Игровые формы в начальной школе
статья

Криворучко Надежда Ивановна

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предмтах науки и культуры. 

Игра способствует созданию хорошего психологическогоо климата в коллективе, преодолению личностных комплексов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_forma_deyatelnosti_v_nachanoy_shkole.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая форма деятельности в начальной школе

Ребёнок есть существо играющее, его главной деятельностью является игра, и она имеет для него большой смысл. Игра наиболее доступный для детей вид деятельности для ребёнка, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Игра ребёнка всегда точно соответствует его развитию, возрасту и интересам. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. В ней заложены элементы, ведущие к появлению и совершенствованию нужных навыков и умений.

Обучение в начальной школе это сложное, кризисное время для ребенка. Он переживает несколько психических кризисов. Первый их них, связанный с переходом от наглядно – образного к абстрактно– логическому мышлению, происходит в семь лет. Второй кризис происходит при начале полового созревания. До школы главной деятельностью ребенка является игра, ведь социум не отводит ему никакой ответственной роли. При поступлении в школу ребенок обретает социальную роль ученика. Эта роль наделяет его обязанностями, необходимостью уметь быть серьезным. Для ребенка это также большой стресс. Именно поэтому нельзя резко менять деятельность ребенка, это усугубит стрессы школьника. В данном возрастном периоде закладываются большие потенциальные перспективы разностороннего развития ребенка.

Следовательно, школа, как институт образования, имеет большую прерогативу в развитии человека. Необходимо дать как знания, которыми человек реально сможет пользоваться в последующей жизни, так и соответствующее воспитание, требуемое от него социумом. В школьные годы происходит важный процесс становления личности ребенка как полноправного социального члена общества. И тут важную роль играет участие детей в играх, которые будут способствовать развитию их настойчивости, доставлять удовольствие самоутверждения, учить ребенка рефлексивным навыкам, обучать умению сплачиваться с коллективом во имя общей цели.

Игре присущи дидактическая, воспитательная, развивающая, диагностическая функции. Эти функции необходимо должны быть осознаны и освоены педагогами в начальной школе во избежание бессистемного и некорректного включения игры в педагогический процесс. Таким образом, одной из важнейших задач педагога является умение так простроить игры, чтобы они способствовали развитию познавательных процессов младших школьников.

Сущность понятия «игра», «дидактическая игра»

Дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, но непроизвольное внимание преобладает. Им трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на интересной деятельности, но требующей умственного напряжения. Чтобы спасти ребёнка от переутомления, необходимо переключения внимания. Эта особенность внимания является одним из оснований включения в занятия игры.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, – это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Игра - это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

Сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. 

В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование. Вторая– характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей.  Игра  способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Игра  один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

«Суть человеческой игры  в способности, отображая, преображать действительность… в игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир  в этом основное, центральное и самое общее значение игры»  писал С.Л. Рубинштейн.

В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых философов, социологов, этнографов, биологов и особенно педагогов и психологов.

Фундаментальные исследования в области психологии и педагогики, практический опыт в обучении и воспитании доказали, что одним из эффективных средств организации учебного процесса и активизации познавательной деятельности младших школьников, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащегося для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это обучающие игры.  Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения. Но для играющих детей воспитательно – образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

«Дидактические игры  это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения« В.Н. Кругликов. Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата. Дидактические игры, как правило, ограничены во времени. В большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам, их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно – игровой деятельности. Через решение игровых задач в рамках дидактической игры достигаются цели обучения.

Дидактическая игра содержит три компонента:

  1. Дидактическую цель  что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить;
  2. Игровое правило  это условия игры, которые обычно формулируются словами «если, то…». Правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя делать и за что игрок получает штрафное очко;
  3. Игровое действие  это основная «канва» игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (поймать, передать, добежать, взять предмет и произвести с ним какие – то манипуляции), соревнование и т. п.

Таким образом, дидактическая игра, во-первых, выполняет обучающую задачу, которая вводится как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей; во-вторых, предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и, на основе которого устанавливаются правила игры; в-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.

Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу, а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки   у них формируется познавательный интерес к предмету.

Главное предназначение дидактических игр вести школьников по пути познания, развития. Дидактические игры с применением сказочных элементов, занимательной наглядности, текстов и тому подобным облегчают учебный процесс, оживляют его. Так, ролевые игры, где присутствуют сказочные или другие вымышленные персонажи театрализуют учебный процесс, делают урок необычным. Дух соревнования в игре возбуждает активность, стремление к лидерству.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других  иные.

Классификация игр

«Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя».

Как указывает  М.Н. Перова, в различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но чёткая классификация игр по видам отсутствует.

Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В такой классификации, основанием которой является содержание обучения и воспитания, можно представить следующие типы игр:

1) игры по сенсорному воспитанию;

2) словесные игры;

3) игры по ознакомлению с природой;

4) по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

1) игры с дидактическими игрушками;

2) настольно –  печатные игры;

3) словесные игры;

4) псевдосюжетные игры.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;

2.   Игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания;

3.  Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним;

4.   Игры, включающие элементы поиска и творчества.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры –  особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.

В последние годы проблема классификации дидактических игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. C.JI.  Новиковой была разработана и представлена в программе «Истоки» новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип инициативы организатора (ребенка или взрослого).

На наш взгляд, наиболее развернутой и подробной является классификация игр С.А. Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие игры:

  1. Физические и психологические игры и тренинги:

1)  двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

2)  экстатические;

3) экспромтные игры и развлечения;

4) лечебные игры (игротерапия).

  1.  Интеллектуально – творческие игры:

      1) предметные забавы;

      2) сюжетно – интеллектуальные игры;

      3) дидактические игры (учебно – предметные, обучающие)

      4) строительные;

      5) трудовые;

      6) технические;

      7) конструкторские;

      8) электронные;

      9) компьютерные;

      10) игры – автоматы;

      11) игровые методы обучения.

  1. Социальные игры:

      1) творческие сюжетно – ролевые (подражательные, режиссерские, игры – драматизации, игры – грезы);

      2) деловые игры (организационно – деятельностные, организационно – коммуникативные, организационно – мыслительные, ролевые, имитационные).

Г. Крайгом описаны наиболее типичные дидактические  игры.

Сенсорные игры. Цель – приобретение сенсорного опыта. Дети рассматривают предметы, играют песком и лепят куличики, плещутся в воде. Благодаря этому дети узнают о свойствах вещей. Развиваются физические и сенсорные возможности ребенка.

Моторные игры. Цель – осознание своего физического «Я», формирование культуры тела. Дети бегают, прыгают, подолгу могут повторять одни и те же действия. Моторные игры дают эмоциональный заряд, способствуют развитию моторных навыков.

Игра –  возня.  Цель – физическое упражнение, разрядка напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами. Дети любят потасовки, драки понарошку, прекрасно понимая разницу между настоящей дракой и дракой понарошку.

Языковые игры. Цель – структурирование своей жизни с помощью языка, экспериментирование и освоение ритмического строя мелодии языка. Игры со словами позволяют ребенку овладеть грамматикой, пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.

Ролевые игры и имитации. Цель – знакомство с социальными отношениями, нормами и традициями, присущими культуре, в которой живет ребенок, и их освоение. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки  – матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего – то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.

Все игры можно сгруппировать по нескольким параметрам, создав определенную систему классификации игр.  Классификация игр дает основание уточнить системы совпадения игр того или иного целевого назначения, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмысленного использования.

Игры можно классифицировать по внешним признакам: содержание, форма, место проведения, состав и число участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров игры.

Некоторые игры выделяются в самостоятельные типовые группы: детские игры всех типов; игры – празднества; игровой фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые конкурсы, эстафеты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификация, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аукционы и др.

В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обособленность, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре).

Принимая роль и некоторые правила поведения в игре, логику поступков или их последствий, игроки погружаются в игру.

В проведении праздников как анимационных программ большое значение имеет использование народных игр. Народные игры являются самой доступной формой развития художественного творчества. В игровых ситуациях формируются песенное, фольклорное, танцевальное творчество и элементы народного театра, в них ярко проявляется характер, темперамент, демонстрируются костюмы, украшения, фольклорные атрибуты.

Игровая деятельность представляет собой многогранную палитру возможностей проявления в различных сферах жизни и культуры, особенно на основании проведения анимационных программ в духе народности (по принципу народных праздников, особенности которых связаны с народным календарем и были рассмотрены ранее).

Виды игр. Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра – труд, игра – общение, музыкальные игры, художественные, игры – драматизации, подвижные, спортивные.

Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С. Газмана.

1. Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания детей особенно в младшем школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.

Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

2. Cюжетно – ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры – драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно – конструкторские игры и игры с элементами труда.

Основные компоненты сюжетно –   ролевой игры  –   тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

3. Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.

Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

4. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других  –  иные.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

  1. Игры – путешествия.
  2. Игры – поручения.
  3. Игры – предположения.
  4. Игры – загадки.
  5. Игры –  беседы (игры – диалоги).
  6. Игры – путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами.  Игра – путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое –  через загадочное, трудное –  через преодолимое, необходимое –  через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры – путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть– чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность

Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры– путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что– то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры – предположения »Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно– доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры – загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры  –  загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры – беседы (диалоги). В основе игры – беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре – беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра – беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть, сделать открытие и в результате что – то узнать.

Ценность игры – беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра – беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры – беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем – то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно– ролевыми и др.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры  –  дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи  –  дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что– то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Таким образом, игра  –  явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в начальной школе

Статья об определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процессе обучения....

Практическая реализация игровых технологий в начальной школе на уроках гуманитарного цикла

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...

Игровые технологии в начальной школе

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...

Самообразование «Использование коррекционно-развивающих и игровых форм на начальных этапах обучения»

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

Новая форма итогового контроля (в игровой форме) в начальной школе.

Данная тема выбрана не случайно. У детей с ОВЗ наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — несформированность деятельности, неумение сосредоточиться н...