Программа по внеурочной деятельности "Эколог и я" для учащихся 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Данная программа разработана для учащихся 3 класса начальной школы с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа для 3 класса "Эколог и я" | 50.85 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
по экологии
Наименование программы: Эколог и Я
Направление программы: социальное
Ступень обучения (класс): 3 класс
Количество часов: 34 часа
Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда.
Антуан де Сент-Экзюпери
Пояснительная записка
Актуальность программы
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Современный этап экологического образования нашел свое отражение в Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). В Концепции современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.
Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.
В соответствии с Программой развития школы одно из центральных мест в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры. Программа является частью Программы развития Центра образования и входит в проект «Допрофессиональные компетенции».
Начало экологического образования школьники получают на занятиях внеурочной деятельности «Будь здоров».
Свое развитие программа «Эколог и Я» получает в рамках деятельности экологического отряда «Волонтер», где ребята занимаются реальной помощью близлежащим домам по благоустройству полисадников, а ландшафтному дизайну они обучаются на программе внеурочной деятельности «Основы фитодизайна». Центр образования № 42 сотрудничает с городским экологическим центром.
В рамках программы «Школьная компания» обучающиеся ищут виды экологически безопасной предпринимательской деятельности. В 2015 году наши школьники широко представляли в городе проект экологических ручек (для письма), сделанных их использованных школьных тетрадок, а также проводят мастер –классы для нашей школы по изготовлению подарков из различных отходов и старых вещей (пластиковые бутылки, нитки, сумки, и т.д.)
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Зачем мне эти знания? Где моё место в природе. Кто «царь» - природа или человек? Как адаптироваться в окружающей среде, соблюдая основную заповедь «Не навреди».
Программа реализуется во внеурочной деятельности в 3-ем классе и рассчитана на 34 часа. Программа является продолжением программы «Этика - азбука добра» и органично продолжается программой «ЭКОНОМ и Я» для 4 класса.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов «В мире нет ненужных вещей», экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции «Цветущая школа», знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии начальной школы, выступление агитбригады «Набат» помощь в оборудовании и озеленении классных комнат .Работа экокружка в период организации летнего оздоровления детей в школьном лагере «Волшебники Изумрудного города», также организация работы отряда «Зеленая карета», организация «Экологического дефиле» создание дизайнерских костюмов из бросовых материалов.
Цель и задачи
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Цель программы «ЭКОЛОГ и Я» – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения курса «Эколог и Я» в третьем классе учащиеся должны:
знать:
-причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии;
- экологические проблемы города;
- как человек влияет на природные экосистемы;
- простейшую классификацию экологических связей;
- охраняемые государством природные территории своего родного края;
- правила разумного отношения к окружающей среде;
уметь:
-устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- классифицировать экологические связи;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- составлять экологические модели;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
-оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для сохранения природного окружения и своего здоровья;
-для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе и социоприродной среде;
- при обращении с живыми организмами.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
На выходе курса «Эколог и я» создаем долгосрочный, коллективный научно-познавательный проект «Мой первый гербарий»
Для определения уровня экологического развития младших школьников используются следующие методики:
1.Опросник уровней экологической культуры (Приложение 1).
2.Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» (Приложение 2).
Календарно - тематический план
№ п/п | Кол-во часов плановое | Кол-во часов фактическое | Название модуля | Содержание занятия | |
Теор. | Практ. | Тема занятия | |||
1 | 1 | 1 | Вводное занятие. | Почему нужно поддерживать порядок в доме. Кто в доме хозяин, взаимоотношения в семье, уважение в семье, защита младших, как принимать гостей, как правильно ходить в гости. Роль правил в жизни человека. | |
2 | 1 | 1 | Дом – опасный и безопасный. | Гигиена дома. Факторы, влияющие на экологичность жилища. Виды работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение. Комнатные растения. Эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Экологические правила для дома. | |
3-5 | 3 | 3 | Земля – мой дом. Что такое «экология». Определяем цели и задачи проекта «Мой первый гербарий». Что такое гербарий? | Проведение аналогии с предыдущими темами. Хозяйка на земле – природа. Человек - царь природы – заблуждение, ведущее к катастрофе. Мы – равноправные жители вместе с живой природой. Роль человека в природе. Взаимоотношения жителей земли – биоценоз. Простейшая классификация экологических связей: - связи между живой и неживой природой; -исследование растений школьного сада, сбор сухих листьев - связи внутри живой природы; - связи между природой и человеком. | |
6 | 1 | 1 | На чём дом стоит? Исследование почвы школьного сада, какие растения произрастают. Сбор материала из растений. | Земля – фундамент дома. Почва, её состав. Назначение почвы. Как беречь почву. | |
7 | 1 | 1 | Обитатели почвы и их приспособленность к жизни в почве. Не обижайте дождевого червя. | Вредные и полезные насекомые обитающие в почве. Личинки. Животные подземелья. Экологические правила для охраны почвы. | |
8 | 1 | 1 | Самые маленькие жители дома. Насекомые. | Для чего нужны насекомые. Полезные и вредные для человека насекомые. Как насекомые защищаются от врагов. Книга Ричарда Хедстрома «Приключения с насекомыми» (предложить для чтения), источник Интернет. Экологические правила по охране насекомых. | |
9 | 1 | 1 | Как защищаются насекомые. | Маскировка, мимикрия, демонстрация. | |
10 | 1 | 1 | Крыша дома моего. Что такое небо? Работа над проектом «Мой первый гербарий». Сбор материала. | Воздушная оболочка земли, её значение. Причины загрязнения воздуха и способы его охраны. Экологические правила по охране воздуха. | |
11 | 1 | 1 | Идём в гости к Берендею. Практическое определение растений школьного сада, выбор для гербария. | Значение лесов для человека. Обобщение и знаний о растительном и животном мире лесов. Учимся устанавливать связи в природе. Правила поведения людей в лесу. Экологические правила по охране леса. Обобщение знаний о растениях школьного сада и территории школы | |
12 | 1 | 1 | Кто – кто в теремочке живёт? | Углубление знаний о растительном и животном мире лесов. Животные Тульского края. Интересные факты о знакомых животных. Роль животных в природе. Развитие доброжелательного отношения к живым существам, воспитание привычки заботиться о природе и её обитателях. | |
13 | 1 | 1 | Угроза исчезновения. Кто попал в «Красную книгу» Тульской области. Есть ли растения, произрастающие на территории школы, которые занесены в Красную книгу? | Животные, птицы и растения, занесённые в Красную книгу Тульской области. Выставка рисунков «Они просят защиты». Рисуем растения в разное время года | |
14 | 1 | 1 | Идём в гости к водоёму (пруд, озеро, речка) Работа над проектом «Мой первый гербарий». Правила ухода за растениями, которые растут возле школы | Вода и жизнь. Значение воды в природе и жизни человека. Правила поведения у водоёмов. Экологические проблемы и способы охраны воды. Определение прозрачности воды. Воспитание бережного отношения к воде, к водоёмам, желания экономить пресную воду. Значение воды для растений | |
15 | 1 | 1 | Весёлые подружки пиявки и лягушки… Жители водоёмов. | Растения, животные и птицы, живущие в водоёмах. Польза приносимая ими. Экологические правила по охране водоёмов. | |
16 | 1 | 1 | Многообразие рыб и их охрана. | Рыбы Тульской области. Правила лова. | |
17 | 1 | 1 | В царстве Нептуна | Значение морей и океанов. Обитатели морей и океанов. Составление экологических правил по охране морей. Жизнь в море и океане. | |
18 | 1 | 1 | Царство эльфов (луг) | Цветочный венок. Разнообразием животных. Жабы и ящерицы. луговые птицы - трясогузки, перепела и коростели. Хищные луговые птицы — канюк, пустельга, лунь. | |
19 | 1 | 1 | Зелёная аптека закрывается. Есть ли лекарственные растения, которые можно встретить на территории или возле школы? | Лекарственные растения. Их назначение. Экологические правила сбора лекарственных растений. Исчезающие лекарственные растения. | |
20 | 1 | Букет из луговых цветов. Мой школьный сад 30 лет назад | Готовим выставку рисунков. Ищем архивные материалы из истории школы | ||
21-22 | 2 | 1 | 1 | Город – мой дом | Город как искусственная экологическая система, созданная руками человека. Роль человека в регулировании городской экосистемы - определение потребления энергии и ресурсов, количество отходов, поступающих в воду, атмосферу и почву. Опасности города (промышленные предприятия – загрязнение водоёмов и воздуха, загазованность - автомобили, бытовые отходы). Как люди защищаются от опасностей: очистительные сооружения, парки, санитарные зоны около домов – палисадники, зелёные насаждения и т.д. Охраняемые территории Тульской области. |
23 | 1 | Животные и растения, обитающие рядом с человеком. | Городские птицы и животные. Чтобы дом не стал кошмаром. Как правильно содержать и ухаживать за животными. Зачем животные человеку. На прогулке с собакой (правила). | ||
24 | 1 | Фотоконкурс «Природа города» « Город и моя школа» | Выставка. | ||
25 | 1 | Проблема бытовых отходов. | Что такое бытовые отходы. Сколько бытовых отходов производят люди. Куда деваются отходы. Самые вредные отходы – пластик, батарейки, люминесцентные лампы, ртуть) Как решить проблему мусора. Изготовление листовки «Мусор – это серьёзно». | ||
26 | 1 | 1 | Поделки из бытовых отходов. | Выставка. | |
27 | 1 | 1 | Флэшмоп – «Мусор – это серьёзно». | Выход на территорию школы. | |
28 | 1 | Экологические катастрофы | Понятие, виды. Беседа о крупных экологических катастрофах мира. | ||
29 | 1 | 1 | Судьба природы – наша судьба. | Заключительное занятие. (Праздник, агитбригада и т.д.) | |
30-34 | 5 | 5 | Разработка и выполнение проектов. Защита проекта «Мой первый гербарий» | «Школьная оранжерея», «Цветущая школа» (выбор цветника, дизайн, выращивание рассады для посадки, посадка) |
Список основной литературы.
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» - М.: Просвещение, 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
- Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Н. Ф. Виноградовой
1-4 классы М.:Вентана-Графа,2011
- Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. -№4.
- Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. / Н.Ф. Виноградова - М.: Просвещение, 2011.
- Винокурова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. / Н.Ф.Виноградова - М.: Просвещение, 2010.
- Воронина, Н.В. Экологическое воспитание младших школьников / Н.В. Воронина // Электронная газета – Режим доступа: http://io.nios.ru/index.php?rel=21&point=6&art=18
- Веселова, Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. / Т.М. Веселова // Начальная школа. – 2013. – №2.
- Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя. / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой. – М.: Тобол, 2012. – 96 с.
- Глазачев, С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя. / Под ред. С.Н. Глазачева. – М.: Просвещение, 2011
- Давайте, охранять природу вместе с детьми. / Под ред. Виноградовой А.М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005.
- Данилова, Т.И. Скирденко, М.Н. Экологическое воспитание младших школьников/ Т.И. Данилова, М.Н. Скирденко – Режим доступа: http://nachalka-4.ucoz.ru/news/ehkologicheskoe_vospitanie_mladshikh shkolnikov/2011-11-26-2.
- Долбаева, К.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. / К.Ж. Долбаева // Начальная школа. – 2013. – №6.
- Егорова, Г.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок. /Г.В. Егорова // Начальная школа. – 2011. - №3.
- Цветкова, И.В. Экологический светофор для младших школьников: Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста/ И.В.Цветкова – М.: Владос, 2013. С. 56.
- Шумакова, И.Л. Экологическое воспитание младших школьников / И.Л. Шумакова – Режим доступа: http//festival.1september.ru/articles/213264/
- Учебное пособие для детей из серии «Изучаем родной край» под ред Н.К Захаров «Природоведение Тульского края» Тула. Приокское книжное издательство 2010 год
- В.Г. Труфанов «Уроки природы родного края», Тула, издательский дом «Пересвет» 2003 год, учебное пособие для детей
- А.А.Плешаков «От земли до неба». Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2012 год
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Глобус, компас, микроскоп.
2.Модели форм поверхности Земли.
3.Модели систем органов организма человека.
4.Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
5.Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Технические средства
1.Классная доска (магнитная) с набором приспособлений для крепления таблиц.
2.Персональный компьютер.
3.Проектор
4.DVD
5. Телевизор с диагональю не менее 72 см.
Электронно-программное обеспечение
Видеофильмы и звукозаписи естественно - научного, обществоведческого содержания.
Приложение 1
Опросник уровней экологической культуры
1. «Что такое экология? »:
А - наука о погоде
Б - наука о живой природе
В - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой
2 - "Что такое окружающая среда?"
А - всё, что окружает человека;
Б - наука о живой природе;
В - это то место, где человек живёт.
3. "Что такое заповедник?":
А - территория, где разводят редкие виды животных и растений
Б - участки земли, где вся природа находится под особой охраной
В - участки земли, где животных подкармливают
4. "Что такое национальный парк?":
А - природный музей под открытым небом, который могут посещать туристы
Б – территория, где разводят редкие виды животных и растений
В - место, где отдыхают люди
5. "Что такое экологическая безопасность?":
А – защита растений и животных от браконьеров
Б – охрана воздуха от загрязнения
В – защита от вредного воздействия загрязнённой, испорченной окружающей среды
6. "Какие из перечисленных действий человека относятся к мерам по охране природы?":
А – посадка леса, вырубка старых и больных деревьев
Б – слив сточных вод в реку
В – создание ферм, птицефабрик
Г – строительство очистных сооружений
Д – создание заповедников, ботанических садов
Е – заготовка древесины
7. "Что такое Красная книга?":
А – книга, куда занесены исчезнувшие животные и растения
Б – книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных
В – книга, куда занесены растения и животные, которых удалось спасти
8. "Есть ли Красная книга Тульской области?":
А – есть
Б – нет
В – не знаю
9. "При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?":
А- Потому что птицам и животным негде стало жить
Б- Не стало птиц, стало много насекомых
10-е задание "Прочитайте рассказ школьников о своем походе. Найдите и подчеркните ошибки в их поведении:
"Наша учительница заболела, и мы решили отправиться в лес без нее. Мы благополучно добрались до леса на электричке. Гуляя по тропинке, мы встречали много несъедобных грибов и сбивали их палками, чтобы кто-нибудь не отравился. В лесу было жарко. Мы развели костер и согрели чай. Как было приятно смотреть на огонь. Перекусив, мы отправились домой. Уходя, мы оглянулись на поляну, где делали привал, там лежали полиэтиленовые пакеты и консервные банки и костер весело подмигивал нам на прощание. По дороге на электричку мы нашли ежа и забрали его домой"
Могут быть выбраны следующие ошибки:
А - сбивали их палками;
Б - развели костер
В - лежали полиэтиленовые пакеты
Г - консервные банки
Д - костер подмигивал
Е - ежа забрали
Ожидаемый ответ на 1-й вопрос: В - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Ожидаемый ответ на 2-й вопрос: Б - всё, что окружает живое существо и с чем оно связано.
Ожидаемый ответ на 3-й вопрос: Б - участки земли, где вся природа находится под особой охраной).
Ожидаемый ответ на 4-й вопрос: А - природный музей под открытым небом, который могут посещать туристы.
Ожидаемый ответ на 5-й вопрос: В (защита от вредного воздействия загрязнённой, испорченной окружающей среды).
Ожидаемые ответы на 6-й вопрос: А, Г, Д – посадка леса, вырубка старых и больных деревьев, строительство очистных сооружений, создание заповедников, ботанических садов.
Ожидаемый ответ на 7-й вопрос: Б - книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных.
Ожидаемый ответ на 8 вопрос: А - есть.
Ожидаемый ответ на 9-й вопрос: А - в дуплах жили птицы, они уничтожали насекомых, которые вредили деревьям. Птицы исчезли, развелось много насекомых.
Ожидаемый ответ на 10 - е задание: сбивали их палками, развели костер, лежали полиэтиленовые пакеты, консервные банки, костер подмигивал, ежа забрали.
Высокий уровень:
ученик из предложенных вариантов выбирает точное определение понятия;
знает меры по охране природы;
знает взаимосвязь составных частей цепи питания;
знает применяемые человеком меры по охране природных ресурсов;
знает правила поведения в природе.
Средний уровень:
ученик имеет представление об экологическом понятии, но не определяет его существенные признаки;
называет не все предложенные меры по охране природы;
Знает правила поведения в природе;
Затрудняется в правильном выборе мер по охране природных ресурсов.
Низкий уровень:
не знает точное определение экологического понятия;
не знает применяемые человеком меры по охране природных ресурсов или знает, но не в полном объёме;
называет не все предложенные меры по охране природы;
Знает правила поведения в природе, но не в полном объёме;
Низкий уровень – менее 50%
Приложение 2
Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»
Инструкция:
«Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие слова: "красный", "футбольный", "большой "резиновый", "детский". В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.
Текст методики:
1. ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); заповедник (О); дрова (П); песок.
2. ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П); камни; рога.
3. ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора; роса (К); стебель (I)
4. ОЗЕРО: улов (И); шерсть; острова (К); моллюск (И); очищать (О).
5. МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (К); малина (И); редкий (О); шкура (П).
6. ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); вырастите (О); мебель (П); сено (П).
7. БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); яблоки; туман (К).
8. УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); ветка; кольцевание (И).
9. РЫБА: жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жарить (П); перо.
10. САД: берлога; цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П).
11. БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); грибы.
12. ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза (П).
Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.
К — природа воспринимается как объект красоты — «эстетическая» установка.
И — природа воспринимается как объект изучения — «когнитивная» установка.
О — природа воспринимается как объект охраны — «этическая установка».
П — природа воспринимается как объект пользы — «прагматическая» установка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс
Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...
Программа по внеурочной деятельности "Геометрика" (1-4 класс)
Пояснительная записка к программе "Геометрика" (1-4 класс). Тематическое планирование внеурочного курса "Геометрика" (1 класс)....
программа организации внеурочной деятельности в 1-х классах
Программа организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.Направления внеурочной деятельности:спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекульт...
Программа курса внеурочной деятельности «Читоград» для учащихся 1-4 классов
Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современно...
Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»
Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...
Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности «Белгородоведение» для учащихся 4 класса
Календарно – тематическое планированиек рабочей программепо внеурочной деятельности«Белгородоведение»для учащихся 4 класса...