Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы для малышей»
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Рабочая программа по шахматам 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_1_klass_2024_g.docx47.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа имени заслуженного учителя РСФСР Худякова В.И с. Царевщина Балтайского района Саратовской области

Принята на заседании

педагогического совета

от «30» августа 2024г.

Протокол № 1 от #1075;.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ с. Царевщина

____________ Н.А. Мартюшева

Приказ от г. №

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Шахматы для малышей»

Возраст обучающихся: 6-7 лет,

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

Кудакова Оксана Александровна,

педагог дополнительного

образования

с. Царевщина 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость. Шахматы по своей природе остаются прежде всего игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру.

Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы для малышей» составлена на основе нормативно - правовой базы:

- Федеральный закон от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от ).

- Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов (Постановления Правительства РФ);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о количестве учебных занятий за 4 учебных года);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

- Устав ОУ.

Программа разработана в соответствии с программой И.Г. Сухина «Шахматы – школе». Рабочие программы 1-4 год обучения. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019 год, 143 с.

В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов

Направленность данной программы физкультурно - спортивная. Шахматы – интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества, как терпение, ответственность, самодисциплина

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Образовательные: освоение знаний о шахматной игре, изучение ее истории, правил и законов; освоение объема теоретических знаний; формирование умений и навыков практической игры; выполнение учащимися спортивных разрядов.

Развивающие: развитие мышления и творческих способностей; развитие логики и памяти; развитие решительности и чувства ответственности за принятое решение.

Воспитательные: формирование дисциплинированности и целеустремленности; воспитание доброжелательного отношения к товарищам, отзывчивости; привитие навыков общения в коллективе и внешней культуры поведения; формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение риска асоциального поведения

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 6 до 7 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы – один год.

На освоение полного курса отводится 36 часов.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, решения занимательных задач и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Чтобы не допустить переутомления обучающихся, нервного истощения и статических перегрузок занятия проводятся в игровой форме с включением двигательного компонента в структуру занятия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

 Проговаривать последовательность действий.

 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

 Учиться работать по предложенному педагогом плану.

 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении и следовать им.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

 знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

 знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

 знать правила хода и взятия каждой фигурой;

 различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

 сравнивать между собой предметы, явления;

 обобщать, делать несложные выводы;

 уметь проводить элементарные комбинации;

 уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

 уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

 определять последовательность событий;

 выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание программы

Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА И ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Раздел №2. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Раздел №3. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Методы обучения:

Теоретические методы:

  • теория;
  • лекция;
  • выступление.

Эти методы помогают усвоить теорию.

Практические методы:

  • решение учащимися различных комбинаций, этюдов, позиций, задач;
  • участие в сеансах одновременной игры;
  • участие в различных соревнованиях;
  • разбор и анализ партий;
  • проведение шахматных мероприятий;
  • проведение конкурсов задач;
  • проведение сеансов одновременной игры.

Эти методы позволяют изучить практику игры в шахматы.

Коммуникативные методы:

  • беседы и викторины о выдающихся шахматных гроссмейстерах, их жизни и творчестве;
  • проведение мероприятий (встречи, сеансы одновременной игры, товарищеские турниры)

Эти методы дают учащимся необходимую информацию и навык диалога.

Комбинированные методы:

  • наблюдение за игрой другого учащегося;
  • обсуждение его неправильных действий и нахождения лучшего хода. Данные методы помогают взаимодействию учащихся.

Репродуктивные методы:

  • беседа;
  • рассказ;
  • диалог.

Методы сенсорного восприятия:

  • просмотр различных этюдов и шахматных партий на доске;
  • просмотр партий на компьютере с анализом возможных вариантов, миниатюр, комбинаций;
  • блиц-турниры.

Данные методы помогают усилить эмоциональную сторону занятия.

Психологические методы:

  • психологическая подготовка учащихся к соревнованиям и турнирам.

Данные методы используются для освоения теоретического материала программы как при работе с группой, так и при индивидуальной работе с учащимися, которым требуется индивидуальный подход. Беседы педагог проводит как по основному содержанию курса, так и в воспитательных целях.

Проблемные методы (исследовательские):

  • диагностика;
  • анализ проведенных игр;
  • отработка определенных педагогом схем игры, различных вариантов.

Программированные методы (частично-поисковые):

  • сюжетно-ролевая игра

Эти методы применяется педагогом при организации практической деятельности учащихся по закреплению теоретического материала.

Проектные (творческие) методы:

  • самостоятельная разработка схемы предстоящей игры, определение стратегии и тактики;
  • соревнования различного уровня;
  • социально-творческие проекты;
  • культурно-нравственные

6. Перечень учебно-методических средств.

Методическое обеспечение

  1. Шахматы – 5 шт.;
  2. Шахматные часы – 3 шт.;
  3. Компьютер;

.

Календарно-тематическое планирование 1 год обучения

(36 часов; 1 час в неделю)

урока

Тема занятия

Виды деятельности.

Дата

проведения

Факт. дата

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с техникой безопасности во время проведения занятий. Знакомство с режимом работы кружка

1. Шахматная доска и шахматные фигуры

2

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматы – спорт, наука, искусство

Чтение и инсценирование дидактической сказки

«Удивительные приключения шахматной доски». Просмотр мультипликационного фильма «Фиксики Шахматы» Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

3

Шахматная доска – поле шахматных сражений. Правила игры. Первоначальные понятия

Знакомство с основными понятиями: горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

4

Знакомство с шахматными

фигурами

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».

5

Начальное положение Проверочная работа.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

6

2. Ходы и взятие фигур

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин».

7

Ладья в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

8

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

9

Слон в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

10

Ладья против слона

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против

двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

11

Решение шахматных задач

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем».

12

Игровая практика. Шахматы и компьютер.

Играем в онлайн – игры по шахматам на компьютере.

13

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

14

Ферзь в игре. Викторина по шахматам «Шахматные фигуры»

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

15

Ферзь против ладьи и слона.

Дидактические задания и игры «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

16

Решение шахматных задач.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры».

17

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

18

Конь в игре.

Ход коня, взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

19

Конь против ферзя, ладьи слона.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», (конь против ферзя, конь против ладьи, сложные положения),

20

Решение шахматных задач.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»,

21

Игровая практика. Шахматы и компьютер.

Играем в онлайн игры в компьютере.

22

Знакомство с пешкой.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт».

23

Пешка в игре.

Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

24

Пешка против ферзя, ладьи,

коня, слона.

Дидактические задания и игры «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка

против коня, сложные положения)

25

Решение шахматных задач.

Дидактические задания и игры « Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности».

26

Игровая практика. Шахматы и компьютер.

Играем в онлайн игры на компьютере.

27

Знакомство с шахматной фигурой. Король. Игра «Поймай меня»

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин».

28

Король против других фигур.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).

29

Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.

Начальное положение. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры: "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

30

3. Цель шахматной партии.

31

Шах. Понятие о шахе

Шах ферзем, ладьей, слоном. Защита от шаха. Открытый шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».

32

Мат.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

33

Ничья, пат.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

34

Рокировка

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

35

Практическая работа.

Азы шахматных турниров.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода», «Лабиринт».

36

Шахматная викторина на знание правил игры в шахматы «Угадай-ка»

Школьный турнир совместно с родителями

37

Повторение программного материала.

Повторение программного материала – викторины «В стране шахмат», проверочные работы. Блиц – опрос и т.д. Игра всеми фигурами из начального положения в паре.

Список литературы

Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре

  1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле.— М.: ФиС, 1979.
  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
  3. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
  4. Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995.
  5. Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.
  6. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
  7. Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.
  8. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.
  9. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.
  10. Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.
  11. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  12. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов.— М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.
  13. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  14. Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994.
  15. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. М.: Детская литература, 1980.
  16. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
  17. Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.
  18. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
  19. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам.— М.: ГЦОЛИФК, 1990.
  20. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. - Киев: Радянська школа, 1986.
  21. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.
  22. Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.
  23. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
  24. Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1983.
  25. Князева В. Азбука шахматиста.— Ангрен, 1990.
  26. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
  27. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
  28. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
  29. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
  30. Костьев А. Учителю о шахматах.— М.: Просвещение, 1986.
  31. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.
  32. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
  33. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1980.
  34. Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии.— Л.: Лениздат, 1956.
  35. Майзелис И. Шахматы.—М.; Л.: Детгиз, 1960.
  36. Макарычев С., Макарычева М. От А до ...— М.: “64”, 1995.
  37. Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979.
  38. Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980.
  39. Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985.
  40. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.
  41. Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980.
  42. Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.
  43. Нимцович А. Моя система. – М.: ФиС, 1984.
  44. Нимцович А. Моя система.— М.: ФиС, 1984.
  45. Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981.
  46. Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, #1056;ойзман А. Шахматные миниатюры. – Минск: Полымя, 1978.
  47. Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981.
  48. Сокольский А. Ваш первый ход. – М.: ФиС, 1977.
  49. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
  50. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  51. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  52. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  53. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  54. Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.: Педагогика, 1991.
  55. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  56. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  57. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
  58. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
  59. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  60. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  61. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.— Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
  62. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.— Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
  63. Суэтин И. Как играть дебют.— М.: ФиС, 1981.
  64. Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре
  65. Хенкин В. Последний шах. – М.: ФиС, 1979.
  66. Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер.— М.: ФиС, 1964.
  67. Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др.— М.: Педагогика, 1991.
  68. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
  69. Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.
  70. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.: ГЦОЛИФК, 1986.
  71. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности.— М.: ГЦОЛИФК, 1986
  72. Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993.
  73. Шумилин Н. Практикум по тактике.— М.: Андреевский флаг, 1993.
  74. Шумилин Н. Шахматный задачник. – М.: ФиС, 1964.
  75. Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966.
  76. Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994.

Дидактические шахматные сказки

  1. Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.

– М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

  1. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
  2. Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.
  3. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга- выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
  4. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

  1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
  2. Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
  3. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король .Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
  4. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Настольный теннис для всех»

Программа разработана для детей и подростков с целью обучения игре в настольный теннис, повышения уровня функциональных возможностей детей, воспитания у них морально – волевых качеств. Настольны...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по всестилевому каратэ.

Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по Всестилевому каратэ (далее программа) составлена в соответствии с:     Федеральным законом Российской Федерации от 29 декаб...

Игротека Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

Актуальность программы.Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у младших школьников, имеет оздоровительный эффект, а так...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Русские народные подвижные игры"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Русские народные подвижные игры» стартового уровня имеет физкультурно-спортивную направленность.Она ориентирована ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ АЭРОБИКА»

Программа может быть реализована в сетевой форме на базе других образовательных организаций дополнительного образования.  Программа определяется потребностью образования и развития у детей и подр...