Тема: «Использование коррекционно-развивающих и игровых форм на начальных этапах обучения детей с ОВЗ»
статья
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование коррекционно-развивающих и игровых форм на начальных этапах обучения детей с ОВЗ»
Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно – развивающего обучения.
Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы в школе 8 вида, необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль.
Моя тема по самообразованию звучит так: «Использование коррекционно – развивающих и игровых форм на начальных этапах обучения».
Данную тему я выбрала не случайно. Проблема внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий на основе дифференциации и индивидуального подхода, волновала меня ещё на ранних этапах моей работы учителем начальных классов в коррекционной школе. У меня возникали определённые трудности в преподавании, обусловленные рядом причин:
-значительный рост детей со сложными комплексными типами отклонений; разными формами задержек психического развития,
- изменение в социальной жизни общества, что привело к увеличению числа детей с разными проблемами в поведении, в общении;
- большой процент асоциальных учащихся, не обладающих какой-либо толерантностью и коммуникабельностью и др.
Отсюда я делаю вывод, что в первую очередь, начиная работать с 1 классом, следует заняться развитием системы психодиагностики. Поэтому с первого дня поступления ребёнка в школу я очень внимательно изучаю и анализирую личное дело. Просматривая характеристики, отмечаю, прежде всего, их типичную черту: они носят ярко выраженный негативный характер. Отмечается, что-того-то ребёнок не знает, этого не умеет, выучить его не удалось. Но для меня эта характеристика не отражает личность ребёнка и отправным пунктом в работе служить не может. Я уверена, что развивать ребёнка, правильно строить процесс коррекционной работы можно только от чего-то известного, от того, что есть, а не от того чего нет. Первое, что я делаю, начиная учебный процесс, выявляю то, чем обладает ребёнок, какими знаниями, как глубока его недостаточность.
Непрерывное совершенствование своей профессиональной компетентности в организации образовательного процесса, способствующего формированию толерантного поведения, стало нормой моей профессиональной деятельности.
Под коррекционно - развивающей и игровой формой обучения понимается исправление или ослабление недостатков и содействие как можно большему приближению развития детей, имеющих недостатки в развитии к уровню развития нормальных школьников. Эффективность исправления недостатков развития, присущих умственно отсталым школьникам, зависит от правильной постановки педагогом учебного процесса и от применения специфических приёмов обучения.
Процесс обуче6ния, в котором в качестве основных применяются коррекционно-развивающие и игровые формы, влияющие на исправление свойственных учащимся школ 8 вида недостатков и способствующие их интеллектуальному и физическому развитию, становлению личности, называют коррекционно -направленным.
Осуществление коррекции недостатков психофизического развития учащихся путём использования системы коррекционно-развивающих и игровых форм, составляют основу моей работы по обучению и воспитанию детей, имеющих недостатки в развитии. Не существует отдельной программы коррекционно-развивающей работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного учебного предмета.
Педагогические приёмы коррекционной работы, отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определённым объёмом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционно-развивающей и игровой работы у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, формируются навыки толерантного поведения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных заданий.
Используя коррекционно-развивающие и игровые формы на начальных этапах обучения, я применяю такие приёмы работы, как дидактическая игра, психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика и другие приёмы. В младших классах школы 8 вида одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, развивает все средства языка. В практике моей работы дидактическая игра заняла достаточно прочное место. У меня сформировались определённые представления по методике её проведения:
1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности умственно отсталых детей.
3.Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.
4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.
5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.
Эффективность дидактической игры, во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому я в процессе игровой деятельности, помогаю детям. Стараюсь, чтобы эта помощь, по возможности, была скрытой от других учеников, чтобы у всех создавалось впечатление равноценности участия. Для того, чтобы при неоднократном использовании игры, интерес к ней не снижался, я усложняю игру, модифицирую за счёт замены оборудования. Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения, поэтому она не может быть только развлекательным элементом урока. Дидактическую игру я использую на различных этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные.
На уроках письма и развития речи в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например, «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».
Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например, игра «Собери слово».
Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например, игра «Орфографическое лото», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.
Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например, игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.
Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например, «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д.
Словесные (вербальные) игры. Например, самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.
Очень важным приёмом работы по коррекционно-развивающему обучению, являются упражнения на релаксацию. Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребёнка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами, я учу детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3 – 5 минут. Приведу пример ряд таких упражнений:
«Роняем руки», «Стряхиваем воду с пальцев», «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница», «Деревянные и тряпичные куклы», «Трясём кистями», правостороннее, левостороннее, перекрёстное расслабление и напряжение и т. д. Сами названия упражнений не требуют особого разъяснения по проведению, следует только применить фантазию.
Физкультминутка является одним из приёмов коррекционно-развивающего обучения. Она должна быть тесно связана с темой урока, и являться как бы переходным мостиком к следующей части урока. Основные задачи физкультминутки:
· снять усталость и напряжение;
· внести эмоциональный разряд;
· совершенствовать общую моторику;
· выбрать чёткие координированные действия по взаимосвязи с речью, способствующие толерантности.
При планировании физкультминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Физкультминутка провожу в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчёлы). Стараюсь, чтобы выполнение было эмоциональным, с участием стихотворных текстов в ритме движений. Выполняются упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки Особое внимание уделяю выполнению специальных упражнений для глаз с целью профилактики близорукости. Эти упражнения я провожу вместе с общеразвивающими.
Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.
Задачи пальчиковой гимнастики:
*стимуляция развития речи у детей раннего школьного возраста;
*подготовка руки к письму;
*тренировка внимания;
*координация движений.
В практике своей работы я применяю следующие упражнения:
- придумаем сказку ручками
- солнышко - вот помощники мои
- зайчики - в прятки мы играть хотим
- домик - вышел пальчик погулять
- замок - здравствуйте.
Организм ребёнка младшего школьного возраста, обучающегося в школе 8 вида, отличается незавершённостью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем. В этой связи использование коррекционно-развивающих и игровых форм обучения способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками, но и формированию толерантного поведения, благоприятному росту и развитию ребёнка, укреплению его здоровья.
Нужно верить, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда и стремиться пробудить в своих воспитанниках творческое начало. Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.
Самое главное для учителя коррекционного обучения – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.
К сожалению, невозможно выразить развитие высших психических функций графиками или диаграммами. Слишком тонкая наука –психология! Но могу совершенно ответственно сказать, что результативность работы я наблюдаю в повышении уровня развития эмоционально – волевой сферы детей, уровня развития познавательных процессов, практически всех видов мышления. У детей моего класса заметно вырос словарный запас, учатся общаться. Детей постепенно переходят от фразовой к связной речи. Несомненно, радует заметное развитие творческих способностей всех детей моего класса. Успешно в этом учебном году прошла работа по социализации учащихся. Индивидуальная адаптационная программа необходима детям, поступающим.
Системное применение коррекционно – развивающих упражнений и дидактических игр на уроке, правильная психолого – педагогическая диагностика позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать толерантное поведение, обеспечить успешность обучения. Сделав материал доступным, интересным, коррекционно – развивающая система обучения создаёт богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установления межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся уважения и понимания, влияет на отношение ученика и учителя, делая их более доброжелательными. Оптимальное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными, поддерживает процесс преподавания на возможно более высоком научном уровне. Моя главная задача - непрерывное совершенствование своей профессиональной компетентности в организации образовательного процесса.
27.05.2021 г.
Подготовила учитель Н.М. Доперт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий на начальном этапе обучения
В настоящее время английский язык является языком профессионального общения. Большинство людей хотят изучать английский язык хотя бы на разговорном уровне, так как видят в этом огромную необходимость....
Коррекционно- развивающее занятие в игровой форме «О часах и о времени»
Конспект данного занятия разработан для обучающихся 4 класса, имеющих интеллектуальные нарушения....
Самообразование «Использование коррекционно-развивающих и игровых форм на начальных этапах обучения»
Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...
Программное содержание индивидуальных занятий по чтению на начальном этапе обучения детей с РАС
В данном материале содержатся виды работ по формированию навыков обучения чтению и письму на начальном этапе у детей с РАС...
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ
Статья - "Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ"...
Современные коррекционно-развивающие технологии и адаптация их к условиям надомного обучения детей с ОВЗ
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, новыми технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов состоит в т...
«Коррекция нарушений письменной речи на начальном этапе обучения детей с ОВЗ»
В статье описан учебно-методический материал работы по коррекции нарушений письменной речи на начальном этапе обучения, с умственно отсталыми детьми, в школе VIII вида....