Учебный/воспитательный материал для родителей и их детей
проект

Помощь родителю и учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_posobie_obuchenie_starshih_doshkolnikov_svyaznym.docx71.71 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

     

Методическое пособие для педагогов

«Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения»

(из опыта работы)

                                                                                     

Разработала:

 воспитатель

Османова С.Д.

        

2019 год

Пояснительная записка

Одной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения, человека, способного ориентироваться в новых и непростых условиях современной жизни.

Анализ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования показал, что содержание и формы учебной работы в системе дошкольного образования должны формировать у детей дошкольного возраста основы теоретического мышления. И что особенно важно, основная программа дошкольного образования должна обеспечить преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. По сравнению с диалогом, монолог представляет собой наиболее сложную форму речи и бывает следующих видов: описание, повествование и рассуждение.

По своим смысловым и структурным особенностям, рассуждение - самое сложное синтаксическое построение по сравнению с описанием и повествованием (В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, Г.В. и др.).

Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание, уровень которых влияет на глубину рассуждения, т.е. познавательная деятельность должна достичь определенного уровня.

В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно-следственных, пространственно-временных, функциональных, целевых), поиск доказательств.

Н.Д. Зарубина даёт следующее определение понятию «рассуждение»: «Рассуждение — это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, авторскую оценку, модальные слова». Разные исследователи дают при определении понятия рассуждения разнородные признаки, включая в него доказательства из связанных общих и частных утверждений (О.Д. Митрофанова) или не разграничивая назначение этих способов изложения (М.П. Сенкевич), или считая доказательство формой, в которой выступает рассуждение (М.Н. Кожина). Некоторые авторы считают, что рассуждение является самостоятельным способом изложения, «посредством которого передается процесс получения нового знания и сообщается само это знание (как его результат) в форме логического вывода».

Дискуссионными остаются вопросы обучения детей связным высказываниям типа рассуждений. Достаточно широко распространено мнение о недоступности их дошкольникам (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.). В большинстве образовательных программ дошкольных учреждений не предусматривается формирование у детей умений рассуждать. Вместе с тем, интеллектуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений и умозаключений, которое выражается в доказательстве, в форме текста-рассуждения. Кроме того, и ряд исследований свидетельствует о возможности и целесообразности обучения старших дошкольников объяснительной и доказательной речи (Н.И. Кузина, Н.Н. Поддьяков, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина, В.И. Яшина).

Однако в практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждений уделяется недостаточное внимание, и, по существу, отсутствует система обучения высказываниям такого типа. Учитывая структурную сложность рассуждений, а также возрастные особенности детей, возникает необходимость в правильном подборе методов и приемов обучения связным высказываниям типа рассуждений.

Целевое назначение

Для решения данного вопроса нами был разработан комплекс педагогических мероприятий по обучению старших дошкольников связным высказываниям типа рассуждений, дающий возможность педагогу вести не стихийную, а планомерную систематическую работу по данному вопросу.

 Цель: обучение детей связным высказываниям типа рассуждения.

Задачи:

1. Обогащение представлений детей об окружающем мире, способствующих пополнению и разнообразию содержаний детских рассуждений.

2. Формирование и активизация в речи детей словарного запаса, соответствующего лексическому оформлению связных высказываний типа рассуждений: вводно-модальные слова (во-первых, во-вторых, значит), подчинительные союзы (потому что, так как).

3. Формирование навыков грамматически правильного оформления связных высказываний типа рассуждений, которое предполагает использование сложноподчиненных предложений.

4. Обучение детей целостным рассуждениям, сохраняя структуру рассуждения: тезис, доказательство и вывод.

5. Повышение речевой мотивации детей, способствующей развитию коммуникативных навыков использования объяснительной и доказательной речи детей в условиях общения со сверстником и взрослым в различных ситуациях.

Чтобы педагогический процесс по обучению старших дошкольников связным высказываниям типа рассуждений был полным и четким, он осуществлялся в три этапа:

- формирование основы для развития связных высказываний типа рассуждений, через создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал;

- формирование у детей представлений, знаний и умений составления связных высказываний типа рассуждений, знакомство старших дошкольников со структурой рассуждения: тезис - доказательство – вывод;

- закрепление навыков составления связных высказываний типа рассуждений, через задания на вербальной основе.

Последовательность: последовательная реализация каждого этапа.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.

При реализации этапов использовались различные методы и приемы:

- речевые дидактические игры и упражнения,

- чтение художественной литературы с последующим ее обсуждением;

- наблюдения;

- моделирование структуры рассуждения;

- беседы;

- проблемно-речевые ситуации;

- речевые логические задачи.

Описание содержания работы

Первый этап

Цель: формирование основы для развития связных высказываний типа рассуждений, через создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал.

Задачи этого этапа:

- развитие познавательных процессов, способствующих формированию умений устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, функциональные и целевые связи между объектами и явлениями окружающего мира, которые являются основой для подбора и логичного выстраивания аргументов в ходе рассуждения;

- обогащение детского опыта представлениями о различных объектах и явлениях природного и социального мира, развитие кругозора, что способствовало обогащению содержания детских рассуждений;

- обогащение словарного запаса детей;

- ознакомление детей с лексикой, соответствующей рассуждению:  вводно-модальными словами (во-первых, во-вторых, значит), подчинительными союзами (потому что, так как), и их активизация;

- формирование умения составлять сложноподчиненные предложения, которые являются основной грамматической единицей текста рассуждения;

- развитие мотивации к речевому общению.      

Средства реализации поставленных задач:

1. Складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий.

Цель задания: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;

2. Выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др.

Игра «Разложи и объясни».

Цель задания: учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами так как, если – то, словами во-первых, во-вторых, заканчивать рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому.  Детям предлагали внимательно рассмотреть картинки, расположить их в определенной последовательности и рассказать, что случилось и почему. Воспитатель может дать образец доказательства и показать способы связи смысловых частей рассуждения;

3. Определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций (игра «Небылицы в картинках»).

Цель задания: учить определять нарушения в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова во-первых, во-вторых. Детям предлагают картинки с изображением несуществующих в природе животных, с нарушением закономерностей сезонных явлений в природе. Дети рассматривают картинки-небылицы и рассуждают, бывает так или не бывает, почему;

4. Выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке.

Цель задания: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами, выражать эти отношения соответствующими средствами связи (потому что, так как, если – то), для перечисления аргументов использовать слова во-первых, во-вторых. Детям предлагаются картинки, например, с изображением ребенка, скатывающегося с горки на проезжую часть дороги, подтаявшего снеговика в солнечную погоду; двух комнатных растений, стоящих на подоконнике, одно из которых цветущее, другое засохшее, и т. п. После рассматривания картинок дети рассказывают, что случилось и почему, можно так делать или нельзя и почему;

5. Классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю», «Четвертый лишний».

Цель задания: продолжать учить доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений;

6. Отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку».

Цель задания: выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутри текстовой связи.

7. Экспериментальная деятельность с элементами рассуждения, представлена в приложении Б.

Цель заданий: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами, выделять признаки, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутри текстовой связи.

Второй этап

Цель: формирование у детей представлений, знаний и умений составления связных высказываний типа рассуждений, знакомство старших дошкольников со структурой рассуждения: тезис - доказательство - вывод.

Задачи второго этапа:

- формирование у детей знаний о связных высказываниях типа рассуждений как виде текста, ознакомление со структурными особенностями, лексико-грамматическим оформлением;

- развитие навыков планирования и оформления рассуждений;

- углубление детских представлений об окружающем мире, способствующих насыщению информацией детских рассуждений и развитию речевой мотивации;

- закрепление навыков установления различных видов связи между объектами и явлениями окружающего мира;

- развитие речевой инициативы детей.

Средства реализации

На данном этапе проводилась основная работа по обучению старших дошкольников связным высказываниям типа рассуждений через игровые обучающие ситуации. Каталог игровых обучающих ситуаций представлен в приложении В.

При формировании у детей представлений о структуре рассуждения нами был применен метод моделирования, так как анализ моделей и их создание самими детьми способствовали раскрытию взаимосвязей структурных частей, пополнению содержания высказывания, и являлось средством планирования всего связного высказывания типа рассуждения. Используемая модель представлена в приложении Г.

Нами была разработана модель пирамидки, в которой четырехугольник основания символизировал тезис, серединная часть, состоящая из отдельных четырехугольников - доказательство, треугольник - вершина  - вывод. Серединная часть, набирающаяся из отдельных четырехугольников, помогала детям понять, что в рассуждении главная роль отводится именно аргументации, то есть приведению большего количества доказательств.

В результате использования моделирования было отмечено, что деятельность по созданию модели помогала детям осознать значимость каждой части рассуждения, усвоить, через выполнение практических действий, особенности каждого структурного элемента.

Использование модели и собственно моделирования структуры текста рассуждения, как практической деятельности, позволяло, сформировать у детей более осознанные и прочные представления о структурном оформлении связных высказываний типа рассуждений.  Это было обусловлено тем, что, опираясь на готовую модель, как наглядность, и действуя практически, составляя ее, ребенок усваивал и запоминал схему построения рассуждения на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, которое доминирует в этот возрастной период.

Углубление и автоматизация навыков составления рассуждений с использованием правильного лексико-грамматического оформления проводились в различных видах детской деятельности на третьем этапе.

Третий этап

Цель: закрепление навыков составления связных высказываний типа рассуждений, через задания на вербальной основе.

Задачи этапа: закрепление и совершенствование умений составлять связные высказывания типа рассуждений с учетом их функциональности, структурного и лексико - грамматического оформления.

Средства реализации поставленных задач:

1. Беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов (Приложении Д).

2.  Речевые логические задачи (Приложение Е).

Цель заданий: определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части; продолжать учить пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения.

3.  Объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал.

Цель заданий: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей;

4. Составление связных высказываний типа рассуждений на предложенную тему (Приложение Ж).

5. Речевые дидактические игры и упражнения (Приложение Й).

Цель заданий: Создание ситуаций, требующих разрешения определенных проблем, побуждающих детей пользоваться объяснительно-доказательной речью.

 В процессе обучения мы использовали образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей.

Анализ последующей диагностики (приложение А) показал, что дети старшего дошкольного возраста способны овладеть связными высказываниями типа рассуждений. Их формирование происходит во взаимосвязи с развитием логического мышления, обогащением содержания детской речи и овладением лексическими средствами и синтаксическими конструкциями, необходимыми для данного типа текста.

Обучение детей способствовало развитию логики изложения, правильному структурному оформлению, избирательному отношению к использованию языковых средств. В рассуждениях детей увеличилось количество сложных предложений с придаточными причины, цели. Большинство детей пользовались для связи тезиса и доказательства словами «мне кажется, потому что…», «я думаю, если…, то…», «конечно за то, что…»; для доказательства и вывода – «потому что», «значит», «все», «следовательно, любой…»; вводно - модальными конструкциями «во - первых», «во - вторых», «в - третьих», «кроме того», «еще» и т. п. при названии аргументов в определенной последовательности.

Таким образом, анализ проделанной работы показал, что системная работа по формированию связных высказываний типа рассуждений дала положительный результат и положительно влияла на умственное и речевое развитие детей.

Используемая литература:

1. Бизикова, О.А. Развитие речи - рассуждения у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. — Изд-во Нижневарт. гос. ун - та, 2013. — 55 с.

2. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. -М.: 2008. – 184 с.

3. Шадрина, Л.Г., Семёнова, Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5 - 7 лет: Методические рекомендации // Л.Г. Шадрина. -М.: ТЦ Сфера,2012. - 64с.

4. Шаршунова И.И., Филиппова А.Р.        Формирование навыка типа рассуждения у детей старшего дошкольного возраста методом сократовского диалога        - Сургутский государственный педагогический университет - www.scienceforum.ru/2014/pdf/1741.pdf 

Приложение А

Диагностический материал по изучению особенностей речевых навыков составления старшими дошкольниками связных высказываний типа рассуждений, предложенный Судаковой В.Е.

Диагностика включает в себя серию специальных заданий, целью которых является изучение особенностей речевых навыков составления старшими дошкольниками связных высказываний типа рассуждений.

Диагностика содержит 3 серии заданий: беседа о временах годах, объяснение правил любимой игры, решение проблемных задач.

Для определения уровня владения связными высказываниями типа рассуждений у старших дошкольников определены критерии, качественно и количественно характеризующие содержательную и структурную составляющие данного вида текста, разработанные в исследованиях О.С. Ушаковой.

К данным критериям относились следующее:

− целостность высказывания, то есть наличие главной мысли и соответствие ей микро-тем высказывания;

− содержательность высказывания, то есть наличие умения раскрыть существенные характеристики объекта и причинно-следственные связи при рассуждении, приводить логичные аргументы;

− структурность высказывания, то есть наличие при построении рассуждения всех частей: тезис – доказательство – вывод; последовательность изложения;

− связность высказывания, то есть использование способов связи смысловых частей (подчинительных союзов, вводно - модальных слов и т.д.) и между отдельными предложениями (цепная, параллельная связь);

− самостоятельность высказывания, то есть построение высказывания без помощи взрослого.

Описание методики диагностики:

Первое задание – беседа о времени года предполагает ответы детей на следующие вопросы: «Какое сейчас время года?», «Почему ты думаешь, что именно такое время года? Докажи, объясни».

При возникновении затруднений экспериментатор предъявляет ребенку картинку, с соответствующим временем года, просит внимательно ее рассмотреть, задавая уточняющие вопросы: «Что нарисовано?», «Какое солнышко на картинке?» «Как выглядят деревья?» и другие. После этого снова задается вопрос, требующий доказательства, названного ребенком времени года.

Далее ребенку предлагается второе задание – объяснение правил любимой игры. Задание предполагает следующее: подумать и рассказать о любимой игре, постараться объяснить ее правила и аргументировать свой выбор.

Данное задание является прототипом предыдущего, но более усложненным, так как не предусматривает предъявления наглядности, требует оформления суждения или доказательства по памяти с опорой на личный опыт.

При выполнении этого задания в случаях затруднения ребенку задаются вспомогательные вопросы: «Как называется твоя любимая игра?», «Сколько человек может играть в игру?», «Какие роли есть в твоей игре?», «Какие правила игры?», «Почему в игре такие правила?», «Чем заканчивается игра?».

Вопросы задаются в представленном порядке, так как ребенок, испытывающий трудности при объяснении правил и их аргументации, постепенно восстанавливает в памяти процесс игры и эмоциональные переживания, связанные с ним, что способствует увеличению количества приводимых аргументов.

Третье задание – решение проблемных задач.

Первый этап третьего задания: проблемная ситуация «Кораблик». В индивидуальной беседе дошкольнику предлагается рассмотреть карточки с изображением этапов рисования кораблика. Карточки предъявляются в неправильном порядке, то есть с нарушением последовательности этапов рисования. После рассмотрения ребенок должен был расположить их в правильном порядке и объяснить, доказать, почему он их так расположил. Если ребенок затрудняется выполнить задание, то ему предъявляется готовый рисунок с этапами построения на одной карточке, как ориентир выполнения задания.

Второй этап третьего задания: проблемная задача – «Нелепицы».

Ребенку предъявляется картинка, содержащая определенные нелепые неточности, не соответствующие действительности.

Критерии оценки владения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений.

1 уровень – высокий, характеризуется тем, что рассуждение выстроено логично, прослеживается главная мысль, представленная тезисом и подбором аргументов. Тема полностью раскрыта. Доказательная часть имеет несколько логичных аргументов (3–5). Структура рассуждения представлена полностью, тремя частями: тезис – доказательство – вывод. Лексико-грамматическое оформление рассуждения отвечает правилам: используются различные средства связи, вводно-модальные («во - первых», «во - вторых» и другие) и сложноподчинительные союзы («потому что», «так как»). Рассуждение составлено самостоятельно и имеет в общей сложности от 7–10 предложений.

2 уровень – средний. Рассуждение частично раскрывает тему, приводится 2 – 3 логичных аргумента, основанных на очевидных и хорошо знакомых связях. Структура рассуждения может быть неполная, представленная только доказательной частью, чаще отсутствует вывод. Основным средством связи является местоименная и формальная. Водно-модальные отсутствуют. Большинство предложений носят простой характер, распространенные сложноподчиненные предложения практически отсутствуют. В рассуждении используется союз «потому что», но не в составе сложноподчиненного предложения. При составлении рассуждения ребенок пользуется помощью взрослого.

3 уровень – ниже среднего. Тема рассуждения не раскрыта, главная мысль не прослеживается. Рассуждение представляет собой ответ на вопрос «Почему?», начинающийся с союза «потому что». Содержание рассуждения представлено 1 – 2 аргументами, которые не всегда отражают логику и существенные связи. При построении предложений не используются вводно-модальные и сложноподчиненные предложения. Отмечаются грубые ошибки в грамматическом оформлении предложении: пропуск предлогов, союзов, неправильное согласование прилагательных и существительных. Рассуждение строиться по вспомогательным вопросам взрослого.

4 уровень – низкий. Рассуждение представляет набор отдельных несущественных аргументов, которые представлены в речи в качестве фраз, а не предложений. Структуры не наблюдается. Лексико - грамматическое оформление не правильное: не используются вводно - модальные и сложноподчинительные союзы. При ответе на вопрос «Почему?», опускается союз «потому что». Объем рассуждения составляет 1 – 2 предложения - фразы. Вспомогательные вопросы взрослого не оказывают влияния на содержание и структурное оформление.

Приложение Б

Экспериментальная деятельность с элементами рассуждения

1. «Окрашивание морской воды».

Цель: экспериментальным путем показать свойства соленой воды.

Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.

Ход эксперимента:

1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.

2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.

3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.

Что произошло? Почему?

Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.

2. «Кристаллизация соли в процессе нагревания».

Цель: экспериментальным путем доказать нахождение соли в воде.

Задачи:

1. Приготовить солевой раствор.

2. Проследить за процессом кристаллизации в процессе нагревания.

3. Сделать выводы о кристаллизации соли в процессе нагревания.

Материалы и оборудование: солевой раствор, спиртовка, пробиркодержатель, металлический сосуд.

Ход эксперимента:

1. Набрать водопроводную воду в стакан и добавить 3 ст. ложки соли.

2. Налить небольшое количество воды в металлический сосуд и поставить на спиртовку придерживая пробиркодержатилем.

3. Довести солевой раствор до кипения.

4. Проследить за процессом кристаллизации.

5. Сделать выводы о том, почему при нагревании из солевого раствора образуются кристаллы соли.

Что произошло? Почему?

Вывод: при нагревании солевого раствора происходит испарение воды, а кристаллы соли остаются на дне сосуда.

3. «Научи яйцо плавать»

Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.

Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

Ход:

1. Приготовить насыщенный солевой раствор.

2. Проследить как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.

3. Сделать выводы о свойстве морской воды.

Что произошло? Почему?

Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

4. «Опыт со снежинками».

Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.

Ход:

1. Поймать снежинку на темную варежку.

2. Подышите на снежинку – вмиг исчезла снежинка. Заблестела на этом месте крошечная капелька воды.

3. Сделать выводы о свойстве воды.

Что произошло? Почему?

Вывод: Дыхание теплое, поэтому снежинка растаяла и превратилась в воду.

5. «Зависимость таяния снега от температуры»

Цель.  Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. Закреплять умение детей выдвигать тезис, приводить доказательства, делать вывод.

Ход: 1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?

2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею.

Где снег быстрее растает? Почему?

Вывод:        Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

6. «Вода при замерзании расширяется»

Цель:  Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется. Учить детей использовать в речи вводно - модальные слова: во – первых, во – вторых… Закреплять у дошкольников умение самостоятельно рассуждать, приводить аргументы в пользу своей мысли, опираясь на модель.

Ход: 1.Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры.

2.Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности.

3.пронаблюдать что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?

Вывод:        В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.

7. «Как работает термометр»

Цель. Посмотреть, как работает термометр. Закреплять у дошкольников умение самостоятельно рассуждать, приводить аргументы в пользу своей мысли, опираясь на модель.

Материалы.  Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Ход: 1.  Зажмите пальцами шарик  с жидкостью на термометре. Что происходит с термометром

2. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

3. Что происходит с термометром в разных условиях? Почему?

Вывод: Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

Приложение В

Игровые обучающие ситуации

1.  «Транспорт».

Цель:  учить детей выражать свои знания в доказательной форме, упражнять в составлении рассуждения совместно со взрослым и самостоятельно, активизировать словарь детей на предмет обозначения признаков разного вида транспорта.

Ход:

В группу приезжает Петрушка на машине. Он привез с собой картинки. Дети рассматривают картинки с изображением различных видов транспорта.

– Дети, что вы видите на картинках? (автобус, самолет, троллейбус, грузовик, пожарная машина)

– Как можно все это назвать одним словом? (транспорт)

– Чем отличаются разные виды транспорта? (грузовой и пассажирский, наземный и воздушный)

– Как вы думаете, почему людям необходим транспорт? Что было бы, если бы машин не было вовсе?

Дети называют отдельные аргументы. Воспитатель объединяет их в целостное рассуждение

– Машины необходимы, для того чтобы (перевозить грузы). Это, во-первых. Во-вторых…(возить людей) и т. д.

– Ребята, Петрушка решил выбрать себе новую машину. Помогите ему советом, объясните, какая машина самая лучшая.

Дети выбирают картинки с изображением разных видов легковых и грузовых машин и выступают с рассуждением. Воспитатель может начать первым:

– Я советую приобрести самосвал, потому что у него большой кузов. Он нужен для того, чтобы перевозить разные грузы – песок, кирпичи, мебель. Это, во-первых. Во-вторых, в кабинке можно ездить самому и возить своих друзей. В-третьих, у самосвала большие колеса и ему не страшна грязь и непогода, он может ездить там, где другая машина завязнет. Вот почему этот вид транспорта самый лучший.

2. «Все ли понятно?»

Цель: формировать у дошкольников элементарные представления о начале текста – рассуждения, учить самостоятельно начинать объяснение.

Ход:

– Сегодня у нас новый гость – Незнайка. Он говорит, что у него много друзей и у всех интересные имена. Он хочет рассказать о них и объяснить, почему его друзей так зовут. Давайте послушаем.

– Потому что он очень пухленький, любит сладкое: конфеты, печенье, торты, пирожки. Сам похож на румяный пончик. Вот почему его так прозвали.

– Понятно ли объяснил Незнайка? Почему? Какой части в объяснении не хватает. С чего же нужно было начать?

Ответы детей.

– Правильно, сначала нужно было назвать то, что хочешь объяснить: Моего друга зовут Пончик. А потом уже говорить, почему это именно так.

– Давайте теперь вы сами будете объяснять имена Незнайкиных друзей, только не забудьте, с чего нужно начать.

Дети объясняют имена: Тюбик, Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Знайка.

3. «Ответ золотой рыбке».

Цель: формировать представления детей об основной части рассуждения и о словах, которые там используются, учить составлять объяснения на заданную тему, приводить аргументы в пользу обозначенной в начале текста мысли.

Ход:

– Ребята, мы недавно познакомились со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Меня заинтересовал вопрос, почему же старуха осталась с разбитым корытом? Я решила спросить у золотой рыбки, написала ей письмо и вот сегодня получила ответ. Но вот беда, часть письма смыло морской водой. Послушайте, что здесь можно прочитать: «Старуха осталась с разбитым корытом, потому что… Недаром в народе говорят: «Много хочешь – мало получишь».

– Какой части не хватает? (основной)

– Да, не хватает самого главного – самого объяснения. Давайте попробуем восстановить письмо. Как вы думаете, что было в основной части объяснения?

Дети составляют объяснения, воспитатель при затруднении помогает словами во-первых, во вторых, вот почему.

– Ребята, в сказке говорится о том, что старик поймал золотую рыбку. А что еще может быть золотым?

Дети отвечают.

– Послушайте стихи Е.Серовой:

Ветер спросил, пролетая:

«Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

– Какое слово повторялось в стихотворении? Почему говорят «золотые руки»?

– А теперь послушайте рассказ об одной девочке, которую зовут Лена: «Леночка, – говорит мама, – вымой руки. Они у тебя грязные».

А Леночка отвечает: «Но ведь ты сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

– Правильно ли поняла Лена слово «белоручка»? Почему?

– Вот теперь мне стало понятно, что про того, кто любит и умеет трудиться, говорят: «У него золотые руки». А того, кто ленится, ничего не умеет делать, называют белоручкой.

4. «Распутай объяснение».

Цель: формировать элементарные представления о последовательности объяснения, учить детей находить в тексте начало, основную часть, конец рассуждения, составлять объяснение самостоятельно.

Ход:

- Ребята, вы, конечно, помните историю про колобка? Он убежал от бабушки с дедушкой и домой так и не вернулся, так как его съела лиса. Мы – то эту историю знаем, а вот бабушке об этом никто не рассказал. Незнайка попробовал ей объяснить, что случилось, да она ничего не поняла. Послушайте, как объяснил Незнайка: «Потому что Лиса была хитрая. Она обманула Колобка, притворилась глухой, попросила сесть ей на нос и спеть песенку. Колобок был доверчивым и послушался Лису. Вот потому теперь он не вернется домой. Колобок не смог убежать от Лисы».

Почему бабушка ничего не поняла, ребята? С чего нужно было начать объяснение? Какое предложение должно быть первым?

- Колобок не смог убежать от Лисы.

- Что должно быть потом? Какие слова подсказывают нам, что это середина объяснения?

- Слова потому что.

- какие слова подсказывают нам, что это конец объяснения?

- Слова поэтому, вот почему, значит.

- Послушайте, какое объяснение теперь получилось: «Колобок не смог убежать от Лисы, потому что Лиса была хитрая. Она обманула Колобка: притворилась глухой, попросила сесть ей на нос и спеть песенку. Колобок был доверчивым и послушался Лису. Вот потому теперь он не вернется домой».

Ребята, а теперь попробуйте объяснить, верно ли рассудил герой басни Л.Н.Толстого «Три калача и одна баранка»? Послушайте.

«Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну баранку, вдруг стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

- Какой я,дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сразу съесть одну баранку».

5. «Докажи, что страус - птица».

Цель: учить детей выбирать необходимые аргументы и располагать их в логической последовательности, вводить в речь детей слова: во – первых, во – вторых, в – третьих.

Оборудование: картинки – схемы с изображением характерных для птиц признаками: перья, крылья, яйцо, клюв, две птичьи лапки.

Ход:

- Ребята, каких птиц вы знаете?

А  страус птица? Ведь он не летает. Давайте попробуем разобраться. У меня есть карточки на которых изображены «признаки» птиц. Давайте докажем. Что воробей –птица. Какие картинки нам понадобятся?

Какую картинку надо поставить первой? Какой признак самый важный? Да, картинку с изображением пера. Только у птиц тело покрыто перьями. Это будет наше первое доказательство.

Каким будет второе доказательство? (Когда собраны все картинки и разложены по значимости признака, можно начать доказывать.)

Воробей – это птица, потому что, во – первых, его тело покрыто перьями, во – вторых, у него есть клюв и, в – третьих, есть две лапки. Вот почему воробей – это птица.

Можно ли теперь сказать, что и страус – это птица? Докажите.

6. « Потому и Почему».

Цель: познакомить детей со структурой рассуждения, со словами – связками и вводно – модальными словами, научить подбирать 1-2 аргумента для ответа на вопрос Почему? Познакомить детей с моделью рассуждения, которая будет помогать детям, соблюдать структуру рассуждения.

Оборудование: картинки с изображением чеснока, моркови, яблока, редиса, лука, солнца, апельсина, символов рассуждения – дерева с ветвями и человечков Потому и Почему.    

Ход:

Воспитатель показывает изображение человечка.

- Живет на свете Почему. Он очень любопытный и всегда задает много вопросов, например: почему летом не идет снег? Почему осенью опадают листья? Есть еще один человечек, он очень умный и отвечает на все вопросы человечка Почему. Как вы думаете, как его зовут?

-Потому.

- Послушайте, как они жили. (Читаем рассказ В.Рыбакова «Про Потому и Почему»)

Жили – были Потому и Почему. Видят они - катится бревно.

-Почему оно катится? – спросило Почему.

-Оно катится, потому что оно круглое, - ответило Потому.

-А почему бы нам не сделать что – нибудь круглое? – спросил Почему.

Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица.

-Почему она летит? - спросило Почему.

-Птица летит, потому что у нее крылья есть, - ответило Потому.

-А почему бы нам не сделать крылья? - спросил Почему.

Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился у них самолет. И полетели они дальше удивляться.

Вот, ребята, потому все и делается, что есть Почему.

- Давайте представим себе как бы они разговаривали. (Воспитатель задает детям вопросы, а ребята должны ответить на них, используя слова потому что…)

- Почему улетают птицы?

- Почему все дети любят сладкое?

- Почему люди берут зонты?

- Почему пришел врач?

Когда ответов у Потому несколько, он говорит во – первых, во – вторых. Давайте поиграем с вами в игру «Кто больше скажет?» Не забывайте говорить нужные слова.

- Почему солнце похоже на апельсин?

- Потому что оно, во – первых, круглое, во – вторых, оно красное.

- Почему зимой холодно?

- Почему дети любят мультфильмы? Почему люди читают книги?

Однажды между Почему и Потому состоялся такой разговор: «Почему морковка не овощ? Потому что она красного цвета». Правильно ответил на вопрос Потому?

- Нет, морковка – это овощ. Потому что она растет в земле.

- Почему яблоко - это фрукт? Потому что оно круглое?

- Нет. Яблоко – это фрукт, потому что оно растет на дереве, а не в земле.

- Почему морковка – это овощ, а не фрукт?

- Потому что морковь красного цвета, а фрукты красного цвета не бывают.

Ребята, докажите, что это не правильный ответ.

- Это ответ не правильный, потому что во – первых, фрукты могут быть красного цвета, например – яблоко. Во – вторых, овощи растут в земле, а фрукты на деревьях. А морковь растет в земле. Поэтому, морковь – это овощ, а не фрукт.

- Вспомним, какие еще овощи растут на грядке?

Не пугайтесь, если вдруг

Слезы лить заставит … лук.

Ярче солнечного диска

Краснощекая …редиска.

Кто, ребята, не знаком

С белозубым …чесноком?

И тут у нас, ребята, возникают разные Почему? Почему здесь говорится, что лук может заставить лить слезы? Почему редиска названа краснощекой? Почему чеснок назван белозубым?

В конце воспитатель показывает детям пирамидку – символ рассуждения. Оказывается, слова потому что, во – первых, во – вторых, живут в этой пирамидке. Основание пирамидки – это мысль, которая доказывается. Как вы думаете, ребята, а где живут слова «во – первых», «во – вторых»? (Рассказать детям о назначении пирамидки, ее строении, назначении.)

7. «Магазин».

Цель: закрепить представления детей о структурных частях рассуждения, словах – связках между его частями, учить формулировать тезис рассуждения – мысль, которая доказывается, побуждать строить самостоятельные рассуждения с выделением признаков объекта, опираясь на модель рассуждения.

Оборудование: картинки с изображение грибов, гвоздики, пламени, божьей коровки, золотой осени, игрушек, комнатных растений.

Ход:

- Ребята, по ответам, которые я сейчас прочитаю, отгадайте вопрос который был задан.

1. Потому что этот гриб рыжего цвета. Поэтому он называется – рыжик.

2. Потому что, во – первых, листья желтого цвета, как золото. Во – вторых, они блестят и переливаются на солнце, как золото. Поэтому осень называется золотая.

3. Потому что, во – первых, и мухомор и божья коровка есть пятнышки. Поэтому они похожи.

4. Потому что гвоздики такие яркие и красные, как и пламя.

А теперь, ребята, давайте с вами поиграем в «Магазин». Мы с вами по очереди будем продавцами и покупателями. Продавцу нужно будет убедить покупателя купить какой- нибудь товар. Не забывайте правильно начинать доказательство и использовать необходимые слова, использовать модель рассуждения. (Дети в роли продавца предлагают купить покупателям товар, объясняя, почему нужно купить эту вещь, чем она лучше других.)

8. « Собака – друг человека».

Цель: закреплять у дошкольников умение самостоятельно рассуждать, приводить аргументы в пользу своей мысли, опираясь на модель, упражнять в описании животных.

Оборудование: картинки с изображением собак разных пород.

Ход:

- Ребята, сегодня утром я наблюдала такую картину. Дети привели своих родителей в детский сад, а сами пошли на работу. Как вы думаете, может ли быть такое на самом деле? Почему?

А сейчас я вас приглашаю на выставку собак.

(дети рассматривают картинки, на которых изображены собаки)

- Какие породы собак вы знаете? Объясните, почему собак называют другом человека?

Ребята, хотите быть экскурсоводами на этой выставке? Пусть каждый из вас выберет любимую породу собаки и расскажет про нее. В описании вы можете говорить о внешнем виде питомца, о его повадках,  как он помогает человеку.

- Кто из вас хотел бы завести собаку? Давайте подберем слова, которые бы убедили маму это сделать. Как вы объясните ей, что собака вам необходима?

(Дети составляют объяснение, взрослый, активизируя подбор аргументов, может включить в работу модель рассуждения, а так же разграничение доводов ребенка: «Это во – первых, а во - вторых»)

- Ребята, я думаю, что теперь каждая мама согласится с вашими словами, потому что вы очень убедительно рассказали о пользе собаки  и пообещали самостоятельно за ней ухаживать.

Приложение Г

Модель структуры рассуждения

Приложение Д

Беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов

1. Л. Толстой «Лев и лисица»

Цель заданий: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей.

«Лев от старости не мог уже ловить зверей и задумал хитростию жить: зашел он в пещеру, лег и притворился больным. Стали ходить звери его проведывать, и он съедал тех, которые входили к нему в пещеру. Лисица смекнула дело, стала у входа в пещеру и говорит: «Что, лев, как можешь?»

Лев говорит: «Плохо. Да ты отчего же не входишь?» А лисица говорит: «Оттого не вхожу, что по следам вижу — входов много, а выходов нет».»

- Почему лисица не вошла в пещеру?

2. Е. Пермяк «Для чего руки нужны?»

Цель заданий: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей.

«Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

- А для чего, Петенька, людям руки нужны?

- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

- А еще для чего? - спросил дед.

- Чтобы ложку держать.

- А еще?

- Чтобы кошку гладить.

- А еще?

- Чтобы камешки в речку бросать...

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.»

- А как бы вы ответили на вопрос Петиного дедушки?

3. Л. Станчев «Это верно или нет?»

Цель заданий: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей.

«Это верно или нет,

Что, как сажа, черен снег?

Сахар - горек, уголь-бел,

Ну, а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь - плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд…

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут?».

- Можете ли вы ответить на поставленные в стихотворении вопросы?

Приложение Е

Речевые логические задачи, разработанные  Н.Ф. Виноградовой

1. Разноцветные кораблики

Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются.

2. Для кого Виталик оставил рябинку?

Виталик с мамой гуляли по лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали полную корзину ягод. «Мама, а зачем ты на ветках оставила ягоды? Если все собрать, будет полная корзина!»

 «Не надо собирать в лесу все грибы и ягоды, надо оставлять немного», — сказала мама и объяснила, почему. О чем рассказала мама сыну?

3. О чем рассказал медведь?

Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Собирает орехи, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушиться на дерево — зимой это очень пригодится. Целый день работает белка и весь день посматривает на соседа-медведя, который с осени стал ленивым, неповоротливым. «Что ты, медведь, совсем разленился? — спрашивает белка. — Почему к зиме не готовишься, еду не запасаешь? Зимой есть нечего будет». Рассмеялся медведь и что-то тихо сказал белке, так тихо, что она и не расслышала. Что медведь сказал белке? Почему засмеялся, услышав ее вопрос?

Приложение Ж

Связные высказывания типа рассуждений на предложенную тему

1. «Что будет, если мы не будем чистить зубы? Почему?»  

2. «Почему мы складываем вещи в шкаф после прогулки аккуратно?».

3. «Почему необходимо расчесывать короткие волосы после сна, глядя в зеркало?»

4. «Почему во время еды нельзя разговаривать, пищу пережевывать нужно с закрытым ртом?»

5. «Почему вежливо надо обращаться с просьбой и благодарить?»

6. «Почему в группе по стенам бегают солнечные зайчики?»

7. «Почему пищу во время еды нужно брать понемногу, хорошо пережёвывать?»

8. «Почему на улице весной опасно бегать?»

9. «Почему в бассейне необходимо соблюдать правила поведения?»

10. «Почему вовремя одевания на улицу нужно одеваться в определенном порядке и в каком порядке?»

11. «Как правильно перейти проезжую часть».

12. «Что такое здоровье и почему о нем нужно заботиться?»

13. «Вежливые слова, зачем ими нужно пользоваться?»

14. «О свойствах снега: в теплую погоду он хорошо лепится, легко катается в шары, снежки не рассыпаются, почему?»

15.«Чем опасны для человека микробы?»

16. «Об облаках, из чего «сделаны» облака»

17. «Почему,  хоть и по календарю идет весна, но зима еще не хочет уступать весне место?»

18. «О деревьях, почему зимой спят, а что с ними происходит с приходом весны?»

19. «Почему говорят, что планета Земля в опасности»

20. «Что будет, если мы не будем умываться?»

21. «О погоде на улице. Почему опять пошел снег?»

22. «Как нужно вести себя в обществе?»

23. «Чем схожи  и чем отличаются хвойных деревьях от лиственных?»

24. «Почему при кашле и чихании  нужно отворачиваться, прикрывать рот и нос платком?»

25. «Почему пищу нужно брать понемногу, хорошо пережёвывать?»

26. «Почему необходимо умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом?»

27. «О бумаге, из чего она сделана»

28. «О следах на снегу, их величине, размере: кому эти следы могут принадлежать?»

29. «Из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?»

30. «Почему нельзя выглядывать в открытое окно?»

31. «Из какого материала сделана крыша на веранде, почему она просвечивает?»

32. Почему можно  пользоваться только своей расчёской, полотенцем?

33. «О том, чем опасен пожар?»

34. «О свойствах снега, почему после прогулки варежки становятся мокрыми?»

35. «Чем можно кормить птиц, а что им нельзя».

36. «Зачем поливают цветы?»

37. «В какой последовательности мы одеваемся на улицу,  почему?»

38. «Нужно ли делиться нашими любимыми игрушками».

39. «За что я люблю весну».

40. «Почему вы решили, что пришла весна?»

Приложение Й

Речевые дидактические игры и упражнения

1. «Нелепицы».

Цель: учить находить логические несоответствия в нелепицах, которые читает взрослый, и составлять по ним рассуждения.

Взрослый читает вслух художественные произведения К.Чуковского, Л. Станчева, Г. Чичинадзе, С.Маршака. Дети объясняют, чего на свете не бывает и почему так не может быть.

Примеры текстов стихотворений:

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

Га-га-га – пел соловей

Даю Вам честное слово,

Вчера в половине шестого

Я видел двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю Вам честное слово

Ребята летом на пруду

Кружились весело на льду,

Надев коньки стальные.

Но скоро пять из четверых

Лед проломили – и бултых!

Вернулись остальные.

Зачем позволили на льду

Кружиться им в июле?

Катаясь посуху в саду

Они б не утонули…

2. «Из двух доказательств  выбери верное».

Цель: учить устанавливать причинно - следственные отношения между объектами и выражать эти отношения соответствующими словами: потому что, так как, поэтому, следовательно, значит.

Взрослый предлагает детям прослушать пары предложений и сказать, какое из них правильное:

Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце.

Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что грачи прилетели.

Пришла весна, потому что стал таять снег. Стал таять снег, потому что пришла весна.

Затем, задание усложняется – предлагается выбрать из двух суждений одно, правильное:

1. Весной тает снег, потому что пригревает солнце.

2. Весной тает снег, потому что прилетают птицы.

Если дети успешно справляются с этим заданием, от них требуется не просто выбрать правильное рассуждение, но и заменить неверное суждение верным. Например, вместо рассуждения «Зимой заяц меняет свою серую шубку на белую, так как становится холодно» дети составляют рассуждение «Заяц зимой меняет свою шубку на белую, так как его меньше заметно на снегу».

3. «Странные рассказы».

Цель: учить определять несоответствия в логике рассказов, делать правильные умозаключения.

Дети слушают рассказы взрослого, находят, что в рассказах неправильно, не соответствует действительности. Примерные тексты рассказов:

1. Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься на санках.

2. Наступило лето. Дети скользят на ногах по воде. В лесу растет рыба. В море поспела клубника.

4. «Объяснялки».

Цель: учить устанавливать причинно - следственные отношения между объектами и выражать эти отношения соответствующими словами: потому что, так как, поэтому, следовательно, значит.

Дети объясняют игровому персонажу – инопланетянину, Незнайке, Буратино и т. д. значение того или иного слова. Слова: подберезовик, подсолнух, мухомор, подснежник, ушанка, телогрейка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал "Памятки родителям" по воспитанию детей для родительского собрания

" Памятки родителям" , которые классный руководитель начальной школы( можно  среднего звена) может раздать на родительском собрании каждому родителю, чтобы ими были пересмотрены взгляды  в в...

Классный руководитель - связующее звено в учебно-воспитательном блоке: школа - учебник - родитель.

В построении воспитательного и образовательного процесса большое значение придается взаимодействию педагогов и родителей. В этой статье говорится о социальный задачах, диагностических и воспитательных...

Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, родителей, детей, социальных партнёров.

Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между уровнями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю ...

Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ОВЗ

Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ОВЗ...