«Семья и школа: территория безопасности»
статья
Что мы знаем о личной безопасности наших детей?
Какова роль родителей в её формировании?
С помощью каких способов возможно научить ребёнка таким важным на сегодняшний день правилам безопасности?
Именно об этом пойдёт речь в нашем вопросе на родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soblyudenie_bezopasnogo_povedeniya_rs_zhibareva_r._g.docx | 36.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание. Жибарева Р. Г. декабрь 2023 г
«Семья и школа: территория безопасности».
Что мы знаем о личной безопасности наших детей?
Какова роль родителей в её формировании?
С помощью каких способов возможно научить ребёнка таким важным на сегодняшний день правилам безопасности?
Именно об этом пойдёт речь в нашем вопросе на родительском собрании.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) по проблеме создания безОпасного пространства для детей в семье, школе, социуме.
Безопасность – необходимое условие развития общества, государства и цивилизации в целом. Крупнейшие природные и техногенные катастрофы, унесшие многие человеческие жизни, дают понять, что никто не застрахован от беды, а значит, каждый должен уметь противостоять возникающим угрозам. Важным условием развития общества является жизнеспособность подрастающего поколения в настоящем и будущем: от того, каковы позиции молодого поколения, его облик, мировоззрение, здоровье, настроенность на продуктивное существование зависит развитие общества в целом.
В молодежной среде происходит ценностная переориентация: через средства массовой информации распространяется негласная пропаганда насилия, наркотиков, суицидов, а в обществе материальные ценности превалируют над духовными, что препятствует формированию высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. В результате чего среди молодежи усилился негативизм, демонстративное отношение к взрослым, резко возросла и «помолодела» преступность, многие дети оказались на улице, за пределами воспитательной среды. Таким образом, сегодня можно наблюдать кризис российского общества, приводящий к тому, что молодежь, не имея целостного устойчивого мировоззрения, неспособная противостоять асоциальным явлениям, скатывается на путь цинизма, безверия и апатии, в то время, когда от подрастающего поколения зависит судьба будущего, реформы нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное развитие.
Правовая основа обеспечения безОпасности детства.
Правовой основой обеспечения безопасности детства являются важнейшие законодательные документы: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России:
-разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей;
-ужесточены наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних;
- усилены меры по предотвращению алкоголизации и привлечения к табакокурению подростков;
-вступил в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
-Указом Президента Российской Федерации утвержденная Национальная стратегия действий в интересах детей на период до 2017 года,
- сформирован план первоочередных мероприятий и долгосрочных мер по поддержке семьи и защиты прав детей в условиях новой социально-экономической реальности.
Основные понятия безопасности.
Безопасность человека в широком смысле – это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия.
Социальная безопасность – характеристика состояния общества, в котором гарантируется минимальный риск для жизни, физического и психического здоровья людей.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
Физическая безопасность характеризуется высоким уровнем здоровья и реализацией здорового и безопасного образа жизни. Здоровьеформирующее образование, реализуемое в образовательных учреждениях, включает совокупность учебно-воспитательных модулей, раскрывающих факторы риска нарушения здоровья: гигиеническая грамотность, рациональное питание, адекватная физическая активность, рациональный режим труда и отдыха, здоровый психологический климат, направленность на создание здоровой семьи, профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и заболеваний, передаваемых преимущественно половым путем.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей от информации, при котором отсутствует риск, связанный с причинением вреда их физическому, психическому, духовному и нравственному развитию, в том числе через Интернет.
Личная безопасность — это совокупность знаний, умений и навыков человека, выражающихся в его готовности защитить себя от неблагоприятного воздействия окружающей среды и наступления нежелательных последствий.
Культура безопасности— это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.
Личность безопасного типа— человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений.
Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.
Родительская компетентность— наличие знаний, умений, опыта в области воспитания ребенка, а также необходимых личностных качеств и мотивов.
Безопасность в семье.
Семья — важнейший институт социализации ребенка. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Сила и стойкость семейных воздействий связана с тем, что они постоянны и длительны, ребенок стремится подражать поведению близких людей, учится действовать вместе с ними в реальных жизненных ситуациях, усваивает не только отдельные знания и навыки, но и стиль жизни, отношение к себе и другим людям, к окружающему миру.
В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Школе, как правило, принадлежит ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания культуры безопасности, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, формирование физической готовности к выходу из опасных ситуаций. А такие базовые компоненты культуры безопасности, как мотивация к безопасности, компетенции безопасного поведения, психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций, формируются прежде всего в семье. Однако многие родители недооценивают роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения, недостаточно информированы в области воспитания культуры безопасности.
Один из важнейших вопросов, который рано или поздно необходимо решить всем родителям без исключения – обеспечение безопасности ребенка.
Как и любой другой образовательно-воспитательный процесс, воспитание безопасности включает в себя определенные знания, умения и навыки. Главная задача родителей – выработать у ребенка привычки безопасного поведения, условные рефлексы, которые помогут ему избежать опасных ситуаций и научат правильному поведению при столкновении с потенциальной опасностью.
Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?
Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, выход из которых требует от него знаний и умений. Для того, чтобы ребенок не растерялся и принял правильное решение, необходимо: дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения; научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; развить у детей самостоятельность и ответственность. Важно научить ребёнка объяснять собственное поведение. Ребёнок, который сможет объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Пока дети находятся в заботливых руках родителей, взрослые, а тем более дети, не задумываются серьёзно над проблемами безопасности. Полностью оградить ребёнка от любых происшествий можно при условии, если взрослые будут целый день рядом с ним, не отойдут ни на шаг, да ещё станут держать его за руку. Но скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребёнка нужно будет отпускать от себя. Готов ли ребёнок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами. Нельзя упускать время! Наверстать его, будет очень трудно. Каждая наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности, впоследствии может обернуться бедой. Учитывая этот факт, постараемся дать вам некоторые советы и рекомендации.
Для приобщения ребёнка к безопасному поведению необходимо соблюдение некоторых принципов:
#1055;оследовательности:
Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно
#1042;оспитание собственным примером:
Важную воспитывающую функцию несёт собственный пример родителей. Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка следования правилам.
#1057;оответствие формы обучения возрасту ребёнка:
Целесообразность того или иного поведения должна выступать в контексте потребностей ребёнка, а также его возрастных возможностей. Процесс обучения ваших детей должен соответствовать его возрастным возможностям, граничащих со способами донесения информации в различных его формах.
#1042;ключенность обучения в контекст повседневной жизни.
В современном мире растет число вредных и опасных факторов жизнедеятельности, угрожающих как отдельному человеку, так и обществу в целом. Острота проблемы актуализирует задачу подготовки подрастающего поколения к предупреждению и преодолению этих факторов.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, то, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. Какие же опасности ждут школьника в сети Интернет? Можно выделить следующие:
суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью;
сайты-форумы потенциальных самоубийц; наркосайты. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”;
сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм;
сайты порнографической направленности;
сайты знакомств.
Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка; виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации.
Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей (законных представителей) и самих школьников. Наша задача сегодня – обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. Анкета О. Г. ?
Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей (законных представителей). Очень часто родители (законные представители) не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение» ребенка в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях, с ранних лет обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети. Наша задача выработать в нем критическое мышление. Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны сети Интернет.
От успешного решения вопросов укрепления здоровья наших детей, подростков во многом зависит будущее нашей страны, будущее России, её экономическое, социальное и демографическое благополучие, обеспечение обороноспособности и безопасности страны и, самое главное, – физическое и нравственное здоровье наших граждан, всего общества.
Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра. Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятие физической культурой и спортом, доброжелательные отношения с окружающими.
Опасные риски в образовании сегодня велики. Насилие в школе – буллинг (издевательства, травля) становится рядовым явлением. Английское слово буллинг (хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Буллинг может быть как в физической, так и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. Жертвы буллинга в подавленном состоянии способны на самые отчаянные шаги, вплоть до ухода из жизни.
Новейшая форма в проявлении школьного насилия - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации: компьютера, сотового телефона, планшета. Кибербуллинг – подростковый виртуальный террор, он невидим, но оттого не менее страшен. Мотивацией к кибербуллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др.
Вредные привычки и их последствия – это тема, которая всё больше волнует и тревожит наше общество. Подростки и юношество представляют собой группу повышенного риска. Как бы мы ни ограждали своего ребёнка от данной проблемы, к сожалению, в его жизни сложится такая ситуация, когда ему предложат попробовать первую сигарету, алкоголь, наркотическое средство. И мы не знаем, как ребёнок поведёт себя в данной ситуации, сможет ли он противостоять уговорам. Роль семьи в профилактике вредных привычек очень велика. Родители должны учить ребёнка критически относиться к пагубным привычкам, расширять круг полезных потребностей и интересов детей. В первую очередь они должны своим образом жизни показывать пример своим детям. Родителям необходимо помнить, что их ребёнок, состоявшийся как нравственная и успешная личность, есть самая высокая мера оценки их жизненного пути.
Рассказывайте своим детям убедительно и спокойно о воздействии вредных привычек на организм, о механизме привыкания. Расскажите о сломанных судьбах, разрушенных семьях. Обязательно научите ребёнка отказываться от предложения покурить или выпить. Если вам удастся убедить ребёнка в том, что именно отказ от наркотиков – признак взросления, то ваш ребёнок будет защищён от страшной беды.
Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из приоритетных направлений органов государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества и должно носить системный и последовательный характер, корректироваться исходя из задач, которые ставит Президент Российской Федерации. Социальная ситуация развития современного детства представляет собой определенные риски для безопасного развития ребенка в различных сферах: физической, ментальной, психологической и духовно-нравственной. Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и родители, и педагоги. Тогда жизнь детей будет в безопасности.
Анкета для родителей (законных представителей)
на наличие игровой интернет-зависимости их ребёнка.
Поставьте в соответствующую графу 1 балл за каждый вопрос, на который вы ответили положительно.
- Много ли времени ребенок проводит за компьютером, игровой панелью, планшетом, карманным персональным
компьютером, смартфоном, играя в компьютерные игры?
2
Легко ли ребенок прекращает игру по вашему требованию?
3
Часто ли бывают ситуации, когда ребенок прячется от вас и играет в компьютерные игры?
4
Часто ли ребенок рассказывает вам о персонажах из компьютерных игр и игровых ситуациях?
5
Часто ли ребенок с друзьями обсуждает игровые ситуации?
6
Изменился ли резко внешний вид ребенка, одежда?
7
Появились ли у него странные и нетипичные предметы: меч, плащ, необычные аксессуары, обувь?
8
Просит ли он у вас обновить компьютер? Сделать его мощнее, быстрее?
9
Просит ли ребенок деньги на игры или на непонятные вам цели?
10
Изменились ли резко привычки ребенка?
Если сумма баллов дает больше 5, то вам надо обратить внимание на возможную игровую зависимость вашего ребенка.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы обеспокоены безопасностью ребенка при его работе в Интернете или при использовании мобильной связи:
- Если ребенок подвергся опасности или стал жертвой сетевых преследователей и мошенников.
- Обратитесь на линию помощи «Дети онлайн». Эксперты помогут решить проблему, а также проконсультируют по вопросу безопасного использования детьми мобильной связи и Интернет.
- Позвоните по телефону8-800-25-000-15(звонок по России бесплатный, прием звонков осуществляется по рабочим дням с 9-00 до 18-00 мск)
- Или направьте Ваше письмо по адресу:
Правила безопасности при обращении с электроприборами
#1053;еукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть - шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора произведите в обратном порядке.
2. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
3. Не пользуйтесь электроутюгом, плиткой, чайником, паяльником без специальных несгораемых подставок.
4. Опасно использовать электроприбор с повреждённой изоляцией шнура. Если вы увидели оголённый провод, неисправный выключатель, розетку – сразу сообщите об этом взрослым.
5. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включённом в сеть нагревателе.
6. Не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы, включённые в сеть.
7. Никогда не тяните электрический провод руками.
8. Не используйте бумагу или ткань в качестве абажура электролампочки.
9. Уходя из дома, выключайте свет и электроприборы.
Правила личной безопасности в доме
- 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно кладите на место.
Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
- 2. Ни в коем случае не пробуйте самостоятельно никакие лекарства. Вы можете отравиться.
- 3. Не открывайте и не пробуйте никаких упаковок с бытовой химией. Это опасно для жизни!
- 4. Если вы почувствовали запах газа, соблюдайте следующие правила:
- Ø сообщите взрослым;
- Ø откройте окна, форточки, двери и проветрите квартиру;
- Ø закройте краны на плите;
- Ø не включайте и не выключайте (если он включен) свет и не зажигайте спички;
- Ø позвоните по телефону 04.
- 5. Никогда не играйте на балконе в подвижные игры и не перегибайтесь через перила балкона.
Правила личной безопасности на улице
1. Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными ребятами на улице.
2. Не играйте на дороге, идя из школы домой.
3. Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.
4. Будьте внимательны при входе в жилище. Не заходите в подъезд и лифт с незнакомым человеком.
5. Не играйте с наступлением темноты, а также в тёмных местах, на пустырях, свалках, рядом с дорогой, в пустых или разрушенных зданиях.
6. Никогда не садитесь в машину к незнакомому человеку.
7. Не слушайте на улице аудиоплеер: в наушниках невозможно распознать звуки,
предостерегающие об опасности (например, шаги за спиной, шум в кустах и др.).
8. Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости,
послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.
9. Обо всех подозрительных случаях и обо всём, что было на улице, сообщайте
родителям.
Как не стать жертвой преступления
1. Если вы оказались дома один, никому чужому или малознакомому не открывайте дверь, кем бы он ни представлялся (сантехник, электромонтёр,
почтальон, милиционер, знакомый родителей). Среди множества честных и порядочных людей встречаются ещё и грабители, разбойники и мошенники. Говорите с любым незнакомцем через дверь.
2. Не теряйтесь, если, находясь в квартире, услышите, что кто – то пытается открыть замок входной двери, а громко спросите: «Кто там?»
3. Если незнакомцы продолжают открывать, по телефону «02» вызовите милицию, точно указав адрес, а затем с балкона (из окна) просите соседей и прохожих о помощи.
4. На телефонные звонки с вопросом, дома ли и когда вернутся с работы родители, надо ответить, что они заняты, и спросить, кому и куда позвонить.
5. Уходя из дома, не забывайте закрыть балкон, форточку и окна, особенно, если живёте на первом или последнем этаже.
6. Не оставляйте в дверях своей квартиры записок – это привлекает внимание посторонних.
7. Не хвастайтесь перед сверстниками тем, какие у вас дома есть дорогостоящие предметы (телевизионная, видео – и радиоаппаратура, одежда, украшения и т. п.), а также количеством денег.
8. Не приглашайте в дом незнакомых и малознакомых ребят ни под каким предлогом.
9. На вопрос незнакомых людей, дома ли папа или мама, лучше ответить, что родители сейчас дома.
Решение Общешкольного родительского собрания:
- Информацию принять к сведению.
- Родители ознакомлены с памятками и инструкциями, а также должны донести полученную информацию до учащихся.
- Родители обязуются:
- личным примером показывать недопустимость нарушения правил безопасности;
- контролировать безопасное использование детьми интернет-ресурсов на компьютере и в мобильном телефоне;
- провести беседы с детьми об использовании телефонов пожарной охраны в случае необходимости;
- провести с детьми беседы о недопустимости курения в детском возрасте;
- провести с детьми беседы о недопустимости пребывания в разрушенных помещениях, в целях исключения опасных для жизни и здоровья ситуаций.
- Объединить усилия семьи и школы для создания здоровых и безопасных условий обучения учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»
Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...
Методическая разработка по безопасности жизнедеятельности школьников: ПРОЕКТ "Лето - территория безопасности".
Цель пректа: пропогандироватьи воспитывать культуру безопасного поведения воспитанников через проектную деятельность....
выступление на общешкольном родительском собрании «Семья и школа: территория безОпасности».
В данном выступлении рассказывается о взаимодействии учителей и родителей в плане личной безопасности детей...
Гимназия - территория безопасности
Правила поведения в гимназии...
Проект для начальной школы "Школа - территория здоровья"
Проект "Школа - территория здоровья" был реализован в начальной шокле в 2016-2017 учебном году. В опубликованном материале вы найдете не только положение о проекте, но и результаты его реализации с фо...
Лекция для родителей «Семья и школа: территория безопасности».
Что мы знаем о личной безопасности наших детей?Какова роль родителей в её формировании?С помощью каких способов возможно научить ребёнка таким важным на сегодняшний день правилам безопасности?Именно о...
"Территория безопасности"
Информационый час...