АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
статья
Согласитесь, образование – это общение + воспитание. Мы, классные руководители начальных классов – это прежде всего воспитатели. Так как воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома, значит, непрерывно осуществляется и психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса. Цели и задачи, которые мы ставим перед собой в плане воспитания, нескончаемы и определяют широкий круг направлений психологического сопровождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Дубровина Е. В., Жилина Е. Ю., Жилина Ю. Ю.,
МБОУ лицей №2, г. Бугульма
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Согласитесь, образование – это общение + воспитание. Мы, классные руководители начальных классов – это прежде всего воспитатели. Так как воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома, значит, непрерывно осуществляется и психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса. Цели и задачи, которые мы ставим перед собой в плане воспитания, нескончаемы и определяют широкий круг направлений психологического сопровождения [2, c. 158]:
-обеспечение процесса адаптации к школе;
-психолого-педагогическое просвещение родителей и учащихся;
-создание детского коллектива и самоуправления в нем.
Принимая детей в первый класс, мы внимательно изучаем личные дела учеников, в течение месяца присматриваемся к ребятам, ближе знакомимся. Необходимо представлять, с чего начать развитие коллектива, найти ответы на вопросы: какие они, наши дети, сегодня; каково их воспитание; умеют ли они дружить; интересно ли им вместе; будут ли лидеры, «изгои»?
Одновременно с наблюдениями начинаем определять для себя те основные направления, по которым хотим развивать души детей в последующие годы. Таким образом, мы твёрдо определяем, к какому конечному итогу хотим прийти, ставим перед собой цели, задачи, составляем программу воспитательной деятельности.
Анализируя современное состояние общественной жизни, считаем основной целью воспитательной работы в классе воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, добродетелями, умеющей преодолевать трудности и добиваться своей цели [2, с. 234].
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Создавать условия для проявления творческой индивидуальности, развития детских талантов
2. Способствовать формированию основ культуры поведения
3.Воспитывать высокие моральные качества личности (доброжелательность, отзывчивость, ответственность, организованность, трудолюбие, коллективизм)
4. Развивать навыки самоуправления в классе, проявление инициативы
5. Формировать ценности здоровья и навыки здорового образа жизни
6. Воспитывать стремление стать образованным и культурным человеком.
Воспитательная работа в наших классах строится на следующих принципах:
- принцип открытости: дети и родители участвуют в планировании жизни класса, вносят предложения с учетом своих интересов и желаний;
- принцип деятельности: детям нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать свои способности и таланты;
- принцип свободы выбора: ученикам предоставляется возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;
- принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия ученика в мероприятиях, жизни класса;
- принцип сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнера по выполняемому делу, а также возможность проявления инициативы и самостоятельности;
- принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.
С первых дней мы прививаем детям навыки самоуправления. Решили, что наш коллектив – это солнышко. Весь класс мы делим на 5 лучиков, выбираем в каждом лучике ответственных за дежурство в столовой, за чистоту доски, за порядок в раздевалке, за подготовку к урокам, ответственного за работу лучика. Причем роль каждого из учеников периодически меняется. Это приучает детей к умению подчиниться требованиям дежурных и выставить свои требования во время дежурства. Ребята учатся выручать друг друга, приходить на помощь. В конце дня дети анализируют работу своего лучика. Такая организация работы по формированию навыков самоуправления дала свои результаты: ребята добросовестно относятся к своим поручениям, понимают значимость своего труда, умеют оценивать труд своих товарищей, ждут возможности проявить себя.
Одно из направлений психологического сопровождения воспитательного процесса является просветительская и профилактическая работа с родителями и учащимися. Из разговоров с коллегами знаем, что для многих учителей это скучная и тяжёлая обязанность. Чтобы таковой она не стала для нас, с самых первых минут знакомства с детьми и родителями настаиваем и убеждаем, что ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления человека. Мы неустанно приглашаем семьи к сотрудничеству, считаясь с их возможностями. И постоянно напоминаем, что родители должны рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ребёнка. На такое единство наших устремлений указывают слова, которыми всегда начинаем первые родительские собрания: "С этого дня ваши дети стали и нашими детьми. Радости и огорчения у нас общие".
Системообразующим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса, является познание и общение через игру. Поэтому в классе регулярно проводятся праздники, игры, конкурсы и викторины, ролевые игры, организуются поездки, экскурсии, походы, посещение театров и концертов. В каждом проводимом деле мы пытаемся обеспечить возможность для проявления ребятами своих способностей и творческих устремлений, создать ситуацию успеха. Для этого используем не только педагогическое наблюдение, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом изучения являются межличностные отношения в классе, самооценка учащихся, нравственная направленность личности ученика, его здоровье, работоспособность.
Но мы не только развлекаемся. На родительских собраниях в дискуссиях у нас рождаются решения того, что предпринять для преодоления сложившихся трудностей, какой найти наиболее оптимальный для детей выход, как скорректировать свой подход к ребёнку, начать при необходимости формировать в себе навык консультирования. И постепенно, от собрания к собранию, происходил переход от привычного ранее для многих метода "Делай, как я" к новому, развивающему – "Не впереди ребёнка, не рядом с ним. ВМЕСТЕ". Родители являются обязательными участниками любого нашего мероприятия или праздника. Такое активное участие родителей в жизнедеятельности класса рождает у детей чувство гордости за своих родителей, желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству.
Инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания – вот основные черты наших классных коллективов. Не менее значимо и то, что дети чувствуют себя в классе комфортно, стараются познать, помочь, поучаствовать, не перестают удивлять и удивляться.
Библиографический список
- Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. № 4. С. 5-18.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
- Соколова Д.В., Сеничева Н.Н. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса // Научный альманах. 2015. № 10-4 (12). С. 437-440.
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение образовательного процесса
В прозентации обозначены приоритетные направления развития образования: здоровьесбережение, личностно-ориентированное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Рассмотрены ...
Учебно-методический материал. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в 1 классе.
Учебно-методический материал. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в 1 классе....
Модель психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в МБОУ гимназии № 18 в рамках ФГОС
Введение новых ФГОС и связанных с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций психологической службы образовательного учреждения. Сильная психологическая служба в ...
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса
Образование – это общение + воспитание. Мы, классные руководители начальных классов - прежде всего воспитатели. Труд наш включает элементы исследования, то есть ведущий принцип нашей деятельности – пр...
Родительское собрание Тема "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"
Родительское собрание по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде...
Психологическое сопровождение учебного процесса
Образовательный процесс и психология младшего школьника - актуальные вопросы современной школы...
психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС
Рассматриваются цели, задачи и приорететные направления психологического сопровождения. Основные направления деятельности, виды работ, документация педагога-психолога....