Программа по внеурочной деятельности "Эколог и я" для учащихся 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Данная программа разработана для учащихся 3 класса начальной школы  с учетом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа для 3 класса "Эколог и я"50.85 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

по экологии

 

Наименование программы: Эколог и Я

 Направление программы: социальное

Ступень обучения (класс):  3 класс    

 Количество часов:  34 часа                

 

                                                         

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
                                                            значит, пересесть из него просто некуда.
 

Антуан де Сент-Экзюпери

Пояснительная записка

Актуальность программы

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Современный этап экологического образования нашел свое отражение в Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). В Концепции современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления   и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных  и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей  по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей  в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.

Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.

В соответствии с Программой развития школы одно из центральных мест в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры. Программа является частью  Программы развития Центра образования и входит в проект «Допрофессиональные компетенции».

Начало экологического образования школьники получают на занятиях внеурочной деятельности «Будь здоров».

Свое развитие программа «Эколог и Я» получает в рамках деятельности экологического отряда  «Волонтер», где ребята занимаются реальной помощью близлежащим домам по благоустройству полисадников, а ландшафтному дизайну они обучаются на программе внеурочной деятельности «Основы фитодизайна».  Центр образования № 42 сотрудничает с городским экологическим центром.

В рамках программы «Школьная компания» обучающиеся ищут виды экологически безопасной предпринимательской деятельности.  В 2015 году наши школьники широко представляли в городе проект экологических ручек (для письма), сделанных их использованных школьных тетрадок, а также проводят мастер –классы для нашей школы по изготовлению подарков из различных отходов и старых вещей (пластиковые бутылки, нитки, сумки, и т.д.)

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Зачем мне эти знания? Где моё место в природе. Кто «царь» - природа или человек? Как адаптироваться в окружающей среде, соблюдая основную заповедь «Не навреди».

         Программа реализуется во внеурочной деятельности в 3-ем   классе и рассчитана на 34 часа. Программа является продолжением программы «Этика - азбука добра» и органично продолжается программой «ЭКОНОМ и Я» для 4 класса.

       Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов «В мире нет ненужных вещей», экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции «Цветущая школа», знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии начальной школы, выступление агитбригады «Набат» помощь в оборудовании и озеленении  классных комнат .Работа экокружка в период организации летнего оздоровления детей в школьном лагере «Волшебники Изумрудного города», также организация работы отряда «Зеленая карета», организация «Экологического дефиле» создание дизайнерских костюмов из бросовых материалов.

                                    Цель и задачи

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Цель программы «ЭКОЛОГ и Я» – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы;  воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать  конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты:

 В результате изучения курса «Эколог и Я» в третьем классе учащиеся должны:

  знать:

-причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии;

- экологические проблемы города;

- как человек влияет на природные экосистемы;

- простейшую классификацию экологических связей;

- охраняемые государством природные территории своего родного края;

- правила разумного отношения к окружающей среде;

уметь:

-устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

     - классифицировать экологические связи;

-  выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- составлять экологические модели;

     - заботиться о здоровом образе жизни;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды;

-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;

-оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для сохранения природного окружения и своего здоровья;

     -для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе и социоприродной среде;

- при обращении с живыми организмами.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

На выходе курса «Эколог и я» создаем долгосрочный, коллективный  научно-познавательный проект «Мой первый гербарий»

       Для определения уровня экологического развития младших школьников используются следующие методики:

1.Опросник уровней экологической культуры (Приложение 1).

2.Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» (Приложение 2).

Календарно - тематический план

№  п/п

Кол-во часов

плановое

Кол-во часов фактическое

Название модуля

Содержание занятия

Теор.

Практ.

Тема занятия

1

1

1

Вводное занятие.

Почему нужно поддерживать порядок в доме. Кто в доме хозяин, взаимоотношения в семье, уважение в семье, защита младших, как принимать гостей, как правильно ходить в гости. Роль правил в жизни человека.

2

1

1

Дом – опасный и безопасный.

Гигиена дома. Факторы, влияющие на экологичность жилища.  Виды работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение. Комнатные растения. Эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Экологические правила для дома.

3-5

3

3

Земля – мой дом. Что такое «экология».

Определяем цели и задачи проекта «Мой первый гербарий». Что такое гербарий?

Проведение аналогии с предыдущими темами. Хозяйка на земле – природа. Человек - царь природы – заблуждение, ведущее к катастрофе. Мы – равноправные жители вместе с живой природой. Роль человека в природе. Взаимоотношения жителей земли – биоценоз. Простейшая классификация экологических связей:

- связи между живой и неживой природой;

-исследование растений школьного сада, сбор сухих листьев

- связи внутри живой природы;

- связи между природой и человеком.

6

1

1

На чём дом стоит?

Исследование почвы школьного сада, какие растения произрастают. Сбор материала из растений.

Земля – фундамент дома. Почва, её состав.  Назначение почвы. Как беречь почву.

7

1

1

Обитатели почвы и их приспособленность к жизни в почве. Не обижайте дождевого червя.

Вредные и полезные насекомые обитающие в почве. Личинки. Животные подземелья. Экологические правила для охраны почвы.

8

1

1

Самые маленькие жители дома. Насекомые.

Для чего нужны насекомые. Полезные и вредные для человека насекомые. Как насекомые защищаются от врагов. Книга Ричарда Хедстрома «Приключения с насекомыми» (предложить для чтения), источник Интернет. Экологические правила по охране насекомых.

9

1

1

Как защищаются насекомые.

Маскировка, мимикрия, демонстрация.

10

1

1

Крыша дома моего. Что такое небо?

Работа над проектом «Мой первый гербарий». Сбор материала.

Воздушная оболочка земли, её значение.  Причины загрязнения воздуха и способы его охраны.  Экологические правила по охране воздуха.

11

1

1

Идём в гости к Берендею.

Практическое определение растений школьного сада, выбор для гербария.

Значение лесов для человека. Обобщение и знаний о растительном и животном мире лесов. Учимся устанавливать связи в природе. Правила поведения людей в лесу.  Экологические правила по охране леса. Обобщение знаний о растениях школьного сада и территории школы

12

1

1

Кто – кто в теремочке живёт?

Углубление  знаний о растительном и животном мире лесов. Животные Тульского края. Интересные факты о знакомых животных. Роль животных в природе. Развитие доброжелательного отношения к живым существам, воспитание привычки заботиться о природе и её обитателях.

13

1

1

Угроза исчезновения. Кто попал в «Красную книгу» Тульской области.

Есть ли растения, произрастающие на территории школы, которые занесены в Красную книгу?

Животные, птицы и растения, занесённые в Красную книгу Тульской области. Выставка рисунков «Они просят защиты». Рисуем растения в разное время года

14

1

1

Идём в гости к водоёму (пруд, озеро, речка) Работа над проектом «Мой первый гербарий». Правила ухода за растениями, которые растут возле школы

Вода и жизнь. Значение воды в природе и жизни человека. Правила поведения у водоёмов. Экологические проблемы и способы охраны воды. Определение прозрачности воды.  Воспитание бережного отношения к воде, к водоёмам, желания экономить пресную воду. Значение воды для растений

15

1

1

Весёлые подружки пиявки и лягушки… Жители водоёмов.

Растения, животные и птицы, живущие в водоёмах. Польза приносимая ими. Экологические правила по охране водоёмов.

16

1

1

Многообразие рыб и их охрана.

Рыбы Тульской области. Правила лова.

17

1

1

В царстве Нептуна

Значение морей и океанов. Обитатели морей и океанов. Составление экологических правил по охране морей. Жизнь в море и океане.

18

1

1

Царство эльфов (луг)

Цветочный венок. Разнообразием животных.  Жабы и ящерицы. луговые птицы - трясогузки, перепела и коростели. Хищные луговые птицы — канюк, пустельга, лунь.

19

1

1

Зелёная аптека закрывается. Есть ли лекарственные растения, которые можно встретить на территории или возле школы?

Лекарственные растения. Их назначение. Экологические правила сбора лекарственных растений. Исчезающие лекарственные растения.

20

1

Букет из луговых цветов.

Мой школьный сад 30 лет назад

Готовим выставку рисунков.

Ищем архивные материалы из истории школы

21-22

2

1

1

Город – мой дом

Город как искусственная экологическая система, созданная руками человека. Роль человека в регулировании городской экосистемы -  определение потребления энергии и ресурсов, количество отходов, поступающих в воду, атмосферу и почву. Опасности города (промышленные предприятия – загрязнение водоёмов и воздуха, загазованность - автомобили, бытовые отходы). Как люди защищаются от опасностей: очистительные сооружения, парки, санитарные зоны около домов – палисадники, зелёные насаждения и т.д. Охраняемые территории Тульской области.

23

1

Животные и растения, обитающие рядом с человеком.

Городские птицы и животные. Чтобы дом не стал кошмаром. Как правильно содержать и ухаживать за животными. Зачем животные человеку. На прогулке с собакой (правила).

24

1

Фотоконкурс «Природа города»

                       « Город и моя школа»

Выставка.

25

1

Проблема бытовых отходов.

Что такое бытовые отходы. Сколько бытовых отходов производят люди. Куда деваются отходы. Самые вредные отходы – пластик, батарейки, люминесцентные лампы, ртуть) Как решить проблему мусора. Изготовление листовки «Мусор – это серьёзно».

26

1

1

Поделки из бытовых отходов.

Выставка.

27

1

1

Флэшмоп – «Мусор – это серьёзно».

Выход на территорию школы.

28

1

Экологические катастрофы

Понятие, виды. Беседа о крупных экологических катастрофах мира.

29

1

1

Судьба природы – наша судьба.

Заключительное занятие. (Праздник, агитбригада и т.д.)

30-34

5

5

Разработка и выполнение проектов.

Защита проекта «Мой первый гербарий»

«Школьная оранжерея», «Цветущая школа» (выбор цветника, дизайн, выращивание рассады для посадки, посадка)


                                     Список основной литературы.

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» - М.: Просвещение, 2012.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
  3.  Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Н. Ф. Виноградовой

1-4 классы М.:Вентана-Графа,2011 

  1. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. -№4.
  2. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. / Н.Ф. Виноградова - М.: Просвещение, 2011.
  3. Винокурова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. / Н.Ф.Виноградова - М.: Просвещение, 2010.
  4. Воронина, Н.В. Экологическое воспитание младших школьников / Н.В. Воронина // Электронная газета – Режим доступа: http://io.nios.ru/index.php?rel=21&point=6&art=18
  5. Веселова, Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. / Т.М. Веселова // Начальная школа. – 2013. – №2.
  6. Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя. / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой. – М.: Тобол, 2012. – 96 с.
  7. Глазачев, С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя. / Под ред. С.Н. Глазачева. – М.: Просвещение, 2011
  8. Давайте, охранять природу вместе с детьми. / Под ред. Виноградовой А.М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005.
  9. Данилова, Т.И. Скирденко, М.Н. Экологическое воспитание младших школьников/ Т.И. Данилова, М.Н. Скирденко – Режим доступа: http://nachalka-4.ucoz.ru/news/ehkologicheskoe_vospitanie_mladshikh shkolnikov/2011-11-26-2.
  10. Долбаева, К.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. / К.Ж. Долбаева // Начальная школа. – 2013. – №6.
  11. Егорова, Г.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок. /Г.В. Егорова // Начальная школа. – 2011. - №3.
  12. Цветкова, И.В. Экологический светофор для младших школьников: Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста/ И.В.Цветкова – М.: Владос, 2013. С. 56.
  13. Шумакова, И.Л. Экологическое воспитание младших школьников / И.Л. Шумакова – Режим доступа: http//festival.1september.ru/articles/213264/
  14. Учебное пособие для детей из серии «Изучаем родной край» под ред Н.К Захаров «Природоведение Тульского края» Тула. Приокское книжное издательство 2010 год
  15.  В.Г. Труфанов «Уроки природы родного края», Тула, издательский дом «Пересвет» 2003 год, учебное пособие для детей
  16. А.А.Плешаков «От земли до неба». Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2012 год

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.Глобус, компас, микроскоп.

2.Модели форм поверхности Земли.

3.Модели систем органов организма человека.

4.Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

5.Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).

Технические средства

1.Классная доска (магнитная) с набором приспособлений для крепления таблиц.
            2.Персональный компьютер.

        3.Проектор

         4.DVD

5. Телевизор с диагональю не менее 72 см.

                          Электронно-программное обеспечение

Видеофильмы и звукозаписи естественно - научного, обществоведческого содержания.

Приложение 1

Опросник уровней экологической культуры

1. «Что такое экология? »:

А - наука о погоде

Б - наука о живой природе

В - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой

2 - "Что такое окружающая среда?"

А - всё, что окружает человека;

Б - наука о живой природе;

В - это то место, где человек живёт.

3. "Что такое заповедник?":

А - территория, где разводят редкие виды животных и растений

Б - участки земли, где вся природа находится под особой охраной

В - участки земли, где животных подкармливают

4. "Что такое национальный парк?":

А - природный музей под открытым небом, который могут посещать туристы

Б – территория, где разводят редкие виды животных и растений

В - место, где отдыхают люди

5. "Что такое экологическая безопасность?":

А – защита растений и животных от браконьеров

Б – охрана воздуха от загрязнения

В – защита от вредного воздействия загрязнённой, испорченной окружающей среды

6. "Какие из перечисленных действий человека относятся к мерам по охране природы?":

А – посадка леса, вырубка старых и больных деревьев

Б – слив сточных вод в реку

В – создание ферм, птицефабрик

Г – строительство очистных сооружений

Д – создание заповедников, ботанических садов

Е – заготовка древесины

7. "Что такое Красная книга?":

А – книга, куда занесены исчезнувшие животные и растения

Б – книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных

В – книга, куда занесены растения и животные, которых удалось спасти

8. "Есть ли Красная книга Тульской области?":

А – есть

Б – нет

В – не знаю

9. "При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?":

А- Потому что птицам и животным негде стало жить

Б- Не стало птиц, стало много насекомых

10-е задание "Прочитайте рассказ школьников о своем походе. Найдите и подчеркните ошибки в их поведении:

"Наша учительница заболела, и мы решили отправиться в лес без нее. Мы благополучно добрались до леса на электричке. Гуляя по тропинке, мы встречали много несъедобных грибов и сбивали их палками, чтобы кто-нибудь не отравился. В лесу было жарко. Мы развели костер и согрели чай. Как было приятно смотреть на огонь. Перекусив, мы отправились домой. Уходя, мы оглянулись на поляну, где делали привал, там лежали полиэтиленовые пакеты и консервные банки и костер весело подмигивал нам на прощание. По дороге на электричку мы нашли ежа и забрали его домой"

Могут быть выбраны следующие ошибки:

А - сбивали их палками;

Б - развели костер

В - лежали полиэтиленовые пакеты

Г - консервные банки

Д - костер подмигивал

Е - ежа забрали

Ожидаемый ответ на 1-й вопрос: В - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Ожидаемый ответ на 2-й вопрос: Б - всё, что окружает живое существо и с чем оно связано.

Ожидаемый ответ на 3-й вопрос: Б - участки земли, где вся природа находится под особой охраной).

Ожидаемый ответ на 4-й вопрос: А - природный музей под открытым небом, который могут посещать туристы.

Ожидаемый ответ на 5-й вопрос: В (защита от вредного воздействия загрязнённой, испорченной окружающей среды).

Ожидаемые ответы на 6-й вопрос: А, Г, Д – посадка леса, вырубка старых и больных деревьев, строительство очистных сооружений, создание заповедников, ботанических садов.

Ожидаемый ответ на 7-й вопрос: Б - книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных.

Ожидаемый ответ на 8 вопрос: А - есть.

Ожидаемый ответ на 9-й вопрос: А - в дуплах жили птицы, они уничтожали насекомых, которые вредили деревьям. Птицы исчезли, развелось много насекомых.

Ожидаемый ответ на 10 - е задание: сбивали их палками, развели костер, лежали полиэтиленовые пакеты, консервные банки, костер подмигивал, ежа забрали.

Высокий уровень:

ученик из предложенных вариантов выбирает точное определение понятия;

знает меры по охране природы;

знает взаимосвязь составных частей цепи питания;

знает применяемые человеком меры по охране природных ресурсов;

знает правила поведения в природе.

Средний уровень:

ученик имеет представление об экологическом понятии, но не определяет его существенные признаки;

называет не все предложенные меры по охране природы;

Знает правила поведения в природе;

Затрудняется в правильном выборе мер по охране природных ресурсов.

Низкий уровень:

не знает точное определение экологического понятия;

не знает применяемые человеком меры по охране природных ресурсов или знает, но не в полном объёме;

называет не все предложенные меры по охране природы;

Знает правила поведения в природе, но не в полном объёме;

Низкий уровень – менее 50%

Приложение 2

Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»

Инструкция:

«Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие слова: "красный", "футбольный", "большой "резиновый", "детский". В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.

Текст методики:

1. ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); заповедник (О); дрова (П); песок.

2. ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П); камни; рога.

3. ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора; роса (К); стебель (I)

4. ОЗЕРО: улов (И); шерсть; острова (К); моллюск (И); очищать (О).

5. МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (К); малина (И); редкий (О); шкура (П).

6. ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); вырастите (О); мебель (П); сено (П).

7. БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); яблоки; туман (К).

8. УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); ветка; кольцевание (И).

9. РЫБА: жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жарить (П); перо.

10. САД: берлога; цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П).

11. БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); грибы.

12. ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза (П).

Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.

К — природа воспринимается как объект красоты — «эстетическая» установка.

И — природа воспринимается как объект изучения — «когнитивная» установка.

О — природа воспринимается как объект охраны — «этическая установка».

П — природа воспринимается как объект пользы — «прагматическая» установка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс

Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...

Программа по внеурочной деятельности "Геометрика" (1-4 класс)

Пояснительная записка к программе "Геометрика" (1-4 класс). Тематическое планирование внеурочного курса "Геометрика" (1 класс)....

программа организации внеурочной деятельности в 1-х классах

Программа организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.Направления внеурочной деятельности:спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекульт...

Программа курса внеурочной деятельности «Читоград» для учащихся 1-4 классов

Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современно...

Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»

Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся  3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности «Белгородоведение» для учащихся 4 класса

Календарно – тематическое планированиек рабочей программепо внеурочной деятельности«Белгородоведение»для учащихся  4  класса...