Воспитание через поездки, экскурсии.
статья

Колесникова Оксана Васильевна

Воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_cherez_poezdki.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание через поездки, экскурсии

Наряду с традиционными формами работы с учениками, учителя достаточно часто применяют нетрадиционные формы взаимодействия, особенно в воспитательной работе, например, поход в кино, музей, театр, экскурсии на предприятия, экскурсии в другие города и страны.

Экскурсии имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Целью экскурсионной работы является приобщение учащихся к культурному и историческому наследию.

Экскурсии помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребёнка.

Не надо ставить только задачу информировать учеников о музеях и выставках, не стремиться использовать музей только как наглядное пособие к урокам литературы, истории, биологии, географии. Мне кажется, что увиденное на экскурсии должно вызвать у ребят положительные эмоции, стать личным переживанием, достоянием души. Только тогда посещение любых учреждений культуры и искусства будет иметь воспитательный эффект. С помощью экскурсий надо постараться оказать воздействие на систему ценностей ребёнка в тот период, когда она находится в процессе становления.

Мы посетили большое количество экскурсий, которые можно разделить, а несколько направлений:

Конечно, порой сложно «угодить» всем учащимся конкретной экскурсией, но каждый раз нужно прислушиваться к пожеланиям ребят. Поэтому при выборе экскурсии я стараюсь ориентироваться на интересы учащихся, а также связывать содержание экскурсий с тем материалом, который изучается на занятиях и с жизненным опытом детей

Детей младшего школьного возраста привлекают чисто внешние эффекты, событийная сторона, практическая направленность экскурсий. Они стремятся потрогать, проверить, как всё работает, как это можно использовать, с удовольствием узнают что-то новое, интересуются природой.

После экскурсий мы с ребятами обмениваемся впечатлениями об увиденном и услышанном ими.

Современный учебно-воспитательный процесс располагает большим арсеналом средств и методов обучения и воспитания. Одним из таких средств является экскурсия.

Актуальность экскурсии в настоящее время заметно повышается и в первую очередь из-за перенасыщенности современного ученика информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и ее разнообразие.

Но все эти источники предоставляют в основном материал для пассивного восприятия. При этом важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения помогает экскурсия, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке.: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Педагогическое значение экскурсий очень велико.

Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими, культурными и природными объектами.

Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсии очень продуктивны, так как в высшей степени предметны и конкретны.

В-третьих, экскурсия всегда вызывает у детей повышенный интерес.

Чем же они полезны и как поездки с классом и учителем влияют на развитие личности школьника?

Прежде всего, — это расширение кругозора ученика. Происходит не просто запоминание информации, а ее эмоциональное запечатление. Одному человеку нужно услышать объяснение, другому нужнее увидеть образы, третьему надо обязательно потрогать предметы и проделать самому действия. Часто у людей данные каналы восприятия сочетаются. В ходе экскурсий эта задача эффективно решается и каждый ученик сам «впитывает» тот вид информации, который ему нужнее.

Безусловно, многое из сказанного в момент экскурсии забывается, но у учеников остаются яркие, образы в памяти от увиденного, собственных эмоций и ощущений, что гораздо более ценно. Еще великий педагог К. Д. Ушинский напоминал учителям, что «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще'' и призывал педагогов опираться на это в своей работе с детьми.

Проведенные психологические исследования и наблюдения свидетельствуют, что у учеников после групповых школьных поездок повышается учебная мотивация, успеваемость. У учеников появляется интерес даже к сложным школьным предметам, что в дальнейшем положительно сказывается не только на успеваемости, но и позволяет сохранять благоприятный эмоциональный фон во время подготовки домашних заданий. Во время поездок в другие города и страны школьными группами ребята учатся коллективному взаимодействию. Школьный коллектив - один из первых в жизни учеников. От того, насколько теплой и дружественной будет атмосфера в нем, будет зависеть формирование таких личностных качеств и черт характера как дружелюбие, умение слышать и слушать другого.

Случается так, что именно во время поездок ребята сближаются друг с другом, приобретают новых друзей. Все это – бесценный жизненный опыт.

 В поездках школьными группами с учителем у ребят развиваются также коммуникативные навыки, умения правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме этого, в неформальной обстановке снимаются барьеры восприятия. Ученики преодолевают робость перед строгим учителем.

Групповые школьные поездки включают в себя множество ситуаций, способствующих самопознанию школьников, личностному росту. Школьные поездки с учителем – замечательное решение в этой ситуации.

Предметные знания

Некоторые школьные предметы просто невозможно представить себе без экскурсий, на которых расширяются и углубляются знания детей, полученные на обычных уроках. И вариантов проведения уроков-экскурсий очень много. Можно сказать, что в этом случае экскурсии выступают как наглядное пособие к школьным предметам.

Познание мира непосредственно, «на ощупь»

На экскурсии дети узнают новое, открывают для себя мир. Но в отличие от урока, здесь они могут собственными глазами увидеть предмет исследования, разглядеть его в деталях, со всех сторон, потрогать, понюхать и даже попробовать на зуб. Изученное таким способом запоминается гораздо лучше.

Расширение кругозора

Выходя за пределы класса и школы, дети получают не только дозированный объем учебного материала, но и те знания, что изначально не входили в план.

Общение детей

В ходе экскурсии, задавая вопросы экскурсоводу, дети учатся общаться. Обсуждая увиденное, делясь впечатлениями, подводя итоги, они учатся говорить, выражать свое мнение, отстаивать его, выделять главное. При этом они выслушивают других, сравнивают их мнение со своим и т. д. То есть у детей развиваются коммуникативные способности.

Социализация детей

На экскурсиях дети учатся правилам поведения в разных ситуациях. Как вести себя в транспорте, в музее, в театре, на природе? Они начинают понимать, что правила поведения придуманы для удобства людей и их безопасности. У ребенка формируются модели поведения в разных условиях. И он уже гораздо увереннее чувствует себя в обществе.

Развитие творческих способностей

Впечатления от экскурсии должны быть обобщены. Для этого учитель дает творческие задания: написать сочинение, нарисовать иллюстрацию, создать презентацию, фотоотчет, карту, выпустить стенгазету и др. Ученик должен иметь возможность выбрать задание по своим интересам. И поверьте, он постарается вложить душу в свою работу.

Стремление к новым знаниям

Чем больше знаешь, тем больше интересного открывается, тем больше хочется узнать еще. Знания, полученные на экскурсии, могут стать трамплином для дальнейшего изучения: темой ученической исследовательской работы, проекта, интереса к предмету.

Изучение реальной жизни

Экскурсии — это способ показать детям, как интересен и разнообразен мир. Это возможность оторвать их от модных гаджетов, вытащить из виртуального мира в реальный, научить их видеть прекрасное в окружающем их пространстве, заинтересовать прошлым, настоящим и будущим страны и мира.

Положительные эмоции

Хорошая экскурсия вызывает у детей самые различные чувства: радость открытия, восхищение красотой, удивление, любознательность, удовольствие, предвкушение новых ощущений, вдохновение... Согласитесь, в обычной жизни таких эмоций маловато. А все, что связано с положительными эмоциями, в том числе и предмет экскурсии, запоминается человеком надолго.

Воспитание патриотизма

Чтобы осознать себя гражданином, человек должен чувствовать сопричастность к судьбе своего народа. Без знаний  о своей родине, о ее природе, населении, истории, культуры такая сопричастность не появится.  Получая эти знания в ходе экскурсий, человек учится гордиться своей Родиной, ценить, любить и уважать ее.

Помимо расширения кругозора, происходит эмоциональное запечатление информации.

Еще великий педагог К. Д. Ушинский напоминал учителям, что «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще''.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Воспитание через экономическую игру.

Работая в начальной школе в течение многих лет, заметила, что интерес детей к школе высок в первом-втором классе. А с третьего начинает понемногу угасать. Их труднее организовать, они с меньшим интере...

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО

ИСТОЧНИКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЧИКОВ.КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ТАЛАНТЛИВ ПО СВОЕМУ.НЕОБХОДИМО УВИДЕТЬ ЭТУ МАЛЕНЬКУЮ ЗВЁЗДОЧКУ И ПОМОЧЬ ЕЙ УТВЕРДИТЬСЯ НА БОЛЬШОМ НЕБЕ ПОЗНАН...

Духовно-нравственное воспитание через уроки ОРКСЭ

Замечательно, что такой курс появился в школе. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Вообще под...

Статья «Реализация патриотического воспитания через создание казачьих кадетских классов посредством организации внеурочной деятельности».

Идея организации кадетского (казачьего) класса, сегодня можно уже сказать с уверенностью, успешно сочетается на практике с внедрением идей нового ФГОС. Особый акцент программы второго поколения сделан...

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на ...