"Воспитательная работа в начальной школе в соответствии с ФГОС"
консультация (3 класс)

Максимова Анастасия Владимировна

Воспитательная работа в начальной школе в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maximova.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк. И, вместе с тем, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу.

Стаж работы учителем начальных классов и классным руководителем –9 лет. За это время мною создан и обобщён большой материал по воспитательной работе в классе.

Качество образования – это не только качество обучения. Образование предполагает, прежде всего, воспитание, развитие личности, её социализацию. Воспитательный процесс в школе подчинён формированию интеллектуально-развитой, духовно-богатой творческой личности. Поэтому важным условием качественного образования является создание системы воспитательной работы с классом.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяю исходя из интересов, потребностей, возможностей детей и их родителей, условиями класса, школы, требований общества.

«Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствованья, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию».

Поэтому передо мной, как и перед другими классными руководителями стоят следующие задачи:

#1060;ормирование и развитие коллектива класса;

#1054;рганизация системной работы с обучающимися в классе;

#1057;оздание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

#1054;рганизация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

#1047;ащита прав и интересов обучающихся;

#1043;уманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;

#1060;ормирование здорового образа жизни;

#1060;ормирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;

#1054;рганизация социально-значимой, творческой деятельности обучающихся.

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является гуманитарно - личностная концепция обучения и воспитания.

Ведущие направления работы:

-личностный подход;

-здоровье (физическое и психическое);

-успешность и преемственность обучения и воспитания;

-гуманизация отношений;

-нравственное воспитание;

-гражданское, патриотическое воспитание;

-экологическое образование и воспитание;

-эстетическое воспитание;

-дифференциация обучения и воспитания;

-работа с родителями.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Нравственность», «Творчество», «Активность», «Коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Стараюсь организовать работу так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, чтобы они стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.

При планировании воспитательной работы с классом охватываю такие моменты, как сплочение классного коллектива; привитие навыков культуры поведения в классе, школе, общественных местах; воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи; развитие трудовых навыков, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности; повышения интереса к учебным предметам; привитие навыков изучения природы родного края, развитие желания преумножать богатство природы и стремление к вступлению в ряды её защитников.

Создаются условия для развития индивидуальности каждого школьника, выявляются талантливые, одарённые дети, вырабатывается у них желание больше знать, увлекаться наукой.

План воспитательной работы создаю на основе программы воспитания МОУ «Лингвистическая школа»

В своей работе я использую специальную технологию включения учащихся, родителей в совместную деятельность по составлению плана воспитательной работы. Такая технология была разработана в теории и практике коммунарского движения и называется «коллективное планирование». Её основоположником является И.П.Иванов. Участвуя в общем деле, младшие школьники учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из – за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлеченности, эмоционального комфорта. Совместные мероприятия, проводимые в классе: «Праздничный стол», «Поэтическая мастерская», «День рождения школы», «Новогодний карнавал», «Сюрприз», «День добрых сюрпризов» и другие.

Приоритетными в своей работе считаю нравственное, гражданское, патриотическое воспитание младших школьников, т.к. проблема воспитания любви к Родине, к родному языку, культуре выходит на национальный уровень.

Я убеждена, что с раннего детства необходимо развивать такие нравственные качества, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает. Система ценностных ориентаций, которые я закладываю в программу развития классного коллектива, построена на нравственных идеалах справедливости, доброты, ответственности, уважительного отношения к людям.

Ученики моего класса изучают историю своей семьи, т.к. это первый шаг к познанию Родины; ведётся работа по изучению истории города Люберцы и Московской области. Мы с ребятами посещаем выставки, памятные места, музеи, встречаемся с ветеранами ВОВ, поздравляем их с праздником, принимаем активное участие в конкурсе рисунков, посвященных 23 февраля и 9 мая, участвуем в месячнике гражданско-патриотического воспитания. Класс является победителем конкурса – смотра строя и песни, участвует в праздновании 9 мая.

Постоянными в практике работы с классным коллективом стали уроки «Разговоры о важном» . В результате, постепенно дети занимают активную жизненную позицию, идёт формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, формируется благоприятные условия для самореализации учащихся.

В классе систематически проводятся беседы, классные часы, ролевые игры. Например: « В гостях у здоровой пищи», «Личная гигиена», «Твой образ жизни», «А впереди страшное будущее», «Они отравляют жизнь», «О вредном влиянии алкоголя на организм», «Как победить злой и страшный недуг-алкоголь», «Табак. Пассивное курение», «Кто курит табак, тот сам себе враг», «Здоровье сгубишь - новое не купишь», «Все пороки от безделья».

Считаю, что детям необходимо правильное питание, поэтому, соблюдая режим дня, ребята питаются в школьной столовой. Охват горячим питанием – 100%.

Ребята принимают участия во всех спортивных мероприятиях, проводимых в классе и школе: «Папа, мама и я – спортивная семья», «Веселые старты» и др. Активными участниками соревнований являются и родители.

Мои ученики прекрасные артисты. Они поют, танцуют, ставят спектакли. Являются постоянными участниками классных и школьных праздников, концертов. Охват учащихся дополнительным образованием составляет 100%.

Родители являются главными союзниками, помощниками в воспитательной работе. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален. Задача учителя начальных классов – всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности.

В своей работе я исполняю основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.

Используя индивидуальные формы работы (беседы с родителями, консультации, посещение семьи), ориентируюсь на взаимное доверие, подчёркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьёй. Регулярное и, главное, неформальное общение с семьями учащихся позволяет сформировать у родителей положительный настрой на анализ проблем обучения, воспитания и развития их детей, правильной определить причины и источники неблагополучия в семье, выбрать наиболее адекватные пути их решения.

Активно использую групповые формы взаимодействия с родителями (родительские семинары, собрания, конференции), направленные на повышение их педагогической культуры.

Родительские собрания в классе стали местом обсуждения актуальных проблем учебно–воспитательной работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач. Тематика собраний разнообразна: «Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека», « Значение семейных традиций в формировании у ребенка учится» и др.

Я пытаюсь сплотить детей и родителей в единый дружный коллектив, создаю своеобразную школьную семью, в которой все переживают друг за друга. Родители моих учеников – инициаторы многих интересных дел. Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания.

Систематическая воспитательная работа в классе, семье, общение со сверстниками дает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны, задуматься над своими поступками и по возможности сделать шаг к самовоспитанию, что « должно стать главным результатом воспитания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "День Знаний" в 1 классе с элементами подготовки к работе в УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии с ФГОС

В ходе праздника дети познакомятся друг с другом, будет создан положительный учебный настрой,  начнется работа по  формированию УУД....

Наиболее актуальные задачи воспитательной работы в начальной школе в соответствии с ФГОС 2-гопоколения

В воспитании все главное: и урок, иразвитие разносторонних интересов вне урока, и взаимоотношение воспитанников в коллективе....

Разработка интегрированной контрольной работы для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО (2 класс)

Разработка интегрированной контрольной работы для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО (2 класс)СПЕЦИФИКАЦИЯкомплексной работы для второго классаЦель и содержание комплексной ра...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС. Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)

Целью  настоящей программы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участн...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

Выступление на заседании ШМО Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью .

Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Внеурочная деяте...