Разработка занятия «Права человека-гражданина»
план-конспект занятия (4 класс)
Данная разработка занятия направлена на гражданско - патриотическое и правовое воспитание обучающихся 4 класса и предназначена для учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya_prava_cheloveka_-_grazhdanina.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 5»
Разработка занятия по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию
«Права человека-гражданина»
4 класс
Составила: Мартусова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
2024г
Тема занятия: «Права человека и гражданина»
Цель: формирование у обучающихся знаний о правах и обязанностях.
Задачи:
1. Познакомить с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
2. Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
3. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
4. Формировать уважительное отношение к правам других людей и активную гражданскую позицию.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки со словами «ПРАВО», «ОБЯЗАННОСТЬ», цветки-ромашки, ручки.
Ход занятия
Организационный момент.
Учитель: Ребята, послушайте стихотворение и доскажите словечко.
Пусть ты пока еще ребенок,
Но должен знать уже с пеленок,
Что ты уже России сын,
Пусть маленький, но (гражданин)
Работа по теме занятия.
Тема нашего занятия: «Права человека и гражданина», сегодня мы поговорим об основных правах человека, которые он должен знать и соблюдать.
Основные права и обязанности гражданина нашей страны прописаны в основном законе - Конституции Российской Федерации. (Слайд №2)
Есть организации, которые защищают права людей:
1) Организация Объединенных Наций (ООН) (возникла после 2 мировой войны - 24 октября 1945 года, её главная задача защищать права человека во всём мире). (Слайд №3)
Есть международные праздники, посвящённые правам человека:
а) (1) 1 июня - Международный день защиты детей.
б) 20 ноября - Всемирный день прав ребенка (Отмечается по решению ООН в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребенка).
в) 10 декабря - Международный день прав человека (В 1948 принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность). (Слайды №4,5,6).
- Как вы понимаете, что такое право? …«Права - правила, которые есть у человека, их надо знать и соблюдать)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить несколько упражнений, которые помогут лучше понять сегодняшнюю тему.
1. Упражнение «Страна, прав человека».
Представьте, что вы создали новую страну, где ещё не проживает ни один человек, и где нет ни законов, ни правил. Вам надо на лепестках цветка написать основные права человека, которые по вашему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в этой стране. (Детям раздаются цветы - ромашки. В середине цветка ребята пишут словосочетание: права человека. На лепестках пишут права. Когда права записаны, дети их озвучивают. Лепестков у цветка может быть разное количество)
Примерные слова, которые могут находиться в лепестке:
1.жизнь; 2.образование; 3.досуг и отдых; 4.медицина; 5.право на собственное имя; 6.право на свободу; 7.право на жилище; 8.право на труд; 9. на изучение родного языка; 10.на получение информации; 11.на защиту; 12.на семью; 13.на частную собственность и др.
Учитель: Мы должны соблюдать свои права и не посигать на права других людей. Но иногда наши права нарушаются самим человеком или их нарушают другие люди.
2. Упражнение «Вспомни сказку»
Учитель: Все мы с детства знаем и читаем сказки. Но оказывается, даже в сказках права героев иногда нарушаются. Сейчас вам предстоит определить какие права сказочных героев были нарушены.
1. Из русской народной сказки «Жихарка»
Посадила лиса маленького человечка Жихарку на лопату и попыталась засунуть в печь, желая съесть к обеду.
- Какое право хотела нарушить лиса? (Право на жизнь) (Слайд №7)
2. В сказке Шарля Перро «Золушка»
С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу. Она заставляла ее делать всю работу по дому и не давала ни минуты покоя. То и дело слышалось: – А ну, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды! – Давай, бездельница, подмети пол! – Ну, чего ждешь, грязнуля, подкинь дров в камин!
От грязной работы девочка и в самом деле всегда была выпачкана в золе и пыли. Вскоре все, даже отец, стали называть ее Золушкой, да и она сама позабыла свое имя.
- Какие права девушки были нарушены? (Право на отдых и досуг, право на собственное имя)(Слайд №8)
3. В русской народной сказке «Теремок»
Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
- Какое право зверей было нарушено? (Право на неприкосновенность жилища) (Слайд №9)
4. В сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»
Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился в школе и стал образованным человеком. В стране, где жил и папа Карло и Буратино образование могли получать только те, у кого были деньги. Пришлось Папе Карло продать свою куртку, чтобы купить АЗБУКУ для Буратино.
- О каком праве для своего ребёнка мечтал папа Карло? (Право на образование) (Слайд №10)
5. В русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Братца Иванушку похитили из дома гуси-лебеди и унесли Бабе Яге в лес. Баба Яга не отпускала Иванушку из избушки на курьих ножках, наблюдала за ним, чтоб он не сбежал.
- Какое право Иванушки нарушили гуси-лебеди и Баба Яга? (Право на свободу) (Слайд №11)
6. В русской народной сказке «Лиса и заяц»
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная.
Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет зайчик да плачет… - Какое право зайца было нарушено? (Право на жилище) (Слайд №12)
7. В русской народной сказке «Колобок»
Лиса просила Колобка спеть ей песенку, а потом съела Колобка.
- Какое право было нарушено в данной сказке? (Право на жизнь) (Слайд №13)
8. В сказке К. Чуковского «Бармалей»
«Ну, пожалуйста, мой милый,
Мой любезный Бармалей,
Развяжите, отпустите
Этих маленьких детей!»
Но злодей Айболита хватает
И в костёр Айболита бросает.
И горит, и кричит Айболит:
«Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!»
А бедные дети под пальмой лежат,
На Бармалея глядят
И плачут, и плачут, и плачут!
- Какое право детей нарушается? (Право на медицинское обслуживание) (Слайд №14)
Учитель: Мы с вами поговорили о правах человека, а теперь давайте поговорим о его обязанностях, ведь права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни.
3. Упражнение «Права и обязанности»
Учитель: А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Я буду называть предложение, определяете и поднимаете карточки «ПРАВО», «ОБЯЗАННОСТЬ»
1) Каждый школьник посещает школу и получает знания (учится) (Обязанность).
2) Каждый школьник должен соблюдать правила внутреннего распорядка школы (Обязанность).
3) Когда человек заболел, он обращается в медицинское учреждение (Право).
4)Родители занимаются воспитанием своих детей (Обязанность).
5) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность).
6) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность).
7) Люди путешествуют, посещают разные города и страны (Право).
8) У каждого человека есть свое имя, семья, он может выражать свои мысли и свободно высказывать свое мнение (Право).
9) Сохранять природу, окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам (Обязанность).
10) Сохранять историческое и культурное наследие, памятники (Обязанность).
Итог занятия:
Учитель: наше занятие подходит к концу, давайте поведем его итог.
- О чем говорили на занятии? (о правах и обязанностях человека).
- Что такое права человека? (Правила, которые есть у человека, их надо знать и соблюдать).
- Что такое обязанности? (Правила, которые человек должен знать и выполнять).
- Где прописаны права и обязанности человека — гражданина? (в Конституции РФ).
- Почему человеку надо не только знать и пользоваться правами, но и соблюдать
свои обязанности? (Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни).
Занятие окончено, спасибо, ребята, за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина.
Представлена комплексная программа по становлению классного коллектива....
Разработка занятия для группы продленного дня "Мои права и обязанности"
Разработка занятия для группы продленного дня "Мои права и обязанности"...
Разработка занятия Образовательная программа «Ступени творчества» Раздел: Основные правила композиции. Тема: Цветоведение. Химия цвета, краски(пигмент).
Данное занятие «Химия цвета, краски(пигмент)» является одним из занятий по теме «Цветоведение» раздела «Основные правила композиции» образовательной программы «Ступени творчества».Программа представля...
Методическая разработка занятия по изучению правил дорожного движения
Причинами роста дорожно- транспортных происшествий, по- прежнему является отсутствие у юных участников дорожного движения знаний и навыков безопасного поведения на проезжей части....
Разработка занятия "Правила питания. Предупреждение отравления"
Правила питания. Предупреждение отравления.Цель: Рассказать детям о значении пищи для человека и о соблюдении правил питания. Научить, как надо предупреждатьпищевые отравления. ...
Методическая разработка занятия "Правила для пешеходов"
Актуальность рассматриваемой темы: в тёплое время года дети начинают ездить на велосипедах и самокатах. А в связи с развитием технологий, к этому списку можно добавить новые индивидуальные транспортны...
Методическая разработка занятия «Правила дорожные, для нас совсем не сложные»
Методическая разработка занятия«Правила дорожные, для нас совсем несложные» Пояснительная запискаВ современных условиях модернизации российского образования федеральные государственны...