Инновационный педагогический опыт работы Родькиной Л. А., учителя-логопеда МБОУ "Инсарская СОШ №1"2012- 2017г.
опыты и эксперименты по логопедии по теме
Инновационный педагогический опыт работы Родькиной Л. А. 2017г
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.
Основная задача учителя-логопеда общеобразовательной школы - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями речи. Именно поэтому основное внимание учитель-логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7 летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет результат.
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная профилактика и подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для группы детей, имеющих фонетико-фонематическое, фонематическое недоразвитие, так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:
- сформировать полноценные фонематические процессы;
- сформировать представления о звуко-буквенном составе слова;
- сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения. Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.[5]
У детей, нуждающихся в логопедической помощи, различаются особые образовательные потребности:
- начать коррекционную деятельность как можно раньше для предупреждения возникновения вторичных речевых нарушений;
- использовать специальные методы, приёмы и средства коррекции;
- индивидуализировать обучение;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды.
Задаются такие потребности спецификой нарушений речевого развития и определяют особую логику построения коррекционного процесса. [3]
В школе создана и работает система деятельности по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся первых классов, которая отвечает следующим условиям:
- предусматривается возможность выявления большинства случаев речевых нарушений на ранних этапах обучения, когда можно полностью или частично предотвратить развитие дисграфии, дислексии;
- привлекается к коррекции максимально широкий круг лиц, заинтересованных в её успехе.
I этап деятельности данной системы - первичное обследование речевой деятельности всех будущих первоклассников.
1.Анализ диагностически значимых сведений из медицинских карт.
2.Сбор информациио речевой готовности.
3.Экспресс-обследование всех будущих первоклассников.
Анализ диагностически значимых сведений из медицинских карт позволяет получить первые данные о нарушении речи. Так, например, в ДОУ во время передачи детей в школу на «Круглом столе» главным является детская медсестра, которая знакомит с записями в медкартах детей в мае месяце.
Сбор информации о речевой готовности к школе будущих первоклассников включает:
1.Занятия в « Школе будущего первоклассника».
На занятиях учитель собирает информацию о состоянии волевой готовности будущего первоклассника к обучению в школе, о состоянии словаря, связной речи, фонематического анализа, пространственно-временных ориентировок, графо - моторных навыков.
2.Посещение открытых занятий в детском саду.
3.«Круглые столы» по передаче детей в школу. «Круглый Стол» завершает сбор информации о будущих первоклассниках. Разговор происходит двусторонний: обсуждаются речевые заключения в ДОУ на выпуске и предварительные заключения учителя-логопеда школы.
4. Карты передачи.
Логопедическое экспресс-обследование всех будущих первоклассников проходит после общешкольного родительского собрания, на весенних каникулах. На собрании логопед рассказывает о том, что такое речевая готовность к школе и предлагает всем пройти логопедическое обследование, на котором присутствуют родители и получают индивидуальные консультации. Школа заключает с родителями договор на проведение первичного логопедического обследования.
Как правило, родители с интересом откликаются на данное обследование. Из беседы с родителями часто выясняются основные моменты развития ребёнка, даются мини-консультации. Обследование ведётся в течение 20-30 минут. Многие задания даются в игровой форме, используется красочная
наглядность. Это создаёт атмосферу непринуждённости, снижает страх, повышает мотивацию.
Полученные сведения помогают сделать предварительные выводы о норме или нарушении речи, его глубине, структуре речевого дефекта и указывают на уровень речевой готовности первоклассника к школе.
Таким образом, изменение схемы набора учеников в логопедический пункт в школе, некоторые перемены во взаимоотношениях учителя-логопеда с учителями и родителями привели к возникновению системы работы по профилактике и коррекции речевых нарушений. Информация, полученная с 1-15 сентября, позволяет учителю-логопеду действовать дальше по определенномуалгоритму.
1.Установить основные показатели уровня речевого развития
2.Зачислить в логопедический пункт детей с первичным речевым нарушением.
3. Наблюдать динамику развития каждого ребенка и, при неблагоприятном ходе обучения грамоте, немедленно включать его в коррекционную группу. 4. Заранее, до окончания углубленного обследования, планировать комплектование групп детьми со сходным дефектом, работу на перспективу, готовить дидактический материал для занятий.
5. Консультировать родителей учащихся-логопатов.
6. Рекомендовать учителям первых классов использование на уроках коррекционно-педагогическиеприёмы.
После логопедического обследования возникает ряд вопросов, главным среди которых является следующий: как профилатически уменьшить риск возникновения дисграфий и дислексий у детей, имеющих нарушения речи, ограниченные в основном незрелостью фонематического восприятия ( при сохранном звукопроизношении), и не зачисленных на логопункт из-за недостатка свободных мест? По нашим наблюдениям, такие учащиеся составляют значительную часть всех детей с ОНР.
По данным научных литературных источников, значительная часть случаев незрелости фонематического восприятия возникает в связи с сочетанием сенсорной и моторной недостаточности. Так, даже при незначительном несовершенстве работы мышц речевых органов у ребенка при усложнении речевой задачи нарушается их координация, что приводит к нечетким кинестезиям.[4] Один и тот же звук произносится в различных ситуациях по-разному, а в центральный отдел слухового анализатора по поводу одного и того же звука поступает разноречивая информация. Следовательно, в речеслуховых зонах мозга нет четкого представления о каждом из звуков, что влечет за собой (даже при отсутствии слышимых нарушений звукопроизношения), трудности различения сходных по акустическим характеристикам и способу артикулирования звуков (свистящих - шипящих, звонких - глухих, твердых - мягких). В такой ситуации необходимо привлекать к речевой работе родителей и учителей, поскольку именно они наиболее заинтересованы в организации учебного процесса ребенка и непосредственно участвуют в нем.
Очень важно своевременно довести до родителей информацию, побуждающую их к самостоятельной оценке уровня речевого развития ребенка. Для этого учитель-логопед выступает на родительских собраниях в классах, которые он обследовал. Как правило, эти выступления содержат:
- некоторые сведения о речи, как о психической функции высшего порядка, о взаимосвязи процессов мышления и речи;
- сообщения об основных показателях речевой готовности ребенка к школе (норма звукопроизношения, звукоразличения, лексики, грамматики, связнойречи);
- картину речевого развития детей в классе (общие цифры), а также прогноз возможных ошибок в чтении и на письме;
- перечисление основных факторов, которые могли стать причиной нарушений речи и речевых задержек. Особо выделяются те из них, которые могут устранить сами родители (недостаток общения с детьми; несоответствие уровня и содержания речевых контактов возрастным потребностям ребенка; психологические трудности, обусловленные особенностями взаимоотношений в цепи «родитель-родитель» или «родитель»;
- информацию о роли родителей, их поддержке и помощи в букварный период, поскольку полноценность и прочность основных понятий и навыков, сформированных на этом этапе, во многом определяют дальнейшее качество письма и чтения;
-некоторые сведения, необходимые родителям для распо-
знавания специфических ошибок письма и чтения, появление которых должно стать поводом для обращения за помощью к специалисту;
- сообщение о том, где и когда можно получить более подробные данные о состоянии речи у ребенка, консультацию по работе с ним.
Родители сотрудничают с учителем-логопедом в формировании у детей полноценного словаря, упражняют их в характеристике звуков, составлении схем звукового анализа. Соответствующие умения они получают на специально организованных семинарах. В помощь родителям предлагаются методические рекомендации к каждому домашнему занятию.Своеобразной формой отчета перед родителями являются внеклассные логопедические мероприятия. Для детей с ОНР он включает театрализации стихов и сказок, для детей с дислалией, дизартрией - демонстрацию на различном речевом материале произносительных навыков. После таких мероприятий у детей с ОНР возрастает уверенность в себе, более активно формируются навыки общения со сверстниками, повышается самооценка, растет интерес к логопедическим занятиям. В результате у родителей растет доверие к учителю-логопеду, они с готовностью продолжают сотрудничество.
Литература
1.Глухов В.П «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» М..1999
2.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М.,1991
3.Журналы «Логопед» №2, 2004; №5, №2, 2005
4..Фотекова Т., Ахутина Т. «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей» М.. 1999
5.Ястребова В.А. «Преодоление общего недоразвития речи учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений». М., 2000.
4
Предварительный просмотр:
Справка о проведении в МБОУ «Инсаркая СОШ №1»
Месяца Логопедии
в 2015-2016 учебном году.
I. 13 ноября. Месяц Логопедии открылся фотопоздравлением в стихах сМеждународным днём учителя-логопеда в районной газете «Инсарский вестник». Участниками стали 9 обучающихся начальной школы.
II. 13 ноября Родькиной Л.А. подготовлено и проведёно мероприятие - Конкурс детских стихов «Логопедия-маленькая страна» . Цель: развитие дикции и связной устной речи учащихся. Развитие умения декламировать стихи на публике.
Мероприятие началось с костюмированной сценки (Мацко Е, Шулигина А.).Затем дети демонстрировали свои таланты в речи. В финале конкурса царица Логопедия (Кожина Е.) прочитала стихи и наградила детей сладкими призами, выразила благодарность родителям и учителям конкурсантов. В конкурсе принимали активное участие маленькие чтецы 1-4 классов (17 учащихся). Выразительное чтение стихотворений оценивало жюри: Москвитин В.В., руководитель театральной студии «Улыбка»; Дёмкина И.А., педагог-библиотекарь; Стёпкина Т.В., педагог-психолог. Видеосъёмку проводила Шнырёва О.Д., воспитатель ГПД, фотосъёмку вёл Цыганов Егор. На школьной линейке Гулькина Е.В., директор школы; Чудаева Е.В., зам. директора по УР и Зорина Т.А., зам.директора по ВР вручили конкурсантам дипломы.
Гран- При конкурса - Дурманова С.
1-2класс
Iместо–Голосеев А.
IIместо – Синичкина А.
IIIместо-Попова О.
3-4 класс
I место- Гайваронская В.
II место- Мацко Е., Шулигина А. (сценка)
III место- Улякина Ю.
Лауреаты конкурса: Зорина О., Челмайкин А.; Казаченко О., Кожина Е., Аникина Я., Бабина Я. Приз зрительских симпатий: Киреев Д., Марушкина Е., Зубкова А.
III. 13 ноября опубликована статья Родькиной Л.А. о конкурсе стихов на сайте школы в рубрике «Новости».
IV. 14 ноября состоялся районный фотоконкурс для учителей-логопедов «Логопедическое ассорти». Победитель конкурса - Родькина Л.А.
V. 18 ноября учитель-логопед принимал активное участие во Всероссийском вебинаре «Активизация внимания и памяти у детей с ОВЗ как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма».
VI. 20 ноября в г. Саранске проводился конкурс рисунков «Наш учитель-логопед» . На школьной линейке Гулькина Е.В., директор школы; Чудаева Е.В., зам. директора по УР и Зорина Т.А., зам.директора по ВР вручили конкурсантам дипломы. III место - Попова Ольга-2 класс, Попова Марина -5 класс. Сертификаты участников получили Кожевников И., Тырыгина С., Зорина О., Зорина А., Поздникина А. Благодарственным письмом награждена Родькина Л.А.
VII. 25 ноября педагог выезжал в г. Саранск на республиканский научно-практический семинар: «Современная логопедия: проблемы и перспективы развития» и выступал на тему «Взаимодействие работы учителя-логопеда с родителями младших школьников».
VIII. 27ноября учитель-логопед принимал участие во Всероссийском Интернет-конкурсе «Умната». На Блиц-олимпиаде «Нарушение звукопроизношения у детей. Логопедическая коррекция» занял I место.
IX. 3-4 декабря на Всероссийской с Международным участием научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI: психология, педагогика, дефектология» в дискуссионном клубе «Подготовка кадрового ресурса для республиканской логопедической службы: проблемно-ориентированный анализ» учитель-логопед выступила на тему «Логопедическая служба Инсарского муниципального района».
X. 4 декабря Родькина Л.А. опубликовала статью «Учатся декламировать» в районной газете «Инсарский вестник».
XI. 7-11декабря проведена подготовка научной статьи Родькиной Л.А. (на русском и английском языке) « Условия развития навыков звукового анализа и синтеза средствами развития фонематического восприятия и слуха у младших школьников с ФФН» к публикации в сборнике Всероссийской конференции с Международным участием научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI: психология, педагогика, дефектология» в г.Саранске.
Месяц Логопедии прошёл содержательно и интересно. Все ребята получили заряд положительных эмоций, новых знаний, опыт выразительного чтения на публике.
Итогом мероприятий было награждение на школьной линейке самых активных и позитивных детей. По мнению ребят, месяц Логопедии пролетел очень быстро и увлекательно. Все остались довольны.
Предварительный просмотр:
Логопедическая служба
Инсарского муниципального района.
Районное методическое объединение учителей-логопедов Инсарского района функционирует с 2002 года. Руководит районным МО учителей-логопедов Родькина Лариса Александровна, учитель-логопед высшей категории. Педагогический стаж работы-22 года.
Районное МО насчитывает -6 учителей- логопедов с высшим дефектологическим образованием. Все учителя-логопеды –выпускники МГПИ им.М.Е. Евсевьева. Педагогический стаж работы педагогов от 3- 25 лет. Среди учителей-логопедов работает один молодой специалист (Цыганова Татьяна Александровна).
Методическое объединение работает в тесном сотрудничестве сфакультететом психологии и дефектологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева; с председателем республиканского профсоюза образования Базовым Юрием Васильевичем;
с методистом МКУ «Центра ИМ и ТО учреждений образования» г.Саранск Богордаевой Еленой Александровной;
с начальником управления по социальной работе Инсарского района Долотказиным Рауфом Вялиевичем;
с директором МКУ «Центра информационно-методического и технического обеспечения учреждений образования» Инсарского муниципального района Чапайкиной Ольгой Фёдоровной;
с редактором районной газеты «Инсарский вестник» Кулясовым Михаилом Петровичем;
с директором школы Гулькиной Еленой Александровной; с завучем по УВР Чудаевой Еленой Владимировной;
с учителями, воспитателями, родителями школ и детских садов;
с логопедами РМ.
Курирует логопедическую службу Инсарского района Пиксасова Вера Михайловна, методист «Центр ИМ иТО учреждений образования»Инсарского района.
В школьных общеобразовательных учреждениях Инсарского района организованы логопедические пункты
при МБОУ «Инсарская СОШ №1» (учитель-логопед Высшей категории Родькина Л.А.),
при МБОУ «Инсаркая СОШ №2»( учитель-логопед Высшей категории Шепелёва Светлана Александровна),
при «Коррекционная школа-интернат для детей с ОВЗ»
( учитель-логопед I категории Кирдянкина Елена Фёдоровна).
В дошкольныхобщеобразовательных учреждениях организованы логопедические группы
в МБДОУ «Инсарский детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида» (учитель-логопед 12 разряда Решетникова Людмила Александровна),
в МБДОУ «Инсарский детский сад «Светлячок» комбинированного вида» (учитель-логопед 12 разряда Лукьянова Елена Юрьевна),
в МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко» комбинированного вида» (учитель-логопед I категории Пузакова Татьяна Александровна).
На заслуженном отдыхе находится Соловьёва Татьяна Васильевна, учитель-логопед высшей категории «Коррекционная школа-интернат для детей с ОВЗ».
Руководство методического объединения организует подготовку и проведение районных заседаний, семинаров, открытых мероприятий, мастер-классов, выставок, конкурсов для детей и учителей-логопедов: «Учитель года», «День учителя-логопеда», «Логопедия-маленькая страна», «Логопедическое ассорти» и другие.
Учителя-логопеды являются активными участниками, дипломантами, призёрами, победителями в республиканских конкурсах: «Новое в образовании-2011», «Лучшая учебно-методическая работа учителя-логопеда-2012», «Калейдоскоп профессий-2012», «Наш учитель-логопед 2014-2015», «Логопед-профессионал-2015».
Педагоги являются участниками, лауреатами и дипломантами Всероссийских конкурсов «Открытый урок-2009-12», «Портфолио 2010-2011», «Логопед-профессионал-2013», «Мой логопед-2014», «Мой кабинет-2014», «Рассударики-2014», «Клевер-2014», «Профессии-2015» , олимпиады для логопедов «Умната-2015».
Статьи учителей-логопедов публикуются в районных, республиканских и Всероссийских сборниках, в журнале «Логопед» на Интернет-сайтах.
Совместная педагогическая работа учителей-логопедов приносит
положительные эмоции, творческое вдохновение и хорошие результаты логопедической коррекции устной и письменной речи наших воспитанников.
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ C ОВЗ
учитель-логопед высшей категории МБОУ «Инсарcкая СОШ №1», руководитель районного методического объединения учителей-логопедов Инсарского муниципального района, Россия, Республика Мордовия 89179958361@rambler.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нарушения письменной речи у младших школьников; развитие навыков звукового анализа и синтеза; проект; эксперимент; уменьшение количества специфических ошибок на письме.
АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается проблема нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ и выявление педагогических условий развития навыков звукового анализа и синтеза средствами развития фонематического восприятия и слуха. Изучение логопедической литературы и педагогическая практика позволили выявить противоречие между потребностью общества в грамотной личности и недостаточно разработанной методикой развития фонематических процессов у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SOUND SKILLS OF ANALYSIS AND SYNTHESIS TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF THE PHONEMIC VOSPRIJATIJA AND HEARING IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH FFS.
Rodkina Larisa Alexandrovna
teacher-speech therapist of the highest category MBOU "Insarsky school №1", head of regional methodical Association of teachers-speech therapists Insarsky municipal district, Russia, Republic of Mordovia, the city of Insar,
KEY WORDS:of violations of written speech in primary school; developing the skills of sound analysis and synthesis; project; experiment; reducing the number of specific errors in the letter.
ABSTRACT: In the article the problem of violations of written speech in primary school and identifying the pedagogical conditions for the development of sound skills of analysis and synthesis tools for the development of phonemic perception and hearing. Speech therapy the study of literature and pedagogical practice revealed a conflict between society's need for competent personality and insufficiently developed methodology for the development of phonemic processes among primary school children with a phonetic-phonemic underdevelopment of speech.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения. Понятие «дисграфия» в коррекционной педагогике понимается как стойкое нарушение процесса реализации письма, возникновение которого не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребёнка. [2,с.25].
Признаки нарушений письма проявляются в 1 – 2 классе и в это время достаточно легко поддаются коррекции. По данным Л.Г. Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%.
По мнению школьных учителей-логопедов Республики Мордовия процент количества учеников с нарушением письма в младших классах общеобразовательной школы значительно выше.
При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.
Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.).
Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]).
Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).
Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность.
Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.
Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.
Симптомами нарушений письма считаются стойкие, дисграфические ошибки в письменных работах младших школьников, не связанные с незнанием или неумением применять орфографические правила.
Причины дисграфии у учащихся исследователи видят в речевом недоразвитии, несформированности психических функций и трудностях звукового анализа слов.
Проблема исправления дисграфии находится на стыке логопедии, психологии и коррекционной педагогики. Основная задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения. Научить правильной письменной речи, значит, выработать навыки графического оформления языка.
Процесс формирования навыка письма определяется деятельностью анализаторов (речедвигательный, слуховой, зрительный, двигательный) и включает этапы: анализ звуков состава слова (определение последовательности количества звуков, уточнение звуков); перевод фонем в графемы (перевод звука в букву).
Проблема дисграфии изучалась многими исследователями. Важнейшей задачей учителя-логопеда, по мнению А.В. Ястребовой, является логопедическая работа по формированию полноценных фонематических процессов [5,с.21]. И.Н.Садовникова, уточнила, что для развития фонематического слуха у ребенка следует научить его услышать звук, проанализировать и перевести звук в письменный знак.
Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Нарушения фонематического слуха приводят к фонематическому, фонетико-фонематическому недоразвитию и общему недоразвитию речи.
Изучение логопедической литературы и педагогическая практика позволили выявить противоречие между потребностью общества в грамотной личности и недостаточно разработанной методикой развития фонематических процессов у младших школьников с ФФНР.
Проблема коррекции дисграфических ошибок у младших школьников с ФФНР средствами развития фонематических процессов стала темой проекта.
Цель проекта: выявить педагогические условия коррекции дисграфических ошибок у младших школьников с ФФНР средствами развития фонематических процессов.
Уточнение основных понятий исследования (младший школьник, дисграфия, фонематический слух, особенности письма и дисграфические ошибки младших школьников) помогло поставить задачи коррекционного обучения детей с ФФН:
- сформировать полноценные фонематические процессы;
-сформировать представления о звукобуквенном составе;
-сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
-скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются) [5,с.21-22];
-сформировать грамматический строй речи.
В процессе проектной деятельности использованы методы: анализ специальной литературы по теме проекта, выявление нарушений письма логопедическими приемами, коррекционное обучение детей с ФФН, анализ результатов проекта. Работа по развитию фонематических процессов у школьников была выполнена в 1-2 классах на базе МБОУ «Инсарская СОШ №1» в 3 этапа: диагностирующего, экспериментального и заключительного.
На диагностирующем этапе в 2012-2013 учебном году (май, сентябрь) проводилось комплексное логопедическое обследование младших школьников. В результате диагностики у детей были выявлены речевые нарушения и скомплектованы логопедические группы.
Экспериментальная часть проекта длилась 1 год. На заключительном этапе в 2013-2014 учебном году (май) проведено повторное логопедическое обследование детей с нарушениями письма, обусловленные ФФН, которое показало уменьшение количества специфических ошибок на письме.
На первом этапе проекта были выявлены дисграфические ошибки на письме у каждого учащегося, виды нарушений письма, спланирована коррекционная деятельность. Работа осуществлялась с группами детей одного возраста со сходными видами нарушений письма. В основу этого подхода был положен принцип преимущественного воздействия на «слабое» звено или звенья системы письма, формирование их с учетом зоны ближайшего развития и возраста ребенка.
В структуру коррекционно-развивающих занятий были включены системы упражнений над звуком, буквой, слогом, словом, предложением, словосочетанием, текстом. Работа велась по направлениям: развитие звукового анализа слов и развитие фонематического восприятия.
Средствами по развитию звукового анализа слов явились упражнения по отработке артикуляции гласных и согласных перед зеркалом, позвуковое проговаривание с опорой на цифровой ряд, задания по различению близких звуков и букв. Данный путь формирования действия звукового анализа требует от учителя-логопеда большого терпения и много времени.
В этой кропотливой работе нельзя «потерять» ни одного самого медлительного ученика. Терпение окупится в дальнейшем грамотным письмом.
Развитие фонематического слуха осуществлялось заданиями по анализу и различению близких звуков в составе слова, различению смешиваемых звуков.
Эти задания «пропускались» через все виды речевой деятельности и последовательно проходили через все типы упражнений по принципу постепенного возрастания сложности. Различение смешиваемых звуков в слогах проводилось в полном объеме в разнообразных условиях.
Работа со слогами предполагала упражнения: восприятие на слух, отраженное воспроизведение, чтение таблиц запись слогов под диктовку.
Необходимым условием различения фонем в письменной речи является предварительное устранение замен и смешений звуков в устной речи при постановке звуков. Для преодоления сниженной речевой активности детей, использовались движения, сопряженные с речью (перекидывание мяча, отстукивание слогов в словах).
Приёмы работы над предложением разнообразны и соответствуют основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе - это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки.
Затем предложения усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания на восстановление деформированного текста.
Развитию устной и письменной речи способствуют задания, в которых дети составляют предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой. Продуктивным приёмом развития детей явились игры-драматизации, когда ребёнку предлагалось представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение.
Итогом работы по развитию фонематических процессов является проведение творческих дел: путешествия, игры, праздники, конкурсы, проекты, КВН. Сравнение результатов работы показало повышение уровня развития фонематического слуха. И как результат – уменьшилось число дисграфических ошибок в письменных работах, повысилась творческая активность школьников, началось формирование первых навыков самоконтроля и самореализации личности.
В результате работы учителя-логопеда в данном проекте накоплен дидактический материал по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха у учащихся с ОВЗ.
В работе над проектом определён вывод: при развитии фонематических процессов у младших школьников с нарушениями письма, происходит снижение количества дисграфических ошибок.
Анализ опыта и результатов проекта определяет перспективы:
- проводить профилактическую коррекционно-развивающую работу с родителями и детьми от рождения и в дошкольном возрасте.
- разработать серию специальных упражнений по развитию фонематического слуха на логопедических занятиях и уроках в начальном звене;
- разработать рекомендации для учителей, воспитателей и родителей по развитию фонематических процессов у младших школьников с ОВЗ;
- рекомендовать дидактический материал по развитию фонематических процессов у младших школьников для работы учителей-логопедов районного методического объединения Инсарского муниципального района.
Главным итогом проекта стал вывод: при своевременной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает младшим школьникам с нарушениями письма сформировать полноценные фонематические процессы, развить фонематический слух и наравне с другими учениками овладевать школьными знаниями.
Список использованных источников
1. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. «Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки». Издательство: КАРО.2010.С-22-35.
2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М, 2010 .С.20-42.
3.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). Расстройства речи у детей и подростков. / Под.ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Медицина, 2011. – С.190-212.
4. Яворская О. Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб. КАРО, (Серия «Мастер-класс логопеда»). 2012.С.5-22.
5. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито-Центр, 2010. – С.47.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-экспериментальная работа Родькиной Ларисы Александровны,учителя-логопеда МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №1"Республики Мордовия.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения. Понятие «дисграфия» в коррекционной педагогике понимается как стойкое нарушение у ребенка про...
Инновационный педагогический опыт
Инновационный педагогический опыт по теме:«Формирование творческой активности младших школьников»(краткое изложение)В современной жизни, в условиях динамичного развития общества, повышаются треб...
Собственно инновационный педагогический опыт работы воспитателя ГКУ СО РМ социального реабилитационного центра для несовершеннолетних
«Проблемы семейного воспитания»...
Статья "Инновационный педагогический опыт" учителя начальных классов Намчыл-оол Ольги Бичелдеевна
Представлен инновационный педагогический опыт на тему: "Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе"...
Портфолио Родькиной Л.А., учителя-логопеда МБОУ "Инсарская СОШ №1" 2012-2017г.
Портфолио Родькиной Л.А., учителя-логопеда МБОУ "Инсарская СОШ №1" .2012-2017г....
Обобщение инновационного педагогического опыт работы. «Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у младших школьников».
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживают...
Инновационный педагогический опыт «Организация краеведческой работы с младшими школьниками»
Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему,...