Мыслительная деятельность младших школьников и способ ее активизации
учебно-методический материал

В настоящее время необыкновенно большого успеха достигла нейропедагогика — наука о теории и технологиях воспитания, основанная на данных современных нейронаук. Одной из разработок данной стала кинезиология — наука, в которой с различных точек зрения с системных позиций изучается единый объект — двигательная функция организма человека.

Она рассматривается интегрально с физической, биологической и дидактической точек зрения. Другими словами кинезиология изучает взаимосвязь движения и мыслительной деятельности человека. То есть то, как физические упражнения влияют на мозговую активность. 

В данной статье рассмотрены основные плюсы кинезиологии и ее особенности для обучающихся младшей школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация мыслительной деятельности обучающихся

Во многих учебниках и исследовательских работах по психологии сама сущность мышления начинается с недостаточности знаний человека, получаемых благодаря процессам непосредственного чувственного познания, то есть восприятия и ощущения. Если обратиться к книге А.В. Петровского «Общая психология», то можно найти следующее высказывание: «Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания». С.Л. Рубинштейн в своем учебнике «Основы общей психологии» говорил следующим образом: «Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению».

Таким образом, мышление считается психическим познавательным процессом, более сложным, в отличие от процессов ощущения и восприятия. Но не стоит забывать, что в любом психическом процессе важным является не столько степень его сложности, сколько указание на те особенности объективной действительности, которые отражаются в психике благодаря этому процессу.

В психологии практически считается, что ощущение — это элементарный познавательный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств, то есть простейший познавательный психический процесс, благодаря которому в психике отражаются отдельные свойства объектов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств человека. А восприятие является процессом субъективного отражения отдельных объектов и явлений действительности в совокупности их свойств и качеств при их непосредственном воздействии на органы чувств. А восприятие, в свою очередь, отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий.

Так что же такое мышление? Мышление определяется как процесс опосредованного, обобщенного отражения действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Так как просто взаимосвязь между объектами действительности не оказывает непосредственного воздействия на органы чувств, то мышление, которое обеспечивает получение знаний о них, является познавательным психическим процессом опосредованного отражения.

Если обращаться к другим вариантам трактовки данного процесса, описанных в психологической литературе, то возникают непонимания, так как отсутствует четкое разделение понятий «процесс» и «деятельность» в отношении мышления. Их часто можно заметить как взаимозаменяемые слова или написанные через запятую.

Пытаясь разграничить использование данных понятий применительно к человеку, С.Л. Рубинштейн пишет: «Всякая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека. Под деятельностью мы будем здесь разуметь такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь».

Относительно данных выводов следует отметить, что именно термин «мыслительная деятельность» включает в себя не только саму суть получаемых знаний, но и действие, то есть конкретные операции человека, которые позволяют получить знания. Именно поэтому далее в нашем исследовании мы будем использовать термин «мыслительная деятельность». Мыслительная деятельность — это система мыслительных действий, направленных на решение какой-либо проблемы. В то же время она является совокупностью мыслительных операций.

Чтобы понять определенный предмет или действие, нужно определить факты, которые его характеризуют. Переход от фактов существования предметов к раскрытию их сути и формированию обобщающих выводов, происходит посредством ряда умственных и практических действий. Эти действия происходят мысленно с помощью речи. Прежде чем действовать с предметами, например, разбирать их, составлять, что-то строить из них и тому подобное, человек делает это мысленно, не вступая в контакт с самим предметом и не внося никаких изменений в строении самого объекта.

Мыслительная деятельность — это действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим они отличаются от других видов человеческих действий.

Данные действия могут быть направлены на решение познавательных и эмоциональных задач и процесс их формирования имеет определенные этапы.

Этапы мыслительной деятельности

Первый этап является формированием ориентировочной основы будущего действия, то есть ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге оно должно соответствовать.

Второй этап формирования умственного действия связан с его практическим освоением.

Третий этап — продолжение освоения заданного действия, но уже без опоры на реальные предметы. Другими словами, это перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний план. Главной особенностью данного этапа является использование внешней речи в качестве заменителя манипулирования с реальными предметами.

На четвертом этапе происходит отказ от внешней речи, то есть перенос внешнеречевого выполнения действия целиком во внутреннюю речь (действие выполняется «про себя»).

Пятый этап — выполнение действия полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом выполнения данного действия из сферы сознания в сферу интеллектуальных умений и навыков.

Процессы мыслительной деятельности

Сама мыслительная деятельность подразумевает под собой следующие операции или процессы: сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование, анализ и синтез. Предлагаем рассмотреть каждую операцию отдельно.

Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ – мысленное разложение целого на составляющие его части.

Также важную роль в организации мыслительной деятельности человека играет прием сравнения. Сравнение — это важная операция мышления, с помощью которой познаются похожие и отличительные признаки и свойства объектов. Формирование умения пользоваться данным приемом следует осуществлять в несколько этапов: выделение признаков или свойств одного объекта; установление сходства и различия между признаками двух объектов; выявление сходства между признаками трех, четырех и более объектов.

Немаловажная операция мыслительной деятельности — обобщение — это мыслительное объединении предметов, явлений в группы по существенным признакам, выделенным в процессе абстрагирования. Обобщение – это продолжение и углубление синтезирующей деятельности мозга с помощью слова. Слово осуществляет свою обобщающую функцию, опираясь на знаковую природу отображаемых существенных отношений, которые присутствуют в объектах.

Под конкретизацией понимают мыслительную операцию, противоположную абстрагированию, то есть представление одной единицы, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

Абстрагирование же наоборот, является мысленным отделением одних признаков и свойств предметов от других их особенностей, то есть является мыслительной операцией, основанной на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. В процессе абстрагирования признаков предмета и рассмотрение их независимо от других его признаков становятся самостоятельной операцией мышления. Так, наблюдая перемещения в пространстве различных по характеру объектов – машины, человека, птицы, облаков выделяется движение как общее для них свойство и осмысливается как самостоятельная категория. Применение операции абстрагирования в познавательной деятельности дает возможность глубже и полнее отражать сложные явления действительности.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей, другими словами, это мыслительное соединение отдельных признаков, элементов, частей в единое целое, что позволяет переходить от более частных понятий к общим и их системам. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Также существуют боле сложные мыслительные операции, такие как: аналогия, классификация и систематизация. Рассмотрим данные операции подробнее.

Аналогия — это такое умозаключение, в котором от сходства предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов и в других признаках. Аналогия представляет собой логическое действие, в результате которого на основе сравнения между собой предметов или явлений об одних из них судят по образу и подобию других.

Именно аналогия играет большую роль в мыслительной деятельности, так как благодаря ей происходит следующий мыслительный процесс — классификация, которая возможна лишь по основательной аналогии. Классификация — это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам, в зависимости от их общих признаков. Операция осуществляется для разграничения и объединения предметов на основании их общих существенных признаков. Именно благодаря классификации происходит упорядочивание знаний и глубокое осознанное понимание.

Составление знаний на основании предельно широких общих признаков групп объектов называется систематизацией. Систематизация — это мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Она обеспечивает разграничение и дальнейшее объединение целых групп предметов и классов. Другими словами, происходит мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В отличие от классификации она может осуществляться по многим признакам, как существенным, так и несущественным.

Описанные операции являются неотъемлемой частью мыслительной деятельности, то есть процесса получения знаний, в особенности для детей, которые только пришли в образовательное учреждение.

Мыслительная деятельность в младшей школе и ее активизация

Начальная школа — тот период жизни ребенка, когда его ведущей деятельностью становится учебная.

Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности — учении.

Предмет деятельности учения — знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала объективно по отношению к учащемуся. После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразование самого субъекта деятельности.

Продуктом, результатом деятельности учения являются изменения самого учащегося. Учебная деятельность — это деятельность саморазвития и самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития). И особенностью обучающихся младшего школьного возраста является недостаточный уровень активности всех психических процессов, которые нужны для обучения и развития. В особенности недостаточный уровень активизации мыслительной деятельности отмечается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Работа учителя — не только обучить младших школьников, но и сохранить и укрепить их здоровье, развивать их способности, как физические и интеллектуальные, так и мыслительные.

Соответственно, возникает необходимость в проведении комплекса определенных действий, которые будут способствовать активизации мыслительной деятельности.

Психическая активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. Значит, повышение уровня активности у детей будет способствовать более эффективному протеканию процесса обучения. Разнообразные формы и методы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся, позволяют учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения.

Активизация — это приведение психического явления, личности или группы в активное состояние. Различают внешнюю и внутреннюю активизацию.

Под внешней активизацией подразумевается стимуляция более простых познавательных процессов (восприятие, внимание и другое) и поддерживание общей работоспособности ребенка. Приемами для этого служит: обеспечение чередования работы разных нервных центров путем чередования разных методов, видов и приемов разной работы; правильное взаимоотношение словесного и наглядного, конкретного и абстрактного в учебном процессе; физкультурные, музыкальные минуты отдыха на уроке; поддерживание позитивных эмоций; применение игры и соревнования как дидактического приема и др.

Внутренняя активизация — это, прежде всего, активизация мышления учащихся, а в начальных классах также стимулирование их воображения и творчества. Основными приемами, используемыми в целях внутренней активизации, являются: самостоятельная работа учащихся; элементы программированного обучения (в начальных классах – элементы самоконтроля); проблемное обучение; творческие задания.

В настоящее время многочисленными исследованиями с помощью экспериментальных программ доказано, что мыслительным умениям надо учить специально. Обучение следует организовать таким образом, чтобы учащиеся получили возможность тренировать эти умения. Одним из эффективных методов активизации мыслительной деятельности является движение, с помощью которого механическим путем можно добиться функциональной и активной работы мышления человека.

Кинезиология

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма.

Кинезиология — это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, то есть путём физической активности. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Аристотель — греческий философ и эрудит классического периода в Древней Греции, говорил: «Рука — это инструмент всех инструментов». Иммануил Кант — немецкий философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения, считал, что рука — «своего рода внешний мозг». Также похожее высказывание можно найти в трудах известного педагога В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Ученые и мыслители древности, известные педагоги и врачи современности: все отмечают взаимосвязь развития таких высших свойств сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь посредством сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. Другими словами, сама суть и идея науки кинезиологии — взаимосвязь двигательных и мыслительных операций.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что процесс понимания предметов и явлений объективной действительности, образования о них научных понятий — сложный и многоплановый, для него требуется изучение множества фактов, их сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация их существенных черт и характеристик.

Мыслительная деятельность — это важный процесс, операционными компонентами которого являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие. Каждая из них выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной и важной взаимосвязи с другими. Самим мыслительным действиям, которые, собственно, и характеризуют умение думать, как правило, не уделяется специального внимания в процессе обучения. Именно поэтому остро стоит вопрос об эффективных способах активизации мыслительной деятельности младших школьников.

Разнообразные формы и методы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся, позволяют учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения.

Один из таких методов: активизации разных отделов, центров и установление межполушарных связей посредством физических действий. Например, использование кинезиологических упражнений в комплексе на регулярной основе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике

Активизации мыслительной     деятельности    младших    школьников     в процессе обучения    математике. Вариатив...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка и математики средствами дидактических игр по УМК «Планета знаний»

В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвист...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Раз...

"Активизация мыслительной деятельности младших школьников через применение технологии развития критического мышления"

В данной презентации представлен материал по теории развития критического мышления, а также показаны примеры применения приёмов и стратегий на уроках в начальной школе, в частности, в 1-2 классах....

Система работы «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики".

Система работы по теме «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики» представлена Е.В.Бушуевой через информационно - педагогические модули (ИПМ)....

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка с применением ИКТ

Наши дети – это уже члены информационного общества. И использование ИКТ на уроках русского языка, позволяет активизировать познавательные интересы обучающихся....

Способы, приемы и средства активизации мыслительный деятельности младшего школьника.

Школьные конфликты – одна из злободневных проблем современной школы.  В своей статье бы хотела обратить Ваше внимание на конфликты между учениками младшего школьного возраста....