Психологическое сопровождение учебного процесса
статья
Образовательный процесс и психология младшего школьника - актуальные вопросы современной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическое сопровождение учебного процесса | 42.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»
Психологическое сопровождение учебного процесса
Цыденжапова С.Ц.
Учитель начальных классов
2019 год
Психологическое сопровождение учебного процесса
Исходя из диагностики обученности и данных психических исследований ( проведены психологом школы), можно сделать некоторые выводы: действительно наблюдается причинно-следственная связь между уровнем психофизического развития ребенка и успешностью усвоения им учебного материала. Все психологические исследования, обработка материала проводились психологом в разное время. Учителю были предоставлены только результаты с целью коррекции учебной и воспитательной деятельности. На основе первых данных началась работа по поиску путей решения проблемы усвоения детьми учебного материала.
На протяжении всего периода обучения менее всех успевали дети, которые поступили в школу «незрелыми», неподготовленными . Вывод: для создания предпосылок успешной учебы желательно родителям не торопить детей отправлять в школу при низких результатах тестирования, даже если им 6,5 лет. Но при желании родителей учитель не имеет права отказать в приеме в школу. Считаю, что это одно из противоречий нашего образования.
Очень интересными получились результаты психогеометрического теста и социометрии. Таблица ясно показывает, что выборы детьми актива и лидера класса происходит почти на подсознательном уровне, по совместимости или несовместимости типов характеров. Думаю, что аутсайдеры в детском коллективе появляются не от того, что с ними не хотят дружить, а от самого индивида, его внутреннего «Я», его желания или нежелания впускать в свой мир чужих.
Обобщая все данные психологических исследований. Можно сделать такой вывод: уровень обученности детей напрямую зависит от их индивидуальных психофизиологических данных.
Каждый учитель старается дать всем одинаково доступно учебный материал, но он никогда всеми детьми одинаково хорошо не усваивается именно в силу субъективных причин. Что делать? Время требует индидуализации образования, учета всех психофизических особенностей каждого ребенка для дальнейшей коррекции его развития нужно направить усилия именно на развитие тех психических процессов, где показатели низкие. Но эта работа должна вестись целенаправленно и обязательно со школьным психологом. Но есть ли настоящая психологическая служба в наших школах?
Но пока не созданы условия для нормальной работы психолога, его совместной работы с учителями. Индивидуализация образования предполагает наличие минимума двух психологов в школе численностью свыше пятисот детей для скрупулезной обработки данных. Только при совместной работе учителя и психолога возможно преодоление тех или иных затруднений в обучении детей субъективного характера, а именно через развитие психических процессов.
Психические процессы – восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Для того чтобы удовлетворять свои потребности общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.
Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
В свою очередь, психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Учебная деятельность – составная часть всей деятельной жизни современного человека и занимает она в ней очень большой промежуток времени. От успехов в учебной деятельности зависит вся будущая жизнь человека. А их можно добиться только тогда, когда учитель организовывает учебный процесс с учетом психофизиологических особенностей детей, когда процесс обучения идет через развитие психических процессов. Требование времени – не только учить детей, но, наряду с этим, постоянно развивать.
В последнее время много говорится о развивающем обучении, о реализации компетентностного подхода в образовании, об индивидуализации обучения. Все это предполагает наличие в школах компетентной психологической службы. Я на опыте работы смею утверждать, что таковой пока нет. Есть острая нехватка грамотных специалистов, с которыми можно обсудить проблемы детей в обучении, получить рекомендации, сделать корректировку в педагогической деятельности, планировать работу по развитию тех или иных психических процессов. Текучесть кадров психологов возрастает. А без организации психологического сопровождения учебного процесса не стоит говорить об индивидуализации обучения. В России единое образовательное пространство, единые требования к образовательным услугам, введены единые государственные экзамены. Может, пришло время и для единой и обязательной методики психодиагностики? Но ни в коей мере для ущемления прав ребенка, а для большей результативности обучения каждого ребенка.
Учитель в современной школе имеет право проводить только диагностику обученности, но не диагностику обучаемости. А имея на руках и те, и другие данные, он мог бы хотя бы объяснить, почему ребенку трудно даются те или иные учебные предметы. Одному психологу в школе с обработкой данных не справиться. Так почему не дать возможность учителям самим проводить элементарную психодиагностику. Все учителя изучали в учебных заведениях курс «Психология», знают особенности детской психики и физиологии. Можно было бы организовать курсы по психологии, учебу по психологическому мониторингу, дать рекомендации по использованию тех ил иных пособий, дать возможность самому учителю проводить элементарное тестирование детей.
Из данных психологических исследований наглядно видна зависимость успеваемости детей от их индивидуальных психических данных и особенностей. Эта оторванность психологии и педагогики в современной школе является одной из главных противоречий общего образования.
Что делать в данной ситуации учителю?
На каждом уроке учитель так или иначе развивает детей, иначе не было бы продвижения в учебной деятельности. Но не у всех получаются одинаково хорошие результаты. Опытный учитель, который не равнодушен к проблемам каждого ребенка, интуитивно и на основе наблюдений определяет уровень развития психических процессов детей и направляет свою деятельность в нужное русло. Но без данных психодиагностики ему трудно будет обосновать результаты своей деятельности.
«Больное» место всех учителей – отстающие в учебе ученики. Конечно, ведется диагностика обученности и работа по исправлению недочетов. Но конкретного ответа на вопрос: «Почему он отстает?», - нет, т.к. нет данных психодиагностики. В итоге комплексное психологическое исследование проводится уже при подготовке к ПМПК.
Но неправильно было бы утверждать, что учителя в своей работе не опираются на труды по психологии. На уроках используются различные упражнения для развития психических процессов. Материалы берутся из различных источников, в том числе и из интернета.
Внимание. Виды внимания.
Анализируя свою педагогическую деятельность, пришла к выводу, что во многом успешность обучения зависит от уровня развития такого психического процесса как внимание. Поэтому больше внимания, работы уделила этому психическому процессу.
Внимание, как психический процесс, вызывает к себе интерес даже тем фактом, что о нем в ученом мире до сих пор нет единого мнения и его самостоятельности, самобытности. Некоторые ученые считают, что внимание входит в структуру других психических процессов, не являясь таковым. Другие, наоборот, утверждают, что внимание – такой же самостоятельный процесс, как и другие, со своими свойствами и видами, объемом, концентрацией, как и другие. Такое различие мнений объясняется тем, что внимание присутствует в работе всех остальных психических процессов. Поэтому можно утверждать, что развивая внимание, мы развиваем и другие психические процессы, и наоборот. Есть мнение, что внимание играет ключевую роль в деятельности человека, тем более в учебной. Почему?
Внимание – это, говоря «простым» языком, «ворота» во внутренний мир человека. Среди огромного потока информации человек усваивает или воспринимает именно ту, что привлекла его внимание, пробудила интерес. Дети надолго запоминают именно то, что им было интересно. А интерес, в свою очередь, есть усиленное внимание. Следовательно, внимание – это психический процесс, который на подсознательном уровне регулирует или направляет поток информации извне. Та информация, что вызвала повышенное внимание, откладывается в «банк» долговременной памяти. Человек может долго оперировать ею в мыслительных операциях. А та, которой человек уделил мало внимания или которая его не привлекла, идет в «банк» кратковременной памяти. Последняя некоторое время спустя забывается, т.к. человеческий мозг таким образом защищает себя от перегрузок.
В наше время учеба, образование, просвещение предлагают усвоение огромного количества информации, ибо знание – это информация об окружающем мире. И какие знания сохранит в памяти ребенок, человек, а какие – нет, как видим, зависит именно от такого психического процесса, как внимание. Без кропотливой работы над развитием внимания трудно добиться хороших результатов в учебной деятельности детей.
Есть объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс восприятия учебного материала. К субъективным факторам относятся особенности детской психологии.
В начальных классах, особенно в первом классе, самый низкий уровень концентрации внимания, самое низкое свойство переключения, очень высокая рассеянность внимания, которая связанна с усталостью детей, с их слабым физическим развитием, а также с их внутренними конфликтами (семейные проблемы, чувство голода, ухудшение погоды и т.д.)
Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Эти три вида внимания существуют у каждого человека, но в каком объеме – зависит от его возраста.
Непроизвольным вниманием человек обладает почти с самого рождения. Этот вид внимания не требует от человека никаких усилий. У младших школьников преобладает именно это внимание – на уровне рефлекса. Дети могут отвлекаться или «откликаться» на любое незначительное событие, действие. Особенно в первом и вторых классах. Именно поэтому учителям начальных классов на ранней стадии обучения делается на упор на «использование» непроизвольного внимания.
В первом классе урок длится 35 минут. За это время учителю нужно и повторить пройденное, и обеспечить усвоение нового материала, и закрепить полученные знания. Как все успеть, если шестилетнему ребенку нужно не только сосредоточиться на учебном материале, но и усидеть за партой один урок? Выход один – разнообразие видов учебной деятельности, дидактического материала, игр, которое обеспечивает многократное обращение к изученному объекту, не вызывая усталости детей, предупреждая монотонность учебного процесса. А разнообразие – это «привлечение» непроизвольного внимания детей в учебно-дидактических целях. Произвольное внимание (более высокий уровень) – это внимание, которое требует от человека определенных усилий на сосредоточение. Ребенку требуются его усилия, чтобы просидеть 35-40 минут, выполняя при этом различные указания, слушать учителя. Конечно, в первом классе объем произвольного внимания невысок. Он может ходить по классу, играть, когда другие дети занимаются. Как развить его волю, его произвольное внимание? Развивая его моторику, усидчивость через игры, различные игровые упражнения или на чьем-либо примере. Об этом конкретно – далее.
Но это – не самый эффективный вид внимания, т.к. требует от ребенка больших затрат энергии.
Самый эффективный из всех видов – это послепроизвольное внимание. Оно так же, как и непроизвольное, не требует от человека никаких усилий, но в отличие от него у человека появляется повышенный интерес к объекту изучения, побуждая запоминать, мыслить, говорить, воображать. То есть, при таком виде внимания подключаются все психические процессы. Интерес пройдет, но знания остаются надолго в памяти ребенка.
Кроме субъективных факторов, есть объективные, которые влияют на процесс восприятия. Это, прежде всего, условия, при которых проходит учебный процесс. Если рядом с кабинетом расположен кабинет музыки, физической культуры, столовая, «управлять» вниманием детей очень трудно. Дети реагируют на шум, пение, разговоры, запахи. Для нас это, конечно, больной вопрос. Половина усилий пропадает зря. Дети и учителя устают не от учебной деятельности, а от усилий сосредоточиться на учебном материала.
Мы понимаем, что на уровне школы многие вопросы решить сложно, но это ничуть не облегчает положение учителя.
Также фактором успешного усвоения материала детьми относится и умение учителя владеть речью, и его искусство воздействовать на ученика. Об этом тоже хотелось бы высказаться особо.
Внимание и невербальные средства общения.
Почему одного учителя дети слушают, затаив дыхание, а другого – нет или не так внимательно, хотя он и готовился тщательно к уроку? Потому что в первом случае учитель – ритор, а в другом – нет.
Риторика – древняя наука об искусстве воздействия на человека с помощью вербальных и невербальных средств общения. Очень жаль, что при подготовке будущих учителей на эту сторону учительской деятельности обращается мало внимания. А ведь умение обращать внимание является одним из главных условий успешного усвоения детьми знаний. При обсуждении открытых уроков и мероприятий именно об этой стороне учительской деятельности говорится крайне мало. Как научиться «удерживать» это «драгоценное» внимание в течение всего урока, т.е. «управлять» вниманием детей? Нужно опираться на законы риторики. Риторика – это искусство воздействия, общения. Есть вербальные и невербальные средства общения. На вербальных средствах останавливаться не будем. Об этом и так уже много сказано и говорится учитель должен владеть высокой культурой речи, использовать в работе и полилог, и диалог, и монолог. Кстати, о монологе. По законам риторики говорится, что он должен длиться 7 минут, не больше. Больше этого промежутка времени речь слушать тяжело не только детям, но и взрослым. Ведь слушать всегда тяжелее, чем говорить.
Всем известно, что
«Словом можно убить.
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести».
Слово – это большая сила, но она может стать и могучей, если его преподнести умело, с помощью невербальных (паралингвистических) средств общения.
К таким средствам относится интонация, жест, мимика, проксемика, окулесика.
Интонация. В основе интонации русского языка находятся 11 зон эмоционального состояния (радость, испуг, нежность, удивление, равнодушие, гнев, печаль, презрение, уважение, стыд, обида). Внутри каждого есть 5 или 6 оттенков. Чем большим числом оттенков интонации овладеет человек, тем больше показатель его коммуникативных способностей, тем внимательнее его будут слушать.
Жесты. Жесты должны быть естественными и выразительными. Бывают жесты:
- Для выражения различных эмоций
- Описательные
- Указующие
- Подражательные
- Паразиты
Кроме последнего типа, все остальные также помогают усилить впечатление от высказанных слов. Есть интересное наблюдение: за 1 час непроизвольной беседы мексиканец делает 180 жестов, француз – 120, финн – 1, а англичанин – ни одного. У русских и бурят, умеренный характер жестов (60-80).
Мимика. Это «язык природы». Лицо говорит вместе с языком. Очень плохо, если лицо ничего не выражает. Нужно учителям тренироваться перед зеркалом. Тем более что дети-то смотрят именно в лицо учителю.
Проксемика. Это законы расположения людей относительно друг друга в процессе общения. Они зависят от культурно-языкового контекста. У большинства европейских народов при прямом дружественном контакте расстояние между общающимися колеблется от 50 до 150 см. у латиноамериканцев – от 20 до 30 см. У русских, как у большинства европейских народов, интимная зона – ближе к 50 см. У буря – ближе к 60-70 см, может быть и больше. Если мы подходим ближе этого расстояния, вторгаемся в интимную зону, куда допускаются близкие люди – супруги, родители, дети, братья, сестры, близкие друзья. При этом человек испытывает смутное беспокойство, общение прекращается. Это свойство можно использовать на уроке – просто подойти близко к гиперактивным детям, нарушить их интимную зону.
Во всех наших школах парты двухместные. Иногда дети за одной партой сидят «как кошка с собакой» - ссорятся. Диалога за одной партой в большинстве случаев, не получается. Почему? Не соблюдаются законы проксемики, социальная зона. Есть и официальная зона в проксемике. Расстояние между директором школы и его подчиненным не должно быть меньше 1,5 метра. Это официальная зона используется при объяснении нового материала.
Окулесика. Это общение при помощи глаз. Есть 3 типа взглядов:
- Социальный (треугольник между глазами и ртом);
- Деловой (треугольник между глазами и лбом);
- Интимный (треугольник между глазами и солнечным сплетением).
Общение при помощи глаз – важнейший фактор воздействия на детей, важнейшее средство «удерживания» внимания детей. Главное, о чем нужно помнить учителю:
- При проведении урока нельзя отвлекать глаз (на улицу, в тетрадь и т.д.)
- Нельзя смотреть на детей как на «пустое пространство»
- Нужно установить зрительный контакт со всеми учениками, чтобы они чувствовали, что они не обделены вниманием учителя.
- К гиперактвным ученикам можно направлять «долгий взгляд»
Все эти невербальные средства помогают «управлять» вниманием детей, «открывать ворота» во внутренний мир ребенка.
Что еще нужно помнить учителю?
Внимание детей отвлекает кричащая одежда. Можно позволить себе одно что-то яркое. Необходимо освободиться от вещей в кармане. Оттопыренный карман вызывает любопытство, интерес детей. Одежда не должна сковывать движения. Большая ошибка учителей на открытых уроках – одевать все новое. Дети целый урок непроизвольно рассматривают учителя.
Вывод? Внешний вид учителя также вносит свои коррективы в процесс урока.
Если учитель хорошо владеет вербальными и невербальными средствами общения, помнит о том, что может отвлечь внимание детей на уроке, то можно сказать, что созданы условия для восприятия, усвоения, запоминания учебного материала.
Практическое применение теоритических знаний.
Как в процессе учебной деятельности развивать внимание детей, «использовать» его для успешного усвоения знаний?
- Учитель должен постоянно работать над собой, «оттачивать» свое умение владения вербальными и невербальными средствами общения;
- Учитель совместно с администрацией должен предусмотреть возможности для более комфортных условий обучения (корректировка расписаний: договориться уроки музыки и уроки физической культуры в соседних помещениях проводить последними уроками);
- Совместно с психологом школы систематически проводить психодиагностику, знать результаты исследований, обсуждать пути развития тех или иных психических процессов, особенно у детей с низкими показателями;
- Для предотвращения утомляемости детей менять виды деятельности в зависимости от гигиенических требований;
- Продумывать и проводить уроки так, чтобы они вызывали у детей интерес, эмоциональный отклик;
- Использовать в своей работе задания, повышающие уровень развития внимания.
Опора на непроизвольное внимание.
Как и все другие психические процессы, внимание не существует отдельно. Также и три вида внимания постоянно в работе на протяжении всего урока. Только какой-либо вид превалирует над другими в зависимости от этапа урока и от возраста детей.
В самом начале обучения, в 1 классе доминирует непроизвольное внимание. При объяснении материала дети все свое внимание направляют на броские, яркие и необычные предметы, т.к. у детей пока еще наглядно-образное мышление. Учитель здесь «использует» в дидактических целях непроизвольное внимание и его тип мышления. Как?
На фрагменте урока (тема «Знакомство с бук) продемонстрировать это, не раздеятельн
- Работа с предметными картинками.
- Какой звук слышен в начале слова? [Б], [Б]. (работают зрительные и слуховые сенсоры).
2. Наблюдение над произношением этих звуков. Можно использовать маленькие зеркала или работу по парам. (мимика и артикуляция)
3. Знакомство с печатными буквами Б, б, обозначающими эти звуки.
- На что похожи эти буквы? (Воображение, мышление)
4. Изображение буквы с помощью палочки, проволоки, позы. (Моторика)
5. Нахождение этой буквы в печатном тексте. (Расширение охвата зрительного поля, мышление)
6. Работа в кассах или в книжках-печатках. (Закрепление символа – зрительного образа буквы в памяти)
7. Физминутка.
«Белые бараны били в барабаны,
Били, били, били, лбы себе разбили» (можно инсценировать бодание, только осторожно).
- Нахождение в иллюстрациях книги предметов, в названиях которых встречаются буквы [Б], [Б].
- Чтение слияний
- Схематическое изображение твердых и мягких слияний
- Чтение слов и предложений с буквами Б, б
Как видим, таким разнообразием деятельности детей учитель добивается постоянного внимания к изучаемому материалу, его многократному закреплению. Так непроизвольное внимание «служит» учебному процессу.
Как развивать произвольное внимание?
В книге Л.Ф. Тихомировой «Формирование и развитие интеллектуальных особенностей ребенка» говорится: «Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связанно с развитием ответственного отношения к учению. … Произвольное внимание развивается вместе с развитием мотивов учения. Близкая мотивация – перспектива получить 5, заслужить похвалу учителя. Наиболее далекая – стать полезным членом общества должна связываться с более близким мотивом – успешно перейти в следующий класс.»
Значит, развивая усидчивость, ответственность, мы развиваем и его произвольное внимание, волю.
В первом классе уровень произвольного внимания очень низок. Но у каждого учителя есть свои приемы для его развития. Например,
- При шуме в классе можно спросить: «Кто у нас самый ответственный, самый серьезный? Кто у нас понимает, что он – ученик?».
- – посмотрите, как красиво и правильно сидит …! (При неправильной осанке)
- – кто сегодня не мешал другим учиться?
- – какой ряд сидит лучше? И т.д.
Послепроизвольное внимание предполагает наличие интереса к учебному материалу. Каждый учитель начальных классов старается заинтересовать детей. У каждого есть свои находки, свои мысли, как сделать урок интересным, запоминающимся. Если глаза детей «горят» на уроке, если он хочет высказать свое мнение, даже если пока стесняется, можно сказать, что он запомнил тему надолго. Если учитель умеет использовать виды внимания, будет и успех в обучении.
Заключение
Да, действительно наблюдается причинно-следственная связь между уровнем психофизического развития ребенка и успешностью усвоения им учебного материала. Считаю, что психологи в школе могут помочь учителям добиться повышения качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Валеологическое сопровождение учебного процесса
В материале представлены элементы здоровьесберегающих технологий, буклет, презентация....
Психологическое сопровождение образовательного процесса
В прозентации обозначены приоритетные направления развития образования: здоровьесбережение, личностно-ориентированное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Рассмотрены ...
Учебно-методический материал. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в 1 классе.
Учебно-методический материал. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в 1 классе....
Информационно-коммуникационное сопровождение учебного процесса в рамках УМК "Начальная школа XXI века"
Трудно представить себе современного учителя, не использующего в своей практике других дополнительных пособий, кроме учебника. Педагог, заинтересованный в успешном усвоении материала учащимися, ...
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в условиях реализации ФГОС
модель психолого-педагогического сопровождения...
Родительское собрание Тема "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"
Родительское собрание по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде...
психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС
Рассматриваются цели, задачи и приорететные направления психологического сопровождения. Основные направления деятельности, виды работ, документация педагога-психолога....