АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
статья

Жилина Юлия Юрьевна

Согласитесь, образование – это общение + воспитание. Мы, классные руководители начальных классов – это прежде всего воспитатели. Так как воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома, значит, непрерывно осуществляется и психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса. Цели и задачи, которые мы ставим перед собой в плане воспитания, нескончаемы и определяют широкий круг направлений психологического сопровождения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Дубровина Е. В., Жилина Е. Ю., Жилина Ю. Ю.,

МБОУ лицей №2, г. Бугульма

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Согласитесь, образование – это общение + воспитание. Мы, классные руководители начальных классов – это прежде всего воспитатели.        Так как воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома, значит, непрерывно осуществляется и психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса. Цели и задачи, которые мы ставим перед собой в плане воспитания, нескончаемы и определяют широкий круг направлений психологического сопровождения [2, c. 158]:

-обеспечение процесса адаптации к школе;

-психолого-педагогическое просвещение родителей и учащихся;

-создание  детского коллектива и самоуправления в нем.

Принимая детей в первый класс, мы внимательно изучаем личные дела учеников, в течение месяца присматриваемся к ребятам, ближе знакомимся. Необходимо представлять, с чего начать развитие коллектива, найти ответы на вопросы: какие они, наши дети, сегодня; каково их воспитание; умеют ли они дружить; интересно ли им вместе; будут ли лидеры, «изгои»?

Одновременно с наблюдениями начинаем определять для себя те основные направления, по которым хотим развивать души детей в последующие годы. Таким образом,  мы твёрдо определяем, к какому конечному итогу хотим прийти, ставим перед собой цели, задачи, составляем программу воспитательной деятельности.

Анализируя современное состояние общественной жизни, считаем  основной целью воспитательной работы в классе воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, добродетелями, умеющей преодолевать трудности и добиваться своей цели [2, с. 234].

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1. Создавать условия для проявления творческой индивидуальности, развития детских талантов

2. Способствовать формированию основ культуры поведения

3.Воспитывать высокие моральные качества личности (доброжелательность, отзывчивость, ответственность, организованность, трудолюбие, коллективизм)

4.  Развивать навыки самоуправления в классе, проявление инициативы

5.  Формировать ценности здоровья и навыки здорового образа жизни

6. Воспитывать стремление стать образованным и культурным человеком.

Воспитательная работа в наших классах строится на следующих принципах:

  • принцип открытости: дети и родители участвуют в планировании жизни  класса, вносят предложения с учетом своих интересов  и желаний;
  • принцип деятельности: детям  нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать свои способности и таланты;
  • принцип свободы выбора: ученикам предоставляется возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;
  • принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия ученика  в мероприятиях, жизни класса;
  • принцип сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнера по выполняемому делу, а также возможность проявления инициативы и самостоятельности;
  • принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.

С первых дней мы прививаем детям навыки самоуправления. Решили, что наш коллектив – это  солнышко. Весь класс мы делим на 5 лучиков, выбираем в каждом лучике ответственных за дежурство в столовой, за чистоту доски, за порядок в раздевалке, за подготовку к урокам, ответственного за работу лучика. Причем роль каждого из учеников периодически меняется. Это приучает детей к умению подчиниться требованиям дежурных и выставить свои требования во время дежурства. Ребята учатся выручать  друг друга, приходить на помощь.  В конце дня дети  анализируют работу своего лучика. Такая организация  работы по формированию навыков самоуправления дала свои результаты: ребята добросовестно относятся к своим поручениям, понимают значимость своего труда, умеют оценивать труд своих товарищей,  ждут возможности проявить себя.

Одно из направлений психологического сопровождения воспитательного процесса является просветительская и профилактическая  работа с родителями и учащимися.  Из разговоров с коллегами знаем, что для многих учителей это скучная и тяжёлая обязанность. Чтобы таковой она не стала для нас, с самых первых минут знакомства с детьми и родителями настаиваем и убеждаем, что ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления человека. Мы неустанно приглашаем семьи к сотрудничеству, считаясь с их возможностями. И постоянно напоминаем, что родители должны рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ребёнка. На такое единство наших устремлений указывают слова, которыми всегда начинаем первые родительские собрания: "С этого дня ваши дети стали и нашими детьми. Радости и огорчения у нас общие".

        Системообразующим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса, является познание и общение через игру. Поэтому в классе регулярно проводятся праздники, игры, конкурсы и викторины, ролевые игры,  организуются поездки,  экскурсии, походы, посещение театров и концертов. В каждом проводимом деле мы пытаемся обеспечить возможность для проявления ребятами своих способностей и творческих устремлений, создать ситуацию успеха. Для этого используем не только педагогическое наблюдение, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом изучения являются межличностные отношения в классе, самооценка учащихся, нравственная направленность личности ученика, его здоровье, работоспособность.

Но мы не только развлекаемся. На родительских собраниях в дискуссиях у нас рождаются  решения того, что предпринять для преодоления сложившихся трудностей, какой найти наиболее оптимальный для детей выход, как скорректировать свой подход к ребёнку, начать при необходимости формировать в себе навык консультирования. И постепенно, от собрания к собранию, происходил переход от привычного ранее для многих метода "Делай, как я" к новому, развивающему – "Не впереди ребёнка, не рядом с ним. ВМЕСТЕ".         Родители являются обязательными участниками любого нашего мероприятия или праздника. Такое активное участие родителей в жизнедеятельности класса рождает у детей чувство гордости за своих родителей, желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству.

Инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания – вот основные черты наших классных коллективов. Не менее значимо  и то, что дети чувствуют себя в классе комфортно, стараются познать, помочь, поучаствовать, не перестают удивлять и удивляться.

Библиографический список

  1. Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. № 4. С. 5-18.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  3. Соколова Д.В., Сеничева Н.Н. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса // Научный альманах. 2015. № 10-4 (12). С. 437-440.
  4. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. – М., 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение образовательного процесса

В прозентации обозначены приоритетные направления развития образования:  здоровьесбережение, личностно-ориентированное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Рассмотрены  ...

Учебно-методический материал. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в 1 классе.

Учебно-методический материал. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в 1 классе....

Модель психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в МБОУ гимназии № 18 в рамках ФГОС

Введение новых ФГОС и связанных с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций психологической службы образовательного учреждения. Сильная психологическая служба в ...

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса

Образование – это общение + воспитание. Мы, классные руководители начальных классов - прежде всего воспитатели. Труд наш включает элементы исследования, то есть ведущий принцип нашей деятельности – пр...

Родительское собрание Тема "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"

Родительское собрание по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде...

Психологическое сопровождение учебного процесса

Образовательный процесс и психология младшего школьника  - актуальные вопросы современной школы...

психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС

Рассматриваются цели, задачи и приорететные направления психологического сопровождения.  Основные направления деятельности, виды работ, документация педагога-психолога....