РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Экология и человек »
рабочая программа (2 класс)

Крайнюк Елена Анатольевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Экология и человек »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_i_chelovek_2-a.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, город Новошахтинск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 города Новошахтинска

Рассмотрена,

рекомендована к утверждению педагогическим советом

МБОУ СОШ № 31

Протокол № 1 от 30 августа 2019 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 31

Приказ от 30.08.2019 г. №171

___________Л. М. Мирон

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Экология и человек »

Начальное общее образование  2-а  класс

Количество часов: 34

Учитель: Крайнюк  Елена Анатольевна

2019 - 2020 учебный год

Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Содержание программы строится  на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.

Направление программы внеурочной деятельности -  социальное.

Новизна состоит в том, что программа  дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Цель образовательной программы обусловлена тем, что  она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Задачи  программы:

 - формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека;

 - формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

 - формирование экологически  ценностных   ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);

 - воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;

 - развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;

 - развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;

 - развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

 - развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами освоения программы являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  • освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
  • формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения программы:

Познавательные УУД:

  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • умение структурировать знания;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • умение договариваться, находить общее решение.

                                         Содержание программы

Выясняем что такое «экология и краеведение» .Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Работа в парах, группах. Изучение литературы, энциклопедических материалов, Интернет Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения.

Экскурсии и практические, исследовательские работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.

Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение. Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Исследование. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны. Исследование (Проект - Составление «Красной книги».

Изучаем способы охраны природы. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и края. (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками). Игра-путешествие.

 Выясняем роль неживой природы в жизни живого .Солнце как источник тепла и света для живых существ. Викторина Теплолюбивые и холодостойкие растения. Исследование Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Исследование Местные полезные ископаемые. Исследование. Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов. (загадки, кроссворды, ребусы, занимательные задания).

 Изучаем экологические связи в живой природе. Экологические связи в живой природе на примере кедрового леса. («Кедр и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».

Знакомимся с охраняемыми растениями .Охраняемые растения края. Лекарственные растения края. Ядовитые растения родного края. Причины сокращения численности растений и животных края и меры их охраны.

 Экологическая мастерская .Практическая работа по изготовлению макета экологического домика.

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека . Пути попадания вредных веществ в организм человека (с водой, с пищей). Исследование Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Подводим итоги нашей работы за год .

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

1

Выясняем что такое «экология и краеведение»

3

2

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения

5

4

Изучаем способы охраны природы

3

5

Выясняем роль неживой природы в жизни живого

7

6

Изучаем экологические связи в живой природе

3

7

Знакомимся с охраняемыми растениями

4

8

Экологическая мастерская

2

9

Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека

6

10

Подводим итоги

1

Итого

34

                             Аннотация к тематическому планированию

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология и человек» во 2-а классе  рассчитана  на 1 час в неделю, всего 34 часа.

Согласно годовому учебно-календарному графику МБОУ СОШ № 31, учебному плану, расписанию уроков на 2019 – 2020 учебный год занятия по внеурочной деятельности «Экология и человек» проводятся в среду.

Приложение 1 к рабочей программе

       по внеурочной деятельности«Экология и человек»

         на 2019-2020 уч. год

Календарно-тематический план

  рабочей программы

по внеурочной деятельности «Экология и человек»

 учитель Крайнюк Е. А.

Количество учебных часов: 34

                  Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

№ в

теме

Дата

Тема занятий

Виды деятельности

Выясняем что такое «экология и краеведение»-3 часа

1

1

04.09

Что такое экология.

Проблемная ситуация

2

2

11.09

Краеведение – изучение отдельных местностей. Наш край.

Исследование. Проблемная ситуация .Работа в группах

3

3

18.09

Связи между природой и человеком. Что такое экологическая катастрофа

Исследование. Работа в группах

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения- 5 часов

4

1

25.09

Экскурсия на природу. Учимся видеть и наблюдать.

Исследование. Проблемная ситуация .

5

2

02.10

Происхождение названий некоторых видов животных .

Исследование. Проблемная ситуация .

6

3

09.10

Происхождение названий некоторых видов растений.

Исследование. Проблемная ситуация .

7

4

16.10

Лекарственные травы родного края, правила их сбора, употребления

Исследование. Проблемная ситуация .

8

5

23.10

Природа родного края. Растения и животные родного края.

Исследование. Проблемная ситуация .

Изучаем способы охраны природы- 3 часа

9

1

06.11

Причины сокращения численности животных, растений родного края, необходимые меры их охраны.

Исследование. Проблемная ситуация .

10

2

13.11

Составление «Красной книги» .

Исследование.

11

3

20.11

Заповедники нашего региона

Исследование. Проблемная ситуация .

Выясняем роль неживой природы в жизни живого- 7 часов

12

1

27.11

Почему плачет елочка?

Исследование. Проблемная ситуация .

13

2

04.12

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

Исследование. Проблемная ситуация .

14

3

11.12

Теплолюбивые и холодостойкие растения.

Исследование. Проблемная ситуация .

15

4

18.12

Приспособление животных к сезонным изменениям температуры

Исследование. Проблемная ситуация .

16

5

25.12

Местные полезные ископаемые. Загрязнение окружающей среды. Пути решения

Исследование. Проблемная ситуация .

17

6

15.01

Растения и животные лесов, полей.

Исследование. Проблемная ситуация .

18

7

22.01

Растения и животные  лугов, водоёмов

Исследование. Проблемная ситуация .

Изучаем экологические связи в живой природе- 3 часа

19

1

29.01

Экологические связи в живой природе на примере «Кедрового леса»

Исследование. Проблемная ситуация .

20

2

05.02

Понятие «прямые связи».

Исследование. Проблемная ситуация .

21

3

12.02

Понятие «косвенные связи».

Исследование. Проблемная ситуация .

Знакомимся с охраняемыми растениями- 4 часа

22

19.02

Охраняемые растения

Исследование. Проблемная ситуация .

23

26.02

Лекарственные растения

Исследование. Проблемная ситуация .

24

04.03

Ядовитые растения края

Исследование. Проблемная ситуация .

25

11.03

Причины сокращения численности животных и растений родного края и меры их охраны.

Исследование. Проблемная ситуация .

                        Экологическая мастерская- 2 часа

26

18.03

Практическая работа по изготовлению экологического дома.

Групповая работа.

27

01.04

Изготовление условных знаков, экологических памяток.

Групповая работа.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека- 6 часов

28

1

08.04

Пути попадания вредных веществ в организм человека.

Исследование. Проблемная ситуация .

29

2

15.04

Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье.

Исследование. Проблемная ситуация .

30

3

22.04

Воздух и здоровье человека.

Исследование. Проблемная ситуация .

31

4

29.04

Вода и здоровье человека.

Исследование. Проблемная ситуация .

32

5

06.05

Лес – целитель.

Исследование. Проблемная ситуация .

33

6

13.05

Практическое занятие «Чистый кабинет»

Практическая работа

Подводим итоги-1 час

34

1

20.05

Экологический КВН.

Итоговое занятие

Приложение 2 к рабочей программе

          по внеурочной деятельности «Экология и человек» 2-а  класс

на 2019-2020 уч.год

Лист корректировки
календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы

по  внеурочной деятельности «Экология и человек»2-а  класс учитель  Крайнюк  Е.А.

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Причина корректировки

Коррекционные мероприятия

Дата по факту

Согласование

Зам. директора по УВР

СОГЛАСОВАНО  

Протокол заседания МС  МБОУ СОШ № 31

от 30.08 2019 года

 №1

_______________Мирон Л.М.

Подпись руководителя МС

                                                                    СОГЛАСОВАНО

            Заместитель директора по УВР

                                                                 _____________         Л.У. Качаева

                                        Подпись

         30.08. 2019 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и здоровье"

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Экология здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учеб...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и краеведение"

Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории горо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Биология и человек»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Биология и человек» учителямуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Иж-Бобьинской средней общеобразовательнойшколы имени Брат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Экология»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Экология» социальное направление для обучающихся 1 - 4 класса  с задержкой психического развития(вариант 7.2)...