Педагогическая статья ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО-ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ. Составители: Муралёва М.Г., Ларина Т.А.
статья
"Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу. Труд, его упорядоченность и заложенное в нем смирение образуют, таким образом, основу свободного творчества" А. Камю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_odarennye_statya.docx | 23.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Педагогическая статья
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО-ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Составители:
педагог дополнительного образования
Ларина Татьяна Альбертовна
концертмейстер
Муралёва Мария Геннадьевна
Санкт-Петербург
2024
В современной музыкальной педагогике работа с одаренными детьми является одним из актуальных направлений процесса музыкального образования. Одаренность - уникальное состояние личности ребенка, оно акцентирует внимание на важности именно личностного подхода к таким детям. Все разносторонние музыкальные дарования детей нуждаются в своевременном выявлении, в поддержке, и в качественном обучении, в развитии.
Ниже представлены различные формы работы с одаренными детьми:
Формы работы (содержание) | Помощь одаренным обучающимся в самореализации их творческой направленности | Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных детей | Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми |
1.Выявление одаренных и талантливых детей; 2. Создание банка «Одаренные дети»; 3. Диагностика потенциальных возможностей обучающихся; 5. Анализ успехов и достижений обучающихся. | 1.Создание для ученика ситуации успеха и уверенности в себе через индивидуальные занятия; 2.Организация их творческой деятельности: конкурсы, концерты, фестивали. 3.Разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов; 5.Изготовление компьютерных презентаций, звуковая запись – фонограмма, живое исполнение. | 1.Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; 2.Контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах, концертах, фестивалях разного уровня. | 1.Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности 2.Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. 3.Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. |
Музыкально-одаренные дети очень эмоционально отзывчивы и восприимчивы к музыке, но при этом часто могут очень выборочно выбирать себе репертуар - некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их или исполнять многократно, а к другим - совершенно равнодушны. В работе с одаренным ребенком нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями, нужна целостная характеристика, выявление сочетание психологических свойств, присущих именно ему. Как правило, природный талант ученика становится заметен с раннего возраста. На что же должен обратить внимание педагог в работе с музыкально одарённым ребенком? Конечно, на необходимость создания на уроке благоприятной атмосферы, взаимопонимания. Все время в общении на уроке и во внеурочной деятельности необходимо стимулировать ученика к творчеству во всех его проявлениях. Не удастся построить одну идеальную модель в работе с одаренными детьми. Чтобы иметь такую возможность, надо было бы совершенно по-другому выстраивать весь образовательный процесс. Педагогу необходимо постоянное внимание к анализу, к оценке способов и методов учебно-воспитательной работы, которые побуждают учащегося к осознанию всей работы, к результатам своего труда и к перспективам своих возможностей и достижений. В работе с одаренными детьми от педагога потребуется большое мастерство, творческая инициатива, желание, и умение терпеливо работать над развитием таланта юного музыканта. Программы для одаренных детей должны отличаться по содержанию, по ожидаемому результату, а деятельность педагога в работе с одаренными учениками должна отвечать определенным особенностям: гибкий индивидуальный подход; стимулирование развития у детей умственных процессов на более высоком уровне; уважение личностных ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки; поощрение творческих особенностей и художественного воображения ученика. Для всех детей, независимо от степени одаренности показателем эффективности процесса обучения является итоговый результат. В музыкальных школах и школах искусств дети учатся пройдя вступительные прослушивания, а значит все обучающиеся имеют природные музыкальные данные в разной степени их проявления. Для них одной из форм оценки уровня исполнительского мастерства является участие в концертных и конкурсных мероприятиях. Концерт – своеобразный тренажер в воспитании многих качеств, необходимых процессу становления начинающего музыканта: это и воля, и сценическая выдержка, и культура, здоровый дух конкуренции, чувство ответственности, целеустремленность, повышение личной самооценки, вера в свои способности и возможности. Участие в конкурсах различного уровня – так же необходимая часть процесса развития и воспитания учащихся. Ведь как правило, каждый участник конкура испытывает повышенную тревожность. Но педагог должен настроить ребенка на спокойную волну, нацелить его. Важно объяснить ребенку, что конкурс – это прежде всего праздник, и выступая, ученик должен чувствовать себя артистом. Важно настроить конкурсанта на выражение своего мироощущения через музыку, тогда выступление будет вдохновенным, эмоциональным, а значит содержательным и более интересным, и художественно наполненным.
А вот в учреждениях дополнительного образования обучаются дети с разными природными данными, а нередко и с полным их отсутствием. Но среди любых детей, можно разглядеть одаренного ребенка, несмотря на то профессионально он обучается или нет. Когда ты найдешь такого ребенка, ты понимаешь на сколько и сложно и одновременно ответственно с ним работать. Поддержать и направить усилия на качественное обучение таких ребят – главная задача педагога. Талантливые дети как правило свободно применяют на практике полученные знания и не останавливаются на достигнутом. Участвуя в конкурсах, фестивалях, ребенок оказывается в среде равных, соревнуясь со своими сверстниками, он расширяет свой кругозор, углубляет знания и, конечно же, еще больше нацелен на победу. Конечно же, прекрасные музыкальные данные ребёнка не являются гарантией того, что он обязательно станет хорошим музыкантом и выберет музыку своей профессией. Чтобы это осуществилось, прежде всего необходимо огромное желание ребенка, контроль и настойчивость в обучении как со стороны педагога, так и со стороны учащегося. Педагог не просто учит петь, играть, прежде всего он - музыкант, психолог, наставник и пример для подражания. Он не только грамотно и интересно выстраивает учебно-воспитательный процесс, но и доступным грамотным музыкальным языком подает содержание изучаемого материала, насыщая его поэтическими образами, давая подробный анализ форме, мелодии, фактуре, ритму и много другому. Очень важное значение имеет воспитание культуры речи. Не умеющий мыслить и правильно говорить, никогда не научится хорошо играть или петь.
Подводя итоги сказанному, хочется отметить, что выдержка, искренность, чуткость, требовательность, грамотность педагога, заинтересованность родителей, интересный репертуар и качественная работа по его изучению обязательно сделают учебно-воспитательный процесс успешным, увлекательным как с одаренными детьми, так и с теми, кто посещает ДШИ для расширения своего кругозора и общего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт работы Родькиной Л. А., учителя-логопеда МБОУ "Инсарская СОШ №1"2012- 2017г.
Инновационный педагогический опыт работы Родькиной Л. А. 2017г...
Актуальный педагогический опыт работы Агафоновой А.Д.
Опыт работы по теме: «Личностно ориентированный подход к младшим школьникам на уроках русского языка как средство формирования устойчивого интереса к обучению» родился в условиях общеобраз...
"Психолого- педагогические аспекты работы с родителями при формировании самооценки"
Методы начальной диагностики при планировании воспитательной работы в классе....
Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ.
В данной статье описываются формы и методы работы сотрудников ГКОУ РО школа 7 вида №7 г. Азова с семьями учащихся. ...
Психолого-педагогический семинар « Социально-педагогические технологии работы с «Трудными» детьми»
ППсирхолого-педагогический семинар« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми»сПсихолого-педагогический семинарииии« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми...
Учебно-методическое пособие "План работы группы продленного дня". Составитель - Титова Е.В.
Материал предназначен для воспитателей групп продленного дня в начальной школе....
Методическая работа «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»
Дополнительное образование в современных условиях в последнее время стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национал...