изменения в систему заданий и требований к учащимся по мере их взросления.

Родительское самоуправление.

Важную роль в работе воспитательной системы играет коллектив родителей класса. На первом собрании мы определили родительский комитет. Он небольшой, но берет основную работу на себя. При этом все остальные - от помощи не отказываются, всегда участвуют в жизни школы и класса. Каждый родитель пробует себя в роли организатора жизнедеятельности детей.

Совместно с родительским комитетом мы обсуждаем и планируем дальнейшую воспитательную работу, вносим коррективы, проводим анкетирование и т.д.

Чётко организованная работа родительского комитета способствует повышению заинтересованности родителей в жизнедеятельности класса.

Формы взаимодействия классного руководителя

с родителями учащихся:

         В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. 

Формы    работы с родителями:

        - родительские собрания;

        - индивидуальные консультации;

        - посещение на дому;

         -тематические консультации;

        - проведение совместных праздников;

       - общешкольные родительские собрания  

Калейдоскоп родительских собраний

Срок проведения

Тема собрания

Ответственные

Подготовительный период

май

Условия приёма детей в 1 класс.

администрация школы, учитель

июнь

Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса.

администрация школы, учитель

1 класс

сентябрь

 «Первый раз- в первый класс». Трудности адаптации 1- классников к школе.

учитель

октябрь

Младший школьник: особенности развития.

учитель

декабрь

 Мотивы учения младших школьников.

учитель

февраль

Игра и игрушка в жизни младшего школьника.

учитель, психолог

апрель

Поощрения и наказания детей в семье.

учитель

май

Перелистывая страницы учебного года.

учитель

2 класс

I четверть

Особенности учебников, по которым учатся дети и первые уроки школьной отметки.

учитель

II четверть

«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».

учитель(психолог - по согласованию)

III четверть

 Умеете ли вы любить своего ребенка? О разумной родительской любви.

учитель

IV четверть

 Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

Учитель (психолог - по согласованию)

3 класс

I четверть

Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем

учитель

II четверть

«Здоровье наших детей в наших руках». Положение о пользовании средствами мобильной связи и другими портативными электронными устройствами

учитель, врач

III четверть

Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка

учитель, библиотекарь

IV четверть

Роль семьи в воспитании нравственных ценностей

учитель(психолог - по согласованию)

4 класс

I четверть

Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.

врач, учитель

II четверть

Психологическая поддержка ребенка

учитель(психолог - по согласованию)

III четверть

Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.

учитель

IV четверть

Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"

учитель

Образ выпускника начальной школы.

   

Любовь к своему народу, истории, стране

Признание себя, своего «я»

Любовь и верность семье

Стремление к совершенствованию

Здоровый образ жизни

Культура общения и поведения

Духовность, нравственность,

Толерантность, патриотизм

Уважение к труду, творчеству

Совершать свои поступки с позиции добра

Средства реализации воспитательной системы класса

Для работы воспитательной системы используется каждая минута жизни ребёнка в школе – это урочная и внеурочная деятельность.

Конечно, все внеклассные мероприятия проводятся в выходные дни или после уроков. На них присутствуют многие члены семей учащихся, любят посещать их не только родители, но и бабушки, дедушки.  

К традиционным внеклассным мероприятиям относятся:

- День именинника;

- День матери, конкурс чтецов

- День кадета;

- День защитника Отечества, Фестиваль военной песни

- Фольклорный праздник;

- Праздник «23+8»;

- День Победы;

- Встречи с ветеранами ВОВ;

- Концерты

          -Смотр строя

Походы в театры, в музеи, на выставки очень нравятся детям и родителям. Они любят пообщаться в неофициальной обстановке. После этого в классе проходит выставка рисунков, написание сочинений об увиденном.

Акции, смотры, конкурсы, тематические классные часы, беседы, коллективные творческие дела, проекты: «Правила дружбы», «Расскажи нам о себе», «Моя родословная», «Спасибо за Победу», «Мир моих увлечений», психологические тренинги- всё это любят ученики. Часто в этом помогают родители.

На тематические классные часы к нам часто приходят родители. Они рассказывают о своих профессиях, увлечениях, читают детям книги с продолжением, проводят викторины. Это сближает детей и родителей.

Дети любят спортивные соревнования, хотя некоторые сильно переживают, когда их команда проигрывает, но мы учим радоваться успеху других, тогда и их успеху порадуются. Дети по выходным или после школы любят гулять вместе с родителями в парке. Это также сближает коллектив. У них там появляются свои интересные дела, и они рассказывают о них в классе. Мы учимся слушать, не перебивать одноклассников, но и они должны рассказывать кратко и понятно.

Как показывает опыт, все мероприятия способствуют сплочению детского и родительского коллективов. Воспитательная система «Путь к кадетству» работает эффективно.

Очень хочется надеяться, что система будет развиваться, улучшаться, совершенствоваться, так как общество всегда нуждается в хороших делах, традициях, а главное - в умных и добрых людях, любящих свою Родину и знающих свои корни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Программа по воспитательной работе в начальной школе.

Авторская программа по воспитательной работе в начальной школе....

Воспитательная работа в начальной школе. Мой 4 класс

Воспитательная работа в начальной школе. Мой 4 класс...

Программа воспитательной работы для начальной школы

Может пригодится учителям начальной школы, работающим по ФГОС....

Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

Программа воспитательной работы учителя начальной школы "Школа Радости"

Ребенок не может ждать счастья. Он нетерпелив. Он хочет и должен быть счастливым сегодня, сейчас. И какой же я педагог, если каждая секунда общения со мной не сделает его счастливым и радостным и, кон...