Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы для малышей»
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа имени заслуженного учителя РСФСР Худякова В.И с. Царевщина Балтайского района Саратовской области
Принята на заседании педагогического совета от «30» августа 2024г. Протокол № 1 от #1075;. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ с. Царевщина ____________ Н.А. Мартюшева Приказ от г. № |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы для малышей»
Возраст обучающихся: 6-7 лет,
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Кудакова Оксана Александровна,
педагог дополнительного
образования
с. Царевщина 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость. Шахматы по своей природе остаются прежде всего игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру.
Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы для малышей» составлена на основе нормативно - правовой базы:
- Федеральный закон от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от ).
- Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов (Постановления Правительства РФ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о количестве учебных занятий за 4 учебных года);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
- Устав ОУ.
Программа разработана в соответствии с программой И.Г. Сухина «Шахматы – школе». Рабочие программы 1-4 год обучения. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019 год, 143 с.
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов
Направленность данной программы физкультурно - спортивная. Шахматы – интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества, как терпение, ответственность, самодисциплина
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Образовательные: освоение знаний о шахматной игре, изучение ее истории, правил и законов; освоение объема теоретических знаний; формирование умений и навыков практической игры; выполнение учащимися спортивных разрядов.
Развивающие: развитие мышления и творческих способностей; развитие логики и памяти; развитие решительности и чувства ответственности за принятое решение.
Воспитательные: формирование дисциплинированности и целеустремленности; воспитание доброжелательного отношения к товарищам, отзывчивости; привитие навыков общения в коллективе и внешней культуры поведения; формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение риска асоциального поведения
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 6 до 7 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы – один год.
На освоение полного курса отводится 36 часов.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, решения занимательных задач и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Чтобы не допустить переутомления обучающихся, нервного истощения и статических перегрузок занятия проводятся в игровой форме с включением двигательного компонента в структуру занятия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному педагогом плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
знать правила хода и взятия каждой фигурой;
различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
уметь проводить элементарные комбинации;
уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;
уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
определять последовательность событий;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание программы
Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА И ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Раздел №2. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Раздел №3. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Методы обучения:
Теоретические методы:
- теория;
- лекция;
- выступление.
Эти методы помогают усвоить теорию.
Практические методы:
- решение учащимися различных комбинаций, этюдов, позиций, задач;
- участие в сеансах одновременной игры;
- участие в различных соревнованиях;
- разбор и анализ партий;
- проведение шахматных мероприятий;
- проведение конкурсов задач;
- проведение сеансов одновременной игры.
Эти методы позволяют изучить практику игры в шахматы.
Коммуникативные методы:
- беседы и викторины о выдающихся шахматных гроссмейстерах, их жизни и творчестве;
- проведение мероприятий (встречи, сеансы одновременной игры, товарищеские турниры)
Эти методы дают учащимся необходимую информацию и навык диалога.
Комбинированные методы:
- наблюдение за игрой другого учащегося;
- обсуждение его неправильных действий и нахождения лучшего хода. Данные методы помогают взаимодействию учащихся.
Репродуктивные методы:
- беседа;
- рассказ;
- диалог.
Методы сенсорного восприятия:
- просмотр различных этюдов и шахматных партий на доске;
- просмотр партий на компьютере с анализом возможных вариантов, миниатюр, комбинаций;
- блиц-турниры.
Данные методы помогают усилить эмоциональную сторону занятия.
Психологические методы:
- психологическая подготовка учащихся к соревнованиям и турнирам.
Данные методы используются для освоения теоретического материала программы как при работе с группой, так и при индивидуальной работе с учащимися, которым требуется индивидуальный подход. Беседы педагог проводит как по основному содержанию курса, так и в воспитательных целях.
Проблемные методы (исследовательские):
- диагностика;
- анализ проведенных игр;
- отработка определенных педагогом схем игры, различных вариантов.
Программированные методы (частично-поисковые):
- сюжетно-ролевая игра
Эти методы применяется педагогом при организации практической деятельности учащихся по закреплению теоретического материала.
Проектные (творческие) методы:
- самостоятельная разработка схемы предстоящей игры, определение стратегии и тактики;
- соревнования различного уровня;
- социально-творческие проекты;
- культурно-нравственные
6. Перечень учебно-методических средств.
Методическое обеспечение
- Шахматы – 5 шт.;
- Шахматные часы – 3 шт.;
- Компьютер;
.
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
(36 часов; 1 час в неделю)
№ урока | Тема занятия | Виды деятельности. | Дата проведения | Факт. дата |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | Знакомство с техникой безопасности во время проведения занятий. Знакомство с режимом работы кружка | ||
1. Шахматная доска и шахматные фигуры | ||||
2 | Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматы – спорт, наука, искусство | Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Просмотр мультипликационного фильма «Фиксики Шахматы» Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами. | ||
3 | Шахматная доска – поле шахматных сражений. Правила игры. Первоначальные понятия | Знакомство с основными понятиями: горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. | ||
4 | Знакомство с шахматными фигурами | Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая». | ||
5 | Начальное положение Проверочная работа. | Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». | ||
6 | 2. Ходы и взятие фигур | |||
Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин». | |||
7 | Ладья в игре. | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности». | ||
8 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | ||
9 | Слон в игре. | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности». | ||
10 | Ладья против слона | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности». | ||
11 | Решение шахматных задач | Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». | ||
12 | Игровая практика. Шахматы и компьютер. | Играем в онлайн – игры по шахматам на компьютере. | ||
13 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | ||
14 | Ферзь в игре. Викторина по шахматам «Шахматные фигуры» | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | ||
15 | Ферзь против ладьи и слона. | Дидактические задания и игры «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». | ||
16 | Решение шахматных задач. | Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры». | ||
17 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | ||
18 | Конь в игре. | Ход коня, взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | ||
19 | Конь против ферзя, ладьи слона. | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», (конь против ферзя, конь против ладьи, сложные положения), | ||
20 | Решение шахматных задач. | Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», | ||
21 | Игровая практика. Шахматы и компьютер. | Играем в онлайн игры в компьютере. | ||
22 | Знакомство с пешкой. | Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт». | ||
23 | Пешка в игре. | Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности». | ||
24 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Дидактические задания и игры «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения) | ||
25 | Решение шахматных задач. | Дидактические задания и игры « Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности». | ||
26 | Игровая практика. Шахматы и компьютер. | Играем в онлайн игры на компьютере. | ||
27 | Знакомство с шахматной фигурой. Король. Игра «Поймай меня» | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин». | ||
28 | Король против других фигур. | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля). | ||
29 | Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур. | Начальное положение. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры: "Мешочек", "Да и нет", "Мяч". | ||
30 | 3. Цель шахматной партии. | |||
31 | Шах. Понятие о шахе | Шах ферзем, ладьей, слоном. Защита от шаха. Открытый шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах». | ||
32 | Мат. | Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход». | ||
33 | Ничья, пат. | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». | ||
34 | Рокировка | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». | ||
35 | Практическая работа. Азы шахматных турниров. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода», «Лабиринт». | ||
36 | Шахматная викторина на знание правил игры в шахматы «Угадай-ка» | Школьный турнир совместно с родителями | ||
37 | Повторение программного материала. | Повторение программного материала – викторины «В стране шахмат», проверочные работы. Блиц – опрос и т.д. Игра всеми фигурами из начального положения в паре. |
Список литературы
Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре
- Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле.— М.: ФиС, 1979.
- Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
- Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
- Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995.
- Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.
- Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
- Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.
- Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.
- Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.
- Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
- Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов.— М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
- Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
- Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
- Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
- Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам.— М.: ГЦОЛИФК, 1990.
- Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. - Киев: Радянська школа, 1986.
- Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.
- Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.
- Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
- Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1983.
- Князева В. Азбука шахматиста.— Ангрен, 1990.
- Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
- Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
- Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
- Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
- Костьев А. Учителю о шахматах.— М.: Просвещение, 1986.
- Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.
- Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
- Ласкер Эм. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1980.
- Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии.— Л.: Лениздат, 1956.
- Майзелис И. Шахматы.—М.; Л.: Детгиз, 1960.
- Макарычев С., Макарычева М. От А до ...— М.: “64”, 1995.
- Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979.
- Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980.
- Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985.
- Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.
- Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980.
- Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.
- Нимцович А. Моя система. – М.: ФиС, 1984.
- Нимцович А. Моя система.— М.: ФиС, 1984.
- Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981.
- Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, #1056;ойзман А. Шахматные миниатюры. – Минск: Полымя, 1978.
- Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981.
- Сокольский А. Ваш первый ход. – М.: ФиС, 1977.
- Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.— Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
- Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.— Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
- Суэтин И. Как играть дебют.— М.: ФиС, 1981.
- Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре
- Хенкин В. Последний шах. – М.: ФиС, 1979.
- Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер.— М.: ФиС, 1964.
- Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др.— М.: Педагогика, 1991.
- Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
- Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.
- Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.: ГЦОЛИФК, 1986.
- Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности.— М.: ГЦОЛИФК, 1986
- Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993.
- Шумилин Н. Практикум по тактике.— М.: Андреевский флаг, 1993.
- Шумилин Н. Шахматный задачник. – М.: ФиС, 1964.
- Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966.
- Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994.
Дидактические шахматные сказки
- Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.
– М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
- Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
- Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.
- Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга- выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
- Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
- Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
- Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
- Кумма А., Рунге С. Шахматный Король .Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
- Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности "Волейбол" (7-9 лет)
Данная программа рассчитана на учащихся начальных классов 7-9 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Настольный теннис для всех»
Программа разработана для детей и подростков с целью обучения игре в настольный теннис, повышения уровня функциональных возможностей детей, воспитания у них морально – волевых качеств. Настольны...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по всестилевому каратэ.
Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по Всестилевому каратэ (далее программа) составлена в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декаб...

Игротека Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
Актуальность программы.Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у младших школьников, имеет оздоровительный эффект, а так...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Русские народные подвижные игры"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Русские народные подвижные игры» стартового уровня имеет физкультурно-спортивную направленность.Она ориентирована ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ АЭРОБИКА»
Программа может быть реализована в сетевой форме на базе других образовательных организаций дополнительного образования. Программа определяется потребностью образования и развития у детей и подр...