Методическая разработка занятия "Правила для пешеходов"
план-конспект занятия по обж (4 класс)
Актуальность рассматриваемой темы: в тёплое время года дети начинают ездить на велосипедах и самокатах. А в связи с развитием технологий, к этому списку можно добавить новые индивидуальные транспортные средства: сегвей, гироскутер, моноколесо, электрический самокат. Рост популярности этих средств передвижения требует внесения изменений в Правила дорожного движения. Однако в ГИБДД посчитали, что владельцы этих видов электротранспорта относятся к категории пешеходов. ГИБДД не будет относить сегвеи, гироскутеры, моноколеса и электрические самокаты к отдельной категории транспортных средств. С точки зрения ПДД РФ лица, использующие роликовые коньки, самокаты и другие аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены, в частности, сегвеи, гироскутеры, моноколёса, электрические самокаты), являются пешеходами, в связи с чем они обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним соответствующие требования...
Необходимо объяснять детям, как они должны действовать, передвигаясь на этих новых индивидуальных транспортных средствах. Используя их, человек не просто пешеход, а пешеход «на колёсах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_pdd_dlya_portala.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки: Мария Владимировна Сотникова, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов, учитель-дефектолог, ГБОУ школа-интернат №20 Петроградского р-на
Пояснительная записка
Тема занятия: «Правила для пешеходов».
Актуальность рассматриваемой темы: в тёплое время года дети начинают ездить на велосипедах и самокатах. А в связи с развитием технологий, к этому списку можно добавить новые индивидуальные транспортные средства: сегвей, гироскутер, моноколесо, электрический самокат. Рост популярности этих средств передвижения требует внесения изменений в Правила дорожного движения. Однако в ГИБДД посчитали, что владельцы этих видов электротранспорта относятся к категории пешеходов. ГИБДД не будет относить сегвеи, гироскутеры, моноколеса и электрические самокаты к отдельной категории транспортных средств. С точки зрения ПДД РФ лица, использующие роликовые коньки, самокаты и другие аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены, в частности, сегвеи, гироскутеры, моноколёса, электрические самокаты), являются пешеходами, в связи с чем они обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним соответствующие требования.
Необходимо объяснять детям, как они должны действовать, передвигаясь на этих новых индивидуальных транспортных средствах. Используя их, человек не просто пешеход, а пешеход «на колёсах».
Краткое тематическое содержание: занятие посвящено ПДД для пешеходов, передвигающихся на различных индивидуальных маломобильных транспортных средствах.
Этапы занятия:
1. Организационно-мотивационный этап
Учащиеся настраиваются на продуктивную работу с помощью мозговой гимнастик.
2. Организационно-деятельностный этап
1)Формулируется тема занятия и определяется цель работы.
2)В процессе деятельности создаётся памятка «ПДД для пешеходов, передвигающихся на индивидуальном маломобильном транспорте».
3) Физкультурная пауза для отдыха детей.
4) Снаряжение и экипировка водителя перед поездкой.
5) Игра «Первая помощь».
6) Творческое задание «Значок», позволяющее развить мелкую моторику у учащихся.
7)Проверочное задание на усвоение темы занятия.
3. Подведение итогов и рефлексия.
Цель занятия: формирование позиции грамотного пешехода: внимательного, информированного, соблюдающего правила дорожного движения.
Задачи:
1. Метапредметные:
- умение работать с различными текстами и обучающими материалами (стихотворение, мозаика, загадка, ребус, картинка, тематические задачи);
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- формирование умения взаимодействовать в парах;
- развитие операций мышления: сравнение, сопоставление, анализ, синтез и обобщение.
2. Личностные:
- воспитание уважительного отношения к себе и другим участникам дорожного движения;
- воспитание интереса к изучению Правил дорожного движения;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, элементы технологии сотрудничества, технологии проблемного и дифференцированного обучения, информационно-коммуникационной технологии.
Методы обучения: ведение проблемного диалога; выполнение упражнений и практических заданий; сравнение полученных результатов с эталоном.
Формы организации работы на занятии: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Возрастные группы: обучающиеся 4-5 классов (10-11 лет).
Ожидаемые результаты: обучающиеся должны усвоить правила дорожного движения для пешеходов на индивидуальном маломобильном транспорте; познакомятся с правилами экипировки перед поездкой; научатся оказывать первую помощь пострадавшему при травме; станут более внимательными на улицах города.
Реквизит: «копилки моих успехов», монетки (зелёные, жёлтые, красные), конверты с мозаиками, табличка с планом занятия, памятки «ПДД для пешеходов, передвигающихся на индивидуальном маломобильном транспорте», карточки с правилами, коробки с вещами для экипировки, картинка с велосипедистом, аптечки, карточки с травмами, рисунки с клеевым слоем, бусинки, карточки с предложениями.
Содержание учебного материала и этапы занятия
1. Организационно-мотивационный этап.
- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы?
- Тогда вперёд! Для начала разомнёмся.
- Чтобы подготовиться к работе, давайте выполним упражнения «мозговой гимнастики». «Качания головой»: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. «Ленивые восьмёрки»: по 3 раза каждой рукой и вместе рисуем восьмёрки в горизонтальной плоскости. «Шапка для размышлений»: «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
- Ребята, давайте вспомним девиз наших занятий. Вставьте пропущенные фразы.
Педагог: - Детям знать положено…
Дети: - Правила дорожные!
Педагог: - Ты, дружок, доверься им…
Дети: - Будешь цел и невредим!
2. Организационно-деятельностный этап.
2.1. Формулировка темы и постановка цели занятия.
- Заседание нашего клуба «Знатоки ПДД» объявляется открытым.
- Ребята, перед вами лежат конверты. Чтобы узнать, что в них лежит, отгадайте загадку:
Нам с тобой всё расскажет,
Дорожку верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - …
Дети: - Дорожный знак.
- Верно. В конвертах дорожные знаки. Давайте откроем их, чтобы узнать, чему именно посвящено наше занятие (Знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипеде запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой»).
- Замечательно. Скажите, пожалуйста, что объединяет эти знаки?
Дети: - На всех знаках изображён велосипед. Эти знаки помогают велосипедистам.
- Но человечество развивается, появляется много нового, и не обязательно самому крутить педали. На чём ещё может передвигаться пешеход? (моноколесо, сегвей, гироскутер, электрический самокат)
- Как вы думаете, о чем будет наше занятие?
Дети: Правила дорожного движения для велосипедистов. Правила дорожного движения для пешеходов на индивидуальном мобильном транспорте.
Педагог: - Вы мыслите в правильном направлении. Тема занятия «Пешеходы на колёсах».
- Какую цель мы поставим на этом занятии?
Дети: - Повторить ПДД для пешеходов на индивидуальном маломобильном транспорте.
Педагог: - Цель: Закрепить знания, необходимые для езды на велосипеде и индивидуальном электротранспорте. Достичь этой цели нам поможет работа по плану нашего занятия. Прочитайте его.
Дети читают:
1. Правила дорожного движения.
2. Экипировка и снаряжение.
3. Первая помощь при падении.
Педагог: - Отгадайте загадку:
Никогда я не сплю,
На дорогу смотрю.
Подскажу, когда стоять,
Когда движенье начинать.
Дети: - Светофор.
Педагог: - Каких цветов сигналы светофора?
Дети: - Сигналы светофора зелёного, жёлтого и красного цветов.
Педагог: - Ребята, у каждого из вас на парте стоит «Копилка моих успехов», а рядом разного цвета монетки. «Зелёные» монетки – будут означать правильный ответ, «жёлтые» - с ответом были затруднения, «красные» - в ответах было много ошибок. Они вам помогут оценить свою деятельность на занятии. Оцените, как вы справились с формулировкой темы занятия и постановкой цели занятия. Положите соответствующую монетку в вашу копилку.
2.2. Составление «Памятки для пешеходов, которые передвигаются на индивидуальном транспорте».
Педагог: - Сначала давайте вспомним, что такое велосипед.
Дети: - Велосипед - это транспортное средство, состоящее из рамы, колёс, руля, педалей и т. п., которое движется за счёт силы ваших ног, когда вы крутите педали.
Педагог: - А что такое сегвей, моноколесо, гироскутер и электрический самокат?
Дети: - Сегвей - электрическое транспортное средство с двумя колёсами, расположенными по обе стороны от водителя, внешне напоминающее колесницу. Моноколесо - электрический самокат с одним колесом и расположенными по обе стороны от колеса подножками. Гироскутер - электрическое транспортное средство, выполненное в форме поперечной планки с двумя колёсами по бокам. Электрический самокат - индивидуальное транспортное средство с двумя или тремя колёсами, площадкой для ног и рулём.
Педагог: - Правильно. На данный момент Правила дорожного движения никак не выделяют индивидуальный электротранспорт. Люди, которые на нём передвигаются, подчиняются правилам для пешеходов. А сейчас прошу вас разделиться на пары.
Педагог: - Посмотрите, перед вами карточки с пустыми ячейками и карточки с правилами, обсудите их в паре и вставьте подходящие, чтобы у вас получилась памятка по ПДД для «пешеходов на колесах».
- Давайте проверим, что у вас получилось. Я буду называть правило, если оно должно быть в памятке – хлопайте в ладоши, если оно не подходит – сидите тихо. Если есть разногласия насчёт какого-то правила, аргументируйте свою точку зрения. Мы обсудим и примем верное решение.
Педагог читает:
1. Дети с 7 до 14 лет могут ездить на индивидуальном маломобильном транспорте по зонам для пешеходов и велодорожкам.
2. По пешеходному переходу можно «переходить» дорогу на индивидуальном транспорте.
3. Можно ездить по дорогам на индивидуальном маломобильном транспорте.
4. Запрещается перевозить на индивидуальном транспорте предметы, которые могут помешать управлению индивидуальным транспортом.
5. Разрешается устраивать гонки на индивидуальных транспортных средствах на тротуаре и дороге.
6. Передвигаясь на индивидуальном транспорте, имеющем руль, можно не держаться за руль, если ты уже давно ездишь.
Педагог: - А теперь исправим ошибки в правилах, которые остались.
Дети: - 2. Переходя дорогу по пешеходному переходу, нужно катить индивидуальный транспорт рядом. 3. С 14 лет можно ездить по дорогам на индивидуальном маломобильном транспорте. 5. Нельзя устраивать гонки на индивидуальном транспорте на тротуаре и дороге. 6. Передвигаясь на индивидуальном транспорте, всегда держись за руль.
Педагог: - Исправленные правила добавьте в памятку.
- Оцените свою работу в паре. Выберите подходящую монетку и поднимите её вверх (зелёная – «всё получилось, мы работали дружно»; жёлтая – «были затруднения в работе и общении»; красная – «было много ошибок, в нашей паре не получилось договориться»). Аргументируйте свой выбор.
2.3. Физкультурная пауза.
Педагог: - Сейчас сделаем зарядку, чтобы отдохнуть и стать чуть спортивнее. Сегодня зарядку проведёт Лиза. Повторяйте за ней.
Учащиеся повторяют движения за ведущим.
В Светофор мы поиграем
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать. (Потягивания.)
В Светофор мы поиграем, (Ходьба на месте.)
Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками и ногами.)
Красный свет нам «Стой!» кричит,
Ждать зеленого велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперед. (Наклоны.)
Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)
Вот и желтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью.)
Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)
Вверх поднимем, вниз опустим,
Пролетим как самолет. (Прыжки.)
Вот зеленый загорелся,
Можно нам идти вперед.
Левой, правой, левой, правой, (Бег с высоким подниманием бедра.)
Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте.)
Светофор — помощник славный
Уставать нам не дает.
Педагог: - А теперь вспомним, как водители маломобильного транспорта должны сигнализировать окружающим о своём намерении повернуть. Сделаем упражнения. Остановка - поднятая вверх рука (любая).
Поворот направо - вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая.
Поворот налево - вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая. (Приложение 1)
Учащиеся повторяют движения за педагогом.
(Фотография – Приложение 2)
2.4. Творческое задание «Экипировка».
Педагог: - Ребята, правила мы запомнили. А что ещё необходимо знать?
Дети: - Как нужно экипироваться, чтобы поехать на индивидуальном транспорте. Какое снаряжение должно быть у индивидуального транспорта.
Педагог: - Начнём с экипировки. Вы продолжите работу в парах. Мы устроим показ моделей одежды для «пешеходов на колесах». Вам нужно решить, кто будет моделью, а кто модельером. Но в нашем показе главное не красота, а безопасность и заметность. Модельер должен экипировать модель в своей паре. Перед вами коробки с вещами, какие-то из них вам пригодятся, но есть и лишние предметы. Обязательно аргументируйте свой выбор. У вас будет 3 минуты. Затем мы обсудим то, что у вас получилось, и составим список обязательной экипировки. (Фотография – Приложение 3)
- Замечательно. Вы хорошо справились. Давайте подведём итог нашего дефиле:
1. Правильно застёгнутый шлем. (Приложение 4)
2. Одежда яркого цвета или дорожный жилет.
3. Налокотники и наколенники должны быть по размеру.
- Что ещё мы должны проверить прежде, чем начать движение?
Дети: - Мы должны проверить снаряжение, исправность тормозов.
Педагог: - Посмотрите на картинку и скажите, какое снаряжение должно быть у водителя индивидуальным маломобильным видом транспорта.
Дети: - Спереди светоотражатель или фонарь белого цвета. Сзади светоотражатель или фонарь красного цвета. Исправный звуковой сигнал. Исправные тормоза. У велосипеда должны быть жёлтые или белые светоотражатели на колёсах. У транспорта с рулём должно быть зеркало заднего вида.
Педагог: - Оцените свою работу в паре. Выберите подходящую монетку и поднимите её вверх. Аргументируйте свой выбор.
2.5. Игра «Первая помощь».
- Мы с вами почти готовы к поездке. Осталось узнать, что нам делать при падении. На дороге может случить всё что угодно. Мы должны быть готовы оказать себе первую помощь! Давайте поиграем.
- Каждая пара получит картинку. На ней будет изображена ситуация, в которой пешеход получил травму. Обсудите в паре, как можно было избежать данной травмы: какое правило нарушил пешеход, что забыл надеть и т.д. Вам необходимо решить, кто в вашей паре будет врачом, а кто пострадавшим. На партах есть аптечки. Врачи, вам необходимо оказать своему «пострадавшему» напарнику первую помощь. Затем мы с вами обсудим результаты вашей работы и сделаем выводы. Начинаем!
Учащиеся выполняют задания в парах.
Задание 1. Ушибы. Если имеется возможность, приложить к травмированному месту холодный компресс и замотать его эластичным бинтом. Если нет, то наложить тугую повязку и поднять конечность вверх, чтобы уменьшить кровоток.
Задание 2. Сотрясение мозга. В этом случае, зачастую пострадавший не способен самостоятельно оказывать себе помощь. Сотрясение можно определить по отключению сознания (от нескольких секунд до нескольких часов), по двоению в глазах, тошноте, головокружению. Здесь нужно действовать максимально быстро: уложить человека на бок, расстегнуть пуговицы на одежде и положить на голову холодный компресс.
Задание 3. Ссадины, порезы. Края раны нужно как можно быстрее обработать перекисью водорода или йодом, накрыть рану стерильной салфеткой и забинтовать.
Задание 4. Наружное капиллярное кровотечение. Если кровотечение не сильное, достаточно бинтом или марлей в несколько слоев наложить давящую повязку. Бинтовать необходимо снизу вверх, после двух слоев бинта приложить ватный тампон и бинтовать дальше. Если повязка пропитается кровью, снимать бинты не нужно, следует сверху наложить ещё несколько слоев.
Задание 5. Носовое кровотечение. Остановка кровотечения запрокидыванием головы большая ошибка! При носовом кровотечении: слегка наклоните голову вперед, приложите к ноздрям чистую салфетку или бинт, а на переносицу приложите холод. Тампонировать самому себе или своему товарищу нос не следует, если кровотечение связано с переломом можно усугубить последствия.
Задание 6. Закрытые переломы конечностей. В этом случае конечность нужно обездвижить с помощью подручных средств: доски, палки. В крайнем случае, можно привязать травмированную ногу к другой ноге, а руку осторожно согнуть в локте и прибинтовать к туловищу.
Педагог: - Вы большие молодцы. Оцените свою работу в паре. Выберите подходящую монетку и поднимите её вверх. Аргументируйте свой выбор. (Фотографии– Приложения 5, 6)
2.6. Творческое задание «Значок».
- Ребята, теперь вы настоящие «пешеходы на колёсах». Загляните в конверты у вас на партах. Что там лежит?
Дети: - Там лежит рисунок.
- Ребята, а что должно быть на этих рисунках, вы узнаете, приклеив к ним бусинки.
- Что у вас получилось?
Дети: - У нас получился значок.
- Это значок заслуженного «пешехода на колёсах», который вы все заработали. Давайте придумаем девиз.
Дети: - Пешеходы на колёсах знают правду о дорогах!
Дети: - Крутят педали
Те, кто узнали
Правила движения
И торможения!
Педагог: - Замечательно. Молодцы!
2.7. Закрепление знаний.
- Наше занятие получилось очень продуктивным и творческим. Сейчас узнаем, всё ли вы смогли запомнить. Перед вами карточки с предложениями. Дополните предложения, дописав слова, и проверьте себя.
1. При ушибе к травмированному месту прикладывают _________ .
(Ответ: холодный компресс)
2. Перед поездкой на индивидуальном транспорте лучше надеть ____________ одежду.
(Ответ: яркую)
3. Дети с 7 до 14 лет могут ездить на индивидуальном маломобильном транспорте по ___________ ____ _____________ и _____________.
(Ответ: зонам для пешеходов и велодорожкам)
4. При носовом кровотечении ни в коем случае нельзя __________ _________ ________. (Ответ: запрокидывать голову назад)
5. На индивидуальном транспортном средстве спереди должен быть __________ ___________ цвета.
(Ответ: фонарь (светоотражатель) белого)
Педагог: - Отлично. Оцените свою работу. Выберите подходящую монетку и поднимите её вверх. Аргументируйте свой выбор.
3.Организационно-рефлексивный этап.
- Чтоб жить, не зная огорчений,
Чтоб плавать бегать и летать –
Мы будем правила движенья
Всегда и всюду соблюдать!
- Как вы думаете, ребята, полезным ли было для вас сегодняшнее занятие? Что нового вы узнали?
Дети: - Наше занятие было полезным. Мы узнали, как оказать первую помощь при различных травмах. Узнали, каким правилам дорожного движения придерживаться, когда ты едешь на индивидуальном электротранспорте. Мы научились делать значки из бусин.
- Я рада, что наше занятие было для вас полезным. Вы занимались очень хорошо, были внимательными и активными. У вас всё получилось. Посмотрите на монетки в своих копилках, сделайте общий вывод: как вы работали на занятии, и прикрепите соответствующую монетку к общей копилке.
- Ребята, я тоже хочу оценить вашу работу (отмечает успехи каждого).
- Молодцы. Желаю вам приятных и интересных прогулок на колёсах!
- Заседание клуба «Знатоки ПДД» объявляется закрытым.
Приложения
Приложение 1
Приложение 4
Список использованных источников:
1. Бабина Р.П. «Волшебник перекрёстка» (3 класс), учебное пособие. – М.: Мнемозина, 2007. – 55 с.
2. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2010. – 111с. – (Стандарты второго поколения).
3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО.2007. -208 с.
4. «Азбука юного пешехода» (набор плакатов по основам безопасного поведения на дорогах для детей младшего школьного возраста). – М.: Кедр, 2011. – 16 с.
Электронные ресурсы:
1. Изменения в ПДД после 8 апреля 2014 года – URL: http://pddrussia.ru/items/doc.php?p=3/
2. ПДД 2017 – Правила Дорожного Движения – URL: http://экзамен-пдд-онлайн.рф/пдд/
3. ПДД для велосипедистов в 2017 году – URL: http://motorstory.ru/driving-instruction/rules/pdd-dlya-velosipedistov-v-2017-godu/
4. Статья о ПДД для сегвеев, гироскутеров, моноколёс, электрических самокатов – URL: https://vc.ru/21215-gibdd-segway
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка праздника "Посвящение в пешеходы"
"Посвящение в пешеходы"Цели:1. Закрепить навыки безопасного поведения на дорогах, повторить основные правила движения пешеходов. 2. Воспитывать чувство ответственности. 3. Развивать творческ...
Методическая разработка "Лучший пешеход-звание почетное"
Методическая разработка для начальных класов. Дети знакомятся с правилами дорожного движения, знаками....
Методическая разработка праздника для учащихся начальной школы "Посвящение в Юные пешеходы"
Методическая разработка праздника "Посвящение в Юные пешеходы" предназначен для проведения в классах начальной школы специальных коррекционных учреждений с целью формирования "дорожной...
Методическая разработка " Посвящение в пешеходы"
Методическая разработка "Посвящение в пешеходы"...
Методическая разработка внеклассного занятия по ПДД "Дисциплинированный пешеход"
Данная методическая разработка внеклассного занятия по ПДД "Дисциплинированный пешеход" может быть использована учителем начальных классов на уроках и во внеклассной деятельности. В разработ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Ошибки пешеходов. Дорожные "ловушки"
Развернутый план-конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Маленький пешеход"...
Методическая разработка урока по теме: "Посвящение в пешеходы"
В разработке представлен урок Окружающего мира" 1 класс по теме: "Безопасная дорога в школе". Ребята проходят квест по применению правил дорожного дивижения. Сценарий будет полезен учит...