Программа по внеурочной деятельности "Я-эколог"
рабочая программа
В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на земле. Одна из причин такого положения -экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО, ЮНЕП и другими был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_ekolog.docx | 78.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Смиркинская начальная школа»
Программа внеурочной деятельности
«Я-эколог»
1-4 классы
Автор
Пахтусова Александра Вадимовна,
учитель начальных классов
Программа внеурочной деятельности «Я эколог» 1-4 класс
Пояснительная записка
В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на земле. Одна из причин такого положения -экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО, ЮНЕП и другими был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г), на основе Основной образовательной программы МБОУ «Смиркинская начальная школа», примерных программ внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс - 33 часа; 2 класс - 34 часа; 3 класс - 34 часа; 4 класс - 34 часа. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Актуальность программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Содержание сущности экологического образования позволяет выделить основные задачи его реализации:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что экологическое развитие школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях и строится в соответствии с нормами и ценностями экологической культуры, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование экологических представлений, действий по отношению к своему Отечеству ( гордость за российские природные богатства).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, экологического самоопределения.
Содержание курса
1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы»
2-й год обучен и я – «Экология моего дома»
3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов»
4-й год обучения - «Познавательная экология»
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля - единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Ценностные ориентиры:
- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
- раскрытие творческих способностей;
- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);
- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре; целостного отношения к социальной реальности в целом.
Основные виды деятельности
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагается участие в проведении общешкольной недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников.
Формы контроля
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
- работа над проектными задачами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
Формами подведения результатов реализации программы выступают недели экологии, традиционные экологические праздники: праздник «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», экологические выставки «Чудо с грядки», «Экоёлка», фотовыставки, выпуски листовок, защита исследовательских проектов.
В течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение, анализ и самоанализ, промежуточная аттестация в форме творческих работ детей (рисунок, плакат).
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
- Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
2.Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
3.Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Предполагаемые результаты освоения программы
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройствах общества, о социально одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителями как значимым для него носителями положительного социального знания и повседневной опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой социальной среде ученик получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Тематический план
1 класс (33 часа)
Содержание курса . 1-й год обучения
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 часа
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час) Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»
Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)
Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час) Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема 4.Серый хищник – волк (1час) Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час) Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час) Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. Куница - охотник на белок (1час) Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец – лось (1час). Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец».
Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час) Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
Тема 10. Подземный житель – крот (1час) Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час) Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема 12. Бобр-строитель (1час) Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук (1час) Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.
Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час) Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 15. Мышка-норушка (1час) Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка». Разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час) Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час) Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час) Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.
Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час) Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час) Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»
Тема 21. Воробей - самая распространённая птица на Земле (1час) Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час) Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час) Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»
Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час) Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещотка»
Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час) Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час) Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 27. Галка - городская птица (1час) Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час) Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час) Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час) Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.
Тема 32. Наш добрый сосед - скворец. (1час) Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».
Тема 33. «Золотая птица» — иволга. (1час) Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».
Тема 34. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час)
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок».
Содержание курса . 2-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» (34 часа)
«ВВЕДЕНИЕ» (1 час)
Тема 1. Что такое экология? (1час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров
Раздел 1. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ» (6 часов)
Тема 2. Мой дом (1час)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе
Тема 3. Дом, где мы живем (1час)
Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.
Тема 4. Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1час)
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.
Тема 5. Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час)
Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?
Тема 6. Птицы нашего двора (1час)
Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.
Тема 7. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» (1 час)
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек
Раздел 2. « Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» (9 часов)
Тема 8. Моя семья (1 час)
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить
Тема 9. Соседи-жильцы (1 час)
Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа
Тема 10. Мой класс (1 час)
Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу
Тема 11. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» (1 час)
Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе
Тема 12. Дом моей мечты (1 час)
Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?
Тема 13. Рассказы, стихи о семье (1 час)
Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде
Тема 14. Комнатные растения в квартире, в классе (1 час)
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями
Тема 15. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (1 час)
Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.
Тема 16. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» (1 час)
Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени
Раздел 3. «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» (7 часов)
Тема 17. Гигиена класса (1 час)
Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными
Тема 18. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час)
Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены
Тема 19. Бытовые приборы в квартире (1 час)
Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации
Тема 20. Экскурсия в школьный буфет (1 час)
Знакомство с бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов
Тема 21. Наша одежда и обувь (1 час)
Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход.
Тема 22. Русская народная одежда (1 час)
История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой
Тема 23. Практическое занятие «Русская национальная одежда» (1 час)
Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду?
Раздел 4. «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ» (4 часа)
Тема 24. Вода в моем доме и в природе (1час)
Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?
Тема 25. Стихи, рассказы о воде в природе (1 час)
Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана
Тема 26. Вода в жизни растений и животных. (1 час)
Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?
Тема 27. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.» (1час)
Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется
из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды.Градусник для измерения температуры воды
Раздел 5. «СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (3 часа)
Тема 28. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час)
Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток
Тема 29. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час)
Влияние тепла и света на комнатные растения
Тема 30. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света (1 час)
Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.. Распределить обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы
Раздел 6. «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ» (2 часа)
Тема 31. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву (1 час)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке ( перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике безопасности.
Тема 32. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1 час)
Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.
Раздел 7. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ» (2 часа)
Тема 33. Воздух и здоровье человека (1 час)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Тема 34. Практическое занятие «Уборка в классе» (1 час)
Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.
Содержание курса 3-й год обучения
НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа
«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)
Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.
Тема 2. Мир вокруг. (1 час)
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.
Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)
Тема 3. Экология и мы. (1 час)
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.
Тема 4. Осенние работы в поле. (1 час)
Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.
Тема 5. Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час)
Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.
Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)
Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.
Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час)
Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)
Тема 8 – 9. Неживая природа ( 2часа)
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»
Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)
Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье
Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час)
Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,
круговорот воды
Тема 12. Берегите воду! (1 час)
Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»
Тема 13. Почва – святыня наша. (1 час)
Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».
Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)
Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране
Тема 14 – 15. Погода. Климат. (2 часа)
Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Тема 18. Почему нельзя..? (1 час)
Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»
Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)
Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!»
Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕ ЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов)
Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.
Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)
Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края
Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)
Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели
Тема 23. Вода и жизнь (1 час)
Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.
Тема 24. Растения рядом (1час)
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.
Тема 25. Комнатные растения (1час)
Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)
Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час)
Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка
Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма , ласа (1 час)
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)
Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа)
Тема 29. Съедобные грибы (1 час)
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки
Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час)
Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)
Тема 31. Микроскопические организмы (1 час)
Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа)
Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час)
Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.
Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)
Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей
Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час)
Посадка декоративных растений. Опыты:
1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».
2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.
Содержание курса 4-й год обучения
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 34 часа
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)
Тема 2. Времена года на Земле (1 час) Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час) Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды (1час) Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Тема 6. Условия жизни растений (1час) Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час) Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)
Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час) Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час) Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.
Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов)
Тема 12. Реки и озера (1час) Пресная вода. Осадки.
Тема 13. Получение кислорода под водой (1час) Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час) Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час) Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час) Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Тема 17. Околоводные птицы (1час) Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час) Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час) Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление и распространение листовок – призывов.
Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)
Тема 20. Жизнь среди людей (1час) Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)
Тема 22. Домашние животные (1час) Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час) Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Тема 24. Уход за домашними животными (1час) Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 26. Люди и паразиты (1час) Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час) Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов)
Тема 28. Почва (1 час) Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час) Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час) Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.
Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Тема 32. Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.
Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Тема 34. Декоративные растения (1час)
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
Календарно-тематический план 1 год обучения
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»
№ | тема занятия | количество часов | виды деятельности | дата |
1. Введение (1 час) | Беседа. Игра | |||
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | 1 | ||
2. Дикие животные ( 19 часов) | Беседа, чтение сказки. Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы, раскраска лепка чтение стихов, составление портрета Работа в группах «Собери мозаику» разгадывание кроссворда оригами Игра «Отгадай животное по описанию», рассматривание иллюстраций с животными, сравнение, анализ их внешнего вида, выделение того, что помогло им приспособиться, отгадывание кроссворда. | |||
2 | Заяц - «Длинное ухо». Загадки, стихи. | 1 | ||
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна». Сказки о лисе. | 1 | ||
4 | Серый хищник – волк. Рисуем животных. | 1 | ||
5 | Хозяин леса – медведь. Угадай сказку | 1 | ||
6 | Любознательный зверёк –белка. Рассказы. | 1 | ||
7 | Куница - охотник на белок. Видеофильм | 1 | ||
8 | Лесной красавец – лось. Загадки | 1 | ||
9 | Сердитый недотрога- ёж. Сочиняем загадки | 1 | ||
10 | Подземный житель – крот. Рисуем животных | 1 | ||
11 | Всеядное животное — барсук. | 1 | ||
12 | Бобр-строитель. | 1 | ||
13 | Запасливый бурундук | 1 | ||
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | 1 | ||
15 | Мышка-норушка | 1 | ||
16 | Рысь - родственник кошки | 1 | ||
17 | Соболь - «дорогой» зверёк | 1 | ||
18 | Тигр - самая большая кошка на Земле | 1 | ||
19 | Косуля - самый маленький европейский олень | 1 | ||
20 | Обобщающие занятие о диких животных | 1 | ||
3. Пернатые жители (14 часов) | Игра «Отгадай животное по описанию», рассматривание иллюстраций с животными, сравнение, анализ их внешнего вида, выделение того, что помогло им приспособиться, отгадывание кроссворда. Работа в группах «Собери мозаику», разгадывание кроссворда | |||
21 | Промежуточная аттестация. Творческая работа. | 1 | ||
22 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | |||
Ворона - «интеллектуальная» птица | 1 | |||
24 | Сорока-белобока - «лесная сплетница» | 1 | ||
25 | «Лесной доктор» - дятел | 1 | ||
26 | Соловей - «великий маэстро» | 1 | ||
27 | Галка - городская птица | 1 | ||
28 | Загадочная птица - кукушка | 1 | ||
29 | «Пернатая кошка» - сова | 1 | ||
30 | Любимая птица - снегирь | 1 | ||
31 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | 1 | ||
32 | Наш добрый сосед - скворец | 1 | ||
33 | «Золотая птица» — иволга | 1 | ||
34 | Обобщающее занятие о птицах | 1 | ||
Итого: | 34 часа |
Календарно-тематический план 2 год обучения
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» - 34 часа
№ | тема занятий | кол-во часов | виды деятельности | дата |
Введение (1час) | Беседа. Игра – путешествие. | |||
1 | Что такое экология? Игра-путешествие | 1 | ||
Мой дом за окном (6 часов) | Беседа, чтение сказки. Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы,раскраска лепка | |||
2 | Мой дом. Выставка рисунков. | 1 | ||
3 | Дом, где мы живем. Порядок в доме. | 1 | ||
4 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» (соберем мусор). ТБ | 1 | ||
5 | Деревья твоего двора. Плакат «Береги деревья» | 1 | ||
6 | Птицы нашего двора. Рисунки детей «Птицы нашего края» | 1 | ||
7 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | 1 | ||
Я и мое окружение (9 часов) | Беседа . чтение рассказов,стихов о семье, разгадывание кроссворда, моделирование, рисунки, просмотр видео фильмов, практическое занятие | |||
8 | Моя семья. Выставка рисунков. | 1 | ||
9 | Соседи-жильцы. Обычаи и традиции русского народа. Видеофильм. | 1 | ||
10 | Мой класс. Как сделать класс уютным. | 1 | ||
11 | Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» | 1 | ||
12 | Дом моей мечты. Рассказы, рисунки | 0,5 | ||
13 | Рассказы, стихи о семье | 1 | ||
14 | Комнатные растения в квартире, в классе. Рассказы, рисунки | 1 | ||
15 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 1 | ||
16 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | 1 | ||
Гигиена моего дома (7 часов) | Беседа, чтение сказки. Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы,раскраска, практические занятия, просмотры видеофильмов | |||
17 | Гигиена класса. Знакомство с санитарными нормами и правилами | 1 | ||
18 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 1 | ||
19 | Бытовые приборы в квартире. Правила безопасности. Обучающий фильм | 1 | ||
20 | Экскурсия в школьный буфет. Бытовые приборы. | 1 | ||
21 | Промежуточная аттестация. Творческая работа. | 1 | ||
22 | Русская народная одежда. Рисунки детей | 0,5 | ||
23 | Практическое занятие «Русская национальная одежда» | 1 | ||
Вода - источник жизни (4 часа) | Беседы, стихи, рассказы, кроссворды, ребусы, рисунки о личной гигиене, о роли воды в жизни растений и животных | |||
24 | Вода в моем доме и в природе. Видеофильм | 1 | ||
25 | Стихи, рассказы о воде в природе | 1 | ||
26 | Вода в жизни растений и животных. | 1 | ||
27 | Вода и здоровье человека. Личная гигиена. | 1 | ||
Солнце и свет в нашей жизни (3 часа) | Чтение стихов, составление рассказов, рисунки, работа в группах, практическое занятие. | |||
28 | Солнце, Луна, звезды – источники света. Обучающий фильм. | 1 | ||
29 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. Рисунки детей | 1 | ||
30 | Практическое занятие по размещению растений с учетом потребности тепла и света | 1 | ||
Весенние работы (2 часа) | Беседа, практическое занятие. | |||
31 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. | 1 | ||
32 | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними. | 1 | ||
Воздух и здоровье (2 часа) | Беседа, разгадывание кроссворда, познавательная игра, практическое занятие | |||
33 | Воздух и здоровье человека | 1 | ||
34 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | ||
Итого: | 34 часа |
Календарно-тематический план 3 год обучения
«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа
№ | тема занятия | кол-во часов | виды деятельности | дата |
Введение (2час) | ||||
1 | Вводное занятие. Мы жители планеты Земля | 1 | Беседа, познавательная игра, заочная экскурсия. | |
2. | Мир вокруг. | 1 | ||
Человек и природа (5 часов) | ||||
3 | Экология и мы. | 1 | Работа в группах, чтение рассказов, практическое задание, ребусы, кроссворды, заочная экскурсия. | |
4 | Осенние работы в поле | 1 | ||
5 | Практическое занятие «Пришкольный участок» | 1 | ||
6 | Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи | 1 | ||
7 | Осень в лесу. Экскурсия | 1 | ||
Неживое в природе ( 12часов) | Игра «Отгадай по описанию», рассматривание иллюстраций, сравнение, анализ, отгадывание кроссворда. Творческие работы, заочная экскурсия, познавательная игра, ребусы | |||
8 – 9 | Неживая природа | 2 | ||
10 | Солнце – источник тепла и света | 1 | ||
11 | Вода, её признаки и свойства | 1 | ||
12 | Берегите воду! | |||
13 | Почва – святыня наша. | 1 | ||
14 | Состав и свойства почвы | |||
15 – 16 | Погода. Климат. | 2 | ||
17 | Предсказание погоды по народным приметам | 1 | ||
18 | Почему нельзя..? | 1 | ||
19 | Диалоги с неживой природой | 1 | ||
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (10 часов) | Практические занятия, викторина, творческие работы: проект, плакат, рисунки, сообщения учащихся, ребусы, викторина, чтение стихов и рассказов | |||
20 | Практикум «Хлебные крошки» | 1 | ||
21 | Промежуточная аттестация. Творческая работа. | 1 | ||
22 | Экологические связи неживой и живой природы | 1 | ||
23 | Вода и жизнь | 1 | ||
24 | Растения рядом | 1 | ||
25 | Комнатные растения | 1 | ||
26 | Размножение комнатных растений | 1 | ||
27 | Дикорастущие растения луга, водоема и леса | 1 | ||
28 | Практическое занятие «Растения луга и леса» | 1 | ||
Царство грибов (3часа) | Беседа, рисунки, лепка, рассказы детей. | |||
29 | Съедобные грибы | 1 | ||
30 | Несъедобные грибы | 1 | ||
31 | Микроскопические грибы | 1 | ||
Сельскохозяйственный труд весной (3часа) | Беседы, заочная экскурсия, практические занятия. | |||
32 | Сельскохозяйственные машины и орудия | 1 | ||
33 | Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке | 1 | ||
34 | Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке | 1 | ||
Итого: | 34 часа |
Календарно-тематический план 4 год обучения
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
№ | тема занятия | кол-во часов | виды деятельности | дата |
Введение (1час) | Беседа, чтение рассказов, занимательные вопросы | |||
1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | 1 | ||
1. Среда обитания (6 часов) | Беседа, чтение рассказов, практическое занятие, экскурсии, викторина, работа в группах | |||
2 | Времена года на Земле | 1 | ||
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Экскурсия | 1 | ||
4 | Изменения окружающей среды | 1 | ||
5 | Практическое занятие. Гербарий из осенних листьев. | 1 | ||
6 | Условия жизни растений | 1 | ||
7 | Разнообразие животных, условия их жизни | 1 | ||
2. Жизнь животных (4часа) | Экскурсия-путешествие, просмотр видео фильмов, экологический проект, сообщения учащихся | |||
8 | Динозавры – вымерший вид животных. Путешествие в прошлое. | 1 | ||
9 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 1 | ||
10 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | ||
11 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 | ||
3. Реки и озера (8 часов) | Чтение рассказов, занимательные вопросы, кроссворды, ребусы, экологический проект, акция «Сохраним первоцвет!», викторина. | |||
12 | Реки и озера. Водоемы Нижегородской области области | 1 | ||
13 | Получение кислорода под водой | 1 | ||
14 | Пресноводные животные и растения | 1 | ||
15 | Жизнь у рек и озер | 1 | ||
16 | Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 | ||
17 | Околоводные птицы | 1 | ||
18 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | 1 | ||
19 | Акция « Сохраним первоцвет!» | 1 | ||
4. Человек и животные ( 8 часов) | Беседы, ролевая игра, викторина, проект «Ты в ответе за тех кого приручил», кроссворды, ребусы, чтение рассказов. | |||
20 | Жизнь среди людей | 1 | ||
21 | Промежуточная аттестация. Творческая работа. | 1 | ||
22 | Ролевая игра «Это все кошки». Домашние животные | 1 | ||
23 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 | ||
24 | Уход за домашними животными | 1 | ||
25 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 1 | ||
26 | Люди и паразиты | 1 | ||
27 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 1 | ||
5. Сельскохозяйственный труд (7часов) | Практические занятия, заочная экскурсия, загадки, рисунки, рассказы учащихся. | |||
28 | Почва. Практическая работа | 1 | ||
29 | Семена овощных и декоративных культур | 1 | ||
30 | Заботы хлебороба весной | 1 | ||
31 | Как размножаются растения. | 1 | ||
32 | Посадка растений (клумба или горшки) | 1 | ||
33 | Правила ухода за растениями | 1 | ||
34 | Декоративные растения | 1 | ||
Итого: | 34 часа |
Техническое оснащение программы
1. Печатные пособия
Таблицы обществоведческого содержания в соответствии с программой.
Репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
2. Технические средства обучения
Глобус.
Теллурий.
Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Электронная доска.
Аудио проигрыватель.
Персональный компьютер.
Мульти-медийный проектор.
Голоса птиц, зверей, других животных (грамзаписи, фонограммы);
звуки и шумы природы (леса, моря, океана, ветра, прибоя, водопада и др.);
классическая и современная музыка, записи, исполнение;
литературные тексты о природе и т.п.
кинофрагменты, теле- радио и др. записи.
Коллекции:
насекомые;
гербарии растений;
коллекции полезных ископаемых.
3. Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по программе.
Аудиозаписи в соответствии с программой.
Презентации.
Мульти-медийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программ, обучающие программы.
Список литературы
- Баландин Р.К.,Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.: Мысль, 1998.
- Вестник АсЭкО. Методический журнал по экологическому образованию и образованию для устойчивого развития.
- Войткевич Г.В.. Вронский В.А. Основы учения о биосфере: Книга для учителя. М.;Просвещение. 1989.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов – на – Дону,1999.
- Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников.// Начальная школа, 1992,№4.
- Мереминский А. Фенологические и экологические рассказы – загадки.// Начальная школа, 1992,№4.
- Научно – методический журнал «Начальная школа».
- Одум Ю. Экология. М.,1996.
- Охрана окружающей среды. Справочник./ Составитель Л.П.Шариков.
- Экологические сказки: для детей , родителей и педагогов./ Сост. Л.П.Молодова. Мн. Асар, 1998.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004.
- Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.
- Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
- Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
- Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
- Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
- Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.
- Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
- Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.
- Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.
- Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.
- Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
- Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.
- Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.
- Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.
- Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997
- Научные публикации из сети Internet.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2...
"Земля-наш дом"- программа внеурочной деятельности, экология
Рабочая программа по направлению «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»1 – 4 классы разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и здоровье"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Экология здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учеб...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и краеведение"
Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории горо...
Программа по внеурочной деятельности "Эколог и я" для учащихся 3 класса
Данная программа разработана для учащихся 3 класса начальной школы с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология здоровья».
Программа внеурочной деятельности нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Экология и человек »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности «Экология и человек »...