Устный журнал "Единство - это сила"
классный час (3, 4 класс)

Акифьева Ольга Сергеевна

Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия, посвященная Дню народного единства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx27.59 КБ
Файл klassnyy_chas_1.pptx815.52 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения классного часа, посвященного Дню народного единства

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

«ЕДИНСТВО – ЭТО СИЛА»

для обучающихся 3, 4 классов общеобразовательной школы

Подготовила

учитель начальных классов филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Пугачева Саратовской области» – средняя общеобразовательная школа с. Клинцовка

Акифьева Ольга Сергеевна

2024 г.

Устный журнал

«ЕДИНСТВО – ЭТО СИЛА»

Цели:

- развить интерес к истории России, рассказав об истории праздника

- воспитывать чувство гражданской гордости и ответственности на примере личностей Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

- на примере исторических событий показать важность сплоченности российского народа.

- способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма.

    Задачи:

образовательная: познакомить учащихся с общими принципами, на которых основано единство;

развивающая: развивать у учащихся навыки совместной работы, навыки общения и взаимопонимания;

воспитательная: воспитание ответственного отношения к сохранению мира на планете.

Подготовительная работа:

  1)Выбрать двух ведущих устного журнала и одного главного редактора (возможно сам учитель), который будет представлять странички. Необходимо объяснить ведущим, что четкость, выразительность их речи - знак уважения к слушателям и к самому материалу.

2) Для театральной странички выбрать 5 учеников (автор, три сына, отец), отрепетировать инсценировку сказки Л.Н. Толстого «Отец и сыновья», подготовить реквизит (метла)

План классного часа

I. Вопрос на засыпку «Угадайте праздник».

II. Беседа «Уничтожение памяти».

III. Устный журнал «Единство - это сила!»

1. Время смутное, баламутное.

2. Легенды Смутного времени:

а) «Колокол патриарха Гермогена»;

б) «Спасители Отечества»;

в) «Заступница земли Русской»;

3. Про Толстого, веник и единство

IV. Заключительная беседа «Единство - это сила!».

V. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа:

I. Вопрос на засыпку «Угадайте праздник»

Классный руководитель. Ребята, в начале классного часа я хочу загадать вам загадку, своеобразный вопрос на засыпку: угадайте, о каком празднике идет речь. Даю четыре подсказки. (слайд 2)

1. Учрежден этот праздник в память о событии, которое спасло русский народ от гибели, спасло Русское государство от иностранных захватчиков.

2. В церковном календаре уже три с половиной века этот день называется празднованием Казанской иконы Божьей Матери.

3. В честь этого праздника благодарные потомки установили в Москве на Красной площади памятник воеводе и старосте.

4. Событие, в честь которого учрежден этот праздник, объединило самых разных людей в России - дворян, купцов, крестьян, людей разных национальностей. Именно благодаря этому единству и была достигнута победа. (Дети высказываются.)

II. Беседа «Уничтожение памяти»

Классный руководитель. Да, многие из вас догадались, речь идет о новом для нас празднике - Дне народного единства. Это еще и День воинской славы России. (слайд 3)

К сожалению, многие жители России не знают, что означает этот праздник, с какими событиями в истории страны он связан. Хотя на протяжении трех веков всем нашим предкам, всем русским людям этот праздник был известен и дорог. Да и памятник Минину и Пожарскому в Москве всем известен.

 Как вы думаете, почему сейчас мало кто знает, в честь чего этот праздник? (ответы детей)

Классный руководитель. Прочитайте эпиграф к сегодняшнему классному часу. (слайд 4)

- Что такое корни народа?

- Как понять фразу «отделить народ от его корней»?

- Зачем нужно сохранять память о прошлом?

- Хотим ли мы, чтобы наш народ исчез с лица земли?

- Что нужно делать, чтобы нас не уничтожили?

- Немало людей, которые считают, что им не нужно знать прошлое своего народа, своей страны. Вы согласны с ними?

(Дети высказываются.)

Классный руководитель. Корни народа - это его прошлое. Как не может жить дерево без корней, так не может народ жить без исторической памяти. Как можно отделить народ от его корней? Ответ прост - уничтожить память. Лишить людей знания о том, кто они такие и откуда взялись. На протяжении целого столетия наш народ так и уничтожали. И сейчас приходится возвращаться к корням, восстанавливать целые пласты стертой памяти.

Сегодняшний классный час и будет нашим делом памяти.

И участники, и слушатели восстановят маленький эпизод из далекого славного прошлого России. Это и будет наш вклад в сохранение исторической памяти, а значит, и в спасение нашего народа от уничтожения.

Передаю слово главному редактору устного журнала (имя, фамилия)

III. Устный журнал «Единство - это сила» (слайд 5)

Главный редактор. Предлагаем вашему вниманию специальный выпуск устного журнала, посвященного Дню народного единства. Мы назвали этот выпуск «Единство - это сила!».

Познакомьтесь с содержанием выпуска. (слайд 6)

Первая страница - «Время смутное, баламутное» - исторический очерк о Смутном времени.

Вторая страница - «Легенды Смутного времени» - 3 заметки о легендах и героях Смуты:

1) «Колокол патриарха Гермогена»;

2) «Спасители Отечества»;

3) «Заступница земли Русской»;

Третья страница – «Про Толстого, веник и единство» - театральная, в ней содержится главная  идея нашего журнала.

Итак, открывают первую страницу - «Время смутное, баламутное» (имена, фамилии). (слайд 7)

Ведущий 1. А что такое смута?

Ведущий 2. В словаре Владимира Ивановича Даля сказано: смута - это тревога, переполох, возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью, замешательство, неурядица, непорядок, расстройство дел.

Смутьян - человек, который всюду вносит смуту, раздор, нарушает мир, согласие.

Смутный - неспокойный, мятежный, беспорядочный, тревожный.(слайд 8)

Ведущий 1. Все эти значения можно применить к эпохе 1598- 1613 гг. Этот период русской истории и называют «Смутное время».

Ведущий 2. В 1598 г. умер царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного. Он был слабым правителем, и все государственные дела поручил брату своей жены - Борису Годунову. Боярин Годунов стал очень влиятельным человеком. После смерти царя Федора, который был бездетным, на престол должен был взойти его брат, малолетний царевич Дмитрий. Но он погиб при загадочных обстоятельствах в Угличе. Народная молва винила в этой смерти Бориса Годунова.

Ведущий I. Ho в 1598 г. Годунов был избран на царство. А в 1601 -1603 гг. в стране разразился страшный голод. Сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Сотни тысяч людей умирали от голода. Начались разбои, волнения и бунты.

Ведущий 2. Народ связывал бедствия с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Годунова.

Ведущий 1 Появились  желающие занять русский престол. В Польше нашлись охотники посадить в России своего царя, и польское войско пришло в Москву. Поляки грабили окрестности Москвы, пытались взять другие города.

Ведущий 2. Как бы ни было тяжело, народ давал отпор захватчикам. Поднялось ополчение в Рязани, в Москве жители восстали против поляков. Но среди разнородных русских сил не было единства.

Ведущий 1. Россия оказалась в отчаянном положении. Без царя, с польскими захватчиками в столице, разоряемая иноземными и своими шайками. Казалось, пришел конец России.

Однако у русского народа нашлись силы, чтобы отстоять независимость страны.

Главный редактор. Как же удалось победить Смуту, поднять народ на борьбу с захватчиками? Кто они, герои Смутного времени? На этот вопрос ответ найдется на второй странице нашего журнала «Легенды смутного времени» (слайд 9)

Ведущий 2. Все привыкли связывать освобождение Москвы с именами Минина и Пожарского. Но мы начнем свой рассказ о героях Смутного времени с другой фигуры. Не было бы ни Минина, ни Пожарского, не вышла бы Россия из Смуты, если бы не патриарх Гермоген - выдающийся подвижник земли Русской. В годы Смуты голос патриарха Гермогена, как колокол, звал народ на борьбу с захватчиками, пробуждал национальное чувство народа.

Ведущий 1. Патриарх - это глава всей церкви. Гермоген был избран патриархом в 1606 г. Ему было тогда 76 лет. И всю жизнь он оставался защитником православной веры и государственности.

      Ведущий 2 Патриарх Гермоген призывал народ восстать на борьбу с захватчиками. За эти призывы поляки заточили его в Чудов монастырь под стражу. Но и оттуда патриарх Гермоген слал грамоты к народу, с болью говорил о расхищении Отечества, призывал на борьбу с иноземцами. Его призывы были услышаны. Народ стал собираться в ополчения.

Ведущий 1.  Голос патриарха был услышан далеко от Москвы, в Нижнем Новгороде. Не бояре, дворяне или казаки, а простые посадские люди берутся за спасение Отечества. На одном из народных собраний нижегородский купец Кузьма Минин выступил с призывом спасти веру православную, подняться на борьбу с врагами. (слайд 10)

Ведущий 2. Его речи нашли отклик в сердцах нижегородцев. Было решено собрать служилых людей, организовать ополчение. Люди решили собрать все, что есть у них и не жалеть своих денег на оснащение народного войска.

Ведущий1. На собранные деньги удалось вооружить большое войско. Вместе с русскими в него вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы. В воеводы был выбран князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который в годы Смуты доблестно сражался с неприятелями.

Ведущий 2. В августе 1612 г. ополчение после тяжелого боя выбило поляков из Москвы. Враги сдались, Москва была освобождена. Участники народного ополчения проявили в сражении массовый героизм, а их руководители - высокое полководческое мастерство и личную храбрость. (слайд 11)

Ведущий 1. Благодарные жители России всегда чтили память двух героев. В Москве на Красной площади на народные деньги был открыт памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Надпись на памятнике гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». (слайд 12)

Главный редактор. В церковном календаре на 4 ноября приходятся два праздника - день освобождения Москвы от поляков и день прославления Казанской иконы Божьей Матери. Может быть, это случайное совпадение?

Ведущий 2. (слайд 13) Конечно, это не случайное совпадение. С освобождением Москвы от поляков связано и прославление Казанской иконы Божьей Матери. В русском народе сохранилось предание, что именно образ Казанской Божьей Матери помог преодолеть Смуту, изгнать захватчиков. Недаром эту икону называют заступницей земли Русской. (слайд 14)

Ведущий 1 Казанская икона Божьей Матери постоянно сопровождала войско Минина и Пожарского, и Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. Кремль был освобожден. Сразу после освобождения Москвы в 1612 г. был совершен торжественный крестный ход с Казанской иконой Божьей Матери. С тех пор ежегодно в этот день совершался такой крестный ход в память об освобождении Москвы от поляков. Именно в этот же день, 4 ноября, и установлено празднование Казанской иконы Божьей Матери.

Главный редактор. Последняя страничка устного журнала театральная. Она называется «Про Толстого, веник и единство». Это инсценировка сказки Л.Н. Толстого «Отец и сыновья». ( слайд 15). Ее подготовили (имена, фамилии).

Автор. Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит...

Отец (протягивая веник детям). Сломайте!

(Дети старательно ломают веник, но не могут сломать.)

Автор. Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

(Отец развязывает веник и раздает прутья сыновьям. Сыновья легко ломают прутья веника.)

Автор. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит...

Отец. Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.

   Главный редактор. Закрыта последняя страничка нашего журнала. Вспомните  каждый слова из сказки  Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»: «Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит». Это правило  хорошо усвоили люди Смутного времени и преодолели Смуту. Это правило хорошо бы усвоить и нам, чтобы наше время тоже не стало смутным. (слайд 16)

Классный руководитель. Давайте вспомним о названии нашего журнала. (слайд 1) «Единство – это сила».

Вы познакомились с некоторыми событиями Смутного времени, когда наше государство и наш народ были на грани исчезновения. Это было время, когда все были против всех. Тогда народ стал легкой добычей для захватчиков.

Кто же смог спасти Россию? ( ответы детей)

Классный руководитель. Все эти люди действовали не по приказу, а по велению сердца. Их боль за судьбу народа отозвалась в сердцах тысяч других людей. Патриарх Гермоген высказал идею, которая смогла воодушевить и сплотить народ. Минин и Пожарский подняли народ на борьбу за эту идею.

- Какая же это идея? За что шли в ополчение к Минину и Пожарскому? На что отдавали свои последние сбережения? (Спасение православной веры, спасение Русского государства.)

Классный руководитель. Пример наших далеких предков говорит о том, что только в единстве народ обретает силу.

V. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель.

- Трудно ли это - творить память о прошлом?

- Трудно ли было готовить выступления для устного журнала, слушать выступления товарищей?

- Какая страничка вам больше всего запомнилась?

- Удалось ли вам почувствовать себя частицей того народа, который шел в ополчение к Минину и Пожарскому?

(Дети высказываются.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ЕДИНСТВО – ЭТО СИЛА!» для обучающихся 3, 4 классов общеобразовательной школы учитель начальных классов филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Пугачева Саратовской области» – средняя общеобразовательная школа с. Клинцовка Акифьева Ольга Сергеевна

Слайд 2

* Подсказки: Учрежден этот праздник в память о событии, которое спасло русский народ от гибели, спасло Русское государство от иностранных захватчиков. В церковном календаре уже три с половиной века этот день называется празднованием Казанской иконы Божьей Матери. В честь этого праздника благодарные потомки установили в Москве на Красной площади памятник воеводе и старосте. 4) Событие в честь которого учрежден этот праздник, объединило самых разных людей в России – дворян, купцов, крестьян, людей разных национальностей. Именно благодаря этому единству и была достигнута победа.

Слайд 4

«Чтобы уничтожить народ, нужно отделить его от корней» А.И. Солженицын

Слайд 5

Специальный выпуск устного журнала «ЕДИНСТВО – ЭТО СИЛА»

Слайд 6

Содержание выпуска: Первая страница «Время смутное, баламутное» – исторический очерк о смутном времени Вторая страница «Легенды смутного времени» – три заметки о легендах и героях Смуты Третья страница «Про Толстого, веник и единство» – театральная, в ней содержится главная идея нашего журнала

Слайд 7

«Время смутное, баламутное»

Слайд 8

Смутное время 1598 – 1613 гг. Смута – это тревога, переполох, возмущение, восстание, мятеж, общее неповиновение, раздор между народом и властью Смутьян – человек, который повсюду вносит смуту, раздор, нарушает мир, согласие. Смутный – неспокойный, мятежный, беспорядочный, тревожный.

Слайд 9

«Легенды смутного времени» Заметка 1. «Колокол патриарха Гермогена»

Слайд 10

«Легенды смутного времени» Заметка 2. «Спасители Отечества» Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Слайд 13

«Легенды смутного времени» Заметка 3. «Заступница земли Русской» Казанская икона Божьей Матери

Слайд 15

«Про Толстого, веник и единство» Л.Н. Толстой «Отец и сыновья»

Слайд 16

«Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит»

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 18

Используемые источники: 1)Классные часы в начальной школе/ А.В.Давыдова – М.:ВАКО, 2021 – 320 с. 2) Классные часы. 3 класс./ Т.Н.Максимова , Н.Н. Дробинина.-4-е изд.- М.:ВАКО, 2019.- 256 с. 3) https://ped-kopilka.ru/ 4) https:// умничка.рф / blogs/blog/ edinstvo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Устный счет в пределах 100, таблица умножения. Упражнения для устного счета. 2 класс

В презентации даны слайды с цепочками примеров для устного счета. Анимация по щелчку. Слайд  "Магазин" не анимированный....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...

Устный журнал: «В единстве наша сила».

– Россия – это страна, где мы родились. – В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом… Это его маленькая родина. -А из множества таких маленьких уголков и с...

Устный счет. Как организовать и провести устный счет во 2 - м классе.

Устный счет. Как его правильно подобрать к той или иной темы урока? Как сделать урок математики интересным? Как помочь ученикам включиться в новую тему крока? На все эти вопросы можно найти ответы в д...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...