План работы учителя начальных классов с семьей Методический материал для бесед, консультаций для родителей
методическая разработка (2 класс)

Ekaterina_43

План работы учителя начальных классов с семьей

Методический материал для бесед, консультаций для родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_uchitelya_nachalnyh_klassov_s_semey.docx54.19 КБ

Предварительный просмотр:

План работы учителя начальных классов с семьей

Методический материал для бесед, консультаций для родителей

Формы работы

Методический материал

  1. Анкета «Родительский стиль воспитания»

#1063;асто ли ваш ребенок заставляет переживать вас из-за своего плохого

поведения?

А. Да, часто.

Б. Изредка.

В. Никогда.

2. Использует ли Ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссор

с другими детьми?

А. Да, часто.

Б. Бывает, но в крайних ситуациях.

В. Не знаю о таких ситуациях.

3. Как Ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

А. Никак не реагирует.

Б. Старается исправить ситуацию.

В. Агрессивно.

4. Умеет ли Ваш ребенок сопереживать сказочным персонажам?

А. Да.

Б. Отчасти.

В. Нет.

5. Под влиянием каких воспитательных мер Ваш ребенок изменяет свое

поведение?

А. Угрозы физического наказания.

Б. Беседы о плохом поведении.

В. Обещание подарков за хорошее поведение.

6. Какие методы воспитания из перечисленных ниже Вы считаете

эффективными?

А. Физическое воспитание.

Б. Воспитание на положительных примерах.

В. Лишение развлечений и подарков.

7. Выберите утверждения, с которыми вы согласны.

А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше и умнее

его.

Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательное

поведение ребенка, вызывая чувство протеста

В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.

От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный стиль воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.

От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально-попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитание от случая к случаю.

  1. Родительское собрание «Методы нравственного воспитания школьников»

Родительское собрание

«Методы нравственного воспитания школьников»

Цель: оказание методической помощи родителям воспитанников в выборе эффективных методов нравственного воспитания ребенка.

Оборудование: на стенах оформлены высказывания великих педагогов и философов прошлого века В. В. Розанова, С.И. Варюхиной, М. Климовой. Которые отмечали, что: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…», что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке», что «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям…, но и ко всем остальным членам семьи».

На стенде выставка детских рисунков на тему: «Что такое доброта?». Аудиозапись ответов детей на вопрос взрослого: «Кто, по-твоему, хороший человек?». Презентация родительского опыта по нравственному воспитанию в семье.

Ход собрания

1. Вводная часть

Сообщение темы собрания родителям, ее актуальность на современном этапе.

2. Основная часть

1. Дискуссия родителей по теме

Воспитатель вопросами направляет дискуссию родителей в нужное русло:

1. Кто, по-Вашему мнению, является нравственным человеком?

2. Какими методами можно воспитать нравственного человека в семье?

Родители дают свободные высказывания, выражают свое мнение, аргументируют ответы, ссылаясь на жизненный опыт и опыт других педагогов.

2. Презентация родительского опыта в вопросах нравственного воспитания ребенка в семье

Часть родителей выполняют заранее подготовленную презентацию собственного опыта по нравственному воспитанию детей с помощью рассказа, слайд-шоу или в форме эссе.

3. Знакомство родителей с выставкой рисунков детей и их ответами в записи

Воспитатель знакомит родителей с выставкой рисунков на тему: «Что такое доброта?» и записью ответов детей на вопрос: «Кто по-твоему, хороший человек?». При этом дает сравнительный анализ ответов детей и взрослых, на вопрос о понятии нравственного человека.

4. Доклад по плану:

#1087;онятие нравственности и нравственного человека;

#1072;ктуальность проблемы нравственного воспитания маленького человека;

#1084;етоды нравственного воспитания дошкольника в семье

III. Заключительная часть

В заключение собрания воспитатель предлагает разыграть проблемную жизненную ситуацию, предложив представить себя на месте родителя, ребенок которого неприлично повел себя в обществе. Предлагается включение в диалог с воображаемым ребенком и методы выхода из создавшейся ситуации.

  1. Родительское собрание «Планирование воспитательной работы с детьми по формированию нравственных взаимоотношений воспитанников на новый учебный год»

«Планирование воспитательной работы с детьми по формированию нравственных взаимоотношений воспитанников на новый учебный год»

Цель: привлечение родителей к составлению совместного плана воспитательной работы с детьми по проблеме формирования нравственных взаимоотношений воспитанников в группе.

Родительское собрание организуется в форме деловой игры.

Педагогические цели игры:

раскрыть родителям технологию перспективного планирования воспитательной работы с детьми;

привлечь к отбору содержания воспитательной работы с детьми;

развивать инициативу родителей, умение брать на себя ответственность за реализацию предложенных ими мероприятий;

способствовать установлению сотрудничества и взаимопонимания между родителями воспитанников и воспитателями группы;

развивать прогностические и аналитические способности родителей, умение принимать на себя определенную роль и «вести» ее до окончания игры;

совершенствовать умения убеждать, быстро реагировать на информацию, работать в коллективе.

Игровые цели

отработать правила составления перспективного плана воспитательных мероприятий на учебный год;

разработать проект плана воспитательных мероприятий, максимально способствующий достижению желаемых, с точки зрения родителей, результатов в развитии нравственных взаимоотношений детей.

Объект имитации игры

Процесс планирования воспитательной работы с детьми на учебный год.

Предмет игры

Разработка совместного плана воспитательной работы с детьми по проблеме формирования нравственных взаимоотношений воспитанников группы.

Комплект ролей и инструкции по их выполнению

Творческая личность (2—3 игрока) — ищет разные, оригинальные пути решения поставленной задачи. Предлагает их в процессе обсуждения. Предложения могут быть сумбурны, бессистемны. Доброжелателен в общении. Отстаивает собственную точку зрения, аргументируя свои высказывания.

Незыблемый авторитет (1—2 игрока) — имеет свою точку зрения на решение проблемы. Перебивает собеседника, настаивая на ошибочности его предложений. Не подкрепляет собственные высказывания аргументами. Нагнетает обстановку. Высокомерен, авторитарен.

Организатор (1 игрок) — тактичен, способен найти рациональное зерно в высказываниях других игроков. Выстраивает предложения в систему. Слушает не перебивая. Организует деятельность всей группы: предлагает распределить обязанности игроков, следит за временем.

Эксперт — оценивает деятельность игроков и конечный результат.

Правила игры

Ведущий оставляет за собой право останавливать игру для корректировки ее хода и реализации обучающих функций.

Участники игры должны соблюдать регламент всех игровых процедур.

Позиция пассивного наблюдателя не допускается.

Игроки получают право вносить обоснованные коррективы в правила игры.

Система оценивания

Оценке подвергается и игровая, и имитационная деятельность. Дается качественная оценка параметров. Итоги оценивания выставляются на всеобщее обозрение.

Блок схема деловой игры (игра рассчитана на 1 час 15 минут)

Игровые этапы / 45 минут Разработка родителями плана воспитательных мероприятий на предстоящий учебный год

7 минут Этап 1. Родители размышляют и записывают в центре рабочего листа качества личности ребенка, которые способствуют формированию нравственных взаимоотношений детей в группе

8 минут Этап 2. Родители выбирают из предложенных карточек с указанием тем и форм проведения мероприятий те, которые будут соответствовать поставленным целям и способствовать формированию необходимых качеств личности ребенка. Предлагают свои мероприятия

10 минут Этап 3. Родители отмечают на рабочем листе, какую конкретную помощь в проведении каких групповых мероприятий в новом учебном году они могли бы оказать

20 минут (4 группы х 5 минут) Этап 4. Родители защищают свой проект плана

Подведение итогов /15 минут Выступление экспертов и ведущего: анализ процесса игры в целом, поведения участников, степени реализации ролей, высказывание критических замечаний. Подведение общих итогов деловой игры

Методика подготовки и проведения игры

Организуют игру воспитатели группы. Один из них, выполняет роль ведущего игры, второй — роль эксперта. Ведущий игры участвует в экспертной оценке, консультирует игроков, отвечает за информационно-методическое и материально-техническое обеспечение игры.

Для успешного проведения данной игры важно, чтобы педагоги группы, опираясь на результаты проблемно-ориентированного анализа воспитательных мероприятий за прошлый учебный год, заранее наметили те воспитательные мероприятия, которые они считают необходимым провести с детьми для решения программных задач в этом году. Темы этих мероприятий и предполагаемую форму проведения они помещают на карточки. Отдельно готовятся карточки «Ваше предложение» (чистые бланки). Должно быть 4 набора карточек (по числу рабочих групп, созданных родителями).

Для успешного проведения игры необходимо правильно организовать пространство группы. Столы расставляются так, чтобы за них могли сесть четыре группы родителей. Предусматривается, как и куда (стена, доска) будут крепиться готовые проекты планов.

Участников игры ведущий распределяет на группы с помощью жребия. Каждой группе дается рабочий лист ватмана (образец предложен ниже) и цветные маркеры.

Действия игроков и игра в целом подвергаются качественной оценке. Ее дают эксперт и ведущий. Им предстоит определить оригинальные, наиболее функциональные решения игроков, высказать критические замечания и предложения.

Деловая игра позволяет увидеть отношение родителей к предлагаемым воспитателями мероприятиям и скорректировать воспитательский план работы с учетом мнений и интересов родителей.

В результате игры воспитатели либо получают готовый проект плана воспитательных мероприятий на учебный год (тот, который признан лучшим), либо в ходе обсуждения с родителями отбирают самые интересные предложения и на их основе корректируют свой план воспитательных мероприятий.

Формы бланковой и другой документации

Тематика воспитательных мероприятий

Круглый стол знатоков русских народных сказок.

Вечер встречи с героями сказок «Мы тебя знаем, сказка».

Викторина «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Совместный досуг с родителями «Час игры».

Праздничный концерт «Таланты в нашей группе».

Вечер досуга «Любимые песни с друзьями»

Веселые старты «Побеждает дружба!»

  1. Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей»

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала…", "Папа велел…" и т.д.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ:

1. "Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

2. "Горе ты моё!"

3. "Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

4. "Вот дурашка, всё готов раздать…".

5. "Не твоего ума дело!".

6. "Не кричи так, оглохнешь!"

7. "Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ:

;Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".

2. "Счастье ты моё, радость моя!"

3. "Поплачь, будет легче…".

4. "Молодец, что делишься с другими!".

5. "А ты как думаешь?".

6. "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

7. "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

  1. Консультация для родителей «Родительский стиль воспитания»

«Родительский стиль воспитания»

Цель консультации: формирование у родителей воспитанников умения правильно избирать педагогический стиль по отношению к собственному ребенку.

У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Нельзя сказать, что стереотипы - вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость в меняющихся обстоятельствах.

Один из таких стереотипов - стиль воспитания, который вольно или невольно складывается у каждого из родителей. Конечно, любая типология достаточно условна. К тому же мы можем сочетать в себе черты разных родительских стилей.

1. Подчиняющий стиль

Приверженцы этого стиля требуют от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Ребенок может реагировать на такое отношение по-разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой – постоянно упрямится и сопротивляется требованиям.

2. Излишне требовательный стиль

Он выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребенка во всем быть лучшим. Ругают за малейшую оплошность. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам.

3. Смягчающий стиль

Для него, наоборот, характерно постоянное занижение требований к ребенку, оправдание любых поступков. Ребенку стараются подобрать доброго, нетребовательного педагога, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.

4. Близок этому типу воспитания охраняющий стиль

Родители находятся в постоянной тревоге за ребенка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всем вплоть до взрослых лет.

5. Излишне пылкий стиль

Свойственен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи и т. д. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребенок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе окружающих несправедливым.

6. Небрежный стиль

Отличается полным невниманием к внутреннему миру ребенка, его психическим состояниям, переживаниям. Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих. Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому-нибудь больно.

7. Угрожающий стиль

Проявляется в готовности наказать ребенка за любую, большую или малую, провинность, в постоянных угрозах. В семье все находятся в постоянном напряжении, готовые в любой момент сорваться. Может сформировать у ребенка привычку хитрить, изворачиваться, чтобы избежать наказания. Или отказ от собственной точки зрения, лишь бы не связываться. Став старше, некоторые дети вообще перестают реагировать на угрозы, становятся неуправляемыми.

8. Непоследовательный стиль

Такие родители легко меняют милость на гнев, от ласк переходят к угрозам. Могут пообещать, что-то сделать или купить под настроение, но обещаний чаще всего не выполняют. Характерный признак - непродуманность требований, наказаний и поощрений. Постепенно ребенок теряет уважение к родителям. Но самое главное, необдуманность поступков, вспыльчивость, непоследовательность становятся его собственным жизненным стилем.

9. Подкупающий стиль

В таких семьях отношения с ребенком строятся на товарно-денежной основе. Ребенок привыкает к тому, что его хорошее поведение, успешная учеба, помощь по дому покупаются за деньги или подарки. Это формирует у него представление, что человеческие отношения вообще зависят только от количества денег.

Попробуйте определить свою принадлежность к тому или иному типу и оценить его сильные и слабые стороны. Это поможет отказаться от типичных родительских ошибок в отношениях с ребенком.

  1. Консультация для родителей «Агрессивный ребёнок»

Цель консультации: формирование у родителей воспитанников умения правильно избирать педагогический стиль по отношению к собственному ребенку.

У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Нельзя сказать, что стереотипы - вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость в меняющихся обстоятельствах.

Один из таких стереотипов - стиль воспитания, который вольно или невольно складывается у каждого из родителей. Конечно, любая типология достаточно условна. К тому же мы можем сочетать в себе черты разных родительских стилей.

1. Подчиняющий стиль

Приверженцы этого стиля требуют от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Ребенок может реагировать на такое отношение по-разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой – постоянно упрямится и сопротивляется требованиям.

2. Излишне требовательный стиль

Он выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребенка во всем быть лучшим. Ругают за малейшую оплошность. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам.

3. Смягчающий стиль

Для него, наоборот, характерно постоянное занижение требований к ребенку, оправдание любых поступков. Ребенку стараются подобрать доброго, нетребовательного педагога, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.

4. Близок этому типу воспитания охраняющий стиль

Родители находятся в постоянной тревоге за ребенка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всем вплоть до взрослых лет.

5. Излишне пылкий стиль

Свойственен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи и т. д. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребенок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе окружающих несправедливым.

6. Небрежный стиль

Отличается полным невниманием к внутреннему миру ребенка, его психическим состояниям, переживаниям. Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих. Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому-нибудь больно.

7. Угрожающий стиль

Проявляется в готовности наказать ребенка за любую, большую или малую, провинность, в постоянных угрозах. В семье все находятся в постоянном напряжении, готовые в любой момент сорваться. Может сформировать у ребенка привычку хитрить, изворачиваться, чтобы избежать наказания. Или отказ от собственной точки зрения, лишь бы не связываться. Став старше, некоторые дети вообще перестают реагировать на угрозы, становятся неуправляемыми.

8. Непоследовательный стиль

Такие родители легко меняют милость на гнев, от ласк переходят к угрозам. Могут пообещать, что-то сделать или купить под настроение, но обещаний чаще всего не выполняют. Характерный признак - непродуманность требований, наказаний и поощрений. Постепенно ребенок теряет уважение к родителям. Но самое главное, необдуманность поступков, вспыльчивость, непоследовательность становятся его собственным жизненным стилем.

9. Подкупающий стиль

В таких семьях отношения с ребенком строятся на товарно-денежной основе. Ребенок привыкает к тому, что его хорошее поведение, успешная учеба, помощь по дому покупаются за деньги или подарки. Это формирует у него представление, что человеческие отношения вообще зависят только от количества денег.

Попробуйте определить свою принадлежность к тому или иному типу и оценить его сильные и слабые стороны. Это поможет отказаться от типичных родительских ошибок в отношениях с ребенком.

  1. Консультация для родителей «Моего ребенка обижают!»

«Моего ребенка обижают!»

Цель консультации: оказание помощи родителям в вопросах устранения конфликтов между детьми.

Все мы любим своих детей и стараемся защитить от всего дурного. В том числе от конфликтов со сверстниками. Так что же делать, если ребенка обидели?

Взаимоотношения детей не так просты, как нам, взрослым, кажется на первый взгляд. И в детском саду, и в школе ребенку предстоит осваивать науку общения со сверстниками - а это не только дружба, но и ссоры, обиды, конфликты. И ни одна мама не освоит эту науку вместо своего чада! Маленький человечек должен сам столкнуться с трудностями, чтобы научиться их преодолевать. Родительский опыт тут не годится - только свой. Тогда ребенок вырастет уверенным, сильным и мудрым. Из привычного и заботливого мира семьи ребенок рано или поздно все равно попадет в мир чужой и неизведанный, а его обитатели не всегда будут добрыми, великодушными и отзывчивыми людьми. Но у любой, даже самой трудной, ситуации есть решение. И вы родители, должны помочь своим детям найти выход из длинного лабиринта.

Социальная жизнь малыша чаще всего начинается в детском саду. Каждая мама старается выбрать сад, где ее малышу будет комфортно, но даже самый престижный детский сад не гарантирует того, что кроха не будет обижен кем-то из сверстников. Время от времени все дети ссорятся, но бывает и так, что ребенка начинают в прямом смысле травить. Причины могут быть разными: внешний вид, необычная одежда, дефекты речи, оригинальное имя или фамилия. Дети бывают весьма жестоки, особенно к тем, кто выделяется из общей массы.

Что делать? Прежде всего, выясните причину, Возможно, вы и сами сумеете ее устранить. Понаблюдайте: может быть, ваш малыш выглядит неопрятным или немодным?

1. Займитесь его внешним видом. Даже если бюджет семьи не слишком велик, затраты на 2-3 новых костюма стоят того, чтобы ребенок чувствовал себя более уверенно.

2. Если причина в дефекте речи, посетите логопеда: небольшие проблемы исправляются за 2-3 месяца занятий.

3. Если у вашего малыша «дефект» внешности, скажем, некрасивая форма ушей, это можно скрыть с помощью прически, сейчас даже мальчики носят удлиненные волосы.

4. Физическая слабость тоже бывает причиной нападок. Тогда заинтересуйте ребенка каким-нибудь видом спорта. Дети не станут издеваться над тем, кто может дать сдачи.

Решение конфликтных ситуаций закаляет характер. Есть поговорка: «Что нас не убивает, то делает нас сильнее». Задача родителей - чтобы конфликты не «убивали» лучшее в ребенке, а делали бы его сильнее и мудрее. А если к нашему опыту добавить чуткость по отношению к ребенку, то все трудности станут преодолимыми.

  1. Консультация для родителей «У меня нет друзей»

«У меня нет друзей»

Цель консультации: оказание помощи родителям в воспитании дружественных взаимоотношений в среде сверстников ребенка.

Психологи утверждают: современные дети растут, чересчур изолированно друг от друга. Отсюда-многочисленные проблемы в общении. И виноваты в этом порой родители…

Нашим детям, похоже, подобный дух коллективизма чужд. Иначе чем можно объяснить многочасовое зависание чада у телевизора или компьютера в одиночку? Однако в том, что ребенок не рвется общаться со сверстниками, повинно не только увлечение компьютерными играми, но и... поведение мамы с папой.

Все больше семей сейчас существуют как бы сами по себе, не пуская кого попало на свою «территорию». Есть и другие причины, мешающие детям сблизиться. Это и гиперопёка бабушек - дедушек, и повышенная мамина тревожность, и тотальная занятость всех членов семьи. Будучи лишенным контактов с детьми, ребенок привязывается к родителям и все реже хочет проводить свободное время с ровесниками. А ведь такая замкнутость чревата многочисленными проблемами! Ребенок, недоигравший со сверстниками, растет замкнутым и недоверчивым. Он тяжело сходится с людьми, слывет высокомерным и эгоистичным, и это ещё больше осложняет процесс общения. Вот почему родителям нужно «наступить на горло» собственным страхам и помочь ребенку найти друзей.

Буян или тихоня?

Для начала постарайтесь понять, что именно мешает вашему отпрыску завести друзей. Не исключено, что дело в индивидуальных особенностях его характера. Быть может, ваш ребенок слишком агрессивен и не сдержан? Неудивительно тогда, что сверстники от него шарахаются… А быть может, он слишком настойчив и упрям, всех заставляет жить по его правилам? Дети часто отстраняются от тиранов-ровесников, ведь никому не нравится быть в роли ведомых, а то и побиваемых...

Нелегко найти общий язык со сверстниками и тихоням - стеснительным, робким, погруженным в собственные мысли. Таким детям сложно даже подойти к незнакомому мальчику или девочке, не говоря уже о дружбе. Похожие проблемы испытывают и дети, имеющие какие-то проблемы со здоровьем. Между тем общение идет на пользу абсолютно всем детям - забиякам и тихоням, упрямцам и нерешительным.

Глаза в глаза

Конечно, готовых инструкций о том, как завести друзей, не существует. Однако вы все же можете помочь ребенку. Что же рекомендуют психологи (между прочим, многие их советы подходят не только детям, испытывающим трудности в общении, но и взрослым с аналогичными проблемами)?

1. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», - почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. В самом деле, стоит вашему чаду сменить настороженность на доброжелательность, застенчивость на заинтересованность, и сверстники в ответ станут гораздо отзывчивее. Согласитесь, как-то неудобно говорить собеседнику гадости или объявлять ему бойкот, когда он приветливо улыбается...

2. Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику - по мнению психологов, люди с «бегающим» взглядом не вызывают у окружающих доверия.

3. Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми. Специалисты утверждают, что именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях нередко приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность... постоянного партнера по играм!

4. Делиться своим имуществом - еще один шаг навстречу другим. Как утверждал американский философ Эмерсон, «единственный способ иметь друга - научиться самому быть другом». Необязательно раздавать все до последней игрушки, но и держать их «под замком» не по-товарищески. Исключение можно сделать только для самых любимых, заветных вещей.

5. Разрешите ребенку приглашать к себе домой друзей - уютная домашняя обстановка способствует развитию дружеских отношений. Если ребенок не решается позвать к себе приятелей, сделайте это сами, придумав какой-нибудь повод (неважно какой, хоть первый день лета!).

6. Научите сына или дочь мириться. Объясните, что в случае проступка человек обязательно должен извиниться или попросить прощения. Конечно, нужно иметь определенное мужество, чтобы признать в себе недостатки.

7. Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Например, если его обижают сверстники, нет смысла призывать его не расстраиваться: он все равно расстроится. Достаточно сказать, что вы понимаете его чувства. Можете привести пару примеров из собственной биографии. Допустим, вспомните, что вас дразнили в детстве «Лимоном» или «Пышкой», но вы старались не обращать внимания. Объясните чаду, что обидчики, выдумывая разные прозвища, рассчитывают как раз на то, что человек разозлится и выйдет из себя. Если же, невзирая на колкости и ехидство, он будет сохранять спокойствие, «пакостники» быстро потеряют к нему интерес.

Вспомним детство!

Учить детей дружелюбию можно (и нужно!) в игре. Ведь это их стихия! Играя, дети расслабляются, чувствуют себя более уверенно и спокойно, а стало быть, лучше «впитывают» все то, что им говорят родители. Малышам, например, можно показать кукольный спектакль, где один персонаж будет упрямым и вредным, а другой - добрым и отзывчивым (только не забудьте про мораль: победить должно добро!). Обязательно вовлекайте в игру и вашего мужа (можете даже передать ему инициативу); по мнению психологов, самых хороших результатов в обучении достигают семьи, где папа хотя бы 15 минут в день играет с ребенком. Причем «мужская составляющая» в равной степени важна как для мальчиков, так и для девочек.

Ребенка постарше можно обучить игре в гандбол, волейбол, прыжкам через резинку и пр. - то есть всему тому, что вам когда-то самим нравилось в детстве. Не ведите себя чопорно, «по-взрослому», - позвольте себе вспомнить детство! Чем азартнее и непосредственнее вы окунетесь в игру, тем увлекательнее покажется процесс вашему чаду, и он непременно расскажет о нем сверстникам. А значит, в следующий раз он уже не будет отсиживаться дома в одиночестве, а отправится гулять с детьми.

Кстати, в процессе игры вы сможете подкорректировать и некоторые изъяны характера ребенка. Например, если он зашуган, привык беспрекословно слушаться взрослых, предложите ему придумать собственные правила и играйте по ним - это разовьет в нем инициативность и смелость. Идеальны для робких детей занятия танцами, театральная студия - это их раскрепощает, помогая тем самым сблизиться с окружающими.

Если, напротив, ребёнок отличается вздорным, импульсивным нравом, обязательно напомните ему, что поведение игроков должно соответствовать правилам и что любые проявления агрессии недопустимы (можно даже придумать систему штрафов вроде лишения мороженого и конфет за упрямство). Приструнить его несложно, отдав, например, в футбольную секцию - ребёнок волей-неволей научится считаться с правилами и с мнением других людей.

  1. Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить правду»

«Как научить ребенка говорить правду»

Цель консультации: оказание помощи родителям воспитанников в вопросах нравственного воспитания ребенка.

«Это не я сделал!»

Правдивость нужно «взращивать», как и любой полезный навык в поведении. Совсем маленькие дети непосредственны и не умеют говорить неправду. Для них честность как бы врожденное качество. Примерно с 4 лет малыш вдруг понимает, что можно сказать то, чего на самом деле и нет. Для него это самое настоящее открытие. Малыш начинает фантазировать, представляя себя то волшебником, то принцессой. Мы, взрослые, конечно же не осуждаем детей за это. Для детского развития важно и полезно не только принимать сказочный мир, но и самому его придумывать. Но как же быть, если ребенок начинает лгать? Например, сын разбил чашку, а маме сказал, что это сделала его полуторамесячная сестричка. Ругать? Ставить его в угол? Объяснять, что врать нельзя?

Врет и не краснеет

Мама пятилетнего мальчика рассказывает: «Стала замечать, что сын нас обманывает. Выдумывает все, что было и чего не было. Его разоблачаешь, а он снова за свое. Никакое наказание не действует. Но самое обидное, что он обманывает нас и даже не краснеет! Продолжает отпираться и придумывает новые небылицы. И это мой ребенок! Не знаю, что с ним делать, а вдруг он вруном на всю жизнь останется?!»

Вы тоже столкнулись с подобной проблемой? Прежде всего, не вешайте на ребенка ярлык «неисправимого лгуна». На самом деле все поправимо. Для начала задайте себе несколько вопросов. Не слишком ли вы строги в своих требованиях, не боится ли малыш несправедливых и жестких наказаний, обвинений и насмешек, нравоучений и укоров за малейшие проступки? Дело в том, что чаще всего неправда служит ребенку своеобразным щитом для защиты от наказания, которого он старается избежать. Если вы поняли, что именно страх заставляет ребенка врать и изворачиваться, значит, вам с мужем нужно пересмотреть ваши методы наказаний и поощрений.

Без наказаний

Специалисты по детской психологии настоятельно советуют родителям придерживаться следующих правил:

■ если вы точно знаете причину лжи, скажите ребенку сразу, что вам все известно, а не набрасывайтесь на него с каверзными вопросами-ловушками;

■ откажитесь от нотаций. Долгие воспитательные беседы не эффективны;

■ возьмите за правило: никакого наказания за вранье. Этим вы покажете, что обманывать совершенно излишне;

■ хвалите ребенка, если он смог сказать вам невыгодную для себя правду. Оцените его поступок по достоинству. Тем самым вы взлелеете ростки доверия между вами и ребенком, и в дальнейшем не придется «собирать» информацию о своем подрастающем чаде из разных источников. Он сам все расскажет, если будет уверен, что вы терпеливый, участливый слушатель.

Если фантазия бьет через край

Речь идет о тех случаях, когда ребенок с головой погружается в свой особенный, вымышленный мир. Он постоянно находится наедине со своими героями и придуманными друзьями. Если вы заметили, что малыш ведет себя именно так, постарайтесь постепенно вывести его из «параллельного мира». Для этого начните играть вместе с ним, сделайте так, чтобы ребенок впустил вас в свой мир. И тогда дошкольник постепенно поймет, что может рассчитывать не только на своих героев, но и на вас. Если все попытки достучаться» до ребенка ни к чему не приводят, обратитесь к детскому психологу.

  1. Памятка для родителей «Путь к взаимопониманию»

Памятка для родителей «Путь к взаимопониманию»

Цель: оказание помощи родителям воспитанников в обучении взаимопониманию с собственным ребенком.

1. Завтра, когда ваш ребёнок проснётся, скажите ему: "Доброе утро!" и.. не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.

2. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов "ты всегда...", "ты вообще...", "вечно ты...". Ваш ребёнок вообще всегда хорош. Он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.

3. Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

4. Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: "Тебя вызывали? Какую отметку получил?". Лучше спросите его: "Что сегодня было интересного?».

5. Старайтесь, чтобы ребёнок был привязан к дому, к тем четырём стенам, в которых живёт семья; возвращаясь домой, не забывайте сказать: "А всё-таки как хорошо у нас дома!"

6. Когда вам хочется сказать ребёнку: "Не ври, не лги, не обманывай!", скажите лучше "Не обманывай". А ещё лучше улыбнитесь: "Кажется, кто-то говорит неправду".

7. Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: "Не торопись, будь осторожен".

8. Когда сын или дочь возвращаются домой, встречайте их у дверей. Ребёнок должен знать, что вы рады его приходу, даже если он провинился.

9. Внушите ребёнку давно известную формулу психического здоровья: "Ты хорош, но не лучше других".

10. Скажите ребёнку: "Не будь чистюлей - в классе не любят чистюль, не будь грязнулей - в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным".

11. Бывает так: папа утром уходит - мальчик ещё спит, приходит - мальчик уже спит, а в воскресенье папа на рыбалке. Но хотя бы после рыбалки спросите сына: "Как дела?".

  1. Памятка для родителей «Методы воспитания»

Памятка для родителей «Методы воспитания»

Цель: оказание помощи родителям воспитанников в правильном использовании методов нравственного воспитания

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навыки унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком: Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!

Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

  1. Памятка для родителей «Мечты ребенка»

Памятка для родителей «Мечты ребенка»

Цель: оказание помощи родителям воспитанников в обучении взаимопониманию с собственным ребенком

(Тайные мечты каждого ребенка)

• Любите меня, даже когда я плохой.

• Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.

• Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.

• Верьте мне. С вашей помощью у меня все получится.

• Говорите мне, что я вам нравлюсь. Говорите, что я единственный, что вы всегда будете любить меня, чтобы не случилось.

• Не давайте мне того, что вы сами не имеете.

• Спросите меня, что я делал сегодня в детском саду.

• Разговаривайте со мной, спрашивайте мое мнение.

• Учите меня, что хорошо и что плохо. Делитесь со мной своими планами.

• Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими братьями и сестрами.

• Наказывайте меня, когда я поступаю плохо. Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.

• Обещаю, что я научусь говорить "извините", "пожалуйста" и "спасибо".

• Я знаю ещё некоторые замечательные слова. "Я люблю тебя, мама и я люблю тебя, папа".

  1. Памятка для родителей «Правила общения»

Памятка для родителей «Правила общения»

Цель: оказание помощи родителям воспитанников в усвоении правил общения с собственным ребенком

Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам, рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу грех зайцев: ребенок убедится, что вы его слышите; ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства; ребенок убедится, что вы его поняли правильно. Поглощенный проблемой, или чем-то еще расстроенный‚ он обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе "переварить" проблему.

Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Следите за тем, каким , тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»

  1. Памятка для родителей «Десять советов»

Памятка для родителей «Десять советов»

Цель: оказание помощи родителям воспитанников в нравственном воспитании детей

• Принимайте ребенка таким, каков он есть.

• Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.

• Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.

• Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.

• По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.

• Во всем действуйте собственным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.

• Говорите обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец.

• Объединяйтесь со своими. Семья – это частная республика. Все должно делаться сообща: домашние поделки, мытье посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршрутов поездок.

• Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.

• Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навивает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву.

  1. Памятка для родителей по правовому воспитанию

Памятка для родителей по правовому воспитанию

Цель: объяснение родителям целесообразность и возможность применения метода наказания по отношению к дошкольнику.

Искусство быть родителем

Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.

1. Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

2. Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

3. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.

4. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.

Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для всех (Владимир Леви)

• Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать…

• Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»!

• За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу. Наказание – не за счёт любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.

• Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

• Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём ни бывало. О старых грехах ни слова.

• Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!

• ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя начальных классов по организации мероприятий с детьми и родителями в рамках преемственности ДОУ и МБОУ.

Рабочий материал содержит план работы с будущими первоклассниками. Обеспечивает создание благоприятных условий для воспитания и обучения будущих первоклассников, охраны и укрепления их здоровья, обесп...

План работы учителя начальных классов

План работы учителя начальных классов...

План работы учителя начальных классов

План работы учителя начальных классов МБОУ «Березовская средняя школа №1 имени Е.К.Зырянова»Инамовой Елены Михайловнына неделю  с 5 – 9 сентября 2016г....

Индивидуальный план работы учителя начальных классов

Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2016 – 2021 гг. по повышению профессионального уровня  учителя начальных классовЮнусовой Гульсиры Вакифовны...

Индивидуальный план работы учителя начальных классов Муратовой З.К.

Индивидуальный план работыучителя начальных классов Муратовой З.К....

План работы учителя начальных классов с одаренными детьми

План составлен на 1 год с обучающимися 1 класса....

Индивидуальный план работы учителя начальных классов

Индивидуальный план работына межаттестационный периодпо повышению профессиональногоуровняучителя начальных классов...